Как самостоятельно закрыть ооо: пошаговая инструкция
Содержание:
- Последствия нарушения порядка действий при увольнении директора
- Подготовка к возможной выездной проверке из ИФНС
- Ликвидатор или ликвидационная комиссия ООО? Правовой статус и компетенция
- Другой комментарий к статье 62 ГК РФ
- Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО: образец приказа о ликвидации и назначении ликвидатора, его полномочия и оплата
- Десятая — утилизация документов после прохождения процедуры ликвидации
- Подготовка ликвидационного баланса и распределение активов ООО
- Причины ликвидации
- Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)
- Подача в налоговую инспекцию окончательного пакета документов
- Сдача документов в архив
- Выплата денежной компенсации
- Основания для ликвидации
Последствия нарушения порядка действий при увольнении директора
Даже если директора предупредили об увольнении по сокращению, он имеет право уволиться по другим основаниям:
- По собственному желанию, подав соответствующее заявление.
- По соглашению сторон.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpress
Обычно порядок увольнения руководителя прописывается в уставных документах предприятия.
Категория нарушителя |
Административное наказание |
Должностное лицо | Предупреждение или штраф 1000-5000 рублей. |
Юридическое лицо | Штраф 30000-50000 рублей |
При повторном нарушении | |
Должностное лицо | Штраф 10000-20000 рублей или дисквалификация на 1-3 года |
Юридическое лицо |
Штраф 50000-70000 рублей |
Подготовка к возможной выездной проверке из ИФНС
После получения уведомления о ликвидации ООО налоговые органы имеют право (но не обязаны) провести выездную проверку. Причем сделать они это могут независимо от того, когда и по какой причине проводилась предыдущая проверка.
На практике, данную процедуру налоговая инспекция проводит не всегда, а «нулевые» компании, как правило, не проверяет вовсе. Однако, в любом случае, подготовиться к визиту из ИФНС и навести порядок в денежных расчетах и отчетных документах лучше заранее.
Если решение о выездной проверке уже вынесено, то переходить к следующему этапу ликвидации можно только после окончании проверки и урегулирования всех вопросов, возникших во время её проведения.
Ликвидатор или ликвидационная комиссия ООО? Правовой статус и компетенция
Ликвидационная комиссия и ликвидатор с момента создания/назначения являются представителями юридического лица, при этом руководитель утрачивает право представлять интересы организации в государственных и муниципальных органах, судебных инстанциях, взаимоотношениях с контрагентами.
Важно отметить, что правовой статус ликвидатора и комиссии одинаков в связи с отсутствием различий в компетенции, на что прямо указывает п. 1.4 письма ФНС от 29.03.2018 № ГД-4-14/5962@
При этом учредители самостоятельно решают, создавать комиссию или назначать ликвидатора.
Правовые полномочия комиссии и ликвидатора также идентичны и предусматривают обычно следующий набор прав и обязанностей:
- представление интересов организации;
- публикация информации в СМИ о ликвидации и порядке предъявления требований в предусмотренный срок;
- реализация мер, направленных на выявление кредиторов и формирование дебиторской задолженности;
- направление уведомлений кредиторам о предстоящей ликвидации;
- формирование промежуточного ликвидационного баланса;
- продажа имущества с целью погашения долгов перед кредиторами;
- обращение в арбитражный суд с заявлением о признании организации банкротом при наличии признаков несостоятельности;
- осуществление выплат в порядке очередности денежных средств по требованиям кредиторов;
- подготовка окончательного ликвидационного баланса.
Указанный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен решением учредителей ликвидируемой организации. Созданный временный орган прекращает деятельность по достижении поставленной цели, то есть после внесения сведений о прекращении деятельности юридического лица в ЕГРЮЛ.
Таким образом, ликвидационная комиссия юридического лица назначается в случае, когда принято решение о ликвидации компании либо организация ликвидируется в принудительном порядке. С момента назначения комиссии руководитель юридического лица перестает осуществлять свои полномочия, которые переходят к комиссии. Задачей данного органа является подготовка организации к окончательной ликвидации, составление ликвидационных балансов, организация выплат кредиторам по имеющимся долговым обязательствам и т. п.
«>
Другой комментарий к статье 62 ГК РФ
1. Ликвидация юридического лица представляет собой сложную и зачастую длительную процедуру, затрагивающую интересы третьих лиц и поэтому требующую открытости и гласности. Ее первым этапом является соответствующая отметка в реестре юридических лиц, открытом для всех заинтересованных субъектов. Обязанность письменно уведомить регистрирующий орган о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, возложена п. 1 комментируемой статьи на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявших решение о ликвидации. Арбитражный суд разъяснил, что п. 1 ст. 62 ГК не распространяется на судебные органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица. Вместе с тем с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их регистрацию (п. 11 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50). Таким образом, всякий вступающий в отношения с контрагентом или состоящий с ним в отношениях имеет возможность узнать о начатой процедуре ликвидации.
2. Лицом или органом, принявшим решение о ликвидации, практически в любом случае назначаются ликвидационная комиссия или ликвидатор, которые действуют в соответствии с правилами ст. 63, 64 ГК. Суд, принявший решение о ликвидации, вправе возложить ее на учредителей (участников) или орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами (абз. 2 п. 3 ст. 61 ГК), а если в установленный срок ликвидация не произведена, суд назначает ликвидатора сам (п. 24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8). В качестве ликвидатора не может быть назначен государственный или муниципальный орган, по иску которого принято решение о ликвидации (п. 9 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).
Специальными законами устанавливаются особые требования к формированию ликвидационных комиссий, в частности, когда учредителем либо участником юридического лица является государство или муниципальное образование. Так, в отношении государственных унитарных предприятий см. п. 21 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утв. Указом Президента РФ от 02.06.94 N 1114 «О продаже государственных предприятий-должников»; в отношении акционерных обществ с участием государственного или муниципального капитала — п. 4 ст. 21 Закона об акционерных обществах.
3. К ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62), кроме тех, которые согласно прямому предписанию закона закреплены за учредителями или участниками данного лица, например утверждение ликвидационных балансов. В этих пределах ликвидационная комиссия заменяет органы юридического лица, и соответственно в силу ст. 854 ГК любое списание средств со счетов ликвидируемого юридического лица возможно только по распоряжению комиссии. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции (п. 12 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).
Задачей ликвидационной комиссии (ликвидатора) является завершение деятельности юридического лица в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов, учредителей или участников.
Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО: образец приказа о ликвидации и назначении ликвидатора, его полномочия и оплата
Закрытие любого предприятия – это сложный и трудоёмкий процесс. Он связан со сбором информации, реализацией промежуточных мероприятий, подготовкой документов и прочими обязательными процедурами. Как правило, этой работой занимается ликвидатор, от профессионализма которого зависят сроки и последствия ликвидации фирмы.
Кто такой ликвидатор ООО
Ликвидатор – это ответственное лицо, которое назначается участниками компании для реализации процесса закрытия фирмы. Если на общем собрании учредители выбирают ликвидационную комиссию, её председатель становится ликвидатором.
После своего назначения специалист принимает полномочия и обязанности по руководству компанией до момента её закрытия. Действия ответственного за ликвидацию фирмы лица регулируются Законом РФ №129-ФЗ и осуществляются им без доверенности.
Назначение ликвидатора
Назначение специалиста проводится в соответствии с ГК РФ и Законом «Об ООО» № 14. Решение о назначении ликвидационной комиссии и ликвидатора принимается на общем заседании собственников компании, о чём составляется протокол собрания участников. Ликвидационная комиссия обычно выбирается на крупных предприятиях, где ликвидационный процесс более трудозатратный.
Если у фирмы один собственник, он назначает специалиста единолично. Иногда при закрытии организации собственники обращаются к фирмам, которые предоставляют подобные услуги. В ООО ответственный по ликвидации назначается приказом. В таких ситуациях образец приказа о назначении ликвидатора ООО направляется в регистрирующий орган.
После избрания со специалистом заключается гражданско-правовой договор с указанием порядка действия и суммы вознаграждения. Но, по обоюдному согласию сторон договор можно вообще не заключать, тогда порядок деятельности и размер оплаты специалиста не будут зафиксированы документально.
Скачать образец приказа о ликвидации ООО и назначении ликвидатора
Может ли директор быть ликвидатором ООО
При добровольном закрытии организации закон не предусматривает каких-либо ограничений на лиц, которые могут назначаться на должность ликвидатора. В этой ситуации ответственным за закрытие предприятие лицом может стать директор фирмы.
Таким образом, директор компании может стать ликвидатором после отстранения от своих полномочий руководителя
Однако, при банкротстве предприятия ситуация меняется, и ответственным за процесс назначают конкурсного управляющего, которого выбирает судья.
Может ли учредитель быть ликвидатором ООО
В законодательстве нет ограничений в том, кто может быть ответственным при ликвидации ООО, но это правило касается только добровольного закрытия фирмы. Даже если у компании один собственник, он тоже может выступить в роли ликвидатора.
Итак, при добровольной ликвидации ответственным лицом может быть назначен любой из нижеперечисленных специалистов:
- собственник ООО;
- руководитель фирмы;
- главный бухгалтер;
- штатный юрист;
- один из работников ООО;
- сторонний специалист, который имеет определённый опыт в этой сфере.
Несмотря на отсутствие прямых ограничений в законе, некоторые регистрирующие органы могут отклонить заявление о закрытии фирмы, где ликвидатором выступает единственный учредитель. Чтобы избежать таких проблем, следует заранее уточнить в ФНС этот вопрос.
Как оплачивается работа ликвидатора
После выполнения своих обязанностей специалист получает оговорённое ранее вознаграждение. Сумма выплаты может быть зафиксирована в договоре об оказании услуг, подписанном обеими сторонами.
Обязанности и права
Ответственное за закрытие ООО лицо получает большой перечень обязанностей и прав, а именно:
- Оповещение всех заимодателей общества о начале процесса ликвидации путём размещения публикации в «Вестнике госрегистрации. Кредитором даётся 60 дней на предъявление своих претензий.
- Уведомление трудового коллектива, ликвидируемого ООО о начале процесса.
- Разработка программы мероприятий. От правильности этого плана и соблюдения всех норм будет зависеть результат процедуры.
- Проведение инвентаризации активов и непогашенных обязательств организации.
- Выплата задолженностей фирмы заимодателям. При невозможности компании рассчитаться со своими долгами, специалист должен инициировать банкротство.
- Составление промежуточного и ликвидационного балансов ООО для предоставления их в ФНС.
- Оплата госпошлины за процесс закрытия и предоставление всех необходимых документов в регистрирующий орган.
Специалист обязан контролировать все процессы и соблюдать установленные законом сроки процедур.
Десятая — утилизация документов после прохождения процедуры ликвидации
Итоговая, и немаловажная ошибка, которую можно допустить даже после того как процедура завершилась и можно спокойно жить дальше без оглядки назад. При возникновении каких-либо вопросов от государственных органов, в случае отсутствия у вас документов вы окажетесь в неприятном положении. Придется давать объяснения по каким причинам были уничтожены все документы, и их отсутствие может повлечь за собой проблемы или даже штрафы.
По закону, когда официальная ликвидация закончилась, вы обязаны передать все имеющиеся у вас документы (учредительные документы, отчетность) в архив, где они должны храниться еще в течение трех полных лет с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности компании.
Также не забудьте после ликвидации составить акт об уничтожении печати и соответственно уничтожить саму печать.
Подготовка ликвидационного баланса и распределение активов ООО
Как только все задолженности перед контрагентами, сотрудниками и государством будут погашены, ликвидационной комиссии необходимо составить окончательный ликвидационный баланс, содержащий сведения о тех активах фирмы, которые остались и должны быть распределены между участниками.
Примечание: если активы в окончательном балансе окажутся больше, чем в промежуточном, то налоговая инспекция может запросить разъяснения и даже отказать в ликвидации. Делается это с целью выявления недобросовестных ликвидаторов, которые временно выводят свои активы из ООО, чтобы не выплачивать долги кредиторам.
Окончательный ликвидационный баланс необходимо утвердить на общем собрании участников (единственным учредителем) и оформить соответствующий протокол (решение) об утверждении.
Только после этого активы, оставшиеся после расчетов с кредиторами, можно распределить между учредителями (участниками) в соответствии с их долями в уставном капитале организации.
Причины ликвидации
При ликвидации нужно указать причины, по которым принято такое решение. Рассмотрим самые распространенные основания:
- Филиал нерентабелен, он не приносит прибыль или вовсе является убыточным.
- Содержание субъекта предполагает большие расходы.
- Вследствие ЧП или преступления здание филиала было разрушено.
- Есть соответствующее постановление контролирующих органов или суда.
- Пропала необходимость в работе филиала на определенной территории.
- ЮЛ было реорганизовано.
- ЮЛ было ликвидировано.
Вопрос: Всем работникам филиала были повышены оклады. Позже данный филиал был ликвидирован, а работники переведены в головную организацию. Надо ли индексировать средний заработок при расчете отпускных бывшим работникам филиала?Посмотреть ответ
Самой распространенной причиной является невозможность или нежелание содержать филиал. Представительства обычно первыми закрываются при общем или локальном кризисе.
Ликвидировать отдельный филиал по закону значительно проще, чем сделать это с юридическим лицом полностью. Обычно в уставах прописывается как процесс образования новых филиалов, так и обратная процедура. Это позволяет избежать ошибок в прохождении стандартной схемы.
Как уведомить налоговый орган о ликвидации филиала или иного обособленного подразделения юридического лица?
Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)
Итак, решение о ликвидации принято, ликвидационная комиссия во главе с председателем или ликвидатор назначены, теперь именно они должны соблюдать порядок определенных законодательством процедур.
Следующим шагом является публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о начале ликвидации организации, содержащего следующие сведения:
- полное наименование юридического лица;
- ОГРН;
- ИНН, КПП;
- место нахождения;
- реквизиты решения о ликвидации;
- порядок, сроки, а также контактную информацию для заявления требований кредиторов.
На основании Приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» подача заявления о начале ликвидации через иное издание считается не соответствующей закону.
Необходимо отметить, что срок для публикации такого уведомления действующим законодательством не предусмотрен, однако срок для заявления кредиторских требований, который не может быть меньше двух месяцев, начинает течь именно с этого момента.
Комиссия должна принимать и иные меры, направленные на поиск и уведомление кредиторов в письменной форме с указанием срока предъявления требований. Копии таких уведомлений следует хранить в организации.
Ликвидационный баланс, отражающий финансовое состояние организации, составляется комиссией по истечении двух месяцев со дня публикации. Подготовка такого баланса позволит оценить размер имущества юридического лица, его активов и пассивов, дебиторской и кредитной задолженностей, а также соотношение этих показателей.
Последовательность действий, необходимых для составления промежуточного ликвидационного баланса законодательно не установлена, поэтому необходимо руководствоваться правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Председатель ликвидационной комиссии обязан уведомить регистрирующий орган о готовности баланса, а также направить следующий комплект документов:
- заявление о гос.регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией;
- ликвидационный баланс, утвержденный лицами, принявшими решение о ликвидации;
- квитанция об уплате госпошлины.
- скачать заявление о гос. регистрации — здесь.
- скачать ликвидационный баланс — здесь.
Подлинность подписи заявителя на уведомлении и заявлении должна быть нотариально заверена.
С 2015 года с организаций снята обязанность по уведомлению органов Пенсионного фонда о ликвидации, и документ о представлении сведений в данный орган, может быть получен налоговым органом в рамках межведомственного сотрудничества.
Данный комплект документов может быть направлен в регистрирующий орган одним из следующих способов:
- руководителем ликвидационной комиссии лично;
- представителем при наличии нотариально заверенной доверенности;
- почтовым отправлением;
- в электронном виде посредством сервиса на сайте nalog.ru.
Только после получения указанных документов налоговый орган принимает решение о регистрации ликвидации организации и налоговая декларация должна учитывать период времени до этого дня, а не до момента принятия хозяйствующим субъектом решения о ликвидации.
Деятельность ликвидационной комиссии направлена, не на улучшение финансового состояния общества, а на поддержание законности и соблюдение прав и законных интересов общества и его кредиторов в ходе процедуры ликвидации, поэтому можно выделить следующие, еще не рассмотренные, полномочия:
- сбор дебиторской задолженности;
- управление собственностью организации, инвентаризация и оценка имущества;
- перевод средств хозяйствующего субъекта на один счет, закрытие остальных счетов;
- защита интересов организации в суде;
- выдает доверенности;
- принятие решений об увольнении работников;
- передача документов организации в архив.
Подача в налоговую инспекцию окончательного пакета документов
После прохождения всех вышеперечисленных этапов необходимо подать в ИФНС окончательный пакет документов:
- заявление по форме Р15016 (нотариально заверенное);
- окончательный ликвидационный баланс;
- протокол (решение) об утверждении окончательного ликвидационного баланса;
- квитанция об оплате госпошлины в размере 800 рублей.
- справки из фондов, подтверждающие отсутствие задолженностей (их сдавать не обязательно, так как налоговая должна самостоятельно запрашивать эти данные в ПФР и ФСС).
В течение 5 рабочих дней после сдачи документов налоговая инспекция ликвидирует ООО, внесет соответствующие данные в ЕГРЮЛ и выдаст вам на руки копию листа, подтверждающего внесение записи в государственный реестр.
После этого останется только: закрыть расчетный счет в банке, уничтожить печать в специализированной организации и сдать оставшиеся документы ликвидированного общества в архив.
Сдача документов в архив
В процессе работы фирмы она накапливает документы, которые подлежат сдаче в архив после ликвидации. Уничтожать их запрещено. Их хранение обусловлено тем, что людям, которые имели дело с фирмой, могут понадобиться отдельные бумаги.
Сдачей документов в архив занимается особо уполномоченный член ликвидационной комиссии. Он определяет, в какой именно архив на хранение будут отданы документы. Это может быть как муниципальное, так и частное хранилище. С архивом заключается договором, в котором прописываются условия и сроки хранения документов.
Перед тем как сдать бумаги на хранение, их надо сгруппировать. Группировка производится по принципу длительности хранения. Не все документы хранятся бессрочно. Документы по личному составу должны храниться от 45 до 75 лет. Отчётность бухгалтерии должна храниться до 5 лет. Информация по уплате налогов и сборов хранится 6 лет.
Выплата денежной компенсации
Процесс выплаты денежной компенсации, которая положена сотрудникам при ликвидации, от предприятия или организации четко регламентирован трудовым законодательством, поэтому работодатели не могут его нарушить.
По-общим требования в денежную компенсацию входят следующие выплаты:
- денежная компенсация за дни не использованного отпуска;
- выплата заработной платы за отработанные дни, до увольнения;
- выходное пособие в виде двух, а в некоторых случаях трех заработных плат;
- выплата всех задолженностей, которые возникли перед сотрудниками, в процессе осуществления ими своих функциональных обязанностей.
С денежной компенсацией за неиспользованный отпуск, либо его часть все понятно. Тут главное не забыть, что трудовое законодательство гарантирует работнику несколько видов отпусков:
- ежегодный;
- дополнительный (за работу в особых условиях, либо на вредных производствах);
- отпуск после выхода или перед уходом на больничный по беременности и родам, предоставляемый женщинам.
Трудовым законодательством могут быть гарантированы и другие виды отпусков. Поэтому при расчете денежной компенсации, учитываются все виды отпусков, которые не были использованы сотрудником.
Насчет выплаты заработной платы, можно пояснить следующее. Если лица предупреждаются за два месяца до их увольнения, то в материальном эквиваленте, они получат деньги за фактически отработанные дни в последнем месяце. Это вызвано тем, что за первый месяц до ликвидации, заработная плата будет выплачена согласно требования трудового законодательства (за месячный период).
Отдельного внимания заслуживает вопрос, о выплате выходного пособия. Оно при ликвидации организации, составляет эквивалент, который равен двум месячным заработным платам сокращенного сотрудника. Сюда будут входить не только оклад, но и различные премии, и надбавки за особые условия труда, то есть обязательные составляющие фонда заработной платы. Но различные премии и надбавки, которые установлены работодателем, и не входят в обязательный фонд заработной платы, в такую компенсацию не войдут.
Последняя составляющая, это выплата всех долгов, которые могли возникнуть перед работником со стороны организации, где он работал. Это может быть начисленная, но не выплаченная по каким-либо причинам премия, либо другие составляющие части обязательного фонда зарплаты, компенсация за командировочные, приобретение различных инструментов, либо средств индивидуальной защиты.
Такие долги могут подтверждаться различными зарплатными ведомостями, квитанциями о приобретении инструментов и средств индивидуальной защиты, либо счетами. Конечно, трудовое законодательство рекомендует и обязывает организации обеспечивать своих сотрудников средствами индивидуальной защиты, и инструментами, но не запрещает приобретать их за деньги сотрудников, с обязательной оговоркой последующей денежной компенсацией.
Следует обратить внимание, что в некоторых регионах нашего государства, существует компенсация в виде получения сотрудниками, которые были уволены в связи с ликвидацией предприятия, третьей зарплаты. Она платится в том случае, если такие выплаты регламентируются региональным трудовым законодательством, а также уволенный человек не смог найти подходящую работу в течение трех месяцев
Важно понимать, что в большинстве случаев работники администрации пытаются сэкономить на увольняемых работниках, и не доплачивают им незначительные суммы. Этого делать нельзя, поскольку при судебном споре, с работодателя будет взыскана не только недоплаченная сумма, но и штрафные санкции, которые могут оказаться на уровне выплаченного выходного пособия
Основания для ликвидации
В качестве оснований для ликвидации юридического лица по‑прежнему выступают:
- решение его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
- решение суда.
В новой редакции более детально и четко регламентированы случаи, в которых суд принимает решение о ликвидации. Так, юридическое лицо ликвидируется по решению суда:
- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондами, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
- по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление юридическим лицом деятельности становится невозможным или существенно затрудняется;
- в иных случаях, предусмотренных законом.
Также закрепляется, что решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (п. 5 ст. 62 ГК РФ) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на осуществление расходов, необходимых для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (п. 2 ст. 62 ГК РФ).
Теперь установлено, что с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.
Как и ранее, юридические лица, за исключением предусмотренных ст. 65 ГК РФ юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).