Фз «о статусе военнослужащих»: последняя редакция 2021 года

Порядок обеспечения гарантиями и компенсациями

Преференции, которые предназначены для военнослужащих, определяются ФЗ. Из редакции норматива с последними изменениями можно выделить группу граждан, которым положены эти привилегии.

К категориям, подлежащим покрытию компенсациями, относятся:

  • Непосредственно воины ВС, а также их семьи. Под категорию семьи попадают супруги, несовершеннолетние отпрыски и другие лица, состоящие на иждивении у защитника-армейца.
  • Уволенные со службы в пограничных, железнодорожных и внутренних войсках, вооруженных сил СССР, войсках и органах государственной безопасности и других военных формирований.
  • Граждане, уволенные из ВСРФ, а также из других видов войск и воинских формирований. К этой категории относятся уволенные из Объединенных Вооруженных сил государств, являющихся участниками СНГ.
  • Ветераны ВОВ, а также участники БД, проходящих на территории других стран.
  • Лица, обучающиеся в профессиональных и общеобразовательных организациях, ориентированных на подготовку к военной службе и не достигшие совершеннолетия.
  • Военные, выполняющие свою повинность при вооруженных конфликтах, или же в условиях ЧП.

Все привилегии, предоставляемые военнослужащим, собраны в статье3 Федерального закона. Статьёй чётко предопределена ответственность государства за надлежащее соцобеспечение военных и их семей.

Следующая
ЗаконыСрок обжалования решения суда по гражданскому делу

Общие положения закона

Федеральный закон N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в мае 1998 года. В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, настоящий федеральный закон призван определить права, свободы, обязанности и ответственность лиц, находящихся в статусе военнослужащих, а также основы политики государства в области правовой и социальной защиты действующих служащих, граждан России, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Также читайте о ФЗ №79 в новой редакции здесь:

Структурно закон о статусе военнослужащих состоит из трех глав. Рассмотрим основные аспекты, прописанные в законе.

  • Общие положения: понятие статуса военнослужащих и лица, находящиеся в этом статусе. Гарантии государства в области правовой и социальной защиты семей военных. Правовая база данного статуса.
  • Права и свободы военнослужащих и членов их семей, а также граждан, уволенных с военной службы: защита свободы, чести, достоинства. Право на свободное передвижение и выбор места жительства. Свобода слова, право участия в массовых мероприятиях (митинги, демонстрации). Свобода совести и вероисповедания. Порядок регулирования графика: служебное время и право на отдых. Денежное довольствие и отдельные выплаты. Проезд в транспорте и почтовые отправления. Обеспечение продовольствием, вещами и т.д. Право на жилье, медицинское обслуживание. Страховые гарантии. Право на образование и культурное просвещение. Возможность обжалования неправомерных действий и право на получение юридической помощи. Увольнение со службы. Право на труд и на трудоустройство. Социальная защита семей, потерявших кормильца, бывшего в статусе военнослужащего. Дополнительные социальные гарантии для военных, находящихся в «горячих точках» в условиях чрезвычайного положения или вооруженного конфликта.
  • Обязанности и ответственность. Производство, связанное с дисциплинарными проступками: общие и должностные обязанности, ограничения и запреты, связанные с военной службой. Ответственность. Основания для привлечения к дисциплинарной ответственности. Права привлекаемого лица. Дисциплинарное взыскание и обстоятельства, учитываемые при его назначении. Сбор и оценка доказательств. Разбирательство. Исполнение взысканий.

Невозможно отрицать тот факт, что повышение престижа современной российской армии в обществе во многом связано с дальнейшими перспективами в материальном плане и не только: особый статус гражданина даже после увольнения со службы, высокие пенсии, возможность приобретения жилья и многое другое.

О последних изменениях в ФЗ №294 в последней редакции можно узнать здесь:

Разъясним несколько важных аспектов закона о статусе военнослужащих, касающихся денежного довольствия и дополнительных денежных выплат.

На военных возложены обязанности по вооруженной защите Российской Федерации и подготовке к ней. При этом от состава требуется беспрекословное выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером возлагаемых обязанностей, государство предоставляет им многочисленные льготы, гарантии и компенсации. Прописаны в настоящем законе о статусе военнослужащих.

Вам будет интересно:25 ФЗ о муниципальной службе с изменениями на 2018 года. Подробности тут:

Статья 12 закона о статусе военнослужащих прописывает обязанность Правительства Российской Федерации повышать оклад денежного содержания в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда (МРОТ).

ФЗ о полиции. Статья 23 в новой редакции тут:

Закон о статусе военнослужащих закрепляет возможность получения дополнительных денежных выплат и надбавок в виде:

  • Премий за образцовое выполнение воинского долга в размере до трех окладов денежного содержания;
  • Материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания;
  • Ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере до 50 процентов оклада по воинской должности;
  • Процентная надбавка за выслугу лет к окладам денежного содержания (колеблется в пределах от 5 до 40 процентов);
  • Подъемного пособия на супруга военного, выплачиваемого при переезде семьи на новое место жительства в размере одного оклада;
  • Ежемесячная доплата в случае, когда во время прохождения контрактной службы лицо, помимо собственных обязанностей, выполняет обязанности по должностям, неукомплектованным личным составом, в размере 50 процентов от оклада и др.

Правовые основы статуса

Правовыми основами статуса защитников Родины в 2020 являются такие нормативы:

  • Конституция РФ.
  • Федеральные конституционные законы.
  • Настоящий Федеральный закон №76, работающий с 1998 года и заменивший ранее действующий №4338-1 от 1993 г.
  • Нормы международного права.
  • Международные договоры РФ.

На основании законодательных актов о военнослужащих все существующие гарантии (правовые или социальные), предоставленные армейцам, не могут быть снижены или отменены на местном уровне. Единственное законное изменение – это внесение дополнений в Федеральный закон №76. Это актуально также для мер правовой защиты военнослужащих и всех видов их матобеспечения.

Последняя редакция закона 76-ФЗ датирована 03.07.2020. Внесенные здесь изменения уже вступили в силу.

Обязанности военнослужащих

Действующий ФЗ№76 в большей степени разработан как стимул для защитника Отечества, однако, наряду с правами и привилегиями, в нормативе регламентированы и обязанности армейцев.

У военных существуют должностные повинности, специальные, а также разработана статья 27.1 «Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы». Но обязательства, касающиеся всех лиц в погонах, собраны в главе «Общие обязанности» и выглядят следующим образом:

  • быть верными данному Родине обязательству;
  • беззаветно служить народу своей страны;
  • мужественно и умело защищать государство;
  • соблюдать Конституцию и законы РФ, требования уставов и приказы непосредственных командиров;
  • дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;
  • совершенствовать армейское мастерство;
  • содержать в постоянной боевой готовности вооружение и технику;
  • беречь вверенное военное имущество;
  • быть дисциплинированными и бдительными;
  • хранить государственную и военную тайну;
  • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права.

Защита обозначенной категории граждан в правовом аспекте – это главная функция государства. Именно Правительство взяло на себя обязательство закреплять в издаваемых ими актах определённые права, соцгарантий и компенсаций предназначенные защитникам Родины и членам их семей, а также разработало механизм их претворения.

Основные статьи закона

Служащие в ВС получают соответствующие бумаги, которые способны удостоверить их личность, гражданство и правовой статус. Порядок выдачи этих бумаг определён Правительством РФ. Военные люди имеют право хранить, носить и применять выданное им оружие.

ФЗ «О статусе военнослужащих» регламентирует наделение военнослужащих и их семей жильём. А также порядок его приобретения за счёт средств госбюджета. Такой возможностью они наделяются даже после окончания службы. Этим вопросам посвящена статья 15.

Закреплены гарантии соцзащиты защитников Отечества, которые были взяты в плен или интернированы (в нейтральных странах). Законом установлено, что за этими лицами остаются ДД, матобеспечение, которые выдаются близким членам семьи. Происходит это до окончательного выявления обстоятельств события, произошедшего с военным.

Установлен алгоритм наделения армейцев льготами.

Регламентирован порядок задержания военных вне расположения ВЧ, к которой они закреплены и служат. На основании законодательства о прецеденте немедленно уведомляются органы военного управления и профильной прокуратуры.

Законом устранено ограничение на участие служащих в армии в политических собраниях, митингах или демонстрациях. Однако введен запрет на участие в подобных мероприятиях, на территории ВЧ.

Законом предусмотрена статья, определяющая религиозные предпочтения армейца. Также отдельным подпунктом выделено право проведения религиозного обряда на местности расположения ВЧ. Проводиться они могут за счет личных средств инициатора, но с обязательным одобрением командира.

Закреплено право на создание и работу профсоюзов служащих в армии лиц (Статья 9).

Прописана система получения денежного довольствия и начисления дополнительного поощрения в виде денежных выплат. Законодательно закреплена обязанность повышать ДД по принципу — пропорционально увеличению минималки. Закреплены надбавки и дополнительные выплаты.

Продобеспечение защитников Родины согласно ФЗ№76 осуществляется по нормам, которые установило Правительство РФ, также как и регламент этого обеспечения.

Согласно нормативам определён такой порядок:

  • Воины-срочники и граждане, призванные на сборы, питаются по месту службы.
  • Армейцы-контрактники, которые работают за границей или в районах КС обеспечиваются продовольственным пайком. Но происходит это только по их просьбе.
  • На время нахождения в дороге к месту прохождения отпусков, или же в период пребывания в местах командировок, воинам выплачивается продовольственно-путевое довольствие.
  • Все служащие в армии, обеспечиваются вещевым имуществом. Разновидность выданных вещей зависит от условий прохождения службы. Порядок распоряжения выданными вещами, также как и сроки пользования ими определяется разработанными правилами.
  • Контрактники, правомочны заменить получение предметов личного имущества денежным эквивалентом.
  • Все армейцы обеспечиваются банно-прачечным обслуживанием.

Охрана здоровья защитников Отечества также охвачена законодательством. Описание прав на медпомощь можно найти в ст.16. Важным моментом этой статья является то, что законом забота о сохранении здоровья солдат возлагается на их командиров. Для этого им необходимо обеспечивать ТБ при проведении учений, также при эксплуатации военного имущества и оружия и всех моментов, связанных с прохождением воинской повинности.

Главные моменты, которые нужно знать

Исходя из названия, для начала лучше всего уяснить, что такое статус военнослужащих. Под ним понимают набор их прав, свобод, а также других норм, которые предоставляет государство. Само собой, в статус военнослужащих также входит набор сфер, за которые несут прямую ответственность сами военные. При этом некоторые ФЗ могут включать в себя определенные группы, имеющие тот или иной статус. Эту категорию устанавливает не только действующий федеральный закон, но и другие.

В основу статуса военнообязанных входят определённые права, свободы, а также ограничения человека. Все это написано в самом федеральном законе, Конституции, а также других нормативно-правовых актах, которые действуют на территории Российской Федерации. Военнослужащие имеют свои обязанности, которые им надлежит исполнять. За их игнорирование полагается набор соответствующих видов наказаний. Гражданин на службе должен делать все необходимые приказы в беспрекословной форме. В том числе в круг его обязанностей входит выполнение поручений и определенных заданий, связанных с высоким риском для жизни и своего здоровья. Благодаря исчерпывающей информации, которая имеется в ФЗ, военный имеет возможность получить компенсацию за те или иные причиненные в ходе службы увечья физическому и психологическому здоровью. Можно рассчитывать на различные компенсации, гарантии и социальные поощрения со стороны государства. За выполнение поставленных задач ФЗ гарантирует, что гражданин на военной службе получит соответствующую помощь и поощрение со стороны государственных органов. Военнослужащий является военнообязанным до тех пор, пока он не будет уволенным. Он должен быть мобилизованным в случае военных действий, даже если он находится в запасе. ФЗ защищает права и свободы военнослужащих, предоставляя исчерпывающую и актуальную информацию о том, что будет делать военный в случае тех или иных ситуаций во время своей жизни.

Глава о дисциплинарных проступках

Как известно, военнослужащий обязан выполнять поставленные задачи, исполнять приказы, а также добросовестно нести свою службу. После принятия присяги он обязуется выполнять приказы от вышестоящих людей. За игнорирование поставленных задач и нарушение порядка предусматривается дисциплинарное наказание. Материалы о дисциплинарном проступке рассматриваются лично командиром и его представителями. По окончании рассмотрения выносится вид наказания и его исполнение. В список входит арест, штраф, обязательные работы, лишение свободы. К дополнительным можно отнести лишение наград, воинских званий, а также классного чина. Для определенных случаев также задействуется возможность лишить провинившегося государственных наград, если таковые присутствуют.

Юрист Овчаров Роман Александрович.

Статья 7. Свобода слова. Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании

1. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную или иную охраняемую законом тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.

1.1. Военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять информацию:

позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам;

о других военнослужащих и гражданах, призванных на военные сборы, гражданах, уволенных с военной службы, членах их семей или их родителях, в том числе информацию, позволяющую определить место нахождения указанных лиц в определенный период другим лицам;

о своей деятельности или деятельности других военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы, связанной с исполнением обязанностей военной службы;

о деятельности органов военного управления или органов управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, о деятельности объединений, соединений, воинских частей и иных организаций, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации или других войск, воинских формирований и органов, о деятельности подразделений указанных органов военного управления или органов управления, воинских частей и организаций, в том числе информацию о дислокации или передислокации органов военного управления или органов управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций и подразделений, не отнесенную к перечню сведений, составляющих государственную тайну.

1.2. Положения пункта 1.1 настоящей статьи не распространяются на военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, в следующих случаях:

если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, осуществляется военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, в соответствии с другими федеральными законами;

если предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, осуществляется в информационных системах персональных данных;

если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, входит в обязанности военнослужащих и осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

1.3. При исполнении обязанностей военной службы, предусмотренных подпунктами «а», «в», «г», «е», «к», «о» и «п» пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается иметь при себе электронные изделия (приборы, технические средства) бытового назначения (далее — электронные изделия), в которых могут храниться или которые позволяют с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации.

1.4. Положения пункта 1.3 настоящей статьи не распространяются на военнослужащих в случае, если указанные в пункте 1.3 настоящей статьи электронные изделия используются военнослужащими для выполнения своих обязанностей в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

2. Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.

3. Участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются.

Социальная защита членов семей военнослужащих, потерявших кормильца

Поскольку исполнение долга у воинов сопряжена рисками его летального исхода, государством разработана стратегия соцзащиты членов семей погибших защитников Отечества. Этому посвящена статья 24 рассматриваемого ФЗ.

Согласно этой статье гибель военного рассматривается как утрата кормильца. Семья погибшего имеет право на:

  • пенсионное обеспечение;
  • закрепление за ними жилища, предоставленного погибшему военному;
  • ремонт ИЖС;
  • компенсацию коммунальных услуг (при условии, что погибший имел стаж от 20 лет);
  • преимущественное первенство на соц- и медобслуживание.

За вдовами погибшего солдата, попадающими под обеспечение соцгарантиями и компенсациями, обозначенные привилегии сохраняются до факта вступления в повторный брак.

Последние изменения

С момента вступления в силу статьи ФЗ-76 активно дорабатывались. Учитывались общие изменения в законодательстве, а также соответствие утвержденных положений конституционным нормам и другим федеральным законам.

Последние изменения в федеральный закон “О статусе военнослужащих” были внесены 27 декабря 2018 года. Введенные поправки затронули следующие положения:

  • в статье 11 утратил силу пункт 3.1;
  • в той же статье в первом абзаце четвертого пункта была исключена формулировка “… соединениях и воинских частях постоянной готовности”;
  • также изменилась формулировка первого абзаца четвертого пункта статьи 16, было исключено пояснение об исключении членов семей военнослужащих, поступивших на военную службу после 1 января 2004 года.

Помимо внесенных изменений следует учитывать и Постановления Конституционного Суда РФ. Таковые фиксируют неточности формулировок и несоответствие конституционным нормам или иным законодательным актам. На их основе в закон впоследствии вносятся новые изменения.

Последнее постановление принято 25 февраля 2014 года в отношении четвертого пункта статьи 24. Предписание указывает на неопределенность толкования данного законоположения и необходимость внесения изменений в данную статью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector