«мы не наделены никакими правами». как работает закон об ответственном обращении с животными
Содержание:
- Домашнее содержание диких животных
- Кто отлавливает бездомных собак
- Главный вопрос: что будет с контактными зоопарками?
- Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
- Зоозащитники — о законе
- Как будет проходить процесс отлова безнадзорных животных
- Где выгуливают собак
- Статья 20. Общественный контроль в области обращения с животными
- Приюты
- Правила содержания
- Как будут работать приюты для животных?
- Предыстория
- К жестокому обращению приравнивается:
- Какие требования предъявляет закон к владельцам домашних животных?
Домашнее содержание диких животных
Закон коснулся правил содержания не только домашних животных, он также направлен на регулирование правового положения диких зверей. С момента вступления ФЗ № 498 в силу на территории РФ установлен запрет на домашнее содержание некоторых видов диких животных.
Какие дикие звери не могут проживать в квартире, указано в отдельном перечне. По замыслу законодателя, к диким животным, которые не могут законно содержаться в квартире, относятся:
- крупные хищники,
- ядовитые животные,
- опасные для жизни (например, скорпионы или гадюки),
- звери, для которых крайне трудно создать подходящие комфортные условия обитания на территории жилого дома (например, моржи, тюлени, бегемоты).
Напомним, что перечень животных, запрещенных на содержание в условиях квартиры, окончательно не утвержден соответствующим Постановлением Правительства. Вполне логичным будет добавление в имеющийся в открытом доступе следующий список:
- львы и тигры, которые часто становятся участниками модных фотосессий,
- акулы, которых содержат в неподходящих аквариумах,
- питоны и удавы, которые так любят навещать соседей.
Кто отлавливает бездомных собак
Службам отлова запрещено ловить бездомных животных на глазах у детей, если нет угрозы. Все свои действия специалисты должны записывать на видео. Если на животном есть ошейник с контактами хозяина или несмываемыми метками, его обязаны передать владельцу. Если хозяина нет, животных должны стерилизовать, сделать прививки и, если они не опасны для окружающих, выпустить обратно на улицу.
По словам зоозащитников, механизм отлова в Кирове налажен, пока сложностей с новым законом в этой сфере нет.
Конкурс по отлову и содержанию безнадзорных животных в 2021 году в Кирове выиграла волонтер «Дари Добро», предприниматель Вера Симонова.
Муниципальный контракт с Симоновой заключен на сумму 326,625 тыс. руб. По контракту, за год волонтеры должны отловить 250 собак. По словам руководителя организации Анастасии Садаковой, в месяц отлавливается в среднем 26.
После отлова собак помещают в карантин в деревне Осинцы (он рассчитан на 35–40 собак).
Главный вопрос: что будет с контактными зоопарками?
Принятие закона о животных было воспринято многими как прямой запрет на контактные зоопарки. В пункте 4 статьи 15 говорится о запрете деятельности, «основной целью которой является предоставление зрителям или посетителям физического контакта с животными».
Но все не так однозначно: во‑первых, в законе отсутствует понятие «контактный зоопарк», во‑вторых, пункт 5 той же статьи допускает «физический контакт зрителей с животными», если у животных будут недоступные для людей укрытия, куда они смогут уйти в любой момент.
По мнению зоозащитников, формулировки закона позволяют обойти запрет. Как отмечает руководитель общественной организации защиты животных «РусДог» Мария Белоусенко, предприниматели могут указать в документах регистрации, что физический контакт с животными является не основной целью, а второстепенной.
Ilya Naymushin / REUTERS
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) владелец животного (далее также — владелец) — физическое лицо или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании;
2) деятельность по обращению с животными без владельцев — деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
3) дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи (далее также — дикие животные в неволе), — дикие животные, изъятые из среды их обитания (в том числе ввезенные на территорию Российской Федерации из других государств), потомство таких животных (в том числе их гибриды);
4) домашние животные — животные (за исключением животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию), которые находятся на содержании владельца — физического лица, под его временным или постоянным надзором и местом содержания которых не являются зоопарки, зоосады, цирки, зоотеатры, дельфинарии, океанариумы;
5) жестокое обращение с животным — обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к содержанию животных, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе отказ владельца от содержания животного), причинившее вред здоровью животного, либо неоказание при наличии возможности владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии;
6) животное без владельца — животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен;
7) использование животных в культурно-зрелищных целях — использование животных при осуществлении деятельности в области культуры, отдыха и развлечений (в том числе в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах), на выставках животных, в спортивных соревнованиях, в процессе производства рекламы, при создании произведений кинематографии, для производства фото- и видеопродукции, на телевидении, в просветительской деятельности, в целях демонстрации (в том числе в местах розничной торговли, местах оказания услуг общественного питания);
8) место содержания животного — используемые владельцем животного здание, строение, сооружение, помещение или территория, где животное содержится большую часть времени в течение суток;
9) обращение с животными — содержание, использование (применение) животных, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье;
10) потенциально опасные собаки — собаки определенных пород, их гибриды и иные собаки, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и включенные в перечень потенциально опасных собак, утвержденный Правительством Российской Федерации;
11) служебные животные — животные, специально подготовленные и используемые (применяемые) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики и иных объектов, а также в иных целях, установленных законодательством Российской Федерации;
12) условия неволи — искусственно созданные условия жизни животных, которые исключают возможность их свободного передвижения вне специально оборудованных мест и при которых полное жизнеобеспечение животных зависит от человека.
Зоозащитники — о законе
Оксана Стрельцова:
― Дело даже не в том, что в законе не прописано, кто должен все контролировать, а в том, что способ контроля не указан. Если бы он был, люди нашлись бы. В каком-то регионе уже казаки хотят контролировать обращение с животными. А у нас что? Мне часто звонят, что где-то с животным плохо обращаются, плохо содержат.
Елена Волкомурова:
— Когда требовали принять этот закон, мы возлагали на него надежды. Но он принят не в той форме, в какой нам бы хотелось. Мне хотелось видеть ужесточение в виде штрафов хозяевам за выброшенных животных. Их стали чаще выбрасывать на улицу из-за слухов о введении налога на содержание домашних питомцев. Недавно мы подобрали мешок с шестью кошками.
Конечно, нужно чипировать животных ― и хотя это требование уже введено, люди не чипируют, и контроля за этим никакого нет. С принятием закона нам, зоозащитникам, в чем-то даже станет труднее: введен запрет на размещение у себя животных сверх какого-то числа. Количество пока не определено. Кроме того, в квартирах нельзя устраивать передержки ― кошек будет некуда деть, для них нет муниципального приюта.
Инна Романова:
― Моментально, конечно, ничего не изменилось после принятия закона. Люди, которые и так хорошо относились к животным, продолжат это делать, а, кто относился безответственно, те вообще не знают про этот закон. Еще очень мало прецедентов привлечения к ответственности.
Как будет проходить процесс отлова безнадзорных животных
Благодаря закону в России впервые закреплена практика ОСВВ — отлов, стерилизация, вакцинация и выпуск бездомных животных обратно на улицу. Эта программа действует во многих европейских странах и позволяет снижать численность уличных животных, так как они больше не размножаются.
Но вопрос собачьих стай эта программа не решает, отмечает волонтер движения «Супер Собака» Мария Серегина. «Стерилизация не дает гарантии снижения агрессивности. Такого рода животных лучше помещать в приют, но для этого нужно эти приюты открывать».
При этом требование вести видеозапись отлова Серегина приветствует: «У нас Россия. По документам могут отловить тысячу собак, а по факту не будет отловлено ни одной. Поэтому действительно нужно снимать на камеру и все фиксировать».
Краснодарская зоозащитница Анастасия Федюнина (руководитель ассоциации юристов и специалистов по правам и защите животных «Зооправо») утверждает, что компании-подрядчики, которые обязуются отловить животных, как правило, их убивают — потому что дешевле. «Из государственного бюджета выделяются средства для регулирования деятельности безнадзорных животных. Администрация муниципалитета составляет такой контракт, на который соглашаются исключительно живодеры. Добросовестный исполнитель его не подпишет, потому что у него не хватит денег реально выполнить эту работу. То есть заранее делают контракт для живодеров — убивать всегда дешевле».
Марат Абулхатин / фотослужба Госдумы РФ / ТАСС
Как правило, животных травят курареподобными отравляющими препаратами — дитилином или его аналогом адилином. В России они запрещены и за их использование предусмотрена уголовная ответственность, но они до сих пор применяются из-за дешевизны. В больших дозах эти препараты угнетают дыхание, и через 10−20 минут после попадания в организм животное в мучениях умирает от удушья. При этом животное все это время остается в сознании, все понимает, но даже не может пошевелиться.
«Сейчас курареподобные препараты, в соответствии с законом, использовать нельзя, потому что это антигуманно. Уже заведен ряд уголовных дел на врачей, которые их используют. И я считаю, что это справедливое наказание. Врач и никакой другой человек не имеют права использовать для эвтаназии курареподобные препараты, это очень жестоко, это приводит к страданию животного и болезненной смерти. Это еще хуже, чем стрелять, ведь процесс удушения длится от нескольких до десяти минут», — комментирует ветеринарный врач, президент Российской ассоциации практикующих ветеринарных врачей, кандидат ветеринарных наук Сергей Середа.
Артем Геодакян / ТАСС
Где выгуливают собак
Закон обязывает хозяев выгуливать животных только на специально отведенных для этого площадках и убирать за ними.
По информации из мэрии, в Кирове специализированная площадка для выгула собак оборудована в Кочуровском парке. В 2021 году планируется сделать еще одну в парке им. Ю. А. Гагарина у филармонии. Еще две площадки — в микрорайоне Метроград и у Дворца пионеров — организовали сами собаководы. В остальных общественных местах, уточнили в мэрии, собак можно выгуливать на поводке или в наморднике и убирать за ними.
По мнению волонтера организации «Дари добро» Инны Романовой, для такого большого города площадок ничтожно мало:
― Просто глупо осуждать владельцев животных за то, что они гуляют в местах, не предназначенных для выгула. Ведь элементарно ― до этих площадок еще нужно добраться. А если живешь на другом конце города?
Статья 20. Общественный контроль в области обращения с животными
1. Общественный контроль в области обращения с животными осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общественный контроль в области обращения с животными не осуществляется в отношении служебных животных, используемых федеральными органами исполнительной власти.
2. Результаты общественного контроля в области обращения с животными, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области обращения с животными в качестве общественных инспекторов в области обращения с животными.
4. Общественным инспекторам в области обращения с животными органами государственного надзора выдаются соответствующие удостоверения.
5. Общественный инспектор в области обращения с животными имеет право:
1) фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области обращения с животными и направлять соответствующие материалы в органы государственного надзора;
2) содействовать органам государственного надзора в предупреждении и выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными;
3) участвовать в работе по просвещению населения в области обращения с животными;
4) подготавливать по результатам осуществления общественного контроля в области обращения с животными итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
6. Общественный инспектор в области обращения с животными при осуществлении общественного контроля в области обращения с животными обязан:
1) соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с деятельностью физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
2) не создавать препятствия деятельности физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
7. При осуществлении общественного контроля в области обращения с животными запрещается устанавливать ограничения осуществления общественными инспекторами в области обращения с животными фото- и видеосъемки, а также применения средств звукозаписи (аудиозаписи).
8. При осуществлении общественного контроля в области обращения с животными общественным инспекторам в области обращения с животными должен быть обеспечен доступ на территорию приюта для животных и в его помещения.
9. Порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, в том числе форма удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия общественных инспекторов в области обращения с животными с органами государственного надзора, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приюты
С 2021 года приюты обязаны содержать больных и брошенных животных пожизненно ― усыплять их нельзя без медицинских показаний. Когда животное привезут в приют, сотрудники должны опубликовать в интернете информацию о нем и отчитываться о его судьбе. Закон наделяет местные власти правом создавать муниципальные приюты.
В Кирове муниципального приюта нет. По адресу Больничный переулок, 6 находится временная передержка для собак, которую волонтеры построили своими силами.
― Землю для содержания животных нам выделила администрация, за что мы очень благодарны. Земля находится в безвозмездном пользовании, мы ничего не платим, вся деятельность на территории приюта — за счет средств жителей города, ― рассказала руководитель кировской общественной организации по защите животных «Дари добро» Анастасия Садакова.
Приют на Больничном рассчитан на 160 животных, сюда привозят пойманных на улицах собак, которые за 10 дней в карантине не нашли новый дом. На территории есть стационар и уличные крытые вольеры и будки.
Приют «Мокрый нос» в Больничном переулке
В администрации Кирова «7х7» сообщили, что постановление правительства РФ о муниципальных приютах находится на этапе публичных обсуждений и антикоррупционной экспертизы, поэтому в городе этот вопрос пока не обсуждается.
Председатель областной общественной организации защиты животных «Зоокоролевство» Оксана Стрельцова уверена, что приюты должны быть именно муниципальными, а не частными:
― Безнадзорных животных нужно отлавливать — а куда их везти? Муниципальных приютов нет, усыплять нельзя, а животное живет 10–13 лет, и что с ним делать частным приютам, любителям? Общественники когда-нибудь чисто физически не смогут этим заниматься.
Правила содержания
Какие правила установлены законом по вопросу содержания домашних животных?
- запрет использования в целях получения прибыли, т.е. в предпринимательской деятельности;
- максимальное количество зверей, которых может содержать владелец в квартире, должно соответствовать санитарным нормативам, а также ветеринарным правилам;
- общие требования к их содержанию (например, уход, лечебная помощь, недопущение нежелательного потомства и т.д.);
- необходимо учитывать законные права и интересы соседей.
Требования к выгулу домашних животных:
- владелец должен обеспечить безопасность не только граждан и животных, но и имущества;
- запрет на свободное перемещение: на проезжей части, в помещениях общего пользования в многоквартирных домах; во дворе; на детских площадках; на спортивных площадках;
- уборка продуктов жизнедеятельности питомца. Как будет осуществляться проверка выполнения данного требования на практике, законодатель пока не уточнил.
Как будут работать приюты для животных?
При попадании бездомного животного в приют (как государственный, так и частный) ему должны провести клинический осмотр и обеспечить 10-дневный карантин. Затем животное должны вакцинировать, поставить на учет, промаркировать неснимаемыми и несмываемыми метками, а также стерилизовать. После этого неагрессивных животных предполагается отпускать. Процесс возврата животного в среду обитания должен быть снят на видео.
Данные о беспризорных животных, которые поступили в приют (фотография, краткое описание, дата и место обнаружения), должны размещаться в интернете в течение трех дней.
Также в законе сказано, что животные должны содержаться в приюте до наступления естественной смерти, до возврата на прежние места обитания или до передачи новым владельцам. Умерщвлять питомцев приютов запрещено, за исключением тех случаев, когда животное обречено и требуется прекратить его физические страдания. В такой ситуации это делает ветеринар и только гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть. Помимо этого закон запрещает передавать питомцев приюта для использования в качестве лабораторных животных.
По словам волонтера движения «Супер Собака» Марии Серегиной, в законе не прописано наказание за ненадлежащее обращение с животными и ничего не сказано о создании приютов в регионах. «Если в Москве порядка 13 муниципальных приютов, то в регионах их практически нет. Без соответствующего распоряжения об их создании все бессмысленно. В законе оговаривается запрет на отстрел животных, а с другой стороны, куда их тогда девать? Их нужно помещать в приюты, а для этого приюты нужно открывать».
Еще один вопрос у зоозащитников и волонтеров вызывает регистрация животных. «Допустим, мы находим на улице собаку, — рассказывает Мария Серегина, — даже если она с ошейником или поводком, это не сыграет большой роли, потому что у нас в стране нет никакой единой базы учета животных. Хотя правительство Москвы говорит, что она есть, по факту ее нет. Найдя собаку на улице, мы не сможем найти ее хозяина. Соответственно, не сможем его оштрафовать. Все упирается в то, что собаку нужно регистрировать, как это делается во всех цивилизованных странах мира. И даже в менее развитых, чем Россия».
Владелец частного приюта «Муркоша» Григорий Добрый говорит, что хоть закон и требует доработки, все равно это большой провыв. «На законодательном уровне понятия частного приюта вообще не существовало до принятия закона, в этом документе впервые было введено такое понятие, притом что де-факто частных приютов в России сотни».
Вячеслав Прокофьев / ТАСС
Предыстория
Нынешний закон — не первая попытка урегулировать эту сферу. Еще в 1999 году Госдума приняла закон «О защите животных от жестокого обращения», который годом позже был отклонен Путиным, на тот момент исполнявшим обязанности президента. Причина — отсутствие предмета правового регулирования и противоречие отдельных его положений Конституции и ряду федеральных законов.
Для доработки законопроекта создали спецкомиссию (против ее создания в Думе активно Владимир Жириновский, отмечая что «мы людей не можем защитить, они комбикорм едят»), но она не смогла выработать текст, который устроил бы всех. В результате документ восемь лет пролежал в Госдуме и в 2008 году депутаты решили, что продолжать работу над этой концепцией нецелесообразно.
Нынешний законопроект был внесен в парламент в 2010 году на тот момент депутатом Владимиром Мединским (сейчас министр культуры) и Евгением Туголуковым (сейчас занимается фармацевтическим бизнесом). В первом чтении его приняли в марте 2011-го, а дальнейшее продвижение опять застопорилось на несколько лет.
Александр Щербак / ТАСС
Во многом это было связано с тем, что в России обращение с животными никогда отдельно не регламентировалось и депутаты при работе над законопроектом столкнулись с «правовой дырой» — например, в законодательстве нигде не было зафиксировано, как содержать животных в цирках.
Кроме того, закону противостояло сильное охотничье лобби, а также ряд высокопоставленных политиков, в том числе сенатор Андрей Клишас, губернаторы Сведловской и Астраханской областей Евгений Куйвашев и Александр Жилкин. В 2017 году инициатива запретить контактную притравку животных (специальные тренировки, в ходе которых охотничьих собак или птиц натравливают на привязанную дичь; в большинстве стран это запрещено) поссорила Госдуму и Совет Федерации. Сенаторы , что закон ставит «на грань гибели тысячелетнее охотничье собаководство» и может обидеть охотников — «пятимиллионную часть лояльного государству общества», а депутаты обвиняли противников в «поощрении живодерства». В итоге закон был принят, и с 4 сентября 2018 года контактная притравка в России запрещена полностью.
Помимо охотников работе депутатов все эти годы производители лекарств для эвтаназии животных (новый закон для них невыгоден, так как он запрещает умерщвлять бездомных животных, а вводит практику ОСВВ: методика «отлов — стерилизация — вакцинация — возврат»), а также свои интересы пытались лоббировать производители кормов для животных.
Петр Ковалев / ТАСС
К жестокому обращению приравнивается:
- Физический вред
- Оставление животных без еды и воды
До этого наказать живодеров было практически невозможно. Даже прогремевшие на весь мир хабаровчанки Алина Орлова и Алена Савченко, которые жестоко расправились с десятками кошек и собак, а после разместили фото в соцети, получили свои сроки не за жестокое обращение с животными, а за разбой и оскорбления чувств верующих.
Теперь нарушителями могут признать не, только тех, кто наносит физический вред собакам и кошками, но и тех, кто содержит животных в плохих условиях или оставляет хвостатых без пищи и еды.
– У нас бывали в Хабаровске случаи, когда хозяева не кормили своих крупных собак, доводя их до состояния скелета, – вспоминает лидер движения «Зоозащита ДВ» Наталья Коваленко, – забрать животного у такого горе-хозяина мы не могли, оно считается его собственностью.
Количество кошек и собак в одной квартире – не ограничено
Зоозащитники переживали, что законодатели введут, как и обещали, ограничение на количество животных в одной квартире, но этого не произошло.
– Но теперь норма по условиям содержания. Если в квартире живет 30 кошек, но в жилье чисто, запаха нет и соседи не жалуются, то все нормально. Но, если даже одну кошку люди не могут содержать в чистоте, то животное полицейские могут забрать и поместить в приют, – пояснила Наталья Коваленко.
Кстати про создание приютов для бродячих животных в новом законе не говорится. Их как прежде могут по своей инициативе создавать регионы или сами граждане за свой счет.
Какие требования предъявляет закон к владельцам домашних животных?
Теперь по закону владельцы обязаны обеспечивать животным уход и ветеринарную помощь, делать прививки, удовлетворять потребности питомцев в еде, воде, сне, движении и заботиться о том, чтобы у животного не было нежелательного потомства.
Закон уточняет, что выгуливать питомцев можно только в тех местах, которые для этого отвели местные власти. При этом владелец обязан утилизировать отходы своего питомца, а также его останки после смерти.
Если у человека больше нет возможности или желания содержать животное, он обязан передать его новому владельцу или в приют, чтобы обеспечить условия содержания.
За нарушение требований закона владельцы животных и иные лица будут нести «административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
Как отмечают опрошенные Esquire эксперты, следить за соблюдением этих норм должен будет надзорный орган (например, зоополиция или подобная организация), создание которого считают необходимым. В законе также прописан пункт об организации деятельности общественных экспертов. Однако кто будет являться таковыми и когда они появятся — не ясно.