Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по каталогу в электронной форме

1 этап. Подача заявки

Готовиться необходимо заранее!

Нужно провести предварительный анализ заказчика, сделав расчет минимально выгодной цены. Поскольку в аукционе можно делать подачу ценовых предложений несколько раз (в отличие от иных процедур), то лучше заранее рассчитать нижний предел.

ИП из Самары Олег Витальевич П. участвовал в электронном аукционе на оказание услуг по стирке, глажке и дезинфекции белья для городской больницы. Заказчиком была выставлена минимальная цена на оказание услуг по стирке единицы белья – 58,33 руб. (общая цена контракта составила чуть более 400 тыс. руб.). А предприниматель рассчитал, что в его прачечной стирка 1 кг белья обойдется в среднем 20 руб. за кг. (140,0 тыс. руб.). Таким образом, Олег Витальевич мог вести торг не ниже данной суммы, а цена выигранного контракта составила 140,8 тыс. руб.

Если фирма лишь засветится в закупках, но не будет их выигрывать, то это станет дополнительным подтверждением ее добросовестности. Однако после победы в государственных закупках Олег Витальевич вышел на представителей крупной госкорпорации с предложением быть их поставщиком в закупке на аналогичные услуги. Также к нему поступило выгодное предложение от крупной сети супермаркетов и серьезного коммерческого заказчика. Предприниматель оказывал услуги для больницы, что сыграло немаловажную роль в подписании контракта, поскольку у медицинских учреждений довольно высокие требования к подобным услугам.

Получите сертификат электронно-цифровой подписи, а также пройдите аккредитацию на ЭТП (электронной торговой площадке), на которой осуществляется закупка. Получение сертификата ЭЦП возможно всего за сутки. На аккредитацию на любой из пяти ЭТП государственных закупок уйдет до пяти рабочих дней:

  1. ЭТП ММВБ.
  2. ГУП «Агентство по госзаказу Республики Татарстан».
  3. «Сбербанк-Автоматизированная система торгов».
  4. «РТС-Тендер».
  5. Единая электронная торговая площадка.

При появлении у вас вопросов по закупке, требованиям, предъявляемым к товарам и участникам, стоит обязательно обращаться с запросами к заказчику. Делают это в рамках электронной торговой площадки за три дня до срока окончания подачи заявки.

Заявка: куда и когда подавать?

Следует изучить документацию по закупке и извещение, потом подготовить заявку на участие в аукционе. Заявка подается на оговоренную в закупке ЭТП в электронном виде. Сроки подачи заявок определяются ценой закупки:

  • при начальной цене контракта более 3 млн. руб. вам дается не менее 20 дней (календарных);
  • при начальной цене контракта не более 3 млн. руб. на подачу заявок отводится не менее 7 дней (календарных).

Дату окончания приема заявок указывают в извещении на проведение закупки.

Подачу заявки на участие в аукционе лучше осуществлять в последние два дня приема заявок (за этот период времени заказчик уже не успеет изменить документацию)

Чтобы не пропустить ничего важного, нужно настроить функцию отслеживания изменений. К примеру, это можно сделать на нашем сервисе в избранных закупках

При изменении требований к уже поданной заявке со стороны заказчика нужно будет отозвать ее, а затем подать новую.

Заявка: форма и состав

Форма заявки на аукцион – электронная, а состоит она из двух частей. В первой её части содержатся согласие участника торгов поставить товар на условиях заказчика, конкретные технические характеристики и спецификация. Все пункты стоит заполнять очень внимательно, ведь даже незначительная ошибка нередко приводит к отклонению заявки. В первой части заявки не должно быть информации о цене товара и поставщике. Однако если документы подготовлены на фирменном бланке, то причин для отклонения нет.

Что касается второй части заявки, то здесь должна содержаться информация об участнике, включая название фирмы, её почтовый адрес, ИНН, а также иные документы, которые предусмотрены Законом № 44 «О контрактной системе…» (лицензии, декларации соответствия, ИНН учредителей, свидетельства СРО, подтверждение полномочий лица, подающего заявку). Заказчик вправе требовать все установленные законодательством документы.

Подача обеих частей проводится одновременно из личного кабинета участника ЭТП, также они заверяются электронной подписью.

Заявка: пример

Помните о необходимости обеспечения заявки! Перед её подачей на аукцион сумму обеспечения заявки нужно перечислить на счет ЭТП. Её конкретный размер заказчик указывает в документации. Сумма поступит на счет, который открыт участнику торгов при его аккредитации на электронной площадке, в течение двух дней (банковского и рабочего). Заявка может быть отозвана до истечения срока подачи. Для этого нужно направить уведомление оператору ЭТП.

Изменения в знакомых процедурах

Закупки переводятся в электронный вид, но это не значит, что бумажные процедуры полностью исчезнут. Например, в 2019 году можно будет проводить бумажные запросы котировок на закупку продовольствия, топлива, лекарств, если контракт был отменен ФАС или расторгнут. Да и до конца года еще есть время. Поэтому нужно подкорректировать документы в части классических бумажных процедур. Следует внести такие правки:

  1. Дополнительное требование для участников — отсутствие ограничений для участия в закупке.
  2. Изменения, связанные с суммой обеспечения заявки. Если НМЦК от 1 до 20 млн, обеспечение должно быть установлено на уровне 0,5-1%. Если НМЦК больше 20 млн — обеспечение устанавливается на уровне 0,5-5%. Максимальный размер обеспечения для льготных категорий — учреждений исправительной системы и организации инвалидов — 2%.
  3. Новый список банков, которые выдают гарантии. Он утвержден постановлением Правительства от 12 апреля 2018 года № 440.
  4. Изменения в части проведения некоторых процедур и оценки заявок. Так, в заявке на конкурс участники должны указывать почтовый адрес, в том числе и физлица.
  5. При заключении контракта по итогам запроса предложений теперь можно по согласованию сторон увеличить количество товара до НМЦК.
  6. В контракте должно присутствовать условие об уменьшении цены на размер налоговых и прочих обязательных платежей.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС: Чек-лист

  1. на имя руководителя компании.
  2. Учредительные документы юрлица или ИП. Полный перечень документов в следующем списке
  3. Запас времени — 3-16 дней до необходимой закупки.

Полный перечень документов для юридического лица:

  • Выписка из ЕГРЮЛ
  • КПП и дата постановки на учет в налоговой (документы о госрегистрации юрлица для иностранного участника*)
  • ОГРН – (Основной государственный регистрационный номер)
  • ФИО, должность, ИНН и паспортные данные лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юрлица.
  • ОКВЭД
  • Копии учредительных документов
  • Решение об одобрении крупной сделки с максимальными параметрами одной сделки.
  • Документы, подтверждающие полномочия физлица на регистрацию в ЕИС (для иностранных лиц, которых нет в ЕГРЮЛ и госреестре аккредитованных филиалов и представительств иностранных юрлиц*)

Полный перечень документов для физического лица:

  • Выписка из ЕГРИП
  • Дата регистрации ИП и постановки на учет в налоговой (документы о госрегистрации ИП для иностранного участника*)
  • ОГРП
  • Данные из паспорта или других документов, удостоверяющих личность ИП.

Преференции при национальном режиме в 44-ФЗ

Государство поддерживает российских поставщиков, которые участвуют в госзакупках. Правила и ограничения, создающие благоприятные условия для отечественной продукции, изложены в ст.14 44-ФЗ о национальном режиме. Речь идет не только о товарах, работах или услугах, произведенных на территории нашей страны, но и произведенных на территории стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Согласно 44-ФЗ национальный режим реализовывается в трех вариантах:

  1. Запреты;
  2. Ограничения;
  3. Условия допуска (преференции).

Запреты на участие в государственных закупках

Такие запреты применяются к определенным видам продукции, произведенной за рубежом. Перечни соответствующих товаров, работ и услуг установлены Правительством РФ:

  • ПП № 616 от 21.06.2012 г. о промышленных товарах;
  • ПП № 1236 от 16.11.2015 г. о программном обеспечении.

Если участник подает заявку, в которой в качестве предмета поставки указывает товары из названных перечней, его заявка не будет принята заказчиком.

Ограничения в закупках

Суть ограничения в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, содержащих иностранную продукцию, допускаются только в определенных случаях.

Перечни продукции, разрешенные к поставкам с ограничениями:

  • ПП № 102 от 05.02.2015 г. о медицинских изделиях;
  • ПП № 1289 от 30.11.2015 г. о некоторых лекарственных средствах;
  • ПП № 617 от 30.04.2020 г. о промышленных товарах;
  • ПП № 832 от 22.08.2016 г. об отдельных видах пищевых продуктов;
  • ПП № 878 от 10.07.2019 г. о радиоэлектронной продукции.

Участник может предложить товар из названных списков, если, например, в РФ или странах-участниках ЕАЭС нет его аналога (или такой производитель всего один), или если заказчику поступили заявки только с иностранной продукцией.

Предоставление преференций

Преференции по 44-ФЗ призваны поддержать российского производителя или страну-участника ЕАЭС. Преимущества предоставляются в отношении цены.

В Приказе Минфина РФ № 126 от 04.06.2018 г. говорится о преимуществах, которые предоставляются в отношении продукции, произведенной на территории стран-участников ЕАЭС. Преференции действуют, если закупка проводится в виде конкурса, запроса котировок, запроса предложений и аукциона.

Министерство финансов обязало участников предоставлять декларацию о стране происхождения предлагаемых товаров и возложило на них ответственность за предоставление ложной информации.

В Приказе Минфина № 126 содержатся Приложение 1 и Приложение 2, в которых приведены перечни товаров для предоставления преференций. Для конкурса, запроса котировок и запроса предложений заявки, содержащие продукцию из этих перечней,  рассматриваются и оцениваются с учетом 15-ти или 20-процентного понижающего коэффициента к цене, предложенной участником.

К списку из Приложения 1 применяется понижение на 15%, а для Приложения 2 — с 1 октября 2020 г. действует понижение на 20%.

При этом контракт с выигравшим участником заключается по предложенной поставщиком стоимости.

Если условия выполнения работ, которые предложили участники при проведении названных процедур, равны, и в закупке были предусмотрены преференции, то контракт заключается с тем участником, который имеет право на эти преференции.

В рамках проведения аукциона, если контракт выигрывает поставщик, чья продукция находится в Перечне товаров из Приказа № 126, произведенных на территории стран, не входящих в ЕАЭС, то сумма контракта будет снижена на 15% или 20% от предложенной им цены.

Когда преференции по не предоставляются?

В некоторых ситуациях названные преференции не предоставляются:

  1. Заказчик признал закупку несостоявшейся.
  2. Во всех заявках указаны товары, произведенные в странах ЕАЭС.
  3. Во всех заявках есть товары иностранного производства.

Участник, попадающий под получение преференций, имеет большие шансы на получение контракта.

Почему сайт zakupki.gov.ru иногда не работает?

Плохо, если ЕИС не работает, когда заказчику нужно разместить на сайте информацию, а срок размещения подходит к концу. В таких случаях специалисты рекомендуют делать скриншоты неработоспособного сайта, чтобы заказчик мог оградить себя от административной ответственности.

Это может произойти в связи с обновлением старой версии портала. Иногда сайт не работает по ночам и праздникам. При возникновении неполадок следует обратиться в службу поддержки по номеру, указанному на официальном сайте.

Также бывает, что сайт перестает работать из-за очень высокой нагрузки. Например, когда в конце года все заказчики формируют свои планы-графики и проводят оставщиеся закупки, а множество поставщиков ищут на сайте интересные тендеры, сайт может сломаться. Практика показывает, что в конце года заказчикам часто приходится работать по ночам или по выходным, чтобы разместить информацию на zakupki.gov.ru без помех.

Официальный сайт ЕИС

С 1 января 2019 года на смену официальному сайту Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг пришла единая информационная система в сфере закупок.

Основной целью создания такой информационной системы было повышение прозрачности госзакупок, для того чтобы все процессы в рамках контрактной системы от этапа планирования закупок до завершения исполнения контрактов стали более публичными.

Вся информация, содержащаяся в ЕИС, является открытой (за исключением сведений, содержащих государственную тайну) и предоставляется бесплатно. Помимо этого такая информация должна быть полной и достоверной.

Ответственным государственным органом за разработку концепции и определение функциональных требований к ЕИС является Минэкономразвития России (МЭР). А ответственным ведомством за разработку и эксплуатацию системы является Федеральное казначейство.

На начальном этапе создания  единой информационной системы в сфере закупок рассматривалось два варианта:

  1. создание системы на базе существующего сайта госзакупок;
  2. создание системы с нуля.

В виду того, что второй вариант оказался более ресурсоемким, было принято решение о создании системы на базе имеющегося сайта. По этой причине адрес ЕИС остался прежним —  .

Старая же версия ЕИС находится по адресу —  //

Согласно ч.7 ст.4 44-ФЗ субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой. Однако при наличии разночтений в размещенной информации на сайте субъекта и ЕИС приоритет имеет информация, размещенная в единой информационной системе. Т.е. поставщикам это говорит о том, что для поиска информации о проводимых государственных закупках, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ функционала ЕИС будет более чем достаточно.

Официальный сайт ЕИС

С 1 января 2016 года на смену официальному сайту Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг пришла единая информационная система в сфере закупок.

Основной целью создания такой информационной системы было повышение прозрачности госзакупок, для того чтобы все процессы в рамках контрактной системы от этапа планирования закупок до завершения исполнения контрактов стали более публичными.

Вся информация, содержащаяся в ЕИС, является открытой (за исключением сведений, содержащих государственную тайну) и предоставляется бесплатно. Помимо этого такая информация должна быть полной и достоверной.

Ответственным государственным органом за разработку концепции и определение функциональных требований к ЕИС является Минэкономразвития России (МЭР). А ответственным ведомством за разработку и эксплуатацию системы является Федеральное казначейство.

На начальном этапе создания  единой информационной системы в сфере закупок рассматривалось два варианта:

  1. создание системы на базе существующего сайта госзакупок;
  2. создание системы с нуля.

В виду того, что второй вариант оказался более ресурсоемким, было принято решение о создании системы на базе имеющегося сайта. По этой причине адрес ЕИС остался прежним —  www.zakupki.gov.ru.

Старая же версия ЕИС находится по адресу —  http://old.zakupki.gov.ru/.

Согласно ч.7 ст.4 44-ФЗ субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой. Однако при наличии разночтений в размещенной информации на сайте субъекта и ЕИС приоритет имеет информация, размещенная в единой информационной системе. Т.е. поставщикам это говорит о том, что для поиска информации о проводимых государственных закупках, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ функционала ЕИС будет более чем достаточно.

Функционал ЕИС

Полный функционал сайта ЕИС описан в статье 4 Закона № 44-ФЗ. В него входит:

База данных. В системе не только формируется, обрабатывается и хранится вся информация о заказах, конкретных закупках, планах и отчетах и т.д. В ней также можно найти всю интересующую прикладную информацию, вплоть до подзаконных актов и образцов типовых контрактов, собранных в специальную библиотеку.

Инструмент контроля расходования федерального бюджета. Контроль проводится как в процессе планирования, так и проведения закупочной процедуры.

Документооборот в электронной форме. Заказчики имеют возможность подписывать извещения и документы в системе электронной подписью, а также обмениваться электронными документами. Необходимые для регистрации и последующей работы электронные подписи выдаются в удостоверяющих центрах, аккредитованных Минкомсвязи.

С 2019 года федеральные заказчики обязаны формировать планы закупок и планы-графики сначала в системе «Электронный бюджет». После того как эти документы проверит Федеральное казначейство, они должны автоматически появиться в единой информационной системе. Но оба эти этапа – заполнение форм сайта и интеграция его с ЕИС – вызывают много сложностей. Как с ними справиться, покажем на примере собственного учреждения »

Что обеспечивает ЕИС в сфере закупок

Что такое единая информационная система в сфере закупок? Официальное определение гласит, что это совокупность данных, технологий и технических средств, которые в совокупности обеспечивают взаимодействие госорганов с заказчиками, а заказчиков с поставщиками.

ЕИС появилась в 2011 году по адресу . С 2019 года за нее отвечает Федеральное казначейство. Единая система в сфере закупок нужна для повышения прозрачности госзакупок, контроля за действиями заказчиков. По ЕИС можно отследить проведение всех процедур, их законность и правильность. В системе виден каждый шаг заказчика, начиная от публикации плана закупок и до отчета об исполнении последнего контракта в году. Также она служит местом хранения огромного массива информации в сфере госзаказа.

Далее разберем, что содержит единая информационная система в сфере закупок.

Рассмотрение вторых частей заявок

Комиссия заказчика рассматривает вторые части заявок участников, занявших с первого по пятое места по итогам аукциона. Процесс рассмотрения длится не более 3 рабочих дней. Единственное основание для отклонения второй части заявки — отсутствие в ней нужной информации либо наличие недостоверных сведений.

Когда все заявки рассмотрены, заказчик составляет протокол подведения итогов аукциона. В нем указываются порядковые номера 5 лучших заявок и делается отметка об их соответствии требованиям. Если заявка признана не соответствующей требованиям, необходимо указать, что именно в ней нарушено. В отношении каждой заявки указывается решение каждого члена комиссии.

Участники, занявшие первые 3 места, не могут отозвать свои заявки. Все прочие участники могут это сделать, направив уведомление оператору ЭТП.

Протокол публикуется в ЕИС не позже следующего рабочего дня. Помимо этого, в течение часа оператор ЭТП должен уведомить всех участников об итогах рассмотрения заявок.

Если ни одна вторая часть заявки не соответствует требованиям, аукцион признается несостоявшимся.

Как стать поставщиком

Бюджетные и муниципальные структуры, размещающие тендер на госзакупку, в обязательном порядке должны привлекать к участию в их реализации малый и средний бизнес. Доля, занимаемая подобными организациями, уже составляет не менее 15% от годового оборота. Работа по госзаказам помогает увеличить товарооборот и повысить объемы продаж, однако для того, чтобы получить подряд, придется постараться.

К чему должен быть готов бизнес, который собирается стать государственным поставщиком:

  • Соответствие критериям. Важны не столько размеры или форма организации, сколько безупречная история деятельности и отсутствие каких-либо параметров, которые могут вызвать сомнения в добросовестности. Не допускаются к государственным торгам организации, имеющие задолженности по налоговым выплатам.
  • Готовность к расходам. Чтобы вступить в систему, организация должна внести обеспечение по контракту, на который она претендует. Доля аванса составляет до 5% от стоимости контракта при отправке заявки и до 30% – в случае выбора исполнителем.
  • Полный пакет учредительных документов, включая доверенности и выписки, заверенные нотариально. В зависимости от вида оказываемых услуг могут также потребоваться свидетельства СРО или лицензии, а также документы, которые подтвердят полномочия генерального директора фирмы.

Если потенциального поставщика всё вышеперечисленное не пугает – можно приступать к регистрации. Процедура включает в себя шесть этапов.

  1. Одной из статей расходов на начальном этапе станет ЭЦП (электронная цифровая подпись). Купить виртуальный аналог личной подписи для документов можно в специальных центрах, занимающихся удостоверением личности. Наличие ЭЦП необходимо для получения доступа к торговым площадкам.
  2. Когда подпись будет готова – самое время регистрироваться на официальном сайте госзакупок. Там можно найти все актуальные заказы. Но не забудьте, что сами аукционы проводятся на ранее упомянутых электронных площадках…
  3. …на которых также нужно зарегистрироваться. Это бесплатная, но длительная и трудоемкая процедура: потребуется не просто придумать уникальный логин и пароль, но и пройти полную верификацию. Нужно будет загрузить все скан-копии учредительных документов, проверка которых занимает у сотрудников технической поддержки ЭТП до пяти рабочих дней. При этом для каждой электронной площадки данную процедуру придется повторять заново.
  4. Когда аккредитация пройдена – открывается доступ ко всем тендерам. Можно смело изучать рынок госзакупок, выбирать наиболее интересные контракты и подавать заявку на участие. Стоит помнить, что при отклике нужно вносить залог, так что не стоит претендовать одновременно на большое количество заказов – может не хватить средств на их обеспечение.
  5. У каждого заказа есть указанное время начала торгов. После подачи заявки остаётся лишь принять участие в конкурсе, предложив свои услуги по реализации поставленных задач, и ждать итогового решения заказчика. Заказчик выбирает поставщика на основании анализа всех полученных предложений. Организации с наиболее выгодными условиями, соответствующей всем критериям, присылают на электронную почту проект договора. Обмена бумажными экземплярами не предусмотрено. Все контракты заключаются в электронном виде – именно для этого нужна цифровая подпись.
  6. Контроль за соблюдением взятых обязательств. Сотрудничество с государственными структурами – это не только выгода, но и ответственность. Вся информация, связанная с текущим статусом реализации заказа, имеется в личном кабинете на сайте госзакупок. Туда же после выполнения работ приходит подтверждение со стороны заказчика.

Суть электронной процедуры

Сторонами электронного аукциона являются:

  • заказчик;
  • поставщики;
  • ЭТП.

ЭТП представляет собой ресурс в интернете, который дает остальным сторонам технические возможности для взаимодействия в целях проведения торгов и заключения контрактов. Управляется каждая площадка оператором, то есть владеющим ею юридическим лицом. К торгам по 44-ФЗ допускается не любая ЭТП, а лишь те из них, которые отвечают определенным требованиям. В настоящее время есть всего 6 площадок, которые допущены к проведению процедур в рамках госзакупок. Однако вскоре ЭТП может стать больше.

Чтобы стать участником торгов на ЭТП, нужно пройти аккредитацию. Пока эта процедура проводится на каждой площадке отдельно, однако после перехода всех закупок в электронную форму вместо этого достаточно будет лишь зарегистрироваться в ЕИС.

Обмен документами

Название процедуры подразумевает электронный документооборот. Это значит, все документы, которые подписывают стороны, имеют в электронный формат и подписываются электронной подписью. Чтобы получить сертификат ЭЦП, заказчики должны обратиться в Казначейство. Поставщики могут получить подпись в любом удостоверяющем центре.

Обмен электронными документами происходит через площадку. Исключение составляет процесс заключения госконтракта — он происходит в ЕИС. ЭТП обязаны обеспечивать конфиденциальность информации об участников аукциона до тех пор, пока не будут подведены его итоги. Кроме того, на площадке хранятся сведения и документы по всем состоявшимся на ней ранее процедурам.

В обязанности оператора ЭТП входит публикация документов. Распространяется это не только на протоколы, которое составляется в ходе аукциона, но и на документы, которые загружают на площадку заказчики, а именно на извещения и прочие документы о закупке, на их изменения, на разъяснение положений документации и извещения об отказе от проведения аукциона. Все эти документы (за исключением извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации, которая размещается в ЕИС) оператор направляет также на почту участников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector