Как проходит аттестация медработников для получения квалификационной категории
Содержание:
- Какие категории у врачей выше?
- Я в медсестры пойду, пусть меня научат!
- Общее описание
- Обучение
- Как проходит аттестация
- О факторах риска и эпидемии сердечно-сосудистых заболеваний
- Понятие категории военной годности
- Квалификационные требования и квалификационные характеристики должностей
- Квалификационные требования и обязанность повышения квалификации пока никто не отменял
Какие категории у врачей выше?
Врачебная карьерная лестница не исчерпывается понятиями разрядов, которые присваиваются за наличие у них опыта. Врач может быть не только практиком, но и ученым, вносящим вклад в теоретическую медицину.
После года в интернатуре и пары лет в клинической ординатуре, молодой специалист может получить одну из следующих степеней:
-
Кандидат медицинских наук
. Для получения этого звания дипломированному медику после окончания вуза и постдипломного образования необходимо еще три года отучиться в аспирантуре. Результатом обучения будет диссертация, посвященная актуальной теме в области медицины; -
Доктор медицинских наук
. По получении кандидатской степени врач может пойти дальше и попробовать в себя в докторантуре. Докторская диссертация представляется собой фундаментальный научный труд, написать под силу который немногим. Вот почему докторов медицины так мало — немногим более ста тысяч на всю страну. Получить это звание в молодом возрасте практически невозможно: в единичных случаях это удается в 32-33 года, но чаще всего это более поздние годы.
Высокая зарплата, уважение со стороны коллег и карьерный рост. Примерно такая картина возникает в голове интернов при заветных словах «врач высшей категории». Что это значит в реальности, на собственном примере убеждаются более старшие коллеги: черновая бумажная работа, постоянный стресс и повышенная ответственность. Да и материальные выгоды весьма сомнительны, в условиях погони современного Минздрава за пресловутой «эффективностью».
Видео про врача высшей категории
В данном ролике доктор Владислав Рогачев расскажет, что нужно делать, чтобы перестать болеть:
Любой врач, планирующий и в дальнейшем работать в медицине, рано или поздно сталкивается с необходимостью предъявлять документы о том, что ему присвоена определенная квалификационная категория (она же категория врача). Как заранее позаботиться о том, чтобы в нужное время и в нужном месте у Вас была нужная категория врача?
Я в медсестры пойду, пусть меня научат!
Или в медбраты, или в фармацевты — неважно. Важно другое — куда идти, чтобы научили, чтобы получить желаемую специальность?. Как мы уже упоминали выше, в высших учебных заведениях подобным специальностям не обучают
Нужно идти в среднее специальное, то есть в медицинское училище. Именно там готовят всех вышеозначенных специалистов. Важный момент: в некоторых городах есть отдельные училища для фармацевтов, чаще всего они называются фармацевтическими колледжами. А в некоторых, наоборот, в обычных медицинских училищах предлагают обучение и по данной специальности в том числе
Как мы уже упоминали выше, в высших учебных заведениях подобным специальностям не обучают. Нужно идти в среднее специальное, то есть в медицинское училище. Именно там готовят всех вышеозначенных специалистов. Важный момент: в некоторых городах есть отдельные училища для фармацевтов, чаще всего они называются фармацевтическими колледжами. А в некоторых, наоборот, в обычных медицинских училищах предлагают обучение и по данной специальности в том числе.
Как правило, в большинстве училищ (в том числе и медицинских) действует подобная практика: человека, окончившего такое учебное заведение и желающего продолжить обучение в высшем звене, в институт берут сразу на третий или как минимум на второй курс. Все зависит от конкретной программы конкретного учреждения.
Обучение в медицинском училище можно условно разделить на четыре этапа. Это, во-первых, теоретический курс, где будущим специалистам вкладывают в головы азы науки; учебная практика, направленная на отработку полученных навыков и проходящая обыкновенно на манекенах в стенах родного училища; производственно-технологическая практика уже вне его стен, по своему профилю; и наконец, стажировка, она же преддипломная практика, в ходе которой выпускника сразу могут взять на вакантное место в больнице или том учреждении здравоохранения, где он стажируется.
Что нужно для того, чтобы поступить в медицинское училище? Вне зависимости от выбранного профиля (кстати, наиболее популярными направлениями признаны сестринское дело и акушерство) нужны документы об окончании школы — обязательно наличие сертификата ЕГЭ, документ, подтверждающий личность и гражданство, справка о прохождении медкомиссии и шесть фотокарточек размером три на четыре. В некоторых училищах принимают только по результатам ЕГЭ, в некоторых существуют свои вступительные испытания. Уточнять данный вопрос требуется на местах.
Общее описание
Присвоение квалификационных категорий осуществляется на основе аттестации специалистов, работающих в системе здравоохранения Санкт‑Петербурга. Аттестация является добровольной и проводится аттестационными комиссиями по трем квалификационным категориям: второй, первой и высшей.
Аттестация проводится один раз в пять лет. Присвоенная квалификационная категория действительна на всей территории Российской Федерации в течение пяти лет со дня издания распорядительного акта о присвоении.
Специалисты могут претендовать на присвоение более высокой квалификационной категории не ранее, чем через три года со дня издания распорядительного акта о присвоении квалификационной категории.
При аттестации оцениваются теоретические знания и практические навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей по соответствующим специальностям и должностям, на основе результатов квалификационного экзамена.
До 01.01.2022 проводится аттестация работников, которые получают вторую квалификационную категорию (впервые) и более высокую, в остальных случаях поведение аттестации приостановлено.
Если у вас заканчивается срок действия присвоенной категории в 2021 году (с 01.01.2021 по 31.12.2021), подавать заявление на его продление не надо, срок действия автоматически продлевается на 12 месяцев.
Полное наименование:
Обучение
Успех квалификации во многом зависит от избранной автошколы. При подборе организации сравнивают предлагаемые условия, проверяют наличие лицензионных документов, личного сайта с детальной информацией.
Стоимость
Стоимость обучения – от 15 до 45 тысяч. Разброс, кроме тарифов автошкол, объясняется разным набором услуг. Клиенту могут предложить минимальный курс с изучением теории и определенным количеством часов. Предложения, увеличивающие цену, включают прохождение компьютерного тестирования с часами сверх общей программы, дополнительные практические занятия.
Прежде чем записываться на премиальную программу, стоит проверить, на какой технике обучают вождению. Если студентам предлагают ПАЗ или другой малогабаритный автобус, соглашаться не стоит, ведь экзамен в ГИБДД принимают на ЛиАЗ или другой крупной технике. В этом случае проще выбрать минимальный набор услуг, включающий индивидуальные практические занятия с инструктором, предлагающим технику, аналогичную представленной на экзамене.
Претендент пройдет курсы в автошколе, подняв категорию с «В» или «С» до «Д» бесплатно при поддержке центра занятости. Для профессиональной адаптации безработных периодически организуют повышение квалификации водителей.
При соответствии установленным требованиям после сдачи подтверждающего комплекта документов безработного зачислят на курсы для получения категории «Д» с последующим трудоустройством. Но в этом случае выбирать автошколу не придется.
Количество часов
Программа обучения включает:
- теорию – в объеме до 200 часов;
- вождение (на учебной площадке и в городе) – около 100 часов.
Общая продолжительность учебного курса – от полутора до трех месяцев с расписанием групп по графику, удобному для клиента.
Критерии выбора автошколы
При выборе автошколы проверяют:
- наличие лицензии на ведение образовательной деятельности (с присутствием документа в электронном реестре и совпадении всех реквизитов организации);
- возможность обучения на категорию «Д»;
- укомплектованность транспортного парка;
- оснащение учебных классов (наглядный материал, компьютерные программы и пр.).
Дополнительный плюс – наличие официального сайта с детальной информацией. Не помешает изучить отзывы, оставленные на нейтральных сайтах в интернете.
Что изучают в теории
Теоретическая часть учебной программы включает изучение:
- правил дорожного движения;
- устройства автомобильной техники;
- оказания первой помощи (до прибытия медработников);
- правовых основ (законодательства ОСАГО, ответственности за нарушение требований, порядок расследования дорожных происшествий).
Перечисленные теоретические дисциплины входят в состав экзаменационных вопросов.
Что отрабатывают на практике
При практических занятиях проводят отработку:
- регулировки зеркал, переключения дальнего и ближнего света, других предусмотренных функций;
- остановки и начала движения при подъеме;
- маневров в условиях ограниченного пространства;
- въезда в бокс задним ходом и парковки;
- остановок для посадки и высадки пассажиров;
- проезда регулируемого перекрестка.
Начальные упражнения проводят на полигоне, выезд в город осуществляется по мере готовности ученика.
Билеты
Экзаменационная программа по категории «Д» включает порядка 800 вопросов, сформированных в отдельные билеты. Сдают экзамен в виде теста. Экзаменуемому предложат 20 вопросов с вариантами ответов от 2 до 5. Необходимо выбрать единственный правильный.
Вопросы в билете разбиты на 4 равных блока. Ошибиться можно не более двух раз при условии, что ошибки допущены в разных блоках. Общее время ответов на тесты – до 20 минут. Каждая из двух допущенных неточностей влечет по 5 дополнительных вопросов с выделением 5 минут без права на ошибку.
При сдаче на «Д» состав билетов отличается набором представленных вопросов.
Как проходит аттестация
Медработник может получить категорию по итогам сдачи экзамена, к которому относятся процессы:
- экспертной оценки отчета по профдеятельности медработника;
- тестирования;
- собеседования.
В процессе аттестации комиссия проведет оценку знаний и навыков, которые нужны в профдеятельности. Она правомочна принимать решение при наличии на заседании не меньше ½ от ее состава.
- председателя;
- секретаря;
- членов комиссии.
Аттестация состоит из нескольких этапов:
№ этапа |
Наименование процесса |
Кто осуществляет |
Срок |
---|---|---|---|
1 |
Рассмотрение полученных от специалиста бумаг. |
Комиссия. |
Не позже 30 дней с даты регистрации документов. |
2 |
Разработка и утверждение заключения по отчету о профдеятельности специалиста. |
Руководитель медработника. |
Не позже 30 дней с даты регистрации документов. |
3 |
Определение даты и места тестирования и собеседования. |
Комиссия. |
Не позже 30 дней с даты регистрации документов. |
4 |
Информирование специалиста о дате и месте тестирования и собеседования. |
Комиссия. |
Не позже 30 дней с даты регистрации документов. Можно разместить инфо на стенде или сайте. Если необходимо, форма проведения может быть дистанционной или выездной. |
5 |
Тестирование. Успешное прохождение — это выполнение не меньше 70 % объема задач. |
Комиссия. |
Не позже 70 календарных дней с даты регистрации документов. |
6 |
Собеседование (проводится только по результатам успешных итогов теста). |
Комиссия. |
Не позже 70 календарных дней с даты регистрации документов. |
7 |
Вынесение решения (присвоить или отказать). Комиссия может отказать:
|
Комиссия. |
По итогам аттестации. |
8 |
Оформление решения в протоколе и аттестационном листе. Члены комиссии, не поддерживающие принятое решение, могут изложить мнение в письменном виде и приложить его к протоколу. |
Комиссия. |
По итогам аттестации. |
9 |
Оформление результатов аттестации распорядительным документом по учреждению или органу власти, при котором функционирует комиссия. |
Секретарь. |
|
10 |
Информирование медработника. |
Секретарь. |
Направить медработнику выписку из приказа о присвоении не позднее 120 календарных дней с даты регистрации документов с регистрацией факта направления бумаги в журнале. |
ВАЖНО!
Решение выносится в процессе открытого голосования. Принимается простым большинством от числа участвующих в заседании. Если голоса разделились поровну, решение — за председателем.
О факторах риска и эпидемии сердечно-сосудистых заболеваний
Заболевания сердечно-сосудистой системы ежегодно убивают такое колоссальное количество людей, что уже несколько десятилетий являются лидером в конкурсе на звание «самого массового убийцы ХХI века». По прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к 2030 году примерно 23,6 миллиона человек умрут от сердечно-сосудистых заболеваний, в основном от инсульта и ишемии.
Трагедия ситуации в том, что заболевания этой группы протекают бессимптомно: иногда инфаркт или инсульт становится первым вестником того, что на состояние сердца и сосудов нужно обратить внимание. Очевидное решение проблемы — ранняя диагностика, регулярный контроль давления и сердечных ритмов — сталкивается с неумолимым человеческим фактором: пациенты, убежденные, что вместо сердца у них пламенный мотор, отмахиваются от врачебных рекомендаций, не желая тратить время на профилактику
Самые важные факторы риска сердечно-сосудистой смертности, о них уже стало известно к концу 50-х годов, — возраст и отягощенная наследственность. Это то, на что повлиять нельзя. Но есть и другие: курение, артериальная гипертония, уровень холестерина, , ожирение. На них повлиять можно. К сороковым годам ХХ века стало ясно, что люди стали чаще всего умирать не от инфекций, как это было раньше, а от сердечно-сосудистых заболеваний. Поэтому был организован Американский институт сердца, и с 1948 года во Фрамингеме, небольшом городке рядом с Бостоном, всех жителей города включили в исследование, которое продолжается и сейчас. Им измеряют уровень артериального давления, сахара, фибриногена и другие показатели. Эти данные потом были подтверждены в крупных рандомизированных контролируемых исследованиях: созданы специальные таблицы, которые позволяют оценить риск смерти в течение 10 лет в зависимости от факторов. Кстати, контроль факторов риска удлиняет жизнь и улучшает ее качество.
Понятие категории военной годности
Категории военной годности призывников присваиваются в результате медосмотра. Позволяют дифференцировать молодых людей, поступающих на военную службу по состоянию здоровья. Категории присваиваются на основании Федерального закона «О воинской службе и воинских обязанностях» N 53.
Важно! От присвоенной категории зависит, попадет молодой человек на службу, или нет. Некоторые категории разрешают допуск, но накладывают ограничения, связанные с прохождением службы.. Процесс присвоения категории строго регламентирован Положением о военно-врачебной экспертизе №
В документе, именуемым Расписание болезней, содержится список болезней и диагнозов. Каждая из пяти категорий, делится на подкатегории. В зависимости от категории, к которой будет отнесен новобранец, определяется род войск, в которых ему предстоит нести службу. Могут быть наложены ограничения или наложен запрет на виды службы, в которых предполагается наличие больших физических нагрузок. Например, служба в спецназе или ВДВ предполагает обладание отменным здоровьем, категории А
Процесс присвоения категории строго регламентирован Положением о военно-врачебной экспертизе № . В документе, именуемым Расписание болезней, содержится список болезней и диагнозов. Каждая из пяти категорий, делится на подкатегории. В зависимости от категории, к которой будет отнесен новобранец, определяется род войск, в которых ему предстоит нести службу. Могут быть наложены ограничения или наложен запрет на виды службы, в которых предполагается наличие больших физических нагрузок. Например, служба в спецназе или ВДВ предполагает обладание отменным здоровьем, категории А.
Категория присваивается после медицинского обследования. Призывника осматривает комиссия, в которую входят врачи специальностей:
- стоматолог;
- отоларинголог;
- психиатр;
- невропатолог;
- окулист;
- терапевт;
- хирург.
Каждый врач осматривает призывника и присваивает категорию. Функция врача при осмотре — не выставление диагноза и назначение лечения, а констатация факта наличия у призывника признаков заболеваний. После этого результаты осмотров систематизируются. Выводится общий итог и присваивается окончательная категория и подкатегория.
На осмотры нужно явиться с заранее подготовленными документами:
- Справка из психоневрологического диспансера.
- Справка из кожно-венерологического диспансера.
- Справки от аллерголога и инфекциониста.
Также необходимы результаты обследований:
- Рентгенография грудной клетки.
- ЭКГ.
- Общий анализ крови, на ВИЧ и сифилис РВ.
- Анализ мочи.
На заседание врачебной комиссии нужно явиться с медицинской картой из поликлиники по месту проживания. Также при себе нужно иметь результаты анализов и справки. Заключение врачебной комиссии будет составляться на основании результатов анализов, справок и осмотра.
Если у комиссии возникнут сомнения относительно состояния здоровья призывника, он получит направление на консультацию и осмотр узкопрофильного специалиста. Направление дается в конкретное медицинское учреждение, где прием специалиста будет произведен бесплатно, по направлению военкомата.
Категория влияет на род войск и местоположение части, в которые будет направлен призывник. Это связано с тем, что при наличии определенных заболеваний человеку могут быть противопоказаны высокие физические нагрузки. Пониженная острота слуха или зрения также налагают определенные ограничения. Кроме того, климат (в южных или северных районах) по-разному влияет на лиц, страдающих аллергическими реакциями или легочными заболеваниями. Влияет и рост. Высокий рост может стать препятствием к прохождению службы на подлодке или в танковых войсках.
Спецназ, морская пехота и ВДВ отбирают призывников с безупречным здоровьем. Это обусловлено повышенными физическими нагрузками, требующими большой выносливости
Особое внимание в этой связи уделяется новобранцам, имеющим спортивный разряд
Если человек имеет врожденное или приобретенное заболевание, нужно заблаговременно подготовиться к медкомиссии, и подтвердить наличие заболевания заранее пройденными обследованиями. Если заболевание имеется с детского возраста, можно принести детскую медкарточку. При сомнениях врач медкомиссии назначит дополнительные обследования.
Квалификационные требования и квалификационные характеристики должностей
Как мы разобрали выше в разделе «Должности» квалификационных требований приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист.
Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н.
Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н.
Приказ 541н является разделом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
Согласно п.2 Приказа 541н наименования должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравом России, то есть в соответствии с приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н. При этом по общему правилу наименование должности соответствует наименованию медицинской специальности.
В соответствии с п.4 Приказа 541н квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». При этом в разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе «Требования к квалификации», приведены в соответствии с законом об образовании и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, на наш взгляд, Приказ 541н не устанавливает самостоятельных требований к квалификации, а приводит их для каждой должности медицинского работника в соответствии с иными нормативными правовыми актами. То есть требования к квалификации в Приказе 541н должны соответствовать Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием, утвержденным приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н. В случае правовой коллизии между Приказом 541н и Приказом 707н в части требований к квалификации применению, на наш взгляд, подлежит Приказ 707н.
В тоже время п.6 Приказа 541н устанавливает имеющий важное практическое значение правовой механизм занятия должностей медицинских работников в случае неполного соответствия квалификационным требованиям. Так, лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы
Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц.
Стоит отметить, что согласно статье 57 Трудового кодекса РФ существует два вида документов, содержащих квалификационные требования к должностям, профессиям, специальностям, которыми руководствуется работодатель – квалификационные справочники и профессиональные стандарты. Анализ ст.57, 143, 144 Трудового кодекса РФ позволяет говорить о том, что в настоящее время применяются как квалификационные справочники, так и профессиональные стандарты. Однако, несмотря на возможность по-прежнему применять квалификационные справочники, законодатель создает правовую возможность перехода в перспективе именно на профессиональные стандарты, утверждая для этих целей инструменты, позволяющие соотносить положения справочников со стандартами.
Исходя из этого, применение Приказа 541н как квалификационного справочника постепенно сойдет на нет по мере утверждения и внедрения в медицинских организациях профессиональных стандартов. В тоже время, как указывалось выше, квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием установлены именно приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.
Квалификационные требования и обязанность повышения квалификации пока никто не отменял
Неизвестно, специально ли, но Минздрав, продлив действие некоторых сертификатов специалиста, забыл об обязанности 1 раз в 5 лет проходить повышение квалификации.
Напомним, что данная обязанность закреплена в ряде профстандартов медицинских работников, в пункте 4 Порядка обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам, утвержденного Приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н, а также является одним из квалификационных требований, указанных в Приказах Минздрава России от 08.10.2015 № 707н и Приказе Минздрава России от 10.02.2016 № 83н.
Таким образом, если вовремя не пройти повышение квалификации, медицинский работник не будет соответствовать квалификационным требованиям, и, следовательно, не будет иметь права на осуществление медицинской деятельности без сертификата специалиста / свидетельства об аккредитации в соответствии с Приказом № 327н (напомним, что условием допуска к осуществлению медицинской деятельности без сертификата специалиста / свидетельства об аккредитации является, в том числе, соответствие квалификационным требованиям, а они, как мы указали выше, предусматривают повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет).
Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности…», соответствие медицинских работников квалификационным требованиям, в том числе регулярное прохождение повышения квалификации (не реже 1 раза в 5 лет), является одними из лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности. Это еще одна причина для тех лиц, у которых крайний срок прохождения повышения квалификации наступает в этом году, пройти соответствующее обучение и получить новое удостоверение. В противном случае медицинская организация не будет соответствовать лицензионным требованиям. Правда, в этом году, как мы писали в одной из своих заметок, объявлен мораторий на плановые лицензионные проверки. Поэтому ответственность за нарушение лицензионных требований медицинской организации вряд ли грозит. Однако, это относится к действующим медицинским организациям. В свою очередь, открыть новую медицинскую организацию или переоформить лицензию, если у вас в штате есть работники, которые вовремя не прошли повышение квалификации, не получится (поскольку в таком случае будет проведена внеплановая проверка, которая установит, что медицинская организация не будет соответствовать лицензионным требованиям).