4 способа выбрать предметы для сдачи егэ

Из каких экзаменов состоит ГИА

ГИА — это государственная итоговая аттестация. Это общее название экзаменов, которые должны сдавать школьники для получения аттестатов государственного образца. 

Какие форматы экзаменов включает в себя ГИА

ГИА имеет три формы.

  1. ОГЭ — государственная итоговая аттестация в 9 классе. 
  2. ЕГЭ — государственная итоговая аттестация в 11 классе. 
  3. ГВЭ — письменные и устные экзамены в и 9 и 11 классе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

ГИА завершает образовательные программы основного и среднего общего образования в Российской Федерации. Порядок государственной итоговой аттестации регламентируется соответствующими приказами Министерства образования и науки РФ (ныне — Министерства просвещения) от 25.12.2013 г. и 26.12.2013 года. 

Когда появилась ГИА в России

В народном сознании термин ГИА тесно связан преимущественно с 9 классом. Дело в том, что подобные экзамены проводились в качестве эксперимента в некоторых регионах России ещё с 2000 года. Добровольные апробации девятиклассников носили название ГИА. В 2009 году форма аттестации выпускников стала обязательной по всей стране под названием ЕГЭ, а в 2014 году ввели обязательную аттестацию и для обучающихся 9 классов, переименовав в ОГЭ. 

Когда сдают ГИА

Все экзамены проводятся в несколько периодов. В каждом периоде предусмотрены резервные сроки, во время которых также сдают ЕГЭ и ГВЭ выпускники прошлых лет.

Досрочный. Экзамены проводятся по желанию для всех категорий участников ЕГЭ и ГВЭ, но не ранее 1 марта. Для участников ОГЭ, ГВЭ экзамены проводятся не ранее 20 апреля при наличии у участников уважительных причин, которые нужно подтвердить справкой или документами. 

Основной. Экзамены могут сдавать все категории участников ОГЭ, ЕГЭ и ГВЭ. Обычно проводится в конце мая и июне.

Дополнительный. Для тех, кто не сдал ЕГЭ или ГВЭ по русскому и математике с первого раза, либо не сдал повторно в резервные сроки основного периода. А девятиклассники могут воспользоваться этим периодом, если получили неудовлетворительные результаты более чем по двум учебным предметам, либо повторно не сдали один или два предмета в резервные сроки.

Расписание государственной итоговой аттестации ежегодно публикуется на официальных сайтах региональных центров обработки информации. Например, расписание 2020 года для города Москвы можно посмотреть здесь. 

По каким предметам сдают ГИА

На ГИА в форме ОГЭ обязательно нужно сдать русский язык и математику. Ещё можно выбрать почти любой школьный предмет в качестве дополнительной дисциплины. 

На ГИА в форме ЕГЭ обязательно сдают русский и математику — базового или профильного уровня. В перечень предметов по желанию входят остальные предметы.

Подробнее про перечни дисциплин читайте ниже в разделах ОГЭ и ЕГЭ. 

Какие предметы обязательны для ГИА

Для девятиклассников — два обязательных предмета. Это русский язык и математика.

Для одиннадцатиклассников — тоже два обязательных предмета. Это русский язык и базовая либо профильная математика. С 2022 года планируется введение ещё и обязательного английского. 

Школьникам, которые имеют право на сдачу ГВЭ по показаниям здоровья, достаточно сдать русский и математику, чтобы получить аттестат — как в 9, так и 11 классе. 

Можно ли пересдать ГИА

Да, в случае неудовлетворительных результатов по обязательным экзаменам можно попробовать ещё раз. Но предметы по выбору можно пересдать только через год.

Право на пересдачу ОГЭ предоставляется школьнику, получившему отметку ниже тройки по одному или двум предметам. При повторной неуспешной сдаче одного-двух экзаменов в резервные даты у школьника есть третья попытка в дополнительный период.

Право на пересдачу ЕГЭ предоставляется школьнику, который не набрал минимальное количество баллов для получения аттестата. Потерпев неудачу на одном обязательном экзамене, его можно пересдать в резервные даты. 

Для повторной сдачи экзамена необходимо подать заявление не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена или дополнительного периода.

Сколько действительны результаты ГИА

Результаты ОГЭ, ГВЭ-9 оцениваются по пятибалльной шкале. Успешное прохождение ОГЭ дает право на получение аттестата об основном общем образовании и продолжение обучения в школе или организации среднего профессионального образования. 

Аттестат за 9 класс действителен, пока не получен другой документ об образовании.

Результаты ЕГЭ оцениваются по стобалльной шкале и действуют четыре года, следующих за годом сдачи. Они используются для поступления в вузы.

Рассмотрим каждую из форм ГИА подробнее.

Что такое ЕГЭ?

ЕГЭ или ГИА-11 – единый госэкзамен, который сдают выпускники 11 классов. Результаты обязательных ЕГЭ нужны для получения аттестата, обязательных и на выбор – для продолжения обучения в вузе. Экзамен охватывает темы, которые школьники изучали в 5-11 классе. Обязательно нужно сдавать следующие предметы:

  • профильную или базовую математику. Первая нужна для поступления в вуз, вторая – для аттестата. Можно выбрать только один уровень. Если экзамен был пройден неудовлетворительно, то во время пересдачи уровень можно изменить;
  • русский язык. Результаты требуются во всех вузах без исключения. Однако есть различия в минимальных баллах: 24 – для получения аттестата, 36 – для поступления.

Список предметов на выбор схож со списком для ОГЭ, разница заключается в том, что в рамках ЕГЭ можно сдавать не только испанский, французский, английский и немецкий языки, но и китайский. Последний был добавлен в 2019 году. Получить допуск к ЕГЭ можно при условии успешного написания итогового изложения по литературе.

Как за годы после введения ЕГЭ изменились школьные уроки

Неубедительные результаты ЕГЭ по математике наводят на подозрение, что с преподаванием этого предмета в школах, возможно, что-то сильно не так. Вопрос в том, когда начались проблемы и какую роль в ухудшении математического образования сыграл ЕГЭ.

  • В интервью 2008 года (ещё до введения обязательного ЕГЭ) Григорий Канторович, на тот момент проректор ВШЭ, заявил: плохой результат ЕГЭ по математике (23% выпускников не набрали баллов на тройку) показывает, что «надо всерьёз браться за среднюю школу».
  • После 2010 года, по мнению преподавателя филиала ВШЭ в Перми Анатолия Иванова, 50 баллов ЕГЭ по математике можно было набрать, зная предмет на уровне пятого класса. С 2015 года свободу «не учить и не учиться», по словам Иванова, школе дал базовый уровень экзамена по математике. «Первокурсников обучать математике очень затруднительно, так как они натасканы только на 9–10 первых задач ЕГЭ», — отмечал он.
  • Аналогичную позицию высказал в 2016 году на основе разбора заданий профильного ЕГЭ по математике профессор мехмата МГУ Юрий Неретин. Большинство задач на тот момент, по его мнению, были примитивными «одноходовками», для решения которых не нужны какие-либо логические усилия. Самые сложные задачи из части C единого госэкзамена по профильной математике соответствовали уровню лучших профильных вузов и математических школ. Вывод Юрия Неретина был неутешительным: «Математика в школе, за исключением специализированных школ, при наличии такой экзаменационной программы существовать не может. Потому что есть часть B, где учить и учиться нечему, и есть часть C, на уровне которой учить невозможно».
  • В Хакасском госуниверситете в 2017 году, сравнив результаты ЕГЭ и первого вузовского экзамена по математике, решили, что первокурсникам необходим вводный курс школьной математики, чтобы они могли успешно обучаться по естественно-научным или техническим программам.
  • Сотрудники МГТУ им. Н. Э. Баумана в 2018 году оценили ситуацию немного лучше: они нашли связь между баллом ЕГЭ по математике и результатом входного тестирования по предмету в вузе. То есть в целом чем лучше сдан ЕГЭ, тем лучше первокурсник справлялся и с проверкой в вузе. Но были, говорится в статье, и странные случаи: «Абитуриенты, имеющие высокие баллы ЕГЭ, часто имеют поверхностные знания предмета и не могут решить задания базового уровня, предлагаемые им при входном тестировании».

Авторы работ с критикой ЕГЭ по математике приходят к одному заключению: экзамен негативно влияет на обучение в школе, потому что оно сводится к заучиванию алгоритмов решения типовых задач.

Как обстоит дело с другими школьными предметами?

Здесь исследований меньше. На заре обязательного ЕГЭ высказывались самые разные опасения по поводу того, как условия экзамена повлияют на преподавание в школе.

Например, в статье 2011 года учёные из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН Георгий Малинецкий и Андрей Подлазов описывали несколько гипотетических ситуаций:

  • программные часы по литературе передаются на русский язык, ЕГЭ по которому обязателен, тогда как литература сдаётся по выбору;
  • лабораторные практикумы по химии и физике прекращаются, потому что эти навыки не проверяют на ЕГЭ;
  • навыки публичных выступлений и восприятия устной речи больше не развивают ни на литературе, ни на истории, ни на обществознании;
  • работе со справочниками и поиску источников не обучают, потому что на ЕГЭ взять справочник нельзя.

Противники ЕГЭ считают, что эти опасения полностью подтвердились. Из подтверждений пока можно привести отдельные разрозненные факты. Например, так как ЕГЭ по истории фиксируется на победах, а не на трудных периодах, формируется соответствующее содержание школьного курса. Из-за того, что старшеклассники привыкают соблюдать «егэшные» требования к эссе, снижается самобытность сочинений на олимпиаде по литературе.

Впрочем, к экзаменам по литературе, истории и даже по обществознанию — одному из самых популярных предметов на ЕГЭ — готовятся не все выпускники. И в основном негативный эффект единого госэкзамена на большинство школьных предметов проявляется не в том, как им учатся, а в том, что нередко им не учатся вообще.

Вот как вредные влияния ЕГЭ на школу обобщает критическая статья 2019 года на основе опроса первокурсников и родителей: введение ЕГЭ снизило образовательный потенциал молодёжи, так как высокие ставки экзамена заставляют сосредоточиться на трёх-четырёх необходимых предметах, а по остальным выпускники остаются малограмотными.

Сравнение методики подготовки

Изучение ОГЭ и ЕГЭ в плане методики тоже почти не отличается. Существует разница в объемах, но принцип остается один и тот же. Для подготовки к каждому из них существуют репетиторы и онлайн-школы, а советы по эффективности универсальны.

ЕГЭ

  • Составление плана с учетом времени для повторения материала;
  • Упор на написание сочинения;
  • Регулярное написание пробников;
  • Системность.

К экзамену по русскому ученики обычно относятся снисходительно, предпочитая отдавать больше свободного времени подготовке к другим предметам. Однако, в идеальном варианте, где люди готовятся к этому предмету и получают высокие баллы, методика подготовки выглядит так, как описано выше.

ОГЭ

  • Отработка изложения;
  • Регулярное прорешивание тестов;
  • Упор на написание сочинения;
  • Системность.

Девятиклассники готовятся к русскому посредством отработки частей экзамена: изложения, тестовой части и сочинения. Последней следует отдавать много времени и сил, чтобы научиться писать сочинения по всем трем или хотя бы двум темам сочинения. Вывод: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ здесь тоже похожа.

Что думают педагоги

Новый порядок уже обсуждается в соцсетях.

Так,Сергей Чернышов,директор Новосибирского городского открытого колледжа,обратил внимание,что объявление об отмене ЕГЭ для части выпускников разметили в последний рабочий день 2020 года,и многие,собственно,не поняли,что произошло. По его словам,государственный выпускной экзамен был и раньше — но сдавать его могли дети-инвалиды,заключенные детских колоний и другие,кому по объективным причинам не доступны публичные общие экзамены

По его словам,государственный выпускной экзамен был и раньше — но сдавать его могли дети-инвалиды,заключенные детских колоний и другие,кому по объективным причинам не доступны публичные общие экзамены.

Сергей Чернышов,директор новосибирского городского открытого колледжа.

Facebook Сергея Чернышова,

Директор колледжа полагает: это означает конец эпохи ЕГЭ в том виде,к которому педагоги привыкли,и в ближайшие пару лет ЕГЭ обрастет еще десятками исключений. С ним,впрочем,не все его подписчики согласны.

Интересно,что прогноз Чернышова о том,что и дальше в порядок сдачи ЕГЭ будут вносить изменения,высказанные накануне Нового года,уже сбылся.

Предметы для сдачи

Министерством утвержден список обязательных и дополнительных предметов ЕГЭ. Он не менялся в течении нескольких лет.

Именно результат по этим предметам учитывается при поступлении в ВУЗ.

Какие предметы сдают

Основными (обязательными) предметами для сдачи являются:

  • русский язык;
  • математика — база

Математика есть и среди обязательных, и среди дополнительных предметов для сдачи

Список дополнительных предметов является следующим:

  • математика – профиль (для тех, кто собирается поступать в технические ВУЗы, при этом можно сдать и «базу», так как результаты именно этого экзамена учитываются при выдаче аттестата);
  • литература;
  • история;
  • обществознание;
  • иностранный язык (письменная и устная части сдаются в разные дни);
  • география;
  • биология;
  • химия;
  • физика;
  • информатика

При выборе иностранного языка учитывается пожелание самого выпускника. Можно сдавать английский, немецкий, французский языки.

Он может остановиться и на предметах технического, и на предметах гуманитарного цикла. Конечно, у каждого есть свой самый сложный предмет егэ и самый легкий тоже. Здесь все индивидуально, выбор за вами. 

Сколько предметов нужно сдать

Для получения аттестата выпускнику необходимо сдать 2 обязательных предмета, а для поступления в ВУЗ несколько дополнительных.

Здесь выпускника или иного участника ЕГЭ не ограничивают, но в процессе выбора необходимо руководствоваться Перечнем вступительных испытаний в ВУЗах по специальности (направлению подготовки).

Выпускники сдают 2 обязательных предмета и 2-3 предмета на выбор

Данный перечень утверждается специальным Приказом Минобрнауки России.

Обычно выпускники выбирают 2-3 дополнительных предмета.

Один из них является обязательным для поступления по определенной специальности, а два других – дополнительными, выбранными руководством того или иного ВУЗа.

Например, для поступления на специальность «Журналистика» в обязательном порядке необходимо сдать литературу, также могут потребоваться результаты по географии, обществознанию или иностранному языку.

Для направления «Экономика» обязательно потребуется математика, для «Менеджмента» также математика, причём профильного уровня.

Самыми популярными предметами ЕГЭ в 2017 году были обществознание (бесспорный лидер на протяжении многих лет), физика, история и биология.

Такой набор предметов с учётом обязательных позволяет абитуриенту попробовать поступить на разные специальности в разные ВУЗы.

К выбору предметов для сдачи ЕГЭ, также как и к выбору «базы» или профиля по математике, необходимо подойти ответственно, в обязательном порядке учитывая требования ВУЗов по тому или иному направлению.

Формат проведения

Проведение почти не имеет отличий, поэтому изучение ОГЭ и ЕГЭ в этом смысле одинаковые. Длительность такая же, а стресс, который получают ученики от поездки до других школ, тоже идентичны. 

  • Сдача в другой школе;
  • Видеокамеры в аудиториях;
  • Металлоискатель на входе;
  • КИМы распечатываются при учениках.

Чаще всего в день экзамена ученики утром собираются возле своей школы, а потом едут в место сдачи. Кто-то добирается своими силами, но абсолютно все проходят одну и ту же процедуру: прохождение металлоискателя, напряженное ожидание начала в своей аудитории, получение КИМа и начало работы.

По каким предметам можно сдать ЕГЭ в 10 классе

Сдать ЕГЭ в 10 классе можно по любой дисциплине, однако существует несколько нюансов.

В конце десятого школьник полностью усваивает материал по русскому, базовой математике и географии, поэтому эти предметы может написать любой старшеклассник, если просто зарегистрируется на экзамен до 1 февраля.

Если же старшеклассник хочет написать экзамены по другим предметам, ему потребуется заполнить некоторые документы и освоить программу по дисциплине экстерном. Это занимает время, поэтому озаботиться этим вопросом стоит еще перед десятым классом.

Существует пять форм освоения программы досрочно:

  • индивидуальный план — обучение в школе с учителями по специальной программе, заявление в школу;
  • очно-заочная — часть предметов изучается в школе, а часть — вне ее, заявление в школу;
  • заочная — все предметы изучаются вне школы, но старшеклассник является ее учеником, заявление в школу;
  • семейная — предметы изучаются на дому, ученик не числится за школой, заявление в школу и администрацию района.

Подобрать профессию по предметам ЕГЭ

Выбор предметов ЕГЭ и направления в вузе ведёт нас к большему – определению профессии. Если подбор специальности осознанный, то выпускник не столкнется с тем, что после вуза будет работать совершенно в другой сфере. 

Памятка «Определение профессии по предметам ЕГЭ»:

  • Математика: экономист, аналитик, бухгалтер, маркетолог.
  • История: юрист, адвокат, археолог, нотариус, историк.
  • Обществознание: социолог, менеджер, политолог, pr-специалист.
  • Химия: фармаколог, химик-технолог, биохимик, материаловед, специалист по переработке нефти и газа, металлург. 
  • Биология: биоинженер, врач, психолог, эколог, ветеринар, агроном.
  • География: картограф, метеоролог, кадастровый инженер, геологоразведчик, землеустроитель, горный инженер.
  • Иностранный язык: переводчик, лингвист, дипломат, стюард.
  • Физика: инженер различного профиля, геолог, архитектор, инженер-энергетик, ракетостроение, робототехник, радиотехник.
  • Литература: журналист, филолог, издательское дело, лингвист.
  • Информатика: программист различного профиля, специалист по информационной безопасности, специалист по анализу больших данных, разработчик игр.

Можно ли обойтись без дополнительных экзаменов

Оказывается, в большинстве случаев можно. Раньше правом проведения собственных вступительных экзаменов пользовались 24 института и университета. Теперь их количество резко сократилось. В 2015 году полномочиями устраивать дополнительную проверку знаний были наделены только пять высших учебных заведений:

  • МГУ (на всех факультетах);
  • СПбГУ;
  • МГЮА им. Кутафина (специальность «юриспруденция»);
  • МГЛУ («перевод и переводоведение»);
  • Нижегородский государственный лингвистический университет (8 направлений, включая политологию).

Остальным вузам предписано принимать новых учащихся на основании итогов ЕГЭ. Выбирая направление высшего образования, выпускник колледжа или техникума должен решить: без дополнительных сложностей идти привычной дорогой, никуда не сворачивая, или проверить свои знания и поступить в любой другой вуз.

Что нужно запомнить:

  1. Сдать ЕГЭ на год раньше может любой школьник, но в отдельных случаях об этом следует позаботиться заранее.
  2. Сдавать русский язык, математику (базовый уровень) и географию может каждый ученик 10 класса.
  3. Чтобы сдать досрочно ЕГЭ по любому из остальных предметов, необходимо заранее перейти на индивидуальный план обучения по этому предмету или сменить форму обучения в школе с очной на очно-заочную, заочную или семейную.
  4. Выбранный предмет необходимо освоить в полном объёме до конца 10 класса.
  5. Для допуска к ЕГЭ необходимо до 1 февраля подать заявление в школу и до 25 мая предоставить документы о сдаче аттестации по выбранному предмету за 11 класс.

Как учатся в университете те, кто поступил по ЕГЭ

Попытки определить, предсказывают ли баллы ЕГЭ будущие успехи первокурсника в вузе, начались сразу после введения обязательного экзамена. Если по баллам ЕГЭ можно спрогнозировать будущую успеваемость в университете, это означает, что способность сдать ЕГЭ на высокий балл совпадает с умением учиться. Такие исследования отвечают на важный практический вопрос: можно ли использовать ЕГЭ как вступительный экзамен в вуз, отражает ли он академические способности выпускников?

Крупное исследование ВШЭ на выборке из 19 тысяч студентов, поступивших в российские вузы в 2009–2011 годах, дало положительный ответ. Оказалось, что по суммарному баллу ЕГЭ можно прогнозировать успеваемость на первом курсе университета, причём это работает для любых факультетов. Эта предсказательная способность оказалась не очень большой — авторы статьи называют её всего лишь «приемлемой», — но устойчивой.

И до этого масштабного исследования, и в последующие годы другие исследовательские коллективы искали связь между баллом ЕГЭ и учёбой в вузе по своим данным. Вот несколько примеров работ, в которых успехи первокурсников удалось предсказать по результатам единого госэкзамена:

  • Для студентов, поступивших в Международный институт экономики и финансов ВШЭ в 2009–2011 годах, баллы ЕГЭ позволили прогнозировать рейтинги по успеваемости после первого, второго и отчасти (для экзаменов по английскому языку и математике, но не по русскому языку) третьего курсов. При этом учащиеся, поступившие в вуз по результатам олимпиад, а не только ЕГЭ, на всех трёх курсах показывали рейтинги выше.
  • Похожая картина — по баллу ЕГЭ можно предсказать успехи студента, но олимпиадники учатся лучше — наблюдалась в те же годы на химическом факультете МГУ.
  • В 2014–2016 годах в Ярославском государственном медицинском институте баллы ЕГЭ по химии, биологии и русскому языку вполне позволяли предсказать академический рейтинг студента по итогам первого курса.
  • В 2015 году авторы из Петрозаводского госуниверситета на основе данных за четыре года не просто показали связь между баллами ЕГЭ и успеваемостью в вузе, но и предложили использовать эту находку на практике. По их мнению, стоит выделять первокурсников, поступивших с самыми низкими баллами ЕГЭ, в «группы риска» и проводить для них дополнительные занятия.
  • Исследование в 2017 году в Саратовском техническом университете закончилось с тем же результатом: сумма баллов ЕГЭ предсказывала средний балл первого курса.

Но далеко не все исследования подтверждали, что выпускники с самыми высокими баллами ЕГЭ становятся лучшими студентами. Похоже, что результаты единого госэкзамена в принципе не обладают предсказательной силой для некоторых форм обучения:

  • В Уральском медуниверситете баллы ЕГЭ сопоставлялись с оценками за курс анатомии в 2014–2015 годах. И не у всех студентов эти параметры были связаны. Для тех первокурсников, кто обучался по целевому набору за счёт местного бюджета, результаты ЕГЭ вообще не предсказали успеваемость в вузе.
  • Не нашлось связи между баллами ЕГЭ и успеваемостью в Школе перспективных исследований Тюменского госуниверситета. Только у первокурсников с самыми низкими баллами ЕГЭ были проблемы в учёбе в вузе. У тех же, кто поступил с приличными баллами, нельзя было предсказать дальнейшие успехи по результатам ЕГЭ.

Возможная причина — необычные условия приёма или обучения в университете. Например, в Школе перспективных исследований практикуется модель свободного образования: студенты бакалавриата выбирают профиль только после второго курса, и в течение всего обучения выбирают сами около трети всех курсов. ЕГЭ не оценивает нужные для такой учёбы характеристики и поэтому не информативен. А в случае медицинского университета балл ЕГЭ не был показателен, вероятно, потому, что не он определял шансы на поступление при целевом приёме.

Но есть ещё один нюанс: ЕГЭ по математике из года в год даёт ничтожно мало информации о том, как выпускник будет обучаться на технической или другой профильной специальности.

  • Попытка в 2014 году выяснить, будут ли оценки по математике в вузе выше у тех, кто получил высокий балл на ЕГЭ по этому предмету, результата не дала.
  • Данные 2019 года из другого вуза подтверждают, что экзамен не даёт информации для прогнозов по предметам: балл ЕГЭ по математике и оценка за экзамен по той же дисциплине по итогам первого курса не связаны.
  • В исследовании 2018 года авторы сделали вывод, что первокурсники и с 70-ю, и с 90 баллами ЕГЭ по математике демонстрируют примерно одинаковый уровень реальных математических компетенций — достойный только оценки «удовлетворительно».

Распространенные ошибки

Ежегодно эксперты ФИПИ не только оценивают уровень результатов единого госэкзамена, но и анализируют типичные ошибки, допущенные его участниками

На основе собранных данных делаются выводы о том, на какие моменты необходимо обратить внимание при подготовке к ЕГЭ. Рекомендации для школьников и учителей публикуются на сайте ФИПИ

Обществознание

Из года в год участники экзамена делают примерно одни и те же ошибки, связанные с недостатком знаний по нескольким разделам школьного курса:

  • конституционный строй страны;
  • права, свободы и обязанности граждан;
  • организации и названия властных структур;
  • функции финансовых институтов (в особенности банковского сектора);
  • порядок налогообложения в РФ;
  • основные экономические явления, влияющие на социальную сферу (безработица и инфляция).

Плавают школьники и в терминологии, а ее знание и правильное использование в развернутых ответах оценивается отдельно. Особые сложности вызывает понимание значения понятий «гражданственность», «гуманизм» и «патриотизм».

История

Ошибки на ЕГЭ по этому предмету также стабильны из года в год. Очевидно незнание:

  • культурных и исторических деятелей;
  • хроники и взаимосвязи событий российской истории 20 века;

Кроме того, выпускники слабо владеют фактами, необходимыми для аналитики иллюстративного материала (главным образом карт).

Русский язык

Наибольшее количество ошибок допускается при выборе одной или двух букв «н» при написании суффиксов. Также в число заданий, вызывающих сложности, входят тесты на знание:

  • пунктуации;
  • паронимов;
  • правописания корней.

При выполнении заданий с развернутыми ответами эксперты ФИПИ отмечают недостаток умения аргументировать свою точку зрения.

Биология

Участники ЕГЭ успешно справляются с большинством базовых вопросов. Затруднительными становятся задания, где требуется:

  • соотнести характеристики органов человека, животных или растений;
  • продемонстрировать знания по темам «Деление клеток», «Энергетический клеточный обмен», «Образование видов», «Нервная система человека», «Формы естественного отбора», «Нейрогуморальная реакция»;
  • знать закономерности экосистемы и хронологию развития органического мира.

Определенные сложности вызывают и вопросы по генетике, требующие объяснения результатов скрещивания, но большинство школьников все-таки справляется с этими задачами.

Математика

Традиционно считается одним из сложных предметов ЕГЭ. Затруднения у выпускников вызывают: работа с формулами, задачи по планиметрии и стереометрии, нахождение экстремума, производной функции. Кроме того, многим с трудом дается решение логарифмических неравенств.

Иностранные языки

Слабым местом большинства выпускников становятся задания, требующие рассуждения на указанные темы. Часто происходит подмена понятий, к которой приводит выхватывание отдельных слов из контекста всего задания. По остальным блокам (чтению и аудированию) участники стабильно показывают высокие результаты.

Информатика

По мнению аналитиков ФИПИ, большинство ошибок допускается по невнимательности, а не из-за отсутствия или нехватки знаний. Чаще всего несобранность (или рассеянность?) мешает правильно выполнить задания, в которых надо:

  • определить объем памяти, необходимый для хранения графической информации;
  • преобразовать или построить логические выражения;
  • проанализировать алгоритмы и программы.

Именно на эти моменты следует обратить внимание тем, кто только готовится сдавать ЕГЭ. Исходя из статистики, можно смело утверждать, что самый сложный предмет ЕГЭ – обществознание, раз его заваливает каждый шестой участник ГИА

Не уступает ему и биология, хотя обе эти дисциплины входят в топ наиболее популярных по выбору. Вообще же, объективно назвать наиболее трудный экзамен ЕГЭ невозможно по одной простой причине: деление на физиков и лириков все еще актуально, и стобалльник, с блеском взявший все интегралы на математике, на литературе вполне мог бы растеряться при виде задания найти в тексте оксюморон или анафору. Так что выбирайте для сдачи ЕГЭ любимые предметы – и все будет в порядке

Исходя из статистики, можно смело утверждать, что самый сложный предмет ЕГЭ – обществознание, раз его заваливает каждый шестой участник ГИА. Не уступает ему и биология, хотя обе эти дисциплины входят в топ наиболее популярных по выбору. Вообще же, объективно назвать наиболее трудный экзамен ЕГЭ невозможно по одной простой причине: деление на физиков и лириков все еще актуально, и стобалльник, с блеском взявший все интегралы на математике, на литературе вполне мог бы растеряться при виде задания найти в тексте оксюморон или анафору. Так что выбирайте для сдачи ЕГЭ любимые предметы – и все будет в порядке.

Как проходит итоговая аттестация

Процедура сдачи ЕГЭ включает в себя несколько этапов.

  1. Подготовка: ученик выбирает дополнительные дисциплины, подает заявку на участие в ЕГЭ.
  2. Тренировка: проводятся тестовые экзамены.
  3. Сдача ЕГЭ.

Существуют определенные правила прохождения государственной итоговой аттестации (ГИА), которые ежегодно остаются практически без изменений.

  • Пункт проведения экзаменов открывается в 9 утра. Начинается регистрация экзаменуемых.
  • Школьников рассаживают по аудиториям с 10 утра.
  • Ребятам зачитывают инструкцию, после чего начинается сдача ЕГЭ. Устанавливается определенное время сдачи экзамена, которое фиксируется. В ряде случаев процедура продолжается до тех пор, пока последний школьник не закончит работу.
  • Во всех кабинетах устанавливают видеокамеры, фиксирующие факты нарушения дисциплины. С собой можно проносить паспорт, карандаш и ручку, по необходимости – калькулятор с линейкой. Для каждой дисциплины определен свой список разрешенных предметов.
  • Строго запрещено переговариваться с другими экзаменуемыми, ходить по классу, приносить с собой любые гаджеты, которыми можно воспользоваться для списывания, фото-, видеокамеры. Выходить из аудитории и находиться в коридоре можно исключительно в сопровождении дежурного.
  • Воду и питание надлежит оставлять в конце аудитории на столе или стуле.
  • Школьники с ОВЗ имеют право проносить на экзамен лекарства и необходимые им особые технические средства.

Если участника ЕГЭ удаляют из кабинета за нарушение, то в его бланке ставят соответствующую отметку. В этом случае работа не проверяется, независимо от того, на какой стадии выполнения она находится.

За выявленные нарушения существуют определенные «наказания»: результаты ЕГЭ определенного ученика могут аннулировать, в иных случаях могут пострадать все экзаменуемые, находившиеся в аудитории вместе с провинившимся.

Узнать итоги экзаменов можно разными способами. Их размещают:

  • в личном кабинете учащегося на сайте Госуслуг;
  • в школе у завучей;
  • на портале check.ege.edu.ru.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector