Новые оклады учителей в 2021 году тарифная сетка

Российским учителям в 2021 году повысят зарплату

Каждый I квартал года в РФ производится индексация оплаты труда сотрудникам всех бюджетных организаций. В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в стране в минувшем году было принято решение перенести индексацию на октябрь. Увеличение зарплат бюджетников произошло на уровне 3%. На сколько повысят зарплату в этом году?

Правительство сделало заявление, согласно которому, предстоящая индексация оплаты труда учителей в 2021 г. составит 6.8%. Педагоги должны быть в курсе, что их месячная зарплата складывается из нескольких составляющих: оклада, премиальных начислений, надбавок и доплаты, которая может быть осуществлена за счет классного руководства. Ежегодная индексация затронет только оклад.

Согласно установленным нормам, оклад не может превышать 70% от всей заработной платы. В зависимости от региона зарплаты учителей могут отличаться.

Новая система оплаты труда

Для того, чтобы объективно оценить работу учителя, повсеместно идёт поиск новых систем оплаты труда. В последнее время проводились пилотные проекты в различных регионах. Они привели к формированию трёх основных моделей оплаты.

Новые формы финансирования основаны на применении таких принципов:

Нормативное основание формирования фонда оплаты труда является подушевым. При этом в качестве исходных данных рассматривается количество обучаемых, а не отношение местного руководства к этому учреждению. Образовательное учреждение стремится увеличить качество работы с каждым ребёнком и старается создать для него наиболее привлекательные условия. При этом финансирование, получаемое школой будет представлять собой произведение количества учеников на установленный норматив. Последний определяется на уровне субъекта РФ.
Штатное расписание для учителей определяется образовательным учреждением самостоятельно. При этом основываются на доведённым до школы объёме финансирования и существующими здесь приоритетами и особенностями образовательной программы

В наибольшей степени внимание уделяется штатным учителям.
Оплата труда разделяется на две части: базовую и стимулирующую. В первом случае речь идёт о выплате базовой ставки, составляющей основную часть зарплаты

При этом речь идёт о выполнении основной части обязанностей. При этом в обязательном порядке учитываются условия труда и объём выполняемых обязанностей. Распределение стимулирующей части происходит с участием Совета школы на основе учёта предварительно утверждённых показателей качества работы.
Когда происходит начисление зарплаты, речь идёт не только о проведении уроков. При оплате учитываются также другие виды деятельности: изготовление пособий для обучения, проверка тетрадей, проведение работы с родителями, заведование кабинетом и другие.
Зарплата директора рассчитывается на основе средней оплаты учительского труда. Она рассчитывается таким образом, чтобы не раздувать её сверх меры и одновременно обеспечить достойный уровень материального обеспечения учителей.

Обязанности учителя физкультуры в школе

Что относится к профессиональным обязанностям «физкультурника»? Заглянем за кулисы школьной жизни.

  • Проведение спортивных праздников, «дней здоровья», внеклассных мероприятий.
  • Организация соревнований различного уровня (от школьного до всероссийского).
  • Забота о соблюдении правил техники безопасности во время занятий в спортивном зале или на улице.
  • Заполнение классного журнала (во многих учебных заведениях — электронного), составление методических программ, сценариев мероприятий, эстафет для спортивных состязаний.
  • Непосредственно проведение уроков физкультуры.
  • Дежурство на школьных мероприятиях, уход за спортивным инвентарём.

Прогнозы аналитиков

Правительство успокаивает работников образования и, несмотря на тяжелое финансовое положение, в котором находится Россия, обещает регулярные повышения зарплат. Аналитики подтверждают – все возможно, ведь еще в 2012 году Владимир Путин подписал законопроект к 2018 году повысить материальное содержание работников бюджетной сферы до средних значений, которые будут зафиксированы по состоянию на 2018 год.

Насколько честно претворяются в жизнь поставленные задачи в регионах, ощущают на себе трудящиеся

В некоторых областях зарплата учителя действительно выросла практически в 2 раза, а в других педагоги продолжают нищенствовать и ожидать, когда на их нужды, наконец, обратят внимание

«Только директор может разрешить учителям не приходить в школу, когда у них нет уроков»

В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы. Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора. Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.

Есть риск, что школу обяжут выплатить 50 тыс. руб. по жалобе учителя, если вы заставите его отрабатывать в школе 36 часов и приходить в дни, когда у него нет уроков (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Если поручаете ответственным работникам составлять расписание или графики, попросите предусматривать для учителей свободные дни, когда у них нет уроков и иной работы в школе. Так учителя получат время, чтобы заняться дополнительным профессиональным образованием, самообразованием, смогут уделить больше внимания подготовке к занятиям. Что нужно учесть, чтобы распланировать рабочее время педагогов, смотрите в таблице 2.

Чтобы учителя каждый раз не спрашивали, могут ли они поработать дома, когда у них нет уроков, вы можете закрепить разрешение на это в локальных актах школы. Например, прописать его в ПВТР или другом локально-нормативном акте о режиме занятий. Но даже если вы не сделаете этого, то право на это у педагогов будет (абз. 9 п. 2.3, п. 2.4 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Пример формулировки. В локально-нормативном акте о режиме занятий.

<…> В дни недели (иной период времени), свободный от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в школе иных должностных обязанностей, педагогическому работнику может быть по согласованию с ним предоставлен свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

В дни отсутствия учебных (тренировочных) занятий по расписанию педагогические работники могут посещать школу только на время, необходимое для выполнения иных должностных обязанностей и дополнительной работы по трудовому договору. <…>

Таблица 2. Как планировать рабочее время педагогов

Работа сверх нормы и меньше нормы

В Приказе № 1601 оговариваются случаи работы сверх установленной нормы учебной нагрузки. Такая работа допускается только с согласия педагогов и оплачивается исходя из размера ставки заработной платы пропорционально фактически выполненному объему работы. Однако следует помнить, что по этому правилу перевыполнение нормы по учебной нагрузке оплачивается только в рамках рабочего времени. В случае если переработки преподавателя выйдут за установленную норму рабочего времени, они будут оплачиваться уже по общему правилу ст. 152 ТК РФ как сверхурочная работа.

Таким образом, нормы учебной нагрузки в реальности могут быть выше – такой вариант предусмотрен Приказом № 1601. Но в некоторых случаях они могут быть и ниже. Как указано в Рекомендациях об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений (приложение к Письму Минобрнауки России № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки России № 96 от 26.10.2004 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году»), объем учебной нагрузки учителей устанавливается исходя из количества часов по федеральному государственному образовательному стандарту, учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.

Следует помнить, что объем преподавательской нагрузки на следующий учебный год должен быть определен до окончания текущего учебного года и ухода работников в отпуск. У учителей, для которых данное образовательное учреждение является основным местом работы, как правило, сохраняются ее объем и преемственность преподавания предметов в классах. В течение учебного года выполнение преподавательской работы регулируется расписанием занятий.

Итак, если в отношении рабочего времени педагогов законодатель установил только максимальную норму, то учебная нагрузка расписана и нормирована довольно подробно. А вот про остальной функционал учителей в законодательстве ничего толком не сказано, кроме того, что помимо непосредственно преподавательских обязанностей у них могут быть и другие.

Ни по видам, ни по количеству часов иная работа педагогов не регламентирована. Представляется, что она может регулироваться графиками и планами работы, в том числе личными планами учителей, – в рамках рабочего времени.

При этом часть неучебной работы преподавателей может быть оплачена отдельно: выполнение некоторых дополнительно возложенных на педагогов обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, сопровождается дополнительной оплатой труда (п. 2.3 Приказа № 536). В общеобразовательных школах к таким оплачиваемым обязанностям относятся классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.

Заработные платы по регионам

Как известно, размер зарплаты в России напрямую зависит от региона, где осуществляется трудовая деятельность. Самые высокие заработные платы получают учителя, работающие в Магаданской области, Ненецком и Ханты–Мансийском округе.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики за 2020 год, средняя зарплата учителя превышает среднюю зарплату по региону, в котором работает педагог. Но это касается не всех областей. В Курске учитель зарабатывает меньше средней зарплаты по субъекту федерации.

Так как статистические данные относительно зарплат учителей в России в 2021 году еще не публиковались, в таблице указаны оклады педагогов за 2020 год.

Таблица: уровень средней заработной платы учителя в 2019 году

Название субъекта РФ Средняя заработная плата по региону
Белгородская область 29 306
Брянская область 25 332
Владимирская область 30 319
Воронежская область 28 643
Ивановская область 23 090
Калужская область 33 028
Костромская область 24 631
Курская область 27 426
Липецкая область 28 718
Московская область 54 958
Орловская область 24 567
Рязанская область 28 542
Смоленская область 26 395
Тамбовская область 25 022
Тверская область 26 360
Тульская область 31 418
Ярославская область 29 845
г.Москва 95 035
Республика Карелия 36 578
Республика Коми 45 630
Ненецкий авт. округ 76 150
Архангельская область без авт. округа 39 924
Вологодская область 33 282
Калининградская область 31 816
Ленинградская область 44 475
Мурманская область 50 995
Новгородская область 28 681
Псковская область 25 489
г.Санкт-Петербург 54 841
Республика Адыгея 24 967
Республика Калмыкия 24 678
Республика Крым 28 502
Краснодарский край 31 209
Астраханская область 28 562
Волгоградская область 27 755
Ростовская область 27 681
г. Севастополь 30 904
Республика Дагестан 22 410
Республика Ингушетия 21 653
Кабардино-Балкарская Республика 22 023
Карачаево-Черкесская Республика 21 836
Республика Северная Осетия – Алания 21 720
Чеченская Республика 23 922
Ставропольский край 25 272
Республика Башкортостан 30 973
Республика Марий Эл 24 832
Республика Мордовия 23 554
Республика Татарстан (Татарстан) 32 203
Удмуртская Республика 30 805
Чувашская Республика – Чувашия 25 710
Пермский край 30 530
Кировская область 25 456
Нижегородская область 30 855
Оренбургская область 29 118
Пензенская область 26 709
Самарская область 30 821
Саратовская область 25 186
Ульяновская область 26 426
Курганская область 26 066
Свердловская область 35 081
Ханты-Мансийский авт. округ-Югра 63 817
Ямало-Ненецкий авт. округ 91 305
Тюменская область без авт. округов 45 463
Челябинская область 31 967
Республика Алтай 27 040
Республика Тыва 31 850
Республика Хакасия 32 521
Алтайский край 23 812
Красноярский край 39 342
Иркутская область 37 482
Кемеровская область 34 071
Новосибирская область 33 282
Омская область 29 515
Томская область 36 253
Республика Бурятия 34 088
Республика Саха (Якутия) 58 261
Забайкальский край 33 763
Камчатский край 68 697
Приморский край 44 129
Хабаровский край 43 342
Амурская область 39 629
Магаданская область 77 229
Сахалинская область 86 299
Еврейская автономная область 36 606
Чукотский автономный округ 96 598

Зарплата учителей в некоторых регионах РФ

Средняя зарплата педагога в 2019 году в Москве составляет около 90 тыс. рублей. Школьный учитель, работающий в Санкт–Петербурге, в нынешнем году получает не менее 54 тыс. рублей. В городах административного назначения в 2019 году средней заработной платой является сумма в 44 тыс. рублей.

Во многих городах и областях в 2019 году средняя заработная плата педагога не изменилась. В  маленьких городах учителя получают примерно по 25 тыс. – 30 тыс. рублей. В областных центрах оклад учителя равен 20 тыс. рублей. А педагог, работающий в сельской местности, может рассчитывать на зарплату от 8 тыс. до 10 тыс. рублей.

На территории Крыма в 2021 году учитель зарабатывает не более 22 тыс. рублей.

Но стоит помнить, что величина оклада школьного учителя также напрямую зависит от таких факторов, как:

  1. Выслуга лет.
  2. Количество отработанных часов.
  3. Уровень квалификации.
  4. Наличие особых заслуг.
  5. Наличие дополнительных нагрузок (классное руководительство, дополнительная работа с детьми из малообеспеченных семей).

Согласно новой реформе, молодые специалисты будут получать одинаковую заработную плату с учителями, которые проработали в школе более 10-15 лет.

Завучи в школах Москвы зарабатывают от 50 тыс. рублей в месяц. А ежемесячный оклад директора школы просто поражает – 200 тыс. рублей. В прошлом году заработная плата руководителей школы согласно указу была поднята в 1,5 раза.

О чем нужно знать

Тарификация педагогических работников дополнительного образования составляется по тем же правилам, что и для школьных учителей. Среди некоторых нюансов, которые характерны для внеурочной деятельности, отметим наполняемость групп. Каждый центр дополнительного образования формирует и утверждает собственное Положение о доплатах и надбавках. В нем отмечаются основные работы, выполнение которых влечет за собой дополнительное материальное вознаграждение. К примеру, в тарификационном листе указывается процент выплат за высокие показатели профессиональной деятельности.

Коэффициенты разрядов и ставки по оплате

Согласно трудовому законодательству предусматриваются 18 рабочих разрядов для бюджетников, за месячную (базовую) тарифную ставку обычно применяют текущий размер МРОТ. На 1 января 2021 года его размер составил 12 130 рублей. Примерная сетка может выглядеть следующим образом:

Разряд Тарифный коэффициент, % Месячная ставка, руб.
1 1,00 11 280
2 1,10 12 408
3 1,23 13 874,4
4 1,36 15 340,8
5 1,51 17 032,8
6 1,67 18 837,6
7 1,84 20 755,2
8 2,02 22 785,6
9 2,22 25 041,6
10 2,44 27 523,2
11 2,68 30 230,4
12 2,89 32 599,2
13 3,12 35 193,6
14 3,36 37 900,8
15 3,62 40 833,6
16 3,90 43 992
17 4,20 47 376
18 4,50 50 760

Каждая отрасль имеет свои коэффициенты и ставки, но схема начисления оплаты труда одинакова для всех бюджетников.

Тарификация педработников: особенности процедуры

Созыв тарификационной комиссии актуален уже после окончания разработки учебного плана для ближайшего времени. Следующая информация используется, чтобы рассчитать вознаграждение за труд:

  1. Данные о нагрузках.
  2. Квалификационные показатели.
  3. Размеры окладов с надбавками.
  4. Директорские приказы.

Все эти сведения заносят в специальную таблицу, которую и называют тарификационным списком. Комиссия определяет базовый оклад для каждого из учителей индивидуально. Для направления есть несколько важнейших факторов, включая категорию учеников, минимум зарплаты и квалификационный уровень.

Доплаты за наличие определенного уровня подготовки устанавливают, исходя из личных сведений относительно каждого из сотрудников. Доплата за стаж работы рассчитывается отдельно.

Что предлагают сделать

О том, как будут реформировать систему оплаты труда школьных учителей, мы писали еще с 2019 года. Еще с тех пор действует рекомендация поднять учителям сумму оклада – чтобы он составлял не менее 70% в структуре зарплаты. Так как оклад – это постоянная часть зарплаты, педагог не будет так сильно зависеть от решений руководства школ и сможет более уверенно планировать свое будущее.

Эти цифры – 70 на 30 – периодически повторяют и до сих пор, но уже обещая сделать это не рекомендацией, а обязательной для всех нормой.

Для этого в конце прошлого года Госдума приняла закон, дающий право правительству устанавливать единые требования к системе оплаты труда в целых отраслях. Другими словами, правительство (при желании) сможет устанавливать единые системы оплаты труда для всех занятых в сфере образования, медицины, культуры и т.д. Казалось бы, вот он – ответ на вопрос сделать достойными зарплаты всех учителей в стране. Но на практике все оказалось немного иначе.

Действительно, первыми на очереди на новую систему оплаты труда стали как раз учителя – разработать новую систему для них пообещали уже весной 2021 года. Саму систему пока не представили публике, но чиновник из Министерства просвещения недавно раскрыл ее основные параметры:

  • единые базовые ставки (то есть, оклад) для каждого региона. Будут ли они составлять МРОТ или 70% от средней зарплаты – неизвестно;
  • базовые ставки будут разными для разных категорий учителей – всего их 4. На сколько увеличит оклад первая или высшая категория – пока неизвестно;
  • единый перечень компенсационных и стимулирующих выплат, а регион сможет добавить к этому списку и что-то свое;
  • для тех, кто по старой системе получал больше, чем рассчитано по новой – сохранят старые зарплаты.

Другими словами, хоть правила и будут едиными по всей стране, базовые оклады по-прежнему устанавливает регион. Правда, если в «Майских указах» говорится, что зарплата учителя должна составлять 100% от средней по региону, а оклад – не менее 70% от зарплаты, следует предположить, что оклады все же будут устанавливаться примерно на таком уровне. С другой стороны, для начинающих учителей оклады явно будут ниже, а для более опытных и квалифицированных – выше. И как в этой ситуации будет соблюдаться требование 70:30, сказать пока сложно.

О том, что зарплаты будут приближены друг к другу именно в пределах региона, говорил и Сергей Кравцов – министр просвещения (и заодно пообещал сделать систему прозрачнее).

Следующий вопрос – то, как именно будут начисляться стимулирующие выплаты. Сейчас эти деньги распределяются по решению школьного совета, но если на федеральном уровне будет введен единый перечень таких выплат, они должны будут распределяться по более четким и понятным правилам.

В любом случае, следует подождать, пока Минпросвещения подготовит полноценный проект системы – по ней будет видно, смогут ли чиновники ответить на проблему низких зарплат учителей. По некоторым данным, новая система будет запущена не сразу и не во всех регионах – ее опробуют в пилотном режиме лишь на некоторых субъектах РФ.

Из чего состоит зарплата учителя

Большая разница в заработных платах зафиксирована по следующим причинам:

  1. Как мы уже упоминали, чем выше экономическое развитие региона, тем больше получает работник образования.
  2. Если до 2008 года в стране действовала единая тарифная сетка, то уже в 2009 году было принято решение о том, что каждый учитель может сам формировать свою зарплату, ведь теперь она зависит от стажа работы, уровня квалификации, возлагаемой нагрузки. Немаловажны личные достижения в трудовой деятельности, наличие знаков отличий, ученой степени и других премудростей, подтверждающих качество предоставляемого образования.

В 2016 году зарплата учителя совмещает сразу 3 составляющие:

  • базовую часть;
  • компенсационную;
  • стимулирующую;
  • единоразовые премиальные.

Базовая часть формируется в соответствии с численностью рабочих часов (аудиторная нагрузка) и количества школьников, которые слушают один урок. Сюда же входит внеаудиторная нагрузка – ведение учителем дополнительных проектов, проверка домашних заданий в тетрадях учеников, классное руководство, ответственность за надлежащее состояние классного кабинета, внеучебные занятия с одаренными детьми, которых выявило специальное тестирование, работа с учениками, требующих помощи в группах коррекции.

Компенсационная часть фиксирует труд учителя в особых условиях, к примеру, на этот вид доплаты могут надеяться педагоги, работающие с химическими реактивами.

Стимулирующие средства выделяются тем работникам образования, которые:

  • выполняют свою работу настолько хорошо, что выпускают из-под своего крыла по-настоящему талантливых и эрудированных детей;
  • учатся и успешно внедряют новые методики обучения.

Стимулирующие выплаты не могут превышать установленные законом 40-60% от базовой оплаты труда. Исчисляются они исходя из баллов, начисляемых ежемесячно, после чего превращаются в премиальные.

Что еще хотят изменить

В последние несколько недель чиновники начали слишком часто говорить о зарплатах учителей. Например, на днях спикер Совета федерации Валентина Матвиенко на встрече с вице-премьером Татьяной Голиковой вдруг заявила, что учителя получают относительно нормальные зарплаты, лишь работая на износ – на полторы-две ставки. А на стандартную учительскую ставку, как выяснила Матвиенко, прожить невозможно. Это подтверждают и недавние данные профсоюза педагогов – там выяснили, что среднестатистический учитель работает на 1,7 ставки.

Буквально несколько дней назад депутат от «Единой России» Сергей Вострецов предложил бороться с этим явлением. Правда, бороться по-своему – просто запретив представителям социально значимых профессий (врачам, учителям, работникам культуры) работать по совместительству. А чтобы педагоги и врачи не потеряли в доходах – поднять долю оклада в зарплатах до 70-80%.

Можно понять, почему депутат придумал такое странное решение проблемы – если учитель работает на 2 ставки, то его зарплата как раз подходит к средней по региону, а директор школы (мэр города, губернатор региона) может отчитаться о выполнении «Майских указов». А если запретить совместительство, то чиновникам придется поднимать оклады на каждую ставку. Правда, что делать с жестким кадровым дефицитом после принятия подобного решения, депутат не объяснил.

Некоторое время назад обсуждалась другая, более логичная идея – как-то отрегулировать размер оклада на каждую ставку. Правда, в правительстве до сих пор решают, приравнивать оклад за 18 учебных часов в неделю к МРОТ или к прожиточному минимуму (хотя профсоюзы просили установить за ставку 2 МРОТ – что как раз приблизило бы зарплаты учителей к средним по регионам).

Еще одна идея – ввести повышенный оклад для молодых учителей и приравнять его к 1,5-2 размерам федерального МРОТ. Такой «стартовый» оклад предложила ввести депутат от ЛДПР Елена Строкова – как она считает, это повысит престиж профессии. Правда, почему его нужно вводить только для молодых педагогов и как сумма от 19,2 до 25,5 тысяч рублей в месяц повысит престижность профессии педагога, она не пояснила.

Окончательно параметры новой системы будут видны, когда правительство закончит работу над ней – пока никаких подробностей не раскрывается. Возможно, презентацию новых окладов решили отложить поближе к парламентским выборам – в любом случае, все станет ясно уже в 2021 году.

Дополнительная плата

Помимо среднего месячного размера заработной платы, исчисленного за фактический годовой объем учебной нагрузки, преподавателям согласно п. 2.3 Особенностей N 536 может устанавливаться доплата за выполнение с их письменного согласия дополнительных видов работ, таких как:

  • классное руководство;
  • проверка письменных работ учащихся;
  • заведование учебными кабинетами, лабораториями;
  • руководство цикловыми комиссиями, методическими объединениями;
  • другие дополнительные виды работы, не входящие в должностные обязанности, но непосредственно связанные с образовательной деятельностью.

Названные надбавки устанавливаются организацией самостоятельно в процентах или коэффициентах и определяются из размера ставки заработной платы, предусмотренной по каждому квалификационному уровню ПКГ.

Конечно, кроме прочего, педагоги, работающие в учреждениях среднего профессионального образования, вправе рассчитывать на получение установленных в учреждении стимулирующих выплат, а также всех предусмотренных трудовым законодательством компенсационных выплат, в частности:

  • выплат работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (ст. 147 ТК РФ);
  • выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148, 315 — 317 ТК РФ);
  • надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector