Как изменить целевое назначение земельного участка?
Содержание:
- Порядок проведения процедуры
- Когда требуется изменить категорию
- Изменение условно разрешенного вида использования земельного участка.
- Категории земель
- Категории земель или целевое назначение
- Виды допустимого или разрешенного использования земельных участков по категориям
- Основная сложность — в генплане
- Санкции за не изменение предназначения
- Стоимость (цена) перевода земель
- Государственный кадастровый учет земельных участков. Межевание
- Стоимость услуги и налоги
- Как производится
- Зачем изменять предназначение земельного участка
- Список документов
- Письмо Министерства экономического развития РФ от 31 июля 2015 г. N ОГ-Д23-10238 «О рассмотрении обращения»
- Какой земельный участок подходит для строительства дома?
Порядок проведения процедуры
Если гражданин принял решение провести смену функционального назначения, находящегося у него надела, он должен собрать определенный пакет документов и следовать инструкции.
Посещение администрации
Следует посетить отделение местного муниципалитета. Подойти сюда можно самостоятельно или действовать через доверенного человека. Сюда нужно сдать написанное от руки или напечатанное заявление и такие бумаги:
- Гражданский паспорт – копия с одновременной демонстрацией оригинала;
- Правоустанавливающие документы;
- План проведенного межевания;
- Кадастровый паспорт;
- Проектные документы;
- Проведенные в письменной форме расчеты, в которых отражается практичность и эффективность эксплуатации участка. Нужно представить расчеты за период по прошлому назначению участка и после смены.
Создание комиссии
Для изучения представленного пакета бумаг и справок и для принятия решения создается специальная комиссия. Бумаги и справки рассматриваются на протяжении 10 дней. Далее назначается дата будущего заседания. О чем получают уведомление соседи заявителя.
Оформление обходного листа
В момент принятия заявления сотрудники администрации выдают собственнику специальный обходной лист. Здесь списком перечислены организации, которые нужно посетить. Вот примерный перечень из них:
- Природоохранительные организации.
- Комитет по архитектуре.
- Санэпидемстанция.
- Земельный комитет.
Гражданин должен по очереди обойти все положенные организации. В каждой следует согласовать отдельный этап изменения статуса земли.
Открытое слушание
Подобное слушание длится около 40 дней. Дата отсчета – это число, в которое были поданы документы. На слушании должны присутствовать все лица, которые могут быть заинтересованы в результате. Обычно это инженеры, экологи, геодезисты.
Каждый специалист дает по ситуации свой комментарий и замечания. Все это фиксируется в специальном протоколе. Данный документ будет изучен главой администрации и после этого примет соответствующее решение.
Регистрация нового статуса
Если было принято решение удовлетворить заявление собственника, ему будет прислано соответствующее уведомление. После этого владельцу останется только внести положенные изменения в правоустанавливающие документы.
Данный процесс осуществляется в Росреестре или в МФЦ. После проведенной регистрации нового статуса заявитель получает на руки выписку ЕГРН. В среднем от начала до конца вся процедура занимает от полутора до двух месяцев.
Когда требуется изменить категорию
Каждый надел можно использовать в рамках его назначения, которое связано с установленной государством категорией
Неважно, собственник гражданин или простой арендатор, ему надо следовать требованиям закона
К примеру, на территории с/х назначения можно заниматься растениеводством или животноводством, разбить огород. А земли под ИЖС застраивать домами: одноэтажные, многоэтажные или устанавливать нежилые постройки.
Законодательство допускает возможность изменения категории. Согласно планам гражданина. Порядок определен ФЗ-172. Заинтересованному лицу надо подать ходатайство, адресовав его в муниципалитет. Результат зависит от решения, принимаемого местными органами. Свое обращение гражданин дополняет комплектом документов.
Основная причина, вынуждающая человека инициировать данную процедуру – не соответствие назначения земли его планам использования.
Например, семье государство передало участок для ведения там хозяйства. Однако, граждане хотят построить дом, прописаться и жить постоянно. Для чего им нужна территория с разрешением ИЖС. Иначе построенный ими дом будет признан самостроем и администрация вправе снести его. А пользователя объявить нарушившим предписания. Ему грозит штраф, возможно, изъятие надела.
Согласно последним изменениям законодательства, назначение с/х земель было расширено. Теперь там разрешается строительство не дачного, а полноценного жилого дома.
Причем, объект по характеристикам должен соответствовать установленным требованиям, закрепленным в 39 статье (ГК РФ). Отдельное стоящее, небольшое строение, максимум 3 этажа. Высота которого 20 метров. Разделению дом не подлежит. Семья вправе жить там и прописаться.
Изменение условно разрешенного вида использования земельного участка.
По общему правилу, нет запрета на изменение условно разрешенного вида использования.
Однако, процедуры, которые необходимо пройти, достаточно сложны и затратны.
Тем не менее, если вы собственник участка и хотите выбрать условно разрешенный вид использования, то действовать нужно следующим образом.
Единой формы заявления нет.
Образец можно поискать на сайте местной администрации или в Правилах землепользования и застройки.
В данном заявлении обязательно нужно обосновать необходимость установления условно разрешенного использования участка.
В качестве обоснования можно указать — повышение эффективности использования земли.
В администрациях есть комиссии, которые рассматривают такие заявления.
Как правило, такие комиссии действуют при отделах архитектуры и градостроительства.
Комиссия проверяет заявление, готовит проект решения и организует общественные обсуждения или публичные слушания.
Указанные обсуждения или слушания проводятся в порядке, установленном уставом муниципального образования.
В любом случае, срок проведения слушаний не может превышать 1 месяц.
По результатам общественных обсуждений или публичных слушаний комиссия готовит рекомендации, которые направляются главе администрации.
На основании рекомендаций комиссии глава администрации принимает решение: разрешить или отказать в предоставлении условно разрешенного использования земельного участка.
Отказ можно обжаловать в суде.
Изменение условно разрешенного использования участка.
Если глава администрации вынес положительное решение, то оно является основанием для Росреестра установить условно разрешенный вид использования земельного участка.
Обратите внимание: заявитель несет расходы по проведению общественных обсуждений или публичных слушаний. Таким образом, собственник земельного участка имеет возможность установить условно разрешенный вид использования участка, протянув решение через процедуру общественных обсуждений или публичных слушаний
Таким образом, собственник земельного участка имеет возможность установить условно разрешенный вид использования участка, протянув решение через процедуру общественных обсуждений или публичных слушаний.
2-ой способ.
Категории земель
Такие понятия, как «категория земель» и «вид разрешенного использования», определяются в государственных нормативных актах. В Земельном Кодексе весь состав земель России по целевому назначению разделен на 7 категорий. Каждая категория земли имеет законодательно закрепленные характеристики и правовой режим использования.
Категория земли |
Доля в Земельном фонде РФ |
Лесной фонд |
65,6% |
Земли сельхоз назначения |
22,6% |
Резервный фонд |
5,2% |
Особо охраняемые территории |
2,7% |
Водный фонд |
1,6% |
Земли поселений (населенных пунктов) |
1,2% |
Промышленное и иное назначение |
1% |
На рынке недвижимости обращаются только две категории: земли населенных пунктов и угодья сельскохозяйственного назначения – их можно купить и распоряжаться ими (только в рамках целевого использования земельного участка). Об этих землях пойдет речь ниже, а пока кратко рассмотрим прочие категории земель. Они исключены из свободного обращения и находятся целиком в распоряжении государства. Однако на их территории допускается аренда/концессия участков.
- Лесной фонд. В пределах его территорий выделяются зоны с разрешенной вырубкой леса и участки для лесонасаждений – их использование регулируется Лесным кодексом.
- Водный фонд. Правовой режим использования водоемов и прибрежной полосы регулируется двумя кодексами – Земельным и Водным. Здесь разрешены такие виды деятельности, как строительство гидротехнических сооружений, общее и специальное пользование водоемами.
- Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Земли ООПТ находятся в государственной или муниципальной собственности, в их пределах можно проводить научные исследования, развивать экотуризм. Хозяйственная деятельность на территории заповедников, заказников, природных парков и дендрариев запрещена законом.
- Земли промышленности. Территории, занятые промышленными объектами, транспортной инфраструктурой имеют охранную санитарную зону, в пределах которой запрещено поселение и хозяйственная деятельность людей. Эти земли не подлежат переводу в другие категории – разве только после того, как на них прекратится промышленная деятельность и начнутся работы по рекультивации.
- Резервный фонд. Ещё не вовлеченные в хозяйственный оборот территории являются собственностью государства/муниципалитета. На них не установлен правовой режим пользования, не разрешается хозяйственная деятельность.
Возможен перевод земельного участка из одной категории в другую. Например, вы хотите приобрести участок на окраине поселка под строительство, но он входит в категорию земель запаса (резервных). Необходимо обратиться в компетентный орган местной/федеральной власти с заявлением. При отсутствии противоречий с законом ходатайство может быть удовлетворено, в Государственном реестре будут сделаны соответствующие изменения – участок перейдет в категорию земель поселения или сельхоз назначения. Тогда его можно будет купить, использовать под строительство, для сельскохозяйственной или иной разрешенной деятельности.
Категории земель или целевое назначение
Все земли в нашей стране поделены на семь категорий (наравне с понятием «категория» используется понятие «целевое назначение»).
- Земли сельскохозяйственного назначения;
- Земли населённых пунктов;
- Земли промышленности и иного спец. назначения;
- Земли особо охраняемых территорий и объектов;
- Земли лесного фонда;
- Земли водного фонда;
- Земли запаса.
Эти категории отражают стратегию государства в области земельных отношений и определяются свойствами земли. Самая лучшая и плодородная отнесена к землям сельхозназначения; земля под лесом и тайгой – к землям лесного фонда, заповедники, заказники и природные парки выделяются на землях, которые имеют большое значение для науки и созданы с целью сохранять все биологическое разнообразие природы, то же – с водными объектами и т.д.
Для каждой категории земли установлен свой правовой режим ее использования, закрепленный законом: категория земель «земли населенных пунктов» выделены для строительства городов, деревень и поселков и сопутствующей им инфраструктуры, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения» – для земледелия, животноводства и другого сельскохозяйственного производства, научной работы в этой области и ее обслуживания и так далее.
После «лесного фонда» самая большая часть территории России входит в «земли поселений» и «сельхозназначения». Именно эти категории должны интересовать частных застройщиков, на землях других категорий строить дома нельзя в 99% случаев. 1% мы оставляем на совсем уж редкие частности: бывает, что местные власти отдают под застройку участки, которые раньше принадлежали воинской части и находятся на землях специального назначения.
Но недостаточно знать категорию земли – ограничения на строительство дома может накладывать и ее ВРИ, вид разрешенного использования.
Виды допустимого или разрешенного использования земельных участков по категориям
Полный перечень всех видов разрешенного использования участков содержится в государственном классификаторе, который утвержден Министерством экономического развития РФ (№540). Детального и более подробного изучения требуют лишь наиболее распространенные и востребованные среди операций между физическими и юридическими лицами такие категории земель, как объекты земельного фонда городов, поселков и других населенных пунктов, а также земельные участки сельскохозяйственного назначения. Это объясняется наибольшим количеством сделок в отношении таких объектов земельного фонда, а также доступностью участия в них обычных граждан и предприятий. Другие же категории земельных участков, как например, земли особо охраняемых территорий, могут иметь собственника лишь в лице государства.
Участки, которые относятся к категории земель, расположенных на территории населенных пунктов (городов, поселков и т. д.), могут относиться к нижеперечисленным сегментам, а именно:
- Земельные участки, предназначенные для дачного строительства (общепринятая аббревиатура – ДНП). Владельцами таких участков, как правило, являются юридические лица. Зачастую такие субъекты организовываются в виде садоводческих или дачных кооперативов, а участники этих юридических лиц (члены кооперативов) владеют на праве пользования земельными участками для ведения садоводства, подсобного хозяйства и т. п.;
- Участки для возведения индивидуальных жилых построек (ИЖС). Владельцам участков сегмента ИЖС доступно большинство видов коммунального и социального обслуживания. Особенностью таких земель является отсутствие в большинстве случаев каких-либо ограничений относительно габаритных размеров построек жилого типа. Технические и архитектурные планы таких построек необходимо согласовывать с органами местной власти;
- Земли, выделяемые для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Эта категория включает в себя участки для размещения гаражей, конструкций вспомогательного характера, строений для содержания и разведения сельскохозяйственных животных.
Объекты недвижимости сельскохозяйственного назначения подразделяются еще на 18 подвидов земельных участков. Среди таковых можно выделить участки, специально предназначенные для растениеводства, скотоводства, садоводства, пчеловодства, хранения и технологической переработки продукции сельскохозяйственного назначения, овощеводства и т.п. Существуют отдельные категории земель, отводящиеся под застройки питомников, объектов обеспечения сельскохозяйственного производства и т.д.
Видео сюжет расскажет, как происходит изменение статуса земельного участка
Основная сложность — в генплане
Закон нашей страны не предусматривает переход земли из одной категории в другую по желанию собственника. Поменять ее с «сельхозназначения» на «земли, где можно возводить частный дом», не получится. Основанием для такого изменения может стать только новый утвержденный генплан территории. В этом плане администрация района должна предусмотреть такое изменение. Только в этом случае собственник имеет право подать ходатайство в администрацию о смене категории земельного участка.
Рассматривают ходатайство до двух месяцев, а после этого в течение еще пары недель выдается положительное решение или отказ.
Если ответ «да», то владелец участка получает на руки акт, в котором указываются:
- основания для изменения категории;
- границы, площадь и кадастровый номер участка;
- категория, к которой относилась земля, и категория, к которой она будет относиться теперь.
Разрешено ли строительство на землях СНТ?
Три критически важных нюанса при покупке участка под ИЖС
Санкции за не изменение предназначения
Возникает логичный вопрос, а что будет, если реализовать задуманное в действительность, не изменив при этом предназначение земельного участка?
Если говорить открыто, то особых санкций к нарушителю применено не будет. Здесь работает только административная ответственность.
В частности, на данный момент в соответствии с действующим законодательством действуют такие санкции к нарушителям:
- За неосуществление сельскохозяйственной деятельности на участке, который для этого предназначен, предусмотрен штраф в размере 0,5% от кадастровой стоимости объекта. Но если полученное значение меньше 3000 рублей, то тогда к нарушителю будет применена санкция в 3000 рублей;
- За нецелевое использование земли, например, при построении производственного цеха на землях сельскохозяйственного назначения, предусмотрен штраф в размере 1% от кадастровой стоимости объекта. Но не менее фиксированной суммы в 10000 рублей;
- За нецелевое использование земли в случае, если земля отведено для строительства жилого объекта, а на нем фактически такое строительство не осуществляется, предусмотрен штраф в размере 20000 рублей – минимальное значение; или 1,5% от кадастровой стоимости объекта.
Прочтите также: Кадастровые статусы земельных участков: СНТ, ДНТ, ИЖС
2018, Про сад и дом. Все права защищены.
Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:
или заполнив форму ниже.
Стоимость (цена) перевода земель
Перед переводом земельного участка из одной категории в другую, следует принять решение о целях его дальнейшего использования, что и определит наиболее подходящую категорию. Кроме этого, придется решить и финансовые вопросы, связанные с переводом.
Стоимость перевода в 2020 году земельного участка вне зависимости от его категории варьируется от 9 000 до 12 000 рублей за сотку. Это на 2000 – 3000 больше, чем в предыдущие годы.
При этом окончательная сумма будет известна после того, как специалисты оценят уровень сложности предстоящих работ. Помимо внесения денежных средств за смену категории, для успешного завершения процесса перевода земельного участка желательно нанять юриста для общения с представителями власти.
Государственный кадастровый учет земельных участков. Межевание
Для признания земельного участка объектом гражданских прав необходимо определить его границы и площадь посредством межевания.
Проведение межевания не является обязательным в отношении ранее учтенных земельных участков. Сведения о них вносятся в ЕГРН и без проведения межевания. Это следует из ч. 5 ст. 69 Закона о госрегистрации недвижимости.
Ранее учтенными участки считаются в случаях, если (ч. 4 ст. 69 Закона о госрегистрации недвижимости):
- 1) их учет проведен до 1 марта 2008 г.;
- 2) учет не был проведен, однако права на них зарегистрированы (и не прекращены) и им присвоены условные номера органом регистрации прав.
Проведение межевания и внесение соответствующих сведений в кадастр недвижимости существенно упрощает защиту права собственности на ранее учтенные земельные участки. Например, если земельный участок не поставлен на кадастровый учет и его границы на местности не определены, можно столкнуться с трудностью в установлении пересечения границ данного земельного участка с другим земельным участком.
Кадастр недвижимости является составной частью Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) (п. 2 ст. 7 закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, … которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (п. 7 ст. 1 закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Сведения о земельном участке, вносимые в кадастр недвижимости
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (статья 8 закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Так, в частности, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся:
- вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение и проч.);
- кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;
- описание местоположения объекта недвижимости;
- ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре)..
- площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место;
- иные сведения, указанные в ч. 4 статьи 8 закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Рекомендуем статью: «Межевание земельного участка. Кадастровые работы. Согласование границ. Обязательно ли межевание?»
Стоимость услуги и налоги
Во-первых, при изменении категории земли поменяется и налог на нее. Но если землю в другой статус не перевели, а на участке сельхозназначения разрешили построить жилой дом, то налоговая ставка останется прежней. Покрытие изменения кадастровой стоимости участка — вот самая затратная часть. И платить за это должен собственник. Сумма может достигать 30% от стоимости земли. На стоимость процедуры повлияют также размер участка, услуги по подготовке документов, создание проекта будущего дома, а если будет необходимо, то и экологическая экспертиза.
Могу ли я перевести свою землю в категорию ИЖС?
Почему поменять категорию земли проще, если рядом кладбище?
Иначе дело обстоит с видами разрешенного использования. Их поменять можно и даже проще, чем несколько лет назад. Если в вашей территориальной части Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) вы как собственник участка имеете право изменить ВРИ, тогда просто следуйте инструкции.
Как производится
Прежде чем приступать к процедуре, необходимо внимательно изучить уже упомянутый закон
Важно твёрдо убедиться, что планируемая смена земельной категории и цели не противоправна в принципе
Все ограничения оговариваются во второй главе закона №172-ФЗ. Если хотя бы теоретически смена земельной категории разрешена, можно приступать к подготовке и самой процедуре.
Состав документов для изменения назначения земельного участка определён 2-й статьёй ФЗ-172. Главная бумага – это ходатайство, именно в нём формулируется обоснование смены земельной категории.
Именно оно может потребоваться, если планируется сменить целевой статус земли сельхозназначения. Экспертиза может показать, что земли уже непригодны для применения по исходному назначению.
Далее мы расскажем о непосредственном порядке изменения целевого назначения земельного участка.
Порядок
Он зависит от того, кто именно подаёт ходатайство о смене земельной категории. Если собственник – частное лицо либо муниципалитет, то дальше органов местной власти дело не пойдёт. Исключение – рассмотрение ходатайств о землях сельхозназначения, ими ведают субъекты Федерации или Правительство нашей страны.
Если землями любой категории владеет субъект РФ или собственность федеральная, уровень органов, принимающих решения, соответственно повышается.
Зачем изменять предназначение земельного участка
Теперь вопрос: зачем же тогда изменять предназначение земельного участка? Да потому, что владея участком, предназначенным для одного, им нельзя распоряжаться в других целях.
Например, если человек владеет землей сельскохозяйственного назначения, то он не может на нем возвести развлекательный центр для ведения бизнеса или жилой дом для собственных целей.
Перед осуществлением таких действий необходимо обязательно изменить назначение, а потом уже осуществлять дальнейшие действия.
Когда можно использовать такой способ как изменение предназначения земельного участка:
- Когда предприниматель, собственник земли, хочет продать земельный участок по стоимости дороже ее реальной стоимости. Например, земля для сельскохозяйственных целей ценится намного меньше, чем земля населенного назначения. Поэтому очень часто, перед тем, как продать такой объект недвижимости, изменяют сам кадастровый паспорт с записью о назначении такого объекта.
- Когда на земли планируется открыть производственный цех или начать любой другой бизнес;
- Когда хочется на земле сельскохозяйственного предназначения построить жилой дом, где будут жить люди;
- Другие случаи.
Список документов
Ходатайство считается основной бумагой, там отражены намерения заявителя и его полномочия. Надо дополнить его другими документами, список которых определяется индивидуально.
Можно уточнить на месте подачи:
· паспорт гражданина или правоустанавливающие бумаги, касающиеся статуса организации;
· кадастровый паспорт (можно выписку оттуда);
· выписка ЕГРН (сейчас ее достаточно, там содержатся все кадастровые данные плюс принадлежность территории);
· договор соцнайма (если участок изначально был передан государством частному лицу).
Иногда требуется заключение госэкспертизы или выданное частным специалистом. Оно нужно для обоснования безопасности процедуры. Что ее результаты не навредят окружающей среде или самой земле.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 31 июля 2015 г. N ОГ-Д23-10238 «О рассмотрении обращения»
3 сентября 2015
Департаментом недвижимости Минэкономразвития России рассмотрен вопрос разъяснения норм приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (далее — приказ N 540, Классификатор), и сообщает следующее.
1. Принятие Классификатора было обусловлено положениями статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и направлено на упорядочение составления правил землепользования и застройки, упорядочение государственного кадастрового учета объектов недвижимости, ведения единого автоматизированного документооборота на всей территории Российской Федерации, упрощения землепользования.
2. Следует отметить, что до издания классификатора, при установлении видов разрешенного использования органы самостоятельно определяли наименование вида разрешенного использования. Вместе с тем после вступления в силу приказа N 540 виды разрешенного использования в правилах землепользования и застройки устанавливаются в соответствии с классификатором.
3. Органы местного самоуправления устанавливают виды разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки, если они были приняты до вступления в силу приказа N 540, однако если виды разрешенного использования устанавливаются или изменяются в правилах землепользования и застройки после 24.12.2014, то виды разрешенного использования должны соответствовать классификатору.
Так, согласно пунктам 12, 13 статьи 34 названного федерального закона до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения ГКН о разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» уполномоченные органы обязаны направлять документы для внесения сведений в ГКН в случаях принятия ими решений, в том числе об утверждении правил землепользования и застройки, об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Отмечаем, что виды разрешенного использования применяются не только в связи с предоставлением земельных участков, но и действуют в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
Дополнительно сообщаем, что Минэкономразвития России планирует внесение соответствующих изменений в приказ N 540 по результатам обобщения практики применения Классификатора видов разрешенного использования.
Врио директора Департамента недвижимости | М.В. Бочаров |
Какой земельный участок подходит для строительства дома?
Согласно земельному законодательству России, постройка жилья возможна на таких участках:
- участок в черте поселения; вид разрешённого использования – ИЖС;
- участок в черте поселения; вид разрешённого использования – ЛПХ (приусадебный участок);
- участок в садово-некоммерческом товариществе; ВРИ – «для садоводства».
Рассмотрим плюсы и минусы каждого из трех вариантов земель, пригодных для жилых застроек.
Категория/ВРИ |
Плюсы |
Минусы |
Земли поселений ИЖС |
Гарантии централизованного водоснабжения, электричества Прописка и адрес Удобная инфраструктура |
Самые дорогие участки Двойные налоги, если дом не построен за 10 лет |
Земли поселений ЛПХ |
Участки дешевле, чем ИЖС Налоги ниже Возможность заниматься приусадебным хозяйством |
Самостоятельное проведение коммуникаций |
Земли сельхоз назначения СНТ |
Самые дешевые участки Хорошая экология Живописная местность Плодородная земля |
Проведение коммуникаций затруднено Сложности с регистрацией дома, с пропиской, с инфраструктурой Регулярные членские взносы Площадь не более 15 соток |
Для повышения стоимости недвижимости при продаже возможен перевод участков ЛПХ (приусадебные) в ИЖС– в пределах одной категории земель. А если СНТ находится в пригороде, с налаженными коммуникациями и хорошей инфраструктурой, то земельный надел в его пределах можно попробовать перевести в статус ИЖС, тем самым существенно повысив кадастровую стоимость.
На участках с ВРИ «огородничество» строительство не предусмотрено. Однако, если они расположены вблизи поселений, можно попробовать узаконить построенный на такой территории дом, изменив сначала категорию земли, а затем вид разрешенного использования. В этих случаях собственник должен обратиться с заявлением в местную администрацию – именно она принимает решение, исходя из планов землепользования и застройки и планов развития поселения.
Важно учесть, что власти могут поменять категорию (целевое использование) землям сельхоз назначения лишь в случае их малой пригодности для сельского хозяйства, а также при их непосредственной близости к черте населенного пункта. Менять категорию земель уполномочены региональные (а не местные) органы власти
В пакет документов, дополняющих заявление, входят:
- паспорт заявителя;
- правоустанавливающие документы на ЗУ;
- межевой план;
- выписка ЕГРН;
- согласие всех членов товарищества (если речь идет о СНТ).
В целом процедура смены ВРИ – дорогостоящая и затратная по времени, не имеющая высоких шансов на успех. Российское законодательство ужесточает требования к использованию высокопродуктивных земель сельскохозяйственного назначения, строго ограничивает их использования не по целевому назначению.