Что нужно для получения 1 категории учителя. кому нужна категория. как правильно оформить документы

Квалификационные категории отдельных профессий

Для представителей определенных профессий получение квалификационной категории без проведения аттестации невозможно. Это госчиновники, педагоги, медики, работники прокуратуры и еще целый ряд других.

Добровольно-принудительная переподготовка. Есть ли смысл в повышении квалификации?

Для примера рассмотрим порядок проведения аттестации на получение квалификационной категории педагогических работников. Он регламентируется ФЗ №273 от 29/12/12 г. «Об образовании», ст. 49, и приказом Минобразования №276 от 07/04/14 г. Порядок следующий:

  1. Аттестация проводится по желанию работника, на основании его заявления.
  2. Присваивается первая или высшая категория.
  3. Заявление на получение 1 категории есть возможность подать вне зависимости от стажа работы в учреждении, на высшую – через 2 года работы.
  4. Заявление рассматривается не более месяца, назначаются сроки аттестации. В адрес гражданина направляется письменное уведомление о месте и времени процедуры.
  5. По результатам комиссией заочно принимается решение присвоить категорию либо отказать в присвоении.

Для аттестации на рассмотрение комиссии работником предоставляется пакет документов: заявление; копии документов об образовании, о присвоении категорий ранее, если процедура проводится повторно; документы на смену фамилии – при необходимости; характеристика с места работы, портфолио.

Что включить в Положение о проведении аттестации?

Решение комиссии должно быть принято не позднее чем через два месяца после аттестации. Сотрудник может лично участвовать в аттестации, но при его отсутствии документы рассматриваются заочно. Если в присвоении категории отказано, повторное обращение можно направить в комиссию через год.

Сходные процедуры проводятся и в учреждениях иного профиля. Так, получение квалификационных категорий медиками регламентируется ФЗ №323 от 21/11/11 г. «Об основах охраны здоровья…», ст. 72-1, приказом Минздрава 240н от 23/04/13 г. и рядом других подзаконных актов. Медикам может быть присвоена вторая, первая или высшая квалификационная категория. Она действительна 5 лет.

Порядок проведения квалификационных испытаний должен, по общему правилу, отражаться в ЛНА учреждения и учитывать его специфику.

На заметку! В законодательстве о присвоении квалификационных категорий работникам отдельных профессий происходят постоянные изменения. Так, в проекте нововведения для педработников, которые могут быть приняты в текущем году. Тренеры спортивных школ получили возможность аттестоваться на одну из квалификационных категорий (ФЗ №147 от 4/06/18 г.).

Общая информация

Цель присвоения категории — стимулировать рост квалификации педагога, результативности его труда. Это и моральное стимулирование (подтверждают качество его работы), и материальное (зарплата у работников с категорией выше, чем у рядовых сотрудников).

Порядок того, как проходит установление квалификационной категории педагогическим работникам, прописаны в Приказе Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Виды категорий

По уровню профессиональных знаний преподавателям присваиваются статусы:

  • молодой специалист;
  • соответствие занимаемой должности (СЗД);
  • первая квалификационная категория;
  • высшая квалификационная категория.

Молодым педагогам, которые после защиты диплома устроились на работу, присваивают статус молодого специалиста. Учитывается и срок, который прошел с момента выпуска из педагогического вуза, и возраст самого педагога. Статус молодого специалиста сохраняется до трех лет. Его продлевают:

  • если учитель ушел в отпуск по уходу за ребенком;
  • если его призвали на военную службу;
  • если он учится в аспирантуре на очном отделении или проходит стажировку с отрывом от работы.

После того как истекает статус молодого специалиста, преподаватель по желанию проходит аттестацию «преподаватель первой квалификационной категории» по своему предмету.

Если он этого не делает, руководство школы аттестует его на статус «Соответствие занимаемой должности (СЗД)». На комиссии принимают решение, достаточно у педагога знаний и умений, или нет. Если специалист занимаемой должности не соответствует, руководство школы вправе уволить его по статье ч.3 ст. 82 ТК РФ.

В зависимости от уровня профессиональных навыков, преподавателя аттестуют на первую и высшую квалификационные категории. До принятия приказа №276 РФ от 7.04.2014 г. существовала и вторая квалификационная категория педагогических работников, сейчас ее убрали, аттестацию на нее не проводят.

Чем отличается аттестация на категорию от подтверждение соответствия занимаемой должности

Подтверждение соответствия занимаемой должности преподаватели проходят в обязательном порядке. Процедуру проверки назначает руководство школы, чтобы убедиться, что специалист обладает минимальным набором профессиональных качеств для работы с детьми. Процедура проходит в стенах школы. Ее в обязательном порядке проводят каждые пять лет.

Кто ее не проходит:

  • молодые специалисты (проработали в должности меньше двух лет в школе, где проводят аттестацию);
  • беременные женщины и работницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;
  • сотрудники, которые отсутствовали на работе дольше 4 месяцев из-за болезни;
  • те преподаватели, у которых есть подтвержденная квалификационная категория.

Получение категории в первый раз или ее повторное подтверждение проходит по желанию преподавателя. Проходить эту процедуру не обязательно. Педагог вправе подать заявку на подтверждение высокого уровня своей профессиональной компетенции или не делать этого. К директору школы эта процедура отношения не имеет. Дату и место проведения назначает комиссия при районном отделе образования.

Какие преимущества дают категории

В первую очередь — это признание качества профессиональной подготовки учителя

На показатель категорийности (первая, высшая) обращают внимание и родители, когда отдают своих детей на обучение, и руководство школы, когда принимает решение взять в штат нового преподавателя

Другие преимущества:

  • в отличие от соответствия занимаемой должности, первая или высшая квалификационная категория учителя дает прибавку к зарплате педагога (размер зависит от конкретного региона);
  • она сохраняется при переходе в другую организацию;
  • статус вписывают в трудовую книжку.

Обязательно ли получать

Получать первую или высшую квалификационку не обязательно. Это делается по желанию и по заявке от преподавателя. Если он не хочет тратить на это силы и время, никто его не заставит.

Но учителю придется тем не менее в обязательном порядке регулярно (раз в 5 лет) проходить аттестацию на подтверждение занимаемой должности.

Сколько действуют

Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276, квалификационные категории педагогическим работникам присваиваются на срок 5 лет. После того как пройдет 5 лет со дня аттестации, она аннулируется. Учитель проходит аттестацию заново каждые 5 лет.

Приказ о повышении разряда работнику

Успех компаний во многом зависит от уровня профессиональной подготовки ее специалистов. Поэтому одной из главных задач работодателя является не только подбор грамотных сотрудников, но и оказание поддержки в росте их профессионального уровня в соответствии с постоянно растущими квалификационными требованиями. Повышение разряда является одним из методов повышения квалификации. Рассмотрим, как составлять приказ о повышении разряда работнику, а также то, как происходит сам процесс повышения.

Из этой статьи вы узнаете:

  • нормативные акты, регулирующие повышение разряда;
  • порядок повышения разряда рабочего;
  • как выглядит приказ о повышении разряда работнику.

Повышение квалификационного разряда выгодно как для нанимателя, так и для работника. Так как первый получает большую производительность труда и более высокое качество, а второй повышение зарплаты на основании изменения разряда.

Не пропустите: главный материал месяца от ведущих специалистов Минтруда и Роструда

Энциклопедия кадровых приказов от Системы Кадры.

Поверхностное разделение инженеров по категориям

В отечественной практике существуют следующие категории инженеров:

  1. Отсутствие категории. Работники с такой специализацией смогут выполнять только простейшие действия. Причем им нельзя принимать какие-либо решения, если за ними не наблюдают более квалифицированные профессионалы.
  2. 3 категория. Такие работники могут справляться с обязанностями инженеров, описанными выше. Кроме того, им можно разрабатывать простые чертежи. Естественно, всю работу они будут выполнять только под строгим надзором специалистов более высоких категорий.
  3. 2 категория. Работники справляются с перечисленными выше обязанностями, причем без надзоров профессионалов. Кроме того, они имеют доступ к разработке чертежей для отдельных деталей или небольших простых агрегатов. В некоторых случаях конструкторы самостоятельно собирают такие детали по созданным чертежам.
  4. 1 категория. Работник выполняет все перечисленные выше действия. Кроме того, если руководитель или дают определенные указания по созданию новых агрегатов, то инженеры могут и обязаны их выполнять.

Можно отметить также и ведущего инженера. Он занимается разработкой всех основных конструкций, которые используются на предприятии. Плюс ко всему, они могут оптимизировать имеющиеся системы и агрегаты, разрабатывать технику, которая станет более конкурентоспособной.

Лучшие вузы для обучения

В России с советских времен сохранилась и развивается широкая сеть технических вузов, занимающихся подготовкой специалистов для различных отраслей экономики. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, мощные образовательные кластеры, в которые входят и вузы, где может учиться инженер-конструктор, есть во всех региональных центрах страны, например:

  • Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана. Это не просто образовательная структура, это крупный научный центр, готовящий высококвалифицированные кадры по множеству направлений. Пять факультетов созданы на базе действующих предприятий: приборостроительный, оптико-электронный, радиотехнический, ракетно-космический и аэрокосмический. Большую часть знаний и навыков конструкторы получают непосредственно на производстве, три четверти выпускников остаются работать в этих компаниях. У вуза три филиала: Калужский, Мытищинский и Дмитровский.

  • Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина) специализируется на радиотехнике, электронике, компьютерных технологиях и автоматике. Его выпускники разрабатывают радиоэлектронную аппаратуру, корабельные системы управления, электроакустические приборы и многое другое. Большой популярностью пользуются кафедры робототехнических наук и нанотехнологий. Студенты и аспиранты стажируются в ведущих зарубежных вузах.
  • Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина. Вуз готовит конструкторов-машиностроителей, разработчиков систем трубопроводного транспорта и нефтехранилищ, перерабатывающего оборудования для нефтегазовой отрасли страны.
  • Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики – это научный и образовательный центр, где развиваются робототехника и мехатроника, конструирование электронных средств, приборостроение, ракетные комплексы и интеллектуальные системы. Реализуется ряд международных программ, действуют научные лаборатории.
  • Институт искусств Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина предлагает получить специальность «конструктор швейных изделий», в процессе учебы студент может выбрать для себя профиль будущей работы и сконцентрироваться на разработке мужской, женской или детской одежды, а также театральных костюмов. Большое значение уделяется колористике, истории костюма, технологии и свойствам тканей, компьютерному моделированию.

Профессионалов по разработке изделий и устройств в разных сферах готовят инженерно-технические вузы и классические университеты. Большинство из них имеют прочные связи с промышленными предприятиями и научно-исследовательскими организациями, ориентируясь при подготовке кадров на запросы потенциальных работодателей.

Обязательная и добровольная аттестация

Высшая категория, как следует из названия, определяет абсолютную степень владения педагогом не только своим предметом, но и методиками преподавания. С 1 января 2011 года действует новый порядок аттестации педагогических работников.

В настоящее время существуют первая и высшая квалификационные категории. Раньше также присваивалась вторая категория, однако с 2011 года она превратилась в соответствие занимаемой должности. Каждый современный педагог должен соответствовать своей должности. Это обязательная аттестация. Однако аттестация на первую и высшую категории – добровольное дело.

После двух лет работы в школе молодой учитель аттестуется на соответствие занимаемой должности, еще через два года может претендовать на получение первой категории. Она будет действовать в течение пяти лет. После этого педагог может либо подтверждать эту категорию, либо подавать на высшую категорию.

Стоит знать, что на столь высокую категорию аттестуют органы на уровне субъекта РФ.

Как проходит аттестация

Медработник может получить категорию по итогам сдачи экзамена, к которому относятся процессы:

  • экспертной оценки отчета по профдеятельности медработника;
  • тестирования;
  • собеседования.

В процессе аттестации комиссия проведет оценку знаний и навыков, которые нужны в профдеятельности. Она правомочна принимать решение при наличии на заседании не меньше ½ от ее состава.

  • председателя;
  • секретаря;
  • членов комиссии.

Аттестация состоит из нескольких этапов:

№ этапа

Наименование процесса

Кто осуществляет

Срок

1

Рассмотрение полученных от специалиста бумаг.

Комиссия.

Не позже 30 дней с даты регистрации документов.

2

Разработка и утверждение заключения по отчету о профдеятельности специалиста.

Руководитель медработника.

Не позже 30 дней с даты регистрации документов.

3

Определение даты и места тестирования и собеседования.

Комиссия.

Не позже 30 дней с даты регистрации документов.

4

Информирование специалиста о дате и месте тестирования и собеседования.

Комиссия.

Не позже 30 дней с даты регистрации документов.

Можно разместить инфо на стенде или сайте.

Если необходимо, форма проведения может быть дистанционной или выездной.

5

Тестирование.

Успешное прохождение — это выполнение не меньше 70 % объема задач.

Комиссия.

Не позже 70 календарных дней с даты регистрации документов.

6

Собеседование (проводится только по результатам успешных итогов теста).

Комиссия.

Не позже 70 календарных дней с даты регистрации документов.

7

Вынесение решения (присвоить или отказать).

Комиссия может отказать:

  • при наличии отрицательного заключения на отчет медработника о профдеятельности;
  • если тестирование выполнено неудовлетворительно;
  • при пропуске медработником тестирования, собеседования.

Комиссия.

По итогам аттестации.

8

Оформление решения в протоколе и аттестационном листе.

Члены комиссии, не поддерживающие принятое решение, могут изложить мнение в письменном виде и приложить его к протоколу.

Комиссия.

По итогам аттестации.

9

Оформление результатов аттестации распорядительным документом по учреждению или органу власти, при котором функционирует комиссия.

Секретарь.

10

Информирование медработника.

Секретарь.

Направить медработнику выписку из приказа о присвоении не позднее 120 календарных дней с даты регистрации документов с регистрацией факта направления бумаги в журнале.

ВАЖНО!

Решение выносится в процессе открытого голосования. Принимается простым большинством от числа участвующих в заседании. Если голоса разделились поровну, решение — за председателем.

Инженеры 3 категории

Инженер 3 категории представляет собой исполнителя, который выполняет приказы и поручения старшего руководства. Обычно роль последних играют более квалифицированные специалисты. Несмотря на то что основу своей работы инженер выполняет под чутким надзором, некоторые действия он может делать самостоятельно:

  • Выбирать вспомогательные материалы, которые ему будет удобнее использовать.
  • Самостоятельно улучшает свои навыки и изучает необходимые материалы.
  • Разрабатывает документацию, подписывает ее перед передачей руководителю.

Таким образом, несмотря на ограниченные обязательства, все инженеры 3 категории представляют собой самостоятельную рабочую единицу, которой нужно согласовывать свои действия со специалистами.

Как будет проходить по новым правилам

В 2020 году ожидаются серьезные перемены в сфере общего образования. Помимо доплат учителям за классное руководство, уже с этого года может поменяться процедура аттестации учителей. Фактически система уже действовала – ее апробировали в нескольких регионах России. С 2020 года она может стать уже обязательной для всех.

Новая система аттестации призвана избавить от недостатков уже существующей модели: освободить учителей от избыточной отчетности и формализма. Теперь, как сказано выше, квалификацию учителей будут оценивать на основании ЕФОМ.

Самое главное – вводится система оценки из трех блоков:

  • письменная работа по предмету. Это будет не только проверка знаний учителя в преподаваемом им предмете, также ему предложат найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить, адекватно оценить работу, составить план урока, и т.д. В рамках апробации на этот блок отводилось 2 часа;
  • анализ образца профессиональной деятельности учителя. Это, как предполагалось, видеозапись урока, которую затем просмотрят независимые эксперты и дадут свою оценку навыкам учителя. К видео будет прилагаться план урока и образцы проверочных работ учеников. С этим блоком возникало больше всего вопросов – учителя беспокоились о правах детей, переживали за технические вопросы, просто не знали, как это все организовать.

    По некоторой информации, от видеозаписи урока в конечной версии ЕФОМ могут отказаться – в том числе и по перечисленным причинам.

  • решение педагогического кейса. Это решение сложной ситуации из реальной жизни, которое потребует от учителя применить все свои навыки. Возможно, сдавать эту часть нужно будет с помощью компьютера.

На все 3 блока, как предполагается, учителям будет отведено определенное время (с установленным графиком, в какие дни что можно сдавать).

Но это еще не все. ЕФОМ (то есть, 3 перечисленных блока) – это только максимум 60 баллов из возможных 100. Будут оцениваться и другие факторы:

  • успешность выпускников – 20 баллов;
  • индивидуальные достижения – 15 баллов;
  • условия профессиональной деятельности – 5 баллов.

Однако, снова по неофициальным данным, от оценки успешности выпускников в итоге решили отказаться. Возможно, причина в том, что их очень сложно более-менее формально оценить.

Скорее всего, первый экзамен по ЕФОМ учитель будет сдавать сразу по приходу на свое первое рабочее место – это так называемый «вход в профессию».

На самом деле схема намного более сложная:

Как видно, после первых 3 лет работы учитель тоже будет сдавать ЕФОМ. Через 5 лет – снова экзамен, плюс другие пункты. Вместо мнения выпускников будут учитывать мнение учащихся (что логично в силу стажа учителя). Спустя 5 лет он сможет снова сдать ЕФОМ и получить первую квалификационную категорию, а затем – и высшую категорию.

Соответственно, новые правила аттестации фактически объединят два вида аттестации, и сведут их в единую систему. Однако, стоит понимать, что это все проект, и в действительности процедура аттестации может быть несколько иной.

Кроме того, пока точно не ясно, как именно будет влиять прохождение новой аттестации на уровень оплаты труда учителей. Вероятно, систему оставят прежней (с доплатами за категории), но цель НСУР – переход к эффективным контрактам (которые предполагают четкую зависимость оплаты труда от результатов).

Что касается сроков, то они в «дорожной карте» Минобрнауки такие:

  • в январе-июне 2020 года: проведение итоговой апробации новой модели аттестации учителей;
  • в июне-ноябре 2020 года: проведение комплексного исследования уровня квалификации учителей;
  • в июне-ноябре 2020 года: создание базы данных с перечнем компетенций учителей.

То есть, проведение аттестации по новым правилам может начаться уже с июня этого года. Но все же «дорожная карта» – это только ориентировочный план, и от него могут отступить.

Как определить свой уровень квалификации?

Если вы работаете специалистом по охране труда, то вам присваивается 6-ой уровень квалификации. Если вы работаете руководителем службы охраны труда, то вы имеете 7-ой уровень квалификации.

Функциональная карта вида профессиональной деятельности профстандарта:

Подробнее….

Смотрим функциональную карту (таблица выше). Всего существует три обобщённые трудовые функции специалиста по охране труда с кодами A, B, С. Согласно таблице, кодам A и B соответствует шестой уровень квалификации, а коду С – седьмой.

Открываем профессиональный стандарт, пролистываем его последовательно вниз, и смотрим:

  • какие из ваших трудовых обязанностей соответствуют тому или иному коду;
  • какое название должности соответствует каждому коду.

В результате определяем свой код, название должности и уровень квалификации.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ).
  2. Предоставляет заявление о получении, подтверждении имеющейся квалификационной категории или получении более высокой по форме и необходимые документы.
  3. В случае обнаружения несоответствия документов установленным требованиям, принимает меры для устранения выявленных недостатков.
  4. Получает под роспись удостоверение о присвоении, подтверждении квалификационной категории установленного образца по форме.
  5. При необходимости, получает выписку из приказа Комитета о присвоении, подтверждении квалификационной категории.
  6. В случае снятия квалификационной категории или отказа в присвоении квалификационной категории получает уведомление о снятии или отказе в присвоении квалификационной категории.

Основание для отказа в предоставлении государственной услуги — заявителю может быть отказано в предоставлении государственной услуги в случае, если он не соответствует установленным требованиям и условиям, необходимым для присвоения или подтверждения квалификационных категорий, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.04.2013 №240н «О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».

Основание для приостановления предоставления государственной услуги — рассмотрение в судах различных инстанций дел, касающихся правового статуса заявителя, наличие или отсутствие которого являются основанием для принятия решения о предоставлении заявителю государственной услуги.

Порядок присвоения

Существуют квалификационные требования, согласно которым инженеру присваивается та или иная категория. В большинстве случаев сроки ее проведения зависят от решения государственных органов, но некоторые крупные организации нанимают независимые комиссии, чтобы повысить квалификацию своего сотрудника.

Порядок присвоения осуществляется следующим образом.

  • Третья категория доступна специалистам, которые обладают высшим образованием и стажем работы на своей должности не менее трех лет.
  • Для второй категории потребуется также наличие диплома о высшем образовании наряду со стажем в качестве инженера третьей категории не менее 3 лет. Требуется наличие твердых знаний технической составляющей проекта, умение пользоваться техническими документами и нормативами, планировать работу проекта.
  • Для первой категории потребуется высшее профильное образование, минимальный опыт на второй категории 3 года. Данное место предполагает, что работник будет обладать более глубокими познаниями всех технических и экономических аспектов проектов. Инженер обязан разрабатывать все технические акты, осуществлять контроль проекта, отвечать за составление заданий. Если специалист первой категории отработал на своем месте 3 года, он может попытаться добиться повышения до должности ведущего инженера. Данная специальность предполагает, что человек умеет самостоятельно вести проекты, безупречно знает все оборудование для производства, способен управлять проектом и руководить подчиненными, общаться с другими отделами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector