Статья 175. порядок обращения с ходатайством и направления представления об освобождении от отбывания наказания или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания

Комментарий к Ст. 33 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. Данный вид наказания состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. В качестве основного наказания оно назначается на срок от одного до пяти лет, в качестве дополнительного — от шести месяцев до трех лет.

2. Назначенное в качестве основного или дополнительного наказания к штрафу, обязательным или исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении, оно осуществляется УИИ по месту жительства осужденного.

3. Назначенное в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы наказание исполняется учреждениями и органами, исполняющими основные виды наказания, а после отбывания основного вида наказания — УИИ по месту жительства осужденных. Причем оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказания, но при этом их срок исчисляется с момента их отбытия.

4. В УИИ ведут учет осужденных, контролируют соблюдение осужденными указанного запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, проверяют исполнение приговора администрацией учреждений, организуют проведение с осужденными воспитательной работы.

5. Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания осужденный, не может привлекать его к работам, выполнение которых ему запрещено.

6. Администрация организации, в которой работает осужденный, обязана:

— не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения УИИ освободить осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью;

— представлять по требованию УИИ документы, связанные с исполнением наказания;

— в случае изменения или прекращения трудового договора с осужденным в трехдневный срок сообщить об этом в УИИ;

— в случае увольнения из организации осужденного внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься.

7. Требование приговора о лишении права заниматься определенной деятельностью обязательно для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью. Указанные органы не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения УИИ обязаны аннулировать разрешение на занятие деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в УИИ.

8. Неисполнение приговора суда со стороны представителей власти, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, служащих государственных и муниципальных учреждений, коммерческих и иных организаций может выражаться:

— в неувольнении осужденного с должности, занимать которую ему запрещено;

— фактическом возложении на осужденного обязанности по запрещенной должности;

— отказе от выполнения предписаний приговора об аннулировании разрешения на занятие запрещенным видом деятельности.

9. В ст. 315 УК РФ предусматривается ответственность указанных лиц за злостное неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта. Неисполнение приговора суда следует считать злостным, если оно продолжалось после письменного представления УИИ.

10. Ответственность осужденных, нарушающих предписание приговора, в настоящее время законом не установлена. Единственным негативным правовым последствием для них является невключение периода занятия запрещенной деятельностью в срок наказания.

Статья 97 УИК РФ. Выезды осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений

  1. Осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений:
    а) краткосрочные продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье), а также для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения;
    б) длительные на время ежегодного оплачиваемого отпуска, а осужденным, указанным в части второй статьи 103 настоящего Кодекса, или осужденным, не обеспеченным работой по не зависящим от них причинам, на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска.
  2. Осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний, может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительных учреждений для устройства детей у родственников либо в детском доме на срок до пятнадцати суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, а осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительной колонии, — один краткосрочный выезд в год для свидания с ними на тот же срок.
  3. Выезды по основаниям, указанным в частях первой и второй настоящей статьи, не разрешаются осужденным при особо опасном рецидиве преступлений; осужденным, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; осужденным к пожизненному лишению свободы; осужденным, больным открытой формой туберкулеза; осужденным, не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; ВИЧ-инфицированным осужденным, а также в случаях проведения противоэпидемических мероприятий.
  4. Осужденным, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы и нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе, а также несовершеннолетним осужденным выезд за пределы исправительного учреждения разрешается в сопровождении родственника или иного сопровождающего лица.
  5. Заявление осужденного о предоставлении ему краткосрочного выезда за пределы исправительного учреждения в связи с исключительными личными обстоятельствами должно быть рассмотрено в течение суток.
  6. Разрешение на выезд за пределы исправительного учреждения дается начальником исправительного учреждения с учетом характера и тяжести совершенного преступления, отбытого срока, личности и поведения осужденного.
  7. Время, в течение которого осужденному разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, засчитывается в срок отбывания наказания.
  8. Расходы осужденного в связи с выездом за пределы исправительного учреждения оплачиваются им из собственных средств либо иными лицами. За время нахождения осужденного за пределами исправительного учреждения во время краткосрочного выезда заработная плата ему не начисляется.
  9. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, затрудняющих обратный выезд осужденного в установленный срок, по постановлению начальника органа внутренних дел по месту пребывания осужденного срок возвращения в исправительное учреждение может быть продлен до пяти суток с обязательным срочным уведомлением об этом администрации исправительного учреждения.
  10. Порядок разрешения осужденным выездов за пределы мест лишения свободы определяется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
  11. При уклонении осужденного от возвращения в установленный срок в исправительное учреждение он подлежит задержанию органом внутренних дел по месту пребывания осужденного с санкции прокурора на срок не более 30 суток для решения вопроса о направлении его к месту отбывания наказания под конвоем или привлечении к уголовной ответственности.
  12. Выезд осужденных на территорию другого государства разрешается в порядке и в случаях, предусмотренных соглашениями с соответствующими государствами.

Комментарий к Ст. 78 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. Изменение вида исправительного учреждения является частью прогрессивной системы исполнения наказания в виде лишения свободы и имеет своей целью стимулирование правопослушного поведения осужденного и исправление его личности.

2. Часть 1 комментируемой статьи 78 УИК РФ предусматривает возможность изменения вида исправительного учреждения в зависимости от поведения и отношения к труду осужденного, что должно стимулировать стремление к исправлению.

3. Основными критериями отнесения осужденного к категории положительно характеризующихся осужденных являются:

— правопослушное поведение, заключающееся в соблюдении режима содержания;

— положительное реагирование на применяемые к осужденному исправительные меры.

4. В качестве положительного отношения к мерам исправительного воздействия следует назвать активное участие в проводимых воспитательных мероприятиях, участие в самодеятельных организациях осужденных, добросовестное отношение к труду.

5. Изменение вида исправительного учреждения может выступать в качестве поощрения осужденного в его стремлении к исправлению или являться мерой противодействия, мерой сдерживания негативного поведения.

6. В целях стимулирования правопослушного поведения положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания из тюрьмы в исправительную колонию — по отбытии в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда.

7. Перевод из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима предусмотрен по отбытии 1/2 срока наказания.

Из исправительной колонии общего и строгого видов режима осужденные могут быть переведены в колонию-поселение — по отбытии не менее 1/3 срока наказания, а осужденные за совершение особо тяжких преступлений или ранее условно досрочно освободившиеся и совершившие новые преступления — не менее 2/3 срока наказания. Однако ч. 3 статьи 78 УИК РФ определяет круг осужденных, которые не подлежат переводу в колонию-поселение. Здесь учитывается общественная опасность личности осужденного.

8. Закон выделяет следующие категории осужденных, которые не подлежат переводу в колонию-поселение:

1) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;

2) осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;

3) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;

4) осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;

5) осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.

9. Вопрос о переводе в колонию-поселение осужденных, больных алкоголизмом и наркоманией, венерическими заболеваниями, может быть решен только при наличии медицинского заключения о завершении полного курса соответствующего лечения и наличии постановления суда о прекращении принудительного лечения.

10. Согласно статье 78 УИК России, осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в колонии-поселении, могут быть переведены в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом, или в исправительную колонию общего режима, если они были направлены в колонию-поселение по приговору суда.

11. Осужденные мужчины, являющиеся злостными нарушителями режима, могут быть переведены из исправительных колоний общего и строго режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с последующим отбыванием оставшейся части срока наказания в исправительной колонии того вида режима, который им был определен ранее.

12. Изменение вида исправительного учреждения существенно изменяет правовой статус осужденного. Администрация исправительного учреждения направляет в суд представление, где подробно излагает мотивы перевода осужденного.

13. Объем кары в данном случае может существенно изменяться, в силу этого изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом. Осужденный в установленном порядке имеет право обжаловать решение суда.

Основные обязанности кодекса

Главной идей, которой пронизано всё уголовно-исполнительное законодательство,
является исправление лиц, преступивших черту закона, и предотвращение новых нарушений
как осуждёнными, так и другими лицами, что определено в части 1 статьи
1 уголовно-исполнительного кодекса РФ.

В отличие от кодекса, действовавшего в советском союзе, современный документ несколько
отличается. Основная задача, благодаря новому УИК, стала достигаться на этапе назначения меры
пресечения, когда учитывая картину опасности преступления и психологический характер личности,
рассматривается вопрос о виде карательной меры, количестве срока либо об использовании гуманного
акта.

Важно. Основной целью системы в отрасли
законодательства является полное исправление личности, совершившей преступление

В доктрине
уголовного права главное место занимает мнение: если человек после карательной меры не
перешагивает линию закона, то задача УИК считается достигнутой.

Достижение этой задачи всегда разное, потому что методы исправления для каждого лица, получившего
приговор, всегда индивидуальные. Главное – добиться совершенствования
морально-нравственного строя индивидуума, сформировать в нём социально полезные
взгляды.

Цели УИК достигаются путем решения конкретных задач. В части 2 статьи
1 трактуются основные:

  1. осуществление порядка и условий исполнения и отбывания приговора: она является главной в
    уголовно-исполнительном законодательстве. В главах особенной части прописано как о порядке
    исполнения, так и порядке отбывания отдельных видов уголовного наказания. Порядок исполнения
    предписан учреждению, который его реализует, порядок отбывания – привлеченному лицу, который
    его отбывает.
  2. назначение средств позволяет хорошо ориентироваться участникам правоотношений
    правоприменительной деятельности, совершенствовать моральные нормы приговоренных.
  3. оказание психологической и социальной поддержки в социальной адаптации лиц, лишенных свободы
    – эти нормы призваны позитивно воздействовать на осуждённого и формировать в нём навыки и
    умения, которые понадобятся ему в обществе после возвращения из его вынужденной изоляции.
    Получение профессии поможет ему после срока отбывания устроиться на работу, для этого в
    колониях есть промышленная зона, где осуждённый может приобрести определенные навыки,
    которые могут понадобиться ему после освобождения.
  4. охрана прав и интересов осужденных – выработаны и закреплены в законодательстве правовые
    нормы, посредством которых производится охрана прав лиц, отбывающих наказание. В конституции
    РФ выработан механизм, благодаря которому ведется контроль за жизнедеятельностью колоний и
    жизнью людей, отбывающих там наказание.
  5. надзор за тем, чтобы в сторону осужденных администрация не применяла действия
    насильственного характера – выработаны специальные нормы, которые позволяют вести контроль
    за учреждениями, призванными реализовывать исправление осужденных. Например, специальные
    ведомства организуют комиссии, которые осуществляют проверку мест изоляции осужденных.

Таким образом, старый УИК был доработан и усовершенствован в новый, что
облегчило задачу в достижении главной цели для государства – уменьшить преступность в стране,
добиться для лиц, которые отбывают наказание более гуманных условий со стороны администрации,
укрепить в них позитивный настрой, усовершенствовать в них морально-нравственное воспитание, что
способствовало бы их перевоспитанию.

Так же вести за ведомствами, осуществляющими исполнение наказания, контроль, чтобы сами учреждения не несли опасности для тех, кто в них отбывает наказание. Под опасностью
кроется такое понимание как пытки, избиения, ущемления в правах, не соблюдение интересов
осужденных, что в итоге является не соблюдением интересов самого государства, целями и
задачами которого является постройка правового общества.

Комментарий к Ст. 104 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. В соответствии с комментируемой статьей продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о труде.

2. По трудовому законодательству предусматривается сокращенный рабочий день, неполный рабочий день и неполная рабочая неделя, время работы в ночное время и сверхурочные работы.

Неполный рабочий день устанавливается медицинской комиссией исправительного учреждения для осужденных, которые привлекаются к труду с их согласия, а также для беременных женщин, женщин, имеющих детей до восьми лет. Если осужденные работают в ночное время, то продолжительность рабочего времени сокращается на один час, кроме осужденных, для которых уже предусмотрено сокращение рабочего времени, например для работающих на производстве с вредными условиями труда.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи допускается суммированный учет рабочего времени с учетом характера работ, выполняемых осужденными, содержащимися в исправительных колониях и тюрьмах.

3. Важным является то, что время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам календарного года.

При систематическом уклонении осужденных от выполнения работы соответствующий период времени исключается по решению администрации исправительного учреждения из их общего трудового стажа. Решение администрации исправительного учреждения можно обжаловать в суде.

4. Кроме этого, работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней — для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях и 12 рабочих дней — для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях. Указанные отпуска предоставляются с выездом или без выезда за пределы исправительного учреждения в соответствии со ст. 97 УИК РФ.

Время содержания осужденных в ПКТ и одиночной камере в срок, необходимый для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, не засчитывается.

Продолжительность оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним осужденным — до 24 рабочих дней в следующих случаях:

1) при перевыполнении нормы выработки или образцовом выполнении установленных заданий на тяжелых работах;

2) на работах с вредными или опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

3) работающим по своему желанию осужденным, являющимся инвалидами I или II группы, осужденным мужчинам старше 60 лет и осужденным женщинам старше 55 лет.

Другой комментарий к статье 60 УИК РФ

1. Надзор за отбывающими ограничение свободы — это система мер, направленных на обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания в исправительном центре и за его пределами путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы, предупреждения и пресечения их противоправных действий, обеспечения безопасности осужденных, персонала и иных лиц.

Надзор осуществляется в форме наблюдения и контроля. Наблюдение заключается в проведении мероприятий, состоящих в изучении поведения осужденного без активного вмешательства в его действия. Под контролем понимается процесс оказания определенного воздействия на личность осужденного с целью организации его деятельности в рамках установленных правил.

Осуществление надзора за осужденными к ограничению свободы является обязанностью всех работников исправительного центра, хотя ч. 1 ст. 54 УИК РФ и ч. 1 комментируемой статьи он возложен на администрацию центра (см. комментарий к ст. 54 УИК РФ). В пределах своей компетенции администрация организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы, контролирует соблюдение ими трудовой дисциплины, исполнение трудовых обязанностей (ст. ст. 189, 192 ТК РФ), а также обеспечивает надзор за их поведением в рабочее время совместно с представителями администрации исправительного центра.

Помощь администрации исправительного центра в осуществлении надзора за осужденными оказывают сотрудники органов внутренних дел (участковые уполномоченные, работники патрульно-постовой службы, муниципальной милиции, криминальной милиции, паспортно-визовой службы и др.), на территории обслуживания которых расположен исправительный центр.

В надзоре за поведением осужденных могут принимать участие трудовые коллективы, представители общественных организаций и формирований.

Определяя содержание наказания в виде ограничения свободы, ч. 1 ст. 53 УК РФ одним из его необходимых элементов определяет надзор. Комментируемая статья уточняет, что надзор за осужденными должен осуществляться по месту жительства, по месту работы, а также во внерабочее время. Иными словами, вся жизнь осужденного к ограничению свободы должна быть под надзором — и в дневное, и в ночное, и в рабочее, и в нерабочее время, в праздничные и выходные дни, во время краткосрочного выезда и во время отпуска и т.д. Такой постоянный и всеобщий контроль осуществляется в местах проживания осужденных, по месту работы, на маршруте движения от исправительного центра до работы и обратно, на предприятиях и объектах коммунально-бытового назначения, в местах проведения краткосрочного выезда и отпуска и т.д.

Не должны оставаться без контроля и осужденные, которым разрешено проживать с семьей на арендованной или собственной жилой площади.

Закрепленные в п. п. «а», «б», «в», «г», «е» ч. 3 ст. 50 УИК РФ обязанности призваны облегчить осуществление надзора за осужденными к ограничению свободы. Это и обязанность работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра, и обязанность постоянно находиться в пределах исправительного центра и др. (см. комментарий к ст. 50 УИК РФ).

Не противоречащие законодательству обязанности могут закрепляться и в нормативных актах, регламентирующих порядок отбывания ограничения свободы (Правила внутреннего распорядка исправительных центров, Инструкция о надзоре за осужденными, отбывающими наказание в исправительных центрах, и др.).

2. В качестве меры предупреждения нарушений установленного порядка отбывания ограничения свободы в ч. 2 комментируемой статьи закрепляется возможность водворения осужденного к ограничению свободы в дисциплинарный изолятор до решения вопроса о применении к нему мер взыскания на срок не более чем 24 часа.

Эта мера применяется при нарушении осужденным общественного порядка (например, при совершении мелкого хулиганства — ст. 20.1 КоАП РФ, при распитии пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах — ст. 20.20 КоАП РФ и проч.). Она является мерой пресечения и не препятствует применению впоследствии соответствующих мер взыскания, предусмотренных ч. 2 ст. 58 УИК РФ (см. комментарий к указанной статье).

Структура документа

Данный кодекс подразделён на две части: общую и особенную,
при этом вторая занимает значительно больше места.

Общая часть

Общая
часть , состоящая из 1 раздела, 3 глав, 25 статей, определяет функции данной
отрасли и принципы. Ниже дадим краткую характеристику каждой главе.

Первая
глава состоит из 9 статей, в которых формулируются цели, задачи, принципы документов,
определяющих работу системы исполнения наказания, также даётся их структура и соотношение с
международным правом.

Во второй главе в 6 статьях приводится
перечень обязанностей и прав приговорённых лиц, а также прописаны гарантии со стороны
государства, включающие обеспечение индивидуальной безопасности, свободы совести, реализацию
осуществления религиозных культов, возможность обращений (в письменном и устном виде) осуждённых
к администрации, в прокуратуру и другие ведомства.

В третьей
главе в 10 статьях даётся полный обзор организаций, приводящих приговор суда в
исполнение, начиная от штрафа и заканчивая лишением свободы до конца жизни, а также прописано
какие государственные и общественные структуры могут осуществлять надзор за деятельностью
органов исполнительной системы и как это происходит. Главным в этой главе является то, чтобы
ведомства, реализующие наказания, чётко соблюдали свои инструкции и были гуманными к лицам,
подверженным к приговору суда.

Особенная часть

Особенная
часть посвящёна правилам реализации уголовных наказаний и принципам
порядка. Она намного больше общей и включает в себя 7 разделов, 22 главы, 179
статей, в которых описаны различные меры пресечения для лиц, подвергшихся судебному приговору.
Чему посвящён каждый раздел, рассмотрим далее.

Во втором разделе рассматриваются меры пресечения, которые не лишают реальной свободы. К
таковым относятся: денежные взыскания (штрафы), обязательные, исправительные и принудительные
работы, снятие с конкретной должности и лишение званий, чинов, наград, а также ограничения
возможности передвижения.

Внимание! В этой редакции документа утратили силу почти все статьи из глав и , а также статья
41 из главы
7.

Раздел три говорит об аресте
и о том, что с ним связано (меры, порядок, условия).

В четвёртом разделе описывается, как происходит реализация мер пресечения в виде изоляции от общества: места
пребывания осуждённого в момент изоляции от социума и виды учреждений, порядок отбывания,
работа, профессиональное образование, медицинское обеспечение, принципы наказаний в колониях
разных режимов, в том числе и в воспитательных, система поощрений и штрафов, психологическая
поддержка при адаптации.

Пятый
раздел посвящён тому, какие виды наказаний могут быть применены к военнослужащим,
нарушившим закон, а также, как, где и в каких условиях они реализуются, какие могут быть
стимулирующие меры.

Шестой
раздел описывает, в каких случаях возможно досрочное освобождение лиц или смягчение
приговора, а также какую могут получить помощь люди, отбывшие наказание, при устройстве на
работу, кроме того прописаны меры помощи в бытовой и социальной сфере, и методы контроля за
освободившимися лицами.

В седьмом разделе говорится о смертной казни – порядок её реализации, а также какие общие и правовые положения
лежат в основе этой меры пресечения.

Восьмой, завершающий раздел, посвящён лицам, осуждённым условно – в нём говорится о принципах проведения контроля за ними:
определяется ведомство исполняющее наблюдение и методы, которые оно может использовать, порядок,
по которому исчисляется срок, ответственность осужденных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector