Система органов государственной власти рф — структура и функции законодательных, исполнительных, судебных органов управления
Содержание:
- Народ
- Полномочия Президента рф:
- Федеральное собрание высший орган законодательной власти
- 12.4. Местное самоуправление
- ОСНОВНЫЕ ВЕТВИ ВЛАСТИ.
- Органы государственной власти определение, признаки и структура
- Суды
- Законодательная
- Укрепление вертикали власти: ключевые моменты
- Признаки российской вертикали власти
- Судебная
- 12.6. Эффективность государственной власти в современной России
- Что же дальше?
- Теоретическая разработка
Народ
Статья 11 КРФ четко дает ответ на вопрос, кто осуществляет государственную власть в России. Но главной движущей силой, наделенной самой большой властью, является народ Российской Федерации, что отражено в 3-й статье Конституции РФ.
Власть является проводником народного мнения, направленным на создание безопасного и комфортного существования в государстве.
Современная система управления страной позволяет распределять обязанности, контролировать свою работу и эффективно взаимодействовать с обычными рядовыми гражданами.
Система
органов государственной власти — это
совокупность органов, осуществляющих
властные полномочия объединенная на
принципах подчиненности и иерархичности.
Государственную
власть в Российской Федерации осуществляют:
1) Президент
Российской Федерации;
2) Федеральное
Собрание (Совет Федерации и Государственная
Дума);
3) Правительство
Российской Федерации;
4) суды Российской
Федерации.
Конституцией РФ
закреплен принцип разделения
государственной
власти на:
1) законодательную;
2) исполнительную;
3) судебную.
Органы законодательной,
исполнительной и судебной власти
самостоятельны.
Принципами
организации и деятельности органов
государственной власти в РФ являются:
д
емократизм,
законность, единство, гуманизм,
научность,
выборность,
гласность, суверенитет государственной
власти, участие граждан в осуществлении
государственной власти.
Виды
органов государственной власти в РФ.
1.
В соответствие с
принципом разделения властей:
законодательные,
исполнительные и судебные.
2.
В соответствие со
сроком исполнения полномочий:
постоянные и временные.
3.
В соответствие с
характером компетенции:
общей
компетенции и специальной компетенции.
4.
В соответствие с
действующей иерархией государственных
органов:
федеральные, республиканские, местные.
5.
В соответствии со
способом осуществления полномочий:
единоличные и коллегиальные.
Глава
4. Президент Российской Федерации
Статья
80.
Президент
РФ является
главой государства.
Статья
81.
1.
Президент Российской Федерации избирается
сроком на шесть лет гражданами Российской
Федерации на основе всеобщего равного
и прямого избирательного права при
тайном голосовании.
2.Президентом
Российской Федерации может быть избран
гражданин Российской Федерации не
моложе 35 лет, постоянно проживающий в
Российской Федерации не менее 10 лет.
3.
Одно и то же лицо не может занимать
должность Президента Российской
Федерации более двух сроков подряд.
4.
Порядок выборов Президента Российской
Федерации определяется федеральным
законом.
Функции
Президента РФ
— это основные направление его деятельности
в установленной сфере.
Президент РФ является гарантом
Конституции РФ, соблюдения прав и свобод
человека и гражданина.
Представительская функция в международных
отношениях.
Определение основных направлений
внутренней и внешней политики.
Охрана
суверенитета РФ и ее независимости.
Обеспечение согласованного функционирования
органов государственной власти.
Полномочия Президента рф:
Связанные
с деятельностью Федерального Собрания:(ст.84)
Назначает выборы Государственной Думы
в соответствии с Конституцией РФ и
федеральным законом;
Имеет
право роспуска Государственной Думы.
Подписывает
и обнародует федеральные законы;
Вносит
законопроекты в Государственную Думу;
Обращается к Федеральному Собранию с
ежегодными посланиями о положении в
стране, об основных направлениях
внутренней и внешней политики государства.
Назначает референдум.
Связанные
с деятельностью исполнительной власти:
(ст.83)
Назначает с согласия Государственной
Думы Председателя Правительства.
Принимает решение об отставке Правительства
РФ.
Утверждает структуру федеральных
органов власти.
Назначает и освобождает от должности
федеральных министров.
Связанные
с деятельностью органов государственной
власти:
Формирует Администрацию Президента
РФ.
Статья
91.
Президент
Российской Федерации обладает
неприкосновенностью.
Статья
92.
Президент
РФ приступает к исполнению полномочий
с момента принесения им присяги и
прекращает их исполнение с истечением
срока его пребывания в должности с
момента принесения присяги вновь
избранным Президентом РФ.
Статья
93.
1. Президент Российской Федерации
прекращает исполнение полномочий
досрочно в случае его отставки, стойкой
неспособности по состоянию здоровья
осуществлять принадлежащие ему полномочия
или отрешения от должности. При этом
выборы Президента Российской Федерации
должны состояться не позднее трех
месяцев с момента досрочного прекращения
исполнения полномочий.
2.
Президент Российской Федерации может
быть отрешен от должности Советом
Федерации только на основании выдвинутого
Государственной Думой обвинения в
государственной измене или совершении
иного тяжкого преступления.
Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации).
Федеральное собрание высший орган законодательной власти
Россия является страной с ассиметричными по правам субъектами, следовательно орган законодательной власти – двухпалатный, то есть имеет два уровня.
Федеральное Собрание делится на:
- Совет Федерации – уполномоченные люди из субъектов (по два человека от каждого региона).
- Государственную Думу – избираемое учреждение, состоящее из четырехсот пятидесяти мест. Выборы производятся по парламентским спискам.
У обеих палат свой перечень задач. К основным целям Совета Федерации относятся:
- официальное указание линий между субъектами,
- решение относительно применения вооруженных сил России за границами нашего государства,
- ратификация и денонсация международных нормативных актов.
К задачам ГосДумы относятся:
- утверждение планируемого баланса между доходами и расходами, а также налоговых сборов,
- объявление амнистии,
- приглашает и лишает прав на пост председателя Центробанка и Счетной палаты, а также Уполномоченных по правам человека и ребенка.
12.4. Местное самоуправление
Особое место в механизме управления страной занимает местное самоуправление. Можно сказать, что оно начинается там, где заканчивается функционирование органов государственной власти. В соответствии со ст.12 Конституции в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Следовательно, органы местного самоуправления отделены от государственной власти. Отсюда разнообразие способов формирования исполнительных и представительных органов местного самоуправления.
В соответствии с действующим законодательством главы местных администраций получили статус глав местного самоуправления (как правило, они избираются гражданами городских или сельских поселений).
Представительные органы местного самоуправления (дума, собрание представителей, местный совет и т.п.) избираются, как правило, на основе мажоритарной системы по одномандатным округам.
В малочисленных населенных пунктах (до 5 тыс. чел.) осуществление местного самоуправления возможно без образования представительного органа власти, а посредством собраний, сходов и выборным главой местного самоуправления, который периодически отчитывается перед населением.
Местное самоуправление осуществляется населением. В этих целях население использует как институты непосредственной демократии — местные референдумы и выборы, так и представительные органы, должностных лиц и т.д. Здесь не может быть какого-либо шаблона, поскольку местные сообщества отличаются друг от друга размерами территории, количеством населения, характером поселений (городских или сельских) и т.п. Но любые органы местного самоуправления обособлены от органов государственной власти и не входят в их систему. Общий принцип таков: местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Этот принцип, однако, не означает, что местное самоуправление оторвано от государства и противостоит ему. Такой подход противоречил бы в первую очередь интересам самого местного самоуправления, которое немыслимо без государственной поддержки, государственных гарантий. Прежде всего, вся деятельность местного самоуправления развивается на основе и в соответствии с законами, действующими на территории государства. Это означает, что все государственные органы, должностные лица, предприятия и учреждения, граждане и их объединения обязаны соблюдать права местного самоуправления. Более того, государство своими актами может наделять местное самоуправление дополнительными полномочиями, переносить на них часть функций своих органов, передавать в муниципальную собственность новые объекты.
О разделении властей в местном самоуправлении можно говорить с очень большой натяжкой. Здесь нет судебной ветви. Но и в распределении функций между представительными и исполнительными органами нет полной аналогии с государственным уровнем, тем более что исполнительный аппарат создается только в крупных территориальных единицах.
Для органов местного самоуправления наибольшее значение имеют вопросы жизнеобеспечения, функционирования местной инфраструктуры, соблюдения населением правил общежития, совершенствования микросреды обитания. Муниципальные институты призваны решать те задачи, которые требуют координации их усилий и соответствующего финансирования. На этом уровне, как свидетельствует практика, базовая демократия в чистом виде не эффективна. Оптимально ее сочетание с низовыми представительными институтами. Важнейшие предпосылки успешного функционирования муниципальных органов – четко очерченная сфера полномочий, самостоятельный бюджет, формируемый за счет муниципальных налогов и региональных (центральных) субвенций, а также действенная система обратной связи, способная свести к минимуму склонность муниципальных властей использовать полученные полномочия в своекорыстных целях.
ОСНОВНЫЕ ВЕТВИ ВЛАСТИ.
Сущность законодательной власти состоит в принятии законов, выступающих высшей формой выражения воли народа. Кроме законодательной она выполняет ряд важных функций: финансовую (утверждение государственного бюджета); распорядительную (формирование высших исполнительных и судебных органов); контроль за деятельностью исполнительной власти.
Законодательная власть носит представительный характер. Она состоит из системы органов государства, имеющих право на приятие законов. К ним относятся:
• Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации;
• законодательно-представительные институты республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, осуществляющие собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов.
По предметам ведения в РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, обладающие прямым действием на всей территории страны. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. ФЗ не могут противоречить конституционным законам. Законодательная власть на любом уровне функционирует в тесной взаимосвязи с другими ветвями власти.
Исполнительная власть призвана обеспечивать реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны.
Систему органов исполнительной власти России составляют федеральные органы исполнительной власти (правительство РФ и его подразделения) и органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти могут передавать часть своих полномочий органам исполнительной власти субъектов РФ, если это не противоречит Конституции и федеральным законам.
Судебная власть – вид государственной власти, отвечающий за осуществление правосудия. Правосудие является одним из видов государственной деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов, которые связаны с нарушением норм права, путем гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды – специальные органы, посредством которых реализуется судебная власть.
Судебная система РФ состоит из трех ветвей:
• Конституционный суд России и конституционные (уставные) суды в субъектах РФ;
• суды общей юрисдикции, осуществляющие уголовное, гражданское, административное и другие виды судопроизводства;
• арбитражные суды.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ, а не политической целесообразности, политическим взглядам и интересам, программам политических институтов; судьи неприкосновенны и несменяемы. Конституция РФ устанавливает также, что финансирование судей должно производиться только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Органы государственной власти определение, признаки и структура
Орган госвласти является частью аппарата, который принимает участие в реализации определенных задач и обладает рядом преимуществ.
К основным признакам относятся:
- осуществление деятельности от государства, а также его территориальной единицы – субъекта,
- все действия регулируются нормативными актами, главным из них является Конституция РФ,
- выполняемые цели строго ограничены компетенцией ведомства,
- проявляется внутренняя структура и иерархия,
- принятые решения имеют общеобязательный характер и санкционируются государством.
Говоря о структурной системе органов, можно их подразделить на группы по нескольким признакам:
- по масштабу: федерального центра и регионов,
- по теории подразделения: судебные, исполнительные и законодательные,
- по территории: центральные и региональные,
- по компетенции: общие и отраслевые.
Каждое ведомство имеет пирамидальную структуру с главой и подчиненными ему. Все региональные ведомства одинаковы по принципу сложения, так как повторяют центральный вид.
Суды
Правосудие в России могут осуществлять только суды. В России существуют федеральные, конституционные и мировые суды, которые составляют судебную систему страны.
Каждая инстанция осуществляет государственную власть в зависимости от своей компетенции и статуса. Суды одной принадлежности входят в одно Районные суды занимают первое звено судебной системы, областные и равные им — второе, Верховный Суд — высшее звено.
Как правило, любой судебный процесс начинается с суда первой инстанции — районного. В случае несогласия сторон с решением судьи постановление обжалуется в вышестоящем — апелляционном — В случае если новое постановление не удовлетворяет какую-либо сторону, подается кассационная жалоба в вышестоящий суд.
Судебная власть призвана не только разрешать возникающие споры, но и контролировать другие ветви власти. Так, Конституционный суд имеет право признавать законы антиконституционными, в том случае если они действительно относятся к таковым. Если закон противоречит федеральному закону, Конституции либо иным нормативным актам, Суд вправе признать его незаконным. При обвинении какого либо публичного лица Суд также обязан подтвердить наличие вины. Помимо этого представители судебной власти могут принимать решения о ликвидации религиозных, политических и иных организаций, занимающихся противоправной деятельностью, и разрешать экономические споры между органами государственной и муниципальной власти.
Законодательная
Несмотря на механизм сдержек и противовесов, законодательная власть в любом случае имеет первостепенное значение и считается верховной. Ее суть в том, чтобы выражать волю и суверенитет народа. В Российской Федерации эта ветвь власти представлена Федеральным Собранием, что закреплено на конституционном уровне. Этот орган состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Первая палата включает в себя представителей каждого из субъектов государства. Ее полномочия заключаются в утверждении границ между частями России, указов президента о введении военного или чрезвычайного положения. К полномочиям Совета также относится назначение судей Конституционного и Верховного судов, Генерального прокурора, председателя и заместителей Счетной палаты
Еще одно важное полномочие Совета — в том, что представители имеют право на отрешение от должности президента. Что касается госдумы, то ее представители избираются народом
Главной сферой деятельности второй палаты считается объявление амнистии, выдвижение обвинений к главе Федерации, выражение недоверия правительству. Государственная Дума может назначить председателя Центробанка, а также уполномоченного по правам человека. Несмотря на немаленький перечень полномочий, первоочередной задачей парламента является принятие федеральных законов. Из всех 3 ветвей власти государства законодательная считается первоочередной.
Укрепление вертикали власти: ключевые моменты
Изначально Владимир Путин на посту президента РФ поставил перед собой подобную задачу, поскольку полагал, что только властная вертикаль способна эффективно выполнять задачи, стоящие перед таким обширным государством. С 2000 года, помимо изменений, связанных с Советом Федерации, активно проводились реформы, направленные на расширение и упрочнение в России схемы вертикали власти.
Так, в 2004 году, после печальных событий в Беслане, одной из важнейших инициатив стала борьба с сепаративными и экстремистскими настроениями на Северном Кавказе. В качестве одной из причин, позволившей террористическому акту случится, Путин выделил ослабление центральной власти и снижение эффективности государственного управления. В итоге сепаратистские настроения на Кавказе были подавлены, террористы уничтожены, в том числе и благодаря использованию тяжелого вооружения.
Важным этапом укрепления схемы вертикали власти в России стала административная и территориальная реформы. Первая была направлена на исполнительную власть, а именно на конкретизацию деятельности ее органов. Федеральные органы были разбиты на 3 категории: министерства, федеральные службы и агентства. Первые были ответственны за выработку курса государственной политики и его воплощения в жизнь. Задачей вторых являлось осуществление контроля и надзора в некоторых сферах. Агентства же занимались предоставлением услуг населению, распоряжались государственным имуществом. Территориальная реформа, в свою очередь, заключалась в объединении некоторых округов и областей в единый край. С 2005 по 2008 год было сформировано 5 краев, каждый из которых состоял из двух прежде отдельных частей. Позже их стало многим больше.
Признаки российской вертикали власти
Система управления государством, выстроенная в рамках вертикали, в России отличилась рядом особенностей. Проведенные реформы также не могли не возыметь некоторые последствия.
Снижения уровня участия граждан в политике.
Нововведение 2004 года, заключавшееся в переходе права избрания глав регионов к президенту, не могло не отнять у граждан некоторую долю активных избирательных прав. Данная реформа в большей мере сконцентрировала управление вертикалью государственной власти в России в руках главы государства.
Подчинение местного самоуправления.
Подобный признак вытекает напрямую из реформы 2004 года: глав регионов выбирает президент, что способствует развитию индифферентных настроений среди граждан к вопросам политики.
Вертикаль власти использует инициативных граждан для достижения целей.
Об этом говорит создание в 2011 году Общероссийского народного фронта, костяк которого был сформирован из политически активных беспартийных граждан и ряда общественных организаций. Задача организации – поддержка действующего президента в виде слежения за исполнением его указов.
Судебная
Суть судебной власти заключается в том, чтобы обеспечить восстановление и защиту нарушенных прав, при этом исполнить справедливое наказание для тех, кто виновен в этом нарушении. Если обратиться к Конституции, то, согласно ее положениям, в Российской Федерации данная власть осуществляется исключительно судами, но полную самостоятельность имеет только номинально. Реализуется судебная ветвь власти в ходе конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного производства. При этом судебная система Федерации характеризуется единством. На конституционном уровне закрепляются все самые важные положения, которые касаются правового статуса судей, важнейших принципов судопроизводства. Закреплены положения о независимости, неприкосновенности и несменяемости судей, а также открытость, состязательность и равенство судопроизводства.
12.6. Эффективность государственной власти в современной России
Государственная власть, как правило, является легитимной лишь при условии эффективного управления. Акцент по этому поводу был сделан Президентом России в ежегодном послании Федеральному Собранию в 2005 г. В.Путин сказал: «…задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению».Только эффективная власть способна обеспечить государственный суверенитет и достойную жизнь граждан.
Различают технологическую и социальную эффективность государственной власти. Технологическая эффективность государственной власти определяется степенью ее бюрократической рациональности, адекватностью структур и институтов власти целям преобразований, характером их реакции на изменяющуюся ситуацию. Социальная эффективность определяется соотношением затрат и полученных результатов, что находит отражение в социальной цене реформ. Социальная эффективность государственной власти во многом зависит от того, насколько цели, средства и результаты ее управляющего воздействия соответствуют ожиданиям и интересам управляемых.
Для современной России характерна ситуации социальной неопределенности и ограниченности ресурсов управления, поэтому необходима такая модель, при которой государственная власть в наибольшей мере может проявить свою технологическую и социальную эффективность. Одной из таких моделей управления может быть «инициирующе-резонансная» модель, большое влияние на формирование которой оказывают идеи синергетики. Эта модель ориентирует государственную власть не на поиск идеалов социального развития, не на конструирование его желательных образов в соответствие с имеющимися уже образцами, а на использование законов самоорганизации в целях наиболее эффективного управляющего воздействия.
Синергетические представления об эффективном управлении основаны на двух принципах. Во-первых, управление есть выбор целей и вариантов развития, которые ограничены спектром потенциально возможных структур управляемой системы. От этого выбора зависит социальная эффективность государственной власти. Во-вторых, управление — это резонансное воздействие на систему, связанное с поиском «точек роста», который позволяет при наименьших затратах получать максимальный результат. От направления и характера такого воздействия зависит технологическая эффективность государственной власти. При этом цели и результаты реформы должны соответствовать социокультурному пространству, в котором они осуществляются, т.е. быть обусловлены менталитетом различных социальных групп.
В соответствии с этой моделью государственная власть должна не «строить» или «перестраивать» социальную систему, а с помощью инициирующего воздействия выводить ее на собственный и в то же время желательный уровень социального развития. При этом управление будет эффективным в том случае, если государственная власть окажется в состоянии согласовать ценностные ориентации и социальные интересы различных групп населения не только по поводу целей, но и средств развития, и не допустить перерастания социокультурных противоречий раскола в необратимый процесс социально-политической дезорганизации. Эти условия проведения реформ тесно связаны между собой, поскольку речь идет прежде всего о ценностном обосновании социальных инноваций и реформаторской деятельности самой государственной власти.
Недостаточная эффективность государственной власти в современной России обусловлена несколькими факторами:
использование российскими реформаторами такой модели модернизации, которая ориентируется на положительные примеры других стран, без учета ценностных ориентаций, способствующих такой модернизации;
проведение реформ основе нормативистского, программно-целевого подхода в управлении, слабо учитывающего социокультурные возможности управляемой системы и исходящего из иллюзии о всесильности власти;
блуждание между реформацией и реставрацией, представляющее собой циклы реформ, где движение по пути демократии и законности прерывается контрреформами, связанными с восстановлением в той или иной форме начал авторитаризма и вседозволенности, мотивированной соображениями практической целесообразности;
препятствие реформам со стороны бюрократического аппарата, который, по выражению Президента, «представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса».
Что же дальше?
Через столетие модель Локка, полностью обоснованная, получила официальный статус и была зафиксирована в важнейшем мировом документе – Всемирной декларации прав человека и гражданина в 1789 году. Именно в этом документе была закреплена такая позиция, что государство, которое не принимает эту модель в управлении, не имеет Конституции. Последователем Локка стал не менее известный французский ученый Шарль Луи Монтескье. Его взгляды основывались на том, что разделение властей – самое настоящее спасение для общества от управленцев государством, которые не стыдятся злоупотреблять собственной властью, от узурпации как таковой и концентрации управления в одном месте, что, в свою очередь, бережет народ от деспотизма. Монтескье не только разделял власть на три ветви, но и разработал теорию о системе сдерживания и противовесов. Существуют 3 ветви власти в РФ, отражены они на схеме ниже.
Теоретическая разработка
Основоположником теории считается английский ученый Джон Локк. Именно он занимался разработкой концепции разделения властей. В основу его учения легло мнение о том, что такое деление полномочий между конкретными субъектами власти жизненно необходимо
Узурпация власти, не важно, одним лицом или группой, — это реализация и охрана исключительно частных интересов, а до правовой защиты отдельной личности никому нет дела. Первостепенное значение Джон Локк придавал законодательной ветви власти, однако, несмотря на ее «приоритет», ее первенство не должно быть абсолютным
Ни исполнительная, ни судебная власти не должны занимать пассивное положение в управлении.