Чем отличается тендер от аукциона

Содержание:

Различия аукциона и конкурсных торгов

Главное отличие аукциона от тендера заключается в цели проведения торгов. Организаторы аукционов желают реализовать имеющуюся продукцию как можно дороже. Если в качестве организатора выступает компания-заказчик, цель данного мероприятия — получить наиболее выгодную цену. Организация конкурсных торгов подразумевает желание получить наиболее выгодное предложение, связанное с выполнением условий конкурса

Важно обратить внимание на то, что имеются отличия, связанные с предметом торгов. Аукционы проводятся с целью реализации недвижимого или движимого имущества, а тендеры, в целях реализации продукции или услуг

Также имеются различия в самом процессе и результате данных видов мероприятий. Для участия в аукционе претенденты должны пройти процедуру регистрации и сделать свою ставку. После оплаты ставки, имущество передается победителю аукциона. Для того чтобы стать участником конкурса, претенденту необходимо собрать пакет необходимых документов, после чего передать свою заявку организаторам тендера. Далее специальной комиссией определяется самое выгодное из предложений.

Различия между аукционом и конкурсом:

  1. Форма мероприятия. Конкурсные торги подразумевают длительный отрезок времени, на протяжении которого будут рассматриваться и детально анализироваться предложения претендентов. Аукцион проводится в сжатые сроки, а победителем торгов объявляется та компания, что предложила самую высокую цену за продукцию организатора.
  2. Цель проведения торгов. Задачей аукциона является реализация товарно-материальных ценностей по высокой цене. Целью конкурсных торгов является приобретение товара или услуги на выгодных условиях.
  3. Предмет торга. Чаще всего объектом тендера является выполнение определенных услуг. Предметом торга аукционов, как правило, является недвижимость или движимое имущество.
  4. Результат. Победителем аукциона становится тот претендент, что предлагает наиболее высокую цену за выставленный лот. В конкурсных торгах побеждают те участники, чьи условия считаются более выгодными для организаторов мероприятия.

Как поставщики узнают о закрытых закупках?

Заказчик проводит исследование рынка и определяет, какие организации удовлетворяют его требованиям. В рамках государственного заказа обязательным является наличие лицензии ФСБ.

Заказчик сам оповещает поставщиков, которыми заинтересовался, о проведении закупки. Остальные участники узнают о проведении закрытой процедуры при публикации извещения о ней в ЕИС. На практике чаще всего работа ведется с поставщиками, с которыми в прошлом был положительный опыт.

Заказчики по 223-ФЗ может воспользоваться своим правом провести предквалификационный отбор. Победитель определяется среди тех, кто этот отбор прошел.

Что такое тендерные торги

Термин «тендер» следует трактовать как «предложение». Суть данного мероприятия довольно проста. Заказчик, выступающий в качестве организатора конкурса, подготавливает заказ на приобретение продукции или оказание услуг, формулирует условия соглашения и объявляет о необходимых документах от претендентов. Компании, желающие получить заказ должны в установленные сроки подать соответствующую заявку и подготовить свое предложение.

Довольно часто рассматриваемое понятие используется в отношении различных конкурсных мероприятий и аукционов. Также следует отметить, что довольно часто тендером именуется процедура запроса предложений или котировок. На территории РФ проводятся два типа торгов: закрытые и открытые. Сама процедура может осуществляться в несколько этапов и иметь конкурсную или аукционную основу

Важно обратить внимание на то, что подобные мероприятия, связанные с государственными заказами, проводятся только одним этапом

Согласно действующему Федеральному Закону, существуют методы закупок, что не относятся к торгам. Одним из таких методов является запрос ценовых котировок. Использовать подобный метод разрешается только в том случае, когда общая сумма заказа не превышает 500 000 рублей. Так в данном законе имеются особые условия, связанные закупкой продукции у единого поставщика.

Закрытый двухэтапный конкурс. Этапы двухэтапного конкурса.

Закрытый двухэтапный конкурс – это конкурентный способ закупки имеющий этапы проведения. Закрытый двухэтапный конкурс это тот же открытый двухэтапного конкурса. Разница лишь в том, что он организовывается с участием лишь тех претендентов, которые были приглашены заказчиком, т.е. есть ограничение привлеченных участников. Он проводится в два этапа, причем претенденты могут принимать участие не во всех этапах двухэтапного конкурса. После прохождения первого этапа они вправе не продолжать участие и могут не подавать предложения на следующий этап. Сведения о предмете закупке, сроках его проведения и прочее предается ограниченному кругу претендентов, обратившихся за получением копий документации по закупки. Сроки ее предоставления соответствуют срокам, которые установлены для проведения закрытого конкурса.

 
Выбирая данный способ закупки, заказчик должен руководствоваться статьей 57 закона 44-ФЗ и соблюдать единовременно выполнение двух требований, а именно:
 
первое-цель закупки заключить контракт на осуществление научных экспериментов и исследований, проектных работ, к которым относиться, архитектурно-строительное проектирование, либо обеспечение инновационной и высокотехнологичной продукцией, либо в целях создания объекта интеллектуальной деятельности (например, произведения искусства) или требуется заключение договора, на энергосберегающие технологии, позволяющие экономить эксплуатационные расходы, повышая тем самым энергоэффективности и вводя технологий, обеспечивающие энергосбережение.
второе-по предмету закупки требуется проведение обсуждений его характеристик с потенциальными участниками при проведении этого закрытого конкурса.
 
 
В первом этапе закрытого двухэтапного конкурса подаются заявки на участие без ценового предложения. Обеспечение заявки на участие на данном этапе не требуется. После рассмотрения заявок на участие в закрытом конкурсе, второй этап это предоставление заявки уже с ценовым предложением.
 
По результатам рассмотрения предложений полученных во втором этапе двухэтапного конкурса будет определен победитель, который предложил оптимальные условия.
 
На первом этапе закрытого двухэтапного конкурса члены конкурсной комиссии обсуждают предложения, поданные в заявках на участие каждого из претендентов, предоставляя одинаковые возможности в таких обсуждениях всем.
 
Переходя ко второму этапу закрытого двухэтапного конкурса члены комиссии заказчика, предлагают претендентам объявить окончательное предложение, в котором будут содержаться результаты уточнения после обсуждений на первом этапе и будет указана цена с учетом всех затрат. На этом этапе проведения закрытого конкурса заказчик может запросить обеспечение заявок у участников, перешедших на данный этап. После прохождения всех этапов двухэтапного конкурса и рассмотрения заявок, оформляется и подписывается членами комиссии протокол подведения итогов в двух экземплярах и в течение одного рабочего дня с момента его подписания направляется в ФАС России. Копии данных протоколов также направляются сторонам принимавшим участие в процедуре. 
 
  

Случаи проведения

Проведение закупки в закрытой форме является исключением, поскольку основным принципом, согласно закону 223-ФЗ, является информационная открытость закупочной деятельности заказчиков.

Случаи выбора закрытых способов строго определены законом:

  • сведения, содержащиеся в документах закупки, составляют гостайну;
  • Правительством РФ или координационным советом Правительства РФ определена необходимость проведения конкретной закупки в закрытой форме (ч. 2 ст. 3.1; ч. 16 ст. 4);
  • ТРУ попали в перечень, утвержденный правительством, — ч. 16 ст. 4 (отдельные виды ТРУ в сфере атомной энергетики, космической деятельности, услуги по перевозке опасных грузов и др.);
  • закупаемые товары относятся к перечню продукции машиностроения, составленному координационным советом Правительства РФ (п. 3 ч. 8 ст. 3.1).

Когда применяются

  1. Закупки, содержащие государственную тайну, при одном из условий:
    • заказ для федеральных нужд;
    • сведения о гостайне содержатся в документации или контракте.
  2. Страхование, транспортировка и охрана предметов:
    • ценности госфонда драгоценных металлов и камней РФ;
    • музейные предметы и коллекции, ценные издания, рукописи, архивные документы, имеющие историческое, художественное, культурное значение и передаваемые или принимаемые заказчиками от физических или юридических лиц.
  3. Закупки для обеспечения деятельности судей, судебных приставов:
    • уборка помещений;
    • услуги водителей.

По этому основанию закупаются подведомственные этим органам власти учреждения и унитарные предприятия.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .

Как согласовать закрытый аукцион

Проведение закрытых процедур нужно в обязательном порядке согласовать с ФАС. Это правило обязательно для всех, кроме заказчиков, относящихся к сфере обороны и безопасности (ч. 3 ст. 84 Закона N 44-ФЗ, п. 1 Положения о ФАС России).

Для этого в произвольной форме составьте обращение и приложите к нему:

  • техническое задание или иное описание объекта закупки с указанием количества, цены и источника финансирования;
  • перечень участников аукциона, которых планируете пригласить, и обоснование их количества, а также требования к таким участникам. Указанный перечень и требования прикладывать не надо, если проводите закрытый аукцион с размещением извещения в ЕИС;
  • обоснование того, что закупка в целом засекречена или что сведения в документации, проекте контракта содержат гостайну, в зависимости от вашего случая.

Такой Порядок согласования утвержден Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 N 189.

Направьте обращение в ФАС. Учтите, если обращение содержит секретную информацию, его нужно направлять с соблюдением требований законодательства о государственной тайне.

Как выбрать

При планировании закупок на следующий год нужно помнить о приоритетах. С 1 июля 2019 года по умолчанию нужно будет проводить одну из электронных процедур. Бумажные можно будет объявлять только при наличии указанных выше оснований.

Если НМЦК менее 500 млн рублей, а из критериев оценки важна только цена, можно провести запрос котировок в электронной форме. Если товар входит в аукционный перечень, объявляется аукцион. В отдельных случаях подойдет запрос предложений в электронной форме (например, при закупке медпрепаратов или спортивного инвентаря). Приоритетным же способом является электроггый конкурс.

Основные критерии выбора процедуры — в следующей таблице.

Таблица. Способы определения поставщика по 44-ФЗ и их выбор

Способ В каких случаях применяется Особенности
Конкурс

(в электронной и бумажной форме)

Если победителя нужно выбрать по нескольким критериям Приоритетный способ закупки. Может быть открытый, закрытый, с ограниченным участием, двухэтапный
Электронный аукцион При выборе победителя важна только цена. Заказчик обязан проводить аукционы при закупках из перечня распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р НМЦК снижается на
шаг аукциона. Участники заявляют о своем намерении исполнить
договор по более низкой цене
Запроскотировок (в электронной и бумажной форме) Если победителя выбирают по одному критерию — цене договора, а НМЦК не превышает 500 тыс. рублей Объем закупок путем запроса
котировок не может быть больше
10% от общего и не должен
превышать 100 млн рублей
Запроспредложений (в электронной и бумажной форме) В установленных в ст. 83 44-ФЗ случаях (при закупках спортинвентаря, лекарственных препаратов, а также если повторно проведенный конкурс признали несостоявшимся) Победителем признается
участник, направивший
окончательное предложение,
которое наилучшим образом
соответствует требованиям
заказчика
Закупка уединственногопоставщика (в бумажной форме) По основаниям из статьи 93 закона 44-ФЗ Способы:

  • направить предложение
    заключить договор одному
    участнику;
  • принять предложение
    об условиях договора
    только от одного
    участника

Условий много, а ошибаться нельзя. В противном случае должностное лицо заказчика может быть оштрафовано по статье 7.29 КоАП на 30 000 рублей. Если же нужно было провести конкурс или аукцион, а был выбран иной способ закупки, то штраф составит 50 000 рублей.

Тендер с ограниченным участием

Помимо двух предыдущих способов проведения торгов, существует и такой, который несколько совмещает в себе их оба, – тендер с ограниченным участием исполнителей.

Такой способ проведения закупок проводят тогда, когда число участников не определено точно, но ограничено каким-либо условием, например страной-исполнителем или определенными допусками к работе. Также это могут быть специальные высокотехнологические работы, которые носят достаточно сложный характер выполнения. Поэтому заказчик может предлагать участие в торгах лишь некоторым компаниям. Другие организации, которым не выслали специального приглашения для участия в тендере, не могут подавать заявки для торгов.

Запрос котировок (ЗК)

Запрос котировок относится к конкурентному способу выявления исполнителя, для осуществления закупок до 500 00 рублей. Информация о запросе котировок доступна для неограниченного круга заинтересованных лиц. Определяющим критерием для выявления победителя служит низкая цена, при соблюдении требований к оформлению тендерной заявки. Обеспечение заявки является необязательным. Такой способ закупок максимально упрощен и позволяет заказчику определить победителя и заключить контракт в короткие сроки.

Котировочная заявка подается исполнителем единожды, но предполагает внесение изменений или отзыв заявки в случае корректировки заказчиком извещения. Протокол запроса котировок общедоступный, составляется в двух экземплярах и подписывается участниками комиссии.

Кем подается заявка на участие, кто присутствует на процедуре проведения аукциона

Положения ст. 90 закона № ФЗ-44 предусматривают 3 вида лиц, принимающих участие в закрытом аукционе:

  1. Заказчик, которым на основании ст. 3 закона № 44-ФЗ может быть МУП, ГУП, казенное или бюджетное учреждение, публично-правовой орган, некоторые государственные корпорации и др. организации.
  2. Аукционная комиссия, состав (вместе с председателем) и порядок действия которой на основании ст. 39 закона № 44-ФЗ определяется заказчиком. Членов комиссии может быть 5 и более, при этом запрещено включение в состав лиц, участвующих в оценке документации, а также тех, чье участие приведет к конфликту интересов.
  3. Участники аукциона либо замещающие их представители. При использовании закрытого способа определения исполнителя заказчик самостоятельно определяет кандидатуры, которые могут стать участниками.

Лицо, не имеющее персонального приглашения к участию в аукционе, не признается участником. Однако и не все из приглашенных лиц допускаются до торгов, поскольку после получения приглашения и направления ответной заявки потенциальный участник подвергается проверке со стороны аукционной комиссии. В некоторых случаях определяется соответствие приглашенных лиц дополнительным требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Процесс проведения

Порядок проведения закрытого аукциона по ФЗ №44 считается не слишком сложным. Он заключается в следующих этапах:

  • определяются основания и необходимость в проведении таких закупок;
  • согласовывается будущий аукцион с представителями исполнительной власти;
  • производится описание предмета закупки;
  • составляется список участников, которые могут выступать поставщиками или исполнителями, для чего заранее разрабатываются соответствующие критерии и требования;
  • выбирается победитель, с которым заключается контракт.

Особенностью закрытого аукциона по ФЗ №44 является то, что он может проводиться в электронном виде. Все заявки, поданные участниками, рассматриваются в течение одного этапа, причем его длительность не должна превышать 10 дней. Победитель такого аукциона не может подавать протокол разногласий к договору.

Выдержки из закона

В две тысячи пятом году было выпущено постановление, связанное с размещением заказов на поставку товарно-материальных ценностей и выполнение услуг для государственных учреждений. Согласно данному закону организации, выступающие в качестве заказчиков и исполнителей, должны соблюдать ряд определенных требований. Помимо этого, появился строгий регламент, регулирующий процедуру проведения торгов на просторах интернета.

Важно сделать акцент на том, что слово «тендер» отсутствует в Федеральном Законе. Это можно объяснить тем, что данный термин позаимствован из английского языка и не раскрывает свое истинное значение

Именно поэтому, это слово заменяется словосочетанием «открытый конкурс». Помимо этого, Федеральным Законом дается определение таким процедурам, как запрос котировок, электронный аукцион и биржевые торги.

Во время проведения тендерного мероприятия заказчик выдвигает четкие требования к конкурсантам

В две тысячи седьмом году, рассматриваемый Закон был изменен. Новое законодательство принесло реформы в процесс подачи заказов от государственных организаций, а также был увеличен список требований к процедуре закупки у единого поставщика. Изменения коснулись и временных промежутков, требующихся для выполнения обязательств каждой из сторон.

На сегодняшний день на территории РФ, проводятся два типа мероприятий, связанных с государственными заказами:

  • конкурсы;
  • аукционы.

Каждый из этих методов торгов подразделяется на открытую и закрытую форму мероприятия.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопросы, касающихся всех аспектов торгов по банкротству, далее.

Какое имущество банкротов и должников можно купить на торгах

На аукционных торгах по банкротству можно приобрести практически любое имущество:

  • имущественные комплексы коммерческих и производственных предприятий — цеха, склады, подъездные жд/пути, земельные участки и права на их использование;
  • если речь идет о с/х предприятиях, агрохолдингах, земельные участки или здания ферм, выращенный урожай, стадо коров и т. п.;
  • транспортное и технологическое оборудование;
  • ценные бумаги, акции, облигации, векселя и прочие финансовые активы, имеющие свойства товарораспорядительных документов — коносаменты, складские накладные, таможенные расписки и пр.;
  • авторские права, франшизы, лицензии и прочие виды собственности, подпадающие под определение нематериальных;
  • офисное оборудование;
  • жилые и офисные помещения, дома, коттеджи, дачные домики и земельные участки, а также разрешения на строительство и права долгосрочной аренды;
  • личные, бытовые вещи должника банкрота;
  • катера, яхты, личные самолеты;
  • готовая продукция, полуфабрикаты, сырье и прочие складские запасы.

Сроки проведения аукционов

Срок проведения аукционов по банкротству определяется только решением арбитражного управляющего и расписанием торгов соответствующей ЭТП. Аукцион проводится в течение одного рабочего дня, согласно существующему режиму работы торговой площадки.

Как определяется победитель

Победителем аукциона является тот участник торгов, который предложит наибольшую цену по торгуемому имущественному лоту. Также иногда в части определения победителя аукциона могут быть указаны сопутствующие условия, например, наличие лицензии на право обладания таким имуществом.

Как осмотреть выставленное на торги имущество

Аукционная торговая площадка обязана обеспечить полный информационный доступ к имущественным лотам. Это необходимо, чтобы любой зарегистрированный участник аукциона мог предварительно ознакомиться с имуществом, выставленным на торги.

На практике это выглядит так: в определенное время производится осмотр объекта по согласованию между аукционной администрацией и участниками торгов.

Чем заканчивается аукцион, может ли победитель не выкупать лот

Если по итогам аукциона по банкротству имущество по выигранному лоту не выкупается победителем, то реализуется два сценария.

  1. Если участник-победитель намерен все же его выкупать за счет кредита, то подписывается соответствующее соглашение.
  2. Если же участник не имеет возможности или намерения выкупать выигранный лот, то в счет ЭТП удерживается вся сумма внесенного участником залогового депозита.

Проверка недвижимости на все основные виды обременений

При продаже через аукционы объектов как коммерческой, так и жилой недвижимости, существует распределение ответственности за предоставление полной и объективной информации о правовом статусе предложенных к торгам лотов.

Проверка объекта недвижимости осуществляется еще на стадии конкурсного производства, когда производится опись имущества должника-банкрота судебными органами.

Однако на практике арбитражные суды, конкурсный управляющий лишь занимаются проверкой существующих документов на недвижимость, какие существуют обременения по ней только на момент банкротства.

Проверка автотранспорта на угон, количество владельцев, участие в ДТП и др.

Вопросами проверки, технического состояния автотранспорта и другой техники, выставляемой на аукционные торги по банкротству, занимаются привлекаемые ЭТП эксперты.

Однако на стадии подготовки к торгам любой участник аукциона может получить всю необходимую информацию по автотранспорту самостоятельно. Для этого администрация ЭТП должна обеспечить равный доступ ко всем документам на технику.

Где найти деньги для участия в аукционах по банкротству.

Чтобы участвовать в аукционных торгах по банкротству, необходимо до их начала внести соответствующий залог или гарантийное обеспечение на счет ЭТП. Кроме этого, в случае успеха на торгах новый владелец имущества обязан его выкупить полностью в оговоренный срок.

С чего начать обучение торгам.

Сейчас на ресурсах есть готовые обучающие видео, семинары, посвящающие во все тонкости техники работы через аукционы.

Кроме этого, начать знакомство с аукционами можно с изучения всей информации, находящейся на ЭТП: методические руководства и инструкции того, как проводятся торги, что для этого нужно, нормативная база. Заодно можно изучить формат услуг конкретной торговой площадки, подготовиться к регистрации на ней, подобрать необходимые документы.

Закупка у единственного поставщика (ЕП)

Закупка у единственного поставщика относится к неконкурентному способу определения исполнителя и осуществляется без проведения формальной процедуры торгов. Такая закупка привлекают заказчиков простотой и скоростью проведения. Может реализовываться: при направлении заказчиком предложения единственному исполнителю заключить контракт или принятии предложения от поставщика на оформление контракта.

Законом закреплен перечень случаев для осуществления закупки у единственного поставщика. Заказчик обязан предоставить документ, обосновывающий невозможность осуществить закупку посредством конкурентных торгов.

К недостаткам можно отнести: минимальное снижение цены, вследствие отсутствия конкуренции и более пристальное внимание контролирующих органов

Заключение контракта с победителем

На основании содержания заявок определяется победитель аукциона. Для этого оцениваются все имеющиеся предложения в документации. Решение обязательно протоколируется, после чего в течение трех дней отправляется контракт выбранному участнику для подписания.

Цена договора не должна быть больше, чем сумма, содержащаяся в отправленной участникам документации. Оформляется договор в течение 20 дней. Заказчик должен получить от выбранного победителя:

  • обеспечение;
  • подписанный договор;
  • лицензии и разрешения на деятельность.

Информация о полученной банковской гарантии вносится в специальный реестр. Если победитель по разным причинам уклоняется от заключения соглашения, то передается договор другому участнику. Для этого учитывается специальный рейтинг оценок.

На участника, отказавшегося от заключения договора, может быть подан иск в суд с требованием выплатить компенсацию. Дополнительно сведения о компании направляются в ФАС РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector