Наполняемость каждого класса не должна превышать

Ответственность

Вернемся к вопросу о том, что директор не может не взять ребенка в школу. Этим решением он нарушит конституционное право человека на бесплатное образование. По этому поводу даже предусмотрена ответственность, основанием для которой станет незаконное ограничение прав на получение образования.

Наказание предусматривает Кодекс об административных правонарушениях. В нем прописано наказание за:

  1. Незаконное ограничение права на образование или его нарушение. Оно выражается тем, что нарушаются или ограничиваются конституционные права ребенка на получение бесплатного и доступного образования. Сюда же относится отказ директора принять ребенка в школу или исключение учащегося из учреждения. Проступок наказывается штрафом. Должностные лица должны будут заплатить от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, а юридические лица — от ста до двухсот тысяч.
  2. Незаконное ограничение или нарушение прав и свобод, связанных с образованием и установленных законом. Сюда относится нарушение установленного порядка реализации этих прав и свобод. За подобные деяния должностных лиц наказывают административным штрафом от десяти до тридцати тысяч рублей. Юридическим лицам придется выплачивать штраф от пятидесяти до ста тысяч.

Кроме того, тот же Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказание и для тех, кто не соблюдает санитарные нормы. А именно:

  1. За несоблюдение норм человеку сначала будет вынесено предупреждение, а при повторном нарушении штраф. Для физических лиц — от ста до пятисот рублей. Для должностных лиц от пятисот рублей до тысячи. Для тех, кто осуществляет деятельность без пометки юридического лица — штраф до тысячи и приостановление деятельности на срок до 90 суток. Юридическим лицам придется выплатить от десяти до двадцати тысяч рублей. В случае невыплаты им также грозит приостановление деятельности на тот же срок.

Ответственность за соблюдение норм лежит не только на главе образовательного учреждения, но и на всех работниках. То есть весь коллектив несет ответственность не только за наполняемость учащихся в классах, но и за соблюдение всех остальных норм.

О наполняемости классов

Формирование классов с наполняемостью более 25 человек данным положением не разрешается.

При этом наполняемость классов в количестве 25 обучающихся установлена только для общеобразовательных учреждений в городской местности. Согласно п. 27 Типового положения об общеобразовательном учреждении количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения.

Иногда ошибочно говорят о нормативной наполняемости класса в сельской местности в 20 человек. Согласно п. 31 Типового положения об общеобразовательном учреждении при проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению на второй и третьей ступенях общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы в городских общеобразовательных учреждениях, если наполняемость класса составляет 25 человек, и в сельских — не менее 20 человек. Таким образом, 20 человек — это лишь наполняемость класса в сельской местности, при которой осуществляется деление класса на две группы при проведении определенных занятий.

Тем самым в любом сельском общеобразовательном учреждении (а не только отнесенном к категории малокомплектных) должен открываться класс даже с наполняемостью 1 — 2 учащихся, если того требуют потребности населения. Закрывать школу в таком случае органы управления образованием не имеют права, если не получат на то согласие схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (это требование п. 5 ст. 34 Закона об образовании*(2)). В случае получения такого согласия можно говорить об отсутствии потребности населения в открытии классов в сельской школе. При его отсутствии жители могут требовать (в том числе обращаясь в органы прокуратуры или суд) открытия класса в сельской школе, независимо от его наполняемости.

Следует отметить, что п. 2.3.1 СанПиНа 2.4.2.1178-02 жестко определяется, что наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. Поэтому превышение наполняемости в 25 человек в любом классе общеобразовательной школы является грубым нарушениям санитарных норм. За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения в соответствии со ст. 6.7 КоАП РФ должностные лица (в том числе директор общеобразовательного учреждения) могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб., а юридическое лицо (общеобразовательное учреждение) — в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб.

Кроме того, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека*(3) предоставляет органам Роспотребнадзора достаточно широкий спектр полномочий, в том числе пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные данным законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Возможны вынесения предписаний органами Роспотребнадзора о прекращении деятельности общеобразовательного учреждения вследствие нарушения санитарных норм до их устранения.

Кроме того, возможны и представления прокуратуры по поводу нарушения законодательства об образовании и прав детей на образование. При этом действия органа управления образования могут быть расценены как подстрекательство к нарушению законодательства, влекущему нарушение прав граждан на образование (переполненность классов и нарушение санитарных норма), и, следовательно, злоупотребление полномочиями должностными лицами органа управления образованием. В связи с этим возможно даже возбуждение уголовных дел по отношению к руководителям органов управления образованием, издающим нормативные акты, предписывающие открывать классы только при его наполняемости 5 и более учащимися, по ст. 285 УК РФ.

А.Б. Вифлеемский

1 февраля 2009 г.

“Оплата труда в бюджетном учреждении: акты и комментарии для бухгалтера“, N 2, февраль 2009 г.

————————————————————————-*(1) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196.

*(2) Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“.

*(3) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322.

Нормы для особенных детей

Как и для обычных школ, прописана и для детей с ограниченными возможностями максимальная наполняемость класса. Это обусловлено даже не санитарными нормами, а бытовыми проблемами, которые возникают в большом классе. Особенным деткам нужно учиться в месте, где никто не отвлекает. Они нуждаются в повышенном внимании педагога, дополнительных объяснениях и особом подходе.

Так как учитель должен знать об особенностях каждого ученика, то наполняемость класса с ограниченными возможностями составляет всего двадцать человек. По этой причине санитарные правила разграничили комплектование класса согласно особенностям детей.

Выделяют следующие группы:

  1. Ученики с глухотой. Если в классе есть один глухой ребенок, то количество человек не может быть больше двадцати. Если глухих детей двое, то не больше пятнадцати.
  2. Учащиеся, которые имеют слабый слух или оглохли позже. В классе может быть не больше двух детей с такими особенностями. Если учится один такой ребенок, то общее количество учеников не должно быть больше двадцати пяти. Когда детей двое, то наполняемость учебного класса снижается до двадцати человек.
  3. Слепые ученики. В классе допускается обучение не больше двух слепых учеников. Наличие одного слепого ребенка снижает количество учащихся до двадцати, а двоих — до пятнадцати учащихся.
  4. Ребята со слабым зрением. В классе допускается не больше двух слабовидящих детей. Если имеется два слабовидящих ребенка, то максимальная наполняемость класса составляет двадцать человек. Когда учится один ребенок со слабым зрением, то количество детей в классе не должно превышать двадцать пять человек.
  5. Ученики с тяжелыми нарушениями речи. Таких ребят может быть не больше пяти в классе. Тогда максимальное количество человек не должно превышать цифру двадцать пять.
  6. Учащиеся с проблемами опорно-двигательного аппарата. Если такой ребенок учится в классе, то численность детей не должна превышать двадцать человек. Если детей двое, то наполняемость класса в школе будет только пятнадцать человек.
  7. Ученики с задержкой психического развития. Разрешено в одном классе обучаться четырем таким детям. Тогда учеников во всем классе не должно быть больше двадцати пяти.
  8. Дети с аутистическими расстройствами. Здесь есть несколько вариантов развития событий. В классе может быть максимум двое детей с такими особенностями. В этом случае количество человек в классе не может быть больше пятнадцати, если ребенок один, то норма наполняемости возрастает до двадцати учеников. Второй вариант предусматривает не более двенадцати детей на двоих особенных учеников. Есть и третий вариант, когда на одного особенного ребенка приходится девять одноклассников. В четвертом варианте общее количество детей сокращается до пяти, но в этом случае больше двоих детей с одинаковыми расстройствами быть не должно.
  9. Дети с умственной отсталостью. Для таких ребят не предусмотрено обучение в общих классах. Для них созданы специальные школы.

Наполняемость каждого класса не должна превышать какого количества учащихся

Вернемся к вопросу о том, что директор не может не взять ребенка в школу. Этим решением он нарушит конституционное право человека на бесплатное образование. По этому поводу даже предусмотрена ответственность, основанием для которой станет незаконное ограничение прав на получение образования.

Сельские школы стоят обособленно, так как население в деревнях немногочисленное. Значит, в классах наблюдается недобор учеников. Часто бывает такое, что в классе учатся по два-три человека. В таких случаях принято формировать комплектные классы. Обычно сочетают между собой несколько классов начальной школы. Чтобы такая система была максимально эффективна, разработали схему сочетания классов. Так, первый класс укомплектовывают с третьим, второй с третьим и второй с четвертым.

Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению (в редакции изменений N 3, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 81).

Вопросы, связанные с наполняемостью классов, регулируются СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189.

«- какому количеству обучающихся будет соответствовать наполняемость класса при норме площади 2,5 м² на одного обучающегося при фронтальных формах занятий, предусмотренной пунктом 4.9. САНПИН, если в школе площади классов составляют от 40,1 м² до 46,3 м², при условии соблюдения всех остальных норм, связанных с расстановкой дополнительной мебели в таких учебных помещениях, удаленности мест для занятий от светонесущей стены и других в соответствии с разделом V САНПИН? (сведения о конкретной площади классов одной из школ, на примере которой просим определять количество обучающихся в классе, прилагаются);

С 1 января 2016 года вступили в силу изменения № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10, согласно которым «количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы».Таким образом, из санитарных правил исключен норматив, устанавливающий обязательное наличие в классе не более 25 учеников.

Что делать, если количество обучающихся превышает установленные нормативы?

Стандартный кабинет в общеобразовательной школе по размеру составляет около 50 квадратных метров. Если учитывать, что в кабинете дополнительно находится еще и мебель, то среднее количество учеников в классе должно составлять около 20−25 человек.

Очень часто в учебных учреждениях такие условия не соблюдаются. Переполненность классов является не виной руководства конкретного учреждения, а продиктована отсутствием общеобразовательных учреждений.

Иногда у школы нет реальной возможности соблюдать все установленные нормативы, поскольку просто не хватает свободных кабинетов для распределения всех учащихся

Подобные нарушения являются ошибкой муниципальных и государственных властей, которые не принимают во внимание необходимость в строительстве новых школ

Если родители понимают, что образовательная организация существенно нарушает нормативы по наполняемости, и их ребенок учится в переукомплектованном классе, то существует несколько вариантов действий.

Первый вариант

Прежде всего необходимо обратиться к руководству образовательного учреждения и постараться урегулировать вопрос путем личных переговоров. Для этого необходимо написать обращение на имя директора образовательного учреждения с указанием своих контактных данных. Обращение необходимо подготовить в двух экземплярах: один экземпляр для школы, а второй экземпляр остается у вас (на этом экземпляре необходимо проставить отметку о том, что образовательное учреждение получило обращение).

Второй вариант

Если образовательное учреждение не ответило на ваше обращение и не предприняло никаких действий для устранения возможных нарушений, то необходимо дополнительно написать заявление в министерство образования вашего региона.

В заявлении необходимо указать следующую информацию:

— информация об образовательном учреждении;

— в чем заключается нарушение ваших прав.

Рекомендуем приложить к заявлению обращение, которое вы ранее направляли в образовательное учреждение.

После рассмотрения заявления вам поступит ответ с результатом проведенной проверки.

Третий вариант

Дополнительным действием является обращение по телефону горячей линии Министерства просвещения Российской Федерации, там вы сможете проконсультироваться со специалистом и оставить краткое обращение.

Переполненность школ и несоблюдение предусмотренных законом стандартов является большой проблемой. Чаще всего это продиктовано отсутствием достаточного количества общеобразовательных учреждений или недостатком педагогических кадров. Изменить эту ситуацию могут родители и педагоги, демонстрируя активную гражданскую позицию посредством привлечения внимания к этой проблеме.

Юрист ООО «Юсконсалт»Мария Самородова

Гигиенические требования к организации образовательной деятельности в дошкольных учреждениях

С целью сохранения и укрепления здоровья детей, посещающих дошкольные группы, огромное значение имеет правильная организация образовательной деятельности.

Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность должна составлять не более 1,5 часов в неделю (игровая, музыкальная, общение, развитие движений). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности должна быть не более 10 минут.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) — 2 часа 45 минут, в средней группе (дети пятого года жизни) — 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) — 6 часов 15 минут, в подготовительной группе (дети седьмого года жизни) — 8 часов 30 минут.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни — не более 15 минут, для детей 5-го года жизни — не более 20 минут, для детей 6-го года жизни — не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни — не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной — 45 минут и 1,5 часов соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.

Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.

Непосредственно образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать ее с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей.

В разновозрастных группах продолжительность непосредственно образовательной деятельности следует дифференцировать в зависимости от возраста ребенка. С целью соблюдения возрастных регламентов продолжительности непосредственно образовательной деятельности ее следует начинать со старшими детьми, постепенно подключая к занятию детей младшего возраста.

Домашние задания воспитанникам дошкольных образовательных организаций не задают.

Сколько именно детей должно быть в классе по закону?

В принципе, вопрос весьма серьезный

Ведь не всегда учитель может оказать должное внимание всем ученикам. Перенасыщение класса также приводит к систематическим нарушениям дисциплины, да по санитарным нормам, дети вынуждены учиться в классах, которые рассчитаны на менее значительное количество человек

Закон определяет, что в классе должно быть не более 25 человек.

Но реалии нашего существования говорят о том, что такое количество учеников в классе бывает крайне редко. И в первую очередь по той причине, что образовательных заведений в крупных городах недостает. В тоже время, в пригородах ситуация практически обратная. Многие деревенские школы не имеют наполняемости вовсе. Так, в классах нередко учиться не более 7-10 человек. При этом, многочисленные исследования, которые производились в данном случае, показывают, что минимальная наполняемость класса имеет более позитивное воздействие на развитие детей.

С 1 января 2021 г. вступают в силу новые санитарные правила для школ, детских садов, летних лагерей и других организаций для детей и молодежи

С 1 января 2021 г. вступают в действие новые санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», действующие до 2027 г.

Правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний. 

Упомянутые правила распространяются на:

  • дошкольные образовательные организации;
  • дошкольные группы, размещённые в жилых помещениях жилищного фонда;
  • образовательные организации (школы, организации среднего профессионального, высшего образования);
  • детские игровые комнаты, расположенные в торговых и культурно-досуговых центрах, павильонах и прочих объектах нежилого назначения;
  • стационарные организации отдыха и оздоровления детей;
  • общежития для учащихся образовательных организаций;
  • организаций, которые проводят спортивные, художественные и культурно-массовые мероприятия с участием детей и молодёжи.

Новыми санитарными правилами утверждаются требования к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи, а также определяются санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.

Предусмотрены требования к обеспечению доступности услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом, инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. к мебели, которая должна быть приспособлена к особенностям психофизического развития, индивидуальным возможностям и состоянию здоровья; к  расположению парт (столов) при организации обучения; к предельной наполняемости класса (группы) и расписанию урочной и внеурочной деятельности.

Особое внимание уделяется использованию электронных средств обучения (ЭСО), в т.ч. интерактивных досок, сенсорных экранов, информационных панелей, компьютеров, ноутбуков, планшетов

Важно отметить, что занятия с использованием ЭСО не проводятся в возрастных группах до 5 лет. Введены требования для дистанционного обучения

Так, расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18.00  Для образовательных целей мобильные средства связи не используются

Введены требования для дистанционного обучения. Так, расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18.00  Для образовательных целей мобильные средства связи не используются.

Предусмотрены требования к проведению итоговой аттестации, в т.ч. ЕГЭ, регламентируются перерывы между экзаменами, время ожидания начала экзамена в классе и др.

Новыми санитарными правилами запрещено размещение в подвальных и цокольных этажах помещений для детей и молодежи. Исключения предусмотрены для гардеробов, туалета, тира, книгохранилищ, умывальных, душевых и туалетов, помещений для стирки и сушки белья, других подсобных помещений.

Не допускается использовать в одном учебном помещении разные типы ламп, а также лампы с разным светоизучением.  

В случае возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, технологического и холодильного оборудования, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений,  образовательная организация в течение 2 часов должна проинформировать об этом территориальные органы Роспотребнадзора и обеспечить проведение профилактических мероприятий.

Правила являются обязательными для исполнения как гражданами, так и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.  

Требования к кабинетам труда и зонам отдыха.

Размещение оборудования и рабочих поверхностей осуществляется в соответствии с требованиями к созданию благоприятных условий для обучения.

Минимальное расстояние между верстаками составляет 0,8 м.

При этом ряды одноместной рабочей мебели должны располагаться друг от друга на расстоянии метра, двухместной – полутора метров.

Столярные, слесарные верстаки устанавливаются с учетом роста школьников и оборудуются подставками, на которые ученик ставит ноги.

Зоны отдыха для учеников начальных классов оборудуются с учетом необходимого для игры пространства.

Расстояние спальных мест должно соблюдаться как от наружных стен и отопительных приборов — 60 см и 20 см соответственно, так и между кроватями — 1,1 м, 30 см (между изголовьями).

Можно ли изменить ситуацию?

Нет, если и дальше сидеть и ждать, когда чиновники позаботятся о наших детях, а не о детях губернатора.

В нашей стране сложился ручной метод управления. Решают только те проблемы, которые громче заявляют о себе и несут опасность для правящего класса. Яркий пример — активность обманутых дольщиков. Власти, безусловно, не должны вмешиваться в правоотношения между дольщиком и частной компанией. Но дольщики добиваются решения своих проблем планомерными, хорошо подготовленными и информационно раскрученными акциями.

Только активная гражданская позиция родительского и педагогического сообщества и массовые обращение ко всей вертикали власти от директора школы до Президента могут изменить ситуацию с переполненными школами в Одинцово и в Подмосковье в целом.

Пишите! Иначе будут и дальше строить школы в Раздорах для рублёвских элит и решать проблемы обманутых дольщиков бюджетными средствами. Ведь они заявляют на всех уровнях о себе, а вы молчите.

Требования к учебной мебели

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и др.) в соответствии с его ростом.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Ученическая мебель должна быть изготовлена из безвредных для здоровья детей материалов и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Кабинеты физики и химии оборудуются специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости  учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.

Наиболее оптимальным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования является школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7–15º. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5–6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7–8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся,  должны соответствовать значениям, приведенным в таблице.

Таблица

Размеры мебели и ее маркировка

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 Группа роста

(в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) Цвет

маркировки

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)
1 1000-1150 460 Оранжевый 260
2 1150-1300 520 Фиолетовый 300
3 1300-1450 580 Желтый 340
4 1450-1600 640 Красный 380
5 1600-1750 700 Зеленый 420
6 Свыше 1750 760 Голубой 460

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150-1300 мм – 750 мм, 1300-1450 мм – 850 мм и 1450-1600 мм – 950 мм. Угол наклона столешницы составляет – 15-17◦.

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7–10 мин, а для обучающихся П-Ш ступени образования – 15 минут.

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения   рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий. При сидении на стуле ступни должны полностью стоять на полу, а спина – иметь опору. Письменный стол, за которым ребенок делает уроки, должен быть на 20-30 см выше локтя опущенной руки.

Какая установлена нормативная наполняемость классов в общеобразовательных школах городской и сельской местности?

Какая установлена нормативная наполняемость классов в общеобразовательных школах городской и сельской местности? Имеют ли право органы управления образованием требовать, чтобы в классе было не менее 25 учащихся в городской школе? Кто и как может быть наказан за превышение предельной наполняемости классов?

Согласно п. 25 Типового положения об общеобразовательном учреждении*(1) количество классов в общеобразовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии. При этом п. 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом общеобразовательного учреждения.

Таким образом, из приведенных норм следует, что Типовым положением об общеобразовательном учреждении определена предельная наполняемость классов для школ городской местности — 25 учащихся в классе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector