Пенсионная система в россии

Содержание:

Найдено научных статей по теме — 15

Система пенсионного обеспечения Китая

Кильсенбаев Э.Р.

В данной статье делается попытка анализа системы пенсионного обеспечения Китая. Изучается структура пенсионной системы Китая

ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА: НЕИЗБЕЖНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ

Смирнов С.Н.

Принципы пенсионной реформы, начатой в России в 2002 г., за прошедшие годы неоднократно менялись с учетом динамики социально-экономической и демографической ситуации.

Пенсионная система и ценности российской цивилизации

Колесник А.П.

В данной статье автор обосновывает и рассматривает для Российской Федерации контуры пенсионной системы, ориентированной на развитие и гармонирующей с цивилизационными российскими ценностями патриотизмом, трудом, семьей.

Реформа пенсионной системы в Италии на рубеже XX-XXI вв

Кановка Андрей Викторович

В статье анализируется политический аспект пенсионной реформы в Италии, проводившейся в 1992-2004 гг., выявляются различия во взглядах и действиях основных политических сил страны (левоцентристов и правоцентристов).

Проблемы организации современной пенсионной системы Китая

Чжан Дюнь Юн

В статье рассматривается модернизация пенсионной системы в Китае, эволюция подходов к решению проблем пенсионного обеспечения с учетом демографических трудностей.

Концептуальные альтернативы для пенсионной системы России

Колесник Анатолий Петрович

В статье рассматриваются принципиальные вопросы состояния и развития пенсионной системы в Российской Федерации.

Каналы получения населением информации о пенсионной системе

Розенгрин Наталья Борисовна

Рассматриваются различные подходы к определению понятия «пенсионная система». Подчеркивается неоднозначность толкования как термина «пенсионная система», так и статуса этого феномена.

Социально-демографические особенности функционирования пенсионной системы

Былков Владимир Георгиевич, Былкова Татьяна Владимировна

Посвящена актуальным проблемам оценки влияния демографической ситуации на развитие пенсионной системы. Рассматриваются основные тенденции, воздействующие на увеличение демографической нагрузки.

Влияние реформирования пенсионной системы на трудовое поведение работников

Гибадуллина Ирина Тагировна, Алексеев Олег Александрович

Вопрос трудовой занятости лиц пенсионного возраста в последнее время обсуждается особенно активно на фоне сокращения количества рабочих мест и ухудшения ситуации на рынке труда.

Пенсионная система служащих в ведомстве министерства юстиции: 1885-1917 гг.

Кульчитцкий Алексей Владимирович

Автором впервые освещается пенсионная система, используемая ведомством Министерства юстиции, с середины XIX столетия до Октября 1917 г.

СТРАТЕГИИ ПЕНСИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Юшкова Светлана Александровна, Дорошенко Марина Витальевна

В статье рассматриваются подходы к изучению и классификации пенсионных стратегий граждан. Предмет исследования пенсионные стратегии граждан в условиях реформирования пенсионной системы.

Формирование пенсионной политики в различных системах социального обеспечения

Фен-линг Чен

Схемы медицинской страховки для пожилых людей являются важными механизмами обеспечения финансовой безопасности и не допущения обнищания данной категории населения.

Динамическая модель оценки баланса солидарно-распределительной пенсионной системы

Калашников Павел Викторович

Описывается построение динамической актуарной модели оценки баланса солидарно-распределительной пенсионной системы.

Институциональные проблемы реформирования системы пенсионного обеспечения в России

Ерофеева Светлана Сергеевна

Рассматриваются проблемы реформирования пенсионной системы в России, такие как демографическое старение населения, ранний выход на пенсию, низкий размер пенсионных выплат, анализируется опыт развитых стран.

Основы пенсионной системы

Пенсия – это денежные выплаты, которые государство гарантирует разным категориям граждан:

  • по достижении ими определенного возраста, при котором закон позволяет выходить на заслуженный отдых;
  • для компенсации утраченного дохода после ухода с государственной службы, должности космонавтов и летчиков-испытателей;
  • при потере кормильца;
  • при получении инвалидности;
  • для компенсации потери здоровья во время несения военной службы, радиационной или техногенной катастроф;
  • нетрудоспособным для получения ими средств к существованию.

Основным источником пенсионных выплат являются отчисления в Пенсионный фонд РФ, которые за работников делают работодатели от фонда оплаты труда. Система сейчас построена таким образом, что взносы сегодняшних трудящихся обеспечивают пенсию сегодняшним пенсионерам.

В последние годы правительство забило тревогу, потому что число последних увеличивается, а число первых снижается. Получается, что может наступить момент, когда денег на содержание пенсионеров не хватит. Их просто некому будет перечислять. Отсюда и попытки исправить положение путем повышения пенсионного возраста.

Еще одним шагом увеличить бюджет Пенсионного фонда явился мораторий на накопительную часть пенсии. Объясню подробнее.

До 2002 года работодатели с доходов своих работников перечисляли 22 % в ПФ РФ, которые направлялись на выплаты сегодняшним пенсионерам. После 2002 года мы получили право разделить взносы на 2 части: 16 и 6 %. Первая часть по-прежнему шла в ПФР, а вторую можно было инвестировать через управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд (НПФ) и получать дополнительный доход.

Таким образом хотели создать механизм накопления самими гражданами на свои пенсии. Но денег в Пенсионном фонде от этого не появилось. И с 2014 года государство ввело мораторий, по которому накопительная часть опять полностью направлялась в ПФР. Так продолжается до сих пор.

Люди моложе 52 лет до конца 2015 года могли выбрать из двух вариантов:

  1. Вся сумма взносов направляется в страховую часть (22 %).
  2. 16 % взносов идет в страховую часть, а 6 % – в накопительную.

Также выбор доступен и только начинающим свою трудовую деятельность. У людей старше все взносы поступают в страховую часть. У так называемых “молчунов”, т. е. граждан, которые так и не определились с вариантом, взносы в полном объеме тоже переводятся только в страховую часть. Но еще раз оговорюсь, до 2020 года все граждане находятся в одинаковом положении независимо от возраста – перечисляют взносы в страховую часть.

Структура

Пенсионная система РФ включает в себя три основных элемента:

  1. Базовую часть. Она формируется за счет фонда зарплаты. 14 % от суммы оплаты труда поступает сначала в федеральный бюджет. Из него средства переходят в ПФР. Эта сумма распределяется на социальную выплату и базовую часть пенсии. При недостатке средств в ПФР дефицит компенсируется поступлениями из федерального бюджета.
  2. Страховую часть. Она составляет 11-14 % от средств фонда зарплаты. Эти средства поступают сразу в ПФР. Система пенсионного страхования используется для выплат условно-накопительной части. Ее величина зависит от среднего размера зарплаты в стране, платежей гражданина в ПФР и стажа.
  3. Накопительная часть. Она составляет 2-6 % от средств ФОТ. Эта сумма поступает на индивидуальный счет трудящегося. Размер выплат в будущем будет зависеть от перечислений работника и дохода от инвестирования в эту часть.

Кроме этого, работодатель либо работник могут делать добровольные взносы в негосударственные фонды. С них также впоследствии будут выплачиваться средства.

Последние изменения

Изменения коснулись закона «Об обязательном пенсионном страховании» в декабре 2020 и вступили в законную силу уже с начала нового года.

Рассмотрим подробнее несколько статей:

Статья 7

Данная статья рассказывает о понятии «застрахованные лица». В этом году новшества не затронули это положение. Последние нововведения, вступившие в силу в январе 2020, были произведены в декабре 2014. Застрахованные лица, среди которых могут быть — граждане РФ, нерезиденты, постоянно или временно проживающие/пребывающие в РФ — это люди, которые подпадают под обязательное пенсионное страхование. К ним относят:

  • работников, с кем трудовые отношения подкреплены трудовым договором;
  • самозанятую часть населения — ИП, адвокаты, нотариусы, которые занимаются частной практикой;
  • представителей фермерских хозяйств;
  • лиц, работающих за границей при уплате страховых взносов;
  • представителей семейных общин народов Дальнего Востока РФ, Сибири, Севера, которые занимаются традиционным хозяйством;
  • духовное лицо;
  • и т. д.

Ознакомьтесь Правила перевозки детей в машине

Статья 13

Ст. 13 ФЗ-167 «Об обязательном пенсионном страховании», в отличие от 7-ой статьи, была преобразована с начала 2020 года. Данная статья рассказывает о правах, полномочиях и ответственности, которую несут страховщики. Начались изменения сразу с 1-го пункта. Статья гласит, что страховщик вправе:

  • проверять документы у страхователей, которые относятся к выделению и уплате обязательного пенсионного страхования (ОПС), с индивидуальным учетом данных о всех застрахованных лицах. При проверках требовать у страхователей дополнительные документы, справки и информацию;
  • указывать руководителям и обычным гражданам, которые самостоятельно оплачивают платежи, на нарушения ФЗ;
  • получать сведения у соответствующих органов о налогоплательщиках;
  • реализовывать управление бюджетом ПФ и контролировать его использование;
  • защищать интересы застрахованных лиц перед страхователями;
  • возвращать внесенные взносы, если неизвестно за кого они были внесены;
  • ведение документации и обмен информацией с госорганами;
  • иметь дело с Агенством, чтобы узнать порядок, размеры и срок получения возмещения по гарантии, в некоторых случаях и получать.

5-ый абзац был отменен по новому постановлению «О пенсионном страховании». Во втором пункте рассказывается об обязанностях и также было небольшое изменение. Страховщик обязан:

  • контролировать правдивость данных, предоставляемых для ведения учета;
  • готовить объяснение размерам тарифов СВ;
  • определять и выплачивать накопительные и страховые пенсии и другие производить выплаты;
  • контролировать обоснованность понятия актов для назначения сумм обязательного пенсионного страхования;
  • продумывать план бюджета ПФ;
  • вводить в курс дела всех заинтересованных лиц о своем финансовом состоянии и принимать меры по укреплению своей финансовой стабильности;
  • и т. д.

Статья 15

В статью 15 последние изменения вносились в начале 2020 года. Эта статья рассказывает в свою очередь о правах, обязанностях и ответственности застрахованных лиц. Конкретно были изменены 6, 7, 9 абзацы пункта 1, рассказывающего о правах данных лиц. Они имеют право:

  • принимать участие в улучшении обязательного пенсионного страхования;
  • свободно получать сведения у начальства о начисляемых СВ и контролировать их перечисление в ПФ;
  • своевременно и в полном объеме получать ОПС;
  • отстаивать свои интересы, в том числе и в суде;
  • свободно получать у нанимателя сведения о подсчете и задержке добавочных страховых взносах на накопительную пенсию (вместо трудовой пенсии, как было раньше), контролировать их перевод в ПФ;
  • производить оплату дополнительных СВ на накопительную пенсию (а не на накопительную трудовую);
  • на перенос денежных средств пенсионных накоплений, в случае перехода от ПФ к негосударственному ПФ в не меньшем объеме общего размера гарантируемых средств;
  • установить накопительную пенсию (а не на накопительную трудовую пенсию по старости) и/или срочную пенсионную выплату в не меньшем размере общей суммы гарантируемых денег.

Обязанности застрахованных лиц:

  • предоставить страховщику достоверные документы, по которым будет назначаться и выплачиваться обязательное пенсионное страхование;
  • ставить в известность страховщика о произошедших изменениях, которые могут повлиять на выплату СВ;
  • придерживаться условий, сопровождающих назначение и выплату страховых взносов.

РАБОТАЕМ И ПОЛУЧАЕМ ПЕНСИЮ

По большому счету пенсия в России состоит и двух частей: страховой и накопительной.

Эта пенсия индексируется государством на величину инфляции. А если денег на ее выплату не хватает, дефицит ПФР покрывается из бюджета.

Страховая пенсия назначается при достижении пенсионного возраста — ранее он для мужчин составлял 60 лет, а для женщин — 55 лет. Но в 2018 году президент России Владимир Путин подписал закон о постепенном повышении пенсионного возраста для мужчин до 65 лет, а для женщин — до 60 лет. С графиком повышения возраста можно ознакомиться тут. Смысл повышения пенсионного возраста — снизить дефицит средств в ПФР на выплату пенсий, а также повысить уровень государственной пенсии.

Для получения страховой пенсии также необходим стаж работы не менее 15 лет по новым правилам. Повлиять на размер страховой пенсии будущий пенсионер может крайне незначительно — это пассивный доход на старость: получать доход на пенсии можно стабильно, но мало. В номинальном выражении средняя пенсия в августе 2018 года составила 13,363 тыс. руб., увеличившись на 3,4% по сравнению с августом 2017 года.

Особенность страховой пенсии в том, что она формируется в баллах, и каждый год государство решает, сколько будет стоить балл. Стоимость может меняться в зависимости от числа работающих граждан и пенсионеров в стране. Поскольку формулу расчета баллов трудно понять даже матерым экономистам, для подсчета пенсии Пенсионный фонд РФ создал онлайн-калькулятор.

Как рассчитать пенсию по старости

Законодательство в России менялось уже не один раз. Изменялись не только требования к трудовому стажу, но и правила расчета пенсии. Можно выделить три основных периода, из которых складывается расчёт пенсии по формулам. Вместе со сменой пенсионной реформы утверждались новые правила.

Каждый период работы оценивается по формуле, действующей на тот момент. Например, за периоды работы по 2001 включительно применяется первая формула. Для периодов работы с 2002 по 2014 используется вторая. Начиная с 2015 года- третья.

По ним начисляется и рассчитывается страховая пенсия сегодня. Ведь новая формула предусматривает оценку пенсионных прав и за старые годы, когда еще не было понятия страховых взносов.

Поэтому каждый рассчитанный данными формулами период в конечном итоге суммируется и переводится в индивидуальные пенсионные коэффициенты (баллы). Формула расчета состоит из двух частей, которые складываются из старых периодов работы (ИПКс) и новых (ИПКн).

Расчет по старой формуле (ИПКс)

До 2002 в состав формулы расчета пенсии по старости входят продолжительность работы и среднемесячная заработная плата. Именно от них зависит максимальный размер выплат.

Поэтому весь имеющийся период работы до 01.01.2002 переводится в стажевый коэффициент (СК). Размер его определяется как 0,55 за полные 20 лет (для женщин) и по 0,01 за каждый год сверху.

Справки об имеющемся заработке преобразуют в коэффициент по заработной плате(ЗР/ЗП). Для такого коэффициента также действует ограничение 1,2.

Полученные данные вносятся в установленную формулу расчета:

ПК1 = ((СК x ЗР / ЗП x 1671) — 450 рублей)

Таким образом мы получаем размер трудовой пенсии по старости до 2002.

Периоды работы с 2002 по 2014 рассчитываются по сумме накопленных страховых взносов. Они делятся на ожидаемый период выплаты.

ПК2 = СВ / Т

Получается размер выплат по второй формуле за указанный период работы. Таким образом рассчитываются все страховые взносы вплоть до 31 декабря 2014.

При переводе рассчитанных значений по вышеуказанным периодам в пенсионные баллы необходимо еще рассчитать валоризацию (СВ). Это дополнительная прибавка за советский стаж при переходе на новую пенсионную реформу.

Сумму из обеих формул необходимо разделить на 64.10. Это стоимость балла на 31.12.2014. Таким образом происходит преобразование из рублей в условные единицы: баллы.

ИПКс = (ПК1 + СВ + ПК2)/64,10

Расчет по новой формуле (ИПКн)

Сегодня при расчете пенсии по старости все права учитываются не в деньгах, а в баллах. Их будут вычислять исходя из страховых взносов на лицевом счете гражданина в ПФР. В год можно будет получить не более максимально определенного значения. Формула расчёта с 2015 выглядит так:

(∑ИПКi +∑Нпi)/К/КН

В новой формуле учитываются не только взносы из белой заработной платы, но и баллы за периоды ухода и службы в армии. Точное число накопленных Вами коэффициентов можно найти в личном кабинете ПФР. Там же можно узнать об учтенном стаже и проверить правильность начисления взносов.

Если Вы еще не зарегистрировались на портале госуслуг, то можно воспользоваться  калькулятором ПФР. Он бесплатный и не требует регистрации.

Пенсионный калькулятор

На сайте ПФР представлен калькулятор страховой пенсии по старости. Цель его показать из чего складывается величина будущих ежемесячных страховых выплат. В зависимости от белой зарплаты и продолжительности работы и определяются коэффициенты.

Точный расчёт он посчитать не сможет, ведь каждый человек индивидуален и у каждого разный доход за периоды трудовой деятельности.

Пенсионный калькулятор покажет расчёт только по новой формуле с 2015. Это значит, что советское время работы до 01.01.2002 не учитываются. Он подходит только  молодому поколению.

Большинство же из нас приступили к трудовой деятельности в 60-70-х годах и имеют за плечами еще советский стаж, когда действовали ещё другие законы. Поэтому правильный расчет будет учитывать весь имеющийся у человека период работы и заработную плату независимо от проведенных реформ.

Тем не менее, пенсионным калькулятором для расчета следует пользоваться с учетом вышеуказанных моментов. С его помощью можно самому рассчитать размер по новому законодательству.

Все представленные формулы имеют свои особенности. Цель данной главы, показать, что на размер при расчете влияет в основном заработок, несмотря на все изменения в формулах. Пример того, как рассчитать начисление пенсии по старости мы приведем в отдельной статье.

Пенсионная система России 2001 — 2014 годов

В декабре 2001 года, были приняты законы: от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Утвержденные законы предполагали кардинально новую систему пенсионного обеспечения, включающую в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.

Основной идеей данных законов было установление гарантий и дальнейшей уверенности работающих граждан России о том, что взносы работодателя либо самостоятельные взносы гражданина в пенсионную систему, вернутся гражданам в виде пенсий при наступлении пенсионного возраста.

Пожалуй, с уверенностью можно утверждать, что в данный вариант пенсионной системы люди поверили. Об этом говорит активное развитие негосударственных пенсионных фондов, самостоятельные отчисления в накопительную систему, а также многочисленные вложения денежных средств в софинансирование государственной пенсии.

Данный формат пенсионной системы просуществовал более десяти лет. В декабре 2012 года правительством были подведены итоги действующей системы, в результате которых были выявлены возможные проблемы дальнейшего пенсионного обеспечения.

В частности:

  1. действующая пенсионная система не обеспечивает долгосрочное функционирование и сбалансированность бюджета Пенсионного фонда страны;
  2. не дает возможности поддержания на приемлемом уровне пенсий сегодняшним пенсионерам (попросту, не хватает денег на индексацию);
  3. установленная максимальная планка для выплаты пенсий существенно ограничивает права среднего класса, то есть людей, получающих доход на уровне существенно выше среднего (то есть даже если вы получаете большую официальную заработную плату, с которой платите все налоги и пенсионные отчисления, в расчет пенсии включается только ограниченная сумма, все остальное идет в «общий котел»);
  4. проблемы с финансовой устойчивостью и банкротством негосударственных пенсионных фондов (то есть если вы выбрали негосударственный пенсионный фонд, который впоследствии обанкротился, вы теряете все накопления);
  5. отсутствие источника сохранности пенсионных накоплений на государственном уровне, и т.п.

В результате нарастающих проблем, на фоне очередного финансового кризиса, все отчисления в накопительную часть государственной пенсии, были «национализированы» государством. Решением Правительства страны, все отчисления за 2014, 2015, 2016 годы были направлены на формирование страховой части пенсии, то есть на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам.

Необходимость существенной модернизации существующей пенсионной системы, включая обеспечение финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов, создания системы контроля за инвестированием пенсионных накоплений, привели к необходимости очередной пенсионной реформы.

Теория расчетов для инвалидов

Не стоит забывать, что за каждым гражданином остается выбор пенсионного обеспечения. Правда, для его смены придется каждый раз писать заявление установленного образца в Пенсионный фонд. Уже было сказано, что иногда для инвалидов используется особая схема расчета пенсий. Применяется она до наступления пенсионного возраста. Какая именно? Давайте попробуем разобраться в этом. Формула для подсчета выплат от государства будет иметь вид С = К / ((М*СТ) + БВ), где:

  • С — пенсия;
  • К — пенсионный капитал;
  • М — месяцы до пенсионного возраста;
  • СТ — стаж, поделенный на 180;
  • БВ — базовая величина (устанавливается ежегодно государством).

Получается, что инвалид, работая, может увеличить свою пенсию. И, как показывает практика, на довольно «приличную» сумму. Это вовсе не значит, что вам придется работать, не покладая рук. Но и тут же отказываться от трудоустройства, если имеется такая возможность, не надо. Правда, не все так легко, как кажется. Ведь большие проблемы и вопросы возникают тогда, когда предоставляется пенсионное обеспечение обычным гражданам. Например, при трудовом стаже.

Назначение социальной пенсии

Изменения в пенсионной системе, вступающие в силу с 2019 года, не затрагивают социальную пенсию по инвалидности и по потере кормильца, которые назначаются безотносительно к общеустановленному пенсионному возрасту. Как и в случае со страховой пенсией, в отношении пенсий по государственному обеспечению полностью сохраняется право людей, потерявших трудоспособность из-за инвалидности, обратиться за назначением пенсии независимо от возраста.

Возраст, по достижении которого возникает право на социальную пенсию по старости, повышается на 5 лет в соответствии с поэтапным переходным периодом. К 2028 году мужчинам социальная пенсия по старости будет назначаться по достижении 70 лет, женщинам – по достижении 65 лет.

2014

Продление срока вступления в Программу государственного софинансирования

В ноябре Правительство РФ решило продлить срок вступления в Программу государственного софинансирования пенсий – до 31 декабря 2014 года. Тем, кто подал заявление на вступление в Программу, необходимо сделать первый взнос до 31 января 2015 года.

«Заморозка» накопительной части пенсии

В 2014 году все взносы по обязательному пенсионному страхованию направляются на формирование страховой части пенсии, то есть тариф взносов на накопительную часть пенсии составляет 0%.

Это изменение не затрагивает ранее сформированные пенсионные накопления – они по-прежнему инвестируются управляющими компаниями или негосударственными пенсионными фондами.

Акционирование НПФ и система гарантирования пенсионных накоплений

Цель «заморозки» накопительной части пенсии – введение системы гарантирования пенсионных накоплений и акционирование негосударственных пенсионных фондов.

На 1 октября 2014 года более 41 НПФ прошли процедуру акционирование и 23 фонда подали заявки на вступление в систему гарантирования пенсионных накоплений (Источник – http://www.rg.ru/2014/10/02/fondi-site-anons.html).

Повышение и перерасчет пенсий

В 2014 году трудовые пенсии индексировались дважды: 1 февраля – на 6,5% и 1 апреля – на 1,7%. В августе проведен перерасчет пенсий для работающих пенсионеров – учтены страховые взносы, поступившие на лицевые счета за год.

Страховые взносы

На 10%, до 624 тыс. рублей, увеличен максимальный размер годового заработка, с которого уплачиваются страховые взносы.

Снижена ставка страховых взносов для самозанятого населения – теперь размер взносов рассчитывается исходя из одного МРОТ, а не двух, если величина годового дохода не превышает 300 тыс. рублей.

Прием заявок в программу государственного софинансирования продлен до 31 декабря 2014 года

Прием новых участников в Программу государственного софинансирования пенсии продлен до 31 декабря 2014 года, сделать первый взнос в рамках Программы можно до 31 января 2015 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector