Социальная работа с неполными семьями (стр. 1 из 3)

Содержание:

Определение семьи — что это такое

Разные научные течения имеют свой взгляд по этому вопросу: по-разному трактуют определение семьи. Разберем некоторые из них:

  1. Социологи подразумевают под этим понятием объединение нескольких человек, связанных кровным родством либо узаконивших свои отношения в ЗАГСе.
  2. В юриспруденции семья – это совместно проживающие люди, которые состоят в официальном браке.
  3. Психологи называют семьей группу, члены которой связаны личными взаимоотношениями, общими ценностями, интересами и традициями.

Если объединить все эти определения, то:

Среди признаков семьи можно выделить следующие:

  1. зарегистрированные в ЗАГСе отношения;
  2. совместный быт и проживание;
  3. наличие совместно приобретенных материальных ценностей;
  4. взаимоотношения близкого, интимного характера;
  5. наличие детей (необязательно, ведь бездетные супруги тоже считаются семьей).

Проблемы неполных семей

Относительно проблем неполных семей, но их достаточно много. Их можно подразделить на экономические, педагогические, медицинские и психологические. Наиболее остро среди названных проблем стоят проблемы экономического характера: финансово-материальные трудности, которые испытывает каждая неполная семья. Бюджет такой семьи складывается из трудового заработка матери (отца), пенсий, пособий, государственных компенсаций и льгот, алиментов на детей в случае развода.

Поскольку чаще всего главой неполной семьи является женщина, то на сегодняшний день необходимо заострить внимание на политике занятости. В наше время наблюдается вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу бюджетных учреждений, в которых заработок ниже среднего

Так для содержания и воспитания детей требуются денежные средства, женщине приходиться «изворачиваться» в поисках высокооплачиваемой работы, а также дополнительного заработка.

В последние годы наблюдается также сокращение уровня социальной защиты, а также списка социальных гарантий. Мать, воспитывающая ребенка без мужа-отца, вынуждена самостоятельно заботиться о благосостоянии своей семьи. Особенно нуждаются неполные семьи, где воспитываются дети с различными психическими и физиологическими отклонениями, инвалиды. Ребенок-инвалид требует постоянного ухода и присмотра, поэтому женщине-одиночке не под силу улучшить благосостояние своей семьи, ей физически сложно это сделать. Такие семьи вынуждены жить на пособие по инвалидности и детское пособие.

Из-за необходимости ухаживать за ребенком без чьей-либо помощи женщина не может как-то проявить себя на профессиональном поприще, отодвигая на задний план карьеру и профессиональный успех. Однако чрезмерная занятость часто на нескольких работах, а также материальное благополучие не дают даже самой заботливой женщине заниматься ребенком, и он предоставлен самому себе.

Другой не менее важной проблемой неполных семей является ее функционирование, как института воспитания и социализации детей. Образ жизни неполной семьи имеет специфические особенности, которые сказываются на воспитательном процессе

Именно отсутствие кого-либо из родителей может стать причиной неудачного и неполноценного воспитания ребенка (детей). В материнских семьях, где отсутствует отец, у мальчиков формируются неадекватные, искаженные представления о ролевых функциях отца, мужа, мужчины, поскольку он в процессе социализации не видит мужского примера. В неполных материнских семьях у девочек также искажаются представления о ролевых функциях жены, матери, женщины. Поскольку незамужняя мама и ее поведение накладывает определенный отпечаток на социализацию девочки.

Поскольку дети, воспитывающиеся в неполных семьях, лишены примера семейных взаимоотношений мужчины и женщины, это оказывает негативное влияние на подготовленность детей к будущей семейной жизни и социализацию в целом. Ведь именно от показателя идентификации детей со своими родителями зависит эффективность семейного воспитания. Ребенок принимает нравственные и идеологические нормы своих родителей, а в неполной семье эта составляющая воспитательного процесса деформируется. В неполных семьях, где воспитателем остается отец, помимо вышеперечисленных проблем можно добавить отсутствие ласки со стороны матери, что не способствует полноценному воспитанию ребенка.

В воспитательном процессе одному родителю очень трудно контролировать и влиять на поведение ребенка. Объясняется это чрезмерной занятостью на работе, которая не дает возможности уделять достаточное количество внимания детям.

Другой проблемой неполных семей, которой необходимо уделить внимание, является качество здоровья детей. Дети из неполных семей, что доказано педиатрами, чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям

Это объясняется объективными причинами. Женщина, в одиночку воспитывающая ребенка, в первую очередь вынуждена заботиться о материальном благополучии семьи, отодвигая свои непосредственные обязанности воспитания и укрепления здоровья детей на второй план. Кроме того, в неполных семьях чаще наблюдается наличие вредных привычек (курение, алкоголизм), неустроенность социально-бытового и жилищного характера, отсутствие или несоблюдение гигиенических норм жизни, а также самолечение в случаях болезни детей и .т.п.

Педагогическая культура родителей

Педагогическая культура родителей – отдельный, мощный фактор, влияющий на стиль и тип воспитания, а соответственно развитие ребенка. Ненормальная атмосфера в семье нередко способствует формированию озлобленности, агрессивности, лживости либо наоборот замкнутости, пассивности, боязливости. Подобные проявления в поведении ребенка свидетельствуют об ослаблении защитных психологических механизмов.

  • Неблагоприятная обстановка в семье и внутренние личностные негативные черты ребенка вместе создают рыхлую почву под ногами ребенка, он становится уязвим для внешнего влияния и асоциального поведения.
  • Дети из неблагополучных семей с низким уровнем педагогической среды вырастают циничными по отношению к миру, они кичатся своими аморальными поступками и игнорированием общепринятых ценностей.

Хочу познакомить вас, уважаемые читатели, с уровнями педагогической культуры родителей.

Высокий уровень

Осознание целей и задач воспитания

Родители осознают цель воспитания (формирование гармонично развитой, социально активной личности), понимают, из каких направлений состоит воспитание, и представляют, какие черты личности нужно формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Требования разумны, любви и строгости адекватные пропорции. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Проблемы решаются вместе в ходе анализа ситуации.

Владение методами воспитания

Родители ориентируются на положительные качества ребенка, предоставляют ему инициативу, поддерживают самостоятельность, побуждают к самоанализу и самовоспитанию, учат преодолевать трудности. Родители и другие члены семьи придерживаются единой воспитательной позиции.

Средний уровень

Осознание целей и задач воспитания

Понимают направления воспитания, но не связывают их с главной целью. Представляют, какие черты нужно формировать, но не всегда правильно связывают их с возрастом ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Требования разумны, но не систематичны. В решении проблем родители часто берут инициативу. Взаимоуважение в семье присутствует, но родители не хотят переходить к сотрудничеству, пытаются сохранить главенствующую роль.

Владение методами воспитания

Родители акцентируют внимание на положительных качествах ребенка, но не предоставляют ему инициативы, не готовят к решению проблем, самостоятельному преодолению трудностей и самосовершенствованию. Иногда в семье отмечается рассогласованность воспитательной позиции родителей, бабушек, дедушек

Осознание целей и задач воспитания

Родители не знают цели и задачи воспитания, не понимают направления, не знают, какие черты нужно формировать. Иногда абстрактно могут представить эти черты, но не в отношении своего ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Дети и родители не понимают друг друга, не уважают, не доверяют. Требования со стороны родителей носят бытовой характер. Родители не интересуются проблемами ребенка.

Владение методами воспитания

Преобладают авторитарные методы: приказ, указание, требование, наказание. Родители или подавляют инициативу ребенка, или наоборот предоставляют бесконтрольную свободу. Не обращают внимания на положительные черты ребенка. В семье нет единой воспитательной концепции, поведение членов семьи варьируется от вседозволенности до чрезмерного наказания.

Очевидно, что чем выше уровень педагогической культуры родителей, тем благоприятнее для семьи и ребенка складываются взаимоотношения.

Полная и неполная семья. В чем разница этих двух официальных статусов?

