Дробление закупок: когда можно, а когда запрещено
Содержание:
- Заявка на участие в электронном аукционе
- Какой способ определения поставщика выбрать
- Признаки коррупционного правонарушения
- Современная практика судов в спорах о дроблении
- Почему несколько закупок у единственного поставщика на сумму до 400 тыс. руб. стало нарушением Закона о конкуренции?
- Что такое дробление закупки по 44-ФЗ, и ограничивается ли дробление закупки законодательством?
- Административная практика по ПП №2013
- Оценка нарушений в сфере закупок
- Дробление закупки по 44-ФЗ: понятие, признаки, меры ответственности, судебная практика
- Когда наступает уголовная ответственность
Заявка на участие в электронном аукционе
Заявка на участие в ЭА состоит из 2-х частей (ч. 2 ст. 66 44-ФЗ). Первую часть принято называть «Форма 2», на ее оформление влияет предмет контракта, а также тот факт, включена ли в аукционную документацию проектная документация, указан ли товарный знак или иные персональные критерии.
К структуре первой части заявки установлены требования в соответствии с положениями ч. 3, 3.1, 4 ст. 66 44-ФЗ.
Содержание первой части заявки (ч. 3 ст. 66 44-ФЗ):
1) согласие участника на исполнение обязательств на утвержденных условиях и не подлежащих изменению после проведения электронного аукциона. Данное согласие дается на ЭТП путем выставления «галочки» в соответствующем окне, поэтому отдельно готовить документ с согласием не нужно;
2) при закупке товара, а также товара, в том числе поставляемого при выполнении работ (оказании услуг):
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные характеристики товара, и указание на товарный знак (при наличии). Данная информация вносится в заявку, если в аукционной документации отсутствует указание на ТЗн или ТЗн отличается от указанного заказчиком.
Важно самым внимательным образом оформлять первую часть заявки. Она является своеобразным инструментом, которым пользуются недобросовестные заказчики, чтобы продвинуть на исполнение контракта «своего» исполнителя
Отнеситесь серьезно к этому моменту, не допускайте ошибок и не давайте таким заказчикам оснований для отклонения вашей заявки.
В ч. 3.1 ст. 66 44-ФЗ говорится, что первая часть заявки должна содержать только согласие на выполнение контракта, если в закупочную документацию включена проектная документация в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. Такое согласие дается с помощью функционала электронной площадки.
Содержание второй части заявки:
1) ФИО, адрес, контакты, ИНН (для иностранного лица – аналог ИНН) участника, учредителей, членов исполнительного органа;
2) соответствие участника требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника требованиям, указанным в п. 3 — 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Декларация подается на ЭТП, однако лучше подготовить отдельный файл с декларацией и включить его во вторую часть заявки;
3) копии документов о соответствии ТРУ требованиям законодательства РФ (если эти требования прописаны в аукционной документации).
Не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки (либо копия);
5) документы, подтверждающие право участника ЭА на получение преимуществ согласно ст. 28 и 29 44-ФЗ (если участник заявляет о получении таких преимуществ), или копии данных документов (Примечание: преимущества для учреждений и организаций уголовно-исполнительной сферы, а также организаций инвалидов);
6) документы, предусмотренные нормами закона, принятыми согласно ст. 14 44-ФЗ, в случае закупки ТРУ, на которые действуют данные нормативы, или копии таких документов. (Примечание: если участник не подает эти документы, то заявка считается заявкой, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными поставщиками);
7) декларация о принадлежности участника к СМП или СОНКО, если заказчик установил ограничения согласно ч. 3 ст. 30 44-ФЗ (Примечание: декларация подается на ЭТП. Однако, лучше подготовить отдельный файл с ней и подать его вместе со второй частью заявки).
