Проведение электронных торгов
Содержание:
- Рассмотрение первых частей заявок
- Возможности, которые дают коммерческие торги
- Заявка на участие в электронном аукционе
- Общие положения 44 ФЗ
- Шаг 4. Провести завершающий этап
- Аукцион не состоялся
- Осуществление закупок по 44-ФЗ
- Когда проводят
- Этапы аукциона
- Что входит в документацию о закупке?
- 1 этап. Подача заявки
- Заключение контракта
Рассмотрение первых частей заявок
Не более 7 дней с даты окончания приема заявок комиссия заказчика рассматривает их первые части. Причины отказа есть всего две:
- Участник неправильно оформил согласие на поставку товара, оказание услуги или выполнение работы либо же указал неверные параметры объекта закупки.
- Участник указал в заявке недостоверную или неполную информацию.
- Рассмотрев все заявки, комиссия составляет протокол, в котором перечисляют всех участников с присвоенным им порядковыми номерами и указывает в отношении каждого из них информацию о допуске либо недопуске к участию в аукционе. Если участник получил отказ, это решение должно быть обоснованным. Следует указать положение документации или закона, которые нарушил этот участник.
- Протокол направляется на ЭТП и размещается в ЕИС до окончания срока рассмотрения заявок. Оператор торгов в течение часа после получения протокола должен направить всем участникам уведомление о решение заказчика.
- Случается, что ни одна заявка в итоге рассмотрения их первых частей к аукциону не запускается. В этом случае считается, что аукцион не состоялся.
Возможности, которые дают коммерческие торги
Коммерческие закупки хороши тем, что не ограничены в выборе формы и площадок для проведения. Другие положительные стороны:
- Экономия. Собственно, для этого все затевается – найти поставщика или подрядчика, предлагающего самую низкую цену. Признаю, в этом отношении конкурс объективнее, по его результатам побеждает не столько участник с наименьшей ценой, сколько тот, кто указал самые выгодные условия в целом.
- Долгосрочность. С удачным исполнителем компания может продолжить работу в дальнейшем без проведения аукциона, заключая обычный договор (конечно, если устав и другие внутренние положения позволяют так поступать).
- Широкий круг участников. Вы, как организаторы и будущие заказчики, способны проявить лояльность к будущим партнерам, ими могут стать не только юридические лица или ИП, но и физлица и самозанятые.
Даже крупные корпорации не брезгуют контрактом с частниками. Предметом такого договора может выступить покупка недвижимости, автомобиля, выкуп земельного участка, оказание редких или специфических услуг (реставрация, например).
Работа по 44 и 223 федеральным законам закаляет и готовит к любым другим торгам. Если вы уже побывали участником госзакупок, пора переходить на другую сторону и регистрироваться в качестве заказчика. Совет дня: для первого раза выбирайте крупного игрока на рынке ЭТП, у таких все отработано и устроено максимально комфортно для пользователя, да и линейка тарифов привлекательнее и шире.
Заявка на участие в электронном аукционе
Заявка на участие в ЭА состоит из 2-х частей (ч. 2 ст. 66 44-ФЗ). Первую часть принято называть «Форма 2», на ее оформление влияет предмет контракта, а также тот факт, включена ли в аукционную документацию проектная документация, указан ли товарный знак или иные персональные критерии.
К структуре первой части заявки установлены требования в соответствии с положениями ч. 3, 3.1, 4 ст. 66 44-ФЗ.
Содержание первой части заявки (ч. 3 ст. 66 44-ФЗ):
1) согласие участника на исполнение обязательств на утвержденных условиях и не подлежащих изменению после проведения электронного аукциона. Данное согласие дается на ЭТП путем выставления «галочки» в соответствующем окне, поэтому отдельно готовить документ с согласием не нужно;
2) при закупке товара, а также товара, в том числе поставляемого при выполнении работ (оказании услуг):
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные характеристики товара, и указание на товарный знак (при наличии). Данная информация вносится в заявку, если в аукционной документации отсутствует указание на ТЗн или ТЗн отличается от указанного заказчиком.
Важно самым внимательным образом оформлять первую часть заявки. Она является своеобразным инструментом, которым пользуются недобросовестные заказчики, чтобы продвинуть на исполнение контракта «своего» исполнителя
Отнеситесь серьезно к этому моменту, не допускайте ошибок и не давайте таким заказчикам оснований для отклонения вашей заявки.
В ч. 3.1 ст. 66 44-ФЗ говорится, что первая часть заявки должна содержать только согласие на выполнение контракта, если в закупочную документацию включена проектная документация в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. Такое согласие дается с помощью функционала электронной площадки.
Содержание второй части заявки:
1) ФИО, адрес, контакты, ИНН (для иностранного лица – аналог ИНН) участника, учредителей, членов исполнительного органа;
2) соответствие участника требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника требованиям, указанным в п. 3 — 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Декларация подается на ЭТП, однако лучше подготовить отдельный файл с декларацией и включить его во вторую часть заявки;
3) копии документов о соответствии ТРУ требованиям законодательства РФ (если эти требования прописаны в аукционной документации).
Не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки (либо копия);
5) документы, подтверждающие право участника ЭА на получение преимуществ согласно ст. 28 и 29 44-ФЗ (если участник заявляет о получении таких преимуществ), или копии данных документов (Примечание: преимущества для учреждений и организаций уголовно-исполнительной сферы, а также организаций инвалидов);
6) документы, предусмотренные нормами закона, принятыми согласно ст. 14 44-ФЗ, в случае закупки ТРУ, на которые действуют данные нормативы, или копии таких документов. (Примечание: если участник не подает эти документы, то заявка считается заявкой, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными поставщиками);
7) декларация о принадлежности участника к СМП или СОНКО, если заказчик установил ограничения согласно ч. 3 ст. 30 44-ФЗ (Примечание: декларация подается на ЭТП. Однако, лучше подготовить отдельный файл с ней и подать его вместе со второй частью заявки).
Когда оператор ЭТП может вернуть заявку:
1) заявка нарушает требования ч. 6 ст. 24.1 44-ФЗ (документы не подписаны электронной подписью);
2) один кандидат направил более одной заявки на участие, не отозвав предыдущие заявки;
3) заявка от участника поступила после истечения срока подачи заявок;
4) заявка нарушает нормы ч. 9 ст. 24.2 44-ФЗ (до конца регистрации участника в ЕИС остается менее 3-х месяцев);
5) участник, ответственные или уполномоченные лица числятся в РНП;
6) в реестре участников закупок отсутствуют электронные документы (или их копии), утвержденные Постановлением Правительства РФ № 99 от 04.02.2015 г. согласно ч. 3 ст. 31 44-ФЗ, либо несоответствие таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении ЭА в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 44-ФЗ.
Общие положения 44 ФЗ
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержит следующие важные положения:
- Общие положения действующего законодательства;
- Планирование госзакупок;
- Проведение государственных закупок;
- Анализ проведенных закупок и аудит;
- Контроль в области покупок;
- Подача жалобы на заказчика (например, уполномоченного учреждения) и рассмотрения способов подачи жалобы;
- Нюансы при проведении отдельных видов закупок товаров;
- Заключительные положения.
ФЗ о службе по контракту читайте здесь:
Ключевые моменты
- Заказчики обязаны планировать закупки. Для этого они в обязательном порядке должны предоставлять ежегодно планы и графики. В Единой информационной системе публикуются подобные планы;
- Устанавливаются условия к работам, товарам или услугам. Если госзакупка превышает одного миллиона рублей, то она обсуждается;
- Контролируются методы размещения заказа: закрытые аукционы, электронные, запросы котировок, конкурсы;
- В законе прописываются методы борьбы с демпингом.
В чем заключается разница между ФЗ 44 и ФЗ 223?
Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223 скрываются в особенностях их использования. Два с виду похожих закона различны своими действиями.
Закон о контрактной системе контролирует все этапы торговой процедуры, в том числе сроки. Законодательство распространяется на все закупки государственных заказчиков, при этом исключений нет. Если требования закупки были нарушены, то государственный заказчик предпишет штрафы. В последующем подобные поставщики будут занесены в журнал учета под названием недобросовестные поставщики. В соответствии с содержанием этого законодательства, заказчику запрещено расторгать или изменять условия контракта.
Закон № 223 описывает процесс госзакупок в общем виде. Здесь не указываются конкретные этапы сделки. Следовательно, торги могут проводиться различными методами, которые предварительно согласовываются. Указываются условия для участников, сроки этапов сделки, а также способы поставщика.
Порядок и условия осуществления закупок по закону
Чтобы правильно осуществить покупку, государственные заказчики действуют согласно порядку и условиям Федерального закона №44 и другим нормативно-правовым актам. Прежде чем осуществить закупку, информация о ней размещается в ЕИС (Единая информационная система) на официальном сайте.
Существует два вида закупок:
- Покупки первого уровня;
- Закупки второго уровня.
В первом и во втором случае исполнитель заказа выбирается Департаментом по конкурентной политике. Все документы по осуществлению госзакупок должны быть подписаны электронной подписью.
Приобретать можно как товары, так и услуги, а также работы. После осуществления закупок, государственный орган должен опубликовать информацию об этом на официальном сайте. Решение на проведение госзакупок подтверждаются документами, среди которых есть и годовой план на проведение подобных действий. С момента утверждения плана, заказчик обязан разместить этот план на официальном веб ресурсе в течение пяти дней после утверждения.
Чтобы закупки были проведены правильно, предварительно определяется организатор по их проведению. Покупки государственного уровня могут быть совершены и на конкурсной основе.
Шаг 4. Провести завершающий этап
Вторая фаза стартует, если по прошествии 10 минут от последнего ценового предложения ни один из потенциальных поставщиков не предложил новую сумму. Этот этап продолжается 10 минут, каждый участник вправе понизить свою предложенную ранее цену, не обращая внимания на шаг. Но сумма не занижается более минимальной предложенной на первом этапе.
Время начала торгов: 12:00:00 НМЦК — 1 000 000 руб |
|
---|---|
ЦП 1 950 000 | 12:05:00 |
ЦП 2 900 000 | 12:10:00 (5 минут от последнего) |
ЦП 1 850 000 | 12:19:00 (9 минут от последнего) |
12:29:01–12:39:01 вторая фаза |
Если прошло 10 минут после начала, а никто из участников цену так и не поднял, торги признают несостоявшимися. Оператор ЭТП в течение 30 минут после завершения процедуры размещает на площадке протокол.
Аукцион не состоялся
Итак, электронный аукцион признан несостоявшимся. Что дальше? План действий зависит от того, имеются ли претенденты на заключение контракта или нет.
Есть лишь один претендент
На аукцион может быть подана лишь одна заявка. Либо заявок подано несколько, но по итогам рассмотрения первых частей решено, что требованиям соответствует лишь одна из них. То есть к аукциону допущен лишь один участник. Понятно, что в такой ситуации проводиться он не может, однако с участником может быть заключен контракт, как с единственным поставщиком.
Оператор площадки должен не позже одного рабочего дня после того, как окончился прием заявок, направить документы участника заказчику. Далее аукционная комиссия рассмотрит его заявку – первую и вторую части – и примет решение, соответствуют ли они требованиям аукциона. В итоге будет составлен протокол, в котором заказчик укажет свое решение. Если будет признано, что заказчик соответствует всем требованиям, с ним будет заключен контракт.
Участники есть, но ценовых предложений нет
Еще один возможный вариант, когда аукцион признается несостоявшимся — допущенные до него участники в ходе торгов не подавали ценовые предложения. В этом случае заказчик рассматривает все вторые части заявок и определяет, кто из участников аукциона полностью соответствует требованиям. Контракт будет заключен с тем из них, кто признан соответствующим и направил заявку раньше других.
Претендентов нет
Такое возможно в ситуации, когда на аукцион не поступило ни одной заявки или по итогам рассмотрения первых частей ни одна из них не была признана соответствующей требованиям. В этом случае заказчик должен поменять свои плановые документы и провести запрос предложений. Если нормы закона 44-ФЗ позволяют, можно провести закупку другим способом.
Осуществление закупок по 44-ФЗ
В соответствии с законодательством, приобретение нужных для работы государственных органов материалов, техники, помещений, различного рода услуг может осуществляться конкурентным способом, когда выбор поставщика происходит из нескольких претендентов, либо у единственного представителя. Осуществление закупок по 44 ФЗ позволяет свести к минимуму злоупотребления и коррупционные проявления в этом процессе.
Способы закупки
Федеральный закон определяет, что основанными на конкуренции являются следующие способы приобретения продукции и услуг:
- конкурс;
- аукцион;
- запрос котировок;
- запрос предложений.
Закупка у единственного участника осуществляется лишь в том случае, когда нужный товар или услуга монополизированы в силу объективных причин, например, защищены авторским правом.
Виды конкурсов
В ФЗ № 44 предусмотрены следующие разновидности конкурсов:
- Открытый. Его характерной особенностью является то, что информация о закупке сообщается неограниченному кругу потенциальных поставщиков либо исполнителей, причем ко всем участникам применяются одинаковые критерии отбора. Данные о конкурсе размещаются в единой системе за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками.
- С ограниченным участием. Этот конкурс проводится среди неограниченного числа участников, к которым применяются единые и одинаковые критерии, однако перед непосредственным участием в конкурсе участники должны пройти квалификационный отбор.
- Двухэтапный. На первом этапе вся информация о конкурсе размещается в свободном доступе, чтобы желающие могли принять в нем участие, однако затем к победителям выдвигают дополнительные требования. И участник, который предоставил наилучшие условия на втором этапе, объявляется победителем.
- Закрытый аукцион – информация о нем не размещается в открытом доступе в интернете либо в средствах массовой информации. На конкурсах такого типа предметом являются объекты, представляющие собой государственную тайну. Выигрывает закрытый аукцион участник, предложивший самую низкую цену за свою продукцию.
- Закрытый с ограниченным участием. Этот тип конкурса предусматривает ознакомление с его условиями лишь круга лиц, которые занимаются выпуском конкретной продукции. Выигрывает право на осуществление поставок либо проведение работ тот участник, который вначале прошел квалификационный отбор, а затем предложил лучшие условия.
- Закрытый двухэтапный предусматривает отбор участников в два этапа. Сначала информация о предмете закупки отправляется ограниченному кругу лиц, которые могут выполнить условия контракта, затем по результатам второго тура определяется победитель, представивший лучшее предложение. Аукцион
Аукцион по закупке осуществляется в электронной форме, то есть вся информация об объекте конкурса размещается на доступном для всех сайте. Сами торги проводятся на электронной площадке заранее выбранного оператора, который полностью отвечает за технический аспект их проведения.
Однако покупать на аукционе можно только отдельные категории товаров или работ, услуг. Их перечень утвержден Правительством РФ, и он достаточно объемный. К аукциону предъявляются такие критерии:
- точное, четкое и подробное описание объекта закупки;
- выбор победителя должен быть основан только на количественной и денежной оценке.
Запрос котировок
Этот способ определения исполнителя госзаказа осуществляется путем размещения информации об объекте закупки в единой базе данных, причем победителем в конкурсе является тот участник, что предложит самую низкую цену за свою продукцию. Однако стоит учесть, что запрос котировок можно проводить лишь в том случае, если стоимость контракта не превышает 500 тысяч рублей.
Кроме этого, есть еще одно ограничение для заказчика по данному виду торгов – годовой объем закупок, осуществляемый подобным способом, не может превышать 10% от всего годового объема закупок заказчика и при этом не может быть больше, чем 100 млн рублей в год.
Запрос предложений
Победителем такого конкурса становится участник, предложивший заказчику товар или услугу, которая оптимально соответствует параметрам запроса. Проводить выбор поставщика методом запроса предложений можно только в следующих случаях:
- для обеспечения спортивных команд инвентарем, экипировкой, оборудованием;
- для лечения россиян за границей;
- для обеспечения лекарственными препаратами;
- для закупок предметов народного промысла;
- при заключении контрактов для защиты интересов граждан или государства в иностранных судебных органах.
Когда проводят
Закупщик инициирует электронный аукцион по 44 ФЗ (статья 59) в целях закупки продукции, выполнения работ, оказания услуг по любому из кодов классификатора ОКПД2. Условие — на конкретный вид экономической деятельности не должны налагаться ограничения 44-ФЗ (например, требование о проведении только закрытых процедур).
Законом предусматриваются ситуации, когда закупщик обязан проводить электронный аукцион (РП РФ № 471-р от 21.03.2016):
- закупка сельскохозяйственных товаров и услуг;
- горнодобывающей продукции;
- пищевых продуктов и напитков;
- одежды;
- бумаги;
- лекарственных средств;
- компьютерного оборудования;
- выполнение строительных работ.
Список достаточно большой и содержит более 50 классов по ОКПД2.
В конкретных субъектах РФ принимают дополнительные перечни случаев, когда региональные госзаказчики должны проводить электронный аукцион по закупкам. Ситуации имеют особенности. Например, при выполнении строительных работ на объектах особой опасности, технически сложных и уникальных закупщик вправе проводить конкурс с ограниченным участием. Такие же правила действуют и при закупке пищевых продуктов для учреждений системы образования.
ВАЖНО!
В п. 2 ст. 59 предусмотрены послабления в отношении обязательности инициации электронного аукциона. Если начальная цена закупки не превышает 50 000 рублей, то заказчик вправе остановить выбор на электронном запросе котировок, несмотря на то, включен ли вид деятельности в регламентированный обязательный перечень. Та же ситуация при попадании заказа под случаи из ст. 83 и 93 (проводят запрос предложений или закупают у единственного поставщика).
Этапы аукциона
В первую очередь осуществление данного способа размещения госзаказа в электронной форме должно быть запланировано, внесено в план-график размещения заказа. Дальнейший порядок проведения аукциона включает следующие этапы:
- подготовку документации о закупке электронным способом;
- формирование извещения о размещении закупки и его опубликование в Единой системе государственных закупок;
- изучение документации потенциальными участниками, подачу и прием заявок;
- рассмотрение первых частей заявок после окончания срока приема заявок;
- собственно торги среди всех допущенных участников;
- рассмотрение комиссией вторых частей заявок и принятие решения об их соответствии требованиям закона и утвержденной документации;
- определение победителя;
- заключение контракта с победителем процедуры.
При этом процедура может быть признана несостоявшейся, что происходит в случаях, когда на участие в ней подана только 1 заявка либо их не последовало вовсе. При наличии только одной заявки контракт заключается с единственным участником, несмотря на признание процедуры несостоявшейся (п. 4 ч. 1 ст. 71 закона № 44-ФЗ).
***
Рассматриваемый способ проведения торгов один из наиболее распространенных в силу требований законодательства. Помимо обязательных случаев организации рассматриваемой процедуры, законодателем предоставлено право заказчикам по своему усмотрению осуществлять запланированные закупки именно таким способом. Процедура организации подробно описана в ст. 59–71 закона № 44-ФЗ.
Что входит в документацию о закупке?
При проведении государственных закупок в рамках 44-ФЗ заказчик наряду с извещением обязан разместить в единой информационной системе (ЕИС) документацию о проводимой закупке, требования к содержанию которой установлены в Законе № 44-ФЗ.
Итак, документация о закупке по 44-ФЗ состоит из:
Извещения об осуществлении закупки. Это документ, в котором содержится ключевая информация о проводимой закупке:
- сведения о заказчике и его местонахождении;
- краткое изложение условий контракта с описанием объекта закупки;
- начальная (максимальная) цена контракта;
- источник финансирования;
- идентификационный код закупки;
- ограничения участия в определении поставщика, установленные в соответствии с 44-ФЗ;
- способ определения поставщика;
- срок, место и порядок подачи заявок;
- размер и порядок предоставления обеспечения заявок;
- размер и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта.
Примечание: Общие требования к содержанию извещения установлены в статье 42 44-ФЗ. Однако для каждого отдельно взятого способа закупок состав сведений и информации, содержащейся в извещении, может отличаться.
Технического задания. Практически каждая документация о закупке содержит раздел “Техническое задание”. Это раздел или часть документации, в которой заказчик описывает объект закупки — товары, работы или услуги. В некоторых случаях эта часть документации может иметь такие названия, как “Смета”, “Дефектная ведомость”, “Спецификация” и т.д.
Этот раздел (часть документации) является для участника закупок самым важным, т.к. именно после его изучения участник принимает окончательное решение об участии или неучастии в той или иной закупке.
Примечание: Правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик при подготовке технического задания (сокращенно — ТЗ), установлены в статье 33 44-ФЗ.
Общей части. Это часть документации, в которой заказчик описывает способ закупки, указывает информацию об используемых понятиях и сокращениях, требованиях к участникам и содержанию заявок. В общей части также прописывается порядок отзыва заявок, порядок предоставления разъяснений документации и порядок оценки заявок. Т.е. участник закупки, изучив эту часть документации, должен разобраться с тем, что ему необходимо сделать, чтобы принять участие в данной закупке.
Инструкции. В этой части документации должна содержаться информация по подготовке заявок участниками.
Примечание: В 44-ФЗ требование об обязательном наличии инструкции в составе документации установлено для:
- запроса предложений (п.3 ч.6 ст.83 44-ФЗ);
- закрытого аукциона (п.2 ч.1 ст.87 44-ФЗ);
- открытого конкурса (п.4 ч.1 ст.50 44-ФЗ);
- электронного аукциона (п.2 ч.1 ст.64 44-ФЗ).
Информационной карты. Это своего рода квинтэссенция информации, содержащейся в извещении и общей части документации. Как правило, этот раздел документации представляется в виде таблицы, где указывается основная информация о проводимой закупке.
Примечание: Если общая часть документации имеет разночтение с информационной картой, то руководствоваться нужно информацией, указанной в информационной карте, т.к. она имеет приоритет перед общей частью.
Обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Это часть документации, в которой представлена информация, на основании которой заказчиком была установлена НМЦК.
Примечание: Согласно ч.1 ст.22 44-ФЗ НМЦК определяется и обосновывается заказчиком с помощью следующих методов:
- метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
- нормативный метод;
- тарифный метод;
- проектно-сметный метод;
- затратный метод.
Образцов форм и шаблонов. В этой части документации заказчик размещает образцы форм, которые участнику необходимо будет заполнить при подготовке своей заявки.
Проекта контракта. Неотъемлемой частью любой документации является проект контракта. Т.е. это шаблон контракта, который будет заключен с победителем закупки.
Прочих документов и материалов. Наряду с вышеперечисленными документами заказчик может в составе документации приложить рисунки, схемы, чертежи, технические условия и т.д.
Хотим обратить ваше внимание на то, что состав документации о закупке может меняться в зависимости от того, что закупается заказчиком (товар, работа или услуга) и от того, каким способом эта закупка проводится
1 этап. Подача заявки
Готовиться необходимо заранее!
Нужно провести предварительный анализ заказчика, сделав расчет минимально выгодной цены. Поскольку в аукционе можно делать подачу ценовых предложений несколько раз (в отличие от иных процедур), то лучше заранее рассчитать нижний предел.
ИП из Самары Олег Витальевич П. участвовал в электронном аукционе на оказание услуг по стирке, глажке и дезинфекции белья для городской больницы. Заказчиком была выставлена минимальная цена на оказание услуг по стирке единицы белья – 58,33 руб. (общая цена контракта составила чуть более 400 тыс. руб.). А предприниматель рассчитал, что в его прачечной стирка 1 кг белья обойдется в среднем 20 руб. за кг. (140,0 тыс. руб.). Таким образом, Олег Витальевич мог вести торг не ниже данной суммы, а цена выигранного контракта составила 140,8 тыс. руб.
Если фирма лишь засветится в закупках, но не будет их выигрывать, то это станет дополнительным подтверждением ее добросовестности. Однако после победы в государственных закупках Олег Витальевич вышел на представителей крупной госкорпорации с предложением быть их поставщиком в закупке на аналогичные услуги. Также к нему поступило выгодное предложение от крупной сети супермаркетов и серьезного коммерческого заказчика. Предприниматель оказывал услуги для больницы, что сыграло немаловажную роль в подписании контракта, поскольку у медицинских учреждений довольно высокие требования к подобным услугам.
Получите сертификат электронно-цифровой подписи, а также пройдите аккредитацию на ЭТП (электронной торговой площадке), на которой осуществляется закупка. Получение сертификата ЭЦП возможно всего за сутки. На аккредитацию на любой из пяти ЭТП государственных закупок уйдет до пяти рабочих дней:
- ЭТП ММВБ.
- ГУП «Агентство по госзаказу Республики Татарстан».
- «Сбербанк-Автоматизированная система торгов».
- «РТС-Тендер».
- Единая электронная торговая площадка.
При появлении у вас вопросов по закупке, требованиям, предъявляемым к товарам и участникам, стоит обязательно обращаться с запросами к заказчику. Делают это в рамках электронной торговой площадки за три дня до срока окончания подачи заявки.
Заявка: куда и когда подавать?
Следует изучить документацию по закупке и извещение, потом подготовить заявку на участие в аукционе. Заявка подается на оговоренную в закупке ЭТП в электронном виде. Сроки подачи заявок определяются ценой закупки:
- при начальной цене контракта более 3 млн. руб. вам дается не менее 20 дней (календарных);
- при начальной цене контракта не более 3 млн. руб. на подачу заявок отводится не менее 7 дней (календарных).
Дату окончания приема заявок указывают в извещении на проведение закупки.
Подачу заявки на участие в аукционе лучше осуществлять в последние два дня приема заявок (за этот период времени заказчик уже не успеет изменить документацию)
Чтобы не пропустить ничего важного, нужно настроить функцию отслеживания изменений. К примеру, это можно сделать на нашем сервисе в избранных закупках
При изменении требований к уже поданной заявке со стороны заказчика нужно будет отозвать ее, а затем подать новую.
Заявка: форма и состав
Форма заявки на аукцион – электронная, а состоит она из двух частей. В первой её части содержатся согласие участника торгов поставить товар на условиях заказчика, конкретные технические характеристики и спецификация. Все пункты стоит заполнять очень внимательно, ведь даже незначительная ошибка нередко приводит к отклонению заявки. В первой части заявки не должно быть информации о цене товара и поставщике. Однако если документы подготовлены на фирменном бланке, то причин для отклонения нет.
Что касается второй части заявки, то здесь должна содержаться информация об участнике, включая название фирмы, её почтовый адрес, ИНН, а также иные документы, которые предусмотрены Законом № 44 «О контрактной системе…» (лицензии, декларации соответствия, ИНН учредителей, свидетельства СРО, подтверждение полномочий лица, подающего заявку). Заказчик вправе требовать все установленные законодательством документы.
Подача обеих частей проводится одновременно из личного кабинета участника ЭТП, также они заверяются электронной подписью.
Заявка: пример
Помните о необходимости обеспечения заявки! Перед её подачей на аукцион сумму обеспечения заявки нужно перечислить на счет ЭТП. Её конкретный размер заказчик указывает в документации. Сумма поступит на счет, который открыт участнику торгов при его аккредитации на электронной площадке, в течение двух дней (банковского и рабочего). Заявка может быть отозвана до истечения срока подачи. Для этого нужно направить уведомление оператору ЭТП.
Заключение контракта
Итак, итоговый протокол опубликован в ЕИС. Через 10 дней (не ранее) контракт может быть заключен (ч. 9 ст. 83.2).
В течение 5 дней после публикации итогового протокола в ЕИС заказчик направляет в ЕИС и на ЭТП неподписанный проект договора.
После этого в течение 5 дней исполнитель подписывает проект контракта электронной подписью и размещает его в ЕИС вместе с подтверждением оплаты ОИК.
Однако при возникновении разногласий по проекту договора, победитель размещает в ЕИС подписанный электронной подписью протокол разногласий. В протоколе разногласий он отражает свои замечания по положениям контракта, ссылаясь на соответствующие пункты.
У заказчика есть 3 рабочих дня, чтобы учесть замечания и доработать проект контракта, либо повторно опубликовать его в ЕИС. При этом заказчик готовит отдельный документ с указанием причин отказа.
После размещения в ЕИС доработанного проекта контракта или исходного проекта с отдельным документом о причинах отказа, победитель в течение 3 рабочих дней размещает в ЕИС подписанный проект контракта и подтверждение перечисления ОИК.
В течение 3 рабочих дней заказчик подписывает электронной подписью контракт и размещает его в ЕИС. После этого контракт будет заключен.
Когда победитель ЭА считается уклонившимся от заключения контракта:
- В назначенные сроки победитель не подписал проект контракта (ст. 83.2 44-ФЗ);
- Победитель не направил заказчику протокол разногласий в течение 5 дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта;
- Победитель не выполнил антидемпинговые требования согласно ст. 37 44-ФЗ (в случае снижения цены контракта на 25% и более от НМЦК).
Антидемпинговые требования
Если участник победил в электронном аукционе, предложив цену сниженную на 25% и более от НМЦК, то он должен предоставить:
- ОИК в соответствии с ч. 1 ст. 37 44-ФЗ (если НМЦК более 15 млн. руб.); ОИК в соответствии с ч. 1 ст. 37 44ФЗ или информацию, указанную в ч. 2 ст. 37 44-ФЗ, с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в закупочной документации (если НМЦК не превышает 15 млн. руб.);
- обоснование цены контракта согласно ч. 9 ст. 37 44-ФЗ при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения.
Таким образом, участие в электронном аукционе имеет свои особенности. В сложностях и нюансах следует тщательно разобраться, еще раз внимательно полистать 44-ФЗ. Надеемся, что статья была полезной не только для новичков, но и для опытных поставщиков, а наши советы помогут избежать ошибок и уменьшат риски вашего участия.