Пени и штрафы: расчет по закону № 44-фз
Содержание:
- Материальная ответственность
- Материальная ответственность
- 1.1. в проекте контракта не предусмотрен срок приемки товара в случае проведения заказчиком экспертизы
- lic-r.ru
- Какие бывают штрафы по 44-ФЗ
- Условия взыскания неустойки по 44-ФЗ с подрядчика
- Что делать, если товар не поставлен — как регулируется защита прав покупателя?
- Виды неустойки
- Расчет пеней по 44-ФЗ максимально прост
- Новые штрафы для заказчиков и поставщиков
- 2.2. Штраф для поставщика
Материальная ответственность
Материальная ответственность сторон устанавливается самим контрактом. Предусматривают такие формы ответственности:
- пеня (начисляется за просрочку исполнения обязательств);
- штраф за ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ (начисляется за иное правонарушение).
Поставщик | |
---|---|
Пени |
С сентября 2017 года правила для расчета одинаковы и для заказчика, и для поставщика. Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязательств по госконтракту в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ и только за неисполненные обязательства. Подробно о правилах мы рассказывали в статье «Как посчитать и взыскать неустойку по госконтракту». Для расчета воспользуйтесь онлайн-калькулятором. |
Штрафы |
|
Если госконтракт заключался «в минус» (плата за право заключить контракт) и цена не превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства назначат штраф в виде фиксированной суммы:
Если госконтракт заключался «в минус» (плата за право заключить контракт) и цена контракта превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства назначат штраф в виде фиксированной суммы:
|
|
За ненадлежащее исполнение обязательств по выполнению техработ по строительству и реконструкции, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, штраф в размере 5% от стоимости этих работ. |
|
Если обязательства по госконтракту не имеют стоимостного выражения, то за неисполнение положен штраф:
|
|
ВАЖНО!
Если докажут наличие обстоятельств непреодолимой силы или вины третьей стороны, ответственности в виде штрафа удастся избежать.
Материальная ответственность
При проведении закупочных мероприятий для государственных и муниципальных нужд законодательство предусмотрело различные виды ответственности, как для заказчиков, так и для исполнителей заказа. Для начала следует уяснить, что такое пени и штрафы по 44-ФЗ:
- Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение обязательств представляют собой фиксированную договором сумму, которую придется заплатить в случае неисполнения или ненадлежащего выполнения работ.
- Пени начисляются за каждый день просрочки выполнения обязательств.
Материальная ответственность сторон определяется в тексте контракта. Различают следующие формы ответственности:
- Пеня (начисляется за просрочку исполнения обязательств);
- Штраф за ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ (начисляется за иное правонарушение).
В ст.34 44-ФЗ и Постановлении Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г. указаны штрафы и пени по 44-ФЗ с актуальными изменениями. Все они приведены в таблице ниже:
Исполнитель | |
Пени |
С сентября 2017 г. порядок исчисления идентичен и для заказчика, и для поставщика. Пени рассчитываются за каждый день просрочки исполнения обязательств по договору в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ и только за невыполненные работы. Пример: В рамках госзаказа поставщик должен поставить товар на 10 тыс. руб. до 20.04.2020 г. включительно. Но в указанный срок успел поставить товар только на 2 тыс. руб., а следующая партия на 8 тыс. руб. предоставлена заказчику только 03.05.2020 г. Просрочка составила 13 дней, ключевая ставка ЦБ РФ на это время составляет 5,50 %, сумма неисполненного в срок обязательства 8 тыс. руб. Сумма пени составит: 8 000 х 13 х 1/300 х 5,50 % = 19 рублей 07 коп. |
Штрафы | Начисляются только за неисполненный или ненадлежащим образом исполненный заказ (за просрочку предусмотрены пени) в виде фиксированной суммы (за исключением случаев, описанных в п. 4-8 ПП № 1042):
· 10% цены контракта или этапа, если его цена менее 3 млн. руб.; · 5%, если цена 3 млн. — 50 млн. руб.; · 1%, если цена 50 млн. — 100 млн. руб.; · 0,5%, если цена 100 млн. — 500 млн. руб.; · 0,4%, если цена 500 млн. — 1 млрд. руб.; · 0,3%, если цена 1 млрд. — 2 млрд. руб.; · 0,25%, если цена 2 млрд. — 5 млрд. руб.; · 0,2%, если цена 5 млрд. — 10 млрд. руб.; · 0,1% от цены госконтракта или этапа, если она более 10 млрд. руб. |
Постановление № 1011 от 02.08.2019 г. изменило штрафные санкции по 44-ФЗ для поставщика по контракту, который заключен в рамках процедур с ограничениями для малого бизнеса по п.1 ч.1 ст.30 44-ФЗ. Регламент определил размер штрафа — 1% от цены контракта (этапа), но не больше 5 тыс. руб. и не меньше 1 тыс. руб. | |
Если госконтракт оформлялся «в минус» (плата за право заключить контракт) и стоимость не превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства предусмотрен штраф в виде фиксированной суммы: · 10% от НМЦК, если она менее 3 млн. руб.; · 5%, если НМЦК 3 млн. — 50 млн. руб.; · 1%, если НМЦК 50 млн. — 100 млн. руб. Если госконтракт заключался «в минус» (плата за право заключить контракт) и сумма контракта превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства — штраф в виде фиксированной суммы: · 10% от ЦК, если она менее 3 млн. руб.; · 5%, если ЦК 3 млн. — 50 млн. руб.; · 1%, если ЦК 50 млн. — 100 млн. руб. |
|
За ненадлежащее исполнение договорных обязательств по строительству и реконструкции, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, штраф начисляется в размере 5% от стоимости этих работ. | |
Если обязательства по госконтракту не имеют стоимостного показателя, то за неисполнение положен штраф: · 1 тыс. руб., если цена контракта менее 3 млн. руб.; · 5 тыс. руб., если она 3 млн. — 50 млн. руб.; · 10 тыс. руб., если она 50 млн. — 100 млн. руб.; · 100 тыс. руб., если она 100 млн. руб. и выше. |
|
Если поставщик не выполнил предусмотренное контрактом условие и не привлек субподрядчиков из числа СМП или СОНКО (по ч.6 ст.30 44-ФЗ) — штраф в размере 5% от объема такого привлечения. |
1.1. в проекте контракта не предусмотрен срок приемки товара в случае проведения заказчиком экспертизы
Решение УФАС по Республике Хакасия от 25.12.2015 по жалобе № 193/КС
Предметом закупки является поставка овощей (капуста белокочанная, морковь свежая, свекла свежая, лук репчатый свежий, картофель продовольственный, огурцы, томаты, чеснок).
В проекте контракта у заказчика указано:
П.2.2. Товар должен быть поставлен Поставщиком полностью в соответствии со Спецификацией и согласованным в момент заключения Контракта Графиком поставки (Приложение №2), являющимся неотъемлемой частью Контракта.
П. 2.3. Поставщик поставляет Товар с даты заключения Контракта до 30 июня 2016 года партиями и в сроки согласно Графика поставки (Приложение №2). В случае необходимости Поставщик обязуется поставить Товар/часть Товара (партии) не позднее 48 часов с даты получения заявки от Заказчика, направленной в письменном виде: по факсимильной связи по тел.: _____________ или по электронной почте ______________.
Исчисление срока начинается на следующий рабочий день после получения Поставщиком заявки от Заказчика. Поставщик вправе досрочно осуществить поставку товаров по согласованию с Заказчиком.
График поставки (приложение № 2 к проекту контракта) выглядит следующим образом
№ п/п | Наименование | Количество | Период поставки |
п.4.5. В течение 5 рабочих дней с момента передачи Поставщиком сопроводительных документов, относящихся к Товару, указанных в пункте 4.3. Контракта, Заказчик осуществляет проверку результатов исполнения обязательств Поставщиком и представленных Поставщиком сопроводительных документов на предмет соответствия поставленного Товара, его количества, качества, комплектности, объема, требованиям, установленным Контрактом. …..
В п.4.6. Для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организации на основании Контрактов, заключенных между Заказчиком и экспертом, экспертной организацией. При проведении экспертизы с привлечением экспертов (экспертных организаций) Заказчиком общий срок, указанный в пункте 4.5. Контракта, проверки результатов исполнения обязательств Поставщиком по Контракту продлевается на срок проведения экспертизы.
Нарушения:
- условиях п. 2.2, 2.3 проекта контракта, у заказчика и поставщика могут возникнуть существенные разногласия при согласовании Графика, поскольку фактически предусмотрен лишь окончательный срок поставки товара – до 30.06.2015г., без указания периодов поставки (например: не реже (не чаще) двух раз в месяц (неделю)), что в свою очередь, порождает право поставщика указать в графике поставки товара наиболее выгодный для него период поставки, например, 1 раз в месяц, в то время как, у заказчика существует потребность в овощах, например, каждые три или два дня.
- проектом контракта не предусмотрен срок приемки товара в случае проведения заказчиком экспертизы поставленного товара, что является нарушением положений части 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Устанавливая срок приемки поставленных овощей (в течение 5 рабочих дней с момента передачи Поставщиком товара и сопроводительных документов к нему), заказчику необходимо также учитывать требования к условиям хранения овощей (соблюдение температурного режима, влажности воздуха и пр.). Вместе с тем, условия хранения при приемке овощей в проекте контракта не прописаны. Длительная приемка продукции без соблюдения температурного режима вполне достаточна для того, чтобы товар стал некачественным. Пунктом 4.8. части 6 документации об электронном аукционе, в случае поставки некачественного Товара (в том числе в случае выявления внешних признаков ненадлежащего качества Товара, препятствующих его дальнейшему использованию, а также ненадлежащего качества части Товара (нарушение целостности упаковки, повреждение содержимого и т.д.)) Поставщик обязан безвозмездно устранить недостатки Товара в течение 5 (пяти) календарных дней с момента письменного уведомления о них Заказчиком. Установление длительного периода приемки и отсутствие промежуточных периодов поставки в рамках общего срока ставит поставщика в заведомо худшие условия и дают простор для манипуляций заказчиком результатами приемки свежих овощей.
lic-r.ru
Ограничение конкуренции по 44-ФЗ статья 8 данного закона определяет довольно общими понятиями, хотя на практике это процесс сложный, многоуровневый и не всегда явный. В статье далее мы подробно рассмотрим вопросы ограничения конкуренции при осуществлении закупок для нужд государства. Ограничение конкуренции. Теоретическая часть Госзакупки — способы ограничения конкуренции Ограничение конкуренции по 44-ФЗ Нарушение конкуренции по 44-ФЗ Ограничение конкуренции по 223-ФЗ Ограничение конкуренции. Теоретическая часть Конкуренция, в соответствии с п. 7 ст. 4 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, представляет собой отношения субъектов предпринимательства, при которых невозможно или ограничено влияние каждого из них на общие условия оборота на рынке.
Какие бывают штрафы по 44-ФЗ
Закон № 44-ФЗ устанавливает строгие правила проведения госзакупок. За их нарушение заказчика привлекут к ответственности: от дисциплинарной до уголовной (ст. 107 44-ФЗ). Чаще всего к госзаказчикам применяют денежное наказание. От них требуют выплатить административный штраф (фиксированная сумма) или пени (плата за каждый день просрочки).
Штрафные санкции к заказчику применят за нарушение 44-ФЗ на любом этапе закупки:
- При планировании закупок и составлении планов-графиков.
- Выборе способа закупки, расчете НМЦК.
- Во время проведении тендера, заключения и оплаты контракта.
- При ведении реестра контрактов и взаимодействии с ФАС.
Штрафы организациям назначают реже, потому что тогда деньги в пользу бюджета взыскивают с бюджетной организации. Но если правонарушение серьезное, то к ответственности привлекут и сотрудника, и организацию.
Согласно КоАП, размер штрафа для сотрудников может достигать 50 тыс. рублей, для юрлица заказчика — 100-300 тыс. рублей.
Отметим, что санкции за нарушения в госзакупках применяют и к подрядчикам. Размер штрафа по 44-ФЗ для поставщиков чаще всего сопоставим с суммой штрафа для заказчика. Но он устанавливается не КоАП, а рассчитывается от цены контракта по правилам из постановления Правительства №1042.
Условия взыскания неустойки по 44-ФЗ с подрядчика
Ответственность подрядчика за ненадлежащее исполнение договора подряда может выражаться в начислении неустойки.
Ответственность может наступить, если подрядчик:
- просрочит исполнение обязательства по контракту (в том числе и гарантийного обязательства);
- допустит иные нарушения условий контракта.
Неустойка по 44-ФЗ делится на следующие виды взысканий:
- пени;
- штраф.
Пени по 44-ФЗ заказчик может взыскать с подрядчика, если последний просрочил исполнение обязательства. При этом пеня начисляется за каждый день просрочки. Конкретный размер пени устанавливается в контракте с учетом положений Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
Штраф по 44-ФЗ необходимо уплатить, если подрядчик не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по контракту. Размер штрафа отражается в контракте в виде фиксированной суммы с учетом положений Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
Так, штраф за нарушения по контракту (исключение просрочка) будет составлять:
- 10% от общей суммы по контракту – для контрактов стоимостью до 3 млн. рублей;
- 5% от общей суммы по контракту — для контрактов стоимостью от 3 до 50 млн. рублей;
- 1% от общей суммы по контракту – для контрактов стоимостью от 50 до 100 млн. рублей;
- 0,5% от общей суммы по контракту – для контрактов стоимостью свыше 100 млн. рублей.
Принципиальное отличие пени от штрафа по 44-ФЗ заключается в том, что пени начисляются, если подрядчик нарушил сроки исполнения обязательства, например, не вовремя сдал работы. Тогда как штраф может применяться за нарушения, не связанные с просрочкой, например, подрядчик обязан был предоставить заказчику какую-либо информацию, но не сделал этого.
Поэтому, если за одно и тоже нарушение по государственному контракту заказчик установил и пытается взыскать сразу и пени, и штраф, такие действия незаконны.
Что делать, если товар не поставлен — как регулируется защита прав покупателя?
Согласно ст. 506 ГК РФ договором поставки признается соглашение, согласно которому предприниматель (продавец) передает в установленные сроки определенные товары покупателю, чтобы тот применял продукцию в предпринимательских целях, которые не связаны с личным, бытовым, домашним и семейным использованием. Все разногласия в рамках сделки могут регулироваться мирно, путем переговоров и внесения предложений об изменении условий. На согласование новых положений договора сторонам дается тридцать дней.
Поставка продукции осуществляется способами отгрузки или передачи получателю. Все обговаривается в договоре, а при его отсутствии сторонами в устной форме.
Условия передачи товара могут быть различными. Стороны договариваются о сроках поставки, могут установить ее периодичность, даже определить возможность досрочного получения продукции. Однако наряду с данным условием сделки возникают некоторые проблемы. Около трети случаев показывают, что покупатель несет убытки, поскольку товар не поставлен в сроки, определенные в рамках договоренности с продавцом.
Когда поставщик не поставил товар или поставил с нарушениями условий поставки, то у другой стороны возникает право одностороннего расторжения договора и взыскания убытков. Возможно это в следующих ситуациях:
- передача товара, имеющего недостатки, признанные неустранимыми, что не позволяет использовать продукцию по назначению;
- нарушение сроков поставки, если таковое было зафиксировано неоднократно.
Отдельное место занимает упущенная выгода в договоре поставки. Покупатель может потерять возможность приобрести продукцию у конкретного продавца, ввиду того, что последний нарушил условия сделки.
Соответственно, предприниматель будет вынужден закупить товар у другого субъекта правоотношений. Если в этом случае будет потрачена сумма больше, чем та, что предусмотрена первым договор, то через суд или путем направления претензии покупатель имеет право возместить упущенную выгоду, доказав наличие разницы в цене продукции.
Также не следует забывать о сделках, заключаемых в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ, предусматривающим процесс закупок крупных партий товаров. Отношения в данном случае регулируются контрактом, условия которого определяет извещение о возможности участия предпринимателя в процессе определения продавца для конкретного покупателя.
Требования к срокам и количеству продукции, подлежащей поставке, устанавливает заказчик, формируя заявку.
Виды неустойки
В сфере закупок применяются две формы неустоек. Они кардинально отличаются друг от друга, и заменять одну на другую непозволительно.
- Пени — начисляются за просрочку исполнения обязательств. Например, когда исполнитель должен поставить товар сегодня, а поставляет через месяц.
- Штрафы — за некачественное исполнение (кроме случаев просрочки), неисполнение обязательств по контракту. Например, исполнитель поставил просроченные продукты или привез товар не в том ассортименте.
Все штрафы и пени заказчики отражают в тексте контракта, а также прописывают их в проекте. Чтобы себя подстраховать организаторы торгов максимально указывают все возможные штрафы и неустойки, т.к. на этапе разработки проекта они не всегда знают сумму контракта, от которой зависит неустойка. Поэтому поставщику следует внимательно изучать закупочную документацию и знать, что его ждет в случае ненадлежащего исполнения обязательств, и если он не будет укладываться в срок.
В проект заказчики включают:
- размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств (кроме просрочки);
- размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (кроме просрочки), в т.ч. гарантийное обязательство;
- размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком и заказчиком обязательства, начиная со дня окончания установленного срока.
Расчет пеней по 44-ФЗ максимально прост
Вам не понадобится особый калькулятор расчета пеней по 44-ФЗ. С 2017 года Постановление 1042 существенно сократило формулу для расчета пеней.
Чтобы рассчитать пени, надо от цены контракта вычесть в стоимостном выражении исполненные обязательства, умножить на 1/300, умножить на ключевую ставку ЦБ РФ и на количество дней просрочки (включая праздничные и выходные дни).
Советы заказчикам:
- Исчисляйте пени за каждый день просрочки обязательств. Выходные и праздничные дни также включайте в этот срок исчисления.
- Начинайте исчислять пени со следующего дня после даты, которая по контракту является датой исполнения обязательств.
- Рассчитывайте пени в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ (до 2017 года применялась ставка рефинансирования ЦБ РФ). Берите значение ключевой ставки на день уплаты пеней, а не на день, когда вы поняли, что поставщик нарушил сроки.
- «Тело», на которое вы будете начислять пени, определяйте в зависимости от объема исполненных обязательств. В расчет берите не всю цену контракта, а уменьшайте эту цену пропорционально фактически исполненным обязательствам.
Пример и формула расчета пеней по 44-ФЗ
На вебинаре про ответственность и штрафы по 44-ФЗ эксперт Оксана Шипунова привела следующий пример расчета пеней:
Цена контракта (Цк) | 1 200 000 руб. |
---|---|
Стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов (Ци) | 800 000 руб. |
Ключевая ставка на дату уплаты пени* | 9% (условно) |
Срок исполнения обязательства по контракту | 270 дней |
Количество дней просрочки | 50 дней |
* Ключевая ставка ЦБ РФ периодически снижается. Проверяйте значение ключевой ставки перед расчетом пеней |
Формула | Расчет | Результат |
---|---|---|
К = 1/300 × ключевой ставки | 1/300 × 9% | 0,0003 |
П= (Цк-Ци) × К × Д | (1 200 000 — 800 000) × 0,0003 × 50 | 6 000,00 руб. |
Эксперт Оксана Шипунова на вебинаре в Школе электронных торгов отметила: «Система штрафов и пеней адекватна в текущей экономической ситуации и вполне защищает обе стороны контракта и дисциплинирует к добросовестному поведению».
Далее приведен ответ на вопрос про просрочку срока поставки одного из владельца Карты Школы электронных торгов.
Разбор практической ситуации
Вопрос:
Ответ эксперта Школы электронных торгов:
Для корректного ответа на ваш вопрос необходим анализ самого проекта контракта. Исходя из представленной формулировки вопроса, не вполне понятно несоответствие фактического исполнения условиям контракта. Если товар должен был быть поставлен в собранном виде, просрочка исполнения составит 20 дней.
Если срок поставки был определен контрактом, но при этом срок сборки товара был установлен отдельным условиям, то есть, например, «Товар должен быть поставлен в течение __ рабочих дней с даты заключения настоящего контракта. Поставщик обязан собрать товар в течение ___ рабочих дней со дня его вручения Покупателю», то в таких условиях в Вашем случае просрочка исполнения обязательства по поставке товара составит 10 дней, что касается обязательств по сборке товара, необходимо уточнить в какой срок с момента передачи товара, он должен был быть собран. Неустойку за просрочку сборки Вы посчитаете за соответствующее количество дней по контракту.
В обоих случаях мы сталкиваемся с просрочкой исполнения обязательств по контракту, в силу которого заказчиком взыскивается пени.
Оплата осуществляется в соответствии с условиями контракта. При этом необходимо учитывать положения ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона о контрактной системе № 44-ФЗ, в соответствии с которой срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Срок возврата обеспечения исполнения обязательств по контракту устанавливается в контракте и является его существенным условием. В контракте могло быть установлено условие об оплате по контракту за вычетом начисленных пени и штрафов (подробнее об этом см. Письмо ФАС России от 10.12.2015 № АЦ/70978/15; Постановление АС Поволжского округа № Ф06-5329/2015 по делу № А65-6437/2015, Постановление АС Уральского округа от 02.09.2015 № Ф09-5876/15 по делу № А60-53879/2014).
Заказчики, всегда ли вы исполняете обязанность начислить пени? Поставщики, как часто вам выставляют требования об уплате? Расскажите в комментариях к этой статье, с какими ситуациями по штрафам и пеням вы сталкивались на практике.
Новые штрафы для заказчиков и поставщиков
Возбуждать и рассматривать дела об этом правонарушении будет Минпромторг.
ВАЖНО!
Должностное лицо освободят от ответственности, если есть положительная оценка Минпромторга и обоснование невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок.
Изменения заработают с 01.01.2022.
Планируют, что новации поспособствуют неукоснительному соблюдению заказчиками обязанности выполнять квоты, достижению целей защиты внутреннего рынка России, развитию национальной экономики и поддержке российских товаропроизводителей.
В законопроекте закреплено, что если поставщик предоставит недостоверные документы в составе заявки, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям, при заключении или исполнении контракта, то оштрафуют должностных лиц и ИП на сумму от 20 000 до 50 000 рублей, а юрлиц — от 100 000 до 300 000 рублей.
ВАЖНО!
Наказание не применят, если такие действия не образуют состава уголовного преступления.
Авторы поправок в пояснительной записке указывают, что цель изменений — минимизировать участие поставщиков с недостоверными документами в закупках, увеличить эффективность при расходовании средств бюджетов и способствовать созданию равных условий для конкуренции.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .
2.2. Штраф для поставщика
Штраф для поставщика начисляется за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства). Штрафы необходимо применять за каждый случай нарушения поставщиком своих обязательств. Общая сумма штрафов, в отличие от пени, ограничена ценой контракта.
Рассмотрим случаи применения штрафа для поставщика:
1. «Стандартный» штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства) устанавливается в порядке, предусмотренном п.3 Правил №1042. Размер штрафа зависит от суммы цены контракта (этапа) и указан в колонке 1 Памятки по неустойке.
2. Штраф «для СМП и СОНО» (если заказчик в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона №44-ФЗ проводил закупку, в которой участниками могли являться только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации). В этом случае за неисполнение или ненадлежащее исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства) штраф устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей (п.4 Правил №1042) (колонка 2 Памятки по неустойке).
3. Штраф для победителя закупки, предложившего наиболее высокую цену за право заключения контракта. Применяется если, в соответствии с ч.23 ст.68 Закона №44-ФЗ при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента НМЦК или ниже и аукцион проводится на право заключить контракт. Данный штраф необходимо всегда указывать в проекте контракта, включаемом в документацию об электронном аукционе, так как на момент размещения закупки заказчик не может предугадать, насколько снизится НМЦК на аукционе. Такой штраф устанавливается в соответствии с п.5 Правил №1042, его размер указан в колонке 3 Памятки по неустойке.
4. Штраф за нарушения, не имеющие стоимостного выражения. Применяется за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, в случаях, когда обязательство, нарушенное поставщиком не связано напрямую с ценой контракта (например, не предоставление сопроводительных документов вместе с товаром), устанавливается в соответствии с п.6 Правил №1042. Размер данного штрафа указан в колонке 4 Памятки по неустойке.
5. Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц (субподрядчиков) (колонка 5 Памятки по неустойке). Размер данного штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ (п.7 Правил №1042). Виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории РФ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств установлены постановлением Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570. Данное постановление применяется только по государственным и (или) муниципальным контрактам, поэтому, например, бюджетным учреждениям включать в проект контракта по строительству (реконструкции) указанный штраф не нужно.
6. Штраф за не привлечение подрядчиком, исполнителем к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (колонка 6 Памятки по неустойке). Применяется, если в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона №44-ФЗ контрактом предусмотрено привлечение подрядчика к гражданско-правовой ответственности за невыполнение указанного условия и устанавливается в размере 5 процентов объема привлечения субподрядчиков, установленного контрактом (п.8 Правил №1042).