Когда оператор ЭТП может вернуть заявку:
1) заявка нарушает требования ч. 6 ст. 24.1 44-ФЗ (документы не подписаны электронной подписью);
2) один кандидат направил более одной заявки на участие, не отозвав предыдущие заявки;
3) заявка от участника поступила после истечения срока подачи заявок;
4) заявка нарушает нормы ч. 9 ст. 24.2 44-ФЗ (до конца регистрации участника в ЕИС остается менее 3-х месяцев);
5) участник, ответственные или уполномоченные лица числятся в РНП;
6) в реестре участников закупок отсутствуют электронные документы (или их копии), утвержденные Постановлением Правительства РФ № 99 от 04.02.2015 г. согласно ч. 3 ст. 31 44-ФЗ, либо несоответствие таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении ЭА в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 44-ФЗ.
Какой способ определения поставщика выбрать
Термина «дробление закупки» нет ни в 44-ФЗ, ни 223-ФЗ. Заказчик самостоятельно решает, каким способом выбрать контрагента. Это относится и к конкурентным (конкурсы, аукционы, запросы котировок в электронном виде и др.), и к неконкурентным (сделка с единственным исполнителем) процедурам.
В некоторых случаях для заказчика будет выгоднее провести прямую закупку у одного поставщика, чем организовывать торги для нескольких организаций. Это обусловлено экономией времени, так как это совсем другие сроки, и закупки у ед. подрядчика проходят быстрее. К тому же закупщик уже уверен в наличии исполнителя (бывает, что по конкурентным торгам не приходит ни одной заявки).
В статье 93 44-ФЗ перечислены все случаи, когда можно заключить договор с единственным исполнителем. Наиболее распространен способ – заключение контракта по результатам электронной закупки, стоимость которого не выше 600 тыс. руб. (п.4 ч.1 ст.93). Для некоторых групп образовательных, культурных, социальных организаций — по п.5 ч.1 ст.93 – не более 5 млн. руб. или 50% от совокупного объема, но не более 30 миллионов.
В 223-ФЗ такие случаи не описаны, поэтому заказчик сам определяет их в положении о закупке.
Закупщик принимает решение о необходимости поделить один заказ на несколько сделок подешевле и отдать их одному исполнителю, а это и есть дробление.
Признаки коррупционного правонарушения
Используя служебное полномочие, представитель заказчика может умышленно нарушить государственные интересы для получения личной выгоды. Преступное деяние использует широкий спектр инструментов:
- Выставление необоснованной цены. Около 40% коррупционных преступлений в сфере закупок связано с завышением цены контракта. Сильно заниженная стоимость может сигнализировать о том, что работы по данному заказу проводиться не будут. Участники, состоящие в преступном сговоре, получают и делят между собой государственные средства.
- Заложение нереального времени для выполнения работы. Схема используется, когда нужная компания уже приступила к выполнению заказа. Остальные участники отсеиваются в связи с невозможностью уложиться во время, отведенное техническим заданием.
- Запрос от участников подтверждающих документов, которые не нужны. Это могут быть сертификаты на продукцию или лицензии на оказание услуг.
- Объединение нескольких принципиально различающихся лотов в один. Отсев участников связан с невозможностью большинства организаций одновременно предоставить разные виды услуг или поставить не связанные одной номенклатурой товары.
- Составление размытого технического задания. Из условий не ясно, какими характеристиками должен обладать предмет закупки.
- Закупка необоснованного товара или услуги. Трата государственных средств на приобретение предметов роскоши или других товаров, не соответствующих должностному статусу заказчика.
- Установление неудобной схемы оплаты заказа. Одной из разновидностей этого инструмента является длительная отсрочка оплаты.
- Фальсификация данных в ЕИС. В том числе внесение данных с использованием латиницы.
- Отклонение заявки неугодного исполнителя под вымышленным предлогом. Чаще всего основанием для отказа нарушители называют неполный комплект документов, предоставленных участником торгов.
Часто схемы формально не нарушают законодательство, но приводят к серьезному ущербу и торможению экономического развития.
Современная практика судов в спорах о дроблении
Вместо одного контракта заказчики решают оформить несколько контрактов по более низкой стоимости, то есть произвести дробление закупки. В этом случае исключено проведение конкурентных торгов, а поставку товаров или работу выполняет единственный поставщик. Проще говоря, вместо одного заказа стоимостью 1 млн. 800 тыс. рублей заказчик принимает решение заключить 6 сделок по 300 тысяч. Каждый из контрактов не противоречит условиям проведения малых закупок.
Обратимся к судебному случаю. Прокурор подготовил судебный иск и потребовал аннулировать два контракта между заказчиком и его контрагентом на однородные работы. Сделки были заключены на основании п.5 ч.1 ст.93 44-ФЗ и временной разрыв между ними составлял 1 месяц. Истец усмотрел в таком сотрудничестве сторон мошенническую схему, которая помогала обойти конкурентные торги.
В Постановлении Второго ААС от 26 февраля 2021 года, номер документа: А31-12102/2020 была изложена позиция ведомства, которое приняло сторону заказчика. Руководствуясь нормами контрактного законодательства, суд пришел к выводу, что в отношении однородных товаров, работ или услуг не установлены ограничения на количество закупок с единственным поставщиком. Лимиты касаются только годового объема и суммы отдельного договора.
В практике судов встречались и другие исходы дел, когда искусственное дробление нарушало нормы контрактного законодательства. Пример этому можно найти в Решении ВС от 2 марта 2021 года № 309-ЭС21-215, номер дела А60-59271/2019 и Постановлениях:
- Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 сентября 2020 года № Ф01-12626/2020 по делу № А43-46714/2019;
- Арбитражного суда Поволжского округа от 24 ноября 2021 года № Ф06-66462/2020 по делу № А65-31795/2019;
- Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 февраля 2021 года № Ф08-91/2021 по делу № А15-196/2020;
- Арбитражного суда Уральского округа от 05 марта 2021 года № Ф09-397/21 по делу № А60-2745/2020;
- Арбитражного суда Центрального округа от 01 февраля 2021 № Ф10-5190/2020 по делу № А23-9484/2019;
- Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2021 № 17АП-1315/2021-АК по делу № А60-43613/2020.
По каждому случаю суды изучили обстоятельства и причины деления закупки, потенциальные «свойские» отношения между сторонами сделки, возможные ограничения по конкуренции.
Почему несколько закупок у единственного поставщика на сумму до 400 тыс. руб. стало нарушением Закона о конкуренции?
Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, а значит, производится исключительно в случаях, предусмотренных ст. 93 Закона о контрактной системе.
Закупка государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую 400 тыс. руб., отнесена к таким случаям
ФАС обратила внимание на то, что законодательство о контрактной системе не содержит ограничений в количестве закупок, которые заказчик вправе осуществить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 5 ч
1 ст. 93 Закона о контрактной системе, в том числе в случаях, когда предметом контрактов является приобретение одних и тех же ТРУ.
Вместе с тем закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании ст. 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер.
Часть 2 ст. 8 Закона о контрактной системе устанавливает запрет на совершение участниками закупки любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (данная правовая позиция отражена в том числе в письмах Минэкономразвития РФ от 06.12.2016 № Д28и-3204, от 14.07.2016 № Д28и-1805).
Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой контрактов, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Закона о контрактной системе, противоречило его целям и открывало возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод. Аналогичную правовую позицию отражают ряд решений арбитражных судов РФ (например, решения Арбитражного суда Красноярского края по делу А33-13046/2018, по делу А33-6166/2018, от 02.10.2017 № А33-10038/2017, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018 по делу № А33-31305/2017, АС УО от 26.08.2016 № Ф09-8787/16 по делу № А34-6943/2015, Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.11.2016 № 03АП-6465/16, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2016 № 04АП-3241/16), а также ФАС (Решение от 04.09.2018 № СП/70624/18 по жалобе на Решение Татарстанского УФАС от 17.04.2018 по делу № 06-2/2018).
Итак, проанализировав девять контрактов, антимонопольная служба установила, что предметом всех договоров является оказание услуг по поставке продуктов питания, то есть по характеру услуги идентичны. Все контракты направлены на достижение единой цели – реализация уставных задач по поставке продуктов питания для нужд детского сада, приобретателем по ним является одно и то же лицо – указанный детский сад, имеющее единый интерес. Помимо идентичного предмета, контракты содержат условия об одинаковом порядке расчета (безналичный).
Таким образом, образовывается единая сделка, оформленная рядом самостоятельных государственных контрактов без проведения публичных процедур, что является существенным нарушением законодательства о контрактной системе, поскольку препятствует развитию добросовестной конкуренции, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, лишая последних возможности заключить контракт на оказание услуг, предусмотренных в вышеназванных контрактах.
Что такое дробление закупки по 44-ФЗ, и ограничивается ли дробление закупки законодательством?
Формально дробление закупок не запрещено нормами 44-ФЗ. Но если в ходе проверки антимонопольные инстанции придут к выводу, что заказчик дробит закупки умышленно, чтобы избежать конкурентных закупок, то ему грозит ответственность.
Понятие
44-ФЗ и другие нормативно-правовые акты не содержат официального определения понятия «дробление закупки».
Но на практике под ним понимается ситуация, когда вместо того, чтобы провести конкурентную закупочную процедуру, заказчик делит крупную закупку на несколько небольших, чтобы у него появилась возможность закупить товары и услуги неконкурентным способом через подписание контракта с единственным поставщиком.
Дробление может быть признано намеренным, если заказчику заранее была известна полная потребность в данных товарно-материальных ценностях, и у него отсутствовали препятствия для их закупки одной партией в рамках одного крупного контракта.
Обычно речь идет о дроблении крупной закупки на несколько закупок в пределах 100 тыс. р.
Неконкурентная закупка позволяет ему сэкономить немало времени:
- Ему не нужно проводить рыночные исследования.
- Запрашивать цены поставщиков.
- Обосновывать НМЦК.
- Готовить закупочную документацию.
- Отчитываться о результатах исполнения контракта.
- Нет рисков, что процедура затянется на время рассмотрения жалоб в ФАС.
Но в таких закупках контролирующие инстанции наверняка обнаружат признаки дробления и тогда заказчику не избежать ответственности, которая не ограничивается только административной. Ведь в рамках законодательства о контрактной системе поставщик может пользоваться своим правом на проведение неконкурентной закупки в исключительных случаях.
Ограничивается ли дробление закупок законодательством
В рамках ранее действующего законодательства о госзакупках заказчику прямо запрещалось уходить от конкурентных способов выбора поставщика. Закупать у единственного поставщика товары, которые считались одноименными, в течение квартала можно было только в пределах лимитов. Указанные правила действовали в 94-ФЗ. В рамках 44-ФЗ они не предусмотрены.
Согласно действующей контрактной системе, проведенные неконкурентными способами закупки не соответствуют принципам эффективности, бюджетной экономии и результативности.
Поэтому контролирующие инстанции пристально следят за тем, чтобы не возникало признаков дробления закупок.
При проверке госконтрактов, заключенных с использованием схемы дробления, контролирующие инстанции обнаруживают нарушения таких нормативно-правовых актов:
- Бюджетного законодательства (ст. 34 БК) в виде нарушения принципа эффективности и результативности использования бюджетных денег.
- Гражданского законодательства (ст. 170 ГК) в виде заключения притворных сделок для прикрытия крупного заказа. Это влечет за собой их признание недействительными.
- Закона о защите конкуренции (ст. 15 135-ФЗ) в виде нарушения принципа обеспечения конкурентной борьбы и необоснованного сокращения численности участников.
Признаки дробления закупки по 44-ФЗ
Контролирующие инстанции выявляют дробление закупок при их соответствии таким признакам, как:
- Наличие одинакового объекта госконтракта в нескольких небольших договорах.
- Небольшой промежуток времени между этими контрактами. В частности, если несколько госконтрактов подписываются в один день или в течение месяца.
- Один и тот же поставщик фигурировал в нескольких контрактах.
Сочетание нескольких указанных признаков указывает на то, что заказчик намеренно уходит от закупки через аукцион или конкурс. Но если заказчик сможет доказать, что он уходит от крупных закупок по объективным обстоятельствам, то он сможет избежать ответственности.
Например, если у заказчика отсутствуют складские помещения для хранения крупной партии товара, или проведение закупки конкурентным способом серьезно бы увеличило затраты заказчика на ее организацию и увеличило расходы бюджета.
Административная практика по ПП №2013
Материалы административной практики по ПП №2013, которые доступны на данный момент, касаются неверного толкования заказчиками его норм, но, чаще всего, не относятся непосредственно к выполнению установленной ПП №2013 обязательной доли закупок российских товаров. Полагаем, что такие материалы появятся в 2022 году по результатам выполнения обязательной квоты за 2021 год.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 25 марта 2021 г. N 065/07/3-168/2021по Сахалинской области от 25 марта 2021 г. N 065/07/3-168/2021
Заказчик проводил закупку бульдозеров и составил техническое задание таким образом, что по техническим характеристикам документации о закупке соответствовал только один товар единственного китайского производителя. Комиссия УФАС установила, что минимальная доля закупок бульдозеров (ОКПД 28.92.21) российского происхождения по ПП №2013 в 2021 году составляет 90 процентов. Соответственно доля закупки соответствующего товара иностранного происхождения должна составлять не более 10 % от общества количества данного товара. В соответствии с планом закупок заказчика, размещенным в Единой информационной системе в сфере закупок, приобретение бульдозеров в 2021 году, за исключением оспариваемой закупки заказчиком не планируется. Комиссия УФАС признала заказчика нарушившим в т.ч. п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона №223-ФЗ и выдала заказчику предписание по устранению выявленных нарушений.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 февраля 2021 г. N 014/07/3-192/2021
Заказчик закупал фронтальный погрузчик, под требуемые технические характеристики из документации о закупке подходил только один товар единственного китайского производителя. Участник пожаловался на ограничение конкуренции заказчиком, выразившееся в намеренном ограничении участников закупки, лишении их возможности предложить погрузчики других производителей с аналогичными характеристиками. Участник указывал также на нарушение заказчиком ПП №2013, так как согласно прилагаемому перечню к данному постановлению, доля закупаемых фронтальных погрузчиков в 2021 г. должна быть не менее 50% (п. 161), а согласно плана закупки товаров, работ услуг заказчика, данное требование не соблюдается. Комиссия Якутского УФАС рассмотрев дело, приняла сторону заказчика и указала, что заказчик действовал в соответствии с Законом №223-ФЗ и своим положением о закупке. Минимальная доля закупок российских товаров по ПП №2013 устанавливается в процентном отношении к объему закупок товаров соответствующего вида, осуществленных Заказчиком в отчетном году и вступает в силу с 01 января 2021 г. Согласно положениям ПП №2013 на дату подачи жалобы не определен годовой объем закупок товаров соответствующего вида, осуществленных Заказчиком в отчетном 2021 году, так как отчетный период не истек.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 апреля 2021 г. N 077/07/00-5225/2021).
В данном решении рассмотрена ситуация, возникшая при закупке осветительного оборудования, включенного в ЕРРРП. Участник закупки пожаловался, что заказчик не установил в документации ограничение по Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 и условия об отклонении всех заявок, содержащих предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств. УФАС признало жалобу необоснованной, отметив: «При проведении конкурентных закупок в соответствии с нормами Закона о закупках, спорное постановление (имеется в виду ПП №878) используется заказчиком в целях определения минимальной доли закупок товаров российского происхождения (постановление Правительства Российской Федерации от 03.01.2020 N 2013 “О минимальной доле закупок товаров российского происхождения”), при этом ограничения на участников закупки не накладываются, за исключением обязательного требования ко всем конкурентным процедурам, а именно декларации участником закупки в заявке наименования страны происхождения согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами”.
Оценка нарушений в сфере закупок
Для обеспечения общего подхода к определению правонарушений в области закупок используется Классификатор. Согласно этому документу, преступные деяния, за которые предусмотрена административная ответственность, можно объединить в три подгруппы:
- Нарушение формы и последовательности действий. Не провели закупку в электронном формате или пренебрегли условиями 44-ФЗ (воспользовались правилами 223-ФЗ). И другое.
- Неправильное размещение данных в ЕИС. Задержали, вообще не опубликовали, не вовремя внесли изменения.
- Незаконные претензии к документам и поставщикам, неправильное оформление извещения и документации.
Под административную ответственность попадает также неисполнение требований ФАС, нарушение определенных этим органом сроков для исправления ошибок.
Размер штрафов определяет КоАП.
Административные наказания за нарушения в сфере закупок (по 223-ФЗ)
Основные статьи и положения, касающиеся ответственности за нарушения в процедуре проведения торгов, были сформированы в 2014 г. Административное наказание – штраф, налагаемый на физическое или юридическое лицо (см. таблицу 1). Контролирующим органом за соблюдением законности назначена федеральная антимонопольная служба РФ. В ее задачи входит рассмотрение жалоб участников процедуры закупки.
Таблица 1. Величина штрафа.
Административная ответственность применительно к 44-ФЗ
Федеральный Закон № 44 предполагает в качестве наказания наложение штрафа (см. табл. 2). Привлекать к ответственности по этому документу можно в течение года с момента правонарушения.
Таблица 2. Штрафы.
Наименование правонарушения | Сумма штрафа, тыс. рублей | Субъект правонарушения | Статья КоАП |
Нарушение правил определения участника-победителя (в т.ч. для оборонного заказа) | От 30 до 100 | Должностное лицо (ДЛ), уполномоченный орган (УО) | ч. 1, 2, 4 ст.7.29 |
Неверное определение цены контракта | От 30 до 50 | ДЛ | ч. 1, 2 ст.7.29.1 |
Отказ поставщика заключить договор (для оборонных заказов) | От 30 до 50 для физического и от 300 до 1000 для юр. лица | Участник-победитель | ч. 1, 2 ст.7.29.2 |
Нарушения при планировании закупок | От 5 до 50 | ДЛ, УО | ч. 1, 2, 3, 4 ст.7.29.3 |
Неверный порядок проведения торгов | От 3 до 500 | ДЛ, УО, член специализированной организации, представитель закупочной комиссии (ЗК), лицо, обеспечивающее работу электронной площадки | ст.7.30 |
Неверное оформление реестра | От 20 до 50 | ДЛ, УО, представитель ФАС | ст.7.31 |
Нарушение порядка денежного оборота | От 5 до 250 | ДЛ, УО, оператор электронной площадки | ст.7.31.1 |
Неверный порядок заключения контракта | От 5 до 300 | ДЛ, УО, участник-победитель | ч. 1, 3 ст.7.32 |
Нарушение порядка изменения условий контракта (в т.ч. по оборонному заказу) | От 20 до 500 | ДЛ, УО, участник-победитель | ч. 4, 4.1, 6 ст.7.32 |
Нарушение порядка оплаты поставки, в том числе при закупке для обеспечения оборонного заказа | От 30 до 50 | ДЛ | ст. 7.32.1 ст. 7.32.5 |
Выдача фальсифицированного экспертного заключения | От 30 до 50 От 100 до 150 | Член экспертной комиссии Экспертная организация | ст. 7.32.6 |
Нарушение проведения закупок, связанных с энергетической сферой | От 30 до 100 | ДЛ | ч. 11 ст.9.16 |
Неверные характеристики предмета закупки по оборонному заказу | От 40 до 1000 | Участник-победитель | ст.14.49 |
Нарушение условий контракта по оборонному заказу | От 30 до 100 | ДЛ, участник-победитель | ч. 1, 2, 2.1, 3 ст.14.55 |
Ликвидация или перепрофилирование производственных мощностей, необходимых для применения предмета закупки | От 30 до 1000 | ДЛ | ст.14.55.1 |
Нарушение применения бюджетных инвестиций, субсидий | От 10 до 50 | ДЛ | ст.15.1 ч.2 ст.15.15.4 ч.2 ст.15.15.5 |
Невыполнение государственного задания | От 0,1 до 30 | ДЛ | ч.1, 2 ст.15.15.5-1 |
Неверный порядок принятия бюджетных обязательств | От 20 до 50 | ДЛ | ст.15.15.10 |
Нарушение правил ведения финансово-хозяйственной деятельности | От 30 до 1000 | ДЛ, участник-победитель | ч.1, 2 ст.15.37 |
Нарушение правил проведения банковских операций, касающихся оборонного заказа | От 100 до 1000 | Представитель банка | ст.15.40 |
Вмешательство в работу контролирующего органа | От 20 до 500 | ДЛ | ст.19.4.2 |
Нарушение предписаний контролирующих органов | От 20 до 500 | ДЛ, УО, специализированная организация, член ЗК, оператор закупочной площадки | ч.7, 7.1, 7.3, 20 ст.19.5 |
Непредставление информации | От 0,3 до 500 | ДЛ | ст.19.7 ч.1, 2 ст.19.7.2 |
Дробление закупки по 44-ФЗ: понятие, признаки, меры ответственности, судебная практика
Заказчики нередко прибегают к дроблению закупки в целях экономии денег, затрачиваемых на организацию торгов. Само по себе дробление закупки не является правонарушением, но если ФАС обнаружит искусственное разделение крупного заказа на части в целях ухода от конкурентной закупки, то заказчику грозит ответственность.
Понятие дробления закупки
В рамках законодательства о контрактной системе не упоминается понятие дробления закупки и ответственность за нее.
В рамках 44-ФЗ все закупки должны происходить на конкурентной основе. В законодательстве прописана одна неконкурентная процедура: закупка необходимых товаров, работ и услуг у единственного поставщика (такая закупка проводится в рамках ст. 93 44-ФЗ).
Закупка у единственного поставщика возможна в исключительных случаях: в ст. 93 44-ФЗ прописан полный перечень обстоятельств, когда заказчик вправе прибегнуть к ней. Одним из таких обстоятельств в рамках контрактной системы является закупка малого объема на сумму, не превышающую 300 тыс. р.
(с июля 2019 года), или 600 тыс. р. для отдельных заказчиков (в основном – учреждений культуры).
Именно для того, чтобы уложиться в указанные лимиты и не проводить конкурентные закупки в форме аукциона, конкурса, запроса предложений и котировок, заказчик и дробит одну процедуру на несколько. Например, заказчик подписал вместо одного контракта на 900 тыс. р. три контракта по 100 тыс. р. каждый.
Заказчики могут дробить закупки и по другим причинам: чтобы ускорить закупку товаров, работ и услуг (если они нужны срочно), упростить закупочную процедуру, закупить товары, работы и услуги у конкретного поставщика (иногда за этим кроется стремление поставщика получить материальную выгоду).
При закупке у единственного поставщика процесс закупки упрощается: не нужно выдерживать минимальные сроки для подписания контракта, не нужно готовить закупочные документы и пр.
Какую закупку можно считать раздробленной
Закупка считается раздробленной искусственным образом по следующим признакам:
- Государственные контракты были подписаны в один день или в течение непродолжительного промежутка времени (недели, месяца).
- Госконтракты подписаны с одним и тем же поставщиком.
- Работы были выполнены на одном объекте.
- Заказчик приобретал один и тот же товар в рамках закупок малого объема.
- Суммарная стоимость работ или поставленных товаров превысила лимиты для заказчика по годовому объему закупок у единственного поставщика.
- Товары, работы и услуги приобретались с одинаковой периодичностью.
- Техническое задание и спецификации по контрактам были схожими.
- Объем поставки явно не соответствует потребностям данного заказчика.
Какая ответственность предусмотрена
Обвинения со стороны ФАС заказчика в дроблении закупки грозят ему штрафными санкциями. За искусственное дробление закупки по 44-ФЗ накладываются штрафы по ст. 7.29 КоАП.
Данная статья устанавливает наказание за некорректный выбор способа закупки. В этом случае должностное лицо оштрафуют на 30 тыс. р.
Если вместо закупки у единственного поставщика заказчик должен был проводить конкурс или аукцион, то ему грозит штраф в 50 тыс. р.
В случае причинения заказчиком крупного ущерба государству из-за дробления закупки должностное лицо может быть привлечено и к уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями.
Для этого должны быть доказаны факты умышленности деяния и наличия личной заинтересованности заказчика (например, корыстного мотива).
Для поставщика участие в раздробленных закупках также несет повышенные риски.
Контракты могут признать недействительными, и тогда выплаты по ним производиться не будут.
Когда наступает уголовная ответственность
До 4 мая 2018 к нарушениям в процессе проведения торгов применялись общие статьи УК РФ. Мошеннические действия регулировались 159 ст., при обнаружении коррупционного преступления использовались статьи 204, 285, 286, 290. Ущемление прав участников подходило под ст. 169. Расход бюджета, не обусловленный целями технического задания, попадал под ст. 285.1. Ответственность за предоставление поддельных документов наступала по 327 ст.
По Закону № 99 РФ от 23.04.2018 к нарушителям в сфере закупок стали применяться дополнительно ст. 200.4 (превышение полномочий), 200.5 (взяточничество) и 200.6 (подделка документов).
Ответственность за коррупцию и вымогательство
Коррупционные правонарушения делят на три основные категории:
- использование должностных полномочий в личных целях;
- получение взятки;
- подкуп должностного лица.
Наказание за превышение полномочий зависит от размера причиненного вреда. Принято различать крупный ущерб (2,25-9 млн. рублей) и особо крупный (свыше 9 млн.). Ответственность, наступающая при осуществлении подобных правонарушений, приведена в таблице 3. Дополнительно суд может вынести запрет на выполнение определенных работ и на возможность занимать определенный пост сроком до 3 лет.
Таблица 3. Наказания за злоупотребление должностным положением (ст.200.4 ч.1,2 УК РФ).
Наказания за получение подкупа представлены в таблице 4 и могут быть дополнены запретом на осуществление какой-либо работы и на возможность быть назначенным на определенные должности сроком от 3 до 7 лет.
Таблица 4. Наказания за получение подкупа (ч.4,5,6 ст.200.5 УК РФ).
Лицо, подкупившее заказчика, также несет ответственность в зависимости от суммы подкупа и наличия отягчающих обстоятельств (см. таблицу 5). Суд оправдает сознательного гражданина, активно помогавшего следствию или самостоятельно заявившего о преступлении. Ответственность также снимается с лица, совершившего подкуп под давлением вымогающей стороны.
Таблица 5. Наказания для лиц, совершивших подкуп (ч.1, 2, 3 ст.200.5 УК).
Ответственность за нецелевое расходование средств
Выделение средств на проведение торгов осуществляется государством с указанием конкретного направления их использования. Если расходы вышли за рамки предписанных направлений, они признаются нецелевыми.
При совершении правонарушения, ущерб от которого составил свыше 1,5 млн. рублей, наступает уголовная ответственность. Величина наказания в зависимости от объема расходованных средств представлена в таблице 6. Ответственность в виде штрафа и ареста может дополняться запретом на осуществление какой-либо работы и на возможность быть назначенным на определенные должности сроком до 3 лет.
Таблица 6. Наказание за нецелевую трату средств (ст. 285.1 УК).
Ответственность за фальсификацию документов
Фальсификация экспертных документов попадает под статью 200.6 УК РФ (выдача несправедливого заключения в области закупок товаров, работ, услуг). Предусмотренное наказание – в таблице 7. Дополнительно виновному лицу могут запретить вести определенную деятельность или занимать ответственные посты в течение 3-5 лет.
Таблица 7. Виды наказаний.