Штрафы по 44‑фз в 2020 году

Уголовная ответственность поставщиков и заказчиков

Госзакупки регулируются, кроме вышеперечисленного, определёнными статьями Уголовного Кодекса:

  1. Ст. 200.4 УК РФ — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В самых тяжёлых случаях преступнику грозит:
  • штраф от 200 тыс.  до 1 млн рублей либо на сумму дохода за период от полугода до трёх лет
  • принудительные работы на срок до пяти лет
  • лишение свободы сроком до семи лет
  1. Ст. 200.5 УК РФ — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Наиболее тяжёлые наказания для того, кто совершил подкуп:
  • штраф от 1 до 2,5 млн рублей либо на сумму дохода за период от одного до трёх лет
  • лишение свободы сроком до восьми лет, возможно, вместе со штрафом до 40-кратной суммы «отката» и/или с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до пяти лет

Предусмотрено наказание и для представителей заказчика, подкупивших исполнителя:

  • штраф от 2 до 5 млн рублей либо на сумму дохода за период от двух до пяти лет, возможно, с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до семи лет
  • лишение свободы от 7 до 12 лет, возможно, вместе со штрафом до 50-кратной суммы «отката» и/или с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до семи лет

Более того, нарушение закона № 44-ФЗ — это не единственное в области закупок, что подвергается уголовному преследованию. Мошенничество, взятки, превышение полномочий, нецелевой расход средств из бюджета — тоже уголовные преступления.

Размер штрафов на заказчика

Размер штрафных санкций для государственного и муниципального заказчика по 44-ФЗ также изменился. До сентября 2020 года они определялись в виде фиксированной величины в размере;

  • 2,5% от цены контракта, которая не превышала 3 млн р.;
  • 2% — при цене контракта 3-50 млн р.;
  • 1,5% — при цене от 50 до 100 млн р.;
  • 0,5% — при цене более 100 млн р.

Теперь штрафы не рассчитываются в каждом случае, а начисляются в виде определенной суммы:

  • 1000 р. – при цене контракта до 3 млн р.;
  • 5000 р. — от 3 до 50 млн р.;
  • 10000 р. – от 50 до 100 млн р.;
  • 100000 р. – свыше 100 млн р.

Таким образом, твердая сумма штрафов во многих случаях привела к снижению материальной ответственности заказчика.

Типичный случай

Для более наглядного понимания процесса расчета необходимо рассмотреть наиболее типичный для данной ситуации случай.

Заказчику поступил товар позже на 10 дней, чем было заявлено в заключенном с исполнителем контракте, а его сборка была осуществлена в течение следующих 10 дней. В рамках данной ситуации нужно обязательно провести подробный анализ проекта контракта. Получается, что понять фактическое исполнение условий договора.

В случае если товар должен был быть поставлен уже в собранном виде, то сроки будут пропущены на 20 дней, исходя из чего происходит начисление пени.

Обязательства по сборке необходимо уточнять, опираясь на то, в какой промежуток времени после передачи поставки товар должен быть собран. Неустойка за такую просрочку рассчитывается за определенное количество дней по договору.

В любом случае, во всех представленных ситуациях наблюдается просрочка исполнения заявленных обязательств.

Что касается непосредственной оплаты пени, то она должна проводиться на основании контрактных условий

При этом важно принимать во внимание статью 34 рассматриваемого Федерального Закона РФ №44

Сроки возврата обеспечения также определяются в условиях соглашения. Более подробную информацию об этом могут предоставить сотрудники Федеральной Антимонопольной Службы РФ.

Ответственность поставщиков по 44-ФЗ

Если исполнитель (подрядчик, поставщик) нарушил условия договора, заказчик может направить ему требование о выплате неустойки (пени, штрафа). Закон 44-ФЗ делит нарушения на два основных типа:

  1. Ненадлежащее выполнение обязательств, за что заказчик вправе потребовать штраф.
  2. Просрочка выполнения контракта, за которую начисляются пени.

Ненадлежащее выполнение — это результат (поставленный товар или оказанная услуга), который не отвечает заявленным требованиям. К примеру, прочность металлоконструкций отличается от прописанных в контракте допустимых значений.

Просрочка — когда исполнитель не уложился в сроки, указанные в госконтракте.

В связи с неисполнением обязательств в определенные контрактом сроки заказчик имеет право обратиться в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта. Подробнее в теме “Расторжение контракта по 44-ФЗ“.

Расчет штрафов по 44-ФЗ

Система расчёта штрафов регламентирована постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Конкретный процент штрафа выбирается в зависимости от итоговой суммы контракта или цены за его отдельный этап, а не от первоначальной максимальной суммы.

Сумма контракта, руб. ниже 3 млн 3-50 млн 50-100 млн 100-500 млн 500 млн до — 1 млрд 1-2 млрд 2-5 млрд 5-10 млрд 10 млрд и выше
Штраф, % 10 5 1 0,5 0,4 0,3 0,25 0,2 0,1

Штрафы для СМП и СОНКО

Положение субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) несколько легче. Для таких поставщиков штрафные ставки гораздо ниже — 1% от суммы контракта (цены его этапа), однако, не ниже 1000 руб. и не более 5000 руб.

Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения

У некоторых обязательств отсутствует стоимостное выражение. За их нарушение тоже полагается штраф. Это может быть, к примеру, задержка доставки товара, бракованный товар, отсутствие сопроводительных документов на поставленные товары и т.п.

НМЦК, руб. Менее 3 млн 3-50 млн 50-100 млн 100 млн и выше
Штраф, руб. 1 000 5 000 10 000 100 000

Расчет пени по 44-ФЗ

Схема расчёта пеней прописана в части 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Пени считаются как 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы контракта и длительности просрочки, то есть:

Пени = Сумма контракта × (1/300 × Ключевая ставка) × число дней просрочки

Когда часть работы по контракту уже успешно выполнена, это следует учесть при расчёте пени: сумма контракта уменьшается на объём сделанной работы.

Рассчитывая пени, следует исходить из размера ключевой ставки, заданного ЦБ РФ — 1/300. Даже если оба участника согласились бы изменить его, делать этого ни в коем случае нельзя (так решил Арбитражный суд Центрального округа от 26.03.15 по делу № А64-3838/2014).

Штрафы и пени для заказчиков по 44-ФЗ, все штрафы указаны в рублях, сумма меняется в зависимости от суммы контракта:

Сумма контракта, руб. Менее 3 млн руб. 3-50 млн руб. 50-100 млн руб. 100 млн руб. и выше
Штраф, руб. 1 000 5 000 10 00 100 000

Виды неустойки

В сфере закупок применяются две формы неустоек. Они кардинально отличаются друг от друга, и заменять одну на другую непозволительно.

  1. Пени — начисляются за просрочку исполнения обязательств. Например, когда исполнитель должен поставить товар сегодня, а поставляет через месяц.
  2. Штрафы — за некачественное исполнение (кроме случаев просрочки), неисполнение обязательств по контракту. Например, исполнитель поставил просроченные продукты или привез товар не в том ассортименте.

Все штрафы и пени заказчики отражают в тексте контракта, а также прописывают их в проекте. Чтобы себя подстраховать организаторы торгов максимально указывают все возможные штрафы и неустойки, т.к. на этапе разработки проекта они не всегда знают сумму контракта, от которой зависит неустойка. Поэтому поставщику следует внимательно изучать закупочную документацию и знать, что его ждет в случае ненадлежащего исполнения обязательств, и если он не будет укладываться в срок.

В проект заказчики включают:

  • размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств (кроме просрочки);
  • размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (кроме просрочки), в т.ч. гарантийное обязательство;
  • размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком и заказчиком обязательства, начиная со дня окончания установленного срока.

Наказание за срыв сроков оплаты

Заказчики должны оплачивать контракты в четкие сроки. Правила устанавливает ст. 34 44-ФЗ: для всех закупок — до 30 дней со дня подписания актов о приемке, для закупок среди СМП — до 15 дней. Если сорвать сроки, то заказчика привлекут к ответственности по ст. 7.32.5 КоАП.

Наказание назначат сотруднику, который оплатит контракт позже срока или нарушит порядок оплаты, — это будет штраф от 30 до 50 тыс. рублей. Если сотрудник повторит нарушение, то его дисквалифицируют на срок от 1 до 2 лет.

Кроме того, поставщик может потребовать с заказчика пени, если тот оплатит контракт с опозданием (ч.5 ст.34 44-ФЗ). Пени начисляют за каждый день просрочки, в том числе праздничные и выходные дни по формуле: 1/300 действующей ключевой ставки Центробанка РФ * от неуплаченной в срок суммы. Пени не начислят за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.2017 № 24-03-08/73293).

Отдельно заказчику начислят штраф, если он не выполнит свои обязательства по контракту. Размер штрафа рассчитывается по правилам из постановления Правительства № 1042 (п.9):

  • 1 тыс. руб., если итоговая цена контракта не больше 3 млн руб.;
  • 5 тыс. руб., если цена контракта 3-50 млн руб.;
  • 10 тыс. руб., если цена — 50-100 млн руб.;
  • 100 тыс. руб., если цена — более 100 млн руб.

При этом общая сумма штрафов, начисленных заказчику в рамках одной закупки, не должна превышать цену контракта (п.12 ПП №1042).

Чтобы не ошибиться в сроках оплаты контракта и избежать штрафов, заранее рассчитайте даты этапов закупки и следите за ними. Быстро спланировать сроки поможет бесплатный калькулятор сроков в онлайн-сервисе для госзаказчиков Контур.Снаб.

Наказание можно оспорить в суде. Точно делать это стоит в трех случаях:

  1. Если штраф назначили незаконно — истек срок давности, сотрудник не виновен и т.д.

  2. Если нарушен порядок привлечения к административной ответственности — протокол о привлечении оформили неверно, обвиняемого не уведомили о штрафе или времени его рассмотрения в суде.

  3. Если заказчик не исполнит обязательства по контракту из-за непреодолимой силы или по вине поставщика. Эти смягчающие условия прописаны в ч.9 ст. 34 44-ФЗ.

При обращении в суд заказчик может сослаться на то, что 44-ФЗ нарушен впервые или нарушение незначительное. В судебной практике есть примеры, когда в первом случае суд снизил сумму штрафа, во втором — вообще отменил наказание.

Оспорить постановление об административном правонарушении нужно в течение 10 дней со дня его получения. После этого постановление вступит в силу.

Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ

Прежде чем мы перейдем к сути вопроса, давайте поймем, кто такие представители СМП и СОНКО, и какие требования к ним установлены.

Требования к представителям малого бизнеса прописаны в ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»:

  • В уставном капитале СМП доля РФ не должна превышать 25%, а доля иностранных юр. лиц и юр. лиц (не относящимся к малому и среднему предпринимательству) в уставном капитале – не превышать 49%.
  • Среднее число рабочих кадров не должно быть больше 100 человек.
  • Выручка без НДС или балансовая стоимость активов — не более 800 млн. рублей. Такие критерии утверждены Постановлением Правительства РФ № 265 от 4 апреля 2016 г.

Требования к социальным НКО изложены в гл.II 7-ФЗ «О некоммерческих организациях. Согласно ст.31.1 7-ФЗ такие организации должны вести следующую деятельность:

  • предоставлять социальные услуги, помощь и защиту гражданам;
  • оказывать бесплатную или льготную юридическую поддержку гражданам и некоммерческим организациям и повышать правовую грамотность среди населения; отстаивать права и свободу человека и гражданина;
  • проводить медицинскую и социальную реабилитацию, социальную и трудовую реинтеграцию лиц, незаконно принимающих наркотические и психотропные препараты;
  • и т.д. (в нормативе перечислено 18 видов деятельности).

Перейдем непосредственно к преференциям для СМП и СОНКО по 44-ФЗ.

Объем закупок

Из совокупного годового объема закупок (СГОЗ), которые проводят заказчики, для СМП и СОНКО должно проводиться не менее 15% закупок, а начальная максимальная цена контракта (НМЦК) при этом должна быть не более 20 млн. руб. (ч.1 ст.30 44-ФЗ).

Важный момент! Участник, не являющийся представителем СМП или СОНКО, в таких торгах принимать участие не может.

В ст.7.30 КоАП РФ говорится об ответственности для заказчиков, которые нарушают порядок проведения процедур для этой категории участников. Несоблюдение норм законодательства грозит заказчикам штрафом – до 50 тыс. руб. (ч.11 ст.7.30 КоАП РФ).

СМП и СОНКО на субподряде

Согласно ч.5 ст.30 44-ФЗ поставщик, не являющийся представителем СМП или СОНКО, может участвовать в закупках, проводимых для этой категории участников:

  • если отдаст контракт на субподряд представителям СМП или СОНКО;
  • если возможность передачи контракта на субподряд заказчик указал в извещении.

Сокращенные сроки оплаты за выполненные обязательства

Если закупка ориентирована на СМП и СОНКО, то заказчик обязан прописать в контракте срок оплаты за исполненные обязательства – не более 15 рабочих дней с даты приемки (ч.8 ст.30 44-ФЗ). В закупках не для СМП и СОНКО сроки другие — 30 календарных дней.

Размер ОИК исчисляется из ценового предложения

Если в торгах победил представитель СМП или СОНКО, то сумма обеспечения исполнения контракта (ОИК), как простого, так и с учетом антидемпинговых мер, рассчитывается от суммы контракта, но не должна быть меньше размера аванса (ч.6 ст.96 44-ФЗ). В остальных закупках размер ОИК зависит от НМЦ контракта, а не от ценового предложения выигравшего участника.

Когда ОИК не предоставляется?

Победитель торгов, являющийся представителем СМП или СОНКО, не вносит ОИК (включая и антидемпинговые меры), если предоставит сведения о 3-х исполненных контрактах без штрафов и пеней за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом НМЦК проводимой закупки, указанная в извещении и закупочной документации, должна быть не ниже суммы этих 3-х контрактов (ч.8.1 ст.96 44-ФЗ).

Как понять, нужно ли Вам предоставлять ОИК заказчику? Для этого можно воспользоваться удобным онлайн калькулятором, который ускорит процесс подсчетов.

Выполните следующие действия:

  1. Перейдите по ссылке;
  2. В соответствующих разделах укажите ИНН и реестровый номер закупки, которую вы выиграли;
  3. Нажмите кнопку «Проверить»;
  4. Дождитесь, когда придет информация по исполненным контрактам;
  5. Вставьте полученную информацию на ЭТП при подписании контракта или отправьте заказчику произвольное письмо с указанием исполненных контрактов.

Уменьшенные размеры штрафов

Согласно п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 от 30 августа 2017 г., если поставщик-представитель СМП или СОНКО некачественно выполнил работы по контракту, то ему грозит штраф от 1 до 5 тыс. руб. от цены контракта (этапа).

Для остальных закупок штрафы значительно суровее (см. п.3 ПП РФ № 1042):

  • 10% для контрактов до 3 млн. руб.;
  • 5% — 3-50 млн. руб.;
  • 1% — 50-100 млн. руб.;
  • и т.д.

Неустойка в 44-ФЗ

Согласно 44-ФЗ в госконтракте должна быть предусмотрена сумма штрафных санкций, которую стороны закупки должны будут перечислить на счета друг друга в случае некачественного исполнения обязательств. Штраф выплачивается виновником, даже если он не был указан в договоре. В этой ситуации сумма является фиксированной и зависит от стоимости товара (ст. 332 ГК РФ).

Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.

В ч.4 ст.34 говорится об обязательном включении в договор условия об ответственности, как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили, либо некачественно исполнили свои договорные обязательства.

В договор необходимо вносить все случаи, по которым возможно наложение штрафа во избежание уклонения от ответственности со стороны исполнителя.

В действующем законодательстве сказано, что оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств можно избежать, если у организации имеются неопровержимые доказательства того, что условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч.9 ст.34 44-ФЗ). В других случаях оплата санкций должна быть осуществлена в обязательном порядке.

Общие положения

Постановление Правительства №1042 от 30.08.2017 изменило ранее принятое постановление №570 в части порядка определения суммы штрафных взысканий, назначенных за не соответствующее исполнение сторонами закупок своих обязательств по контракту, а также отменило постановление №1063 от 25.11.2013.

В настоящий момент некоторые пункты постановление также претерпели изменения — например, пункт 10 признан утратившим свою силу постановлением Правительства №1011 от 02.08.2019. Этим же постановлением были изменены пункты 1–5, 9, 11, 12 с 14.08.2019.

Недобросовестность в данном случае может охватываться довольно большим количеством действий как со стороны поставщика, так и со стороны заказчика: это может быть как уклонение от поставки указанных ТРУ, так и осуществление поставки ненадлежащего качества, а также объекта, не соответствующего требованиям договора и т. д.

Со стороны заказчика примером добросовестности может служить несвоевременная оплата действий исполнителя или отдельных этапов исполнения контракта. Всё это наносит вред как хозяйственной деятельности закупщика, так и исполнителя.

Материальная ответственность

Материальная ответственность сторон устанавливается самим контрактом. Предусматривают такие формы ответственности:

  • пеня (начисляется за просрочку исполнения обязательств);
  • штраф за ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ (начисляется за иное правонарушение).
Поставщик
Пени

С сентября 2017 года правила для расчета одинаковы и для заказчика, и для поставщика.

Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязательств по госконтракту в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ и только за неисполненные обязательства.

Подробно о правилах мы рассказывали в статье «Как посчитать и взыскать неустойку по госконтракту».

Для расчета воспользуйтесь онлайн-калькулятором.

Штрафы
  • 10% цены госконтракта или этапа, если его цена менее 3 млн рублей;
  • 5%, если цена от 3 млн до 50 млн рублей (включительно);
  • 1%, если цена от 50 млн до 100 млн рублей (включительно);
  • 0,5%, если цена от 100 млн до 500 млн рублей (включительно);
  • 0,4%, если цена от 500 млн до 1 млрд рублей (включительно);
  • 0,3%, если цена от 1 млрд до 2 млрд рублей (включительно);
  • 0,25%, если цена от 2 млрд до 5 млрд рублей (включительно);
  • 0,2%, если цена от 5 млрд до 10 млрд рублей (включительно);
  • 0,1% от цены госконтракта или этапа, если она более 10 млрд рублей.

Если госконтракт заключался «в минус» (плата за право заключить контракт) и цена не превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства назначат штраф в виде фиксированной суммы:

  • 10% от НМЦК, если она менее 3 млн рублей;
  • 5%, если НМЦК от 3 млн до 50 млн рублей (включительно);
  • 1%, если НМЦК от 50 млн до 100 млн рублей (включительно).

Если госконтракт заключался «в минус» (плата за право заключить контракт) и цена контракта превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства назначат штраф в виде фиксированной суммы:

  • 10% от ЦК, если она менее 3 млн рублей;
  • 5%, если ЦК от 3 млн до 50 млн рублей (включительно);
  • 1%, если ЦК от 50 млн до 100 млн рублей (включительно).

За ненадлежащее исполнение обязательств по выполнению техработ по строительству и реконструкции, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, штраф в размере 5% от стоимости этих работ.

Если обязательства по госконтракту не имеют стоимостного выражения, то за неисполнение положен штраф:

  • 1000 рублей, если цена контракта менее 3 млн рублей;
  • 5000 рублей, если она от 3 млн до 50 млн рублей (включительно);
  • 10 000 рублей, если она от 50 млн до 100 млн рублей (включительно);
  • 100 000 рублей, если она превышает 100 млн рублей.

ВАЖНО!

Если докажут наличие обстоятельств непреодолимой силы или вины третьей стороны, ответственности в виде штрафа удастся избежать.

Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042

<**> За исключением шприцев медицинских (код ТН ВЭД ЕАЭС 9018 31).

<***> За исключением очков и масок защитных (код ТН ВЭД ЕАЭС 9004 90).

<****> Товары, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 9003, могут быть отнесены к настоящему перечню исходя из принципов определения их кодов по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 (к коду ОКП 94 4265 относятся исключительно оправы для очков корригирующих (для коррекции зрения) и по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2 ОК 034-2014).

<*****> Товары, классифицируемые исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС.

<******> Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код.

(Сноска введена Постановлением Правительства РФ от 15.08.2019 N 1054)

Примечания: 1. Для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 г. государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.2017 N 1404)

2. Для целей применения разделов II — IV настоящего перечня необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименованием товара с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП) или ОК 034-2014 (ОКПД 2) (в случае, если коды указаны).

3. Для целей применения раздела V настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС и наименованием товаров с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии предоставления документа о подтверждении целевого назначения, выданного уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, подтверждающего дальнейшую передачу товаров на безвозмездной основе некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере охраны здоровья, в том числе медицинским учреждениям здравоохранения (с указанием в документе о подтверждении целевого назначения наименования лица, ввозящего изделия (с указанием адреса и идентификационного номера налогоплательщика), наименования некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья, в том числе медицинских учреждений здравоохранения, в адрес которых подлежат передаче изделия (с указанием адреса и идентификационного номера налогоплательщика), наименований передаваемых товаров, их стоимости, количества и кодов по классификатору продукции ОКПД 2 и (или) ТН ВЭД ЕАЭС, срока, в течение которого товары подлежат дальнейшей передаче).

Документ о подтверждении целевого назначения подписывается уполномоченным должностным лицом уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с указанием даты подписи и проставлением оттиска печати установленного образца уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также направляется в адрес заявителя и в Федеральную таможенную службу в течение одного рабочего дня после его подписания.

Образцы подписей уполномоченных должностных лиц и оттиска печати представляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в Федеральную таможенную службу и доводятся до сведения таможенных органов.

Ввоз товаров, указанных в разделе V настоящего перечня, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при условии регистрации декларации на товары для помещения таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по 30 сентября 2020 г. включительно.

(п. 3 введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 419)

Ответственность в закупках по новому КоАП

ВАЖНО!

За малозначительные проступки предусмотрены предупреждения.

Собрали в таблицу нарушения по новому КоАП с 2021 года.

Статья в новом КоАП Ответственность
28.1

Штрафы за несоблюдение требований контрактного законодательства при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика.

28.2 Штрафы за несоблюдение правил информационного обеспечения госзакупок.
28.3 Штрафы за несоблюдение порядка проведения госзакупок.
28.4 Штрафы за несоблюдение порядка или сроков возврата денег, которые внесены в качестве обеспечения заявок, исполнения контракта и порядка или сроков блокирования операций по спецсчету участника закупки.
28.5 Штрафы за несоблюдение порядка проведения электронной процедуры.
28.6 Штрафы за несоблюдение порядка заключения, изменения госконтракта.
28.7 Штрафы за несоблюдение срока и порядка оплаты товаров, работ, услуг в госзакупках.
28.8 Штрафы за несоблюдение порядка проведения закупок отдельными видами юридических лиц.
28.10 Штрафы за отказ или уклонение поставщика от заключения госконтракта по гособоронзаказу (ГОЗ) и договора, который необходим для исполнения ГОЗ.
28.11 Штрафы за несоблюдение обязательных требований в отношении оборонной продукции, работ или услуг.
28.12 Штрафы за ликвидацию или перепрофилирование производственных мощностей, которые обеспечивают поставку продукции по ГОЗ.
28.13 Штрафы за нецелевое использование бюджетных средств, которые предназначены для выполнения ГОЗ.
28.14 Штрафы за несоблюдение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.
28.15

Штрафы за действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые влекут необоснованное завышение цены в рамках ГОЗ и неисполнение или ненадлежащее исполнение госконтракта по гособоронзаказу.

28.16 Штрафы за несоблюдение условий госконтракта по ГОЗ.
28.17 Штрафы за несоблюдение требований об информировании в рамках заключения, исполнения контрактов по ГОЗ.
28.18 Штрафы за совершение уполномоченным банком операций, проведение которых не допускается по законодательству в сфере государственного оборонного заказа.
28.19 Штрафы за неисполнение уполномоченным банком обязанностей, которые установлены в сфере гособоронзаказа при банковском сопровождении.
28.20 Штрафы за несоблюдение порядка публикации информации в ЕИС сопоставления цен на однородные товары (работы, услуги) в сфере ГОЗ и гражданской сфере.

Пени за просрочку при исполнении обязательств и особенности их расчета

Ранее размер ответственности поставщика в виде пени мог превысить размер ответственности заказчика в несколько раз и снизить его допускалось только в судебном порядке. Теперь правила начисления пени упростили: для заказчика и поставщика они установлены в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта за каждый день просрочки.

При этом цена контракта уменьшается на сумму уже выполненных исполнителем или поставщиком работ. Опять же при начислении пени сумма неустойки не может превышать цены контракта.

Исполнителю стоит учитывать, что размер штрафов за некачественное исполнение контракта гораздо больше, чем за просрочку. Поэтому ему выгоднее завершить работу с некоторой просрочкой, чем сдать некачественный объект.

Заказчик по 44-ФЗ не вправе самостоятельно решать, начислять ли ему пени или нет. Начислить пени поставщику при просрочке – это его обязанность. Но есть некоторые исключения. Так, заказчик может не устанавливать пени, если проводит закупки у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. р. на посещение зоопарка, цирка, кино, на поставку лекарственных средств.

Размер пени не подлежит изменению в одностороннем порядке по ч. 5 ст. 34 44-ФЗ. Законодательство не содержит такой возможности.

Приведем пример расчета пени по 44-ФЗ. Заказчик просрочил оплату за товары по госконтракту на 10 дней в сумме 200 тыс. р. Ставка рефинансирования в апреле 2019 года составляет 7,75%. Пени будут рассчитаны так:

(200000 * (1/300 * 7,75%) *10) = 516,67 р.

Поставщик также вправе оспорить начисленные штрафы и пени, если ему удастся доказать, что его вина отсутствует. В частности, в ч. 9 ст. 22 44-ФЗ прописана возможность освобождения от

санкций

, если нарушение произошло по вине другой стороны или при обстоятельствах непреодолимой силы. К таким обстоятельствам можно отнести природные катаклизмы, забастовки, военные столкновения и пр.

Фиксированная величина штрафов должна быть прописана уже на этапе подготовки конкурсной документации. Но рассчитать их сложно, так как цена контракта становится известна только по результатам торгов. Поэтому в проект контракта можно включить пункт с незаполненными полями (например, «За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта поставщик устанавливает заказчику штраф в размере __% от цены контракта, а именно ___руб.»). Уже при подписании договора сюда можно включить конкретные значения.

Но если заказчик уверен, что по итогам закупки цена не упадет так сильно, чтобы попасть в иной диапазон для расчета штрафа, то он может изначально указать здесь величину штрафа.

Требования 44-ФЗ обязывают заказчика, помимо штрафов, указать и правила расчета пени или их размер (согласно ч.7 ст. 34 44-ФЗ). Для этого можно просто продублировать величину пени из Положения.

Как заплатить штраф

Реквизиты для оплаты штрафа указаны в административном постановлении. При перечислении денег пропишите назначение платежа — номер и дата постановления ФАС.

Самый удобный способ заплатить штраф — перечислить деньги через портал Госуслуг или мобильные банки. Найдите в них раздел «Платежи» / «Штрафы» / «Налоги» и следуйте инструкции. Также оплатить штраф можно в банкоматах и отделениях банков, но за услугу могут взять комиссию.

Перевод денег занимает до 5-7 дней. Проверить, прошла ли оплата, можно на сайте Службы судебных приставов или портале Госуслуг.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

Если не оплатите штраф или сделаете это позже срока, то судебные приставы увеличат сумму взыскания или назначат до 50 часов обязательных работ или 15 суток ареста.

Чтобы организовать закупку без ошибок и избежать штрафа, воспользуйтесь сервисом для госзаказчиков Контур.Снаб. Он подберет актуальные коды в классификаторах ОКПД-2 и КТРУ, рассчитает НМЦК и спланирует сроки закупки.

Основные правила

Введение ответственности в форме штрафа за недобросовестное исполнение обязательств по заключённым в сфере закупок договорам является обязательной мерой защиты как поставщиков, так и заказчиков от нарушений другой стороны сделки.

За каждый случай неисполнения одной из сторон или ненадлежащего исполнения обязательств, прописанных в заключённом ими в связи с осуществлением закупочной деятельности договором, на виновника накладывается штраф. Его размер рассчитывается как процент от цены контракта или цены этапа его исполнения, в том случае, когда предусмотрено поэтапное исполнение обязательств.

Для договоров, по которым расчёт суммы штрафа производится по иным установленным законодательством правилам, нежели предписанным постановлением № 1042, точный размер штрафа указывается непосредственно в контракте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector