Декларация страны происхождения товара: что это за документ и где его взять?

Содержание:

Закупка программного обеспечения

Как применять механизм

С 1 января 2016 года заказчики устанавливают запрет на допуск иностранного программного обеспечения и прав на него. Такие правила установлены . ПО считают отечественным, если сведения о нем включены в Единый реестр российских программ.

Запрет на закупку иностранного ПО действует при любых конкурентных процедурах, а также закупках у единственного поставщика или исполнителя, кроме случаев, когда заказчиком подготовлено и включено в документацию о закупке обоснование невозможности соблюдения запрета. Запрет не действует для ПО из ЕАЭС.

Страна происхождения

Подтвердить происхождение необходимо декларацией о том, что товар есть в российском или евразийском реестре ПО ().

Смешанные лоты

Смешанные лоты не запрещены. Однако будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь объектов в закупке.

Подробнее читайте в рекомендации «».

Также важно:

Какими документами подтверждается происхождение товара?

Ответ на этот вопрос зависит от того, что именно закупается. Действующие правила предусматривают такие подтверждающие документы:

  1. Декларация о стране происхождения — составляется в свободной форме.
  2. Акт экспертизы Торгово-промышленной палаты (выдается сроком на 1 год).
  3. Сертификат СТ-1 (выдается на основании указанного выше акта или по заявлению поставщика разово, на 3 месяца или на год).
  4. Копия СПИК — специального инвестконтракта, по которому юридическое лицо инвестирует в производство товара на территории страны 3 млрд рублей и более, и товар закупается без конкурса.

В следующей таблице представлены некоторые группы товаров и документы, которыми подтверждается их российское происхождение.

Таблица. Документы для подтверждения некоторых объектов закупки

Объект закупки Документы

Радиоэлектронная продукция

  • СПИК,
  • подтверждение Минпромторгом России производства этих товаров на территории России,
  • уведомление Минпромторга о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения,
  • разовый или годовой сертификат СТ-1
Мебель,

Продукция машиностроения

  • СПИК,
  • акт экспертизы ТПП,
  • сертификат СТ-1

Медизделия, для которых установлены ограничения допуска

Продукты
  • декларация о стране происхождения товара,

  • декларация о производителе товара

Товары легкой промышленности
Программное обеспечение
  • название программного продукта,

  • декларация в свободной форме о стране происхождения

В документации может быть установлено, что поставщик обязан в качестве подтверждения происхождения товара представить сертификат СТ-1. Если такое требование отсутствует, то выбор документа остается на усмотрение поставщика.

Декларация о производстве продукции может быть составлена изготовителем самостоятельно в свободной форме.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 7 декабря 2015 г. N Д28и-3535 О правилах указания страны происхождения товаров в заявке при проведении закупок

16 марта 2016

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о представлении разъяснений положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и в части своей компетенции сообщает.

В соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) определение страны происхождения товаров производится в случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Также отмечаем, что для приобретения товарами статуса товаров Таможенного союза такие товары должны быть подвергнуты технологическим или производственным операциям, достаточным для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место.

Определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию осуществляется в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О единых правилах определения страны происхождения товаров» (далее — Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 г.), а в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, — с Соглашением о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 г. и главой 7 ТК ТС.

При необходимости определения страны происхождения товаров, происходящих с территории государства — члена Таможенного союза, применяются правила определения страны происхождения товаров, установленные в Соглашении Правительств государств — участников стран Содружества Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. «О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств».

Согласно пункту 5 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее — Договор о ЕАЭС) глава 7 «Страна происхождения товаров» ТК ТС применяется с учетом положений статьи 37 Договора о ЕАЭС. До вступления в силу правил определения происхождения товаров, устанавливаемых Евразийской экономической комиссией, применяется Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 г.

При этом необходимо использовать Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ), утвержденный постановлением Госстандарта России от 14 декабря 2001 N 529-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира», так как если названия страны приведено в заявке произвольно, то это может ввести комиссию в заблуждение, повлечь включение в контракт недостоверных сведений.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г

N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департаментаразвития контрактной системы М.В. Чемерисов

Сертификат СТ-1: когда подавать и как сделать

В рамках национальной закупки в первой части заявки поставщик подает декларацию, во второй — сертификат по форме СТ-1 для случаев, когда он предлагает к поставке например:

  • медицинские изделия;
  • мебель;
  • лекарства;
  • некоторые товары из области машиностроения;
  • радиоэлектронные товары.

Сведения в обоих документах должны совпадать.

Заказчик прописывает требование прикрепить СТ-1 в документации и указывает ссылку на постановление, согласно которому для закупки применяется национальный режим, список подтверждающих СПТ документов. Обязательный пункт: ответственность за недостоверную информацию о СПТ.

Сертификат СТ-1 оформляется платно в торгово-промышленной палате своего региона. Заявитель (участник закупки) может являться производителем или собственником товара, а также перекупщиком. Во втором случае он должен предоставить в ТПП гарантийное письмо, которое подтвердит наличие контракта на поставку товара с производителем/собственником товара.

Специалисты палаты проверят пакет документов в течение пяти дней или проведут экспертизу товара, если требуется. После выдают акт. На его основании готовится сертификат.

Чтобы его получить, заявитель подает в ТПП документы:

  • заявление о выдаче СТ-1;
  • правоустанавливающие документы;
  • при наличии — годовой акт экспертизы. При отсутствии — лицензию о производстве товара или другие сведения, которые подтвердят возможность производства товара.

ТПП размещает сертификаты в реестре. В нем заказчик может проверить подлинность СТ-1 самостоятельно. Если документ не найден, значит он поддельный; заказчик в этом случае обязан отстранить недобросовестного участника.

Так выглядит сертификат СТ-1

Как и где получить сертификат СТ-1 в Ростове-на-Дону

В России сертификаты происхождения выдаёт Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ).

Документ оформляется на платной основе.

Заказать оформление сертификата СТ-1 можно в местном региональном отделении ТПП РФ или в уполномоченной ТПП РФ фирме-представителе (организации по сертификации).

Аккредитованный Центр сертификации «ТК Серт»:

  • Оформление сертификата СТ-1 на многие виды продукции
  • Бесплатная консультация по телефону: 8 (800) 700-94-61

Всего 4 шага чтобы получить сертификат:

Оставьте заявку на сайте или по телефону 8 (800) 301-51-60

Мы связываемся с вами

Подготавливаем документацию

Отправляем оригиналы

Какие документы необходимо предоставить для оформления СТ-1

Для получения сертификата СТ-1 нужны следующие документы (оригиналы или заверенные копии):

  • Заявление (в установленной ТПП РФ форме) с указанием: — реквизитов заявителя; — наименование промышленной продукции с указанием данных для её идентификации (марка, модель, маркировка, др.); — код классификации по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) — код по и Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) — другая информация.
  • Правоустанавливающие и регистрационные документы заявителя (ИНН, ОГРН, др.)
  • Копия общегражданского паспорта (для ИП)
  • Документы (отдельные или выписки) входящих в комплект конструкторской и технологической документации (ТУ и др.), подтверждающие, что продукт произведён в России
  • Контракт на поставку товара
  • Счёт-фактура
  • Товарная (товарно-транспортная) накладная
  • Описание продукта, паспорт продукта (формуляр технического устройства)
  • Сертификат соответствия ТР ТС
  • Документы на сырьё (для экспортёра-производителя товара)
  • При необходимости: заключения санитарно-карантинной службы
  • Дополнительные документы – при необходимости

Важно!Сертификат СТ-1 для Госсзакупок оформляется на основании первичного Акта экспертизы ТПП РФ 

Уточнить, какие документы для оформления сертификата СТ-1 нужны именно Вам относительно Вашего товара по телефону: 8 (800) 700-94-61

Сколько действует сертификат происхождения СТ-1

Срок действия сертификата происхождения СТ-1:

12 месяцев (1 год) с даты выдачи документа

Срок действия дубликата документа:

не превышает срок действия оригинала сертификата происхождения СТ-1 с даты его выдачи

Срок действия сертификата СТ-1 для Госсазкупок:

  • до момента завершения процедуры закупки
  • до 3-х месяцев (в случае участия в нескольких закупках)
  • до 12 месяцев (при закупке лекарственных средств)

Цена оформления сертификата СТ-1

Стоимость сертификат СТ-1 в Ростове-на-Дону в аккредитованном Центре сертификации ООО «ТК Серт»:

от 12000 рублей

Окончательная стоимость сертификата устанавливается в индивидуальном порядке и зависит от характера товара, сроков оформления документа и задач заявителя услуги.

  • Уточнить цену сертификата СТ-1 на Ваш товар по телефону: 8 (800) 700-94-61
  • Получить постоянную скидку!

Почему важно знать, где произведен продукт

В заявке наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ должно быть указано для каждого продукта, предлагаемого к поставке.

Официальный классификатор страны происхождения товара не утвержден. В качестве ориентира можно воспользоваться наименованиями, приведенными в Общероссийском классификаторе стран мира (ОКСМ). Однако Законом о контрактной системе обязательное применение ОКСМ при указании СПТ в заявках участников закупок не установлено.

Если в заявке указано, что продукт произведен в России или другой государстве ЕАЭС, это является условием предоставления преференций к поставляемой продукции в случае, если документация о закупке содержит указание на применение национального режима.

Правила определения

Необходимо понимать и различать следующие категории товара:

  1. Место нахождения его производителя.
  2. Наименование места его происхождения.
  3. Наименование страны торгового знака.

Покажем разницу на примере.

Владелец товарного знака iPhone — корпорация Apple, которая зарегистрирована в штате Калифорния, а ее дочерние компании раскиданы по всему миру (например, для Европы — в Ирландии). При этом собирается iPhone в КНР, в провинции Гуанчжоу.

Таким образом, для европейского рынка это будут:

  1. США, штат Калифорния.
  2. КНР, провинция Гуанчжоу.
  3. Ирландия.

Также есть понятие «локализация» — это когда «каркас» (например, автомобиля), который собирается в одном государстве (например, БМВ присылает из Польши в Калугу комлектующие в частичной сборке, а полная сборка происходит в Санкт-Петербурге или Москве), а финальная сборка происходит в другом. В этом случае ситуация следующая:

  1. Республика Польша.
  2. Российская Федерация.
  3. ФРГ.

Основные документы закупочного процесса по 223-ФЗ

  1. Положение о закупках: публикуется на неопределенный срок, не может противоречить законодательству, обязательно соблюдаются принципы 223-ФЗ и 135-ФЗ. Содержит базовые нормы, регулирующие закупки организации на всех этапах этого процесса — от планирования, до заключения договора и приемки товаров, работ, услуг. Именно в положении о закупках определяются возможные способы закупки, как конкурентные, так и неконкурентные, а также случаи их использования, что находит свое отражение в плане закупок, закупочных процедурах.
  2. План закупок: по общему правилу публикуется на календарный год, содержит базовые параметры каждой будущей закупки, при этом закупочная документация противоречить им не может.

План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается на срок от 5-ти до 7-ми лет. План закупки у СМП размещается на срок не менее чем 3 года.

  1. Извещение о закупке: действует на время проведения конкретной закупки, не может противоречить ее параметрам, заданных планом, и содержит резюмированное описание условий, которые раскрываются в документации о закупке (при наличии).
  2. Документация о закупке (в т.ч. конкурсная документация, аукционная документация и т.п.). Действует на время проведения конкретной закупки. Комплект документов формируется в соответствии с Положением о закупке и содержит необходимую и достаточную информацию для участия в ней, а также об условиях договора, заключаемого по результатам закупки, в том числе:

    • требования к качеству, техническим характеристикам и функциональным характеристикам продукции, требования к условиям поставки и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемой продукции потребностям заказчика
    • требования к содержанию, форме, оформлению, составу, сроку действия заявки на участие в конкурентной закупке, инструкцию по ее подготовке
    • требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик
    • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги
    • сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора
    • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги
    • формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о конкурентной закупке
    • описание предмета конкурентной закупки в соответствии с ч.6.1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ и настоящим Положением
    • предмет закупки с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, когда невозможно определить количество товара, конкретный объем работ, услуг
    • и другие существенные условия, определенные Положением о закупке заказчика
  3. Закупочные протоколы (в т.ч. протокол подведения итогов закупки): фиксируют основные этапы и результат закупки. Не могут противоречить условиям закупочной документации. Итоговый протокол фиксирует также предложение победителя закупки, который становятся частью заключаемого договора.
  4. Договор по итогам проведения закупки: фиксирует соглашение сторон об объеме их взаимных обязанностей в рамках поставки товаров, работ или услуг. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее, чем через 10 дней и не позднее, чем через 20 дней с даты публикации итогового протокола. Договор не может противоречить условиям закупочной документации и предложению победителя закупки (если эти условия уточняются по итогам преддоговорных переговоров, то результаты таких переговоров также публикуются).
  5. Иные документы в ходе исполнения договора, в том числе дополнительные соглашения об изменениях условий, расторжении договора, др.

Сертификат

Получить сертификат о происхождении товара можно в уполномоченном органе или организации той страны, откуда он ввозится. Эти организации, в свою очередь, выдают сертификат на основе сведений, которые получают из страны, где товар был произведен.

На территории Таможенного союза действуют определенные критерии, в соответствии с которыми указывается страна происхождения товара. Они закреплены в договорах между странами — членами ЕАЭС. Но товары ввозятся на территорию ТС и из прочих государств. При этом страна происхождения может быть указана на основании каких-то иных критериев, которые установлены в этих государствах. В таком случае внутри ЕАЭС страна происхождения должна определяться в соответствии с критериями, принятыми в Таможенном союзе.

Если товар вывозится с территории ЕАЭС, то сертификат о происхождении к нему прикладывается в случаях:

  • если он необходим в соответствии с условиями контракта или правилами той страны, куда товар будет ввезен;
  • если того требуют международные договоры.

Сертификат о происхождении товара прикладывается к таможенной декларации и прочими документами, когда товары помещаются под таможенную процедуру. Если таможня определит, что сертификат оформлен неправильно, то в предоставлении тарифных преференций декларанту может быть отказано. Также таможенный орган может запросить у организаций, которые выдавали такой сертификат, дополнительные документы и сведения.

Органы или организации, выдавшие сертификат, должны хранить информацию о его выдаче, в том числе его копию и прочие документы, не менее 3 лет.

Закупка радиоэлектронной продукции

Правительство утвердило и ограничило закупку иностранной радиоэлектроники . Суть ограничений – заказчик обязан отклонить все заявки или окончательные предложения с радиоэлектронной продукцией из иностранных государств, которые входят в .

Как применять механизм

Отклонить иностранные заявки нужно, если есть хотя бы два предложения, которые одновременно:

  • отвечают требованиям извещений и документации;
  • содержат предложения о поставке товаров из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции;
  • не содержат предложений о поставке одного и того же вида продукции одного производителя.

Страна происхождения

Чтобы подтвердить, что продукция отвечает требованиям извещения и документации, участник представляет номер реестровой записи. Прикладывать подтверждающие документы не нужно. Достаточно декларации о том, что продукция находится в Едином реестре. Об этом сказано в постановления № 878.

Смешанные лоты

Смешанные лоты запрещены. Не объединяйте в одной закупке продукцию, которая включена в перечень и отсутствует в нем ().

Что изменилось в 2019 году

С 30 мая Правительство расширило перечень случаев, когда нацрежим не действует. Заказчик не применяет национальный режим, если проводит закупку в рамках программ пограничного сотрудничества на 2014–2020 годы.

С 1 сентября 2019 года действуют новые правила нацрежима для радиоэлектроники и новый перечень продукции с ограничениями. Правила и перечень Правительство утвердило в .

16 сентября Минпромторг опубликовал единый реестр российской радиоэлектронной продукции согласно . Реестр состоит из двух блоков – телекоммуникационная электроника и радиоэлектронная продукция.

С 26 декабря из перечня радиоэлектронной продукции с ограничениями допуска исключили устройства хранения данных. Правки внесли .

Подробнее читайте в рекомендации «».

Также важно:

Закупка товаров станкоинструментальной промышленности

Как применять механизм

C 11 марта 2019 года Правительство запретило закупать иностранные товары станкоинструментальной промышленности для нужд обороны и безопасности государства. товаров и правила, по которым необходимо устанавливать и применять запрет на допуск, установили в .

Запрет также действует в отношении закупки работ и услуг, при оказании которых задействованы станкоинструментальные товары. Исключение – товары, которые произвели в странах ЕАЭС.

Страна происхождения

Происхождение продукции подтвердит наличие в реестре российской станкоинструментальной продукции или реестре евразийской станкоинструментальной продукции сведений о закупаемом товаре.

Смешанные лоты

Смешанные лоты прямо не запрещены. Однако для применения механизма продукция должна быть предметом одного лота.

Подробнее читайте в рекомендации «».

Закупка лекарств из перечня ЖНВЛП

Правительство ограничило закупки импортных лекарств . Ограничения установлены для жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Нормы не распространяются на товары, которые произвели в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Как применять механизм

Основной механизм – «Третий лишний». Заявку с иностранным ЖНВЛП отклоняйте при наличии двух предложений от участников с лекарствами из только из ЕАЭС. Механизм «включается» при любых конкурентных процедурах, когда одновременно:

  • помимо заявки с иностранным товаром подано не менее двух заявок с товарами только из ЕАЭС;
  • заявки с товарами из ЕАЭС полностью соответствуют требованиям документации о закупке, в том числе в них есть СТ-1;
  • в заявках с предложением товаров из ЕАЭС указаны товары разных производителей и не входящие в одну группу.

Страна происхождения

Участники, которые предлагают лекарства из ЕАЭС, подтверждают страну происхождения товара сертификатом формы СТ-1 или заключением, которое выдает Минпромторг ().

Участники, которые предлагают иностранные лекарства, не должны прикладывать подтверждающие документы. Согласно приказа №126н, чтобы подтвердить происхождение иностранного товара, участник должен указать наименование страны в заявке.

Смешанные лоты

Смешанные лоты допускаются. Однако лучше избегать смешанной закупки – ФАС принимает противоречивые решения, в ряде случаев указывает на ограничение допуска для продукции, не входящей в .

Что изменилось в 2019 году

12 октября Правительство утвердило перечень ЖНВЛП на 2020 год. Список дополнили 24 лекарственными препаратами, двумя новыми лекарственными формами, одну позицию исключили. Всего в перечень 2020 год вошло 758 лекарственных препаратов Новый перечень ЖНВЛП утвердили

Подробнее читайте в рекомендации «».

Также важно:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector