Придомовая территория и земли общего пользования

Правовой режим земельных участков общего пользования

Действующими законами гражданского и земельного законодательства установлен факт, что земельные участки, находящиеся в общем пользовании, могут находиться исключительно в собственности органов государственной власти или учреждений местного самоуправления муниципального масштаба. Существует категорический запрет на осуществление приватизации таких территорий.

Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков. Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.

Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.

Незаконный захват земель общего пользования

Если говорить о правонарушениях, производимых в ЗОП, то чаще всего из предметов спора решаются дела о самозахвате таких участков. Подведомственные органы контролируют законность и незаконность действий владельцев земли через специально уполномоченные органы по этому вопросу. Они ревизуют все пункты, приведённые выше, и следят за состоянием объектов, которые находятся в собственности муниципалитета. Юристы опираются на нормативные акты, прописанные в кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, где сказано, что:

  • самозахват территории или владение без надлежащих документов карается штрафом (от 500 до 200 000 рублей в зависимость от лица, совершившего нарушение);
  • должностные лица, которые выполняют контроль состояния и наличия всех документов: главный государственный инспектор по охране и эксплуатации земельных участков, главный инспектор по определённым объектам и главные городские и районные инспекторы по охране и пользованию землями;
  • разбирательству подлежат дела, в которых территория содержится в ненадлежащем состоянии, не ведутся мероприятия по охране природы, стройка сооружений без документов.

Согласно нормам Земельного кодекса РФ граждане могут обращаться при возникновении проблем в:

  • госземконтроль;
  • земельный контроль;
  • территориальное самоуправление.

Все споры о земельных участках производятся в судебном порядке. Суд выносит свой приговор на основе имеющихся у истца и ответчика доказательств. До того как дело будет принято к производству, его можно будет перенаправить в Третейский суд.

Нередким в судебной практике является вопрос постройки гаража на ЗОП. Бывает, что люди, увидев пустое место возле своего многоквартирного дома, решают там вроде и не в ущерб никому поставить гаражную постройку. В данном случае эта проблема может решиться согласованием спорных пунктов между владельцем постройки и соседями, которые выступают членами ТСЖ (товарищества собственников жилья) и являются совместными владельцами территорий, прилегающей к дому.

Во избежание проблем можно рассчитать, какая доля земли приходится на одного человека вашего жилого многоквартирного дома и занять эту законную часть, выделенную границами. Тогда необходимости в регистрации гаража нет. Если же все вышеупомянутые действия и договорённости не были совершены, то жильцы и муниципалитет могут признать постройку незаконной и подлежащей снесению.

Другой комментарий к статье 262 ГК РФ

1. Земельные участки общего пользования образуются в составе территориальных зон (см. коммент. к ст. 260) как «территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Территории общего пользования в городах и сельских поселениях предназначены для удовлетворения общественных интересов населения. Порядок использования территорий общего пользования определяется органами местного самоуправления» (ст. 40 Градостроительного кодекса).

Земельные участки общего пользования могут создаваться также в групповых интересах в таких некоммерческих объединениях граждан, как садоводческие, огороднические и дачные (Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан). С этой целью члены садоводческого, огороднического и дачного потребительского кооператива могут объединить паевые взносы, чтобы создать имущество общего пользования, находящееся в кооперативной собственности юридического лица. Часть такого рода имущества может выделяться в неделимый фонд (ст. 4 названного Закона). В их числе — земельный участок.

Земельные участки общего пользования, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в городских и сельских поселениях, создаваемые в общественных интересах органами местного самоуправления с учетом местных условий, в отличие от корпоративных земельных участков общего пользования, как правило, открыты для общего доступа. Хотя могут быть выделены подзоны, где градостроительным регламентом устанавливаются особенности использования территорий, связанные с земельным законодательством (см. коммент. к ст. 260), законодательством об охране окружающей среды (Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» — СЗ РФ, 2002, N 2, ст. 133) и законодательством об охране памятников истории и культуры (Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» — СЗ РФ, 2002, N 26, ст. 2519) (далее — Закон об объектах культурного наследия).

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон поселений и не подлежат приватизации. Земельные участки в составе рекреационных зон, в т.ч. занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (ст. 85 Земельного кодекса). В составе природных зон могут выделяться зеленые зоны как общедоступные, выполняющие санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции; в их границах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду.

Земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение (особо охраняемые территории), получают особый правовой режим. Если они федерального значения, то правовой режим устанавливается постановлениями федеральных органов государственной власти; если это территории регионального или местного значения, то постановлениями органов государственной власти субъектов Федерации или решениями органов местного самоуправления. В их числе — памятники природы, природные парки, дендрологические парки, ботанические сады, земли, обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут быть использованы для профилактики и лечения заболеваний. Так, границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством РФ (см. Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.12.96 N 1425 — СЗ РФ, 1996, N 51, ст. 5798).

2. В п. 2 комментируемой статьи заложена презумпция четкого обозначения границ индивидуально определенного земельного участка, находящегося в собственности. Если этого не сделано, то п. 2 комментируемой статьи устанавливает сервитут прохода для любого лица через участок при соблюдении двух условий — проходящий не причинит ущерба или беспокойства собственнику, а равно и субъекту иного вещного права на этот участок (не будет пользоваться урожаем на этом участке, протаптывать тропинку, шуметь).

Порядок действий

Хотя изменения, внесённые в «Дачную амнистию» в 2020 году, позволили значительно упростить процедуру приватизации, она всё ещё остаётся довольно долгой.

Чтобы не затягивать процесс ещё больше, следует своевременно оформлять всю необходимую документацию и пошагово следовать приведённой ниже инструкции.

Пошаговая инструкция

Чтобы получить право владения садовым или дачным участком, потребуется выполнить следующие действия.

Посетить учреждение, ответственное за выдачу правоустанавливающих бумаг на земельный участок:

  • правление садоводства (для тех, кто владеет наделом на территории СНТ);
  • отделение районной администрации (для индивидуальных землевладельцев).
  1. Передать в администрацию заявление на приватизацию земельного надела (в обращении как можно точнее прописать, где находится земля);
  2. Получить в администрации бумагу с решением, относительно предоставления права собственности на участок;
  3. Передать пакет документов в Росреестр для осуществления процедуры госрегистрации.

Куда обращаться

Индивидуальным владельцам придётся посетить всего два учреждения – районную администрацию и Росреестр, а у членов товариществ и кооперативов к этому списку добавляется правление садоводства.

Документы

Ниже приведён перечень документов, которые необходимо будет предоставить в администрации и Росреестре.

В местную администрацию

Для регистрации своих прав в соответствии с дачной амнистией достаточно будет предъявить:

  • удостоверение личности (паспорт);
  • нотариально заверенные учредительные документы СНТ;
  • документ, содержащий описание нужного садового участка (он имеет свободную форму и составляет его владелец земли, дополняя текст сведениями о размерах территории и расположении её границ);
  • решение, принятое правлением товарищества (содержит сведения о заявителе и его участке);
  • акт, подтверждающий факт передачи земли (договор, постановление местной администрации).

При этом содержание правоустанавливающих бумаг включает в себя пояснение, на основании какого права осуществляется передача участка:

  • долгосрочной аренды;
  • наследуемого владения;
  • бессрочного пользования.

В Росреестр

Чтобы оформить уже полученные права на землю, потребуется предъявить:

  • заявление о регистрации;
  • квитанцию, подтверждающую факт оплаты госпошлины;
  • кадастровый паспорт недвижимости;
  • документ, свидетельствующий о предоставлении права владения участком.

Однако, зачастую кадастровый план участка отсутствует, поэтому приходится самостоятельно заниматься вопросом его межевания.

Межевание

Без кадастрового плана невозможно подтвердить своё право владения, а так же производить с наделом любые юридически значимые действия.

Для заказа этого документа можно обращаться в МФЦ (многофункциональный центр) или Кадастровую палату.

Но прежде кадастровый паспорт должен быть оформлен. Для этих целей осуществляется межевание. Эта процедура является платной и занимает от 10 до 14 дней. В общей сложности на изготовление межевого плана уходит около 6 недель.

Помимо платы за работу сотрудникам геодезической компании потребуется представить правоустанавливающие документы на землю и копию паспорта владельца.

  • несоответствие кадастрового плана и размеров территории, которую гражданин хочет приватизировать;
  • различия между фактическим размером земельного надела и сведениями, отображёнными в садовой книжке;
  • факт несоблюдения внешних (общих с другими территориями) границ надела;
  • несовпадение информации в предыдущих отчётах СНТ и ныне предоставляемых сведений о владельце;
  • несоблюдение правил санитарной и пожарной безопасности;
  • наличие у СНТ задолженностей по налоговым выплатам и административным взысканиям;
  • выявление наличия на участке неоформленных объектов (теплиц, бань и т.д.).

Обязательно ли проводить межевание садового участка?

В настоящее время в интернете множество статей, в которых написано, что межевание является обязательной процедурой, без него нельзя продавать участок, дарить. Подобные статьи вводят землевладельцев в заблуждение. На самом деле проводить любые сделки без уточнения границ можно: и вступать в наследство, и дарить. У участка есть кадастровый номер, сведения о площади и другие уникальные характеристики, а также зарегистрированное право, что позволяет ему быть предметом оборота. Нет именно координат, позволяющих определить точное местоположение участка в пространстве. В 2021 году межевание земельных участков, в том числе на землях СНТ, является не обязательной, но рекомендуемой процедурой.

Но объективные причины за выполнение кадастровых работ по участку все-таки существуют. В первую очередь, покупатели не очень хотят приобретать участки, границ которых нет на публичной кадастровой карте. Однако если желающий найдется, ничего не помешает провести с ним сделку.

И еще одна рекомендуемая причина: чем раньше проведено межевание, тем больше вероятности не пострадать от неправильного межевания соседних участков.

Например, часто встречается такая ситуация: при межевании участка выяснилось, что все смежные земли уже провели процедуру по уточнению границ. Однако их межевание не в точности соответствует заборам: где-то на 20 см, где-то на 30 см смежные участки занимают место на карте того участка, который межуется последним. В итоге площадь объекта уменьшается на несколько квадратных метров по документам. Конечно, можно предъявить претензию соседям и подать на них в суд, но далеко не все граждане хотят вести длительные разборки по поводу нескольких квадратных метров.

Однако, существуют случаи, когда без межевания невозможно вступить в полноценные права распоряжения и пользования землей:

  1. Если нет правоустанавливающих документов на садовый участок.

Вы платите членские взносы, однако ни постановления о предоставлении участка в собственность, ни свидетельства, подтверждающего ваше право, у вас нет.

В этом случае оформить садовый участок в свою пользу возможно только обратившись в органы местной власти. Они направят проводить уточнение границ земли за ваш счет. Только после того, как границы участка будут определены, уполномоченная госструктура выдаст распоряжение о предоставлении участка в собственность.

Если правовые документы на землю есть (выписка из ЕГРН, свидетельство), то владелец участка сам решает, когда ему заказывать межевание.

  1. При необходимости получать разрешение на строительство.

С августа 2021 года вместо разрешений на строительство применяется уведомительная система, но суть осталась та же – прежде чем строить новый дом на участке, нужно с местной властью согласовать его параметры. А без уточнения границ участка получить все необходимые бумаги не получится. Но если вы уже построились и успели зарегистрировать садовый дом по дачной амнистии, вас это требование не коснется.

  1. При решении разделить свой участок, перераспределить с соседним участком, или объединить смежные участки. Для того чтобы преобразовать существующие земельные наделы, необходимо, чтобы их границы были определены в соответствии с действующим законодательством. Поэтому без межевания преобразовать участки не получится.

Таким образом, нельзя однозначно утверждать, межевание обязательно или нет, нужно рассматривать каждый случай индивидуально. Если вы не собираетесь делить свой участок на несколько самостоятельных участков, возводить на нем новый дом и у вас оформлено право, то вы сами делаете выбор, делать вам межевание или нет.

Если покупатель готов купить участок с неуточненными границами, никто не вправе приостановить такую сделку.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 августа 2008 г. № Д23-152 “Об определении понятия «земли общего пользования населенных пунктов» Письмо Федеральной налоговой службы от 24.06.2008 № 3-3-05/126”

20 октября 2008

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо Федеральной налоговой службы от 24.06.2008 N 3-3-05/126 по вопросу об определении понятия «земли общего пользования населенных пунктов», и сообщает.

Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Земельный кодекс не раскрывает понятия «другие объекты», расположенные на земельных участках общего пользования.

В Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) применяется термин «территории общего пользования», под которым понимается возможность для неограниченного круга лиц беспрепятственного пользования ими (пункт 12 статьи 1), в неисчерпывающий перечень которых включаются площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары. При этом Градостроительный кодекс в пункте 2 части 4 статьи 36 особо оговаривает, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.

В связи с тем, что земельные участки общего пользования представляют собой как незастроенные, так и застроенные территории, то на земельных участках общего пользования могут располагаться объекты незавершенного строительства или уже введенные в эксплуатацию здания, строения и сооружения, отчужденные в частную собственность в процессе приватизации.

В настоящее время пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. 13.05.2008) (далее — Федеральный закон N 178-ФЗ) установлена общая норма, согласно которой приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие). Согласно указанному пункту парки также входят в перечень объектов, расположенных на земельных участках в составе земель общего пользования.

В то же время, пункт 3 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ обязывает собственников объектов недвижимости, расположенных на земельных участках общего пользования, переоформить данные земельные участки в аренду.

По общему правилу, владение и пользование или временное пользование имуществом, переданным в аренду, осуществляется исключительно арендатором (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс). Следует отметить, что данная норма применительно к земельным участкам общего пользования, переданным в аренду, на практике затрудняет реализацию положения статьи 262 Гражданского кодекса о праве граждан свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Дополнительно информируем, что Минэкономразвития России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» не наделено правом давать разъяснения действующего законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента недвижимости А.И. Ивакин

Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 августа 2008 г. N Д23-152 “Об определении понятия «земли общего пользования населенных пунктов» Письмо Федеральной налоговой службы от 24.06.2008 N 3-3-05/126”

Текст письма официально опубликован не был

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Межевание земель общего пользования в СНТ

СНТ — садовое некоммерческое товарищество, которое предполагает выделение земельного надела под ведение огорода и соответствующей хозяйственной деятельности. Однако как и для любого иного типа территории для полноправного владения такой территорией должен быть оформлен . Он включает в себя определение границ и план всех имеющихся построек.

Межевание территорий, которые определены для общественного использования, осуществляется для разграничения всех соседних наделов. При этом оно может проводиться и в том случае, если право на собственность такой территории имеется у отдельного частного лица. В этом случае однако должно соблюдаться основное условие в предоставлении доступа к используемому объекту.

Оформление земель общего пользования в собственность СНТ

В отношении земельных участков совместного использования в СНТ в 2018 году часто возникает вопрос, оформлять их в собственность товарищества или нет. Такой обязанности в переоформлении перед СНТ по законодательству не имеется. Поэтому необходимость переоформления рассматривается им в индивидуальном порядке.

То есть при наличии ранее оформленных документов, которые соответствует действовавшим нормативам, допускается отсутствие современного кадастрового паспорта. Однако для возможности в полной мере оформлять новые документы без задержек и осложнений, рекомендуется все же привести документацию в соответствие с текущими стандартами.

Как поставить земли общего пользования на кадастровый учет в СНТ

Для постановки земли общего пользования в садовом товариществе на кадастровый учет необходимо предоставить следующую информацию:

  • схемы расположения земельных участков согласно межеванию, указание собственников, а также тех территорий, которые назначаются в общее использование;
  • подтверждение правомерности использования выделенных территорий — документы на использование и получение наделов;
  • данные по учредительной документации садового товарищества.

Все документы предоставляются в органы местного самоуправления. На основании проведенного межевания и предоставленной информации разрабатывается план территории, с указанием как частных земельных участков, так и объектов общего пользования. (О том, как поставить на учёт мотоцикл, читайте )

Правила эксплуатации земли общего пользования в СНТ
предписывают при этом, что отдельная приватизация допускается только в том случае, если сохраняется совместный доступ. При этом не допускается возможность определить в частное или долевое использование старых объектов. К примеру имеется дорога. Если соседи скинутся и проведут ее улучшение — они не смогут оформить долевую собственность на нее, поскольку она уже числилась по документам.

Налог на земли общего пользования в СНТ в 2018 году

Вопрос о налогообложении земель общего пользования в садовых товариществах является актуальным для всех участников. Часто возникают ситуации, когда налог просто распределяется в равной степени на всех, без учета льгот и их возможностей.

Чтобы определить порядок внесения платежей, необходимо обратиться к правоустанавливающим документам. Если во владении указанной территории перечислены конкретные лица, то налогообложение распределяется между ними. Если такого перечня не имеется, то налоговый сбор взимается с товарищества. Внутреннее поступление взносов на уплату налогов определяется общим собранием.

Расчет размера сборов основывается также на документах, подтверждающих право на данные территории. При отсутствии кадастрового паспорта и постановки на соответствующий учет, размер определяется по общему положению, установленному в регионе.

О том как выйти из СНТ читайте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector