Закон «о полиции» 2021
Содержание:
Изменения закона
Из явных изменений Закона стала реформа из милиции в полицию. В связи с этим, в 2011 году проведена внеочередная переаттестация всех сотрудников внутренних дел. Сотрудники МВД, отказавшиеся от прохождения переаттестации либо её не сдавшие, были уволены с государственной службы. Также были активные попытки препятствовать продвижению закона в частности относительно переименования милиции, однако закон всё же был принят в первоначальном смысле и уже более четырёх лет новых нареканий относительно переименования не вызывает.
В 2015 году в Государственную Думу был внесён законопроект, вызвавший широкий резонанс.
Законопроект с одной стороны очень сильно урезает права обычных граждан, а с другой — предлагает наделить сотрудников правоохранительных органов значительными полномочиями.
Первое изменение — предложение исключить норму относительно того, что полиция должна обеспечить доверие граждан и общества к себе и заменить её на другую, суть которой заключается в том, что полиция опирается на поддержку граждан, то есть ввести так называемую «презумпцию доверия». Данный пункт правозащитники не одобряют по той причине, что уровень доверия в нашей стране к органам полиции находится на низком уровне, а вследствие принятия нормы возможно даже определённое наказание за невыявление доверия, из-за чего могут пострадать многие сознательные граждане.
Стороны же, продвигающие данный проект, наоборот утверждают, что полиция является представителем государства, поэтому поддержка граждан должна быть заложена изначально.
Изменения коснулись и применения оружия полицией. Предлагается разрешить открывать огонь в несовершеннолетних, женщин, инвалидов (на сегодня это запрещено). Исключение предлагается оставить только женщинам с явными признаками беременности.
Законопроект предлагает больше не предоставлять защиту гражданам, если те обращаются к сотрудникам полиции без предъявления документов.
Ещё одно резонансное нововведение, которое планируется ввести — это изменения правил досмотра граждан, личных вещей либо транспорта. Если сейчас сотрудник полиции правомочен проводить данную процедуру только при наличии конкретных данных о наличии состава правонарушения, то в будущем предлагается проводить досмотр и обыск уже при подозрении в правонарушении.
Хоть проект ещё не был рассмотрен, в случае принятия каждому гражданину следует ознакомиться с изменениями, чтобы не оказаться в неудобной ситуации.
Поскольку полиция является государственным правоохранительным органом, вследствие чего мы часто пересекаемся с ним в повседневной жизни, знание закона «О полиции» может пригодиться каждому.
Последние поправки
Любой Федеральный закон, вступивший в официальную юридическую силу на территории современной Российской Федерации, регулярно претерпевает процесс обновления собственного регламента. В действующий нормативно-правовой акт вносится ряд актуализирующих поправок, что необходимо для поддержания легитимности данного документа в постоянно меняющейся экономической и социально-политической обстановке современной Российской Федерации.
Последние поправки в принятый в России закон о полиции внесены 29 июля 2017 года. В качестве изменяющего документа выступил Федеральный закон N 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и статьи 12 и 13 Федерального закона «О полиции». Нормативами, указанными в статье 2 представленного выше правового акта, вносятся следующие изменения в ФЗ-3:
- Предоставляется новая редакция пункта 34 части 1 статьи 12, текст которого гласит, что полицейские сотрудники в числе прочего уполномочены направлять заявления в территориальные налоговые органы в рамках выяснения обстоятельств расследуемого дела;
- Пункт 28 части 1 статьи 13 дополняется следующими словами: «а также в проверках плательщиков и непосредственных страхователей по запросам налоговых органов, либо территориальных органов Фонда социального страхования, на территории Российской Федерации».
Указанные выше изменения актуальны на период ноября 2017 года.
Важные положения Федерального закона о полиции
При детальном изучении регламента Федерального закона № 3 особое внимание следует уделить представленным ниже статьям:
- Статья 11 — определяет нормативы использования научно-технических достижений в сфере полицейских расследований. В частности указывается, что использование новейших технических средств является прямой обязанностью рассматриваемых органов;
- Статья 18 — определяет полномочия полицейских сотрудников в отношении применения физической силы, а также оружия и спецсредств. Указывается, что полицейский обязан пройти соответствующую подготовку перед тем, как ему передадут табельное оружие. Сотрудник, применивший силу или оружие, но не имевший на это конституционного права, призывается к административной или уголовной ответственности — в зависимости от тяжести нанесённого им урона;
-
Статья 19 — устанавливает порядок использования оружия, специальной техники и применения физической силы. В том числе устанавливается, что перед агрессивным действием против нарушителя, полицейский сотрудник обязан предупредить данного гражданина о собственных намерениях. Однако страж порядка уполномочен не выносить предупреждение, если:
- промедление грозит гибелью полицейского;
- могут пострадать граждане.
Если нарушитель в результате действий полицейского получил телесные повреждения средней или высокой тяжести, страж порядка обязан позаботиться о предоставлении ему квалифицированной медицинской помощи и о доставке раненного в медучреждение. В случае, если нарушитель скончался в результате действий полицейского, информация об этом должна быть направлена руководителю отделения в течение 24 часов.
Ролик “Новый закон О полиции”
Сейчас в государственной думе рассматривается закон о внесении ряда поправок в Федеральный закон РФ «О полиции» и Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». В качестве наглядной иллюстрации приведу только некоторые выдержки.
Док №1
Первое. Проект поправок в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».
Можно не размениваться на такие мелочи данного законопроекта, как «сделка с дьяволом» в новой редакции ст.4.1. Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Теперь это называется «контракт – письменное соглашение органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и лица, добровольно изъявившего желание оказывать ему содействие в решении задач оперативно-розыскной деятельности, о взаимных обязательствах сторон и об условиях конфиденциального сотрудничества». Ключевое слово здесь – добровольно изъявившего желание. Ничего не будем обсуждать, промолчим. Новый закон О полиции заиграет новыми красками.
Второе. А здесь молчать нельзя. В статью 16 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предлагается внести поправку следующего содержания:
«Причинение вреда признается вынужденным, если без такого причинения в конкретных условиях места и времени объективно было невозможно обеспечить защиту личности, общества и государства от преступных посягательств. Вред не может считаться причиненным вынужденно, если он заведомо связан с причинением смерти либо тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека».
В ходе мероприятий по проведению обыска следователь принял решение взломать полы, перед этим случайно разбил дорогой чайный сервиз, гражданин заявил о том, что он не допустить такого беспредела и подошел к шкафу со словами: «Я сам все открою, все отдам, все покажу, только ничего не ломайте». Оперативный сотрудник полиции посчитал, что это может быть уловкой и гражданин собрался достать оружие и причинить всем участникам следственного действия физический ущерб. А дальше уже как получится, вплоть до причинения смерти.
Текст Закона «О полиции»
-
Глава 1. Общие положения
- Статья 1. Назначение полиции
- Статья 2. Основные направления деятельности полиции
- Статья 3. Правовая основа деятельности полиции
- Статья 4. Организация полиции
-
Глава 2. Принципы деятельности полиции
- Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
- Статья 6. Законность
- Статья 7. Беспристрастность
- Статья 8. Открытость и публичность
- Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан
- Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество
- Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем
-
Глава 3. Обязанности и права полиции
- Статья 12. Обязанности полиции
- Статья 13. Права полиции
-
Глава 4. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения
- Статья 14. Задержание
- Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории
- Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов
- Статья 17. Формирование и ведение банков данных о гражданах
-
Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
- Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
- Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
- Статья 20. Применение физической силы
- Статья 21. Применение специальных средств
- Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
- Статья 23. Применение огнестрельного оружия
- Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции
-
Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции
- Статья 25. Сотрудник полиции
- Статья 26. Специальные звания сотрудников полиции
- Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции
- Статья 28. Основные права сотрудника полиции
- Статья 29. Утратила силу.
- Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции
- Статья 30.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
- Статья 31. Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)
- Статья 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию
- Статья 33. Ответственность сотрудника полиции
-
Глава 7. Служба в полиции
- Статья 34. Правовое регулирование службы в полиции
- Статья 35. Утратила силу.
- Статья 36. Утратила силу с 1 января 2012 г.
- Статья 37. Утратила силу с 1 января 2012 г.
- Статья 38. Утратила силу с 1 сентября 2013 г.
- Статья 39. Утратила силу с 1 января 2012 г.
- Статья 40. Утратила силу с 1 января 2012 г.
- Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления
-
Глава 8. Гарантии социальной защиты сотрудника полиции
- Статья 42. Оплата труда сотрудника полиции
- Статья 43. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей
- Статья 44. Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение
- Статья 45. Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обеспечение
- Статья 46. Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции
-
Глава 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции
- Статья 47. Финансовое обеспечение деятельности полиции
- Статья 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции
-
Глава 10. Контроль и надзор за деятельностью полиции
- Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции
- Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции
- Статья 51. Судебный контроль и надзор
- Статья 52. Прокурорский надзор
- Статья 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции
-
Глава 11. Заключительные положения
- Статья 54. Заключительные положения
- Статья 55. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
- Статья 56. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Новый ФЗ о полиции 2018 – запланированные изменения
Внесённый в Государственную Думу законопроект о необходимости изменений действующего ФЗ о полиции вызвал большой резонанс в обществе. В этом документе предлагалось значительно расширить полномочия полицейских в следующих направлениях:
- осмотр личных вещей и транспортных средств;
- проведение обысков;
- применение оружия;
- получение от общества презумпции доверия
В случае принятия обозначенных в новом законе изменений права простых граждан могут пострадать, а сами полицейские получить широкие полномочия для применения спецсредств и физической силы. Поэтому, по мнению правозащитников, такие положения станут признаком отхода законодательной системы от принципов правового государства.
Что в Кодексе этики полицейских на эту тему?
Новый закон О полиции
П.5.8 проекта Кодекса говорит о необходимости «проявлении сочувствия к потерпевшему». Нам нужна помощь, но пока предлагают «сочувствие».
Может это только первый этап чуткого помощи потерпевшим от преступлений? Читаем дальше…
П. 5.9.1. проекта Кодекса: «Проявлять готовность к оказанию помощи пострадавшим». Вот и все, достаточно проявить готовность к оказанию помощи, о самой помощи речи нет.
Следующий пункт (п.5.9.2.) Кодекса этики полицейских, словно в издевке, призывает последних «Быть нетерпимыми к утрате бдительности». Прямо просится вывод о прямой взаимосвязи этого пункта с более ранними. ДА, нельзя полицейскому потерять бдительность при проявлении сочувствия и готовности к оказанию помощи потерпевшему от преступлений, а то подумают еще чего…
П.5.10 Кодекса этики полицейских рассказывает нам о поведении полицейских при инспектировании, контрольных проверках и целевых выездах. Вот, что это за формулировка «целевые выезды» – корпоратив, пикник.
П.5.10.2. «Воздерживаться от угощений, подарков, предлагаемых в ходе проверки, недопустимых знаков внимания».
Обратите внимание – «воздерживаться от угощений…» и прочее, то есть в принципе можно (вообще в новом законе О полиции много таких ляпов). Да, конечно, соблюдать культуру речи, точно передавать мысли, придерживаться речевых норм, воздерживаться от нецензурной брани и жаргона
Знакомое слово «воздерживаться»
Да, конечно, соблюдать культуру речи, точно передавать мысли, придерживаться речевых норм, воздерживаться от нецензурной брани и жаргона. Знакомое слово «воздерживаться».
Не допускать –«воздерживаться» – от пренебрежительных отзывов о работе коллег. Ну вот у полковника Захарченко в доме нашли немного денег, миллиард – другой. Вот какие отзывы можно получить по этому поводу. Читаем Кодекс – исключительно положительные и это приказ.
П.7 Кодекса полицейской этики сообщает нам о недопустимости для сотрудника полиции «поспешности в принятии решений».
Да они издеваются! Некоторые уголовные дела возбуждаются через несколько лет, само уголовное расследование идет год-два. И в этих условиях полицейским дают дополнительную возможность «не спешить».
Небольшое сравнение с Европейский кодексом полицейской этики:
- Сотрудники полиции подпадают под действие тех же законов, что и обычные граждане.
- Сотрудники полиции на всех должностных уровнях должны лично отвечать за свои действия, бездействия.
- Полиция должна обеспечивать жертвам преступности необходимую поддержку, помощь и информацию без какой бы то ни было дискриминации.
Европейский кодекс не призывает полицейских воздерживаться от угощений, проявлять сочувствие или готовность. «Делайте свое дело и будьте людьми» — вот девиз Европейского кодекса полицейских. Вот и мы все ждём, что новый закон О полиции (как и сама полиция) будет стремиться к этому.
Мелихов Андрей Валерьевич.
Заведующий Адвокатской конторой №22 «Магнат»