Многие не в силах удержать свой брак в целостности, именно поэтому возникает вопрос: «Какая семья называется полной, а какая неполноценной?». Количество подобных рассуждений в последнее время увеличилось. О понятиях «полная» и «неполная» семья каждый может мыслить по-разному. Кто-то считает, что полноценная семья состоит более чем из трех поколений, другие уперлись во мнение о том, что полная семья — это то место, где воспитывается больше одного малыша. К сожалению, они все ошибочные и эти два понятия имеют более ясные конкретизации.Что такое полная и неполная семья?Полноценная семейная идилия – место, где дитя под опекой двух совместно живущих людей (родителей). Это означает, что полными называют следующие семьи:— Муж и жена, которые растят общего малыша и находятся в официальном браке.— Семьи в брачных отношениях официального характера, которые практикуют иные формы общения, например, открытый брак и .т. д.— Семейство, где брак мамы и папы не имеет официального статуса, но они имеют общего малыша и одно место жительства.— Семьи, где биологического папы заменяет отчим, проживая совместно с детьми и их мамой.— Семейные пары, которые усыновили малыша (если они оба имеют право на его опекунство).Неполноценная семья – это место, где дитя проживает с матерью, а папа официально не найден (в свидетельстве о рождении прочерк). Женщины, которые самостоятельно растят своего малыша, они называются матери-одиночки. В том случае, если отец признал своего сына или дочь (при помощи свидетельства, указывающего на отцовство), но не живет вместе со своей супругой, с женщины снимается статус матери-одиночки, но малыш все также без отца, в неполноценной семье.Чтобы у детей нормально развивалась психика, ему для опеки нужны два человека — папа и мать. Мать будет любить детей просто за то, что он есть, а папа любить, как правило, оценочно и требовательно. Он может гордиться достижениями своего чада. Также малыш, наблюдая за собственными мамой и папой, за их поступками, отношениями, будет проектировать дальнейшие идеалы для себя и своей будущей семьи и супруги, поэтому лучше всего избегать длительного общения»на расстоянии» друг от друга. У малыша после этого может нарушиться общая «матрица» — какой должен быть отец, а какая мать. Одна женщина не сможет существовать для дитя сразу и мамой и папой.К сожалению, сейчас неполноценные семейства стали совершенно нормальным феноменом в обществе. Именно поэтому обеим половинам брака стоит очень хорошо подумать перед тем, как заводить малыша — проживут ли они вместе «долго и счастливо» или разбегутся на следующий год оставив ребенка с травмированной психикой.

Неполная семья — социальная стипендия

Какой доход у малоимущей семьи должен быть Чтобы определить, попадает ли ваша семья под категорию малоимущих, нужно знать какой доход должен быть в 2020 году, алгоритм расчета прост, складываем сумму официальных денежных поступлений в бюджет от всех членов, и делим на количество человек включая детей.

Как оформить региональный статус неполной семьи

Считается ли она матерью-одиночкой? Важно отметить, что в российском семейном законодательстве не приводится ни дефиниция «одинокая мать», ни определение «мать-одиночка», однако оно присутствует во множестве иных актов законного и подзаконного характера, а также в постановлениях федеральных формирований. Итак, рассмотрим подробнее такое понятие, как мать-одиночка

Кто считается ею? Исходя из законодательных актов и постановлений, можно сделать вывод о том, что одинокая мать – не кто иной, как женщина, которая родила ребенка без заключения брака. Кроме этого, в свидетельстве о рождении малышей не должно быть указания по поводу отцовства. Кстати, отец может быть назван также со слов матери (форма 25, подтверждающая статус матери-одиночки).

Например, заявитель подал неполный перечень документов или недостоверные данные о состоянии обеспечения. Также субсидии могут отменяться, если люди переезжают на другое место жительства. Однако там они могут оформить статус повторно. Какие виды помощи могут предоставляться государством? Если вы решили оформить какой-то вид пособия, то муниципальные органы, которые занимаются этим вопросам, должны решить, какой именно тип помощи вам необходим. Существует несколько ее видов:

Рекомендуем прочесть: Условно Досрочное Освобождение По Части 4 Статьи 2 2 8

Всю информацию про место нахождения представленных организаций вы можете узнать в Департаменте социальной поддержки населения или же на сайте портала Госуслуг. Какие документы нужны для получения статуса? Малообеспеченная семья может получить помощь, если она докажет, что действительно имеет на нее законное право. Для этого следует оформить соответствующий статус. Конечно, здесь уже не обойтись без сбора определенных справок и других документов.

Свежие записи

Также кое-где малообеспеченные семейства без отца / матери могут бесплатно посещать баню, получать компенсации за покупку детской одежды, обуви по чекам. Материальная помощь Размер начислений и других видов помощи зависит от 2-х факторов: возраста ребенка и региона проживания (хотя есть и фиксированное федеральное пособие). На детей до 1,5 года выделяется всего около 800 руб., поскольку в этот период мать получает декретные. После выхода из декрета сумма увеличивается вдвое, но только до 3-х лет.

Многодетным семьям сертификат на жилье Многодетным семьям сертификат на жилье выдается не всегда. Тут самое главное — правильно подойти к поставленному вопросу и оформить все документы своевременно. Наше государство Программа предоставления жилья многодетным семьям Программа предоставления жилья многодетным семьям основана на четкой инструкции. Помощь могут получить только те семьи, которые воспитывают несовершеннолетних детей — не менее Жилье для многодетной семьи программа Жилье для многодетной семьи программа , способная в действительности получить социальную помощь на приобретение жилья. В данном случае, семья должна собрать определенные Член семьи собственника жилья Определение члена семьи собственника жилья имеет значение для разрешения многих жилищных вопросов. Правовой статус члена

Недвижимость Товары и услуги. Личный кабинет. Новый поиск 20 февраля Какие документы нужны по госпрограмме неполной семье? Отвечает www. Для того чтобы получить жилье по госпрограмме как неполная семья, нужно встать в очередь.

Какие документы нужны по госпрограмме неполной семье?

  • средний доход в семье, рассчитанный на одного человека, меньше минимума, установленного для проживания в данной местности;
  • члены семьи, учитываемые при расчете среднего дохода, живут в одном месте и имеют совместное хозяйство (не считаются при этом военные-призывники, курсанты, заключенные и лица на гособеспечении в соответствии со ст. 14 ФЗ № 44);
  • члены семьи зарегистрированы на постоянной основе в одном месте;
  • все трудоспособные члены семьи либо работают, либо числятся на бирже труда.

Виды и типы семей

Социологи выделяют следующие виды семейных организаций, опираясь на общие принципы их классификации:

В зависимости от формы брака

моногамная — состоит из одного мужчины и одной женщины

полигамная — предусматривает несколько супружеских партнёров

простая — муж, жена и дети

расширенная — супруги и другие родственники

В зависимости от способа выбора партнёра

эндогамная — семейного партнёра ищут только в кругах своего клана или племени

экзогамная — брак внутри определённой группы людей запрещён

В зависимости от места проживания

неолокальная — супруги имеют отдельное жильё

патрилокальная — муж и жена проживают в доме родителей мужа

матрилокальные — семейная пара разделяет быт с родителями жены

В зависимости от  формы «семейной власти»

демократия — равноправие между супругами, партнёрские отношения

патриархат — власть в семье полностью принадлежит мужчине

матриархат — главой семьи выступает женщина

Помимо привычных типов семей в современном мире всё более популярными становятся альтернативные виды семейных отношений, например:

Гостевой брак

Заключается в раздельном проживании супругов и отсутствии совместного быта. Впервые такая форма брака была описана в XVIII веке, в наше время она распространена среди знаменитостей.

Пробный или гражданский брак

Мужчина и женщина съезжаются на какое-то время, чтобы проверить свои отношения. Большинство из таких пар заключают официальный брак после рождения ребёнка.

Открытый или свободный брак

Не предусматривает никаких нравственных и материальных обязанностей. «Супруги» могут проживать вместе, но не запрещают друг другу сексуальных контактов на стороне.

Конкубинат

Длительный и стабильный союз женатого мужчины и свободной женщины, которая имеет от него ребёнка. В данном случае мужчина поддерживает или полностью обеспечивает свою вторую семью.

Проблемы воспитания ребенка в полной семье

Минусы воспитания ребенка в полной семье также имеются, но они связаны исключительно с тем, как родители относятся к воспитанию ребенка и какое количество времени они ему уделяют. Т. е. минусы можно найти только в качестве воспитания, но никак не в количестве родителей. Проблемы полных семей не стоит преуменьшать, поскольку они могут быть не очевидны. Например, семья, в которой оба родителя заняты. В нашей стране принято, что работают как мужчины, так и женщины. И чем больше родители нацелены на материальное благополучие для себя и семьи, тем большее время они уделяют работе, при этом часто уезжают в деловые поездки, в связи, с чем отсутствуют дома большую часть времени, оставляя своего ребенка, доверяя его воспитание старшему поколению (бабушкам и дедушкам). При этом такого рода нацеленность может проистекать из искреннего родительского желания, чтобы уж их-то ребенок ни в чем не нуждался и жил лучше, чем они сами.

Из ситуации, когда родители в полной семье не могут или не хотят уделять малышу достаточное количество времени и заботы, вытекает несколько проблемных аспектов воспитания в полной семье для самого ребенка.

  1. Разные подходы к воспитанию родителей и бабушек, а значит, разные требования к ребенку – он может путаться, он может не знать, что ему на самом деле разрешено, а что же все-таки нельзя делать, а иногда и просто игнорировать запреты обоих поколений.
  2. Ребенок должен оставаться один в доме с незнакомым для него человеком, например наемной няней, пытаться с ним искать общий язык, ему может быть некомфортно, страшно, он может думать, почему же родители его вот так «бросили».
  3. Если няня не имеет должной квалификации и образования, то за ребенком может осуществляться небрежный уход, возможны в таком случае оскорбления и наказания, которые сильно травмируют его психику.
  4. Если ребенок привязался к своей няне, то он часто воспринимает ее как маму, что также усложняет ситуацию в семье. Когда же услуги няни больше не потребуются, ребенок будет очень сильно переживать отсутствие человека, к которому он так привязался.
  5. Поведение ребенка может изменяться в то время, когда родители появляются и пытаются пообщаться с ним. Чаще всего он замыкается, начинает капризничать и что-то требовать, ведь он может быть не готов, что с ним будут заниматься родители. Взрослые, видя такое поведение, выходят из себя, расстраиваются, чувствуют себя виноватыми в том, что мало времени уделяют ребенку, и даже в тот небольшой период времени, когда они рядом, успели только накричать или наказать его. Вот такой вот «воспитательный процесс» наблюдается практически во всех полных семьях, в которых и папы, и мамы работают.
  6. Родители, понимая, что они уделяют малышу мало времени, будут стараться каждую свободную минуту проводить с ним, иногда врываясь в распорядок дня ребенка ураганом и ломая его. Детям же нужно четко установленное время еды, отдыха, игр. А затем, когда свободные минуты истекают, родители опять бегут по делам, а малыш остается в слезах, так как ему не хватает такого малого времени общения с самыми любимыми людьми. Он чувствует себя брошенным и ненужным.

Неполная семья: причины возникновения

  • рождения ребенка вне брака;
  • смерть одного из родителей;
  • расторжение брака;
  • раздельное проживание родителей.

Отсюда выделяют типы неполных семей: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Кроме того, разделяют отцовскую и материнскую семьи.

Материнские семьи занимают большинство среди неполных семей. Воспитание детей в такой семье имеет ряд особенностей. Из-за отсутствия одного из родителей, другому приходится решать материальные и бытовые проблемы семьи. Кроме того, оставшемуся родителю необходимо восполнять нехватку воспитательного влияния, возникшего в данной ситуации. Одновременно успевать решать все поставленные задачи — дело не простое. Поэтому в большинстве случаев неполные семьи сталкиваются с различными проблемами материального, бытового, педагогического характера.

Утрата одного из родителей способствует возникновению болезненных переживаний, который влияют на психологический климат в семье. Большой процент неполных семей образуется по причине ухода отца. В таких случаях матери довольно трудно сдерживать свои негативные эмоции по отношению к бывшему мужу, а ее раздражение и недовольство часто бессознательно выливается на совместного ребенка

Бывает и наоборот, когда мать акцентирует внимание на ребенка, как на безвинную жертву. Она пытается восполнить недостаток родительской заботы и опеки, окружая ребенка чрезмерной лаской

И в том и в другом случаях воспитательная атмосфера семьи сильно искажается, что в результате отрицательно сказывается на развитии ребенка, как личности.

Большое значение имеет тот факт, что отсутствие одного из родителей лишает возможности ребенка полноценно формировать в себе стереотип поведения своего пола. Например, отсутствие в семье отца способствует формированию у мальчика женских черт, поскольку у него нет возможности примера мужского поведения. Также и для девочки, мать совмещает в сложившейся ситуации материнскую и отцовскую роли, в результате чего формируется противоречивое психосексуальное развитие. Доказано, что большинство гомосексуалистов воспитывались в неполных семьях. Статистические данные показывают, что дети, воспитываемые в неполных семьях, значительно отстают по школьной программе, по сравнению со своими одноклассниками, у которых семья полная, такие дети более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.

Конечно, это не значит, что неполная семья в воспитательном плане является неблагополучной. Просто проблемы данного характера с большей вероятностью могут возникнуть в неполных семьях, но это еще не значит, что они возникнут с полной уверенностью. Бывают случаи, и их не так мало, когда психологическая атмосфера в неполной семье достаточно благоприятная и не вызывает затруднений в формировании здоровой личности. Также бывает и наоборот, когда в полной семье с неблагополучным психологическим климатом ребенок сталкивается с серьезными проблемами психологического свойства. Поэтому, некоторые родители, которые утратили эмоциональную и душевную привязанность друг к другу, но живущие вместе только «ради детей», делают это совершенно напрасно.

В итоге, хотя неполная семья и сталкивается с огромным количеством трудностей, все же обладает достаточным потенциалом для нормального воспитания детей. Родителю, который стал, в силу сложившихся обстоятельств, главой семьи, необходимо осознавать психологические особенности данной ситуации и делать все, чтобы не допустить негативных последствий.

Причины и условия возникновения неполной семьи

По мнению Е.А. Тюгашева, рост числа неполных семей напрямую связан со сферой брачно-семейных отношений:

  • Изменения моральных норм в сфере отношений между полами;
  • распространение добрачных отношений,
  • изменения в традиционных (семейных) ролях мужчин и женщин;
  • утрата производственной функции семьи
  • Неподготовленность молодых людей к браку
  • Чрезмерные требования по отношению к супругу;
  • Алкоголизм и наркомания .

Существует несколько источников неполного создания семьи. Самый массовый из них связан с распадом семьи из-за развода супругов. Социологическая информация, собранная исследователями, показывает, что наиболее распространенными причинами развода являются алкоголизм, несоответствие характеров, неверность или создание другой семьи. Заметно, что в подавляющем большинстве случаев инициатором развода является женщина. Что касается ранних браков, то они менее жизнеспособны, чем обычные браки. Этот процесс, несомненно, стимулируется социальной и гражданской незрелостью супругов, их безответственным, легкомысленным отношением к семье, увеличением числа вынужденных браков по причине беременности и родов. Созданию неполных семей также способствует непропорционально высокий рост смертности мужчин трудоспособного возраста от неестественных причин (отравления, несчастные случаи на производстве, войны и т.д.), наблюдаемый в последнее десятилетие.

Неполные семьи возникают в результате разводов, внебрачных рождений, смерти одного из родителей или раздельного проживания родителей. В этом контексте выделяют следующие типы неполных семей: осиротевшие, незаконнорожденные, разведенные, разлученные. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, существуют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую — мать (отец) с одним ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную — мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.

Осиротевшая неполная семья — возникает в результате смерти одного из родителей.

Несмотря на то, что потеря близкого человека является страшным ударом для семьи, у оставшихся членов семьи есть возможность собраться и сохранить целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются отношения со всеми родственниками по линии умершего (погибшего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи.

Неполная разведенная семья — это семья, в которой родители по какой-либо причине не жили или не могли жить вместе. Ребенок, растущий в такой семье, получает психологическую травму, вызывает чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественным желанием, особенно для маленьких детей, является надежда на воссоединение, восстановление супружеских отношений между отцом и матерью.

Внебрачная семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу определенных обстоятельств женщина решает завести ребенка, не выходя замуж. Это может быть желание облегчить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или сохранить ребенка как напоминание о человеке, которого она страстно любила, и другие причины.

Роль семьи в жизни общества

Семья – это самый древний и самый прочный институт семейных отношений, который существует уже многие века. Что дает семья обществу:

  • В семьях происходит передача знаний и традиций, накопленных предыдущими поколениями. Когда не существовало письменности и все знании передавались, что называется, из уст в уста, только родители способны были передать своим детям знания, которые они приобрели на собственном опыте. Те, в свою очередь, сохраняли и приумножали эти знания, передавая их своим детям. Так двигался прогресс.
  • Дети, которые растут в здоровых семьях, более эмоционально стабильные и уравновешенные, у них есть очень хорошая база для дальнейшего развития.

Типы, формы и виды семей

Представленные и наиболее известные типологии семей можно разделить на две группы. Первая группа включает в себя основные типы и соответствующие им категории.

  1. Принадлежность супругов к определённой социальной общности: эндогамия (брак могут заключить мужчины или женщины, принадлежащие к одной социальной группе, например, ранее браки среди дворян) или экзогамия.
  2. По количеству брачных партнёров: моногамия (проживание женщины и мужчины); полигамия (брак, включающий в себя несколько партнёров, как пример, многожёнство в некоторых мусульманских странах); серийная моногамия (если в течение жизни насчитывается более одного брака, например, в случае развода). Классическая моногамия – это пожизненное единобрачие, то есть супружеская пара вступает в брак один раз и на всю жизнь.
  3. По структуре власти: традиционная патриархальная (главой является отец, мужчина, «хозяин», «добытчик», «кормилец»); традиционная матриархальная (решения принимает женщина-мать). Иногда выделяют также неопатриархальную, неоматриархальную, эгалитарную.
  4. Юридическое оформление брачных отношений: официально зарегистрированный брак или фактический («гражданский») брак.
  5. По числу поколений: однопоколенная (в некоторых источниках записывают как простая, проживают вместе только родители и их дети); нуклеарная (ведут совместное хозяйство несколько поколений); многопоколенная (расширенная, большая, сложная).
  6. По количеству детей: бездетная; малодетная; среднедетная; многодетная.
  7. По наличию родителей: полная; неполная (материнская и отцовская); функционально неполная («квазинеполная»); особая (сложноорганизованная, смешанная ), в том числе бинуклеарная.

Вторая группа охватывает особенности функционирования семьи и качество семейной жизни. Типология используется психологами при анализе проблемных семей.

  1. Качество выполнения семейных функций: нормально функционирующая или дисфункциональная.
  2. По материальному состоянию: обеспеченная или малоимущая.
  3. Состояние психологического комфорта: благополучная или неблагополучная.
  4. По типу проживания: матрилокальный брак, когда супруги проживают с родителями жены; патрилокальный, если молодожёны живут с родителями мужа; неолокальный тип (проживают отдельно).
  5. Способность продуктивно разрешать семейные проблемы: зрелая или проблемная.
  6. Удовлетворённость супругов своим браком: оба удовлетворены браком; один из супругов удовлетворён браком, другой нет; оба неудовлетворены браком.

История понятия

По мнению ученых, изначально дикие люди, произошедшие от обезьян, жили общинами. Инстинкт продолжения рода сподвигал мужчин (самцов) биться между собой за право обладания женщиной (самкой), т.е. за вступление с нею в половые отношения. Последние подпускали к себе только самых сильных и активных, чтобы иметь здоровое потомство.

Психическая эволюция позволила мужчинам понять, что если приносить своей избраннице «мамонта», защищать ее от диких зверей, то можно стать ее постоянным партнером. И пока другие мерились силой, самые хитрые занимались охотой.

Женщины тоже изменили свои приоритеты: постоянный партнер давал стабильность, защиту, обеспечивал пищей, кровом и защищал взамен на ее благосклонность. Так стали появляться первые семьи, которые со временем меняли свой внешний «вид», организацию, обрастали новыми условиями существования, внутренними обязанностями.

Что значит семья для детей

Для малыша это место занимает значительную позицию, именно там он произносит свое слово «мама», совершает свои достижения – первые шаги, полностью выученный алфавит. Родители всеми силами стараются дать ему все, в чем он нуждается – забота, любовь, поддержка, понимание, ласка. Они прививают ему моральные устои, рассказывают о традициях, способствуют познанию окружающего мира.

Дети не могут оценить всю ценность обладания полноценной семьей, пока не повзрослеют. Взрослые должны описывать ему значимость семейных отношений, чтобы малыш понимал, куда ему обратится в трудный момент за поддержкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector