Квотирование закупок по закону №223-фз (разбор постановления №2013 и практика применения)

Алгоритм проведения электронного конкурса

  1. Заказчик и оператор обмениваются документами. Оператор сопоставляет ценовые предложения.
  2. Оператор передает вторые части заявок заказчику.
  3. Заказчик рассматривает заявки, ранжирует их и составляет протокол.

Возможны пять дополнительных этапов. На практике их невозможно применить одновременно, потому что законодатель ограничивает одновременное применение первого и второго этапа, и некоторые этапы взаимоисключают друг друга при проведении конкурса.

Возможные дополнительные этапы:

  • Обсуждение с участниками закупки функциональных и качественных характеристик и условий поставки на этапе подачи заявок или в самих заявках.
  • Рассмотрение и оценка окончательных предложений.
  • Квалификационный отбор и сопоставление дополнительных ценовых предложений.

Спецсчета

Применение спецсчета в закупках — новшество и для торгов по 223-ФЗ, и для государственных закупок. На следующей схеме показано, в каких случаях они применяются.

Закупки по 44-ФЗ Закупки по 223-ФЗ для МСП Закупки по 223-ФЗ (прочие)
Применяются, если установлено обеспечение заявки Не применяются

В обычных закупках по 223-ФЗ, которые проводятся не на площадках из закрытого перечня, применять спецсчета для обеспечения заявки не нужно. А вот в торгах для МСП обеспечение должно блокироваться на специальном счете в обязательном порядке, если оно установлено. Если у поставщика нет спецсчета, то принять участие в закупке с обеспечением он не сможет.

Если проводится закупка без обеспечения, то для участия в ней наличие спецсчета необязательно. Таким образом, если организация или ИП участвует только в недорогих закупках по 223-ФЗ, то и спецсчет ему не нужен.

В более дорогих закупках заказчик может установить обеспечение, но если процедура проводится для МСП, то его размер не должен превышать 2% от начальной цены договора.

Уполномоченные банки

Специальный счет открывается уполномоченным банком и представляет собой, по сути, обычный счет, к которому составлено дополнительное соглашение. В нем говорится, в частности, о том, что банк по запросу ЭТП в одностороннем порядке будет блокировать денежные средства в обеспечение заявки, а также списывать плату за участие в закупке.

Однако на декабрь 2020 года были заключены еще не все соглашения. Поэтому перед выбором кредитной организации следует посетить сайт нужной площадки и посмотреть, с какими банками она точно наладила взаимодействие.

Также стоит обратить внимание на тарифы банков — в отличие от платы за участие в закупках, они не оговариваются. То есть банки устанавливают плату за обслуживание спецсчетов на свое усмотрение

Обычно это 50-250 рублей за операцию. На остаток денежных средств на спецсчете банки начисляют символические проценты.

Блокировка обеспечения на спецсчете

Процесс блокировки обеспечения заявки такой:

  1. После окончания срока подачи заявок оператор направляет в банк информацию об участниках и денежные средства, которые должны быть заблокированным на их спецсчетах.
  2. Банк блокирует эти денежные средства и передает информацию об этом обратно на ЭТП.
  3. Если денежных средств недостаточно либо операции по спецсчету приостановлены (в случаях, определенных в законодательстве), блокировка обеспечения осуществлена не будет. Банк должен сообщить об этом оператору, а тот — вернуть заявку участнику. Это должно произойти в течение часа с момента окончания срока подачи заявок.

Можно ли обеспечить заявку банковской гарантией?

Закон 223-ФЗ допускает предоставление банковской гарантии в качестве обеспечения заявки, но на практике есть проблема.

Механизм информационного взаимодействия при обеспечении заявки БГ прописан только для торгов по закону 44-ФЗ. Вместе с заявкой участник направляет оператору информацию о номере записи о банковской гарантии из соответствующего реестра. Затем оператор взаимодействует с реестром и проверяет банковскую гарантию. Далее он передает уникальный номер БГ заказчику вместе со второй частью заявки.

Вероятно, такой же механизм должен будет применяться и в процедурах для МСП, осуществляемых по 223-ФЗ. Однако пока он еще не заработал, ведь в закупках по 44-ФЗ обеспечить заявку БГ можно будет лишь с июля 2020 года.

В итоге пока непонятно, как заказчикам принимать БГ у субъектов малого предпринимательства. С одной стороны, в законе закреплено право поставщиков самостоятельно выбирать способ обеспечения. И ограничивать его в этом праве нельзя. С другой стороны, непонятно, как это реализовать с учетом проведения торгов на ЭТП. Возможно, последуют разъяснения регулятора, но, вероятнее всего, до второй половины текущего года применять гарантию в торгах для МСП будет проблематично.

Соответствующие реестры размещены:

– Реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ (далее – РПП) – https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/;

–  Реестр промышленной продукции, произведенной на территории государства – члена ЕАЭС, за исключением РФ (далее – РПП ЕАЭС) – https://gisp.gov.ru/pp616/pub/app_eaeu/search/;

– Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее – ЕРРРП) – https://gisp.gov.ru/documents/10546664/.

Правила квотирования, установленные ПП №2013 не применяются к договорам, заключенным до 01.01.2021г. (п.4 ПП №2013) и к закупкам, которые объявлены до 01.01.2021г., но договоры по которым заключены после 01.01.2021г. (п.3 ПП №2013).

Как оплатить поэтапно

Поэтапный расчет предполагает постепенное перечисление суммы договора несколькими платежами по мере исполнения подрядчиком обязательств. В договорах с такой оплатой прописывается этапность работ: весь объем поделен на несколько частей, результат каждой части принимается отдельно по мере ее выполнения.

По результатам приемки отдельного этапа стороны оформляют промежуточные приемочные документы и на их основе производят расчеты. Период, в который должно произойти перечисление денег по каждому этапу, устанавливается договором.

Поэтапный порядок приемки часто используется в договорах, связанных со строительством или реконструкцией.

Что нужно малому бизнесу для участия в торгах по 223-ФЗ

Ну а для тех, кто еще не работал с тендерами, приведем алгоритм действий. Краткий чек-лист для участия в торгах по 223-ФЗ для МСП выглядит так:

  1. Проверить, что поставщик является МСП и включен в реестр субъектов малого бизнеса.
  2. Убедиться, что поставщик зарегистрирован в ЕИС.
  3. Открыть спецсчет для работы с госзакупками в одном из аккредитованных банков.
  4. Познакомиться с правилами проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок и предложений.

Реестр МСП

Основные критерии отнесения к малому и среднему бизнесу следующие:

  1. Количество работников: для малого бизнеса — 100 человек, для среднего — 250 человек максимум. Подразумевается среднесписочная численность за прошлый год.
  2. Максимальный годовой размер выручки: для малого бизнеса — 800 млн рублей, для среднего — 2 млрд рублей.

Реестр формируется автоматически на основе данных из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, отчетности за прошлый год и прочей информации, которой располагает ФНС. Если компания по критериям подходит под категорию малого / среднего бизнеса, но в реестре ее нет, то нужно обратиться в ФНС. Также можно передать в Реестр дополнительную информацию, например, контактные данные. Сделать это следует до 1 июля, и тогда с 10 августа — даты планового обновления реестра — в нем будет отражена новая информация.

Регистрация в ЕИС

В 2019 году для участия в закупках по 44-ФЗ и по 223-ФЗ для МСП нужно быть зарегистрированным в ЕИС и фигурировать в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ). Но тем поставщикам, кто имеет действующую аккредитацию на федеральных площадках, пока можно не регистрироваться. Однако до конца года сделать это все же придется.

При отсутствии аккредитации, полученной до 2019 года, нужна регистрация в ЕИС. Этот процесс может занять несколько дней (до 5 рабочих), но зато не придется проходить аккредитацию на каждой ЭТП отдельно. На следующий день после регистрации в ЕИС и ЕРУЗ поставщик получит доступ к торгам на всех федеральных площадках.

Спецсчет

Специальный банковский счет нужен всем поставщикам, кто планирует участие в закупках:

  • по закону 44-ФЗ при стоимости контракта от 1 млн рублей;
  • по закону 223-ФЗ для МСП при стоимости договора от 5 млн рублей.

Со спецсчета будет списываться обеспечение заявки. Если принимать участие только в торгах без обеспечения, то спецсчет не нужен.

Важно знать, что ЭТП теперь взимают плату с победителя торгов. Ее размер для МСП — 1% от НМЦ, но не более 2 тыс

рублей. Эта сумма должна быть доступна на спецсчете, поскольку списывается именно с него. Если спецсчета нет (поставщик участвует только в недорогих закупках), то при победе ЭТП направит ему платежку.

В заключение отметим, объем закупок по 223-ФЗ в 4 раза превышает рынок госзаказа. По закону, 15% договоров государственные компании и корпорации должны заключать с субъектом малого и среднего бизнеса. По приблизительным оценкам, в 2019 году таких договоров будет заключено на общую сумму более 2,5 трлн рублей. С учетом того, что участвовать в торгах для МСП стало проще, сейчас есть хорошая возможность войти на этот рынок.

СОВОКУПНЫЙ ГОДОВОЙ ОБЪЕМ ЗАКУПОК (СГОЗ)

Во-первых, для составления плана-графика.

Во-вторых, для отчета о годовых объемах закупок.

В-третьих, для расчета максимального объема закупок у единственного поставщика, путем проведения запроса котировок и определения минимального объема закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально – ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

В-четвертых, от суммы годового объема закупок зависит, нужно ли заказчику создавать контрактную службу. Если такая сумма выше 100 млн, то создать контрактную службу нужно. Если же сумма меньше, то заказчик назначает контрактного управляющего.

Формула расчета СГОЗ состоит из трех компонентов. Первый – контракты, которые были заключены в предыдущем финансовом году, но подлежат оплате в текущем финансовом году (полностью или в части). Второй – заключенные контракты в текущем финансовом году, подлежащие оплате и исполняемые также в текущем финансовом году. Третий – те контракты, которые заключены в текущем финансовом году, исполняемые в текущем и последующих годах, и в части, подлежащих оплате в текущем году. Это значит, что СГОЗ состоит из той суммы денежных средств, которые будут направлены на оплату контрактов в текущем финансовом году. СГОЗ для государственных, а также муниципальных заказчиков совпадает с суммой доведенных лимитов бюджетных обязательств на закупки.

В Федеральном законе № 44-ФЗ в п.4. ч.1 статьи 93 закреплено, что при закупке у ЕП на сумму, которая не превышает 100 000 рублей, совокупный годовой объем закупок не может быть выше 2 млн рублей или больше 5% СГОЗ и при этом не должен быть в сумме более 50 млн. рублей. Такие ограничения не применяются, в том случае, если закупка осуществляется для того, чтобы обеспечить муниципальные нужды сельских поселений.

Объем закупок путем проведения процедуры запроса котировок не должен быть выше 10% от СГОЗ и не может быть в сумме более 10 млн. рублей. Законодатель ставит заказчика в определенные рамки, потому, планируя закупки, необходимо учитывать и по возможности распределить, какие закупки будут осуществляться тем или иным способом.

Необходимо зайти на сайт госзакупок в личный кабинет. Во вкладке «Реестры закупок» выбрать план-график. При открытии плана-графика, выбрать пункт «итоговые позиции». В итоговых позициях плана-графика есть следующие пункты:

  • Годовой объем закупок у ЕП, не превышающий 100 тысяч рублей
  • Годовой объем закупок у ЕП, для учреждений, деятельность которых направлена на сохранение и популяризацию объектов культурного наследия.
  • Годовой объем закупок у СО НКО и СМП
  • Годовой объем закупок, осуществляемых путем запроса котировок.

Следующим блоком идет информация о сумме всех закупок, которые планируются в текущем году и СГОЗ, который определен в соответствии с п.16. ст. 3 44-ФЗ. В эти графы и нужно вводить соответствующие данные.

Чтобы получить полезную информацию и материалы по 44-ФЗ и системе госзакупок каждые две недели, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

В этой строке отражается стоимость контрактов, в которых победители должны были привлечь СМП и СОНО в качестве субподрядчиков. Другими словами, это процедуры, не предназначенные для субъектов малого бизнеса, в извещении которых указана обязанность поставщика привлечь таких субподрядчиков.

Здесь указывается общая стоимость товаров, работ и услуг, закупленных у СМП и СОНО. Для этого нужно суммировать показатели 5 и 6.

В этой строке следует указать НМЦК несостоявшихся процедур и незаключенных контрактов с СМП и СОНО.

Поясним на примере. Допустим, заказчик объявил для субъектов малого бизнеса:

  • аукцион с НМЦК 2 млн рублей;
  • запрос котировок с НМЦК 400 тыс. рублей.

Закупки не состоялись, а контракты были заключены с единственным поставщиком.

В отчете в позиции 9 будет указана сумма цен этих закупок:

2 000 000 + 400 000 = 2 400 000 рублей.

Подготовка к закупке

При планировании закупки нужно не забыть включить разделы закупок у МСП по обычному плану и плану инновационной продукции.

Для каждой конкретной закупки нужно написать техническое задание (ТЗ), разработать требования к участникам, составить и уточнить проекты документации, извещения и договоров.

Для закупок у МСП нужно составить требования к участникам, заявке и обеспечению заявки.

ТЗ пишется так же, как для любой другой закупки, к нему применяются общие требования Закона № 223-ФЗ.

Подтверждение статуса участника закупки

В составе заявки должны быть документ, подтверждающий, что участник включен в реестр МСП, или декларация о том, что участник соответствует критериям субъекта МСП.

В приоритете сведения из реестра, а не из декларации.

В требованиях к заявке нужно уточнить, что подразумевается под документами, которые подтверждают соответствие участника этим критериям. Именно эти документы должны появиться в заявке.

Состав заявки

В составе заявки для спецторгов должен быть документ, содержащий сведения из реестра.

Для новых поставщиков, о которых еще нет сведений в реестре, достаточно декларации о том, что участник соответствует критериям МСП. К декларации не нужно прикладывать подтверждающие документы. Достаточно использовать форму из Приложения к Положению Постановления № 1352.

Заказчик не может просить участника предоставить документы о численности, выручке, бухгалтерские показатели из реестра или декларации.

Если поставщик указал сведения в декларации, но заказчик обнаружил информацию о таком поставщике в реестре, приоритет будут иметь сведения из реестра.

Причины отклонения заявки

Если не предоставить соответствующие сведения из декларации или предоставить декларацию, в которой есть сведения, не подтверждающие соответствие участника малому и среднему бизнесу, заявка может быть отклонена.

Для закупок по общим основаниям, в которых победителем случайно становится МСП, заказчик вправе установить требования о включении в заявку декларации или сведений из реестра. В спецторгах это требование устанавливается обязательно.

Для дальнейшего учета закупок и более удобной работы с отчетностью лучше включать это требование в документы на любые закупки.

Даже если вы не устанавливали требование о предоставлении документов в составе заявки, на этапе заключения договора можно проверить участника в реестре МСП на сайте ФНС.

Планирование закупки с требованием о привлечении субподрядчика

Если заказчик требует привлечь к участию только субъектов МСП на этапе субподряда, нужно включить в документацию требование о том, что участник должен изложить в составе заявки план привлечения субподрядчиков со сведениями о конкретных исполнителях.

На этапе участия в закупке потенциальный участник должен подготовиться и найти субподрядчика.

В плане привлечения субподрядчиков должны быть указаны:

  • сведения о предмете договора;
  • сведения о конкретных субподрядчиках;
  • сведения о существенных условиях его исполнения, месте, сроках и цене.

В последующем при исполнении договора эти сведения должны соблюдаться. Поставщик может поменять субподрядчика только на другого субъекта МСП при сохранении соответствующих параметров по предмету, условиям договора и ценовым категориям.

Как отчитаться по квотированию в соответствии с ПП №2013?

В настоящее время требований о формировании отчетности о выполнении минимальной доли закупок российских товаров по ПП №2013 нет.

Однако с 01 октября 2021 года вступает в силу п.1 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением ПравительстваРФ от 27 мая 2021 г. №814. Он дополняет  Положение о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 908 новым приложением «Сведения о договорах, заключенных в 20__ г. по результатам закупок товаров, работ, услуг». Данное приложение является новым ежемесячным отчетом, который необходимо будет размещать заказчикам по Закону №223-ФЗ. Исходя из структуры отчета, в него включаются:  

– информация о заказчике;

– сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг

– сведения о закупках товаров российского происхождения, в том числе товаров, поставленных при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг

– сведения о закупках товаров российского происхождения, в том числе товаров, поставленных при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг за 20__ год.

ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПОК У МСП (проект)

«Под заказчиками, на которых распространяется действие настоящего Положения, понимаются отдельные виды юридических лиц, указанные в части 2 статьи 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон), в случае, если:

1) годовая выручка юридического лица за предшествующий календарный год превышает один миллиард рублей

2) юридическое лицо осуществляло закупки в соответствии с Федеральным законом в течение полного календарного года

Заказчики, зарегистрированные в едином государственном реестре юридических лиц в течение календарного года, применяют настоящее Положение с 1 января года, следующего после года, в котором такие заказчики были созданы.

Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем:

1) проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в которых участниками являются любые лица, предусмотренные частью 5 статьи 3 Федерального закона 223-ФЗ, в том числе МСП;

2) проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в которых участниками закупок являются только МСП (в этом случае заказчики обязаны утвердить перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у МСП – на основании ОКВЭД; перечень размещается в единой информационной системе)

3) проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в которых устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа МСП (участники такой закупки представляют в составе заявки на участие в закупке план привлечения субподрядчиков (соисполнителей) из числа МСП).

В случае если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не превышает пятьдесят миллионов рублей

и указанные товары, работы, услуги включены в утвержденный заказчикомПереченьтоваров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у МСП , заказчикобязан осуществить закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В случае если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг выше пятидесяти миллионов рублей, но не превышает двести миллионов рублей

и указанные товары, работы, услуги включены в утвержденный заказчикомПереченьтоваров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у МСП , заказчиквправе осуществить закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства.

При осуществлении закупки, участниками которой являются исключительно МСП, заказчик вправе

по истечении срока приема заявок осуществить закупку в порядке, установленном положением о закупке, без соблюдения правил, установленных настоящим Положением, в случае, если:

1) от субъектов малого и среднего предпринимательства не подана ни одна заявка на участие в такой закупке;

2) заявки всех участников закупки отозваны или не соответствуют требованиям, предусмотренным документацией о закупке;

3) заявка, поданная единственным участником закупки, являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства, не соответствует требованиям, предусмотренным документацией о закупке;

4) заказчиком в порядке, установленном положением о закупке, принято решение о том, что договор по результатам закупки не заключается.

В случае уклонения или отказа субъекта малого и среднего предпринимательства от заключения договора по результатам закупки, а также в случае предоставления недостоверной информации в документах, подтверждающих отнесение участника закупки к МСП, заказчик вправе

отменить решение об определении поставщика (подрядчика, исполнителя), принятое по результатам закупки для субъектов МСП, и осуществить закупку в порядке, установленном положением о закупке, без соблюдения правил, установленных настоящим Положением».

Представляется целесообразным в Положении о закупках организации прописать, что любой товар может быть закуплен у субъектов МСП.

ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПОК У МСП (223-ФЗ)

Правомерность требования согласования субподрядчика.

Кроме того, следует уделить вниманию вопросу, который касается правомерности требования заказчика о согласовании с ним субподрядчиков. Здесь тоже все зависит от того, имеется ли соответствующее требование в документации о закупке (проекте контракта, заключенном контракте). И опять же правовая трактовка правомерности данного запрета не совсем однозначна.

С одной стороны, это требование может считаться неправомерным, поскольку Закон о контрактной системе не содержит такого требования, а заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки, не предусмотренные данным законом (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе). Причем в соответствии с гражданским законодательством исполнитель должен согласовывать с заказчиком привлечение соисполнителей только при выполнении научно-исследовательских работ (ч. 1 ст. 770 ГК РФ).

С другой стороны, это требование может считаться правомерным, поскольку, как и в вышерассмотренном случае с запретом на привлечение субподрядчиков, оно представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора, соответственно, не является дополнительным требованием к участникам закупки и не противоречит условию Закона о контрактной системе, согласно которому заказчики не вправе устанавливать требования к участникам в нарушение названного закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).

Однако как в практике ФАС, так и в судебной практике данный запрет признается неправомерным. Поэтому все же рекомендуется придерживаться именно указанного подхода.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Статья 30 Закона о контрактной системе.

Часть 5 ст. 30 Закона о контрактной системе.

См., например, Решение Челябинского УФАС от 03.10.2016 по делу № 718, 719-ж/2016, в котором подтверждается правомерность такого подхода.

Решение Архангельского УФАС от 13.05.2016 по делу № 147мз-16.

См., например, Постановление АС ДВО от 14.06.2016 № Ф03-1859/2016 по делу № А59-3392/2015, Решение ФАС РФ от 26.09.2016 по делу № К-1541/16.

См., например, Решение Вологодского УФАС от 27.10.2016 № 5-2/249-16, 4244.

Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 № 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию».

См., например, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 № 15АП-18725/2016 по делу № А53-14983/2016.

См., например, Решение ФАС РФ от 14.12.2016 по делу № К-1981/16, Решение ФАС РФ от 14.12.2016 по делу № К-1982/16.

Часть 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Письмо Минэкономразвития РФ от 11.12.2015 № Д28и-3620.

Часть 1 ст. 706 ГК РФ, Письмо Минэкономразвития РФ от 07.12.2015 № Д28и-3551.

Например, Решение ФАС РФ от 20.10.2014 по делу № К-1505/14.

Например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 N 13АП-8710/2015 по делу № А56-75576/2014, Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 26.08.2015 по делу № А59-2287/2015.

Например, Постановление ФАС РФ от 09.06.2015 по делу № К-1048/14/АК286-15, Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2014 по делу № А12-10595/2014.

К. Г. Чагин, консультант по социальной политике Института экономики города (Москва),

журнал «Руководитель бджетной организации» № 6,июнь, 2017 года

Общие положения 44 ФЗ

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержит следующие важные положения:

  • Общие положения действующего законодательства;
  • Планирование госзакупок;
  • Проведение государственных закупок;
  • Анализ проведенных закупок и аудит;
  • Контроль в области покупок;
  • Подача жалобы на заказчика (например, уполномоченного учреждения) и рассмотрения способов подачи жалобы;
  • Нюансы при проведении отдельных видов закупок товаров;
  • Заключительные положения.

ФЗ о службе по контракту читайте здесь:

Ключевые моменты

  • Заказчики обязаны планировать закупки. Для этого они в обязательном порядке должны предоставлять ежегодно планы и графики. В Единой информационной системе публикуются подобные планы;
  • Устанавливаются условия к работам, товарам или услугам. Если госзакупка превышает одного миллиона рублей, то она обсуждается;
  • Контролируются методы размещения заказа: закрытые аукционы, электронные, запросы котировок, конкурсы;
  • В законе прописываются методы борьбы с демпингом.

В чем заключается разница между ФЗ 44 и ФЗ 223?

Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223 скрываются в особенностях их использования. Два с виду похожих закона различны своими действиями.

Закон о контрактной системе контролирует все этапы торговой процедуры, в том числе сроки. Законодательство распространяется на все закупки государственных заказчиков, при этом исключений нет. Если требования закупки были нарушены, то государственный заказчик предпишет штрафы. В последующем подобные поставщики будут занесены в журнал учета под названием недобросовестные поставщики. В соответствии с содержанием этого законодательства, заказчику запрещено расторгать или изменять условия контракта.

Закон № 223 описывает процесс госзакупок в общем виде. Здесь не указываются конкретные этапы сделки. Следовательно, торги могут проводиться различными методами, которые предварительно согласовываются. Указываются условия для участников, сроки этапов сделки, а также способы поставщика.

Порядок и условия осуществления закупок по закону

Чтобы правильно осуществить покупку, государственные заказчики действуют согласно порядку и условиям Федерального закона №44 и другим нормативно-правовым актам. Прежде чем осуществить закупку, информация о ней размещается в ЕИС (Единая информационная система) на официальном сайте.

Существует два вида закупок:

  • Покупки первого уровня;
  • Закупки второго уровня.

В первом и во втором случае исполнитель заказа выбирается Департаментом по конкурентной политике. Все документы по осуществлению госзакупок должны быть подписаны электронной подписью.

Приобретать можно как товары, так и услуги, а также работы. После осуществления закупок, государственный орган должен опубликовать информацию об этом на официальном сайте. Решение на проведение госзакупок подтверждаются документами, среди которых есть и годовой план на проведение подобных действий. С момента утверждения плана, заказчик обязан разместить этот план на официальном веб ресурсе в течение пяти дней после утверждения.

Чтобы закупки были проведены правильно, предварительно определяется организатор по их проведению. Покупки государственного уровня могут быть совершены и на конкурсной основе.

Заказчик

Если говорить простыми словами, осуществлять закупки по 223-ФЗ обязаны следующие субъекты:

  • госкорпорации (Роскосмос, Росатом и другие);
  • госкомпании (Роснефть, Сбербанк и другие);
  • субъекты естественных монополий (РЖД, Газпром, Почта России);
  • организации, осуществляющие деятельность в сфере коммуникационного снабжения, а также обслуживания коммунальных отходов;
  • ГУПы и МУПы;
  • автономные учреждения и хозяйственные общества с долей государственного участия более 50%, в том числе с долей участия дочерних предприятий госкорпораций более 50%;
  • бюджетные учреждения в случае получения ими грантов, собственных доходов или выполнения госконтрактов.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector