Земли сельхозназначения

Содержание:

Нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения

Обычно государство не вмешивается в вопросы реализации собственникам принадлежащих им прав по владению, пользованию и распоряжению законно приобретенным имуществом. Ненужную вещь можно отложить на потом, сломать или выкинуть. Но земли – это народное достояние, ценное и охраняемое имущество.

По этой причине в рамках Гражданского кодекса России законодатель установил возможность принудительного прекращения права собственности в случаях:

  • неиспользования земель (ст. 284);
  • ненадлежащего или нецелевого использования (ст. 285).

Положения названных статей являются общими и могут применяться к землям разного целевого назначения. Однако для сельхозземель они особо актуальны. Дело в том, что неиспользование пахотных земель (прекращение их обработки, полива, мелиоративных работ) само по себе может нанести неисправимый вред.

Земли могут истощиться, высохнуть, заболотится, зарасти древесной растительностью, быть заселенными вредителями. Приведение таких земель в состояние, пригодное для использования согласно целевому назначению, может быть утруднено и связано со значительными расходами.

Изъятие неиспользуемых участков возможно, если их целевое назначение связано с сельским хозяйством или строительством. Основанием изъятия признается неиспользование в течение 3 лет.

Использование не по назначению может заключаться в самовольной застройке, складировании стройматериалов или мусора, устройстве автостоянки. Срока длительности правонарушения не оговорено. Это означает, что компетентному органу достаточно установить факт ненадлежащего использования участка.

Случается, что земля используется по назначению, однако с нарушением принципов рационального землепользования, что приводит к истощению слоя гумуса, эрозии, иссушению или заболачиванию. Кроме того, возможна излишняя интенсификация использования земель – внесение множества удобрений, пестицидов, химикатов для повышения урожайности. Это может послужить основанием для изъятия земель по мотивам причинения вреда окружающей среде.

Компетентный орган принимает административное решение об изъятии. Если собственник согласен, участок продается с торгов, если же нет, то компетентный орган обращается в суд.

Примечательно, что факт изъятия не исключает возложение на правонарушителя обязательств компенсировать вред, причиненный его неправомерными действиями. Кодексом об административных правонарушениях оговорена ответственность за нецелевое использование участков в форме внушительного штрафа.

Для граждан максимальная сумма составляет 1%, для организаций – 2% кадастровой стоимости участка. При этом сумма штрафа для граждан не может быть меньшей 10 тыс. руб., для организаций – 100 тыс. руб.

Процедура перевода

Чтобы перевести земельный участок сельхозназначения в другую категорию, заинтересованному лицу необходимо подать ходатайство о таком намерении в орган местного самоуправления или исполнительной власти, т.е нужно обращаться в местную администрацию.

В ходатайстве необходимо указать ваши права на земельный участок, его кадастровый номер, категорию земель, в которую вы хотите осуществить перевод, и обоснование для такой процедуры. Обоснование перевода земель, как и ходатайство, пишется в свободной форме. Обосновать нужно необходимость и целесообразность перевода. В частности, можно в качестве доказательств привести: заключение экологической экспертизы о низкой сельскохозяйственной ценности земель, существенная социальная ценность возводимого объекта, нужно указать сведения об объекте, который будет размещён на участке, целесообразность размещения его именно в этом месте, доказательство, что объект может быть размещён именно на этом участке и отсутствие возможности разместить его где-либо ещё.

В случае, если земельный участок находится в собственности РФ, то в ходатайстве указывается цель перевода и обоснование необходимости использования участка в составе испрашиваемой категории земель, несовместимого с нахождением в составе земель сельскохозяйственного назначения; обоснование отсутствия иных вариантов использования земельных участков из других категорий земель для испрашиваемых целей, а также финансово-экономическое обоснование целесообразности перевода участков в другую категорию.

Также к заполненному ходатайству необходимо прикрепить следующие документы:

  • Выписка из единого государственного земельного кадастра, в которой указываются сведения об изучаемом участке.
  • Копии документов, которые удостоверяют личность заявителя.
  • Выписка из ЕГРИП (для заявителей — индивидуальных предпринимателей) или выписка из ЕГРЮЛ (для заявителей — юридических лиц)
  • Заключение экологической экспертизы государственного образца.
  • Письменное согласие владельца на подобный перевод.
  • Выписка из ЕГРН на земельный участок, перевод которого предполагается осуществить

В среднем поданное ходатайство рассматривается 2-3 месяца, все зависит от того, в какой орган вы подадите документы. При положительном ответе местной властью принимается акт о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения в другую. Также заявитель в течение 14 дней со дня принятия акта может получить письменный отказ, в котором должны быть указаны основания для такого решения.

После того, как орган кадастрового учета сообщает местной власти о внесенных изменениях, осуществляется государственная регистрация прав. Это необходимо для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. Особенностью является то, что собственнику не нужно самостоятельно переоформлять все правоустанавливающие документы на участок.

Отказ от перевода

Несмотря на относительную прозрачность процедуры, собственник может получить отказ при намерении перевести земельный участок сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Обычно это происходит по следующим причинам:

  • Из-за ограничений, описанных в федеральном законе.
  • Из-за отрицательного решения экологической экспертизы.
  • Из-за несоответствия целевого назначения утвержденной документации.

Если вы не согласны с решением администрации, полученный акт об отказе перевода земельного участка можно обжаловать в судебном порядке не позже 3 месяцев со дня получения документов об отказе. Если же собственник не может подать апелляцию из-за уважительных причин, которые будут подтверждены документально, решение может быть обжаловано и за пределами этого срока.

Что такое сельскохозяйственные угодья по Земельному Кодексу

Сельхозугодья являются важным видом земель, поэтому они находятся под контролем госорганов. Согласно ст.80 ЗК РФ, для распределения государством земель с/х назначения был создан фонд перераспределения. Он представляет собой базу, включающую все наделы данной категории, которые последнее время не подвергались целевому использованию.

Фонд перераспределения предназначен для сбора информации по неиспользуемым сельхозугодьям и их передачи в эксплуатацию по целевому назначению. Но при этом указываются определенные условия пользования землей. Это необходимо для устранения простоя земель в течение длительного времени, так как это может нанести урон по экономике.

Сельхозугодья заносятся в фонд перераспределения по следующим причинам:

  • собственник земли добровольно отказался ее использовать;
  • после смерти владельца участка отсутствуют возможные наследники;
  • участок был в принудительном порядке изъят госорганами у владельца в связи с его нецелевой эксплуатацией или другим нарушением.

Право собственности

Сельхозугодья могут быть использованы только в с/х целях. Право собственности на эту землю может быть оформлено на физическое и юридическое лицо. К юрлицам относятся дачные сообщества, аграрные и фермерские предприятия.

Собственник сельхозугодий получает право на следующие процедуры со своими землями:

  • продажа;
  • сдача в аренду (только для целевого применения);
  • передача по наследству;
  • дарение;
  • передача в залог.

Что значит «земля сельскохозяйственного назначения»?

В России каждый земельный участок имеет свое назначение. Оно определяется кадастровой службой. Основная особенность режима земель сельскохозяйственного назначения состоит в повышенных требованиях к условиям охраны почвенных и водных ресурсов, расположенных на них.

Земля сельскохозяйственного назначения определяется в 77 статье Земельного кодекса, как территория, не принадлежащая к населенному пункту, систематически используемая для сельскохозяйственных целей.

Под использованием для сельскохозяйственных целей понимается не только возделывание земли или разведение скота, но и обслуживание технической инфраструктуры, построенной для этих целей.

Так же под сельскохозяйственными целями понимается обслуживание водных объектов и водоохранной инфраструктуры, а так же здания, приспособленные под хранение и переработку сельскохозяйственной продукции.

Продажа земельных участков от 1 га в Подмосковье

Анализ цен по популярным направлениям

Наибольшей популярностью пользуются западное, северо-западное, северное и юго-западные части Московской обл. Относительно остальных районов цена сотки может отличаться до нескольких раз! Эти территории ценятся, в первую очередь, за экологию и транспортную доступность, вторым фактором является богатая инфраструктура, третьим — престижность и высокое качество местных поселков.

Рассмотрим для сравнения несколько предложений по продаже больших участков в Подмосковье:

Северное направление:

  • 9 км от МКАД, д. Вашутино. Полностью обустроенный в плане коммуникаций участок, под ИЖС. Земля стоит около 400 000 руб. за сот. Стоимость 1 гектара — 40 млн. руб.;
  • Земли под дачное строительство в д. Тимоново, в 45 км от МКАД, всего лишь в 4 км от Ленинградского шоссе стоят 35 000 руб. за сот. По границе участка проведен газ и электричество. Цена за 1 га — 3,5 млн. руб.

Западное направление:

Запад МО является максимально статусным и дорогим, если сравнивать другие районы Подмосковья.

  • Так в д. Тимошкино, в 18 км. от МКАД по Новорижскому шоссе, продается участок с панорамным видом на р. Истра, рядом лес, цена за сотку 396 000 руб. Стоимость лота в 1 га — 39,6 млн. руб.;
  • В Дальнем Подмосковье, по Новой Риге, вблизи г. Руза, земля будет стоить в среднем 50 000 — 60 000 руб за сотку.

Юго-западное направление:

Цены на Юго-Западе существенно ниже, чем на Западе Московской области, хотя экологическая ситуация, также очень хорошая и много красивых природных ландшафтов.

  • Сотка по Киевскому шоссе, в 18 км от МКАД, будет стоить 230 000 руб (район д. Акиньшино.) Участки предлагаются под жилую застройку, по периметру проведены все необходимые коммуникации. 1 гектар будет стоить 23 млн. руб.;
  • Чуть далее, тоже по Киевскому шоссе, в 60 км от МКАД, предлагаются большие площади под коттеджную застройку, с круглогодичным подъездом и проведенными коммуникациями. Сотка здесь стоит 115 000 руб, это район д. Таширово , что в 4 км от Наро-Фоминска. Стоимость гектара — 11,5 млн. руб.

Земли сельхозназначения: виды разрешенного использования

Существуют следующие виды использования земель с/х назначения:

  • участки, занятые дорогами (с полосами отчуждения);
  • участки под хозяйственные строения;
  • земли с защищающими поля лесополосами и лесные участки другого предназначения);
  • пастбища;
  • сенокосы;
  • пашни;
  • залежные земли;
  • сады.

Собственник либо арендатор таких земель заниматься выращиванием продукции на них лишь для своих личных нужд, не реализуя полученный урожай гражданам либо предприятиям на коммерческой основе (разрешено огородничество, садово-дачное хозяйство, личное хозяйство). Можно посадить сад или сделать виноградник, устроить пастбище либо пашню, организовать пасеку.

Разрешено создание рыбного хозяйства, разведение птицы, домашних животных. Можно построить жилое помещение для отдыха (без прописки) – капитальный дом, временные постройки, объекты сельскохозяйственной инфраструктуры. Также разрешается возведение трубопроводов, линий электропередач, автострад, инженерных сетей и коммуникаций. Возможна и организация защитных насаждений (живая изгородь, лесополоса).

Залежными земли могут становиться специально (например, для повышения плодородия почвы) либо вынужденно (из-за эрозии почвы, длительного ее загрязнения, техногенной либо природной катастрофы).

Кто вправе получить землю

Правом на получение указанного надела обладают граждане, а также организации. Это говорит о том, что при обращении за участком не потребуется обращаться в уполномоченный орган и регистрировать ИП. Однако, когда человек планирует изначально заниматься деятельностью предпринимательской направленности, то потребуется пройти процесс регистрации, согласно тому, что прописано в законе. Правовые акты предусматривают, что правом на занятие фермерством наделены не только те, кто имеет гражданскую принадлежность к стране, но и иностранцы. Это говорит о том, что эти лица вправе заключать соглашения аренды на землю или получать ее на основании правомочий собственности. В последнем случае предусматривается выкуп надела.

Порядок продажи с/х земель

Продажа надела сельскохозяйственного назначения предполагает следующий алгоритм действий:

  • Извещение муниципалитета (или иных органов МСУ) о продаже земли. Только при отказе администрации от покупки продавец имеет право продавать ЗУ физ. и юр. Лицам.
  • Поиск покупателя. Найти покупателя можно, начиная от размещения объявлений в интернете, заканчивая обращениями в агентства, занимающимися продажей недвижимости.
  • Подготовка, сбор необходимого пакета документации и согласование суммы сделки с продавцом. При формировании цены на ЗУ основывайтесь не на кадастровой стоимости участка, а на рыночной.
  • Заключение договорных отношений.
  • Регистрация сделки и всех её аспектов, указанных в вышеперечисленных статьях из ГК РФ.
  • Цель недвижимого объекта;
  • Плодородность почвы;
  • Возможность изменения разрешенного пользования;
  • Сумма налога.

Стоит отметить: собственник самостоятельно решает вопрос с способами и условиями продажи земли, рассрочка, требование задатка, оформление договора с полным расчётом или передача ЗУ организации в виде формы уставного капитала.

Какие земли выдают

Производится выдача земельных наделов, которые обладают сельскохозяйственным назначением. Эти участки должны находиться за границей поселений и обладать разного рода объектами, где есть леса и поля, дороги, коммуникационные системы, а также здания и сооружения, предназначенные для ведения деятельности с/х направленности. Государственные органы устанавливают защиту для площадей, которые имеют особую ценность в плане ведения хозяйства. Сюда можно отнести участки, цены на которые выше усредненного показателя стоимости по территории поселения примерно на 10%. Также это такие наделы, которые подлежат искусственному орошению и осушению.

ВНИМАНИЕ !!! Надел, который передается гражданам, должен иметь неделимое значение. По этой причине могут обладать долями только без их реального выделения

Подразумевается, что выделить часть удастся только в ситуации, когда хозяйство прекратит свою деятельность.

Выделенные наделы могут быть использованы для целей, для которых они предназначены. В частности, разведение животных или птиц, рыб. Граждане могут выращивать огороды или виноградники, разводить пчел. Заявителю предоставлено правомочие относительно самостоятельного определения величины выдаваемого надела.

Необходимый перечень документации для продажи

Документы, удостоверяющие личность сторон сделки (также сюда относится нотариально заверенная доверенность, если сделка заключается с участием доверенного лица).
Выписка из ЕГРН.
Правоустанавливающая документация («бумаги», согласно которым было приобретено право владения, пользования и распоряжения землёй, к таковым относят договора дарения, купли-продажи, завещания и так далее).
Отказ органов МСУ от покупки с/х земли.
Письменное согласие иных лиц, имеющих отношение к ЗУ. К ним относят супруга, супругу, собственников кооперативов, фермерских хозяйств

Особенное внимание необходимо уделить ребёнку, так как сделка, затрагивающая законные интересы несовершеннолетнего лица, попадает под юрисдикцию органов опеки и попечительства и для её окончательного заключения необходимо разрешение от данного органа

Что можно строить на землях для сельскохозяйственного производства?

Возводя объекты капитального строительства на данной территории, необходимо учитывать максимальную плотность застройки, предельную высоту зданий и количество этажей, и другие особенности. Владельцы и арендаторы могут использовать земли для сельскохозяйственного производства в целях строительства определенных объектов недвижимости. К числу подобных сооружений относят:

  • объекты предназначенные для хранения сельскохозяйственной продукции: склады, овощехранилища, элеватор;
  • объекты для хранения и обслуживания сельскохозяйственной техники;
  • объекты по первичной переработке сельскохозяйственной продукции;
  • товарно-молочные фермы, свинарники, птичники, прудовые хозяйства;
  • объекты, необходимые для коммунального или бытового обслуживания предприятий сельхозпроизводства;
  • здания для обеспечения научной или образовательной деятельности, а также общественного управления;
  • магазины, пункты общественного питания;
  • гидротехнические сооружения.

На законных основаниях здесь можно прокладывать коммуникации для ведения хозяйства или иной целевой деятельности, строить внутренние дороги и т.д. На территории допускается возведение объектов первичной обработки сельскохозяйственных товаров. К ним относятся холодильники, сушилки и т.д.

В перечень объектов, разрешенных к строительству, относят дома для временного проживания рабочих. Для строительства жилого дома придется оформлять крестьянско-фермерское хозяйство, иначе не выдадут разрешение на строительство.
Подобную процедуру стоит доверить земельным юристам нашей компании. Они же помогут разобраться с нюансами использования земель для сельскохозяйственного производства.

Классы и группы земли сельскохозяйственного назначения весьма разнообразны.

Земли сельскохозяйственного использования отличаются от земель сельскохозяйственного производства, хотя они находятся в одной и той же категории земель – сельскохозяйственной, на основании Земельного Кодекса РФ.

К землям сельскохозяйственного использования относятся земельные угодья, которые могут относиться и к другим земельным категориям, например, населенных пунктов или промышленности, лесного фонда.

В документах это обычно выглядит так: «Категория земли — населенные пункты, разрешенное использование-для крестьянско-фермерского хозяйства». Считается, что такое разрешенное использование носит временный характер, земля передана для конкретных сельскохозяйственных целей гражданам или юридическим лицам для организации сельхозпредприятия. Это могут быть склады, административные здания, дороги и другими объектами инфраструктуры, обеспечивающими процесс сельхозпроизводства.

В статье 77 Земельного Кодекса РФ говорится о том, что землями сельскохозяйственного назначения считаются земли, находящиеся за пределами населенного пункта. Но мы встречаем не единичные случаи, когда земля сельскохозяйственного назначения находится в границах населенного пункта. Таким землям присваивают название — для сельскохозяйственного использования.

Земли сельскохозяйственной категории  для сельскохозяйственного использования, находящиеся в границах населенного пункта  подлежат изменению  их правового статуса на «дачное строительство» или «для индивидуальной жилищной застройки» так как на такие земли и строения на этих землях распространяются статьи  Градостроительного кодекса РФ.( ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГСК РФ)

Поэтому сейчас изменить разрешенное использование с сельхозпроизводства, личного подсобного хозяйства, крестьянско-фермерского хозяйства на дачное строительство и ли жилое строительство можно только путем включения земли в границы населенного пункта или присоединения к уже существующему ДНП( дачное некоммерческое партнерство) или СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество). Если участки действительно фактически соприкасаются.

Если такая земля находится за пределами населенного пункта и даже не соприкасается с ним, то ее можно использовать как по прямому целевому назначению, так и по вспомогательному.

По функциональному назначению земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на две группы:

-сельскохозяйственные угодья (пастбища, сенокосы, пашня, многолетние насаждения)

— несельскохозяйственные угодья (лесопосадки, лесопокрытые, водопокрытые территории, дороги, постройки, сооружения и т.п.).

Сельскохозяйственные угодья – это высокоплодородная земля, на которой можно сажать овощи, зерновые, бахчевые и другие культуры, выращивать сады и плодовые кустарники. Такие земли не подлежат переводу в другие категории вообще, так как находятся под особой охраной государства. Самым ценным видом сельхозугодий является пашня.

Как правило, земля с разрешенным использованием — для сельскохозяйственного использования( несельскохозяйственные угодья) имеет низкую кадастровую стоимость, значит низкого качества, поэтому выращивать овощи, злаковые и другие полезные культуры просто не получится, но можно использовать для других целей- для дорог вдоль полей, для линий электричества, для постройки гаражей и ремонтных мастерских обслуживающих сельхозтехнику, для водных объектов, складов, малых предприятий по переработке сельхозпродукции и других целей.

Очень жаль, что современные кадастровые паспорта не отражают эти данные для владельцев участков сельскохозяйственного назначения и приходится разыскивать эту ценную информацию в различных других источниках. Эта информация используется при определении кадастровой стоимости каждого участка. Чем выше стоимость, тем плодороднее земля.

Порядок оформления аренды: этапы

Порядок оформления аренды муниципальной земли зависит от ряда факторов:

  • нужны ли торги;
  • кто инициатор проведения торгов (муниципалитет или потенциальный арендатор);
  • поставлен конкретный участок на кадастровый учет или нет.

Как оформить аренду земли через торги

Разберем подробно самую сложную ситуацию: как получить землю в аренду у администрации, когда инициатором торгов выступает заинтересованное лицо (организация или гражданин), а объект не состоит на кадастровом учете. В этом случае заявителю необходимо совершить следующие действия (ст. 39.11 ЗК):

Подготовить схему расположения надела (лучше обратиться за ее оформлением к специалисту — кадастровому инженеру).Обратите внимание! Не допускается подготовка схемы расположения заявителем в случае его образования в границах Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.

Подать в администрацию заявление об утверждении подготовленной схемы.
Дождаться решения госоргана о согласовании представленной схемы.
Обеспечить выполнение кадастровых работ.
Осуществить кадастровый учет участка и регистрацию прав муниципальной собственности на него.
Обратиться в администрацию с заявлениями:
о проведении аукциона;
государственной регистрации права.

Получить технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Дождаться принятия госорганом решения о проведении аукциона.
Принять участие и победить в торгах.
Подписать договор, полученный от администрации.

Соответственно, если участок на кадастровом учете состоит, начинать необходимо с заявления о проведении аукциона.

Как проходит аукцион

В основном все аукционы по передаче земли в пользование являются открытыми и проходят в электронной форме (ст. 39.11 ЗК). Случаи, когда торги назначаются закрытыми, указаны в п. 10 ст. 39.11 ЗК. Ситуации, при которых электронные торги недопустимы, — в п. 2 ст. 39.13 ЗК.

Время, место и порядок проведения, сроки подачи заявок, порядок внесения и возврата задатка, шаг аукциона устанавливаются муниципалитетом.

Извещение о проведении торгов по аренде земельных участков у администрации публикуется в интернете и официальной местной газете не менее чем за 30 дней до даты их проведения. Обязательным приложением к извещению, опубликованному на официальном сайте, является проект договора аренды.

По результатам аукциона на право заключения договора аренды определяется ежегодный размер арендной платы.

Как оформить землю в аренду без торгов

Если же ситуация исключительная и позволяет взять землю в аренду без торгов, тогда по правилам ст. 39.15–39.17 ЗК РФ:

  • подается заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
  • ожидается решение о предварительном согласовании;
  • подается заявление о предоставлении участка в аренду;
  • в течение 30 дней администрация решает и оформляет документы, а затем заявителю отдают решение о предоставлении участка и договор аренды на подпись.

Как составить заявление на аренду земли

Требований к оформлению заявлений (об утверждении схемы расположения участка, проведении аукциона, государственной регистрации права муниципальной собственности) в рамках процедуры получения земли в аренду через аукцион в законе нет. Они пишутся в свободной форме.

Что касается заявлений, которые подаются для приобретения без торгов, то требования к ним установлены в ст. 39.15 и 39.17 ЗК.

Например, вот что нужно указать в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (ст. 39.15 ЗК):

  • паспортные данные заявителя (для физического лица) или название, адрес, ОГРН, ИНН (для юридического лица);
  • кадастровый номер интересующего объекта;
  • идентификационные данные решения об утверждении проекта межевания земли;
  • кадастровый номер участка (участков), из которого образован интересующий объект;
  • основание для предоставления надела без проведения аукциона;
  • просьба о предоставлении земли в аренду;
  • цель использования земли;
  • идентификационные данные документов по планировке территории;
  • адрес для связи с заявителем.

Какие документы для аренды земельного участка у администрации нужно приложить к заявлению, см. в п. 2 ст. 39.15 ЗК.

Данные, обязательные для внесения в заявление на аренду земельного участка у администрации без проведения торгов, и список прилагаемых к нему документов можно уточнить в ст. 39.17 ЗК. Пример такого обращения смотрите тут: Образец заявления на аренду земли у администрации.

Специфика правового режима использования земель сельскохозяйственного назначения

Правовой режим использования сельхозземель регламентирован Гражданским и Земельным кодексами, а также Законом РФ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Примечательно, что под регулятивное воздействие последнего не подпадают участки предоставленные под личное подсобное хозяйство, гаражное строительство, а также те, на которых размещена недвижимость.

Основные положения, отображающие специфику правового режима сельхозземель:

Сохранение целевого использования участков сельхозназначения.

Принцип оговорен ст. 1 вышеназванного Закона № 101-ФЗ и во многом декларативен. Прямого запрета на смену целевого назначения и/или разрешенных способов использования в отечественном законодательстве нет.

Исключение: продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по муниципальному району либо городскому округу признаются особо ценными. В отношении таких земель может быть принято решение о недопустимости их использования для целей, не связанных с производством сельхозпродукции (п. 4 ст. 79 ЗК РФ).

Установление граничной площади сельхозугодий, расположенных на территории муниципального района/округа, могущих находиться в собственности одного лица.

В силу п. 2 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ ограничение определяется региональным законом, однако не может быть меньшим 10% сельхозугодий соответствующего района/округа.

Возможность установления минимальной площади участков сельхозназначения региональным законом.

Это право, а не обязанность региональных властей (п. 1 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ). Если лимит установлен, он должен равняться минимальной площади участка, предоставляемого для ведения фермерского хозяйства (п. 1 ст. 19.1 того же Закона). Представители аграрной науки ратуют за установление минимальных размеров участков сельхозназначения повсеместно. Мотивация: дробление сельхозугодий сводит к минимуму возможности рационального землепользования.

Запрет передачи сельскохозяйственных земель в собственность иностранцам, иностранным компаниям.

Ограничение распространяется на субъекты хозяйствования, зарегистрированных на территории РФ, если хотя бы 50% их статутного фонда находятся в собственности иноземных лиц или компаний. Примечательно, что иностранцы и иностранные компании вправе получать сельхозугодья в аренду.

Установление за публичными образованиями (субъектами РФ, а в случаях, оговоренных региональным законом, муниципалитетами) права приоритетного выкупа сельхозугодий на случай их продажи.

Во всех случаях, кроме продажи сельскохозяйственных земель с торгов их собственник обязан уведомить компетентный орган о факте продажи, объекте договора и продажной цене. Если в течение 30 суток поступил отказ либо уведомление было проигнорировано, продавец вправе заключить договор с выбранным им покупателем.

Договор, заключенный с нарушением права приоритетного выкупа, никчемен. Сегодня случаи использования публичными образованиями права приоритетного выкупа в России редки.

Глава III Федерального закона РФ № 101-ФЗ посвящена обороту долей в праве общей собственности на участки сельхозназначения. Законодатель не решился императивно установить минимальные площади участков сельхозназначения для обеспечения рационального землепользования и планирования мероприятий по поддержанию и восстановлению плодородия почв. Однако он разными способами предотвращает их дробление.

Одним из них можно считать признание оборотоспособности долей без выделения участков в натуре. Долю можно продать, подарить, обменять, передать в залог или ипотеку. Сложилась судебная практика, в рамках которой собственникам малозначимых долей сельскохозяйственных участков судьи отказывали в выделении доли, назначая соразмерную компенсацию.

Преимущества и недостатки

Как и любые другие объекты собственности, земли сельхозназначения имеют свои плюсы и минусы. Преимущества земель под КФХ:

  • Осуществление работы на свежем воздухе оказывает благоприятное воздействие на состояние здоровья,
  • Употребление в пищу чистых и натуральных продуктов, что так же полезно,
  • Фермерство &#8212, хорошие бизнес для всей семьи,
  • Множество видов деятельности в данной сфере,
  • Льготы при регистрации и налогообложении,
  • Государственные программы поддержки,
  • Использование земельных участков, имеющих огромную площадь,
  • Субъект, собирающийся покинуть КФХ, может получить свою долю от хозяйства, указанную в соглашении.

Недостатки земель под КФХ:

  • Приличные затраты в начале бизнеса,
  • Вероятность того, что не сразу появится доход от данной сферы деятельности,
  • Природные факторы, которые могут оказывать пагубное влияние на будущую продукцию,
  • Невозможность откладывания своих обязанностей,
  • Вероятность продажи продукции по заниженной цене.

Нюансы продажи

Главное, на что необходимо обратить внимание, — это на собственника продаваемого недвижимого объекта и уведомление. Рассмотрим все аспекты, связанные с собственниками земельного надела

Собственник земли — государство

Продажа надела, находящегося в собственности у физического лица довольно простая процедура.

Достаточно собрать правоустанавливающую документацию, уведомить муниципалитет и заключить договор купли-продажи.

Однако если ЗУ находится во владении у органов местного самоуправления, продажа производится следующим образом:

  • Подача покупателем необходимого ходатайства в представительство по выдаче земли сельхоз назначения, в котором при приобретении земли указывается цель покупки и технические характеристики земли.
  • Далее необходимо ожидать ответа от государственных структур. Решение будет вынесено в виде постановления, если оно носит отрицательный характер (запрет на продажу), то в обязательном порядке указываются причины. Вынесенное постановление подлежит обжалованию в судебных инстанциях.
  • Проверка земельного надела всеми службами, санитарными, пожарными, охранно-природными, проверка правоустанавливающей документации на данный вид недвижимости. Каждая проверка должна быть задокументирована и иметь печать, подпись руководителя.
  • Регистрация прав на недвижимый объект.
  • Оформление договора купли-продажи надела между физ. лицом (покупателем) и муниципалитетом.
  • Проведение процедуры межевания, подготовка полного пакета документации на недвижимость, регистрация прав собственника.

Стоимость устанавливается органами МСУ исходя из муниципальных правовых актов, которые соответственно рознятся в каждом регионе. Преимущественно цена определяется исходя из плодородности, местоположения и площади земли.

Уведомление администрации

Согласно п.2 ст. 8 ФЗ №101 при заключении сделки купли-продажи, продавец с/х земли обязан уведомить об этом либо орган МСУ, либо региональный высший орган власти.

Уведомление составляется письменно и содержит в себе следующие сведения:

  • Площадь, месторасположение;
  • Правоустанавливающая документация на надел (находится ли земельный пай в аренде или во владении) и документы, устанавливающие личность продавца;
  • Данные, касающиеся взаимного расчёта, а именно их срок и условия на которых он будет заключен с государством.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector