Задачи и компетенция верховного суда рф
Содержание:
- Общая схема структуры и полномочий Верховного суда РФ
- Верховный Суд РФ: его задачи, структура, состав и полномочия
- Найдено научных статей по теме — 15
- Создание Верховного суда в Дагестане
- Первые годы деятельности Верховного суда США
- Судебная неустойка в разъяснениях Верховного суда РФ
- Роль Верховного суда в системе государственной власти США
- Борьба за конституционность «Обамакэр» в Верховном суде США
- Организационно-правовые основы создания Верховного суда РСФСР
- Характеристика деятельности Верховного Суда МАССР в 1948 году
- Концепция «Интерпретивизма» в деятельности Верховного суда США
- Права животных и экологические права в Верховном суде Бразилии
- Постановления Пленума Верховного Суда РФ: дискуссионные вопросы
- Правовые основы и практика назначения судей Верховного Суда США
- Вопросы правового мониторинга в постановлениях Верховного Суда РФ
- Полномочия Верховного суда РФ по осуществлению судебного надзора
- Полномочия председателя ВС
- Пленум ВС
- Первая инстанция
- Пленум Верховного суда
- advocatus54.ru
- История Верховного суда России
- Особенности Верховного суда
- Структура и полномочия верховных судов зарубежных стран
- Пленум Верховного суда РФ
- История Верховного суда
- Чем занимается Верховный суд?
- Верховный Суд: функции
- Прочие полномочия Верховного суда РФ
- Председатель, его заместители и другие судьи Верховного суда РФ
- Судебные коллегии
- Иерархия судов в России
- Кассационная коллегия
Общая схема структуры и полномочий Верховного суда РФ
Структура Верховного суда РФ (далее — ВС РФ), его функции и компетенция закреплены в таких источниках права, как:
- Конституция РФ, ст. 126;
- закон «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (далее — закон № 1-ФКЗ), ст. 19;
- закон «О ВС РФ» от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (далее — закон № 3-ФКЗ).
Общая схема структуры Верховного суда РФ и его правомочий, исходя из положений данных документов, выглядит следующим образом.
Согласно ст. 126 Конституции РФ ВС РФ:
- является высшим судебным органом по различным категориям дел;
- осуществляет судебный надзор;
- дает разъяснения по вопросам практики судов.
Структура ВС РФ, исходя из ч. 2 ст. 3 закона № 3-ФКЗ, заключается в том, что в данном органе госвласти образуются:
- Пленум ВС РФ;
- Президиум ВС РФ;
- апелляционная коллегия ВС РФ (далее — апелл. коллегия ВС РФ);
- судебные коллегии по отдельным категориям дел;
- дисциплинарная коллегия ВС РФ (далее — дисцип. коллегия ВС РФ).
Отдельно выделяется судебный департамент при ВС РФ, действующий на основании закона «О судебном департаменте при ВС РФ» от 08.01.1998 № 7-ФЗ, и аппарат ВС РФ, функции и структура которого определяются ст. 17 закона № 3-ФКЗ, а также документами Президиума ВС РФ.
О другом высшем судебном органе, Конституционном суде РФ (далее — КС РФ), и его актах изложено в материалах по ссылкам:
- «Виды решений Конституционного суда РФ и их юридическая сила»;
- «Какова роль постановления Конституционного суда РФ?»;
- «Определение Конституционного суда РФ – значение».
Верховный Суд РФ: его задачи, структура, состав и полномочия
В соответствии с ФКЗ « О судебной системе в РФ» законодатель определяет предназначение Верховного Суда как высшего судебного органа по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции. В соответствии со ст. 126 Конституции РФ он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам применения судебной практики.
Верховный Суд РФ может действовать в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций.
Верховный Суд РФ рассматривает жалобы на решения Центральной избирательной комиссии РФ о регистрации федерального списка кандидатов в депутаты, о регистрации или отказе в регистрации кандидата в Президенты РФ. Конституцией РФ (ст. 104) Верховному Суду РФ предоставлено право законодательной инициативы.
Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. При этом он должен строго придерживаться принципа разделения властей и не присваивать себе полномочия законодательной власти. Верховный Суд РФ не может создавать новых норм, восполнять пробелы в законодательстве. Он только разъясняет некоторые положения закона, которые четко не определены и могут иметь разное применение.
Верховный Суд РФ осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений, разрешает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ, направляет в Конституционный Суд РФ запросы о проверке соответствия Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента и Правительства РФ. При возбуждении Государственной Думой РФ процесса об отрешении Президента от должности Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.
Структурными подразделениями Верховного Суда РФ являются:
— Судебная коллегия по уголовным делам,
— Судебная коллегия по гражданским делам,
Верховный Суд РФ состоит из:
Судьи Верховного Суда назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Срок их полномочий не ограничен.
Все члены Верховного Суда РФ, как носители судебной власти, независимы в своей судебной деятельности, подчиняются только закону и обладают неприкосновенностью. Председателю Верховного Суда РФ предоставляется государственная охрана.
Основная организационная работа в Верховном Суде РФ возлагается на Председателя и его заместителей.
Наиболее многочисленная группа сотрудников аппарата Верховного Суда РФ — консультанты, занимающиеся изучением поступающих в Верховный Суд РФ жалоб на приговоры, решения, вступившие в законную силу. На основе изучения жалоб и истребованных в Верховный Суд дел консультанты готовят проекты протестов, заключения и справки, которые докладывают Председателю или его заместителям.
В число секретарей, работающих в Верховном Суде РФ, входят секретари судебного заседания, секретари судебного состава, секретарь Президиума.
При Верховном Суде РФ действует Научно-консультативный совет. Это совещательный орган, занимающийся разработкой научно обоснованных рекомендаций по разрешению наиболее сложных вопросов, возникающих в судебной практике. В задачи совета входит обсуждение проектов постановлений Пленума о применении законодательства по материалам судебной практики; представлений по вопросам, подлежащим разъяснению в законодательном порядке; инструкций, методических писем и других документов, разрабатываемых Верховным Судом РФ. В Научно-консультативный совет входят члены суда, работники других правоохранительных органов, видные научные работники. Состав совета утверждается Пленумом Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ сроком на пять лет. В составе Научно-консультативного совета действуют две секции: по гражданско-правовым и уголовно-правовым вопросам.
Найдено научных статей по теме — 15
Создание Верховного суда в Дагестане
Ахмед Хидирович Рамазанов, Лейла Магомедовна Магомедова
Целью исследования является историко-правовой анализ становления и развития Верховного суда в Дагестане. Отмечается специфика процесса создания Верховного суда в Дагестане.
Первые годы деятельности Верховного суда США
Ярославцева Динара Камиловна
Настоящая статья посвящена модели судебного конституционного контроля в деятельности Верховного суда США
Отдельное внимание уделяется вопросу зарождения данного института (в частности, дело «Мэрбери против Мэдисона»)
Судебная неустойка в разъяснениях Верховного суда РФ
Параскевова Дина Владимировна
В статье рассматривается вопрос о праве суда по требованию кредитора присудить в его пользу денежную сумму на случай неисполнения судебного акта о понуждении к исполнению обязательства в натуре.
Роль Верховного суда в системе государственной власти США
Хаустов Станислав Анатольевич
В статье анализируется статус и деятельность Верховного суда, который занимает важное место в конституционно-правовой системе США и играет существенную роль в их политической жизни.
Борьба за конституционность «Обамакэр» в Верховном суде США
Тухватуллин Рустэм Расфарович, Салимов Вадим Алексеевич
В статье рассматривается борьба, развернувшаяся по вопросу конституционности реформы здравоохранения США, которая началась после одобрения в 2010 г. закона, инициированного администрацией демократа Б. Обамы.
Организационно-правовые основы создания Верховного суда РСФСР
Штепа Е. В.
В статье рассматривается первоначальный этап становления Верховного суда РСФСР. Анализируется советское законодательство, регулирующее деятельность верховного судебного органа.
Характеристика деятельности Верховного Суда МАССР в 1948 году
Бочкарева Светлана Владимировна, Лезина Елена Петровна, Вихляева Мария Юрьевна
Целью написания данной статьи явилась потребность в анализе архивных материалов, находящихся в Центральном государственном архиве Республики Мордовия, касающихся деятельности Верховного Суда Мордовской АССР в 1948 году, поскольку
Концепция «Интерпретивизма» в деятельности Верховного суда США
Сафонов Владимир Николаевич
В современных проявлениях кризиса в политико-правовой сфере роль Верховного суда США и его интерпретационная стратегия интенсивно изучаются. Тема актуальна и в связи с функционированием института конституционного контроля.
Права животных и экологические права в Верховном суде Бразилии
Шавьер Фернандо Сесар Коста
Проводится анализ аргументации Федерального Верховного Суда Бразилии, применяемой при рассмотрении споров, касающихся прав животных, в сопоставлении с разработками теоретиков в этой области.
Постановления Пленума Верховного Суда РФ: дискуссионные вопросы
Кузнецов Василий Иннокентьевич
В статье рассматриваются вопросы, связанные с некоторыми неточностями, допущенными при издании постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г.
Правовые основы и практика назначения судей Верховного Суда США
Николаев Борис Викторович
Актуальность и цели. Верховный Суд США является одним из наиболее авторитетных и влиятельных высших судебных органов в современном мире.
Вопросы правового мониторинга в постановлениях Верховного Суда РФ
Черепанова Екатерина Викторовна
В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с проведением правового мониторинга, на примере постановлений Пленума Верховного Суда РФ.
Полномочия Верховного суда РФ по осуществлению судебного надзора
Согласно ч. 2 ст. 19 закона № 1-ФКЗ ВС РФ осуществляет надзор, рассматривая дела в качестве суда надзорной инстанции, а также является органом, осуществляющим апелляционное и кассационное слушание дел.
Функции, компетенция ВС РФ и порядок подачи жалоб применительно к отдельным видам судопроизводства раскрыты, в частности, в следующих нормах:
- По гражданским делам — в разд. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ).
- Экономическим спорам — в разд. 6 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
- Уголовным делам — в разд. 15 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
- Административным делам — в гл. 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, разд. 6 и 7 Кодекса административного судопроизводства РФ.
На примере гражданско-правовых споров правомочия ВС РФ по разрешению дел в качестве второй и последующих инстанций заключаются, в частности, в следующем:
- рассмотрение апелляций на решения судов регионального уровня, принятых ими по первой инстанции (п. 3 ст. 320.1 ГПК РФ);
- кассационное слушание в отношении решений судов регионального уровня и на ряд других судебных актов (подп. 3 п. 2 ст. 377 ГПК РФ);
- надзорное рассмотрение дел (ст. 391.1 ГПК РФ).
О подаче кассационной жалобы в ВС РФ, особенностях кассационного и надзорного производства подробнее читайте в наших материалах по ссылкам:
- «Что такое кассация?»;
- «Кассационная жалоба в Верховный суд — образец»;
- «Производство в суде надзорной инстанции»;
- «Судебная ошибка и ее последствия».
Полномочия председателя ВС
Как и судей, председателя, согласно Конституции, назначает Совет Федерального Собрания по суждению президента. Срок, на который он вступает в должность, составляет 6 лет, причем кандидат может призываться к управлению неограниченное количество раз. Председатель ВС имеет процессуальные и судебные полномочия, но, кроме них, занимается следующими делами:
- решает вопросы, которые входят в его компетенцию, касательно деятельности ВС, системы судов арбитражных и общей юрисдикции;
- организовывает деятельность по изучению судебной практики, обобщению и анализу статистики;
- председательствует на заседаниях пленума ВС РФ и созывает его, планирует его работу и повестку дня, рекомендует кандидата на пост секретаря пленума;
- устанавливает список дел и обязанностей судей и своих заместителей;
- рекомендует президенту кандидатов для назначения на должность судьи, первого заместителя, председателей коллегий и прочих сотрудников судебной системы внутри ВС;
- формирует состав судебных коллегий из числа судей ВС;
- вносит свое мнение в Высшую квалификационную коллегию об аттестации судей, занимающих разные должности, а также об их награждении;
- издает различные распоряжения и приказы.
Это первое лицо Верховного Суда, которое обладает весомым опытом и знаниями в области судебной практики. На его плечи ложится множество обязанностей, касающихся как квалификации других судей, так и судебного дела в принципе.
Пленум ВС
Пленум состоит из числа всех судей Верховного Суда. Он созывается минимум раз в четыре месяца председателем ВС. Заседание проводится только в том случае, если присутствует не менее 2/3 от полного состава. На Пленуме также присутствуют министр юстиции и ген. прокурор РФ. На заседание могут быть приглашены судьи нижестоящих судов и члены совета при ВС.
Пленум собирается для решения важных вопросов. Повестка дня оглашается председателем ВС или министром юстиции. Поставленные задачи решаются путем голосования. Ход обсуждений на заседании, как и конечный вердикт, протоколируются. За этим следит секретарь пленума, который по совместительству — полноценный судья ВС
Принятые постановления имеют важное значение для судебной системы РФ, поэтому секретарь прикладывает все силы, чтобы они приводились в действие. Таким образом, полномочия Верховного Суда позволяют ему коллективно решать вопросы, касательно судебного дела общей юрисдикции, рассматривать кандидатуры на посты судей ВС, а также направлять законодательные предложения в Государственную думу
Первая инстанция
Верховный Суд РФ полномочен рассматривать уголовные дела, возбужденные в отношении депутатов Гос. Думы, членов Совета РФ, судей и иные дела, относящиеся к его подсудности. Обычно это особо тяжкие и сложные преступления, вести которые смогут только опытные судьи.
В части гражданских дел, ВС рассматривает иски:
- об оспаривании нормативных и ненормативно-правовых актов президента, правительства РФ;
- об оспаривании решений, прекращении или приостановлении полномочий судьи;
- о ликвидации деятельности объединений общественной, политической, религиозной направленности;
- по разрешению споров между гос. органами РФ и субъектами РФ.
К подсудности Верховного Суда могут быть отнесены и иные дела.
Пленум Верховного суда
В управлении деятельностью данного органа власти активное участие принимает собрание всех судей, которое объединено одним общим названием – Пленум Верховного суда РФ.
К его основным задачам не относится осуществление правосудия, что и отличает его от остальных судов судебной системы страны.
В первую очередь, Верховный суд РФ занимается правильным толкованием законов, распространяющих свое влияние на территории нашей страны.
Обеспечивает их правильное и повсеместное применение, а также реализует свое право давать необходимые разъяснения при помощи принятия новых постановлений.
Что касается состава участников Пленума, то в него входят Председатель Верховного суда и его заместители, а также Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ. Помимо этого, в заседании также могут принимать участие приглашенные гости – судьи, члены государственных ведомств и научных учреждений.
advocatus54.ru
не составляет какой-либо особой деятельности вышестоящих судов, а осуществляется путем рассмотрения дел: по кассационным и частным жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, не вступившие в законную силу (см.
Основные статьи: Конституционный надзор, Конституционный контроль В некоторых других странах функция судебного надзора за действующим законодательством выделяется в отдельный вид надзора — конституционный надзор.
Кассация), по протестам в порядке надзора на судебные решения, вступившие в законную силу (см. Надзорное производство), по заключениям прокуроров в связи со вновь открывшимися обстоятельствами (см. Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам). ВС на основе изучения и обобщения, рассмотренных дел дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Н.с. гарантирует защиту прав и законных интересов граждан, обеспечивает правильное и единообразное применение законов.
В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни.
В то же время это право подлежит определенным ограничениям. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности, регулирует экспорт и импорт. Инфо Государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческую тайну.
Все ограничения необходимы в интересах национальной экономики, но должны опираться на законодательную базу. Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, прежде всего Гражданским кодексом Российской Федерации.
В период гражданской войны и иностранной военной интервенции высшими судами в РСФСР считались Верховный трибунал при ВЦИК, действовавший как суд первой
Рекомендуем прочесть: Изменение должности сотрудника как оформить уведомление
История Верховного суда России
Судебная система России была, по сути, ликвидирована после событий 1917 года. Новым властям пришлось выстраивать ее заново. Эксперты считают, что аналогом современного высшего судебного органа можно считать Кассационный отдел при ВЦИК Советов, который был создан в июне 1918 года. Именно он рассматривал жалобы на решения революционных трибуналов всех регионов.
Только в 1922 году сформировалась похожая на современную трехзвенная судебная система – народный суд (ныне мировой и районный суды), губернский (ныне областной или республиканский суд), верховный суд.
Как таковой Верховный Суд РСФСР был сформирован на базе Верховного трибунала ВЦИК в январе 1923 года. Ему были переданы надзорные функции, которые до этого осуществлялись Наркоматом юстиции. Одновременно вновь созданному высшему судебному органу страны были переданы функции рассмотрения любых дел в кассационном порядке, если поступали жалобы и протесты на решения губернских судов.
Особенности Верховного суда
Высшее судебное учреждение по сравнению с другими юридическими инстанциями имеет несколько отличительных характеристик:
- Обжаловать решение Верховного суда можно только в международных юридических инстанциях.
- Постановления и разъяснения Верховного суда имеют обязательную силу в подчиняющихся ему инстанциях.
- Назначить председателя может только Совет Федерации.
- Если в отношении депутата или участника Совета Федерации возбуждено уголовное дело, его имеет право рассматривать только Верховный суд.
Структура Верховного суда
Учреждение состоит из следующих подразделений:
- Пленум Верховного суда. Включает в себя 170 человек. Пленум представляет собой собрание судей, которые не участвуют в вынесении решений, а занимаются вопросами применения судебной практики. Орган издает разъяснения и порядок применения законодательных норм. Для вынесения постановлений созывается коллегия, которая принимает участие в заседаниях.
- Президиум Верховного суда. Включает в себя главу и его заместителей – всего 13 человек. Президиум занимается систематизацией судебных норм, решает вопросы, связанные с судопроизводством в субъектах государства, оказывает консультационную помощь по применению норм закона.
- Апелляционная коллегия. Возвращает дела на пересмотр в случае подачи жалобы. Ее участники рассматривают кассационные, надзорные и апелляционные обращения. Подразделение делится на несколько судебных коллегий, которые различаются по видам изучаемых дел.
- Судебные коллегии. Это несколько подразделений, рассматривающих апелляционные и кассационные жалобы, которые подаются сторонами, несогласными с решением нижестоящей инстанции. Выделяют коллегии в зависимости от типа изучаемых дел: гражданские, уголовные, экономические, военные, административные.
- Дисциплинарная коллегия. Изучает дела, связанные с досрочным лишением судей их полномочий в связи с проступками. В ее состав входит 6 человек. Члены дисциплинарной коллегии избираются на 3 года путем тайного голосования по бюллетеням.
- Другие отделы. Верховный суд вправе создавать дополнительные структурные отделы, отвечающие за обеспечение его функционирования.
Состав Верховного суда
Среди участников высшей юридической инстанции можно выделить несколько главных должностей:
- Председатель Верховного суда. Изучает важные вопросы, касающиеся положений о работе органа, формирует судейский состав, созывает и возглавляет заседания Пленума и Президиума.
- Первый заместитель. Обеспечивает функционирование судейских коллегий и выполняет поручения главы Верховного суда.
- Главы судебных коллегий. Участвуют в обеспечении работы подразделений. Председатель каждой коллегии может исполнять функции главы организации.
Назначение на должность судей Верховного суда
Функции юридической инстанции регулируется нормами Конституции. Поскольку Верховный суд является независимым учреждением, назначить на должность его членов имеет право только Совет Федерации. Процедура проводится на основании представления президента. Рекомендовать судью к назначению может председатель. Снятие с должности проводится на основании решения Совета Федерации.
Полномочия Верховного суда
Высшая юридическая инстанция в соответствии с нормами Конституции имеет право:
- Возвращать дела на повторное рассмотрение, если были выявлены новые обстоятельства.
- Выносить решения по крупным и важным делам, имеющим большое значение для судебной практики.
- Запрашивать в Конституционном суде пояснения главных положений основного закона.
- Проверять приговоры, вынесенные мировыми и районными судами, и отменять их в случае несоответствия законодательным нормам.
- Разъяснять нормы законов и их использование. Для этого проводится заседание Верховного суда, на котором разрабатываются основные положения. Они не имеют статус законодательных актов, но при этом обязательны для исполнения.
Конституционный суд и Верховный суд – отличия
Два юридических органа различаются по функциям и специфике работы. Акты Верховного суда составляются в отношении любых дел: гражданских или уголовных. Орган контролирует работу всей судебной системы. Функция Конституционного суда заключается в проверке соответствия любых документов положениям основного закона государства. Главной задачей этого органа является сохранение целостности правовой системы и исключение противоречий в толковании Конституции.
Структура и полномочия верховных судов зарубежных стран
Для сравнения приведем примеры отдельных элементов внутренней организации и вопросов деятельности высших судебных органов иностранных государств:
- Великобритания. Реформой 2005 года полномочия высшей судебной инстанции переданы от Палаты лордов ВС. В первый состав ВС вошли 12 судебных лордов. Основная задача ВС — развитие общего права, поэтому данный орган выбирает для слушания только споры со существенным общественным резонансом.
- Канада. Действующий ВС был учрежден в XIX в. Эволюция его сферы деятельности заключается в переходе из статуса обычного апелляционного суда к статусу высшего судебного органа государства.
- Украина. ВС состоит из палат по отдельным категориям дел, осуществляет функцию приведения к единообразию практики судов, а также отдельные конституционные полномочия.
- Франция. Судебная система возглавляется кассационным судом, состоящим из 85 судей, около 40 их заместителей, подразделенных на шесть дивизионов: три гражданских дивизиона, коммерческий, трудовой и уголовный дивизионы.
***
Итак, в настоящей статье были освещены структура и полномочия ВС РФ, включая внутреннее строение и круг деятельности отдельных структурных единиц рассматриваемого судебного органа.
Пленум Верховного суда РФ
В соответствии с ч. 1 ст. 5 закона № 3-ФКЗ Пленум ВС РФ состоит из всех судей ВС РФ. Он функционирует следующим образом (приведены ссылки на закон № 3-ФКЗ):
- правомочен при явке 2/3 от состава ВС РФ (ч. 4 ст. 5);
- решения принимаются ½ от числа присутствующих судей ВС РФ (ч. 5 ст. 5);
- решения подписывает председатель ВС РФ и секретарь Пленума (ч. 5 ст. 5);
- на заседании Пленума могут присутствовать такие лица, как председатель КС РФ, генпрокурор РФ и министр юстиции РФ, а также иные приглашенные председателем ВС РФ субъекты (ч. 2 ст. 5).
ВАЖНО! Особенности работы Пленума также установлены Регламентом ВС РФ, утв. постановлением Пленума ВС РФ от 07.08.2014 № 2 (далее — Регламент). . Пленум ВС РФ решает, в частности, такие вопросы (приведены ссылки на закон № 3-ФКЗ), как:
Пленум ВС РФ решает, в частности, такие вопросы (приведены ссылки на закон № 3-ФКЗ), как:
- дача разъяснений по вопросам судебной практики (п. 1 ч. 3 ст. 5);
- инициирование законотворческого процесса (п. 2 ч. 3 ст. 5) и направление запроса в КС РФ (п. 3 ч. 3 ст. 5);
- формирование судебных КЛ (пп. 5–8 ч. 3 ст. 5).
С позицией Пленума ВС РФ по актуальным вопросам можно ознакомиться, изучив наши материалы по ссылкам:
- «Пленум ВС РФ дал разъяснения по вопросам, связанным с ОСАГО»;
- «Пленум ВС РФ дал разъяснения по вопросам, связанным со взысканием алиментов»;
- «Пленум ВС РФ дал разъяснения по вопросам, связанным с переменой лиц в обязательстве»;
- «Пленум ВС РФ дал разъяснения в области возмещения вреда окружающей среде»;
- «Пленум ВС РФ — о конфискации имущества в уголовном процессе».
История Верховного суда
Решение об учреждении высшего органа правосудия было принято 1 января 1923 г. Ранее его функции выполнялись Правительствующим сенатом. Понятие о том, какие задачи решает Верховный суд, что это и принципы его организации менялись на протяжении всего срока существования
Сразу после создания он рассматривал только дела особой государственной важности. Затем возможности Верховного суда расширились, он получил право отменять и корректировать решения подчиняющихся инстанций
В 1928 г. было принято постановление о порядке руководства судебными органами. Согласно ему независимость Верховного суда сильно ограничивалась за счет его присоединения к Наркомату юстиции. Орган вновь получил право выносить самостоятельные решения только в 1936 г. после принятия Конституции РСФСР. В период с 1932 по 1938 г. многие члены Верховного суда, в том числе и его глава, подверглись репрессиям.
Обновленная Конституция, введенная в действие в 1977 г. расширила полномочия инстанции. Юрисдикция Верховного суда стала включать часть функций законодательной власти. В 1993 г. была провозглашена полная независимость судебной системы. Верховный суд стал активным участником реформы по расширению прав и свобод граждан. Сейчас он занимается не только изучением громких дел и опротестованием решений, но и принимает участие в развитии и совершенствовании судопроизводства.
Чем занимается Верховный суд?
Высшая судебная инстанция изучает многие вопросы. Компетенция Верховного суда включает несколько составляющих:
- Контроль над работой местных, районных и мировых судов, включая военные.
- Иногда Верховный суд берет на себя функции первой инстанции, если речь идет о громких или резонансных событиях.
- Пересмотр дел в связи с подачей жалобы. Верховный суд имеет право отменить решение подчиненной инстанции, если истец подаст апелляцию.
- Пересмотр вынесенных приговоров в связи с выявлением новых обстоятельств.
- Изучение и систематизация практики судопроизводства.
- Анализ судебной статистики и выдача пояснений по отдельным вопросам, связанным с правоприменением.
- Решение некоторых вопросов, имеющих отношение к международному праву.
Верховный Суд: функции
Права и обязанности ВС РФ приводят к необходимости выполнения определенных функций судопроизводства, а также контроля и надзора в области общей юрисдикции. Это главный и конечный элемент судебной системы, который призван совершать следующие действия:
- рассматривать в I инстанции важные и сложные уголовные и гражданские дела;
- в порядке надзора и кассации проверять обоснованность и законность решений, постановлений, приговоров и определений, вынесенных общеправовыми судами;
- разъяснять вопросы судебной практики, используя форму постановлений пленума ВС;
- может проявлять законодательную инициативу, обращаясь в Конституционный суд РФ по вопросам соответствия судебных законодательных актов Конституции.
Постановление Верховного Суда (в том числе пленума) по вопросам судебной практики не имеет силы нормативно-правового акта, однако является обязательным к исполнению всеми судами.
Прочие полномочия Верховного суда РФ
Помимо собственно функций по отправлению правосудия, ВС РФ также выполняет ряд других задач, в частности осуществляет следующие действия.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Полномочия |
Нормативное обоснование — положения закона № 3-ФКЗ |
Может инициировать законотворческий процесс по вопросам своего ведения |
Ч. 6 ст. 2 |
Разрабатывает предложения по изменению правового регулирования |
Ч. 6 ст. 2 |
Дает разъяснения относительно судебной практики |
П. 1 ч. 7 ст. 2 |
Может направлять в КС РФ запросы относительно конституционности применяемых источников права |
П. 2 ч. 7 ст. 2 |
Устанавливает наличие или отсутствие в действиях Президента РФ признаков госизмены или другого преступления, если Госдума инициирует такую процедуру |
П. 3 ч. 7 ст. 2 |
Дает заключение о наличии признаков преступления в действиях генпрокурора или председателя Следственного комитета РФ |
П. 4 ч. 7 ст. 2 |
Осуществляет информационное обеспечение своей деятельности, в частности публикует акты ВС РФ |
П. 6 ч. 7 ст. 2 |
Решает вопросы, связанные с международными соглашениями, с учетом своей компетенции, а также иные вопросы |
П. 5 ч. 7 ст. 2, п. 7 ч. 7 ст. 2 |
Подробнее об осуществлении деятельности ВС РФ читайте в наших материалах по ссылкам:
- «Верховный суд вносит в Госдуму законопроект о примирительных процедурах»;
- «Верховный суд утвердил порядок проведения трансляций судебных заседаний»;
- «Верховный суд утвердил обзор практики разрешения споров, связанных с защитой иностранных инвесторов».
Председатель, его заместители и другие судьи Верховного суда РФ
Председатель ВС РФ и его заместители назначаются сроком на 6 лет (ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 закона № 3-ФКЗ). Они могут неоднократно переназначаться (ч. 2 ст. 12, ч. 2 ст. 13 закона № 3-ФКЗ). Более того, не установлено верхних возрастных пределов для занятия должности председателя ВС РФ (ч. 2 ст. 12 закона № 3-ФКЗ).
Судьи ВС РФ в соответствии со ст. 14 закона № 3-ФКЗ осуществляют следующие функции:
- рассматривают дела и осуществляют иные процессуальные полномочия;
- занимаются обобщением практики;
- участвуют в работе Пленума ВС РФ;
- выполняют иные функции, в частности исходя из положений Регламента ВС РФ.
Зампредседателя ВС РФ, которые также являются председателями коллегий, помимо прочего осуществляют руководство соответствующими коллегиями (ч. 4 ст. 13 закона № 3-ФКЗ).
Ч. 3 ст. 12 закона № 3-ФКЗ устанавливает обширный неисчерпывающий перечень функций председателя ВС РФ, среди которых, в частности, организация деятельности ВС РФ и системы судов (п. 1 ч. 3 ст. 12 закона № 3-ФКЗ) и представительские функции (п. 20 ч. 3 ст. 12 закона № 3-ФКЗ).
Согласно п. 4 ст. 3 закона «Об органах судейского сообщества в РФ» от 14.03.2002 № 30-ФЗ судьи ВС РФ формируют:
- общее собрание судей ВС РФ;
- совет судей ВС РФ.
Судебные коллегии
Это подразделение ВС берет на себя большую часть судебной работы. Именно здесь происходит рассмотрение дел первой и второй инстанции, а также по вновь обнаруженным обстоятельствам. Судебная коллегия Верховного Суда состоит из 6–8 судей, среди которых выделен председатель. Он чаще других председательствует на заседаниях. В его обязанности также входит подготавливать дела к рассмотрению в порядке надзора и кассации.
Составов судей достаточно много. За каждым из них закреплена административно-территориальная область нижестоящих судов. Жалоба в Верховный Суд на один из таких объектов поступает как раз в судебную коллегию, уполномоченную контролировать указанный субъект судебной системы. Это позволяет лучше познакомиться со спецификой работы нижестоящих коллег в определенном крае, а также выявить наиболее часто совершаемые ошибки в решениях.
Иерархия судов в России
Сведения об иерархии находятся в 118 статьей Конституции РФ. Обеспечивается единство судебной системы, так как каждый отвечает перед следующей инстанцией. Высшим органом судебной власти считается Конституционный суд РФ. Стоит рассмотреть подробнее, как устроена эта ветвь власти сегодня.
Таблица 1. Общая схема судебной системы в стране
Наименование суда | Дополнительная информация |
---|---|
Конституционный | Рассматривает вопросы о соответствии законов и законопроектов существующим нормам права, чтобы не возникало коллизий. |
Общей юрисдикции | Рассматривают уголовные, гражданские, административные и некоторые военные дела. |
Арбитражные | Занимаются делами в предпринимательской или экономической сфере. |
Дисциплинарные | Рассмотрение апелляции по решению Высшей квалификационной коллегии судей. |
Это основные органы судебной власти, однако существует иерархия внутри каждой системы. Также существуют федеральные и региональные судьи. К региональным относятся мировые. У них нет возможности карьерного роста. Заняв эту должность, они работают до 70 лет, после чего уходят в отставку (если не решат подать прошение об отставке раньше). Однако существует возможность перевестись на должность федерального судьи. На федеральном уровне иерархия происходит следующим образом:
- Первая инстанция. Сюда обращаются, если граждане не согласны с решениями мировых судей. Также граждане могут подать иск в представительство первой инстанции напрямую, если дело не относится к мировым судам. Например, стоимость иска более 100 000 рублей или предусмотренный срок наказания более 3 лет тюремного заключения.
- Вторая инстанция. Обычно они занимаются рассмотрением апелляционных решений. Рассматривают гражданские, уголовные и административные дела.
- Третья инстанция или первая кассация. Сюда обращаются при нарушении прав интеллектуальной собственности, а также при рассмотрении апелляций по делам судов второй инстанции.
- Четвертая инстанция или вторая кассация занимается уголовными, гражданскими, административными и военными преступлениями ВС РФ.
- Высшая инстанция, которая считается последней.
Представители Конституционного суда
Если граждан или юридических лиц не устраивает решение высших судебных органов в пределах России, то необходимо обращаться в международные инстанции, например, в Гааге при нарушении прав человека. Однако их решения не считаются обязательными для исполнения на территории России. Это нормальная практика, когда вынесенное решение не имеет юридической силы за пределами России.
Высший Арбитражный и Верховный Суд отвечают за рассмотрение экономических дел и гражданских, уголовных и административных соответственно. Военный трибунал существует отдельно, однако ряд военных преступлений также могут рассматривать представители Верховного суда и подшефных ему инстанций.
Еще существуют отделения Конституционных судов в субъектах РФ. Они необходимы для оперативной проверки региональных правовых актов на соответствие КРФ, другим региональным и федеральным правовым нормам.
Кассационная коллегия
Ее состав рассматривает кассационные представления и жалобы на решения Судебных коллегий ВС по уголовным, гражданским и военным делам. В качестве инициатора пересмотра дел может выступать и прокурор. Кассационная коллегия ВС состоит из 12 судей ВС и председателя, и представлена двумя составами (по уголовным и гражданским делам).
Судьи в промежутках между заседаниями участвуют в рассмотрении дел в числе президиума ВС или соответствующей судебной коллегии. При этом в обязательном порядке соблюдается требование, не допускающее вторичное участие судьи на рассмотрении одного и того же дела. Кроме пересмотра дел, кассационная коллегия полномочна заниматься теми делами, на которые открылись новые обстоятельства.