Каков граничный срок заключения договора по 223-фз?
Содержание:
- Условия договора, оформляемого с субъектом малого бизнеса
- Граничные сроки подписания договора
- Влияние закона о ЗК на сроки подписания договора по закону № 223-ФЗ
- Какие требования устанавливаются к гарантии
- Основные документы закупочного процесса по 223-ФЗ
- Понятие и виды ответственности по 223-ФЗ
- Ключевые изменения 223-фз о закупках 2018
- Штрафы за нарушения публикации данных в ЕИС | Контур.Закупки
- Кто разрабатывает и утверждает положение о закупках?
- Основания и возможности для расторжения
- Возмездный договор
- НМЦД при анализе рынка кредитных услуг
Условия договора, оформляемого с субъектом малого бизнеса
Договоры с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП), а также самозанятыми гражданами заключаются в упрощенном порядке, который, установлен положением, утв. постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (далее — положение № 1352). Относят к МСП госзаказчики всех, кого обнаружат при проверке в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Заказчикам запретили требовать справки о статусе МСП у предпринимателей с 24.11.2020.
Кто к таким субъектам относится, читайте в нашей статье «Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства — критерии».
Правила положения № 1352 действуют в отношении следующих заказчиков:
- автономных учреждений с годовой выручкой свыше 250 млн руб.;
- кредитных организаций, чьи активы за предыдущий год превысили 500 млн руб.;
- других заказчиков с годовой выручкой за последний год более 500 млн руб.
Эти заказчики в договорах с субъектами МСП должны прописать:
- обязанность отплатить поставленные работы, товары, услуги в течение 30 календарных дней с момента подписания акта приемки;
- возможность предоставления обеспечения выполнения договора (при наличии такого требования) путем предоставления банковской гарантии, либо другим способом, предусмотренным в закупочной документации.
Граничные сроки подписания договора
Срок заключения договора по закону № 223-ФЗ при проведении конкурентной процедуры установлен ч. 15 ст. 3.2. Договор должен быть оформлен не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 дней с момента публикации итогового протокола торгов.
Обратите внимание! Если договор нуждается в одобрении органом управления заказчика, он должен быть подписан в течение 5 дней с момента получения такого одобрения. Если на действия заказчика или оператора электронной площадки была подана жалоба в Федеральную антимонопольную службу России, договор должен быть оформлен в течение 5 дней с момента вынесения решения по жалобе
Если на действия заказчика или оператора электронной площадки была подана жалоба в Федеральную антимонопольную службу России, договор должен быть оформлен в течение 5 дней с момента вынесения решения по жалобе.
Важно! Договор не может быть оформлен ранее чем через 10 дней с момента публикации итогового протокола торгов, т. к
именно этот срок установлен для подачи жалобы п. 4 ст. 18.1 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Если заказчик оформляет договор с единственным поставщиком, то жестких сроков не установлено. Нужно, чтобы договор был подписан в период, указанный в плане закупки.
Влияние закона о ЗК на сроки подписания договора по закону № 223-ФЗ
Закон о ЗК предусматривает возможность обжалования действий или бездействия организаторов закупок.
Так, ст. 18.1 закона о ЗК регламентирует процедуру рассмотрения Федеральной антимонопольной службой (далее — ФАС) заявлений о нарушениях при осуществлении торгов. В частности, п. 4 данной статьи предусматривает, что обратиться с подобной жалобой можно не позднее 10 дней со дня подведения итогов закупки. На основании данных положений закона ФАС неоднократно выдавала предписания об устранении нарушений в случае заключения договоров до истечения этого срока. Подробнее о деятельности ФАС в сфере закупок можно прочитать в статье Стандарт осуществления закупочной деятельности — ФАС.
Однако не всегда судебные решения были однозначны и выносились в пользу ФАС.
Переломный момент в судебной практике наступил, когда Арбитражный суд Уральского округа постановлением от 23.07.2015 № Ф09-3736/15 в кассационной инстанции признал предписание, вынесенное ФАС, ошибочным и отказался считать заключение договора до момента истечения сроков на обжалование проведенной закупки нарушением действующего законодательства.
Дело было передано на рассмотрение в Верховный суд Российской Федерации, который своим определением от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384 отменил постановление АС Уральского округа, поставив точку в решении данного вопроса.
Вот основные выводы, содержащиеся в определении:
- Порядок заключения договоров должен обеспечивать право участников торгов на обжалование действий организаторов.
- Закрепление в положении о закупках срока без учета требований закона о ЗК не оставляет ФАС возможности применить оперативные меры, в частности приостановить торги до вынесения решения.
- Сокращение срока подписания договора является злоупотреблением правом.
Данное мнение подтверждено в письме Минэкономразвития от 20.07.2016 № ОГ-Д28-8807.
***
Таким образом, действующее законодательство не содержит конкретных сроков заключения договоров по итогам процедур, предусмотренных законом № 223-ФЗ. Организаторы торгов вольны прописывать в своих положениях о закупках процедуры заключения контрактов, удобные для них.
Единственным ограничением является то, что срок заключения договора не должен препятствовать праву участников оспорить незаконные действия или бездействие организаторов торгов, т. е. не должен заключаться до истечения 10 дней с момента, когда были подведены итоги процедуры определения победителя. В противном случае такие деяния будут квалифицированы как злоупотребление правом и повлекут за собой вынесение органами ФАС предписаний об устранении нарушений.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Какие требования устанавливаются к гарантии
В 223-ФЗ нет никаких требований, когда вносится обеспечение договора по 223-ФЗ, каким способом его вносить и как устанавливать такое условие. Заказчики определяют этот порядок в положении о закупке, извещении и закупочной документации. Никаких ограничений по срокам, размерам и способам тоже нет: заказчик вправе установить требование о внесении до начала исполнения договора или в любой момент после его заключения.
ВАЖНО!
Заказчики устанавливают требование о гарантии исполнения договора, руководствуясь положением о закупке (ч. 2 ст. 2 223-ФЗ).
- таким участникам предоставлена возможность самостоятельно выбирать способ внесения обеспечения;
- размер гарантии равен величине аванса или не превышает 5% от начальной цены договора для соглашений, по которым не предусмотрен аванс.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .
Вот пример выполнения требований к договору по 223-ФЗ — прописан порядок обеспечения исполнения обязательств:
Основные документы закупочного процесса по 223-ФЗ
- Положение о закупках: публикуется на неопределенный срок, не может противоречить законодательству, обязательно соблюдаются принципы 223-ФЗ и 135-ФЗ. Содержит базовые нормы, регулирующие закупки организации на всех этапах этого процесса — от планирования, до заключения договора и приемки товаров, работ, услуг. Именно в положении о закупках определяются возможные способы закупки, как конкурентные, так и неконкурентные, а также случаи их использования, что находит свое отражение в плане закупок, закупочных процедурах.
- План закупок: по общему правилу публикуется на календарный год, содержит базовые параметры каждой будущей закупки, при этом закупочная документация противоречить им не может.
План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается на срок от 5-ти до 7-ми лет. План закупки у СМП размещается на срок не менее чем 3 года.
- Извещение о закупке: действует на время проведения конкретной закупки, не может противоречить ее параметрам, заданных планом, и содержит резюмированное описание условий, которые раскрываются в документации о закупке (при наличии).
-
Документация о закупке (в т.ч. конкурсная документация, аукционная документация и т.п.). Действует на время проведения конкретной закупки. Комплект документов формируется в соответствии с Положением о закупке и содержит необходимую и достаточную информацию для участия в ней, а также об условиях договора, заключаемого по результатам закупки, в том числе:
- требования к качеству, техническим характеристикам и функциональным характеристикам продукции, требования к условиям поставки и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемой продукции потребностям заказчика
- требования к содержанию, форме, оформлению, составу, сроку действия заявки на участие в конкурентной закупке, инструкцию по ее подготовке
- требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик
- место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги
- сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора
- форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги
- формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о конкурентной закупке
- описание предмета конкурентной закупки в соответствии с ч.6.1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ и настоящим Положением
- предмет закупки с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, когда невозможно определить количество товара, конкретный объем работ, услуг
- и другие существенные условия, определенные Положением о закупке заказчика
- Закупочные протоколы (в т.ч. протокол подведения итогов закупки): фиксируют основные этапы и результат закупки. Не могут противоречить условиям закупочной документации. Итоговый протокол фиксирует также предложение победителя закупки, который становятся частью заключаемого договора.
- Договор по итогам проведения закупки: фиксирует соглашение сторон об объеме их взаимных обязанностей в рамках поставки товаров, работ или услуг. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее, чем через 10 дней и не позднее, чем через 20 дней с даты публикации итогового протокола. Договор не может противоречить условиям закупочной документации и предложению победителя закупки (если эти условия уточняются по итогам преддоговорных переговоров, то результаты таких переговоров также публикуются).
- Иные документы в ходе исполнения договора, в том числе дополнительные соглашения об изменениях условий, расторжении договора, др.
Понятие и виды ответственности по 223-ФЗ
Заказчика можно привлечь к следующим видам ответственности:
- дисциплинарной;
- гражданской;
- административной.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .
Меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные трудовым законодательством, можно применить к должностным лицам юрлица, которые нарушили нормы внутренних документов заказчика о закупках.
Гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков наступает для недобросовестного заказчика в соответствии с нормами ГК РФ. Например, у участника конкурса могут возникнуть убытки в виде упущенной выгоды (в размере цены незаключенного договора), когда по результатам заведомо неправильно проведенной конкурсной процедуры был выбран иной исполнитель договора.
ВАЖНО!
Для поставщиков и подрядчиков наказанием за допущенное нарушение в сфере закупок можно рассматривать включение информации о них в реестр недобросовестных поставщиков.
Ключевые изменения 223-фз о закупках 2018
В конце прошлого года Государственная Дума приняла ряд поправок к федеральному закону 223-ФЗ. Эти изменения коснулись, в первую очередь, поставщиков и электронных торговых площадок. Среди основных правок закона можно выделить:
- Перевод всех закупок в электронную форму. Исключения составляют покупки, предусмотренные положениями о закупках.
- Необходимость создания специальных финансовых счетов для обеспечения заявки на участие. Открытие счета проводится компанией-поставщиком в одном из перечисленных банков. Полный перечень разрешенных финансовых учреждений утверждается правительством РФ.
- Вывод взаимозависимых предприятий из-под действия закона 223-ФЗ. Теперь заказчики имеют возможность производить покупки у единственного поставщика при определенных условиях.
- Предоставление возможности дочерним организациям присоединяться к закупочным мероприятиям материнской компании.
- При покупке определенного товара заказчик обязуется использовать слова или эквивалент. Такое нововведение исключает покупку определенного товара с конкретным товарным знаком.
- Невозможность отмены закупки после окончания срока подачи заявок.
- Создание заказчиков специализированной комиссии для проверки конкурентности закупки.
- Изменение сроков подачи извещений. Теперь извещение о проведении конкурса по 223-ФЗ и аукциона оглашается за пятнадцать дней до окончания приема заявок. Информация о запросе котировок должна быть опубликована за пять дней, а извещение о проведении запроса предложений — за семь дней до окончания периода приема заявок.
- Невозможность осуществления запросов о внесении обеспечения заявки, если сумма сделки менее 5 000 000 рублей. При сумме закупок более 5 000 000 обеспечение заявки может быть не более 5%.
- Организаторы закупочных мероприятий получили возможность использовать внутренние сервисы, которые смогут синхронизироваться с единой информационной системой. Такое нововведение будет полезно крупным заказчикам, которым теперь достаточно просто внести всю информацию во внутреннюю систему, и она будет автоматически опубликована в ЕИС.
Изменения в 223-ФЗ для малых и средних предприятий
Начиная с 2018 года объекты малого и среднего бизнеса смогут участвовать в закупках со следующими условиями:
- Проведение всех закупок исключительно в электронной форме.
- Регистрация сделки доступна лишь на шести федеральных торговых площадках.
- Денежные средства, обеспечивающие заявку, должны быть поданы на специально оформленный банковский счет.
- Участники 223-фз, победившие в конкурсе, составляют электронный договор на специальной площадке. Бумажный договор упразднён.
Изменения в системе подачи жалоб по 223-ФЗ
До 2018 года жалоба в фас по 223-фз производилась примерно по следующему сценарию:
- Поставщик жаловался в ФАС по 223-фз.
- ФАС анализировал жалобу и выносил решение.
- Заказчик обращался в судебные органы.
- Суд выносил вердикт в пользу заказчика.
После осуществления правок появился ограниченный перечень оснований для оформления жалоб. Теперь пожаловаться в ФАС можно если:
- Заказчик производит закупку с грубыми нарушениями норм 223-фз или собственного положения о закупках.
- Заказчик не произвел публикацию необходимой информации в единую информационную систему. Поводом может служить отсутствие в ЕИС Положения о закупках, документов описывающих конкретную процедуру и так далее.
- К поставщику по 223-ФЗ предъявляются требования, которые не были оговорены в документации на закупку.
- Заказчик не опубликовал в ЕИС полную информацию, касающуюся годового объема закупок у МСП.
Изменения в процессе обжалования по 223-ФЗ
До 2018 года жалоба в ФАС становилась поводом организации антимонопольной проверки всей организации. Например, при подаче жалобы на положения о техдокументации, ФАС производила проверку и других документов. Даже если антимонопольная служба не смогла найти нарушений в техдокументации, но нашла нарушение в, например, в планах закупок, то предписание все равно выносилось.
В связи с появлением части 13 статьи 3 закона №223 рассмотрение жалобы будет ограниченно доводами, которые в ней содержатся. То есть, теперь ФАС, при обнаружении нарушений несвязанных с жалобой, не будет иметь права производить по ним предписания.
Штрафы за нарушения публикации данных в ЕИС | Контур.Закупки
- Что подлежит размещению в ЕИС
- Штрафные санкции
- Другие штрафы
Законодательство о госзакупках требует от заказчиков в определенные сроки размещать информацию об их закупочной деятельности в единой информационной системе (ЕИС). За нарушение указанных правил в КоАП РФ предусмотрены серьезные штрафные санкции. О том, какие именно, вы узнаете из этой статьи.
Что подлежит размещению в ЕИС
Вся ключевая информация по госзакупкам размещается заказчиками в ЕИС.
Публикации подлежат планы закупок и планы-графики, извещения о процедуре, закупочная документация, проекты контрактов, разъяснения, которое даются участникам по их запросам, протоколы, которые составляются по ходу закупки, вносимые в документацию изменения, а также отчеты, например, о закупках у СМП, об исполнении контракта или отдельного его этапа.
Закон устанавливает сроки, в которые указанные данные должны быть размещены в ЕИС. Например, отчет о закупках у СМП публикуется не позднее 1 апреля следующего года, а разместить в системе разъяснения по запросу поставщика необходимо в течение двух дней.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2021 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Штрафные санкции
Если нарушить установленный срок, то можно заработать немалые штрафы:
- За незначительное промедление (до двух рабочих дней) размер взыскания составит 5 тыс. рублей для должностных лиц и 15 тыс. рублей для организации.
- За более длительное затягивание с размещением информации наказание гораздо существеннее — 30 тыс. и 100 тыс. рублей соответственно для должностных и юридических лиц.
Указанные выше штрафы не распространяются на процедуру закупки у единственного поставщика, а также на запрос котировок и предложений. Для этих способов закупки предусмотрена своя штрафная шкала:
- При просрочке на 1 рабочий день штрафы составят 3 тыс.рублей для должностного лица и 15 тыс.рублей для юридического.
- При более длительной просрочке размер штрафа составит соответственно 15 тыс. и 50 тыс. рублей.
Такой же штраф, то есть 15 тыс. для должностных и 50 тыс. юридических лиц, накладывается за нарушение требований и порядка размещения информации в ЕИС, а также за нарушение порядка разъяснения документации и приема заявок.
Если информация, которая подлежит размещению в системе, не будет опубликована, размер штрафов составит 50 тыс. для должностного лица и 500 тыс. для юридического.
Другие штрафы
Закон о госзакупках жестко регламентирует действия заказчика и сроки, которые на них отводятся. Штраф может быть наложен не только за нарушение сроков и порядка публикации информации в ЕИС, но и за другие неправомерные действия заказчика.
Допустим, закупка состоялась, а подписание протокола просрочено более чем на 2 дня – за это налагается штраф в размере 30 тыс. рублей.
Закупаете у субъектов малого предпринимательства меньше положенного лимита? Рискуете получить штраф в размере 50 тыс. рублей. Такой же штраф может быть наложен на заказчика за то, что он выбрал победителя, нарушив требования процедуры.
Если заказчик неправомерно отклонил заявку участника на участие в конкурсе, отказал в допуске к процедуре, посчитал его заявку недействительной или, наоборот, не соответствующую требованиям заявку допустил к процедуре закупки, то за любое из этих действий он может получить штраф в размере 1% от НМЦ контракта. При этом размер штрафа должен укладываться в сумму от 5 до 30 тыс. рублей.
То же самое грозит заказчику за собственное «творчество» — установку дополнительных требований к участникам закупки или критериев оценки заявки, которые в законе отсутствуют. Заказчик, пожелавших самовольно сократить срок принятия заявок, заработает штраф в сумме 30 тыс. рублей.
Если заказчик проводит запрос котировки или предложений и при этом нарушает правила вскрытия конвертов либо допуска участников к процедуре, за это он может поплатиться суммой в размере 5% цены контракта, но не более 30 тыс. рублей.
Кто разрабатывает и утверждает положение о закупках?
Рассмотрим данный вопрос в Таблице 1.
Таблица 1
№ п/п | Заказчик | Право утверждения |
1. | государственная корпорация (ГК) | высший орган управления государственной корпорации |
2. | государственная компания (ГУ) | высший орган управления государственной компании |
3. | государственное унитарное предприятие (ГУП) | руководитель этого унитарного предприятия |
4. | муниципальное унитарное предприятие (МУП) | руководитель унитарного предприятия |
5. | автономное учреждение (АО) | наблюдательный совет данного автономного учреждения |
6. | акционерное общество | 1) совет директоров (например, наблюдательный совет);
2) коллегиальный исполнительный орган этого акционерного общества (если в уставе хозяйственного общества предусмотрено выполнение функций совета директоров, например, наблюдательного совета общим собранием акционеров хозяйственного общества) |
7. | общество с ограниченной ответственностью (ООО) | общее собрание участников общества |
Основания и возможности для расторжения
Указанный выше федеральный нормативный акт предусматривает возможности для расторжения договора или контракта до момента истечения установленного для него срока действия. Такое расторжение возможно по следующим основаниям:
- отсутствие возможностей для дальнейшего исполнения подписанного соглашения в силу возникновения форс-мажорных обстоятельств, если расторжение такого договора предусмотрено текстом самого договора;
- изменение объемов финансового сопровождения данного договора в сторону уменьшения, если решение о таком уменьшении было принято специальными контролирующими органами в сфере государственных и муниципальных закупок;
- в отношении договора или контракта принято решение судебных органов о признании такого документа недействительным в случаях, если возникли условия, предусмотренные действующим гражданским законодательством для признания договоров или контрактов недействительными;
- исполнение сторонами взятых на себя обязательств до даты, определенной в качестве срока окончания действия подписанного договора или контракта;
- решение заказчика или исполнителя о необходимости расторжения в одностороннем порядке в случае, если вторая сторона не исполняет надлежащим образом взятые на себя обязательства, в том числе, если такое неисполнение носит регулярный характер и может быть расценено, как уклонение от исполнения таких обязательств.
В том случае, если расторжение контракта произошло до того срока, который был установлен в самом контракте в качестве срока его окончания, сведения должны быть опубликованы в Реестре контрактов в рамках десятидневного срока с даты подписания документов о расторжении.
Исключение составляют сведения об одностороннем расторжении, которые должны быть опубликованы в день подписания документа, ставшего юридическим выражением принятого решения (например, сведения о том, что контракт будет расторгнут в одностороннем порядке, фиксируются в решении руководителя организации-заказчика и размещаются в Единой информационной системе в тот же день, когда такое решение было подписано. При этом со стороны заказчика уведомление исполнителю о расторжении контракта в одностороннем порядке должно быть направлено так же в тот же день, когда было подписано руководителем организации. Если исполнитель не получил такого уведомления, он все равно будет считаться уведомленным, когда истечет установленный срок с момента публикации такого уведомления в Единой информационной системе в сфере закупок).
Возмездный договор
В соответствии с действующим законодательством договоры бывают возмездными и безвозмездными. В случае с рассматриваемым Законом, соглашение может быть исключительно возмездным. В нем содержатся разные данные. Но к существенным относятся:
- Предмет, согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ.
- Условие о списке, видах услуг, а также выполняемых действиях, согласно п. 1 ст. 779 Кодекса.
- Расход средств в денежном эквиваленте.
Договор, при котором не расходуются денежные средства, например, соглашение о дарении или бартере, не может относиться к закупке. Поэтому не стоит переводить главные потребности на бартерные сделки, иначе у надзорных инстанций будут появляться вопросы о целесообразности осуществления процедуры, а также относительно контрагента. Есть вероятность того, что это действие квалифицируется как нарушение требований антимонопольного законодательства по торгам, что повлечет за собой юридическую ответственность.
НМЦД при анализе рынка кредитных услуг
При проведении закупочной процедуры на получение банковского займа в извещении обязательно указывается начальная (максимальная) цена договора (НМЦД). В соответствии с законом, заказчик обязан учесть все факторы, существенные при определении цены услуги (в нашем случае — процента за пользование заемными средствами). Это сроки кредитования, риски невозврата или повышения процентной ставки, иные платежи, связанные с исполнением кредитного договора. Порядок формирования цены контракта выбирается заказчиком самостоятельно.
Для определения НМЦД можно рекомендовать следующий алгоритм действий:
- определить среднее значение ставок по кредиту, предлагаемых несколькими банками;
- перевести среднее значение ставок в рубли.
В Письме № Д28и-2258 от 30.07.2015 Минэкономразвития приводит пример расчета для случая, когда заказчику нужен кредит в размере 1 млн руб.:
- Получаем ставки по кредитам от трех банков, например 16 %, 12 % и 13 % годовых. Значит, среднее значение — 13,6 %.
- Переводим среднее значение в рубли. Получается, что если заказчику нужен займ в 1 млн руб., то НМЦД составит 136 000 руб.