Как проводить закупки у мсп по 223-фз в 2019 году

Содержание:

Обеспечение контракта в запросе котировок

Часть 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ предусматривает право, а не обязанность заказчика установить при проведении запроса котировок в электронной форме обеспечение исполнения контракта (если НМЦк не превышает 500 000 рублей). Это еще одна отличительная черта запроса котировок от конкурса и аукциона, в которых обеспечение исполнения контракта устанавливается во всех случаях

Однако, принимая во внимание, что с 1 июля 2021 года запрос котировок может проводиться на сумму до 3 000 000 рублей, то при превышении суммы НМЦк в 500 000 рублей заказчик обязан установить требования об обеспечении исполнения контракта

Размер обеспечения исполнения контракта при запросе котировок определяется по общим правилам: от 5 до 30% НМЦк (для обычных процедур), от 5 до 30% цены договора (при проведении запроса котировок среди СМП и СОНКО), но не ниже размера аванса (если проектом контракта предусматривается выплата аванса). При осуществлении закупок среди СМП и СОНКО участник закупки освобождается от предоставления обеспечения полностью, если предоставит сведения о 3-х контрактах, исполненных им за последние 3 года без неустоек (ч. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Речь идет о 3-х контрактах, исполненных именно по Закону № 44-ФЗ, а не просто исполненных договорах вообще. При этом предмет по ранее исполненным контрактам может не соотноситься с предметом закупки, проводимой заказчиком.

Закон № 44-ФЗ не связывает срок действия обеспечения исполнения контракта со сроком действия контракта. Срок действия контракта — формальное условие, которое, практически, ни на что не влияет. Его можно вообще не устанавливать в контракте. Теперь поставщик самостоятельно определяет срок действия обеспечения исполнения контракта исходя из срока выполнения им обязательств, установленных в нем (ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Заказчик не вправе требовать предоставление участником обеспечения на какой-то конкретный срок. Срок предоставления обеспечения можно только справочно предусмотреть в извещении о проведении запроса котировок.

Срок действия обеспечения исполнения контракта

Часть 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ предусматривает, что банковская гарантия должна предоставляться участником на срок, превышающий срок исполнения обязательств по контракту не менее чем на один месяц.

Приведем следующий пример:

Срок действия контракта — до 31 декабря 2021 года; Срок исполнения обязательств участником (поставка товара, выполнение работ, оказание услуг) — не позднее 1 июля 2021 года; Срок действия обеспечения исполнения контракта определяется следующим образом: 1 июля 2021 года + 1 месяц = срок банковской гарантии должен заканчиваться не ранее 1 августа 2021 года.

Другой пример: обязательства по контракту выполняются в течение всего срока действия контракта (например, предоставление доступа к базам данных). В этом случае срок предоставления обеспечения исполнения контракта рассчитывается как срок действия контракта + 1 месяц. Тот же самый расчет применяется в случае, когда исполнение обязательств поставщиком осуществляется по заявкам заказчика (например, закупки с неопределенным объемом). В данном случае вообще непонятно, когда обязательства поставщика будут исполнены и будут ли исполнены вообще. Соответственно, в качестве предельного срока исполнения обязательств также берем срок действия контракта.

Удержание обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Если поставщик не исполняет свои обязательства по контракту, то заказчик может инициировать расторжение контракта, как в одностороннем, так и в судебном порядке. В таком случае обеспечение исполнения контракта поставщику не возвращается. Деньги перечисляются в соответствующий бюджет. Если же в качестве ОИК была предоставлена банковская гарантия, то банк выплачивает заказчику установленную сумму, а уже затем взыскивает эту сумму с поставщика. Помимо этого сведения об участнике, с которым контракт расторгается в одностороннем порядке или по решению суда, вносятся в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 44-ФЗ).

Есть еще несколько вопросов, которые волнуют, как заказчиков, так и поставщиков. Вот эти вопросы:

Обязан ли заказчик возвращать поставщику его денежные средства, находящиеся в залоге для обеспечения исполнения контракта, в случае нарушения поставщиком сроков поставки?

Может ли заказчик удержать сумму переданных ему в залог денежных средств в счет суммы пени (штрафа, неустойки)?

На эти вопросы дан подробный развернутый ответ на информационно-правовом портале ГАРАНТ.РУ — //www.garant.ru/consult/gpurchase/541317/.

Резюмируя этот ответ, можно сказать следующее. Удержание заказчиком предусмотренных контрактом штрафных санкций из находящихся в залоге денежных средств возможно только при наличии соглашения об этом между заказчиком и поставщиком, включенного в контракт или отдельного. Такое соглашение может быть заключено в любое время (п. 3 ст. 349 ГК РФ).

Информация для заказчиков: правила отражения в бухгалтерском учете сумм, предоставляемых участниками закупки в качестве обеспечения исполнения контракта подробно описаны здесь — //www.klerk.ru/buh/articles/419998/.

Когда требуют обеспечение

Заказчик обязан требовать от участника обеспечение заявки на участие в аукционе при сумме тендера более 1 млн рублей (ч. 1 ст. 44 закона №44, п. 1 Постановления №439). Законом не установлен запрет на требование заказчиком обеспечения при проведении тендера с ценой не выше 1 млн рублей. Заказчик не обязан, но вправе его установить, если считает это обоснованным решением.

Используйте обзоры и инструкции КонсультантПлюс:

  1. Готовое решение: правила возврата обеспечения.
  2. Изменения от ФАС по обеспечению заявок и исполнения договоров по 223-ФЗ.
  3. Важные изменения с июля 2021 года.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .

Зачем ввели обеспечение заявки

Без такого важного гарантийного взноса любая неблагонадежная фирма могла бы сорвать закупки серьезных компаний и учреждений. Она может, например, назначить низкую цену, выиграть тендер, но затем отказаться подписывать контракт, так как не может его выполнить

В результате, конкурс приходится проводить снова, а важные закупки парализованы.

Процесс организации новых торгов особенно сложен для государственных организаций, которые не могут распоряжаться бюджетными средствами без специальных процедур. Соответственно, стоит сорвать контракт школам, муниципальным учреждениям, больницам и т. п., и они не смогут вовремя закупить медикаменты, книги, продукты питания и пр.

Каким образом может размещаться заказ?

Помимо этого, становится доступным формирование прозрачного рынка в сфере госзакупок.

Как выше упоминалось, обеспечение заявки (тендерной, аукционной, конкурсной) по 223-ФЗ является основным условием для подачи этой заявки. Размер ее устанавливается в зависимости от способа обеспечения и стоимости самого контракта.

В настоящее время госзаказ может быть размещен одним из способов:

  1. Организация торгов (аукцион или конкурс);
  2. Без организации торгов.

При проведении аукциона победителем является конкурсант, который, в отличие от других участников, предложил меньшую цену. При организации конкурса, госзаказ может быть размещен с сопровождающими его параметрами оценки (размер обеспечения, сроки подачи заявок, возврат обеспечения и т.п.). На основании указанных оценочных параметров заказчик сам выбирает победителя конкурса. Победителем в конкурсе становится участник, предложение которого содержит наиболее выгодные условия.

Относительно тендера, как способа размещения госзаказа, то в России его можно приравнять к торгам (конкурс). Соответственно, способ обеспечения тендерной заявки – это практически то же, что и обеспечение конкурсной заявки (аукционной).

У единственного поставщика

При проведении закупки у единственного поставщик заказчик может (но не обязан) установить требование об обеспечении исполнения. Исключения составляют случаи, когда правовым актом, на основании которого проводится данная закупка, не установлена обязанность заказчика включить требование об обеспечении.

Право устанавливать обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика возможно в случаях, указанных в пунктах 1, 2, 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

При закупке в случае, указанном в п.2 ст.93, обязанность установления обеспечения контракта предусматривается при наличии соответствующих правовых актов, предусмотренными указанным пунктом.

Заказчик вправе установить обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика в следующих случаях:

закупки у естественных монополий (п.1),
у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации (п.2),
контракты до 100000 рублей с выполнением дополнительных условий (п.4),
закупки учреждений культуры, образовательных учреждений на сумму до 400000 рублей (п.5),
выполнение услуг, которые могут осуществляться только органом исполнительной власти, либо подведомственными ему государственным учреждением или государственным унитарным предприятием (п.6),
контракты на поставку от российских производителей военной техники, оборудования и вооружения, не имеющих аналогов; порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники установлен Постановлением от 19 сентября 2013 года №826; порядок формирования их цены установлен Постановлением от 25 января 2008 г. №29 (п.7),
закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, за исключением услуг по реализации сжиженного газа (п.8),
закупки, при которых затраты времени нецелесообразны (товары, работы, услуги вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме) (п.9),
поставка культурных ценностей для государственных фондов (п.10),
закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1292 (п.11),
произведения, исполнения, фонограммы, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу (п.13),
закупка печатных и электронных изданий или доступа к ним у издателей, если им принадлежат исключительные права (п.14),
заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п.15),
направление работника в служебную командировку (п.26)
закупки лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний на сумму до 200000 рублей (п.28),
заключение договора энергоснабжения или покупки электроэнергии (п.29),
аренда помещений на территории других государств (п.32),
контракт на преподавательские услуги и услуги экскурсовода физлицами (п.33),
закупки для органов внешней разведки (п.40),
закупки в целях обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (п.41),
заключение федеральным органом исполнительной власти контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных (п.42),
закупка услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ (п.44),
услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию (п.45),
закупки на оперативно-розыскную деятельность (п.46)
и другие.

Полный перечень случаев, когда требование об обеспечении исполнения контракта заказчик имеет право не устанавливать, приведен в части 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Что такое обеспечение заявки?

Это финансовый инструмент, с помощью которого участник закупки подтверждает серьёзность своих намерений в случае победы. Поставщики вносят деньги и таким образом подтверждают готовность подписать контракт на условиях заказчика. Если поставщик после победы в закупке в одностороннем порядке решит повысить цены, поставить другие товары или просто уклониться от подписания контракта, то потеряет обеспечительный платеж.

Как правило, обеспечение заявки используется в госзакупках, которые проходят по закону № 44-ФЗ. В коммерческих закупках и закупках по закону № 223-ФЗ заказчики могут и не просить обеспечения.

Формы обеспечения исполнения контракта

Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Важно: Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, САМОСТОЯТЕЛЬНО. Если в качестве ОИК победитель выбирает внесение денежных средств на счет заказчика, то документом подтверждающим предоставление обеспечения исполнения контракта будет оригинал платежного поручения

При этом стоит учитывать, что никаких счетов заказчик победителю не выставляет, перевод средств осуществляется по указанным заказчиком в документации реквизитам. Сами же денежные средства должны поступить на счет заказчика до дня подписания контракта

Если в качестве ОИК победитель выбирает внесение денежных средств на счет заказчика, то документом подтверждающим предоставление обеспечения исполнения контракта будет оригинал платежного поручения. При этом стоит учитывать, что никаких счетов заказчик победителю не выставляет, перевод средств осуществляется по указанным заказчиком в документации реквизитам. Сами же денежные средства должны поступить на счет заказчика до дня подписания контракта.

Если в качестве ОИК победитель предоставляет заказчику банковскую гарантию (БГ), то подтверждающим документом будет оригинал БГ. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. О том, как самостоятельно получить банковскую гарантию подробно написано здесь.

У каждой формы обеспечения исполнения контракта есть как свои плюсы, так и свои минусы. Например, внесение денежных средств на счет заказчика происходит значительно быстрее и проще, однако изъятие из оборота свободных средств для большинства компаний является непозволительной роскошью. Банковская же гарантия в этом случае является более предпочтительной, т.к. не требует вывода из оборота значительных для организации сумм. Однако не всегда удается получить БГ в отведенный для подписания контракта срок, плюс участнику необходимо собрать достаточно большой пакет документов для её получения, а также в некоторых случаях можно столкнуться с отказом банка в выдаче БГ.

Порядок обеспечения заявки

Рассмотрим ключевые вопросы обеспечения заявки для торгов.

Виды обеспечения — банковская и независимая гарантия, гарантийный платеж

Для остальных участников оптимальными мерами обеспечения по 223-ФЗ также являются предоставление гарантии, выданной кредитной или коммерческой организацией, и внесение обеспечительного платежа.

Заказчику важно предусмотреть в закупочной документации все основные условия внесения обеспечения. Для гарантии, выданной банком, таковыми являются:

  • сумма;
  • срок действия документа;
  • условие о безотзывности и др.

Если способом обеспечения избрано внесение гарантийного платежа на счет, то необходимо указать сумму, реквизиты счета, сроки внесения.

Если торги проводятся для участников-СМСП, то обеспечение вносится путем блокировки денежных средств на спецсчете такого участника.

Обратите внимание! Спецсчет может быть открыт только в одобренном Правительством РФ банке (п. 13 ст

3.4 закона № 223-ФЗ).

Денежные средства подлежат блокировке по указанию оператора электронной площадки. Такая информация отправляется в банк только после окончания срока для подачи заявок.

Риски! Если на спецсчете недостаточно денежных средств, то блокировка осуществлена не будет и заявка будет возвращена.

Размер обеспечения

Заказчик ограничен в праве установления требования об обеспечении заявки ценой договора (п. 27 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ).

В отношении закупок с участием СМСП максимальный размер обеспечения законодателем определен иначе.

Согласно п. 23 постановления Правительства РФ «Об особенностях участия…» № 1352 размер обеспечения для заявки при торгах с участием СМСП не должен быть больше 2% от цены договора.

Аналогичные разъяснения даны в письме Минэкономразвития РФ № Д28и-270.

Срок внесения обеспечения заявки

Заказчик вправе определить в закупочной документации срок, в течение которого должно быть предоставлено обеспечение. Например, можно предусмотреть срок внесения гарантийных средств на счет до подачи заявки с предоставлением доказательств перечисления денег (платежного поручения, выписки с банковского счета).

Если тендер проводится среди СМСП, то денежные средства блокируются в течение часа с момента поступления указания от оператора электронной площадки.

Обратите внимание! Участник закупки вправе распоряжаться незаблокированной частью денежных средств на спецсчете

Возврат обеспечения заявки

Если участник проиграл торги, предоставленное им ранее обеспечение подлежит возврату. В закупочной документации заказчик должен прописать срок, в течение которого средства будут возвращены.

Возврат обеспечения заявки по 223-ФЗ не производится только при наличии двух обстоятельств (п. 26 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ):

  • выигравший участник отказывается подписать договор;
  • участник не предоставляет обеспечение выполнения договора.

Заблокированные на спецсчете денежные средства банк разблокирует в течение часа с момента указания оператора.

Причины демпинга в госзакупках

Встречаясь с ситуациями, когда поставщики выигрывают тендер с ценой на 60-80% ниже установленной, возникает резонный вопрос: зачем они это делают? Рассмотрим самые распространенные причины из множества существующих.

Победитель – «дебютант»

Дебютант, то есть новичок. Он невнимательно отнесся к изучению технического задания, не увидел в нем ключевые моменты, составил нерентабельный бизнес-план (или вообще не составлял его). Такой поставщик мог взять работу на поставку, а оказалось, что нужно произвести еще монтаж и сборку. Что нужно лично присутствовать на приемке по каждому этапу. Что работники должны иметь санитарные книжки, а используемые товары — сертификаты качества.

В результате у него не примут товар, заказчик расторгнет контракт и отправит информацию о нем в РНП. Это понятно, однако серьезные поставщики этот заказ уже потеряли.

Договоренность между сторонами

Победитель и заказчик незаконно договорились о том, что падение в цене будет каким-то образом возмещено. Например:

  • Увеличение цены на 10%.
  • Прямой контракт на дополнительные, включая несуществующие услуги, которые не нужно будет исполнять.
  • Частично работы будут произведены силами сотрудников заказчика без дополнительной оплаты.
  • Не весь товар из перечня будет поставлен.
  • Вместо новой продукции – будет поставлен б/у товар.
  • И другие варианты.

Ошибки поставщиков

  • Завышенная себестоимость.
  • Конкурент имеет какие-то особенные преимущества в логистике, отношениях с субподрядчиками (производителями и т.п.).
  • Конкурент поставляет или использует в работе более дешевый товарный знак.
  • Переплачивание налогов или собственные излишние расходы.
  • И др.

Проверьте все варианты. Ищите ресурсы для снижения. Аналитика в бизнесе – важный момент.

Поставщик стал жертвой схемы «таран» или подобной

Несмотря на то, что этот пункт является темой для отдельной статьи, скажем о схеме «таран» в нескольких словах. Суть его заключается в сговоре нескольких поставщиков (обычно 3-х). Все они принимают участие в торгах наряду с вами. Участник № 1 делает небольшой шаг на 0,5% или 1%. А затем в игру вступают участники №2 и №3 и быстро снижают цену до 50% и более. Это делается ради победы участника №1. Затем на этапе оценки заявок поставщики под номерами 2 и 3 отсеиваются (не хватает документов, допусков, лицензий и т.д) и контракт заключается именно с 1-м поставщиком.

Победитель – мошенник

Демпингующий участник не собирается качественно исполнять обязательства по контракту. Он планирует договориться с заказчиком о приемке ТРУ, не соответствующих техзаданию. Такой поставщик будет действовать на «авось прокатит». И, конечно, он рискует попасть в РНП.

Также мошенники действуют и по другой схеме: находят субподрядчика, убеждают его выполнить работы без предоплаты, а сами получают деньги из бюджета. Затем, не расплачиваясь, пропадают. Фирму переоформляют на зиц-председателя с уставным капиталом в 10 тыс. руб., без имущества, работников и расчетного счета.

Победителю не важна цена контракта

Выигравшему участнику важен сам контракт или быстрая оборачиваемость капитала. Какие цели он преследует?

  • Разгрузка складского помещения.
  • Быстрое получение денежных средств.
  • Выход на престижного заказчика.
  • Получение опыта.
  • Портфолио.
  • Корректировка сезонных факторов.
  • Возмещение убытков от проседания других каналов продаж.
  • И другие обстоятельства.

В каком размере, порядке и на какой срок должно быть предоставлено такое обеспечение?

Согласно ч. 2.2. ст. 96 Закона № 44-ФЗ размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% НМЦК. Порядок и срок предоставления обеспечения гарантийных обязательств должны быть определены заказчиком в контракте (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). При определении порядка и срока предоставления обеспечения гарантийных обязательств заказчику необходимо помнить о следующем:

1) В соответствии с ч. 7.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ оформление сторонами документа о приемке осуществляется только после предоставления обеспечения гарантийных обязательств. В отличие от обеспечения исполнения контракта обеспечение гарантийных обязательств предоставляется после заключения контракта, но до подписания сторонами документа о приемке. В Законе № 44-ФЗ не решен вопрос о том, как следует поступить заказчику, если продукция по контракту принимается частями (например, равными партиями поставляется компьютерное оборудование)?

Формально ч. 7.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ не допускает требовать предоставление обеспечения при закрытии отдельного этапа исполнения контракта. При этом срок гарантийных обязательств по контракту может начать течь после поставки части продукции (в отношении этой части) и подписания сторонами документа о приемке. Без затребования обеспечения гарантийных обязательств по части уже поставленной продукции выполнение таких обязательств будет не гарантировано. Для исключения споров мы не рекомендуем предусматривать частичную приемку при установлении требования об обеспечении гарантийных обязательств. Однако, если без приемки частями нельзя обойтись, рекомендуем устанавливать требование об обеспечении гарантийных обязательств в части всего объема поставленной продукции. При этом сумма обеспечения гарантийных обязательств не должна превышать 10% НМЦК. Подробнее о том, какие еще встречаются проблемы с установлением требований об обеспечении гарантийных обязательств, а также как такие проблемы решать читайте здесь.

2) Обеспечение гарантийных обязательств может предоставляться поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в виде банковской гарантии или внесением денежных средств на счет заказчика (ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Срок предоставления такого обеспечение не может быть менее срока действия гарантийных обязательств + один месяц. Например, если при закупках работ по строительству объекта капитального строительства заказчик установил срок гарантии в размере 5 лет на основании ст. 756 ГК РФ, подрядчик обязан предоставить обеспечение на срок не менее 5 лет + 1 месяц. В период действия гарантийных обязательств поставщик (подрядчик, исполнитель) имеют право заменить ранее предоставленное обеспечение гарантийных обязательств (ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ), но не может уменьшить его размер. Это отличительная черта такого обеспечения от обеспечения исполнения контракта.

3) Закон № 44-ФЗ не предусматривает обязанность заказчика прописывать в контракте срок возврата обеспечения гарантийных обязательств. При отсутствии такого условия обеспечение гарантийных обязательств должно быть возвращено заказчиком в разумный срок (в случае предоставления обеспечения гарантийных обязательств в форме денежных средств). Согласно позиции Минфина России по данному вопросу (см. письмо Минфина России от 19 августа 2020 г. N 24-03-07/63253):

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector