Статья 21. применение специальных средств
Содержание:
- Содержание документа
- Изменения в Закон РФ «О полиции»
- Что говорят «сверху»
- Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 80-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» (документ не вступил в силу)
- Как расширение полномочий полиции повлияет на жизнь россиян
- Бывший офицер ФСБ: «Всё не так уж жёстко»
- Смогут ли полицейские вскрывать любой автомобиль?
- Ролик “Новый закон О полиции”
- Текст Закона «О полиции»
- Ещё раз: о чём, собственно, речь?
- Последние поправки
- «Мне показалось — и я его застрелил»
Содержание документа
Закон состоит из 11 отдельных глав, регулирующих такие правоотношения:
- Общие положения о назначении и роли полиции, её функциях.
- Принципы работы сотрудников полиции.
- Полный перечень и описание прав и обязанностей.
- Общие положения о мерах принуждения, которые может применять полиция.
- Положения касательно применения специальных средств, оружия и физической силы при исполнении полицией своих прямых обязанностей.
- Место в правовой системе сотрудника полиции.
- Правила вступления на службу в полиции, особенности службы, порядок увольнения.
- Нормы относительно социальной защищённости служащих в полиции.
- Вопросы обеспечения.
- Контроль деятельности.
- Заключительные положения о порядке действия закона.
Изменения в Закон РФ «О полиции»
Мнение руководства МВД сводится к тому, что увеличение выслуги до 25 лет с 2021 года на данном этапе нецелесообразно. Аналогичная позиция и у рядовых полицейских, о чем говорят комментарии на тематических форумах. На фоне роста зарплат более вероятный вариант – сокращение части госслужащих. Полицейские с 2014 года относятся к данной категории, поэтому есть опасения, что часть сотрудников попадет «под нож».
В министерстве панику по этому поводу не поднимают. Для выполнения подобных распоряжений здесь часто прибегают к сокращению вакансий. На бумаге число сотрудников сокращается, но реально никого не увольняют, т.к. удаленные вакансии были призваны закрыть недокомплект кадров. Например, в ГИБДД планируют сократить 2000 чел., но на улицу никого не выгонят за счет удаления незамещенных вакансий в отдельных регионах страны.
Сокращения в отдельных подразделениях полиции необходимы, чтобы усилить миграционные структуры МВД, где существенно увеличилась нагрузка в связи внесением поправок в закон «О гражданстве». Изменения расширили перечень иностранцев, которые могут получить гражданство РФ в упрощенном порядке, что прибавило работы сотрудникам миграционной службы.
Пенсия практически для каждого полицейского – ключевой фактор, который удерживает его на службе. Спустя 20 лет после начала работы сотрудник может уйти в отставку, а дальнейшая служба в органах или на гражданке будет зависеть только от его желания. Текущие новости свидетельствуют о том, что в 2020 и 2021 гг. пенсия возрастет. При этом индексация станет больше уровня инфляции, а работающим сотрудникам МВД пока не стоит переживать за увеличение выслуги лет.
1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.
1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) пункт утратил силу — Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ;
9) подпункт утратил силу с 1 января 2018 года — Федеральный закон от 5 декабря 2017 года N 391-ФЗ;
10) пункт утратил силу — Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ;
11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Что говорят «сверху»
Председатель комитета Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарёв, по информации сайта Госдумы, среди важных нововведений, предложенных в поправках, отметил предоставление полицейскому возможности представляться задержанному уже после задержания или ареста:
– При пресечении терактов и в ряде других критических ситуаций, когда счет идет на минуты и секунды, такие полномочия полиции помогут спасти жизнь десяткам, а может быть, и сотням людей, а также усилить защищённость сотрудников правопорядка, закрепить в более чётких и понятных для граждан формулировках порядок их действий.
Виктор Блажеев, ректор ФГБОУ ВО «Московский Государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина» (комментарий дан «Российской газете»):
– Специальная норма статьи 15 со значком 1 посвящена возможности вскрытия транспортного средства. Предусмотрен перечень оснований, в частности, к ним относятся такие основания, которые связаны с совершением административных правонарушений и когда лицо в пьяном состоянии находится за рулем автомобиля и не желает его покидать. Тогда у полиции будет реальная возможность вскрыть транспортное средство и задержать лицо, которое находится в нетрезвом состоянии. И также преступника, который может скрываться на транспортном средстве или находиться в транспортном средстве.
И такие жёсткие меры существуют во многих странах мира – в Соединенных Штатах Америки, в Германии, Южной Корее, Скандинавских государствах.
Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 80-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» (документ не вступил в силу)
6 апреля 2021
Принят Государственной Думой 24 марта 2021 года
Одобрен Советом Федерации 31 марта 2021 года
Внести в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, 3881; N 49, ст. 7020, 7067; 2013, N 14, ст. 1645; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477; 2014, N 6, ст. 559, 566; N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4374; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2017, N 22, ст. 3071; N 31, ст. 4821; N 50, ст. 7562; 2018, N 1, ст. 26; N 11, ст. 1591; N 31, ст. 4857; N 32, ст. 5076, 5125; 2019, N 14, ст. 1461; N 23, ст. 2905; N 40, ст. 5488; N 42, ст. 5802; N 49, ст. 6963; N 52, ст. 7805; 2020, N 6, ст. 591; 2021, N 1, ст. 4, 57; N 9, ст. 1469) следующие изменения:
1) в статье 12:
а) в части 1:
пункт 31 изложить в следующей редакции:
«31) принимать в соответствии с федеральным законом меры по пресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, информировать избирательные комиссии, комиссии референдума о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах; предоставлять по представлениям избирательных комиссий, комиссий референдума (в случае необходимости запрашивать и получать в соответствии с межведомственными соглашениями об обмене информацией) сведения в отношении лиц, выдвинутых кандидатами на выборах, об имевшихся или имеющихся у них судимостях (о фактах их осуждения) с указанием категории преступления, о дате снятия или погашения судимости, о привлечении их к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в отношении лиц, назначаемых членами избирательных комиссий, комиссий референдума, об осуждении и (или) ином факте уголовного преследования с указанием сведений о неснятой или непогашенной судимости, о привлечении их к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах; осуществлять охрану помещений, где хранятся бюллетени для голосования на выборах, референдумах; участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них; оказывать по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума иное содействие в целях обеспечения беспрепятственного осуществления этими комиссиями полномочий, возложенных на них федеральным законом;»;
пункт 39 изложить в следующей редакции:
«39) предоставлять в случаях, предусмотренных федеральным законом, по межведомственным запросам органов государственной власти или органов местного самоуправления содержащуюся в банках данных о гражданах, формирование и ведение которых осуществляется полицией, информацию, которая необходима для составления списков кандидатов в присяжные заседатели либо для предоставления государственной или муниципальной услуги;»;
б) часть 3 дополнить словами «путем издания нормативного правового акта, в том числе совместно либо по согласованию с заинтересованными федеральными государственными органами»;
2) часть 3 статьи 13 дополнить словами «путем издания нормативного правового акта, в том числе совместно либо по согласованию с заинтересованными федеральными государственными органами»;
3) статью 17 дополнить частью 5.4 следующего содержания:
«5.4. Информация, предусмотренная пунктами 2 и 8 части 3 настоящей статьи, предоставляется по запросам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в отношении лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях являются организаторами публичного мероприятия.».
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Москва, Кремль5 апреля 2021 года№ 80-ФЗ
Как расширение полномочий полиции повлияет на жизнь россиян
Разработчики законопроекта отмечают, что внесение поправок в ФЗ «О полиции» позволит сотрудникам полиции работать более качественно и оперативно. При этом данные полицейским полномочия никак не отразятся на жизни законопослушных граждан, их права и свободы не будут затронуты.
Зампред Общественной палаты РФ Владислав Гриб назвал указанные изменения ожидаемыми.
У наших полицейских прав меньше, чем у иностранных коллег, поэтому такие поправки вполне логичны. Даже сотрудники Росгвардии имеют больше полномочий, чем полицейские. Поэтому у всех, кто обеспечивает правопорядок, должны быть равные права, — отметил общественный деятель.
При этом Гриб считает, что применение огнестрельного оружия, вскрытие автомобилей, проникновение в жилье при задержании преступника является стандартом для многих стран. Поэтому внесенные изменения не являются радикальными, а приводятся лишь к общемировым стандартам.
Бывший офицер ФСБ: «Всё не так уж жёстко»
В течение двух десятилетий служивший в госбезопасности подполковник ФСБ, ныне сотрудник администрации города, полагает: в случае принятия поправок к закону «О полиции» злоупотребления сотрудников будут, однако не масштабные, и со временем себя изживут.
– Давайте на минуту вспомним всё, что нам известно о полномочиях органов правопорядка на протяжении хотя бы последних двух веков истории России. Если не вдаваться в подробности, уровень этих полномочий постоянно «плавал» – их то расширяли, то сужали, в зависимости от ситуации в государстве. Даже на минуту невозможно представить себе, например, современного полицейского с правами, что были даны полиции в XIX веке. Но ведь не расстреливали людей на улицах ежедневно, не врывались в дома простых граждан, не останавливали на каждом перекрёстке кареты – хотя право имели. Ведь радикальные революционеры и в царя, и в губернаторов стреляли, бомбами забрасывали, председателя правительства убили. Что сейчас бы происходило, случись такое?
Кто-то скажет: возвращаемся к временам сталинских репрессий. Тоже ерунда. Для подобного возвращения нет идеологической базы. В тридцатых-сороковых расширение прав силовиков оправдывалось необходимостью защиты государства от контрреволюции, ныне всё будет направлено исключительно на предотвращение преступлений.
Нельзя, конечно, не учитывать фактор коррумпированности правоохранительных органов, и ещё – опасность «лишних» людей среди сотрудников. Будут злоупотребления, будут неправомерные действия. Но в масштабах страны такие случаи, я уверен, будут единичными – и со временем сойдут на нет. Не те времена, не то общество, не то государство. Да и сами полицейские уже не те, что были даже десять лет назад.
Смогут ли полицейские вскрывать любой автомобиль?
Нет, в поправках есть только несколько оснований для этого:
- спасение жизни и обеспечение безопасности граждан;
- угроза общественной безопасности при массовых беспорядках и ЧС;
- задержание подозреваемых или обвиняемых;
- угроза теракта;
- задержание граждан, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших преступление;
- пресечение преступления;
- применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если есть основания полагать, что нарушитель находится в состоянии опьянения;
- осмотр автомобиля или груза, если имеется подозрение, что там находятся без спецразрешения предметы, изъятые из гражданского оборота.
Если хозяин машины не присутствовал при этом, его должны проинформировать в срок не позднее 24 часов. Кроме того, полиция обязана обеспечить, чтобы посторонние не проникали в транспортное средство.
Ответственность за вред, причиненный при вскрытии машины, если оно проведено по закону, полицейский не несет.
Ролик “Новый закон О полиции”
Сейчас в государственной думе рассматривается закон о внесении ряда поправок в Федеральный закон РФ «О полиции» и Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». В качестве наглядной иллюстрации приведу только некоторые выдержки.
Док №1
Первое. Проект поправок в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».
Можно не размениваться на такие мелочи данного законопроекта, как «сделка с дьяволом» в новой редакции ст.4.1. Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Теперь это называется «контракт – письменное соглашение органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и лица, добровольно изъявившего желание оказывать ему содействие в решении задач оперативно-розыскной деятельности, о взаимных обязательствах сторон и об условиях конфиденциального сотрудничества». Ключевое слово здесь – добровольно изъявившего желание. Ничего не будем обсуждать, промолчим. Новый закон О полиции заиграет новыми красками.
Второе. А здесь молчать нельзя. В статью 16 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предлагается внести поправку следующего содержания:
«Причинение вреда признается вынужденным, если без такого причинения в конкретных условиях места и времени объективно было невозможно обеспечить защиту личности, общества и государства от преступных посягательств. Вред не может считаться причиненным вынужденно, если он заведомо связан с причинением смерти либо тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека».
В ходе мероприятий по проведению обыска следователь принял решение взломать полы, перед этим случайно разбил дорогой чайный сервиз, гражданин заявил о том, что он не допустить такого беспредела и подошел к шкафу со словами: «Я сам все открою, все отдам, все покажу, только ничего не ломайте». Оперативный сотрудник полиции посчитал, что это может быть уловкой и гражданин собрался достать оружие и причинить всем участникам следственного действия физический ущерб. А дальше уже как получится, вплоть до причинения смерти.
Текст Закона «О полиции»
-
Глава 1. Общие положения
- Статья 1. Назначение полиции
- Статья 2. Основные направления деятельности полиции
- Статья 3. Правовая основа деятельности полиции
- Статья 4. Организация полиции
-
Глава 2. Принципы деятельности полиции
- Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
- Статья 6. Законность
- Статья 7. Беспристрастность
- Статья 8. Открытость и публичность
- Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан
- Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество
- Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем
-
Глава 3. Обязанности и права полиции
- Статья 12. Обязанности полиции
- Статья 13. Права полиции
-
Глава 4. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения
- Статья 14. Задержание
- Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории
- Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов
- Статья 17. Формирование и ведение банков данных о гражданах
-
Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
- Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
- Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
- Статья 20. Применение физической силы
- Статья 21. Применение специальных средств
- Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
- Статья 23. Применение огнестрельного оружия
- Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции
-
Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции
- Статья 25. Сотрудник полиции
- Статья 26. Специальные звания сотрудников полиции
- Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции
- Статья 28. Основные права сотрудника полиции
- Статья 29. Утратила силу.
- Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции
- Статья 30.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
- Статья 31. Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)
- Статья 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию
- Статья 33. Ответственность сотрудника полиции
-
Глава 7. Служба в полиции
- Статья 34. Правовое регулирование службы в полиции
- Статья 35. Утратила силу.
- Статья 36. Утратила силу с 1 января 2012 г.
- Статья 37. Утратила силу с 1 января 2012 г.
- Статья 38. Утратила силу с 1 сентября 2013 г.
- Статья 39. Утратила силу с 1 января 2012 г.
- Статья 40. Утратила силу с 1 января 2012 г.
- Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления
-
Глава 8. Гарантии социальной защиты сотрудника полиции
- Статья 42. Оплата труда сотрудника полиции
- Статья 43. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей
- Статья 44. Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение
- Статья 45. Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обеспечение
- Статья 46. Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции
-
Глава 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции
- Статья 47. Финансовое обеспечение деятельности полиции
- Статья 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции
-
Глава 10. Контроль и надзор за деятельностью полиции
- Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции
- Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции
- Статья 51. Судебный контроль и надзор
- Статья 52. Прокурорский надзор
- Статья 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции
-
Глава 11. Заключительные положения
- Статья 54. Заключительные положения
- Статья 55. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
- Статья 56. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Ещё раз: о чём, собственно, речь?
Предлагается снятие с полицейских обязанности называть гражданам свою должность, звание и фамилию. Кроме того, сотруднику разрешается применить огнестрельное оружие против гражданина, если тот не только приблизится к полицейскому или коснётся его оружия, но и совершит иные действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции.
Дальше. Планируют разрешить полицейским без каких-либо дополнительных санкций входить в квартиры, в дома и на земельные участки для задержания людей, «скрывающихся с места совершения преступления или застигнутых во время его совершения».
Полицейских наделят правом оцеплять или блокировать любые территории по решению руководителей территориальных отделов МВД. Там сотрудники получат беспрепятственную возможность осматривать граждан и транспортные средства, а отказавшихся могут не впустить или не выпустить из оцепления.
Полиция также получит право вскрывать автомобили и другие транспортные средства для задержания фигурантов уголовных дел или проведения осмотра. Вскрыть автомобиль человека, на которого указали потерпевшие или очевидцы. При этом полицейский не несёт ответственность за вред, нанесённый автомобилю.
Существенно: после принятия закон позволит полицейским «не подлежать преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, и в связи с реализацией прав, предоставленных полиции», если эти действия осуществлялись согласно нормативным правовым актам. Этим самым, изменённым и поправленным.
Последние поправки
Любой Федеральный закон, вступивший в официальную юридическую силу на территории современной Российской Федерации, регулярно претерпевает процесс обновления собственного регламента. В действующий нормативно-правовой акт вносится ряд актуализирующих поправок, что необходимо для поддержания легитимности данного документа в постоянно меняющейся экономической и социально-политической обстановке современной Российской Федерации.
Последние поправки в принятый в России закон о полиции внесены 29 июля 2017 года. В качестве изменяющего документа выступил Федеральный закон N 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и статьи 12 и 13 Федерального закона «О полиции». Нормативами, указанными в статье 2 представленного выше правового акта, вносятся следующие изменения в ФЗ-3:
- Предоставляется новая редакция пункта 34 части 1 статьи 12, текст которого гласит, что полицейские сотрудники в числе прочего уполномочены направлять заявления в территориальные налоговые органы в рамках выяснения обстоятельств расследуемого дела;
- Пункт 28 части 1 статьи 13 дополняется следующими словами: «а также в проверках плательщиков и непосредственных страхователей по запросам налоговых органов, либо территориальных органов Фонда социального страхования, на территории Российской Федерации».
Указанные выше изменения актуальны на период ноября 2017 года.
Важные положения Федерального закона о полиции
При детальном изучении регламента Федерального закона № 3 особое внимание следует уделить представленным ниже статьям:
- Статья 11 — определяет нормативы использования научно-технических достижений в сфере полицейских расследований. В частности указывается, что использование новейших технических средств является прямой обязанностью рассматриваемых органов;
- Статья 18 — определяет полномочия полицейских сотрудников в отношении применения физической силы, а также оружия и спецсредств. Указывается, что полицейский обязан пройти соответствующую подготовку перед тем, как ему передадут табельное оружие. Сотрудник, применивший силу или оружие, но не имевший на это конституционного права, призывается к административной или уголовной ответственности — в зависимости от тяжести нанесённого им урона;
-
Статья 19 — устанавливает порядок использования оружия, специальной техники и применения физической силы. В том числе устанавливается, что перед агрессивным действием против нарушителя, полицейский сотрудник обязан предупредить данного гражданина о собственных намерениях. Однако страж порядка уполномочен не выносить предупреждение, если:
- промедление грозит гибелью полицейского;
- могут пострадать граждане.
Если нарушитель в результате действий полицейского получил телесные повреждения средней или высокой тяжести, страж порядка обязан позаботиться о предоставлении ему квалифицированной медицинской помощи и о доставке раненного в медучреждение. В случае, если нарушитель скончался в результате действий полицейского, информация об этом должна быть направлена руководителю отделения в течение 24 часов.
«Мне показалось — и я его застрелил»
Серьезно расширены полномочия полиции по проникновению в транспортные средства. Вскрыть автомобиль полиция сможет, в частности, для спасения жизни и обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и ЧС, а также для задержания подозреваемых или обвиняемых.
Если собственник автомобиля в это время отсутствовал, его должны проинформировать о вскрытии в срок не позднее 24 часов. При этом полиция должна проследить, чтобы в это время посторонние не проникали в транспортное средство.
Полицейские будут вправе вскрыть машину для задержания граждан, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших преступление. Также правоохранители смогут воспользоваться этим полномочием, если есть основания полагать, что нарушитель находится в состоянии опьянения.
Расширен и перечень случаев применения огнестрельного оружия. Сейчас это разрешается делать в 12 случаях, включая защиту себя и граждан от «посягательств», освобождение заложников и отражение групповых нападений. В нынешнем законе оговаривается, что полицейский с «обнаженным оружием» имеет право применять его при попытке приблизиться или прикоснуться к его амуниции.
Думские поправки разрешают применять оружие еще и против граждан, «совершающих иные действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения». Не исключено, что такая размытая формулировка в перспективе позволит полиции стрелять по всему, что расценивается как угроза.
Обсуждаемая полицейская реформа предусматривает не только увеличение срока выхода сотрудников МВД на пенсию и сокращение им заработной платы, но и увольнение многих из них.
На заметку!
По приблизительным подсчетам, рабочее место покинет довольно большое количество полицейских – около 10%.
Если эта реформа будет реализована, она затронет не только обычную и военную полицию, изменения коснутся судебной системы и федеральной службы исполнения наказаний. Государство планирует объединить эти структуры в одну организацию.
Антон Силуанов, возглавляющий Министерство финансов, давал интервью Фонтанке.ру, в котором высказал свое мнение о причине грядущей реформы. Повод он видит в том, что многие сотрудники МВД занимаются не своим делом, поэтому их нужно перераспределить.
Почти такое же объяснение приведено в пояснительной записке, приложенной к закону «О полиции». Если верить этому документу, поправки вводятся, чтобы четче определить, чем должны заниматься сотрудники МВД, расширить круг их прав. Например, по данным «Парламентской газеты», государство планирует разрешить полицейским использовать оружие в определенных случаях.
На заметку!
Кроме того, в записке сказано, что, благодаря внесению изменений в закон, российские граждане смогут быть уверены, что их интересы и права обязательно защитят.
Закон о полиции предложено дополнить новой статьей — «вскрытие транспортного средства».
Полицейским предлагается разрешить вскрывать автомобиль и проникать внутрь, в том числе для спасения жизни граждан или для предотвращения преступления. Это также станет возможно «для обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях».
Перед вскрытием транспортного средства сотрудник полиции должен назватьсвои должность, звание, фамилию и предъявить служебное удостоверение по требованию собственника, иного законного владельца машины или находящихся в ней граждан.
Также полицейский должен предупредить о своем намерении, разъяснить причину и основания вскрытия транспортного средства, а также возникающие в связи с этим права и обязанности граждан. Исключение составят случаи, когда промедление создает угрозу жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан.
«Не позднее 24 часов с момента вскрытия информируется собственник транспортного средства, если такое вскрытие было осуществлено в его отсутствие», следует из поправок.
В проекте статьи есть пункт, согласно которому «сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при вскрытии транспортного средства», если данная мера применялась на законных основаниях.
Кроме того, предлагается предоставить полиции право «обозначать доступными средствами, в том числе визуальными», место проведения публичных массовых мероприятий. Сотрудники полиции смогут также «осуществлять временное ограждение указанных мест и объектов», предусматривает проект закона.