Участник закупки — это… определение, документы и требования

Содержание:

Правила взаимодействия участника закупки, оператора ЭТП и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в закупке в электронной форме

  • при подаче заявки участник одновременно с помощью функционала ЭТП направляет оператору сведения об уникальном номере реестровой записи из реестра банковских гарантий, согласно ч.8 ст.45 44-ФЗ;
  • оператор ЭТП взаимодействует с реестром банковских гарантий, чтобы проверить наличие в нем банковской гарантии, согласно с ч.2 ст.24.1 44-ФЗ;
  • при направлении вторых частей заявок на участие в электронных торгах оператор ЭТП направляет заказчику информацию об уникальном номере реестровой записи из реестра банковских гарантий, представленную участником.

Деньги, внесенные для обеспечения заявки, при проведении торгов в электронной форме «замораживаются» на спецсчете участника. Блокирование денежных средств на спецсчете прекращается в течение 1 рабочего дня в следующих случаях:

  • подписан протокол рассмотрения и оценки заявок, а протокол подведения итогов размещен на сайте единой информационной системы (ЕИС). Победителю же деньги возвращаются или «размораживаются» после заключения контракта;
  • отменена процедура определения поставщика;
  • отклонена несоответствующая заявка;
  • заявка отозвана участником до конца срока подачи заявок;
  • заявка получена после окончания срока подачи;
  • участник отстранен от участия в определении поставщика или победитель отказался от заключения контракта, руководствуясь ч. 9-10 ст. 31, 44-ФЗ;
  • заказчик получил решение контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.

Участник – индивидуальный предприниматель

Предприниматели имеют особый статус – с одной стороны, это физические лица, а с другой — бизнес-субъекты. Им доступны гораздо больше контрактов, чем простым «физикам». Из преимуществ перед юридическими лицами назовем меньший комплект документов, необходимый для аккредитации на ЭТП.

Собираясь участвовать в закупках, ИП стоит принять к сведению следующее:

  1. Не придется рассчитывать на закупки в рамках гособоронзаказа – это запрещено пунктом 3 статьи 3 закона 275-ФЗ.
  2. В случае возникновения долгов есть риск поплатиться всем своим имуществом.
  3. Большинство ИП являются субъектами малого бизнеса и могут рассчитывать на преимущества для этой группы поставщиков.
  4. Многие предприниматели применяют налоговые спецрежимы и не уплачивают НДС. Цена контракта указывается с учетом этого налога, поэтому иногда заказчики норовят вычесть из цены победителя 18% (базовая ставка НДС), аргументируя тем, что он не является плательщиком этого налога. Тем не менее это неправомерно – контролирующие органы неоднократно разъясняли, что цена контракта окончательна и уменьшению не подлежит. Советуем внимательно прочитать пункты проекта контракта, описывающие ситуации победы поставщик она УСН. Если таковые отсутствуют, нелишним будет подать запрос на разъяснение.

На каком этапе предоставляется информация о добросовестности?

Все зависит от того, какой способ определения поставщика заказчик использует при проведении закупки

Таблица 2:

Условие

При проведении электронного аукциона

(ч.5 ст.37 Закона 44-ФЗ)

При проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме

(ч.5 ст.37 Закона 44-ФЗ)

При проведении всех видов конкурса, в том числе закрытого 

(ч.4 ст.37 Закона 44-ФЗ)

Этап предоставления информации

При направлении заказчику подписанного проекта контракта

При направлении заказчику подписанного проекта контракта

В составе заявки на участие в закупке.

Кто проверяет информацию

Комиссия по осуществлению закупок

Комиссия по осуществлению закупок

Комиссия по осуществлению закупок

Если информация отсутствует

Контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. 

Контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. 

Заявку по этой причине отклонять нельзя.

Контракт с участником закупки заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке.

Если информация недостоверна

Контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта.

Контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта.

Заявка участника должна быть отклонена.

Как оформляется решение 

Решение оформляется протоколом, который размещается заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Решение оформляется протоколом, который размещается заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Следует помнить, что Закон 44-ФЗ устанавливает еще один случай, когда участник закупки может подтвердить свою добросовестность – это случай, прописанный в ч.8.1 ст.96 Закона 44-ФЗ (правило введено только с 1 апреля 2020 г.). Так, если проводится закупка среди субъектов малого предпринимательства или социально-ориентированных некоммерческих организаций (п.1 ч.1 ст.30 Закона 44-ФЗ), участник закупки, с которым заключается контракт, освобождается от предоставления и обеспечения исполнения контракта (в том числе с учетом антидемпинговых мер), и обеспечения гарантийных обязательств. Но только в случае, если он предоставит информацию из реестра контрактов, свидетельствующую о его «добросовестности»

При этом, обратите внимание, что слово «добросовестность» в этой норме закона уже не используется (поэтому указываем его в кавычках). Однако требования к информации практически те же, что мы ранее разобрали в статье, но с тремя важными отличиями:

1) Правопреемство в предыдущих контрактах уже не учитывается (для сравнения см. п.2 Таблицы 1). Например, при слиянии юридических лиц, контракты которые были исполнены такими юридическими лицами до слияния, не могут учитываться в качестве подтверждения «добросовестности».

2) Установлены совершенно иные требования к цене предыдущих контрактов. Так, сумма цен трех предыдущих контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки (в закупке «без объема» по ч.24 ст.22 Закона 44-ФЗ – не менее максимального значения цены контракта) (для сравнения см. п.8 Таблицы 1). При проведении совместных конкурсов или аукционов участник закупки освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления информации об исполненных трех контрактов, сумма цен которых должна составлять не менее суммы НМЦК каждого заказчика, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (письма Минфина России от 13.08.2020 N 24-03-08/71272, от 03.09.2020 N 24-03-08/77364).

3) Информация о трех контрактах предоставляется участником закупки исключительно до заключения контракта в случаях, установленных Законом 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта.

Если закупка проводится заказчиком на общих основаниях без специальных преимуществ субъектам малого предпринимательства и социально-ориентированным организациям, то данная норма уже не действует, даже если победителем в закупке является субъект малого предпринимательства.

Подобрать ОКПД2

1 этап. Подача заявки

Готовиться необходимо заранее!

Нужно провести предварительный анализ заказчика, сделав расчет минимально выгодной цены. Поскольку в аукционе можно делать подачу ценовых предложений несколько раз (в отличие от иных процедур), то лучше заранее рассчитать нижний предел.

ИП из Самары Олег Витальевич П. участвовал в электронном аукционе на оказание услуг по стирке, глажке и дезинфекции белья для городской больницы. Заказчиком была выставлена минимальная цена на оказание услуг по стирке единицы белья – 58,33 руб. (общая цена контракта составила чуть более 400 тыс. руб.). А предприниматель рассчитал, что в его прачечной стирка 1 кг белья обойдется в среднем 20 руб. за кг. (140,0 тыс. руб.). Таким образом, Олег Витальевич мог вести торг не ниже данной суммы, а цена выигранного контракта составила 140,8 тыс. руб.

Если фирма лишь засветится в закупках, но не будет их выигрывать, то это станет дополнительным подтверждением ее добросовестности. Однако после победы в государственных закупках Олег Витальевич вышел на представителей крупной госкорпорации с предложением быть их поставщиком в закупке на аналогичные услуги. Также к нему поступило выгодное предложение от крупной сети супермаркетов и серьезного коммерческого заказчика. Предприниматель оказывал услуги для больницы, что сыграло немаловажную роль в подписании контракта, поскольку у медицинских учреждений довольно высокие требования к подобным услугам.

Получите сертификат электронно-цифровой подписи, а также пройдите аккредитацию на ЭТП (электронной торговой площадке), на которой осуществляется закупка. Получение сертификата ЭЦП возможно всего за сутки. На аккредитацию на любой из пяти ЭТП государственных закупок уйдет до пяти рабочих дней:

  1. ЭТП ММВБ.
  2. ГУП «Агентство по госзаказу Республики Татарстан».
  3. «Сбербанк-Автоматизированная система торгов».
  4. «РТС-Тендер».
  5. Единая электронная торговая площадка.

При появлении у вас вопросов по закупке, требованиям, предъявляемым к товарам и участникам, стоит обязательно обращаться с запросами к заказчику. Делают это в рамках электронной торговой площадки за три дня до срока окончания подачи заявки.

Заявка: куда и когда подавать?

Следует изучить документацию по закупке и извещение, потом подготовить заявку на участие в аукционе. Заявка подается на оговоренную в закупке ЭТП в электронном виде. Сроки подачи заявок определяются ценой закупки:

  • при начальной цене контракта более 3 млн. руб. вам дается не менее 20 дней (календарных);
  • при начальной цене контракта не более 3 млн. руб. на подачу заявок отводится не менее 7 дней (календарных).

Дату окончания приема заявок указывают в извещении на проведение закупки.

Подачу заявки на участие в аукционе лучше осуществлять в последние два дня приема заявок (за этот период времени заказчик уже не успеет изменить документацию)

Чтобы не пропустить ничего важного, нужно настроить функцию отслеживания изменений. К примеру, это можно сделать на нашем сервисе в избранных закупках

При изменении требований к уже поданной заявке со стороны заказчика нужно будет отозвать ее, а затем подать новую.

Заявка: форма и состав

Форма заявки на аукцион – электронная, а состоит она из двух частей. В первой её части содержатся согласие участника торгов поставить товар на условиях заказчика, конкретные технические характеристики и спецификация. Все пункты стоит заполнять очень внимательно, ведь даже незначительная ошибка нередко приводит к отклонению заявки. В первой части заявки не должно быть информации о цене товара и поставщике. Однако если документы подготовлены на фирменном бланке, то причин для отклонения нет.

Что касается второй части заявки, то здесь должна содержаться информация об участнике, включая название фирмы, её почтовый адрес, ИНН, а также иные документы, которые предусмотрены Законом № 44 «О контрактной системе…» (лицензии, декларации соответствия, ИНН учредителей, свидетельства СРО, подтверждение полномочий лица, подающего заявку). Заказчик вправе требовать все установленные законодательством документы.

Подача обеих частей проводится одновременно из личного кабинета участника ЭТП, также они заверяются электронной подписью.

Заявка: пример

Помните о необходимости обеспечения заявки! Перед её подачей на аукцион сумму обеспечения заявки нужно перечислить на счет ЭТП. Её конкретный размер заказчик указывает в документации. Сумма поступит на счет, который открыт участнику торгов при его аккредитации на электронной площадке, в течение двух дней (банковского и рабочего). Заявка может быть отозвана до истечения срока подачи. Для этого нужно направить уведомление оператору ЭТП.

Почему работать с государством выгодно?

Наше государство в лице различных государственных (муниципальных) органов, казенных и бюджетных учреждений, а также унитарных предприятий регулярно нуждается в различных товарах, работах и услугах (сокращенно ТРУ). Деньги на эти нужды выделяются из бюджета, причем объем выделяемых средств достаточно большой. В 2020 году государство в рамках 44-ФЗ (госзакупки) потратило на приобретение ТРУ почти 9 трлн. рублей. 

Объем потраченных денег в рамках закупок по 223-ФЗ (корпоративные закупки) за 2020 год составил более 20 трлн. рублей.

Как видите, деньги в этой нише есть и не маленькие.

Каждый день на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru/) размещается более 10 000 новых извещений о проводимых тендерах. Тендеры проводятся на разные суммы, начиная от 50-100 рублей и заканчивая многомиллиардными контрактами. Поэтому любой участник закупок сможет найти себе тендер по карману. 

Если мы с вами посмотрим на реестр участников закупок, зарегистрированных на сайте ЕИС, то увидим, что по состоянию на июль 2021 года в нем зарегистрировано более 540 000 участников. Это различные организации, предприниматели, физические лица и иностранные лица. На первый взгляд 540 000 — это большая цифра, но это не так.

Если обратиться к статистическим данным с сайта федеральной службы информации (фси.рф), то мы увидим, что по состоянию на 30 мая 2021 года в РФ зарегистрировано 6 937 910 действующих юридических лиц и предпринимателей.

Соответственно в государственных тендерах принимает участие менее 7,8% юридических лиц и ИП. А если учесть тот факт, что на сайте ЕИС также зарегистрированы иностранные лица, физические лица и самозанятые, то эта цифра будет еще меньше. Также стоит отметить, что не все, кто зарегистрирован в ЕИС, принимает участие в тендерах на постоянной основе. 

В отчете Минфина за 2020 год говорится о том, что 59% закупок были признаны несостоявшимися по причине того, что на участие была подана только одна заявка. Вы только вдумайтесь в эту цифру. В 6 из 10 закупок был один участник. Поэтому говорить о большой конкуренции в этой нише не приходится.

Если резюмировать все, о чем было сказано выше, то госзакупки это очень перспективная ниша, в которой можно и нужно зарабатывать. А о том, как это делать, я расскажу ниже.

Заявка на участие в электронном аукционе

Заявка на участие в ЭА состоит из 2-х частей (ч. 2 ст. 66 44-ФЗ). Первую часть принято называть «Форма 2», на ее оформление влияет предмет контракта, а также тот факт, включена ли в аукционную документацию проектная документация, указан ли товарный знак или иные персональные критерии.

К структуре первой части заявки установлены требования в соответствии с положениями ч. 3, 3.1, 4 ст. 66 44-ФЗ.

Содержание первой части заявки (ч. 3 ст. 66 44-ФЗ):

1) согласие участника на исполнение обязательств на утвержденных условиях и не подлежащих изменению после проведения электронного аукциона. Данное согласие дается на ЭТП путем выставления «галочки» в соответствующем окне, поэтому отдельно готовить документ с согласием не нужно;

2) при закупке товара, а также товара, в том числе поставляемого при выполнении работ (оказании услуг):

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные характеристики товара, и указание на товарный знак (при наличии). Данная информация вносится в заявку, если в аукционной документации отсутствует указание на ТЗн или ТЗн отличается от указанного заказчиком.

Важно самым внимательным образом оформлять первую часть заявки. Она является своеобразным инструментом, которым пользуются недобросовестные заказчики, чтобы продвинуть на исполнение контракта «своего» исполнителя

Отнеситесь серьезно к этому моменту, не допускайте ошибок и не давайте таким заказчикам оснований для отклонения вашей заявки.

В ч. 3.1 ст. 66 44-ФЗ говорится, что первая часть заявки должна содержать только согласие на выполнение контракта, если в закупочную документацию включена проектная документация в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ.  Такое согласие дается с помощью функционала электронной площадки.

Содержание второй части заявки:

1) ФИО, адрес, контакты, ИНН (для иностранного лица – аналог ИНН) участника, учредителей, членов исполнительного органа;

2) соответствие участника требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника требованиям, указанным в п. 3 — 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Декларация подается на ЭТП, однако лучше подготовить отдельный файл с декларацией и включить его во вторую часть заявки;

3) копии документов о соответствии ТРУ требованиям законодательства РФ (если эти требования прописаны в аукционной документации).

Не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром;

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки (либо копия);

5) документы, подтверждающие право участника ЭА на получение преимуществ согласно ст. 28 и 29 44-ФЗ (если участник заявляет о получении таких преимуществ), или копии данных документов (Примечание: преимущества для учреждений и организаций уголовно-исполнительной сферы, а также организаций инвалидов);

6) документы, предусмотренные нормами закона, принятыми согласно ст. 14 44-ФЗ, в случае закупки ТРУ, на которые действуют данные нормативы, или копии таких документов.  (Примечание: если участник не подает эти документы, то заявка считается заявкой, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными поставщиками);

7) декларация о принадлежности участника к СМП или СОНКО, если заказчик установил ограничения согласно ч. 3 ст. 30 44-ФЗ (Примечание: декларация подается на ЭТП. Однако, лучше подготовить отдельный файл с ней и подать его вместе со второй частью заявки).

Когда оператор ЭТП может вернуть заявку:

1) заявка нарушает требования ч. 6 ст. 24.1 44-ФЗ (документы не подписаны электронной подписью);

2) один кандидат направил более одной заявки на участие, не отозвав предыдущие заявки;

3) заявка от участника поступила после истечения срока подачи заявок;

4) заявка нарушает нормы ч. 9 ст. 24.2 44-ФЗ (до конца регистрации участника в ЕИС остается менее 3-х месяцев);

5) участник, ответственные или уполномоченные лица числятся в РНП;

6) в реестре участников закупок отсутствуют электронные документы (или их копии), утвержденные Постановлением Правительства РФ № 99 от 04.02.2015 г. согласно ч. 3 ст. 31 44-ФЗ, либо несоответствие таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении ЭА в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 44-ФЗ.

Условия по 223-ФЗ

Кроме этого, применяются и единые требования, которые описаны выше.

Рассмотрим условия, которые ставятся перед теми, кто желает принять участие в торгах, на примере одного из дошкольных образовательных учреждений. В Положении этого заказчика указано, чтобы принять участие в торгах, поставщик должен соответствовать обоснованным пожеланиям заказчика: опыт работы, наличие материально-технических, финансовых, кадровых и других возможностей и положительная деловая репутация. А заказчик вправе предусмотреть условие об отсутствии сведений об участниках торгов в реестре недобросовестных поставщиков.

Расширенный поиск тендеров

После этого перед вами отобразится страница со всеми параметрами поиска.

Давайте на конкретном примере рассмотрим, как выполнить настройки поискового фильтра.

Предположим, мы хотим найти информацию об актуальных закупках (по которым можно подать заявки) мяса в Ставропольском крае по 44-ФЗ.

Первое, что мы делаем, вводим ключевое слово “мясо” в поисковую строку.

Далее выбираем 44-ФЗ, этап закупки — подача заявок. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) мы не указываем, чтобы не сужать круг поиска. 

Следующий раздел “Электронная площадка” мы пропускаем и ничего в нем не указываем. Таким образом система в результатах поиска отобразит нам информацию обо всех закупках, проводимых на всех 8-ми “федеральных” электронных площадках.

Далее идет раздел “Особенности закупок”, в котором можно установить дополнительные настройки, но мы этого делать также не будем. Здесь можно выбрать закупки, в которых установлены ограничения и запреты по национальному режиму. Либо закупки, в которых установлены преимущества для субъектов малого предпринимательства, организаций инвалидов, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы. Закупки с банковским и казначейским сопровождением, а также закупки с дополнительными требованиями к участникам закупок. 

Следующий раздел “Цена”. Его мы тоже не будем заполнять, чтобы не сужать круг поиска. Но, при желании, вы можете задать минимальное и/или максимальное значение цены. Например, есть крупные участники, которые не участвуют в мелких закупках до 100 000 рублей. И они устанавливают минимальный ценовой порог при поиске закупок от 100 тыс. рублей. Или же наоборот, участник не рассматривает закупки свыше 1 млн. рублей, так как у него недостаточно оборотных средств для исполнения обязательств по контракту.  Тут все индивидуально.

Раздел “Дата”. Его мы тоже в нашем примере оставим пустым. Однако, его удобно использовать при периодическом поиске закупок на сайте ЕИС. Например, вы выполняли поиск закупок в понедельник 11.01.2021 г., а затем зашли на сайт в четверг 14.01.2021 г. Чтобы не просматривать ранее просмотренные вами закупки, установите в окошке “Размещение” дату 11.01.2021 г. И система отобразит вам информацию о закупках, которые были размещены на сайте с даты вашего последнего визита.

Раздел “Код бюджетной классификации” также оставляем пустым.

В разделе “Справочники” указываем код ОКПД2 10.1 “Мясо и мясо птицы, прочие продукты убоя. Мясные пищевые продукты, включая продукты из мяса птицы” и ставим галочку в чекбоксе “Искать с учетом вложенных”. Для чего это нужно? Иногда в описании предмета закупки Заказчик может использовать общее название. Например, закупка продуктов питания. Если мы будем выполнять поиск лишь по ключевому слову “мясо”, то такую закупку мы не найдем. А вот если дополнительно укажем код ОКПД2, то такая закупка мимо нас точно не пройдет.

Раздел “Участник закупки” для поиска актуальных закупок нам не нужен. Оставляем его пустым.

Раздел “Идентификационный код закупки (ИКЗ)” также редко используется при поиске актуальных закупок. Поэтому мы его также не заполняем. Подробнее про ИКЗ написано в этой статье.

Раздел с “Дополнительной информацией” тоже оставляем пустым.

Раздел “Лекарственные препараты” необходим лишь тем участникам, которые занимаются поставкой данной продукции. А поскольку в нашем примере мы выполняем поиск закупок на поставку мяса, то этот раздел мы также не заполняем. И последний раздел “Поиск в прикрепленных файлах”. Здесь мы также указываем наше ключевое слово — “мясо”, чтобы система нашла закупки, где данное ключевое слово есть и в прикрепленных на сайте документах. После этого мы нажимаем на кнопку “Применить”, чтобы выполнить поиск по настроенному нами поисковому фильтру. Либо можем нажать по кнопке “Сохранить параметры”, чтобы сохранить данный поисковый фильтр.

После того, как мы нажали по кнопке “Применить”, система отобразит найденные закупки, соответствующие заданным нами поисковым параметрам.

Теперь вы можете открыть найденные закупки, скачать исходную документацию и ознакомиться с условиями участия.

Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе

  • 0,5% — 1% при НМЦК – 1 млн. руб. – 20 млн. руб.;
  • 0,5% — 5% при НМЦК более 20 млн. руб.;
  • не более 2%, если участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы либо организация инвалидов, при НМЦК более 20 млн. руб.

Способ блокирования денег применяется, только при наличии на спецсчете незаблокированных средств. Обеспечение заявки можно также внести путем банковской гарантии, согласно ч.29 ст.44-ФЗ.

Участник дает согласие на блокирование необходимой суммы путем подачи заявки на участие в закупке. При этом в случае наличия в реестрах банковских гарантий, согласно ст.45 44-ФЗ, сведения о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения заявки на участие, блокирование денежных средств не осуществляется.

Оператор ЭТП направляет в банк информацию об участнике и сумме обеспечения заявки в течение 1 часа с даты и времени окончания срока подачи заявок, кроме случаев предусмотренных ст.45 44-ФЗ. Банк в течение 1 часа с момента получения информации производит блокирование денежных средств на специальном счете участника в размере обеспечения заявки. При этом блокирование не происходит в случае отсутствия на спецсчете незаблокированных денежных средств в размере обеспечения заявки.

Кто может принимать участие в закупках, а кто нет?

Наравне с организациями и предпринимателями имеют право участвовать в закупках физические лица.Они нужны заказчикам в большинстве случаев, если торги проводятся по получению услуг гидов, переводчиков и т.п. Физическому лицу, как и всем участникам, необходимо зарегистрироваться на сайте ЕИС и получить автоматическую аккредитацию на электронных торговых площадках. Из документов они предоставляют только копии всех страниц паспорта и ИНН.

Заказчику, который заключает контракт с физическим лицом, необходимо помнить

  1. Он должен выполнить по отношению к физлицу роль налогового агента, то есть рассчитать, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ. При этом в договоре отмечается, что поставщик получит сумму, уменьшенную на величину налога.
  2. При закупке услуг физического лица не указывается, что закупка предназначается для СМП, т.к. физлица не относятся к субъектам бизнеса и  СМП.

Самим гражданам, которые хотят участвовать в торгах, следует помнить названные обстоятельства. Также необходимо учесть:

На серьезные денежные закупки в физические лица рассчитывать не могут. Нужно зарегистрироваться в качестве самозанятого или ИП. 

Сумма договора указывается до налогообложения. То есть за выполненную работу физлицо получит сумму на 13% меньше указанной.

Гораздо больше контрактов можно выполнять в статусе индивидуального предпринимателя или самозанятогот.к. они относятся к субъектам бизнеса.

Для регистрации в ЕИС потребуется меньший пакет документов, если сравнивать с юридическими лицами.

Индивидуальные предприниматели не могут участвовать в торгах, проводимых в рамках гособоронзаказа (п.3 ст.3 275-ФЗ). Но преимуществом для ИП является участие в тендерах для субъектов малого предпринимательства (СМП), к которым они относятся. Государство проводит для них очень много торгов.

Определенные риски у ИП тоже есть. В случае возникновения долгов, они могут потерять все свое имущество.

Большинствоисполнителей относятся именно к категории «коммерческая организация».Такие участники также могут участвовать в процедуре закупок.

Особенностью является организация бизнеса и размер компании

  1. Малые учреждения должны помнить о преимуществах для СМП и СОНКО.
  2. Относительно НДС для организаций на УСН действуютте же условия, что и для ИП.
  3. В Реестр недобросовестных поставщиков вносятся данные не только о самой компании, но и о ее учредителях

Следующая категория участников — бюджетная организация.Для них есть следующие нюансы:

  1. Казенные учреждения освобождены от уплаты обеспечения контракта.
  2. Учреждения уголовно-исполнительной системыпользуются преимуществами – могут повысить сумму выигранного контракта на 15%, не превышая при этом НМЦК.

В теории участвовать в закупках могут иностранные лица, но на практике не все так просто. В отношении них применяется национальный режими многие процедуры им недоступны.

Есть особенности при аккредитации иностранцев в ЕИС – им нужно предоставлять заверенный перевод документов иностранного лица.

Заказчики устанавливают требования в отношении исполнителей в закупочной документации, извещении (касается участников, допущенных к торгам).

Если организация поставщика относится к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО), к ним предъявляются особые требования. Они должны подтвердить принадлежность к данным категориям участников на электронной торговой площадке с помощью ее программно-аппаратных средств.

Если торги проводятся с учетом национального режима, то следует обратить внимание на условие и ограничение допуска, а также его запрет. Национальному режиму мы посвятили отдельную статью, с которой вы можете ознакомиться здесь —национальный режим в госзакупках

Некоторые виды деятельности требуют лицензирования (например, поставка лекарственных средств).

Кто не может участвовать в закупках?

Во-первых, организация, которая разрабатывала закупочную документацию для заказчика, не имеет права участвовать в торгах. Это делается с целью недопущения конфликта интересов.

Во-вторых, к торгам не будет допущена организация, сведения о которой занесены в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Эти данные отражаются в Единой информационной системе (ЕИС). В РНП организация вносится сроком на 2 года с момента включения в реестр.

Закупка: что это такое?

Компании, которые полностью либо частично являются государственными, организуют проведение конкурсов на закупку товаров (услуг, работ). Закупки есть практически в любой сфере и в любом из регионов. Деньги на них закладываются в бюджет, а для СМП действуют квоты. Это неплохая возможность по расширению бизнеса.

Заказчик проводит размещение закупок различными способами: все зависит от метода отбора поставщика. К числу наиболее популярных способов можно отнести конкурс, электронный аукцион и запрос котировок. Закупка является одной из форм размещения заказа, связанного с поставкой товаров (услуг). Заказчик проводит ее при помощи конкурентных либо неконкурентных методов отбора поставщиков.

В зависимости от категории заказчика, закупки делятся на три группы.

Государственные закупки по Закону № 44, проводимые муниципальными и государственными организациями. Заказчиком публикуется план закупок, который позволяет поставщику заранее планировать свою деятельность. После того как опубликовано извещение о закупке либо заказчиком отправлено приглашение к участию, поставщиком подается заявка. Победитель определяется заказчиком. После исполнения всех обязательств и перечисления заказчиком денежных средств поставщику закупка считается завершенной.

Государственные закупки по Закону №223, которые проводят:

  • естественные монополии, включая РЖД, нефтяные и газовые компании;
  • компании с долей госучастия от 50 процентов, их «дочки», «внучки»;
  • организации, виды деятельности которых регулируются (например, водоснабжение, энергетика);
  • бюджетные организации, осуществляющие закупки за счет собственных денег, грантов и средств субподряда.

Процесс проведения таких закупок аналогичен закупкам, проводимым по Закону № 44, однако каждая организация может определять собственные методы отбора, устанавливать сроки, а также выбирать способ проведения закупок.

Коммерческие закупки проводят коммерческие организации. Правила их проведения, а также требования к поставкам определяются заказчиками самостоятельно.

Аукционы и конкурсы проводят в соответствии с ГК РФ. Начинать участвовать в государственных закупках проще по Закону № 44: государственными организациями чаще проводятся конкурентные процедуры, к числу которых относятся конкурсы, аукционы, запросы котировок.

В соответствии с Законом № 223, большая часть закупок проводится у единственного поставщика, то есть закупка осуществляется у подрядчика, выбранного заказчиком самостоятельно. Количество подобных закупок уменьшается: в 2014 г. – 48,2%, в 2015 г. – 40,4%.

Закрытый аукцион по 44-ФЗ: определение и особенности закупочной процедуры

Закрытый аукцион — закрытый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем такого аукциона признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Процедура проведения закрытого аукциона (сокращённо ЗА) регламентируется статьями 86-91 44-ФЗ.

Главной особенностью данной процедуры является то, что она используется для проведения закупок:

товаров (работ, услуг), сведения о которых составляют государственную тайну (Примечание: Согласно ст.2 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 “О государственной тайне” государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации);

услуг связанных со страхованием, транспортировкой и охраной различных ценностей, музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;

услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Документация о закрытом аукционе, любые изменения, внесенные в документацию, а также разъяснения документации не подлежат опубликованию в СМИ и размещению в единой информационной системе (ЕИС).

При проведении ЗА не разрешается производить аудио- и видеозапись. Категорически запрещено использование электронных документов.

Получить аукционную документацию, а также принять участие в ЗА могут далеко не все участники, а только те участники, которые имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а также соответствуют требованиям Заказчика (либо были им приглашены).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector