Расторжение контракта по 44-фз: особенности и последствия

Расторжение контракта по соглашению сторон

В случае отсутствия претензий у сторон, подписавших контракт, возможно его расторжение. Данное условие определено Законом № 44 и может не прописываться дополнительно в договоре. Осуществляется в любое время без дополнительного обоснования.

Вероятны случаи, при возникновении которых госконтракт расторгается по соглашению:

  • невозможно выполнение договора исполнителем по не зависящим от него обстоятельствам
  • заказчик утратил потребность в товаре или услуге, а исполнитель готов к расторжению контракта без возмещения материального ущерба
  • выполнение госконтракта невозможно по причине возникновения форс-мажорных обстоятельств (природные и техногенные катастрофы и аварии, эпидемии и др.)

Расторжение подготавливается как дополнительное соглашение к госконтракту в форме, аналогичной той, в которой подписан сам контракт (на бумажном носителе или в электронном виде).

Соглашение содержит следующие сведения:

  • реквизиты заключивших договор сторон
  • причины расторжения
  • наименование и количество поставленного и оплаченного товара (оказанной услуги)
  • если требуется ‒ сроки возврата перечисленного аванса или обеспечения
  • факт отсутствия претензий у сторон

В письме № Д28и-130, подготовленном Минэкономразвития России, содержится разъяснение, что госконтракт не может быть расторгнут частично. Данная процедура не предусмотрена Законом № 44. При поставке товара или оказании услуг не в полном объёме заказчик осуществляет приёмку и оплату по факту.

Согласно данным ЕИС, во II квартале 2020 года было расторгнуто 103 519 контрактов общей стоимостью 234 млрд рублей. В 98 % случаев контракты расторгались по соглашению сторон.

Возможные последствия! Расторжение госконтракта по соглашению сторон является верным решением, так как поставщик не вносится в РНП (См. также: “Как действовать, чтобы не оказаться в реестре недобросовестных поставщиков“). Однако в этот документ необходимо внести положение о прекращении обязательств сторон «в том числе в части несения ответственности». Иначе заказчик может подать иск о взыскании неустойки вплоть до момента истечения срока исковой давности на основании норм статьи 196 ГК РФ.

Случаи, когда заключается соглашение о расторжении договора

Один из партнеров при наступлении событий, указанных выше, обращается к контрагенту с предложением прекратить сотрудничество (офертой). Подробнее о составлении обращения читайте в статье Составляем письмо о расторжении договора — образец.

Направление такого письма обязательно и в том случае, когда в дальнейшем заинтересованное в расторжении контракта лицо планирует обратиться в суд, т. к. п. 2 ст. 452 ГК РФ требует для привлечения судебных органов обязательного выполнения одного из 2 условий:

  • получения отказа на предложение о расторжении контракта;
  • неполучения ответа в установленный срок, который по умолчанию равняется 30 дням. 

Важно! Предложение о расторжении контракта и проект соглашения направляются на юридический адрес контрагента, содержащийся в выписке из ЕГРЮЛ, либо иной согласованный сторонами адрес. При этом риск неполучения такого сообщения лежит на адресате

Данная позиция закреплена в п. 1 постановления пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61.

Для подписания соглашения о расторжении контракта во внесудебном порядке требуется акцепт предложения контрагентом. Акцептом может служить:

  • согласие на прекращение отношений;
  • подписание предложенного проекта соглашения о расторжении контракта;
  • молчание партнера, если такое условие предусмотрено контрактом или законом. 

Как расторгнуть контракт по 44‑ФЗ: условия и риски

Статья актуальна на 7 июля 2020

Госконтракт можно расторгнуть, если одна из сторон не соблюдает его условия. Кто и когда может это сделать и в каких случаях у поставщика есть риск попасть в РНП?

В законе о госзакупках есть четыре основания для того, чтобы расторгнуть контракт (ч. 8 ст. 95 44-ФЗ):

  • по соглашению сторон, 
  • по инициативе заказчика, 
  • по инициативе поставщика,
  • по решению суда.

Если условия расторжения не описаны в 44-ФЗ, стороны руководствуются Гражданским кодексом. Посмотрим на условия и риски каждого из способов. 

Условия 

Стороны могут расторгнуть контракт, если у них нет претензий друг к другу. Эта возможность прописана в 44-ФЗ, ее необязательно указывать в контракте. Есть разные ситуации, когда стороны  расторгают контракт по взаимному соглашению, например: 

  • Поставщик не может исполнить контракт по независящим от него причинам (истек срок контракта, а заказчик выбрал не весь товар).
  • У заказчика нет необходимости в поставке товара, и поставщик согласен расторгнуть контракт, не требуя от заказчика возмещать ущерб. 
  • Невозможно выполнить контракт из-за форс-мажора (наводнение, войны, забастовки, санкции, пандемия и т.д.). 

Стороны оформляют расторжение в виде дополнительного соглашения к контракту в той же форме, что и контракт: бумажной или электронной. В документе прописывают:  

  • реквизиты сторон,
  • причины расторжения, 
  • количество уже поставленного и оплаченного товара, 
  • сроки возврата аванса или обеспечения (при необходимости),
  • отсутствие претензий. 

Контракт нельзя расторгнуть частично. Это подтверждает Минэкономразвития России в письме от 16.01.2017 № Д28и-130. Если товар поставлен не в полном объеме, то заказчик принимает и оплачивает его фактически поставленное количество.   

Больница заключила контракт на поставку медикаментов в несколько этапов.

В определенный момент заказчик отказался принимать товар, сославшись на его переизбыток на складе, и предложил поставщику расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

В 2019 году по соглашению сторон расторгли 674 контракта на 1,3 трлн рублей — это 98 % от общего количества расторгнутых контрактов. Около 2 % договоров расторгли в одностороннем порядке и всего 0,13 % — по решению суда. Это статистика Минфина.

Риски 

Если  стороны расторгли контракт по соглашению, поставщик не попадет в РНП. Но если в соглашении не прописать, «что обязательства сторон прекращаются, в том числе в части несения ответственности», заказчик сможет взыскать неустойки в любое время, пока не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК). 

Условия

Поставщик может отказаться исполнять контракт, если такая возможность указана в контракте, а его права нарушены. Он также в течение трех дней уведомляет заказчика о своем решении. Если заказчик за десять дней не устранил нарушения, решение вступает в силу (ч. 21 ст. 95 44-ФЗ). 

Причины для расторжения контракта должны быть существенными, например:

  • заказчик необоснованно отказывается принимать товар или оплачивать выполненные работы,
  • обстоятельства непреодолимой силы.

Также можно расторгнуть контракт в связи с существенным изменением обстоятельств. Но согласно  формулировке из ГК, эти обстоятельства должны измениться настолько, что «если  стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях».

Как и заказчик, поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб. Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта или закупку партии товара у производителя (ст. 451 ГК РФ).  

Расторжение через суд или во внесудебном порядке?

Если на расторжении договора настаивает только одна из сторон, а другая с этим не согласна, договор может быть расторгнут по решению суда только при существенном нарушении его условий, допущенном другой стороной, и в иных случаях, предусмотренных законами или самим договором. Причем существенным признается нарушение договора одной стороной, влекущее для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Иными словами, сторона не может расторгнуть заключенный договор лишь по собственной инициативе, без соответствующего судебного решения. Однако нельзя не отметить: данная норма ГК РФ вступает в некоторое противоречие как с нормами гражданского законодательства, устанавливающими случаи «внесудебного» одностороннего расторжения договора (например, см. описанную выше ситуацию одностороннего отказа от исполнения и расторжения договора поставки), так и с соответствующими нормами других федеральных законов, в том числе Закона № 44-ФЗ.

В связи с этим на практике нередко возникает вопрос: чем же руководствоваться при одностороннем отказе от исполнения и расторжении контрактов по Закону № 44-ФЗ – названным законом или ГК РФ? Чтобы дать ответ, нужно внимательно прочитать ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ. В ней говорится, что нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие осуществление закупок, в том числе особенности исполнения контрактов, должны соответствовать Закону № 44-ФЗ. Следовательно, если по ГК РФ нужно расторгать контракт в одностороннем порядке через суд, а в Законе № 44-ФЗ данное расторжение предусмотрено без обращения в суд, превалирует норма Закона № 44-ФЗ.

Впрочем, этот вывод относится только к договорам, заключенным в рамках Закона № 44-ФЗ. Что касается сторон по договорам, заключенным по Закону № 223-ФЗ, им следует придерживаться лишь тех норм, которые содержатся в самом Гражданском кодексе (Закон № 44-ФЗ отношения названных сторон уже не регулирует).

Если в ситуации существенного изменения обстоятельств контрагентам не удалось расторгнуть договор по соглашению сторон, решение принимает суд по требованию инициатора такого расторжения.

То есть, с одной стороны, согласно гражданскому законодательству указанный контрагент может в одностороннем порядке и без обращения в суд расторгнуть только договор поставки (на основании п. 4 ст. 523 ГК РФ). Во всех же остальных случаях, где идет речь только об одностороннем отказе от исполнения договора (например, при заключении договора возмездного оказания услуг), контрагент может лишь отказаться от исполнения своих обязательств по такому договору, а вот расторгать его при невозможности сделать это по соглашению сторон придется через суд. Добиться нужного судебного решения, если отказ от исполнения договора уже произошел в силу возникновения установленных законодательством случаев, будет в принципе несложно, но лишнее время и другие ресурсы все равно будут потрачены.

С другой стороны, в ГК РФ есть отдельная норма, в соответствии с которой в случае одностороннего отказа от договора (его исполнения) полностью или частично (если такой отказ допускается) договор считается расторгнутым или измененным (п. 2 ст. 450.1 ГК РФ). Хотя данная норма, опять же, несколько не стыкуется с анализируемым положением о том, что без согласия одной из сторон договор может быть расторгнут только по решению суда, именно на эту норму можно опираться в ситуации, когда сторона, отказавшись в одностороннем порядке от исполнения договора по разрешенным основаниям, считает, что тем самым она одновременно расторгла договор. Такой позиции в отношении закупок по Закону № 223-ФЗ придерживаются и суды.

Отметим, что требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор по соглашению сторон либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в 30-дневный срок (ст. 452 ГК РФ). Также добавим, что на практике степень значительности ущерба в каждом конкретном случае определяется судом.

Расторжение через суд или во внесудебном порядке?

Если на расторжении договора настаивает только одна из сторон, а другая с этим не согласна, договор может быть расторгнут по решению суда только при существенном нарушении его условий, допущенном другой стороной, и в иных случаях, предусмотренных законами или самим договором. Причем существенным признается нарушение договора одной стороной, влекущее для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Иными словами, сторона не может расторгнуть заключенный договор лишь по собственной инициативе, без соответствующего судебного решения. Однако нельзя не отметить: данная норма ГК РФ вступает в некоторое противоречие как с нормами гражданского законодательства, устанавливающими случаи «внесудебного» одностороннего расторжения договора (например, см. описанную выше ситуацию одностороннего отказа от исполнения и расторжения договора поставки), так и с соответствующими нормами других федеральных законов, в том числе Закона № 44-ФЗ.

В связи с этим на практике нередко возникает вопрос: чем же руководствоваться при одностороннем отказе от исполнения и расторжении контрактов по Закону № 44-ФЗ – названным законом или ГК РФ? Чтобы дать ответ, нужно внимательно прочитать ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ. В ней говорится, что нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие осуществление закупок, в том числе особенности исполнения контрактов, должны соответствовать Закону № 44-ФЗ. Следовательно, если по ГК РФ нужно расторгать контракт в одностороннем порядке через суд, а в Законе № 44-ФЗ данное расторжение предусмотрено без обращения в суд, превалирует норма Закона № 44-ФЗ.

Впрочем, этот вывод относится только к договорам, заключенным в рамках Закона № 44-ФЗ. Что касается сторон по договорам, заключенным по Закону № 223-ФЗ, им следует придерживаться лишь тех норм, которые содержатся в самом Гражданском кодексе (Закон № 44-ФЗ отношения названных сторон уже не регулирует).

Если в ситуации существенного изменения обстоятельств контрагентам не удалось расторгнуть договор по соглашению сторон, решение принимает суд по требованию инициатора такого расторжения.

То есть, с одной стороны, согласно гражданскому законодательству указанный контрагент может в одностороннем порядке и без обращения в суд расторгнуть только договор поставки (на основании п. 4 ст. 523 ГК РФ). Во всех же остальных случаях, где идет речь только об одностороннем отказе от исполнения договора (например, при заключении договора возмездного оказания услуг), контрагент может лишь отказаться от исполнения своих обязательств по такому договору, а вот расторгать его при невозможности сделать это по соглашению сторон придется через суд. Добиться нужного судебного решения, если отказ от исполнения договора уже произошел в силу возникновения установленных законодательством случаев, будет в принципе несложно, но лишнее время и другие ресурсы все равно будут потрачены.

С другой стороны, в ГК РФ есть отдельная норма, в соответствии с которой в случае одностороннего отказа от договора (его исполнения) полностью или частично (если такой отказ допускается) договор считается расторгнутым или измененным (п. 2 ст. 450.1 ГК РФ). Хотя данная норма, опять же, несколько не стыкуется с анализируемым положением о том, что без согласия одной из сторон договор может быть расторгнут только по решению суда, именно на эту норму можно опираться в ситуации, когда сторона, отказавшись в одностороннем порядке от исполнения договора по разрешенным основаниям, считает, что тем самым она одновременно расторгла договор. Такой позиции в отношении закупок по Закону № 223-ФЗ придерживаются и суды.

Отметим, что требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор по соглашению сторон либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в 30-дневный срок (ст. 452 ГК РФ). Также добавим, что на практике степень значительности ущерба в каждом конкретном случае определяется судом.

Порядок

Когда происходит расторжение контракта по желанию контрактника, то требуется соблюсти определенный порядок. Это относится не только к самому военнослужащему, но и к командованию воинской части. В частности, сделать нужно следующее:

  1. Контрактник сообщает командиру о том, что желает уволиться. Желание выражается в письменном выражении и имеет форму рапорта. В законе нет четко закрепленного бланка рапорта, поэтому составить его нужно в произвольной форме.
  2. Подкрепить составленный документ посредством документации, которая доказывает наличие отраженных в рапорте причин увольнения.
  3. Направить рапорт в часть. Сделать это можно двумя способами, которые описаны ниже.
  4. Разрешение документа производится в течение тридцати дней с момента его поступления.
  5. Получить ответ. Направляется он заявителю в письменной форме.

В рапорте нужно указать личные данные военнослужащего, данные командира части. Также обязательными элементами выступают дата и подпись заявителя. Составить документ требуется в двух экземплярах. Регистрировать их нужно в строевом отделе. Один экземпляр нужно оставить части, второй, с отметкой о принятии, забрать заявителю.

После того, как указанный период времени прошел, военнослужащему поступает ответ, который должен быть мотивированным. Если рапорт не разрешен, то есть возможность составить жалобу на совершение командованием части неправомерных действий. Обращаются в этой ситуации в органы прокуратуры или гарнизонный суд. Обращение составляется в военную прокуратуру, расположенную по месту несению службы. Обязательно отражается причина написания рапорта. Стоит учесть, что приведенные причины в документе должны носить уважительный характер.

Это интересно: Выплаты военнослужащим при увольнении по оргштатным мероприятиям 2020 год

Согласно имеющейся практике по расторжению контрактов уважительными считаются причины, которые препятствуют выполнить условия, прописанные в документе. К ним относятся:

  • проживание родственников военнослужащего за пределами страны;
  • личные убеждения или взгляды, связанные с религией;
  • низкий размер довольствия, который лишает возможности обеспечить всю семью;
  • если контрактник один воспитывает ребенка;
  • ухудшение состояния здоровья беременной женщины-военнослужащей;
  • при невозможности использования контрактником всех имеющихся у него знаний и умений на занимаемой должности, при условии, что назначить его на вышестоящую должность не получится;
  • смерть родственника, с чем связана невозможность продолжения службы.

При низком уровне дохода оценка дается минимальной зарплате, установленной для региона, где проходит службу человек. Если контрактник в одиночку занимается воспитанием детей, то нужно установить, что отсутствует материальная поддержка от второго родителя. При этом второй родитель не должен быть лишен прав в отношении детей в судебном порядке.

Для рассмотрения комиссии поданного документа отводится неделя. Помимо рассмотрения самих материалов дела, комиссия вызывает для заслушивания контрактника. Дается объективная оценка названных им причин разрыва контракта. Причины прекращения трудовых отношений могут быть признаны комиссией уважительными или нет. В результате рассмотрения рапорта составляется протокол, где отражается принятое решение. Подписывается данный документ всеми членами, принимавшими участие в решении поставленного вопроса.

Решение носит рекомендательный характер для командования части. Если он сочтет нужным, то может учесть его при расторжении контракта с военнослужащим. Решение в окончательном варианте принимается командиром, которые наделен в установленном порядке полномочиями, связанными с изданиями приказом, касающихся увольнения личного состава. Если контрактник не согласен с решением, вынесенным аттестационной комиссией или командира, то он имеет возможность обжаловать указанные документы. Чтобы нарушить свои нарушенные права обратиться нужно в органы прокуратуры или суда.

В законодательстве четко не прописан временной промежуток, в течение которого должен быть издан приказ о прекращении трудовых отношений с военнослужащим-контрактником. Это дает основание полагать, что указанный вопрос рассматривается в разумные сроки. Однако, часто на практике можно встретить ситуации, когда процедура разрыва контракта по желанию военнослужащего.

Как уведомить поставщика

Вот инструкция по надлежащему оповещению:

  1. Опубликуйте решение в реестре дополнительной информации о закупках, контрактах в ЕИС.
  2. Отправьте решение поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который прописан в госконтракте.
  3. Отправьте решение любым из следующих способов: телеграммой, по факсу, по электронной почте, другим способом, который позволяет зафиксировать уведомление и получить подтверждение, что документ вручен.

В ч. 12 ст. 95 44-ФЗ указан срок направления уведомления о расторжении договора в одностороннем порядке — 3 рабочих дня от даты принятия решения.

ВАЖНО!

Чтобы оповестить, выполняют все три действия. Это указано в письмах Минэкономразвития № Д28и-2763 от 13.10.2016 и № Д28и-2623 от 30.09.2016.

Есть судебная практика, по которой для расторжения контракта достаточно иметь доказательство, что поставщик получил решение о расторжении (например, сведения о вручении заказного письма). В этом случае оповещение считают надлежащим, а госконтракт — расторгнутым, даже если не выполнили все три действия, которые предусмотрены в ч. 12 ст. 95 44-ФЗ. Например, не выложили решение в ЕИС. Это указано в п. 16 обзора судебной практики применения законодательства о контрактной системе, который утвержден президиумом Верховного Суда от 28.06.2017.

ВАЖНО!

В КоАП есть ч. 3 ст. 7.30, по которой штрафуют за неразмещение необходимой информации в ЕИС.

В ч. 12 ст. 95 44-ФЗ указано, что дата надлежащего оповещения зависит от сложившейся ситуации:

  1. День, когда получили подтверждение, что поставщик получил уведомление.
  2. День, когда получили данные, что поставщика нет по адресу, который прописан в контракте.
  3. 31-й день от даты публикации решения в ЕИС, если раньше не получали подтверждение или информацию.

Ответственность

В случае расторжения контракта по вине поставщика, он вносится в реестр недобросовестных поставщиков. Также заказчик имеет право взыскать с него неустойку и подать в суд на возмещение ущерба, причинённого ненадлежащим исполнением обязательств. Причём взыскать неустойку заказчик может и в случае расторжения договора по соглашению сторон, если в соглашении не было прописано, что обязательства сторон в части несения ответственности также прекращаются. Впрочем, это можно отнести и к поставщику.

Решение данных вопросов производится в порядке арбитражного судопроизводства. Также для привлечения к ответственности можно обратиться в ФАС для применения к виновному соответствующих взысканий.

Одностороннее расторжение государственного контракта по 44-ФЗ по инициативе заказчика

Расторжение контракта может быть осуществлено в одностороннем порядке на основании решения либо заказчика, либо исполнителя. Для осуществления такой процедуры используется статья 95 Федерального Закона «О контрактной системе». Однако следует понимать, что и в том, и в другом случаях речь идет об обязательном подтверждении основания для расторжения любого контракта.

По инициативе государственного заказчика контракт может быть расторгнут в том случае, если сам заказчик подтверждает основания для такого расторжения, например, на основании результатов независимой экспертизы, которая была призвана для того, чтобы уточнить качество поставляемого товара либо оказываемых услуг, или выполняемых работ.

Если заказчик принял решение о расторжении контракта, в течение трех дней с момента принятия решения о расторжении он должен разместить свое решение в документальном виде в

Единой информационной системе

. Кроме того, такое решение должно быть направлено исполнителю по контракту для того, чтобы уведомить его о принятом решении заказчика.

Направление возможно только в виде заказного письма с уведомлением и описью вложения либо телеграммой или посредством использования факсимильной связи. Однако каждый из перечисленных способов должен отвечать главному требованию – предоставление информации о дате отправки и получения такого уведомления. Если указанные требования к вручению уведомления заказчиком выполнены в полном объеме, то это будет считаться надлежащим уведомлением. Оспорить расторжение контракта в таком случае исполнитель сможет только в суде, если сможет доказать, что решение принято заказчиком необоснованно.

Вступить в силу решение заказчика о расторжении контракта может по истечении десяти дней после надлежащего уведомления о расторжении исполнителя контракта. Только после этого контракт будет считаться расторгнутым.

Расторгнуть контракт заказчик может в случае:

  • если выяснится, что сам исполнитель либо предоставляемый им товар или оказываемые услуги не соответствуют тем требованиям, которые были сформулированы в документации об осуществлении закупки;
  • производство товаров, оказание услуг или выполнение работ, которые должны быть осуществлены на основании заключенного государственного контракта, были осуществлены по итогам исполнения специального инвестиционного контракта, который в последующем был расторгнут;
  • расторгается государственный контракт, который был заключен в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ, то есть с использованием механизма закупки у единственного поставщика. Расторжение контракта в этом случае возможно в том случае, если поставщик не соответствует условиям данного пункта указанного федерального закона. Основными параметрами для такого расторжения следует рассматривать то, что поставщик не является юридическим лицом, либо исполнитель по контракту не находится в том регионе (не имеет юридического адреса), в котором производится закупка.

Общий порядок действий в этом случае выглядит следующим образом:

  1. Принятие решения заказчиком о расторжении контракта и оформление такого решения в виде специального документа. Как правило, такое решение должно быть оформлено в виде специально подписанного протокола заседания совета специально уполномоченных лиц на принятие ключевых решений по заключенным контрактам.
  2. Уведомление исполнителя по контракту о досрочном расторжении заключенного контракта. Уведомление должно быть осуществлено надлежащим образом, иначе расторжение контракта может быть оспорено судом.
  3. Публикация уведомления о расторжении контракта в Единой информационной системе для оповещения всех заинтересованных лиц о проводимой процедуре.
  4. Предоставление сведений об исполнителе, с которым расторгнут контракт по инициативе заказчика, в Федеральную антимонопольную службу для включения такого исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков, если причиной расторжения стало неисполнение поставщиком своих обязательств по контракту.

В какой форме составлять соглашение о расторжении договора

П. 1 ст. 452 ГК РФ содержит требование о соответствии формы расторжения договора форме его заключения, поэтому соглашение о расторжении сделок, подлежащих госрегистрации или нотариальному удостоверению, также необходимо зарегистрировать или удостоверить у нотариуса. 

Обратите внимание! Данное требование не распространяется на соглашение об отступном, поскольку оно является самостоятельной сделкой, прекращающей обязательство в силу прямого указания закона, но не соглашением о расторжении. 

Риски! Несоблюдение формы соглашения о расторжении контракта в некоторых случаях может повлечь недействительность соглашения о расторжении (постановление АС Московского округа от 21.09.2016 по делу № А41-82273/2015), в остальных — незаключение соглашения о расторжении ввиду недоказанности волеизъявления сторон (определение Московского городского суда от 02.02.2016 № 4г-741/2016).

Обратите внимание! При заключении соглашений о расторжении договоров следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст

4.1 Закона № 223-ФЗ информация об исполнении договоров должна быть внесена заказчиками в реестр договоров. Срок для внесения данных – 10 дней (при расторжении договора – с даты расторжения).

Таким образом, прекращение взаимоотношений сторон возможно путем подписания соглашения о расторжении договора, которое должно содержать все реквизиты, указанные выше. При применении такого инструмента прекращения обязательств партнерам необходимо следить за четким соблюдением формы соглашения. Также нужно помнить о последствиях, которые могут наступить после подписания такого документа.

Гражданский кодекс РФ;

Постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132;

Постановление Пленума ВАС РФ № 61 от 30.07.2013;

Постановление АС Московского округа от 21.09.2016 по делу № А41-82273/2015.

Гражданский кодекс не регламентирует отдельно такой вид соглашения. Но предъявляет аналогичные требования к его форме. Это значит, что если по закону сделка подлежит нотариальному удостоверению, то и соглашение о расторжении договор потребуется заверить у нотариуса. Если требуется государственная регистрация (к примеру, аренда недвижимости), значит, и прекращение правоотношений должно осуществляться в такой же форме.

Проверьте размер платы за расторжение контракта

Размер платы за отказ от сделки должен быть соразмерен негативным последствиям из-за отказа от исполнения обязательств или изменением условий контракта. Иначе суд вправе частично или полностью отказать в ее взыскании.

Гражданский кодекс разрешает сторонам предусмотреть в договоре плату за односторонний отказ от договора или его изменение (п.3 ст.310 ГК РФ и п.16 постановления N 54). Плата должна компенсировать партнеру неудобства из-за отказа от исполнения обязательства и покрыть потери

Причем не важно, как стороны назовут такую выплату: штрафом, компенсацией, возмещением (определение Верховного Суда РФ от 03.11.15 N 305-ЭС15-6784)

Перед тем как включать в договор условие о плате за односторонний отказ от договора, изучите практику судов по сделке

Пленум Верховного Суда РФ обратил внимание на ситуацию, когда компания расторгает договор по условию, которое предусмотрено законом

Суд вправе снизить плату за отказ от договора

Суд может снизить размер платы за односторонний отказ от договора, если одновременно соблюдены два условия:

  1. Доказано, что размер платы не соответствует неблагоприятным последствиям, которые влечет отказ от исполнения обязательства;
  2. Сторона, которая хочет взыскать плату за односторонний отказ, действует недобросовестно.

Но из текста постановления Пленума Верховного Суда неясно, вправе ли суд по своей инициативе снизить размер платы или отказать в ее взыскании либо для этого требуется заявление. Но если компания хочет добиться снижения платы за односторонний отказ от договора, ей лучше самой заявить об этом суду. При этом сошлитесь на постановление N 54.

Одностороннее расторжение контракта заказчиком

Сфера обеспечения государственных и муниципальных нужд постоянно требует пристального внимания и тщательной регулировки с законотворческой точки зрения в силу своей специфичности.

Но прежде напомним, что основными участниками рассматриваемых правоотношений являются:

  • заказчик, представляющий федеральные, региональные или муниципальные интересы;
  • исполнитель – компания, победившая в торгах.

Основным средством, регулирующим хозяйственные отношения указанных сторон, выступает договор. При разработке условий договора участники, в свою очередь, обязаны опираться на актуальную нормативно-правовую базу, которую на сегодняшний день составляют:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Федеральный Закон № 44 РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Оба нормативных актов предусматривают вынужденную меру защиты управомоченных сторон договора против контрагентов, не исполняющих условия контракта. В их числе:

  • прекращение договора по взаимному соглашению сторон;
  • прекращение сделки в судебном порядке;
  • расторжение договора в одностороннем порядке одним из участников сделки.

И если подход к средствам борьбы с недобросовестным подрядчиком можно счесть надлежащим, то  единоличное прекращение договорных обязательств заказчиком нуждается в более взвешенном подходе со стороны законотворцев в связи с недостаточной проработанностью современных правовых механизмов.

Отказ поставщика от контракта по ФЗ-44

Для подрядчика и поставщика расторжение контракта в одностороннем порядке происходит аналогичным образом, поэтому далее будем говорить только о поставщике. Поставщик должен уведомить в течение 3-х дней с момента принятия решения об отказе госзаказчика сразу двумя способами:

  • заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес заказчика, указанный в контракте;
  • с помощью средств оперативного уведомления заказчика: по электронной почте, по факсимильной связи, путем направления телеграммы и т.д.

Контракт считается расторгнутым по истечении 10 дней с момента надлежащего уведомления заказчика.

Обратите внимание! В отличие от заказчика, поставщик не вносит в ЕИС сведения о своем решении отказаться в одностороннем порядке от контракта

Экспертиза

Заказчик имеет право производить экспертизу в отношении результатов исполнения контракта. Если по результатам экспертизы окажется, что ТРУ не соответствуют условиям контракта, заказчик может отказаться от исполнения своих обязательств в одностороннем порядке.

Предполагается, что экспертиза может быть как сплошной, то есть касаться всего объёма поставки, так и выборочной, то есть результаты проверки части товара будут распространяться на всю партию. А также проверяется не только само качество, но и при необходимости — комплектность, соответствие ГОСТам, ТУ, регламентам. Проверяется в том числе и подлинность предоставляемых поставщиком сопутствующих документов.

Некоторые предметы поставок могут быть корректно оценены только после их окончательной реализации (например, топливо). В таком случае эксперт имеет право опираться на отзывы потребителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector