Как найти единомышленников по семейному образованию

Содержание:

Семейное обучение

Как перевести школьника на домашнее обучение, при отсутствии медицинских противопоказаний? Учащегося, имеющего удовлетворительное здоровье возможно самостоятельно учить дома на семейной форме обучения. От ученика требуется изучение школьной программы без регулярного посещения школы. За качество получаемого образования отвечают родители, приглашенные учителя или репетиторы. Школьник приходит в школу, в которой числится лишь, чтобы сдать аттестацию или экзамены.

Кто может

Родители вправе осуществить перевод на семейное обучение по таким причинам:

  • Учащийся регулярно пропускает школу, поскольку на профессиональном уровне занимается спортом, танцами, музыкой или подобными видами деятельности;
  • Работа его родителей предполагает частую смену места жительства. Многие дети сложно привыкают к новому коллективу. Это может повлиять на уровень знаний учащегося;
  • Родители не планируют отдавать ребенка в школу по религиозным или иным соображениям.

Порядок перевода

В законодательстве отмечено, как перейти на домашнее обучение ребенку, имеющему удовлетворительное здоровье. Это довольно просто. Родителям или лично ученику, если он уже получил паспорт, следует подать заявление с просьбой перевода на выбранную форму обучения. Вся последовательность действий подробно описана ниже.

Выбрать подходящее образовательное учреждение

Прикрепить ребенка к определенной школе следует, чтобы он мог сдавать там аттестации. Как поступить, если вас не устраивает ближайшее учебное заведение? При выборе не обязательно отталкиваться от фактического места проживания семьи. Родители вправе отдавать предпочтение обычной школе возле своего дома или выбрать заведение, углубленно изучающее определенные предметы. Сдавать аттестацию потребуется по программе, которая утверждена в выбранной школе.

Ученики в итоге получают аттестат такого же образца, как и другие школьники. В нем не указывают форму получения образования.

Узнать у администрации учебного заведения допускается ли в ней семейное обучение

Следует уточнить у директора или завуча школы, прописана ли в уставе заведения возможность семейного обучения школьников. Кроме этого рекомендуется выяснить, обучается ли кто-то из учеников по данной системе. Нет ничего плохого, если первопроходцем окажитесь вы. Но все же будет проще, если администрация уже сталкивалась с подобной ситуацией. В таком случае вам будет гораздо проще организовать учебный процесс и находить решения при возникновении разногласий.

Заявление на перевод на имя директора

В нем указывается причина перевода ученика. Кроме заявления требуется подготовить:

  1. Ксерокопию свидетельства о рождении или паспорта ребенка, при его наличии.
  2. Ксерокопию паспорта мамы или папы ребенка. Если планируется перевести ученика, оставшегося без родительской опеки, готовят ксерокопию паспорта его попечителя.
  3. Фотографию школьника размером 3*4 см.

Заключение договора со школой

В данном документе прописывается:

  • Порядок взаимодействия сотрудников учебного заведения, родителей и самого ученика.
  • Возможность проведения консультаций с преподавателями заведения.
  • Сведения о предстоящих проверках знаний.

Согласовать с учителями график сдачи ребенком аттестаций

При семейном обучении ответственность за качество полученных знаний ложится исключительно на родителей или опекунов ребенка. При возникновении трудностей допускается обращение к сотрудникам школы за методической помощью. Кроме того ученику обязаны разрешить записаться в библиотеку и выдавать необходимые для обучения пособия.

Если родители не способны самостоятельно обеспечить изучение ребенком утвержденной программы, школа вправе расторгнуть подписанный договор и вернуть ученика к очному образованию.

Важные моменты, касающиеся перевода на семейное обучение:

  1. Осуществить перевод ученика на семейное обучение можно перед началом учебного года либо в любое другое время.
  2. Утверждение количества и дат проведения аттестаций происходит после их согласования между сотрудниками школы и родителями. Обычно в учебном заведении самостоятельно утверждают график и редко соглашаются, если родители выражают желание приводить ребенка на аттестации реже четырех раз за год.
  3. График обучения, его программу и учебники родители могут самостоятельно выбирать на свое усмотрение.

Особенности обучения в онлайн-школе: опыт родителей

Допустим, вы записали ребенка в онлайн-школу и за‌ ‌процесс‌ ‌учебы отныне отвечаете только вы

Есть‌ ‌ли‌ ‌у‌ ‌онлайн-школы‌ ‌лицензия и аккредитация не так важно для детей, которые прикреплены к обычным школам для прохождения аттестаций. В идеале подобные организации владеют лицензией на ведение образовательной деятельности и зарегистрированы в качестве юридического лица, но первостепенное значение имеет репутация школы

Лучше всего перед зачислением изучить отзывы, пообщаться с родителями других учеников и руководством заведения. Подойдите к этому процессу обстоятельно, ведь независимо от того, что обещает онлайн-школа, вам придется постоянно держать руку на пульсе и контролировать процесс.

До‌ ‌подписания‌ ‌бумаг нужно ‌продумать не только ‌расписание‌ ‌дня‌ ‌школьника, ‌ ‌но ‌и‌ ‌его режим‌ ‌жизни, ‌ ‌включая‌ ‌каникулы.‌ При этом главная проблема, которая беспокоит родителей — социализация ребенка. В странах, где онлайн-школы функционируют не одно десятилетие, заведения предлагают учащимся расписание дня, которое включает в себя, в том числе, общение со сверстниками.

Расписание в российских онлайн-школах гибкие, и мало кто предлагает определенный режим занятий. Чаще всего материалы доступны круглосуточно, и родители сами выбирают удобное время для учебы ребенка. В некоторых онлайн-школах предлагается индивидуальный график занятий, в том числе с онлайн-репетиторами за дополнительную плату.

Но при этом родителям нужно самостоятельно искать способы социализации ребенка. Можно записать его на кружки или в спортивные секции. Общение со сверстниками жизненно необходимо для развития каждого человека. И если в процессе обучения вы или семейный психолог замечаете недостаток социализации, стоит задуматься о возвращении на стандартный путь школьного образования. Этот вопрос решается индивидуально внутри каждой семьи.

Родителю, на котором по закону лежит ответственность за обучение ребенка, нужно контролировать и фиксировать успеваемость школьника по учебной программе.

Обычно онлайн-школы предоставляют для этого удобные инструменты: личный кабинет, статистику успеваемости или личного куратора. Если в конце обучения предполагается прохождение какого-то формального рубежа (ОГЭ, ЕГЭ, SAT, ACT, A-level и тд), то ребенку предоставят возможность написать несколько тестовых вариантов соответствующего экзамена. Таким образом, у вас будет время подтянуть «слабые места» и улучшить результат.

Среди проблем, с которыми сталкиваются клиенты онлайн-школ, основные — технического характера. Например, система не распознает речь ребенка, особенно на уроках иностранного языка, и отмечает голосовые ответы как неверные. Некоторые родители отмечают ошибки или неточности в тестах для закрепления материала или учебных материалах. Чаще всего, такого плана вопросы быстро решаются со стороны заведения.

Бывают проблемы с организацией коммуникаций. В некоторых онлайн-школах не лучшим образом настроена связь с администрацией, и иногда родителям тяжело дозвониться или получить ответ на свой вопрос по электронной почте. Не стоит исключать и проблемы социального характера: например, не везде можно выбирать педагогов, с которыми ребенок будет заниматься онлайн (если есть такая опция). И если произошло несовпадение в характерах ученика и учителя, процесс усвоения материала может быть некомфортным для обеих сторон.

Однако при правильном подходе, учитывающем все факторы, ребенок в приятных и гибких для себя условиях получит необходимые знания, а родители используют преимущества дистанционной учебы не только для ребенка, но и для всей семьи.

Кому подходит семейное образование?

Семьи выбирают семейное образование по разным причинам:

  • Школьная травля;
  • Конфликт с учителем;
  • В виртуальной школе программа, которая больше подходит ребенку;
  • Ребенку психологически комфортнее учиться дома;
  • Семейное образование экономнее, чем учеба в частной школе.

Ориентироваться в первую очередь стоит на потребности и способности ребенка. Кому-то обязательно нужно присутствие близкого взрослого рядом, кто-то лучше усваивает материал в привычной обстановке, а кто-то не видит смысла тратить время на дорогу в школу, если современные технологии позволяют учиться из любой точки мира и приезжать в школу только для аттестации. Если у вас есть сомнения, проконсультируйтесь с детским психологом.

Как выбрать школу для сдачи промежуточной аттестации

Следующим этапом является выбор школы для сдачи промежуточной аттестации. Сдавать их или нет, решают родители сами, но такое право у вас есть. Вы можете выбрать ту же школу, в которой обучался ребёнок раньше или любую другую. Если школа, в которой обучался ребёнок, не признаёт семейное образование и отказывает вам в прикреплении для сдачи аттестаций, необходимо получить от неё письменный отказ. Но чтобы не тратить время и нервы, проще сразу искать ту школу, которая принимает аттестации от обучающихся на СО. Сейчас выбор таких учебных заведений достаточно широк. Вы можете прикрепиться к школе самостоятельно, а можете через специальные центры, сотрудничающие со своими школами — партнёрами. Некоторые из них являются образовательными платформами, на которых можно учиться ребенку. Некоторые просто занимаются оформлением всех необходимых документов и предоставляют онлайн-сервис для прохождения аттестаций. Нам было удобно все делать удаленно, и мы для прикрепления к школе и прохождения промежуточных аттестаций в 2019 году выбрали один из таких центров — ЦПСО (Центр поддержки семейного образования). Если Вы также решите воспользоваться их услугами, то промокод OLESYANIA даст вам скидку 5%.

Квест под названием «Аттестация»

Если вы выбрали СО, готовьтесь, что государство будет вставлять вам палки в колеса. Самообразование и семейное обучение — форматы «вне организации»: в этих случаях об успехах детей в управление образования отчитывается не школа, а семья. И здесь, в отличие, от заочного или индивидуального обучения, начинается квест под названием «попробуй пройти аттестацию».

Светлана Марзеева, руководитель Ассоциации семейных школ объясняет: «Правоприменительная практика в отношении СО в нашей стране расходится с законодательной. Родители имеют все права для обучения ребенка в семье и для прохождения аттестации — как итоговой, так и промежуточной — в обычных школах, но очевидно, что на местах это совершенно не приветствуется. Руководство не лояльно к „семейникам“, а редкие имена тех, кто дружелюбен, передаются из уст в уста, поскольку афишировать их — значит, подвести под удар Департамента образования». 

Больше семейников достается только родителям, которые пробуют перевести ребенка на очно-заочную форму обучения, поскольку этот формат непонятен школьному руководству еще больше. Как это — ребенок будет ходить только на те уроки, которые ему хочется? Как это отражать в отчетности, объяснять коллективу и другим родителям? И это при том, что такое понятие «индивидуальный учебный план» фигурирует в законе и право на него имеют даже очники.

Какие существуют альтернативные варианты промежуточной и итоговой аттестации:

  1. Дистанционная аттестация. 
    И только промежуточная, поскольку итоговые для всех форм обучения проходят одинаково: очно в образовательных учреждениях. Для «дистанционки» существуют специализированные порталы, среди них:
     — Центр поддержки семейного образования;
     — Сервис онлайн аттестации «Тесториум»;
     — Промежуточные школьные аттестации «Сдавай онлайн».
  2. Аттестация в частных школах с государственной аккредитацией и лицензией.
    Ребенок прикрепляется к учебному заведению на период аттестации, как и к госшколе, или же на весь учебный год — и регулярно сдает экзамены по школьной программе, ВПР и далее по списку. Разница в том, что частные школы существенно более лояльны к ученикам СО, чем государственные.
  3. Интернет-школы с услугой аттестации.

Зачем общаться с другими хоумскулерами

Семейное образование распространено во множестве государств мира. Так, в США около 2,5 миллионов детей, которые занимаются дома, ведь такое обучение считается равноценным школьному. 

В России нет официальных данных по количеству детей, обучающихся вне образовательных организаций. Известно лишь, что число хоумскулеров увеличивается ежегодно в среднем на 15%. При этом хоумскулеры в России порой сталкиваются с непониманием со стороны общества, а главное — нехваткой информации. 

Если во время перехода или процесса семейного обучения появляются проблемы, их легче решить вместе с единомышленниками. Более опытные родители подскажут ответы на вопросы, тут же найдутся и школы в вашем городе, лояльные к семейному образованию, и идеи для занятий. В США семьи хоумскулеров активно дружат, часто встречаются для обмена опытом или организации образовательного мероприятия. В России тоже есть подобные клубы семейного обучения и центры поддержки. 

Весь текст за 2 минуты

  • На основании закона родителям предоставляется возможность выбирать для своих детей формы получения образования. При надомном образование ребенка обучают дома школьные учителя. За получение образования отвечает школа.
  • Семейное образование предусматривает обязанность родителей обеспечить образовательный процесс, приглашая платных преподавателей, занимаясь с детьми самостоятельно или пользуясь услугами онлайн-школ.
  • Дистанционное обучение – это вариант организации учебного процесса, им могут воспользоваться все дети, обучающиеся дома.
  • Переход на домашнее образование осуществляется по заявлению родителей. Территориальные органы должны оповещаться о решении родителей, так как они ведут учет детей, получающих образование вне школы. Родители заключают договор со школой, в котором оговариваются все нюансы обучения и аттестации ребенка.

Выбирая домашнюю форму обучения, родителям нужно учитывать не только достоинства подобного образования, но и некоторые трудности – необходимость постоянного контроля, немалые финансовые вложения и отсутствие контакта ребенка с коллективом.

Выстраиваем учебный процесс

При семейном обучении нужно не только самостоятельно осваивать школьную программу, но и организовывать учебный процесс. Задача сложная: предстоит дать детям качественные знания и при этом не превратить дом в подобие школы, а еще совместить учебу и отдых — и все это не в ущерб здоровью, настроению и отношениям в семье. Иногда родители считают так: «Вот заберем документы из школы и заживем спокойно» — и только потом осознают, что не продумали, как все организовать и выстроить. Как следствие — устрашающие истории в интернете и печальные выводы о том, что «семейное образование слишком сложно, нам пришлось вернуть ребенка в школу, мы разочарованы».

В школе ученик должен лишь следовать школьному расписанию и выполнять задания в определенное время. На семейном обучении ребенок получает неограниченную свободу: никто не говорит, когда и что нужно сделать, никто не дает домашнее задание, никто не подсказывает, какая тема следующая в учебном плане… При этом к очередной аттестации следует знать и сдать весь необходимый материал.

Свобода порождает дополнительную ответственность. Семьи, отказавшиеся от ежедневных походов в школу, быстро понимают, что нужно самим формировать учебный план и что он должен соответствовать их жизненным установкам, с одной стороны, и требованиям образовательных стандартов — с другой.

Наш с сыном опыт семейного образования, так же как и у других наших «коллег», с самого начала был (да и остается, не буду скрывать) путем проб и ошибок. Сначала мне казалось, что нужно устроить некий домашний вариант школы и идти строго по школьной программе. Если в школьном расписании на понедельник значатся пять уроков, то и мы должны пройти по одной новой теме по каждому из предметов в расписании. Так мы пытались учиться несколько недель, пока не поняли, что это бесполезно.

Времени на уроки тратили много, а в глазах Левы стоял немой вопрос: «Что, теперь и дома будет школа?»

Мы решили изменить подход и условно выделили по одному дню недели на каждый предмет. Так, понедельник у нас стал днем математики, вторник — информатики, среда — окружающего мира, четверг — русского языка, пятница — чтения и суббота — французского языка. Непосредственно на уроки мы тратили около одного часа в день.

Ежедневные занятия мы строили исходя из школьного плана. То есть если, к примеру, на неделю у учеников второго класса запланировано два часа окружающего мира, то они пройдут за это время две темы. Те же две темы проходили и мы, но за одно занятие. Делалось это следующим образом: сын читал параграфы, мы их обсуждали, Лева самостоятельно выполнял задания в рабочей тетради, после чего я их проверяла. Если какая-то тема его особо увлекала, то мы старались изучить ее более подробно с помощью книг, тематических видео и т. д. К началу апреля мы освоили всю программу второго класса и почти месяц ждали школьную аттестацию.

Затем схема снова изменилась и теперь еще меньше похожа на школьную. Каждый день сын минут по десять решает задачи и примеры по математике — так проходим программу практически незаметно. В таком же ежедневном режиме перед сном беремся за произведения из программы по чтению. Остальные школьные предметы изучаем без жесткого планирования, но в режиме «один день — один предмет». Что получаем в итоге? Учебу по 30–40 минут ежедневно и опережение программы.

В третьем классе мы решили еще немного изменить процесс. В качестве эксперимента мы учились не по принципу «Один день = один предмет», а методом глубокого погружения. Программу по всем предметам я условно разделила на четыре части (по количеству аттестаций). Предметы мы осваивали по очереди: неделя информатики, две недели окружающего мира, две недели чтения и т. д. Правда, задания по математике на рабочем столе сына оказываются почти каждый день. Мне кажется это важным хотя бы потому, что мозг не расслабляется, а программа проходится незаметно и продуктивно. <…>

«Учился сам, и аттестацию сам сдашь»

Помимо бюрократии, «нешкольники» и их родители нередко сталкиваются с амбициями учителей.

Некоторых так задевает факт самостоятельного обучения, что они начинают «валить» детей на аттестациях. Дают задания, выходящие за рамки программы, придираются к ответам или заставляют ребёнка за собой бегать. Школьные учителя знают, что в случае образования академической задолженности «семейника» вернут в школу.  

Что делать

При прикреплении к школе заключите с ней два договора. Один — об организации семейного образования, где будут обозначены общие принципы взаимодействия сторон и обязанности школы по отношению к семье. Второй — о порядке проведения промежуточных аттестаций. Там должно быть указано, когда и как ваш ребёнок будет демонстрировать знания. По одним предметам можно договориться об аттестации по билетам, по другим в форме контрольных и тестов, а по третьим в виде рефератов.

Школы, работающие с «семейниками», порой настаивают на подписании типового договора. Мол, менять ничего нельзя, так или никак. Это противоречит принципу свободы договора, заложенному статьёй 421 Гражданского кодекса РФ. Если вас не устраивает какой-либо пункт, вы вправе его изменить. Главное, чтобы всё было в рамках закона.

Заключение упомянутых выше договоров — не обязательный, но крайне желательный шаг. Их наличие не только регламентирует общение со школой, но и пресечёт произвол отдельно взятых учителей.

«Домашняя школа Фоксфорда» поддерживает семьи на семейном образовании. Юрист и координаторы проекта готовы помочь вам с переходом на данную форму обучения и прикреплением к школе. Кроме того, «Фоксфорд» сотрудничает с несколькими аккредитованными школами, в которых можно проходить аттестации в комфортных условиях.

Внимание к ребёнку — ещё один наиважнейший помощник в организации занятий на СО

Только относясь внимательно к его индивидуальным особенностям, биоритмам и интересам вы сможете правильно организовать процесс проведения занятий. Это займет у вас какое-то время, поэтому будьте готовы и не пытайтесь выстроить систему занятий с первого дня «на чистовую». Семейная форма обучения тем и хороша, что даёт возможность понаблюдать, попробовать, подкорректировать и подобрать наиболее подходящий для вашей семьи вариант. В начале можете вести заметки ваших наблюдений за ребёнком — когда он более активный, после каких занятий быстрее устаёт, как переключается и отдыхает.

Дистанционное или заочное

При заочной форме ученик включен в список учащихся школы, однако не посещает ее ежедневно. За уровень полученных знаний также несет ответственность администрация школы. Учителя дают материалы для изучения и проводят консультации. От школьника требуется сдача контрольных и других работ согласно школьному учебному плану.

Ученика можно перевести на заочную форму, написав заявление установленного образца

Важно, чтобы нормативная документация школы не запрещала заочную форму учебы школьников. После этого издается приказ об изменении формы с дневной на заочную

Обучающиеся на заочной форме, обычно не ходят на уроки. Чтобы получить необходимые знания, они ходят к репетиторам или занимаются в онлайн-режиме.

Кому идеально подойдет заочная форма

Заочная школа имеет свои преимущества. Однако для перехода на нее нужны веские причины. Чаще всего на заочную форму переходят:

  • Имеющие болезни, из-за которых они не могут полноценно посещать все уроки. Например, ученики, которые имеют проблемы опорно-двигательного аппарата либо передвигаются только с помощью инвалидной коляски.
  • Ученики, которые занимаются музыкой, спортом или чем-то другим на профессиональном уровне. График репетиций или тренировок часто не позволяет им посещать учебные заведения в обычном режиме. Родители могут не обращать внимания на низкий уровень знаний и плохие оценки или перевести на заочное обучение.
  • Ученики, чьи родители регулярно переезжают из-за особенностей своей работы. Постоянная смена школ обычно плохо сказывается на качестве знаний. В новом классе школьнику потребуется время на адаптацию и поиск своего места в уже сформировавшемся коллективе. Очевидно, что в таком случае получение знаний будет далеко не на первом месте. Заочная школа позволяет избежать данных проблем.
  • Существенно опережающие своих одноклассников в уровне развития. Они быстро схватывают новый материал и с легкостью выполняют все задания. Из-за этого им становится скучно на уроках и постепенно теряется интерес к учебе. Они могут себя плохо вести, мешая остальным. Иногда таких учеников переводят в класс на год старше. При этом необходимо быть уверенным, что такое решение не нанесет вред психике. Не всегда старшие радостно принимают младшего. Это может привести к возникновению проблем с социализацией, которая очень важна в раннем и подростковом возрасте.

В редких ситуациях родители не хотят отдавать детей в школу по своим идеологическим или религиозным убеждениям.

Выбрать “заочку” можно в любом возрасте. При желании разрешается вернуться к обычным стандартам.

Кому не рекомендуется переходить на заочную форму

Не все смогут получать качественные знания на заочной форме. Не подойдет этот вариант:

  • не способным учиться без постороннего контроля;
  • если родители не способны самостоятельно организовать учебный процесс.

Ребёнка нужно мотивировать на учёбу

Нужно отчасти стать психологом — понять, что движет ребёнком во время обучения. Тогда вы сможете грамотно направлять его и поддерживать, когда пропадает желание учиться. 

Мотивация ребёнка бывает внешней и внутренней. Внутренняя мотивация гораздо сильнее и эффективнее, чем исходящая извне. Одно дело, когда делать домашку заставляют мама с папой, другое — когда делаешь сам, потому что горишь предметом и знаешь, как он пригодится в будущем. В школе за мотивацию отвечает учитель — харизматичный и яркий педагог увлечёт ребёнка и заинтересует предметом. Родителям, которые учат детей самостоятельно, нужно компенсировать это своими силами. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector