Земельные ресурсы предприятия и пути улучшения их использования (вариант 1)
Содержание:
- Территории промназначения: реализация, приобретение, аренда
- Купля-продажа и аренда
- Письмо Министерства экономического развития РФ от 31 июля 2015 г. N ОГ-Д23-10238 «О рассмотрении обращения»
- Режим использования транспортных земель
- Как изменить категорию промышленной земли?
- Отвод территорий
- Тонкости землепользования: разбираемся в основных понятиях
- Категории земель
- Понятие «земля» в значении совокупности земельных участков и как синоним земельного участка
- Земли энергетики, обороны и безопасности
Территории промназначения: реализация, приобретение, аренда
Владельцем участка промназначения может быть любое физлицо, организация, муниципальное предприятие или государство. Собственник вправе производить с этими землями все законные действия. Такая территория может быть сдана в аренду, продана, подарена и т. д. Однако существует проблема, которая может помешать заключению договора купли-продажи земель промназначения. Он заключается в виде разрешенной эксплуатации промзоны, установленном законодательством. К примеру, если территория предназначена для распределения на ней складских помещений, то покупатель не сможет осуществить здесь строительство АЗС, СТО и т. д.
Кроме того, прежде чем арендовать или приобрести промзону, важно обратить внимание на параметры и другие особенности земли. В случае отсутствия коммуникаций, территория не может стоить дорого
Но, дальнейшая сопутствующая постройка каких-либо зданий, согласованная с государством, может быть совершенно невыгодна в финансовом плане. К тому же, процесс занимает слишком много времени.
Купля-продажа и аренда
Собственниками такой земли выступают Федерация, юридическое или физическое лицо.
ВНИМАНИЕ! В случае, когда участок планируется использовать для создания собственного бизнеса, то территория может быть не выдана в пользование собственника государством на основании невыполнения целевого предназначения земли промышленности
К примеру, в районе ощущается резкая нехватка атомных электростанций или станций технического оснащения
К тому же, в собственности государства есть необходимые территории для построения данных сооружений.
К примеру, в районе ощущается резкая нехватка атомных электростанций или станций технического оснащения. К тому же, в собственности государства есть необходимые территории для построения данных сооружений.
Но субъект, который планирует приобрести участок для коммерческой деятельности, решил использовать его для построения баз, складов и других объектов хранения.
Таким образом, органы власти имеют полное право отказать данному предпринимателю за неготовностью выполнять требования по целевому назначению этой промышленной земли.
Есть и еще одно препятствие в приобретении участка — отсутствие каналов связи, линий электропередачи и других необходимых коммуникаций.
Как правило, такая земля стоит значительно меньше, чем земля с полным оснащением коммуникационных связей, но на ее дальнейшее использование и на постройку этих связей будет затрачиваться значительное количество денежных средств и рабочего времени. Такие вопросы решаются либо в суде, либо в порядке договорного соглашения.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 31 июля 2015 г. N ОГ-Д23-10238 «О рассмотрении обращения»
3 сентября 2015
Департаментом недвижимости Минэкономразвития России рассмотрен вопрос разъяснения норм приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (далее — приказ N 540, Классификатор), и сообщает следующее.
1. Принятие Классификатора было обусловлено положениями статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и направлено на упорядочение составления правил землепользования и застройки, упорядочение государственного кадастрового учета объектов недвижимости, ведения единого автоматизированного документооборота на всей территории Российской Федерации, упрощения землепользования.
2. Следует отметить, что до издания классификатора, при установлении видов разрешенного использования органы самостоятельно определяли наименование вида разрешенного использования. Вместе с тем после вступления в силу приказа N 540 виды разрешенного использования в правилах землепользования и застройки устанавливаются в соответствии с классификатором.
3. Органы местного самоуправления устанавливают виды разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки, если они были приняты до вступления в силу приказа N 540, однако если виды разрешенного использования устанавливаются или изменяются в правилах землепользования и застройки после 24.12.2014, то виды разрешенного использования должны соответствовать классификатору.
Так, согласно пунктам 12, 13 статьи 34 названного федерального закона до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения ГКН о разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» уполномоченные органы обязаны направлять документы для внесения сведений в ГКН в случаях принятия ими решений, в том числе об утверждении правил землепользования и застройки, об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Отмечаем, что виды разрешенного использования применяются не только в связи с предоставлением земельных участков, но и действуют в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
Дополнительно сообщаем, что Минэкономразвития России планирует внесение соответствующих изменений в приказ N 540 по результатам обобщения практики применения Классификатора видов разрешенного использования.
Врио директора Департамента недвижимости | М.В. Бочаров |
Режим использования транспортных земель
Земли, относящиеся к категории железнодорожного сообщения, допускается сдавать в аренду на длительный срок. Как правило, договор аренды заключается с субъектами, ведущими предпринимательскую деятельность. При этом выдвигаются следующие условия:
- отсутствие негативного влияния на участок;
- обеспечение безопасного движения ж/д транспорта.
На землях, относящихся к группе автодорог, разрешено возведение строений, относящихся к объектам автомобильного сервиса, заправочных комплексов и пунктов питания. Монтаж небезопасных информационных указателей категорически запрещен. А также невозможно построить в таком районе сооружения и конструкции, которые никоим образом не относятся к сопровождению автодорожных потребностей.
В районе водных земель допускается возведение причалов, пристаней и портов. Дополнительно разрешено проведение мероприятий по обустройству береговой охранной полосы, а также создание искусственных водоемов. Приватизация земель прибрежной полосы воспрещена в соответствии с действующими российскими законами.
Для земель, на которых располагаются трубопроводы, также предусмотрены определенные зоны безопасности, размер которых зависит от характера назначения объекта.
Как изменить категорию промышленной земли?
Вопросы, касающиеся изменения категории земельных участков, регулируются Земельным Кодексом и ФЗ-№ 172 от 21.12.2004 г.
Например, при переводе промышленной зоны в категорию населённых пунктов, существует только 2 ограничения:
- Объекты промзоны подлежат сносу, или территория загрязнена, нарушена. В этих случаях для изменения категории требуется проект рекультивации. Та же особенность в ситуации, когда участок загрязнен или нарушен.
- На землях промышленности нарушен почвенный слой. В этой ситуации нужно будет не только согласовать проект рекультивации, но и произвести все предполагаемые работы.
Гораздо сложнее произвести перевод земли сельхозназначения в земли промышленности. Это допускается лишь в исключительных случаях.
Единственное основание для разрешения изменения категории – предоставление доказательств полной утраты участком сельхозназначения полезных свойств, необходимых для ведения агрокультурной деятельности.
Порядок перевода земель сельхозназначения в земли промышленности – довольно длительный процесс. Оформление разрешительной документации на преобразование целевого назначения земли занимает более 6 месяцев.
Также следует учитывать, что данная процедура сопряжена со значительными материальными тратами, включая оплату госпошлины за выдачу кадастровых документов и возмещение государству потерь в связи с преобразованием правового режима с/х угодий.
Для получения разрешения на перевод следует обращаться в орган местного самоуправления с заявлением и подтверждающими документами. Если участок используется по праву аренды, то для изменения категории земли требуется ещё получить разрешение от собственника имущества.
Перечень документов для смены правового статуса земельного участка:
- ходатайство о необходимости изменения целевого назначения земельного участка (бланк можно взять непосредственно в Росреестре или скачать на сайте данной службы);
- межевой план участка;
- кадастровый паспорт;
- правоустанавливающий документ;
- разрешение на перевод земли в иную категорию, выданное местной администрацией.
При положительном решении муниципалитета нужно направить письменное обращение в адрес Министерства имущественных отношений о преобразовании целевого назначения участка и возможности размещения на нём объекта промышленности.
По истечении 2 месяцев заявителю будет выдано решение о предоставлении права на перевод земельного объекта в другой правовой режим.
В течение 2 недель копия данного решения будет направлена заявителю и Росреестр. Завершает процедуру внесение сведений о переводе земли с/х назначения в категорию промышленного назначения.
Пакет документов для подачи в Росреестр:
- разрешение администрации;
- проект расположения объекта промышленности на земельном участке;
- межевой план;
- технические характеристики строения;
- заключение экологической комиссии;
- кадастровые документы на землю;
- проект по восстановлению почвы;
- экономическое обоснование строительства промышленного объекта;
- справки об издержках государства, связанных с переводом земли.
Перечень документов может дополняться в зависимости от нормативов, принятых в конкретном регионе.
По статистике, положительное решение по вопросу перевода с/х земель в промышленные участки принимается в том случае, если земельный участок достаточно удалён от населённых пунктов.
Отвод территорий
Земли промышленности могут использоваться для разных целей. Перечень типов деятельности, которую допускается осуществлять на них, в законодательстве является открытым. В его положениях обычно не устанавливаются конкретные размеры участков, которые могут использоваться в промышленных (производственных) целях. Вместе с этим нельзя не нормировать отвод таких территорий. В этой связи, законодательство предусматривает условия, в соответствии с которыми размеры земельных участков обосновываются с экономической точки зрения при проектировании строительства либо другой деятельности. В ряде случаев нормы по предоставлению территорий определяются непосредственно в правовых актах, регламентирующих конкретный тип хозяйствования.
Тонкости землепользования: разбираемся в основных понятиях
ИЖС, ЛПХ, СНТ – непонятные и странные аббревиатуры для простого обывателя. Земельное и градостроительное законодательство – вообще темный лес для несведущего человека. Но если вы находитесь в стадии выбора земельного участка для дальнейшего строительства, необходимо изучить этот вопрос хотя бы по основным положениям.
При определении земельного участка важно ориентироваться в таких понятиях, как тип, категория и назначение земли. В зависимости от экономических целей и предназначения все земли поделены на:. · сельхоз угодья
· сельхоз угодья
· земли лесного хозяйства
· промышленные земли
· земли населенных пунктов для индивидуального строительства
· земли охранной зоны
· другие
И вот, вы уже выбрали живописное место с лесом, прудом и обустроенной инфраструктурой, присмотрели несколько интересных вариантов, а теперь обратите внимание на категорию земель, где эти варианты расположены. Если вы задались целью построить жилой дом, вам подойдут земли только из категорий сельскохозяйственных наделов или земель населенных пунктов
Данные виды участков также делятся на подвиды разрешенного использования
Если вы задались целью построить жилой дом, вам подойдут земли только из категорий сельскохозяйственных наделов или земель населенных пунктов. Данные виды участков также делятся на подвиды разрешенного использования.
Разрешенное использование земельного участка определяет допустимое функциональное использование земли и возведенных на ней объектов.
Категории земель и виды разрешенного строительства
Виды разрешенного использования для земель населенных пунктов
1. Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) – участки данного вида расположены только на территории земель населенных пунктов
2. Личное подсобное хозяйство (ЛПХ) – участки сельхоз земель и населенных пунктов
3. Дачное строительство – преимущественно земли сельхозназначения, реже – земли населенных пунктов, получивших разрешение на использование с целью дачного строительства
Виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения
1. Личное подсобное хозяйство
2. Дачное строительство
3. Садоводство – исключительно земли сельхозназначения, предназначенные для ведения садоводства: это могут быть СНТ (товарищества) или СНП (партнерства)
Земельные участки для индивидуального жилищного строительства
Земли под ИЖС выделяются строго из земель населенных пунктов. Вы можете возвести на таком участке жилой дом и оформить временную или постоянную регистрацию по установленному адресу.
Жилые строения на участках под ИЖС обязательно подключаются ко всем коммуникациям со стороны органов местного самоуправления. Вам также должен быть обеспечен доступ к социально значимым объектам инфраструктуры: медицинским и образовательным учреждениям, магазинам.
Возведение жилого дома возможно за счет средств материнского капитала – это один из бонусов строительства на участке под ИЖС. Вы также можете получить налоговый вычет и проводить банковские операции с наделом – то есть брать под строительство кредит или ипотеку.
Категории земель
Такие понятия, как «категория земель» и «вид разрешенного использования», определяются в государственных нормативных актах. В Земельном Кодексе весь состав земель России по целевому назначению разделен на 7 категорий. Каждая категория земли имеет законодательно закрепленные характеристики и правовой режим использования.
Категория земли |
Доля в Земельном фонде РФ |
65,6% |
|
Земли сельхоз назначения |
22,6% |
Резервный фонд |
5,2% |
2,7% |
|
Водный фонд |
1,6% |
Земли поселений (населенных пунктов) |
1,2% |
Промышленное и иное назначение |
1% |
На рынке недвижимости обращаются только две категории: земли населенных пунктов и угодья сельскохозяйственного назначения – их можно купить и распоряжаться ими (только в рамках целевого использования земельного участка). Об этих землях пойдет речь ниже, а пока кратко рассмотрим прочие категории земель. Они исключены из свободного обращения и находятся целиком в распоряжении государства. Однако на их территории допускается аренда/концессия участков.
- Лесной фонд. В пределах его территорий выделяются зоны с разрешенной вырубкой леса и участки для лесонасаждений – их использование регулируется Лесным кодексом.
- Водный фонд. Правовой режим использования водоемов и прибрежной полосы регулируется двумя кодексами – Земельным и Водным. Здесь разрешены такие виды деятельности, как строительство гидротехнических сооружений, общее и специальное пользование водоемами.
- Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Земли ООПТ находятся в государственной или муниципальной собственности, в их пределах можно проводить научные исследования, развивать экотуризм. Хозяйственная деятельность на территории заповедников, заказников, природных парков и дендрариев запрещена законом.
- Земли промышленности. Территории, занятые промышленными объектами, транспортной инфраструктурой имеют охранную санитарную зону, в пределах которой запрещено поселение и хозяйственная деятельность людей. Эти земли не подлежат переводу в другие категории – разве только после того, как на них прекратится промышленная деятельность и начнутся работы по рекультивации.
- Резервный фонд. Ещё не вовлеченные в хозяйственный оборот территории являются собственностью государства/муниципалитета. На них не установлен правовой режим пользования, не разрешается хозяйственная деятельность.
Возможен перевод земельного участка из одной категории в другую. Например, вы хотите приобрести участок на окраине поселка под строительство, но он входит в категорию земель запаса (резервных). Необходимо обратиться в компетентный орган местной/федеральной власти с заявлением. При отсутствии противоречий с законом ходатайство может быть удовлетворено, в Государственном реестре будут сделаны соответствующие изменения – участок перейдет в категорию земель поселения или сельхоз назначения. Тогда его можно будет купить, использовать под строительство, для сельскохозяйственной или иной разрешенной деятельности.
Понятие «земля» в значении совокупности земельных участков и как синоним земельного участка
Из анализа норм ЗК РФ следует, что понятие «земля» употребляется в двух значениях: 1). совокупность земельных участков; 2). синоним самого земельного участка.
1). Земля — совокупность земельных участков.
О понятии «земля» как совокупность земельных участков можно сделать вывод исходя из ряда норм Земельного кодекса РФ.
Так, в статьях 9, и 11 ЗК РФ о полномочиях в области земельных отношений речь идет и о «резервировании земель», и об «изъятии земельных участков». Из п. 2 ст. 56.1 ЗК РФ следует, что под «резервированием земель» подразумевается «ограничение права собственности и иных вещных прав на земельные участки».
В п. 1 ст. 85 ЖК РФ указано, что «В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки…».
В статье 7 ЗК РФ перечислены категории земель, среди которых, например, земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли лесного фонда и т.д. Указанные «земли» являются частью «состава земель Российской Федерации» и, очевидно, представляют собой определенные участки земли, имеющие свои границы. В то же время в п. 3 ст. 3 ЗК РФ в качестве объекта имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению указывает на земельные участки. Из этого следует, что земли наделяются свойством оборотоспособности через земельные участки. По такой логике земли — это совокупность земельных участков.
Из приведенных норм права следует, что в приведенных случаях понятия «земля» и «земельный участок» не тождественны, и «земля» является совокупностью земельных участков.
2). Земля — синоним самого земельного участка.
В Конституции РФ, Гражданском и Земельном кодексах, других законодательных актах термины «земля» и «земельный участок» часто отождествляются, т.е. используются как синонимы.
В частности, в п. 3 ст. 129 ГК РФ указано, что «земля может отчуждаться или переходить от одного лица к другому…»
В ч. 2 ст. 9 Конституции РФ указано, что «земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности«.
Нередко в нормах ЗК РФ, ГК РФ в названиях статей употребляется термин «земля», однако в самом тексте статей – термин «земельный участок». Например, статья 260 ГК РФ имеет название «общие положения о праве собственности на землю», тогда как содержит положения о распоряжении земельным участком. Или, например, статья 18 ЗК РФ называется «Собственность на землю субъектов Российской Федерации». Статья же содержит перечень земельных участков.
Земли энергетики, обороны и безопасности
К землям энергетики, обороны и безопасности относятся земли, предоставляемые для размещения и эксплуатации гидроэлектростанций, воздушных линий электропередач, наземных энергетических сооружений, иных объектов энергетики, атомных электростанций (АЭС), ядерных реакторов, включая сооружения, комплексы, компоненты и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов. В эту категорию входят также земли, занятые объектами, связанными с разработкой, изготовлением и использованием ядерного оружия, и ядерными энергетическими установками военного назначения, другими военными объектами, включая предприятия и хранилища обычных вооружений, химического оружия, полигоны; земли, занятые объектами, находящимися в ведении Минобороны России, ФСБ, Федеральной пограничной службы РФ, Минатома России.
Земли энергетики, обороны и безопасности находятся преимущественно в государственной, а многие — в федеральной собственности. Допускается установление собственности субъектов РФ и муниципальной собственности на земли, занятые не имеющими оборонного значения радиационными источниками, хранилищами радиоактивных отходов, не содержащими ядерных материалов2. Право субъектной и муниципальной собственности возникает в порядке разграничения государственной собственности на землю.
Теоретически приватизация земель оборонных предприятий с учетом имеющихся исключений3 возможна, но практически трудно реализуема в условиях различного рода процессуальных и иных ограничений.
Земли за предприятиями энергетики, обороны и безопасности, учитывая, что они в большинстве находятся в государственной собственности, закрепляются, как правило, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Для проведения военных учений организациям обороны и безопасности могут предоставляться дополнительные земельные участки из других категорий земель, в том числе закрепленных за гражданами или организациями. В этом случае земельные участки предоставляются таким организациям на определенный срок на праве публичного сервитута, т. е. без изъятия земельного участка.
На земельном участке, обремененном публичным сервитутом, устанавливаются особые условия землепользования, в том числе ограничивающие доступ на него собственников, владельцев, пользователей, арендаторов. В необходимых случаях такие лица могут требоватв-,равноценного земельного участка взамен предоставляемого для военных учений. Собственникам даны особые права на получение платы в связи с установлением сервитута. Статья 23 ЗК предусматривает, что в случае, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, то собственники имеют право требовать от органов государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату.
В условиях чрезвычайного или военного положения земельные участки данной категории временно изымаются у граждан и организаций в порядке реквизиции, т. е. с возмещением причиненных убытков и выдачей документа о реквизиции.
В целях обеспечения безопасности хранения вооружений, безопасного функционирования АЭС и других объектов энергетики вокруг таких объектов предусматривается установление закрытых санитарно- защитных зон и зон наблюдения с ограниченным режимом землепользования1. В санитарно-защитной зоне запрещается размещение жилых и общественных зданий, детских учреждений, а также не относящихся к функционированию ядерной установки, радиационного источника и пункта его хранения лечебно-оздоровительных учреждений, объектов общественного питания, промышленных объектов, подсобных и других сооружений, не предусмотренных утвержденным проектом санитарно-защитной зоны. В зоне наблюдения, в состав которой входит санитарно-защитная зона, действуют меры социально-экономической компенсации гражданам за дополнительные факторы риска и меры по аварийному планированию. Особый порядок землепользования действует в пределах пограничной зоны, охватывающей полосу суши шириной 5 м вдоль государственной границы. Работы в пределах пограничной полосы осуществляются с разрешения органов и войск Федеральной пограничной службы РФ.
Отдельные земельные участки, предоставленные для нужд обороны и безопасности, могут передаваться в аренду или безвозмездное срочное пользование гражданам и организациям для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и иных целей.