Зарплата учителей в 2021 году
Содержание:
- Единый оклад молодым педагогам
- Стараться ради надбавок
- Как будет проходить аккредитация педагогов
- Программа «Земский учитель»
- Какие качества нужны учителю?
- Новые правила начисления зарплаты учителям в 2022 году
- Что предлагают сделать
- Что уже предпринято для изменений в 2020/2021 учебном году
- Заработные платы по регионам
- Новый порядок начисления зарплаты
- Изменения, действующие сейчас
- Как происходит начисление зарплат преподавателям в данное время
- Изменения в системе оплаты труда работников образовательных учреждений
- Зарплаты учителей сегодня
- Не только оклад – как посчитать итоговую зарплату педагога
Единый оклад молодым педагогам
Депутат Государственной думы Строкова Елена выступила с предложением ввести для молодых учителей единый оклад. В своём письме Дмитрию Григоренко она предложила педагогам моложе 35 лет сделать оклад, который будет равен двум минимальным размерам оплаты труда конкретного региона.
По словам Строковой, такое нововведение поднимет престиж учителя, и молодые педагоги будут продолжать деятельность в своих регионах. В настоящее время правительство подписало указ, в котором включили в педагогический стаж прохождение курсов повышения квалификации, период обучения и период дополнительного профессионального образования.
Стараться ради надбавок
В столичном регионе зарплата учителей действительно складывается из соотношения 70% — оклад и 30% — премия. Существует несколько способов получить надбавки, помимо руководства классом, рассказала «Известиям» учитель информатики школы № 1231 Анна Рудницкая.
— По большому счету у нас система 70% и 30% работает. Конечно, есть дополнительный функционал для тех, кто занимается чем-либо еще в школе. Я, например, руковожу школьной медиастудией и получаю за это доплату. Но у меня нет классного руководства, а в Москве это тоже неплохая надбавка. Плюс московские учителя получают ежемесячную городскую доплату за активное использование в своей работе МЭШ — Московской электронной школы, — отметила учитель информатики.
О4
Фото: ТАСС/Юрий Белинский
Такая система действует в Москве уже порядка 10 лет, и с принятием поправок никаких существенных изменений для столичных учителей не произойдет, считает соучредитель московского отделения Ассоциации географов-обществоведов, преподаватель географии, учитель высшей квалификационной категории Олег Сычев.
— Собственно, ничего нового и не произошло. В Москве, по крайней мере, такая система существует уже достаточно давно — около 10 лет. Ставка оклада составляет как раз около 70%, а всё остальное — всевозможные надбавки. Это в том числе дает возможность заработка педагогам, которые готовы брать на себя и какие-то дополнительные задачи. В регионах подход может быть разным, однако далеко не везде, насколько мне известно, сами учителя поддерживают идею уравнять систему на федеральном уровне. Всё зависит от уровня благосостояния региона, — отметил Сычев.
В первую очередь собеседник издания выделил решение снизить нагрузку на учителей за счет сокращения количества документов, которые им необходимо заполнять. Это позволит снизить количество рабочих часов у учителей, и в преподавательском сообществе такую инициативу полностью поддерживают.
— Этот момент, пожалуй, самый хороший из всего предложенного. Потому что сейчас бумажной работы очень много, загрузка у учителей очень большая, причем это касается как количества часов, так и чисто административной работы, всевозможных бумажек. Это, прямо скажем, не способствует педагогическому процессу, тем более что зарплаты все-таки не такие высокие — они ниже, чем говорит статистика. Поэтому учителя, конечно, вот этому нововведению будут очень рады, — добавил учитель географии.
О5
Фото: РИА Новости/Павел Лисицын
Повышение зарплаты учителей идет в основном за счет повышения надбавок, а не основной части, а это автоматически означает повышение нагрузки на учителей, считает директор Толвуйской школы в Заонежье, лауреат всероссийского конкурса «Учитель года – 2018» Виктория Стафейкова.
— Повышение надбавок означает, что и нагрузка у педагога увеличивается, потому что ему приходится выполнять дополнительные задачи для того, чтобы их получать. В результате нагрузка увеличивается, а качество теряется. Потом, стимулирующий фонд распределяется каждый раз по-разному, сегодня он есть, завтра его вовсе нет. Поэтому хочется, конечно, чтобы повышался именно оклад. То, о чем говорила Ольга Васильева, доведение фиксированной ставки до 70% для всех преподавателей, в том числе и в регионах, дает надежду на то, что в дальнейшем повышаться будет именно эта ставка. Если получится это сделать, это будет здорово, — рассказала «Известиям» Стафейкова.
Средний заработок дает упрощенную картину того, сколько зарабатывает школьный учитель, потому что один преподаватель может работать на полторы ставки, а другой — на две. Из-за этого получается, что заработок учителя высокий, но при этом статистика не учитывает, что он работает не положенные 18 часов, а 27 часов или более. С точки зрения бумажной работы нагрузка на учителя зависит в первую очередь от школы, считает Стафейкова. Учителя и сейчас заполняют четыре обязательных документа, однако директор может поручить им дополнительную работу.
— Часто бывает так, что директору поручают, например, административную работу, он спускает ее учителю — и у учителя нагрузка растет. Особенно это сказывается на классных руководителях, потому что у них такой работы больше. Возможно, новые стандарты помогут как раз защитить интересы учителей в тех школах, где таким злоупотребляют, — резюмировала директор школы.
Как будет проходить аккредитация педагогов
Многих сейчас интересует вопрос, кто будет принимать такой экзамен у педагогов школ. Делать это будут высококлассные педагоги и независимые эксперты, получившие аккредитацию на федеральном уровне. Они сделают объективную оценку квалификации педагога, его знаний, умений и навыков.
Предметно-методический блок будет включать в себя тексты с актуальными вопросами по:
- профильному предмету,
- информационные графики,
- статистику и фрагменты статей научного характера.
Дополнительно во время выполнения таких заданий педагог будет разрабатывать отдельные учебно-методические пособия, а также материалы к своему предмету.
Программа «Земский учитель»
Проект «Земский учитель», начатый в прошлом году, продолжает действовать и сейчас. Школы в небольших населенных пунктах (до 50 тысяч жителей) получают квалифицированных кадров, а молодые учителя — рабочие места и материальное вознаграждение. Участники проекта могут рассчитывать на единовременную выплату в размере:
- 2 млн рублей — для Дальнего Востока;
- 1 млн рублей — для других территорий.
Оплата производится в год трудоустройства (до 1 декабря), при условии заключения трехстороннего договора на 5 лет, с нагрузкой 18 часов в неделю.
Кроме того, учитель может рассчитывать на дополнительные бонусы:
- небольшие классы;
- офисы, оснащенные современной бытовой техникой;
- лояльное отношение администрации, заинтересованной в притоке кадров.
При нарушении условий контракта денежные средства возвращаются в полном объеме. В случае отказа взыскание осуществляется в судебном порядке.
Какие качества нужны учителю?
Терпеливость. Поведение детей порой может быть ужасным. Однако учитель должен сдерживать себя и сохранять спокойствие, несмотря на все их проделки и шалости;
Наблюдательность. Педагог должен видеть малейшие изменения в поведении детей, чтобы вовремя выявить тревожные симптомы или же признаки скрытого таланта;
Гибкость. Позволяет учителю оперативно менять стиль общения и подход к ученикам в зависимости от ситуации, находить общий язык с их родителями;
Хорошая память. Талантливый педагог помнит не только имена своих учеников, но и особенности их характеров, а любую страницу учебника цитирует наизусть;
Справедливость. Личные пристрастия и антипатии ни в коем случае не могут влиять на оценки. Заводя фаворитов в классе, преподаватель мгновенно теряет авторитет;
Уверенность. Педагог ни секунды не должен сомневаться в своих силах или знаниях, а уж тем более показывать неуверенность детям, считающих его непогрешимым;
Коммуникабельность. Сложно представить себе учителя, испытывающего дискомфорт в процессе общения со школьниками или буквально выдавливающего из себя слова;
Толерантность. Педагог не может формировать отношение к школьникам на основе личного неприятия их взглядов, национальности, религии и других особенностей;
Эмпатия
Учителю очень важно уметь чувствовать эмоциональный настрой учеников, сопереживать их неудачам и разделять с ними радость победы;
Рефлексия. Помогает педагогу беспристрастно оценивать результаты своей работы, адекватно воспринимать личные достижения и выявлять причины ошибок;
Стрессоустойчивость
Без неё сложно выдержать давление руководства и родителей, сохранить ясный ум внештатных ситуациях, которые в школе бывают постоянно;
Тактичность. Педагог должен уметь указать ребёнку на ошибки и направить его в нужную сторону, не нанося ему травму и проявляя уважение к личности;
Энтузиазм. Учитывая, сколько в среднем зарабатывают учителя, выдержать эту нагрузку крайне сложно без глубокой увлечённости педагогической деятельностью.
Новые правила начисления зарплаты учителям в 2022 году
Новости о зарплате учителей в 2022-м приходят с нововведениями в системе ее начислений. У сотрудников изменится аттестационная схема. Согласно установленному правилу расчета, будут введены следующие изменения:
- расчет и начисление ЗП будут проводить по единой схеме тарифов для всех образовательных организаций на территории государства;
- будет работать система компенсаций и поощрений;
- дифференцирование ставки проведут согласно учету сложности туда, квалификационного уровня кадров;
- суммы включат премии, доплаты за руководство классом и за внеклассные занятия.
Если объем выплаты, рассчитанной по новой системе, окажется меньше чем сумма по старой схеме, то правительство РФ оставит прежний уровень заработной платы. То есть зарплата учителя в апреле 2022-го не уменьшится по сравнению с прошлым. В итоге оплата труда у преподавателей будет начисляться с учетом различных категорий и уже с 1 января бухгалтерии массово перейдут на новые расчетные схемы. Соответственно с февраля снова пройдет индексация.
Что предлагают сделать
О том, как будут реформировать систему оплаты труда школьных учителей, мы писали еще с 2019 года. Еще с тех пор действует рекомендация поднять учителям сумму оклада – чтобы он составлял не менее 70% в структуре зарплаты. Так как оклад – это постоянная часть зарплаты, педагог не будет так сильно зависеть от решений руководства школ и сможет более уверенно планировать свое будущее.
Эти цифры – 70 на 30 – периодически повторяют и до сих пор, но уже обещая сделать это не рекомендацией, а обязательной для всех нормой.
Для этого в конце прошлого года Госдума приняла закон, дающий право правительству устанавливать единые требования к системе оплаты труда в целых отраслях. Другими словами, правительство (при желании) сможет устанавливать единые системы оплаты труда для всех занятых в сфере образования, медицины, культуры и т.д. Казалось бы, вот он – ответ на вопрос сделать достойными зарплаты всех учителей в стране. Но на практике все оказалось немного иначе.
Действительно, первыми на очереди на новую систему оплаты труда стали как раз учителя – разработать новую систему для них пообещали уже весной 2021 года. Саму систему пока не представили публике, но чиновник из Министерства просвещения недавно раскрыл ее основные параметры:
- единые базовые ставки (то есть, оклад) для каждого региона. Будут ли они составлять МРОТ или 70% от средней зарплаты – неизвестно;
- базовые ставки будут разными для разных категорий учителей – всего их 4. На сколько увеличит оклад первая или высшая категория – пока неизвестно;
- единый перечень компенсационных и стимулирующих выплат, а регион сможет добавить к этому списку и что-то свое;
- для тех, кто по старой системе получал больше, чем рассчитано по новой – сохранят старые зарплаты.
Другими словами, хоть правила и будут едиными по всей стране, базовые оклады по-прежнему устанавливает регион. Правда, если в «Майских указах» говорится, что зарплата учителя должна составлять 100% от средней по региону, а оклад – не менее 70% от зарплаты, следует предположить, что оклады все же будут устанавливаться примерно на таком уровне. С другой стороны, для начинающих учителей оклады явно будут ниже, а для более опытных и квалифицированных – выше. И как в этой ситуации будет соблюдаться требование 70:30, сказать пока сложно.
О том, что зарплаты будут приближены друг к другу именно в пределах региона, говорил и Сергей Кравцов – министр просвещения (и заодно пообещал сделать систему прозрачнее).
Следующий вопрос – то, как именно будут начисляться стимулирующие выплаты. Сейчас эти деньги распределяются по решению школьного совета, но если на федеральном уровне будет введен единый перечень таких выплат, они должны будут распределяться по более четким и понятным правилам.
В любом случае, следует подождать, пока Минпросвещения подготовит полноценный проект системы – по ней будет видно, смогут ли чиновники ответить на проблему низких зарплат учителей. По некоторым данным, новая система будет запущена не сразу и не во всех регионах – ее опробуют в пилотном режиме лишь на некоторых субъектах РФ.
Что уже предпринято для изменений в 2020/2021 учебном году
Премьер-министр России подписал постановление об индексации зарплат бюджетников на 3 % с 1 октября 2020 года. Это на данный момент дает ответ на вопрос, на сколько процентов гарантируется увеличение имеющейся зарплаты учителям, и когда ее повысят.
Это повышение ожидается в начале IV квартала, втором месяце учебного года. А в 2021 году рост заработной платы учителей зависит от официального уровня инфляции, установленного Росстатом. Каким будет новый уровень индексации, пока не известно.
«Российская газета» сообщила, что в постановлении предусмотрено не только октябрьское повышение. Оно будет проводиться поэтапно и коснется нескольких категорий бюджетников – с 1 апреля 2021 года. Первоочередными, приоритетными сферами по-прежнему остаются медицина и образование.
Постановление не коснется тех, кто работает в коммерческих структурах. Там ответ на вопрос, повысят ли зарплату учителям в 2021 году, зависит от руководства, спонсоров, престижности заведения и стоимости обучения.
Вторым аспектом, способным повысить оплату нелегкого учительского труда, аналитические агентства признают надбавку в 5 тысяч за классное руководство. По факту, это означает, что она должна быть начислена 838 тысячам учителей, осуществляющих классное руководство. Однако аналитики отмечают и неясные аспекты в этом решении:
- сохранится ли региональная надбавка (в отдельных территориальных образованиях она равнялась 50 рублям, но были и более весомые суммы);
- планируются ограничения в выплате в тех классах, где количество учеников менее 14 человек (недостаточное наполнение, характерное для сельских школ);
- говорится о том, что эту надбавку не получат 400 тыс. учителей, которые не занимаются классным руководством.
Усиленное внимание уделяется сейчас снижению поступлений в бюджет государства, вызванное пандемией коронавируса. Это может помешать проведению реформирования, намеченного на конец 2020 – середину 2021
Планировалось принять методические основания для намеченной реформы (этого потребовала законодательная комиссия при Госдуме), но в начале года произошла неожиданная смена правительства. Сейчас обсуждают только новые звания, но неясно, как будут рассчитываться начисления для всех введенных категорий – старшего, ведущего и простого учителя.
Принятие закона о независимом оценивании, который позиционируется как метод стимуляции кадров к повышению профессионального опыта и саморазвитию, может стать для недобросовестных руководителей способом занизить или поставить под сомнение квалификацию сотрудников.
С другой стороны, успешно пройденное тестирование может быть основанием для повышения в должности и увеличения зарплаты. Это может быть еще одним шансом повысить зарплату в индивидуальном порядке, как и дополнительные часы работы, участие в других процессах.
Последние новости из Госдумы дают основания для предположений о положительной динамике в зарплате учителей в 2021 году. Сегодня многое зависит от продолжения запланированной реформы и принятия поправок к Трудовому Кодексу до обсуждения проекта бюджета на 2021 год.
Итоги
Правительство страны предусмотрело принятие мер по увеличению зарплаты работников образовательной сферы:
- Индексацию зарплаты бюджетников, согласно постановлению, подписанному премьер-министром.
- Реформирование бюджетной сферы: введение тестирования, новых должностей, возможность карьерного роста.
- Повышение надбавки за классное руководство.
- Региональные надбавки и возможность повышения профессиональной квалификации.
Заработные платы по регионам
Как известно, размер зарплаты в России напрямую зависит от региона, где осуществляется трудовая деятельность. Самые высокие заработные платы получают учителя, работающие в Магаданской области, Ненецком и Ханты–Мансийском округе.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики за 2020 год, средняя зарплата учителя превышает среднюю зарплату по региону, в котором работает педагог. Но это касается не всех областей. В Курске учитель зарабатывает меньше средней зарплаты по субъекту федерации.
Так как статистические данные относительно зарплат учителей в России в 2021 году еще не публиковались, в таблице указаны оклады педагогов за 2020 год.
Таблица: уровень средней заработной платы учителя в 2019 году
Название субъекта РФ | Средняя заработная плата по региону |
Белгородская область | 29 306 |
Брянская область | 25 332 |
Владимирская область | 30 319 |
Воронежская область | 28 643 |
Ивановская область | 23 090 |
Калужская область | 33 028 |
Костромская область | 24 631 |
Курская область | 27 426 |
Липецкая область | 28 718 |
Московская область | 54 958 |
Орловская область | 24 567 |
Рязанская область | 28 542 |
Смоленская область | 26 395 |
Тамбовская область | 25 022 |
Тверская область | 26 360 |
Тульская область | 31 418 |
Ярославская область | 29 845 |
г.Москва | 95 035 |
Республика Карелия | 36 578 |
Республика Коми | 45 630 |
Ненецкий авт. округ | 76 150 |
Архангельская область без авт. округа | 39 924 |
Вологодская область | 33 282 |
Калининградская область | 31 816 |
Ленинградская область | 44 475 |
Мурманская область | 50 995 |
Новгородская область | 28 681 |
Псковская область | 25 489 |
г.Санкт-Петербург | 54 841 |
Республика Адыгея | 24 967 |
Республика Калмыкия | 24 678 |
Республика Крым | 28 502 |
Краснодарский край | 31 209 |
Астраханская область | 28 562 |
Волгоградская область | 27 755 |
Ростовская область | 27 681 |
г. Севастополь | 30 904 |
Республика Дагестан | 22 410 |
Республика Ингушетия | 21 653 |
Кабардино-Балкарская Республика | 22 023 |
Карачаево-Черкесская Республика | 21 836 |
Республика Северная Осетия – Алания | 21 720 |
Чеченская Республика | 23 922 |
Ставропольский край | 25 272 |
Республика Башкортостан | 30 973 |
Республика Марий Эл | 24 832 |
Республика Мордовия | 23 554 |
Республика Татарстан (Татарстан) | 32 203 |
Удмуртская Республика | 30 805 |
Чувашская Республика – Чувашия | 25 710 |
Пермский край | 30 530 |
Кировская область | 25 456 |
Нижегородская область | 30 855 |
Оренбургская область | 29 118 |
Пензенская область | 26 709 |
Самарская область | 30 821 |
Саратовская область | 25 186 |
Ульяновская область | 26 426 |
Курганская область | 26 066 |
Свердловская область | 35 081 |
Ханты-Мансийский авт. округ-Югра | 63 817 |
Ямало-Ненецкий авт. округ | 91 305 |
Тюменская область без авт. округов | 45 463 |
Челябинская область | 31 967 |
Республика Алтай | 27 040 |
Республика Тыва | 31 850 |
Республика Хакасия | 32 521 |
Алтайский край | 23 812 |
Красноярский край | 39 342 |
Иркутская область | 37 482 |
Кемеровская область | 34 071 |
Новосибирская область | 33 282 |
Омская область | 29 515 |
Томская область | 36 253 |
Республика Бурятия | 34 088 |
Республика Саха (Якутия) | 58 261 |
Забайкальский край | 33 763 |
Камчатский край | 68 697 |
Приморский край | 44 129 |
Хабаровский край | 43 342 |
Амурская область | 39 629 |
Магаданская область | 77 229 |
Сахалинская область | 86 299 |
Еврейская автономная область | 36 606 |
Чукотский автономный округ | 96 598 |
Зарплата учителей в некоторых регионах РФ
Средняя зарплата педагога в 2019 году в Москве составляет около 90 тыс. рублей. Школьный учитель, работающий в Санкт–Петербурге, в нынешнем году получает не менее 54 тыс. рублей. В городах административного назначения в 2019 году средней заработной платой является сумма в 44 тыс. рублей.
Во многих городах и областях в 2019 году средняя заработная плата педагога не изменилась. В маленьких городах учителя получают примерно по 25 тыс. – 30 тыс. рублей. В областных центрах оклад учителя равен 20 тыс. рублей. А педагог, работающий в сельской местности, может рассчитывать на зарплату от 8 тыс. до 10 тыс. рублей.
На территории Крыма в 2021 году учитель зарабатывает не более 22 тыс. рублей.
Но стоит помнить, что величина оклада школьного учителя также напрямую зависит от таких факторов, как:
- Выслуга лет.
- Количество отработанных часов.
- Уровень квалификации.
- Наличие особых заслуг.
- Наличие дополнительных нагрузок (классное руководительство, дополнительная работа с детьми из малообеспеченных семей).
Согласно новой реформе, молодые специалисты будут получать одинаковую заработную плату с учителями, которые проработали в школе более 10-15 лет.
Завучи в школах Москвы зарабатывают от 50 тыс. рублей в месяц. А ежемесячный оклад директора школы просто поражает – 200 тыс. рублей. В прошлом году заработная плата руководителей школы согласно указу была поднята в 1,5 раза.
Новый порядок начисления зарплаты
Как стало известно из последних новостей, Минпросвещения предлагает пересмотреть порядок начисления учительских зарплат и ввести несколько важных правил:
- установить единую тарифную схему расчета должностных окладов для всех медицинских учреждений РФ;
- дифференцировать ставку исходя из сложности выполняемой работы в зависимости от квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп;
- создать четкий список поощрительных и компенсационных выплат
Местные органы власти могут устанавливать дополнительные виды поощрений.
Внимание! Если размер выплат, рассчитанных по новой системе, будет меньше того, что получают учителя сейчас, то правительство сохранит прежний уровень зарплаты учителям в 2022 году.
Руководитель Департамента подготовки и повышения квалификации педагогических кадров Андрей Милехин поясняет, что такой подход позволит установить гарантированную минимальную заработную плату на уровне территорий РФ, которая эквивалентна для всех учителей региона.
Татьяна Куприянова, зампредседателя Всероссийского профсоюза работников образования, заявила, что основную часть заработка педагогов будет составлять оклад — 70%. Напомним, что сейчас доля окладной составляющей в общей сумме доходов — около 30-35%
Это очень важное изменение, поскольку индексируется ставка
Изменения, действующие сейчас
В настоящее время учителя, которые ведут классное руководство, получают за это доплату в размере 5 тысяч рублей. Это изменение вступило в силу с 1 сентября прошлого года. В ноябре 2020 года вышло постановление, подписанное Председателем правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным. В нём говорится о том, надбавку в 5 тысяч рублей должны получать не только учителя, но и педагоги других учреждений, которые осуществляют образовательную деятельность. В их список вошли: Министерство культуры, Министерство иностранных дел, Министерство чрезвычайных ситуаций и Министерство транспорта.
В десяти регионах России с 1 марта текущего года в школах и других образовательных организациях вводится новая должность – советник директора по воспитательной работе. За выполнение этой должности будут доплачиваться 15000 рублей ежемесячно. В эту программу вошли: Ставропольский край, город Севастополь, Вологодская, Брянская, Омская, Нижегородская, Тюменская, Калининградская, Челябинская и Сахалинская области.
Как происходит начисление зарплат преподавателям в данное время
Региональные чиновники передают полномочия по начислению заработной платы в организации. В некоторых областях регулирующие системы оплаты носят рекомендательный характер. А при подсчете размера средних зарплат по стране учитываются все выплаты.
Интересно! Налог на землю в 2022 году для физических лиц и сроки уплаты
В итоге получается, что за одни и те же обязанности педагоги получают по-разному. Разница выплат учителям по регионам отличается в 2-3 раза.
Пример. Преподаватель начальной школы в Рязанской области получает 34 тысячи рублей с учетом всех надбавок (стажа, квалификации, переработки). А специалист в Москве — 114 т. р. Квалификация, часовая нагрузка и выполняемые обязанности при этом полностью совпадают.
Уровнять зарплату позволит введение единых требований в отраслевые системы оплаты труда.
На начало 2021 года в 80% регионов сумма выплат за оклад педагога оказывалась ниже МРОТ. Оклад (базовая ставка) составляет выплату за 18 часов по плану. Это норма учебной нагрузки. Все остальное доплачивается в виде региональных доплат.
5 000 рублей педагоги получают за ведение классного руководства. С увеличением размера МРОТ в 2021 году до 12 тысяч 792 рублей итоговая цифра начисления зарплаты педагогам повысилась.
Но до сих пор, чтобы получать выплату, на которую хоть как-то можно прожить, учителям формально начисляют доплаты. Это могут быть часы за дежурство в бассейне, работу в теплице на пришкольном участке, выполнение функций диспетчера или работу с хором.
При введении поправок в Трудовой Кодекс меньше платить никому не будут, так заверяют депутаты. Будет учитываться величина прожиточного минимума каждого района. Новый закон рассчитывался только на повышение сумм, а не на их снижение.
Но уравнять зарплаты тоже не получится. В северных районах применяют повышающие коэффициенты. Не отменят и выплаты за вредные условия проживания. Для подсчета зарплат педагогам разрабатывается отдельный норматив.
Изменения в системе оплаты труда работников образовательных учреждений
Увеличится или нет доход, будет зависеть от порядка начисления ЗП.
Минпросвещения предлагает пересмотреть систему расчета зарплат учителям к 2022 году в России и ввести несколько важных правил:
- установить единую тарифную сетку для расчета должностных окладов для всех медицинских учреждений РФ;
- дифференцировать ставку, ориентируясь на сложность выполняемой работы, в зависимости от квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп;
- сформировать четкий перечень стимулирующих и компенсационных выплат.
На заметку! Индексация зарплат в 2022 году и на сколько процентов
Власти на местах могут устанавливать дополнительные виды вознаграждений.
Внимание! Если размеры выплат, рассчитанных по новым нормативам, будут меньше тех, что педагоги получают сейчас, Правительство сохранит прежний уровень зарплаты.
Андрей Милехин, директор департамента подготовки и профессионального развития педагогического состава, поясняет, что такой подход обеспечит гарантированный минимальный заработок на уровне субъекта РФ, равноценный для всех учителей региона.
Зарплаты учителей сегодня
Размер оплаты труда школьного преподавателя зависит от региона, где ведется деятельность. В районах Крайнего Севера и в местностях, имеющих аналогичный статус, добавляются «северные» надбавки. Поэтому педагоги в соответствующих субъектах получают самую высокую зарплату по России. Исключение – г. Москва. Здесь учителя получают высокие зарплаты.
Согласно статистическим данным, в большинстве регионов ситуация такая – педагоги в школах получают меньше средней заработной платы по региону. Повышение зарплаты учителям в 2021 году коснется всех субъектов федерации.
Ниже в таблице представлены данные по некоторым регионам РФ:
Регион | Средняя заработная плата учителя, в рублях |
г. Москва | 95 035 |
г. Санкт – Петербург | 54 841 |
Вологодская область | 33 282 |
Курская область | 27 426 |
Ярославская область | 29 845 |
Ставропольский край | 25 272 |
Чувашская республика | 25 710 |
Челябинская область | 31 967 |
Иркутская область | 37 482 |
Камчатский край | 68 697 |
Владимирская область | 27 342 |
г. Севастополь | 29 321 |
Чеченская республика | 20 698 |
Ханты-Мансийский автономный округ | 55 697 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 73 922 |
Как видно из таблицы, разброс по регионам довольно существенный. В регионах, расположенных на Крайнем Севере применяют надбавки, они значительно увеличивают ежемесячную доходность педагогического состава.
Самые перспективные направления в отрасли
Заработная плата преподавателя даже в одной школе может значительно отличаться. Ежемесячная доходность складывается из нескольких показателей:
- оклад;
- наличие или отсутствие категории;
- выслуга лет;
- классное руководство;
- надбавка за методическую работу;
- надбавка за ведение внеурочной деятельности;
- региональные надбавки – например, к ним относятся северные надбавки.
Соответственно, молодой учитель, не имеющий классного руководства, и не ведущий внеурочную деятельность будет получать меньше всех в школе. Для наглядности можно привести пример:
Учитель в Тульской области получает от 23 до 28 тысяч рублей. Сюда входит:
- Оклад за 18 часов в неделю. Если учитель отрабатывает менее 18 часов в неделю, то и оклад уменьшается пропорционально.
- Самостоятельная разработка программ обучения, внедрение их в образовательный процесс.
- Ведение внеурочной деятельности – несколько часов в неделю.
Если стаж педагога более 5 лет в образовательном учреждении, то ему полагается доплата. Если он ведет классное руководство, то плюс 5 тысяч рублей в месяц.
Также значение имеет предмет, который он преподает. Сегодня перспективными направлениями педагогической деятельности являются:
- физика;
- математика;
- информатика;
- русский язык.
Популярность набирает история и обществознание. Самые низкооплачиваемые предметы – физкультура, технология и биология. Статистика ведется исходят из того, как часто дети выбирают те или иные предметы для сдачи ЕГЭ. Русский язык и математика являются обязательными, но еще 2 предмета нужно выбрать в зависимости от того, в какой ВУЗ и на какую специальность школьник планирует поступать. Отсюда складывается рейтинг популярных школьных предметов. За каждого выпускника, получившего 100 баллов, преподаватель-предметник получает разовую премию.
В частных школах учителя зарабатывают больше. Заработная плата устанавливается советом директоров или директором школы.
Не только оклад – как посчитать итоговую зарплату педагога
Доход учителя – это не фиксированная величина. Работник образовательного учреждения сам может повлиять на размер своего заработка, меняя нагрузку и работая в этой сфере долгое время.
Общий доход педагога включает в себя 4 основных блока:
- Базовая окладная часть, в которую включены непосредственное ведение уроков, заполнение необходимых учебных документов, проверка тетрадей и тп.
- Стимулирующие выплаты, которые устанавливает непосредственно руководство школы, и включают в себя доплаты за успехи учеников, выслугу лет и повышение квалификации.
- Компенсации, которые предусмотрены за особые условия труда – например, педагогам в сельской местности или тем, кто работает с определённой категорией детей.
- Премиальная часть, установленная руководством школы. Периодичность и размер зависит исключительно от образовательного учреждения.
Такая система оплаты труда имеет и плюсы, и минусы. Отрицательной стороной является то, что работник не может быть 100% уверен в том, сколько денежных средств он получит по итогу месяца. Но, безусловно, минимальная окладная часть фиксирована, и на нее педагог может рассчитывать в любом случае.