Как изменилась система егэ почти за 20 лет
Содержание:
- 2004–2008: первые изменения
- С какого года ЕГЭ по истории может стать обязательным
- Поборы в школе
- Порядок проведения ЕГЭ
- Почему ввели ЕГЭ
- В каких вузах ввели данное новшество?
- Что думают педагоги
- Обязательные предметы для сдачи ЕГЭ
- Выплата пособий на детей будет проконтролирована Мишустиным
- Рособрнадзор об отмене ЕГЭ
- Великий и ужасный!
- 4 подхода, как выбрать предметы ЕГЭ
- Кто организует ЕГЭ?
- Как учатся в университете те, кто поступил по ЕГЭ
2004–2008: первые изменения
Эксперимент прошел успешно, и в Министерстве образования задумались над тем, чтобы сделать ЕГЭ повсеместным и обязательным. Однако экзамен критиковали школьники, родители и учителя. Они утверждали, что тестирование не дает объективной оценки знаний и представляет колоссальную сложность для выпускников. Они подвергались двойной нагрузке: необходимо было сдавать и выпускные, и вступительные испытания. Тогда предложили совместить два экзамена и увеличить количество вузов, в которые абитуриент мог поступить с результатами ЕГЭ. В 2006 году продолжала действовать система «+1», благодаря которой ни один выпускник не оставался без аттестата, даже если сдавал экзамен неудачно.
Алина, 31 год, сдавала ЕГЭ в 2006 году: «Четыре минуты длился мой экзамен по математике. Я просто натыкала ответы наугад, так как знала, что ничего не решу, а тройка была обеспечена, и меня это устраивало».
В ходе дальнейших изменений обладатели медалей лишились льгот при поступлении и должны были сдавать ЕГЭ на равных условиях с остальными выпускниками. Кроме того, увеличили число олимпиад, по итогам которых абитуриента с минимальными баллами могли принять в вуз. В 2008 году участниками ЕГЭ стали свыше миллиона человек в 70 регионах страны, а прием на основании результатов экзамена вели 1650 вузов.
С какого года ЕГЭ по истории может стать обязательным
О скором введении обязательного ЕГЭ по истории в России много говорилось в мае 2017 года. Тогда министр образования и науки Ольга Васильева заявила о том, что уже в 2020 году история как школьная дисциплина приобретет статус одного из важнейших школьных предметов, а выпускники начнут сдавать ЕГЭ по истории в обязательном порядке.
До 2020 года осталось совсем немного. Фактически, если бы слова Васильевой стали реальностью, готовиться к обязательному экзамену по истории нужно было бы сегодняшним десятиклассникам.
Однако на днях, 29 октября 2018 года та же Ольга Васильева, чья должность теперь называется министр просвещения, рассказала об отсрочке с повышением статуса ЕГЭ по истории.
Дело в том, что в 2022 году обязательным экзаменом однозначно должен будет стать экзамен по иностранным языкам. Вводить сразу два обязательных экзамена помимо русского языка и математики — значит шокировать и выпускников, и их родителей, и преподавателей. До 2022 года статус истории как школьного предмета повысить не успевают, поэтому решение отсрочено.
Из слов министра Васильевой следует — ЕГЭ по истории станет (если станет вообще) обязательным экзаменом не раньше 2023-2024 года. Переживать на этот счет нужно разве что родителям сегодняшних пяти- и шестиклассников.
Фото: minsvyaz.ru
Поборы в школе
— Кстати, о поборах. Ни для кого не секрет, что они запрещены, но все равно требуются средства на классные нужды. Этим обычно занимаются родительские комитеты. С этим как быть?
— С поборами, на самом деле, вопрос сложный. У меня четверо детей, и я честно скажу, чтобы в обыкновенной общеобразовательной школе у нас кто-то вымогал средства, такого никогда не было. Да, периодически собирают на ремонт. Те родители, которые считают нужным — скидываются. Родители, которые не хотят или не могут, не сдают деньги. Я не слышала, чтобы к детям по этой причине учителя стали хуже относиться.
Насколько мне известно, обсуждение всех этих материальных нужд происходит в отсутствие педагога. Но мне хотелось бы высказаться в поддержку учителей: настолько их затравили, что они уже вообще всего боятся.
Чтобы принять решение пойти в школу работать учителем, нужно быть сподвижником и святым человеком. Во-первых, у учителей и в начальной школе, и в средней, и в высшей школе увеличилось количество отчетов. Они целыми днями пишут, пишут и пишут.
Кроме того, нужно проверить тетради, готовиться к урокам, приходить к детям в хорошем настроении. При том, что дети зачастую настроены так, что учитель чуть ли не ботинки им должен начищать.
— Оказывать, так сказать, услуги.
— Оказывать услуги, да. Рыба гниет с головы — я считаю, что одной из главных задач нашего общества является кардинальное изменение отношения к учителю. В советское время все девочки хотели быть учительницами, потому что учитель был на пьедестале, а сегодня этого нет. Педагога оскорбляют, а он не может ответить, потому что его просто дисквалифицируют как несоответствующего педагогическому статусу. Это недопустимо.
— Один из наших экспертов рассказал, что планируется разделить младшую, среднюю и старшую школу, объединить их по территориальному признаку. То есть одна школа будет только младшая, вторая — только средняя, а третья — старшая.
— Как на Западе.
— Неужели это правильно? Для нас, когда мы учились, школа была вторым домом. Это делается специально, чтобы разрушить чувство коллективизма, которое присуще русской ментальности?
— Номинально это все делается для оптимизации, с целью улучшения функционала. А если смотреть глубже, то это, конечно же, рассчитано на атомизацию нашего общества. Разделение по возрастным категориям школ, территориально в том числе. Очень удобно управлять отдельными индивидуумами, которые к тому же очень внушаемы.
Каждый из таких людей, живя обособленно, купит большее количество товаров, воспользуется большим количеством услуг, потому что у него больше свободных денег, свободного времени. Наша исконная российская соборность, которой мы жили испокон веков, является препоной для внедрения этой атомизации. Поэтому нас пытаются ослабить то с одной стороны, то с другой.
Ювенальную юстицию планировали внедрить — наше родительское сообщество встало на дыбы, было собрано 250 тысяч подписей. Даже Владимир Путин пришел в Кремль на собрание родительской общественности и пообещал, что ювенальной юстиции у нас не будет.
На какое-то время это было приостановлено, но, к сожалению, мы сейчас видим, что печальные опасные тенденции опять стали прорастать, и нам снова приходится с этим бороться. Печально, но что делать: это наши дети и наша страна.
Порядок проведения ЕГЭ
С собой на экзамен нужно обязательно принести паспорт. Все личные вещи, кроме черной гелевой ручки для заполнения бланков и паспорта, сдающие оставляют за пределами аудитории. Для сдачи некоторый предметов нужно принести линейку, карандаш или непрограммируемый калькулятор.
С каждым годом условия сдачи экзамена становятся все более жесткими, а варианты ЕГЭ усложняются, что связано с сокращением бюджетных мест в вузах.
Воспользоваться какими-либо электронными устройствами невозможно: все сдающие проходят контроль металлоискателем. Даже если шпаргалкой ученик не воспользовался, но организаторы заметили ее, результаты экзамена аннулируются. Попытка списывания может обернуться пересдачей через год.
На выполнение КИМ отводится определенное время, которое зависит от конкретного предмета. В этот промежуток входит как выполнение заданий, так и перенос их в специальные бланки. Черновики эксперты не проверяют. Через отведенный промежуток времени бланк у выпускника забирает организатор.
От привычного регулярного контроля знаний экзамен отличается тем, что сдающие выполняют задания под онлайн-видеонаблюдением. Это решение было предпринято для справедливой оценки знаний каждого ученика.
Не стоит обращать на камеры внимание во время экзамена, это только вызовет лишнее беспокойство. Для тех, кто самостоятельно и честно выполняет задания, наблюдение не страшно
Кроме всего перечисленного, при наличии медицинской справки можно пронести в аудиторию препараты или еду.
Почему ввели ЕГЭ
Из-за обилия методов обучения и школьных пособий усложнилась проверка знаний. Поэтому нужно было разработать единую систему тестирования и обеспечить одинаковый уровень базовых знаний, с которыми выпускники покидают школу.
Еще одна важная причина введения ЕГЭ, как мы уже упомянули, состоит в противодействии коррупции. Раньше, при традиционном экзамене, результат зависел от преподавателя, что способствовало росту числа взяток. Ведь каждый выпускник желал получить высший балл в аттестате. Результаты ЕГЭ оценивает не преподаватель, а машина, которую невозможно подкупить.
В каких вузах ввели данное новшество?
Мы выбрали 10 престижных вузов из разных регионов России. Несмотря на то, что нововведения только вступили в силу, многие вузы уже поддержали их.
- : пока что по выбору абитуриента только физика, математика и информационные технологии на 5 направлениях (Математика, совместный бакалавриат НИУ ВШЭ и Центра педагогического мастерства, Химия, Клеточная и молекулярная биотехнология, Информационная безопасность).
- РГГУ: здесь на выбор предоставляется иностранный язык/ обществознание, на направлении 51.03.04 — Музеология и охрана объектов культурного наследия.
- НИЯУ МИФИ: здесь выбор между физикой/ информатикой или между обществознанием/ информатикой (направления: Прикладная математика и информатика, Информатика и вычислительная техника, Программная инженерия, Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения, Информационная безопасность, Информационно-аналитические системы безопасности, Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере, Системный анализ и управление, Бизнес-информатика, Строительство, Информационные системы и технологии, Теплоэнергетика и теплотехника, Электроэнергетика и электротехника, Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг, машиностроение, автоматизация технологического процесса и производств).
- УрФУ: этот университет предоставляет больше опций для выбора, среди которых кроме физики и ИКТ еще биология, химия, математика, обществознание, иностранный язык, история, литература. К примеру, возможность выбора между физикой/ информатикой и ИКТ есть на многих направлениях.
- МИСиС: выбор меньше, чем в УрФУ. Среди предметов по выбору —физика/ информатика и ИКТ/ химия или обществознание/ информатика и ИКТ (направления: Лингвистика, Материаловедение и технологии материалов, Прикладная математика, Информатика и вычислительная техника, Бизнес-информатика, Горное дело, Технологические машины и оборудование, Экономика и управление, Управление персоналом, Менеджмент).
- Финансовый университет при правительстве РФ: этот вуз дает больше возможностей выбора, в том числе между математикой/ историей/ иностранным языком/ информатикой и ИКТ (направления: Экономика, Менеджмент, Управление персоналом, Государственное и муниципальное управление, Социология, Юриспруденция, Политология, Реклама и связи с общественностью, Туризм, Бизнес-информатика, Прикладная математика и информатика, Прикладная информатика, Информационная безопасность, Инноватика, Философия).
- Казанский (Приволжский) федеральный университет: здесь на большинстве направлений представлен выбор между иностранным языком/ обществознанием и физикой/ информатикой и ИКТ.
- : в правилах приема вуза на странице 25 можно найти список ЕГЭ для поступления на факультеты. Среди экзаменов предоставляется выбор между обществознанием/ литературой/ математикой/ историей/ иностранным языком/ информатикой и ИКТ/ физикой, биологией. На многих направлениях представлен выбор между физикой/ информатикой и ИКТ и обществознанием/ иностранным языком — таких направлений в вузе очень много.
- Новосибирский государственный университет: вуз дает не такой обширный выбор, но все же он есть. Студенты могут принять решение, сдавать ли им историю/ иностранный язык/ обществознание/ информатику и ИКТ/ физику/ химию/ математику/ географию (направления: Лечебное дело, Психология, Филология, История, Лингвистика, Юриспруденция, Философия, Математика и механика, Математика и компьютерные науки, Химия, Фундаментальная и прикладная химия, Биология, Физическая информатика, Геология, Информатика и ВТ (программная инженерия и компьютерные науки/ компьютерные науки и системотехника), Экономика, Менеджмент, Бизнес-информатика, Социология, Юриспруденция, Мехатроника и робототехника).
- МПГУ: в перечне образовательных программ и вступительных испытаний можно найти выбор между физикой/ информатикой и ИКТ — на направлении Прикладная математика, математикой/ историей — на направлении Экономика и право, математикой/ физикой — на направлении Физика и информатика.
Что думают педагоги
Новый порядок уже обсуждается в соцсетях.
Так,Сергей Чернышов,директор Новосибирского городского открытого колледжа,обратил внимание,что объявление об отмене ЕГЭ для части выпускников разметили в последний рабочий день 2020 года,и многие,собственно,не поняли,что произошло. По его словам,государственный выпускной экзамен был и раньше — но сдавать его могли дети-инвалиды,заключенные детских колоний и другие,кому по объективным причинам не доступны публичные общие экзамены
По его словам,государственный выпускной экзамен был и раньше — но сдавать его могли дети-инвалиды,заключенные детских колоний и другие,кому по объективным причинам не доступны публичные общие экзамены.
Сергей Чернышов,директор новосибирского городского открытого колледжа.
Facebook Сергея Чернышова,
Директор колледжа полагает: это означает конец эпохи ЕГЭ в том виде,к которому педагоги привыкли,и в ближайшие пару лет ЕГЭ обрастет еще десятками исключений. С ним,впрочем,не все его подписчики согласны.
Интересно,что прогноз Чернышова о том,что и дальше в порядок сдачи ЕГЭ будут вносить изменения,высказанные накануне Нового года,уже сбылся.
Обязательные предметы для сдачи ЕГЭ
О том, сколько экзаменов сдают в 11 классе знает практически каждый старшеклассник. Школа и педагоги начинают готовить учащихся к важнейшему в их жизни периоду заблаговременно, рассказывая и о том, как проходит ЕГЭ в России, и о том, как к нему подготовиться, набрав нужное количество баллов.
Для этих же целей, в том числе, проходит и ОГЭ: это не только аттестация тех, кто заканчивает 9 класс и планирует покинуть школу, но и контрольная оценка знаний и главная репетиция для тех, кто решил остаться до конца и планирует поступать в институт, академию или университет.
Логично, что уделяя так много внимания ГИА-11, будущий выпускник, школа и родители знают о планах Рособрнадзора о внесении изменений в перечень обязательных предметов для сдачи ЕГЭ. Кто-то говорит о расширении списка дисциплин с 2х до 3х, а кто-то о том, что их будет 4 – все как на ОГЭ. Как же на самом деле обстоят дела?
Разговоры на этот счет действительно есть, но на данный момент они проходят в формате рассуждений и пожеланий, а вот конкретных планов пока нет. Так что ответ на вопрос неизменен: для того, чтобы получить аттестат о среднем образовании, проходящие аттестацию в формате ГИА-11 школьники должны пройти оценку знаний по русскому языку и математике, то есть по 2 дисциплинам. Вот сколько предметов нужно сдавать после 11 класса и какие экзамены на ЕГЭ обязательны.
О том, что история может войти в список предметов, которые сдают на ЕГЭ обязательно говорят не один год. Но тем, кто сегодня оканчивает 10 класс или уже учится в 11ом переживать не стоит. Для них, как и прежде, этот предмет все еще относится к дисциплине по выбору, да и будет ли он обязательным еще не решено.
В том случае, если решение о внесении изменений в перечень обязательных предметов Единого государственного экзамена примут, расширив количество дисциплин до 3х, оно не станет для школьников неожиданностью. Об этом сообщат за несколько лет и время на подготовку будет.
То есть сдающих в ближайший год ЕГЭ выпускников сдавать историю никто не обяжет, только русский и математику – вот, сколько экзаменов сдают в 11 классе в ближайший год.
Знание иностранного, а в частности, английского языка — важный для современного человека навык. Это не только возможность учиться за границей, но и шанс стать программистом, работать в международной компании, быть частью глобального мира. С какой бы сферой не планировал связать свою будущую жизнь выпускник 11 класса, иностранный язык ему обязательно понадобится. Поэтому умолять достоинства знания английского не стоит.
Но утверждать о том, что английский язык уже входит в список обязательных экзаменов, которые нужно сдавать на ЕГЭ рано.
Возможно, английский появится в перечне необходимых для сдачи на ЕГЭ предметов, но не ранее 22 года. Конкретных решений еще нет, а планам свойственно корректироваться и даже сильно меняться.
Выплата пособий на детей будет проконтролирована Мишустиным
Президент РФ поручил властям страны до 1 августа текущего года обеспечить реализацию мер, направленных на назначение ежемесячной выплаты семьям с детьми в возрасте от трех до семи лет. Ответственным за начисление пособий назначен премьер-министр России Михаил Мишустин.
Ковидная выплата школьникам по 10000₽ в 2021 году
В июне Мишустин подписал распоряжение, согласно которому правительство страны выделило 55,3 млрд рублей на выплаты семьям с детьми от 3 до 7 лет. Деньги были направлены в регионы. Всего за 2021 год на реализацию данной меры социальной поддержки было выделено более 199 млрд рублей.
Напомним, что пособие семьям с детьми от трех до семи лет впервые было назначено в 2020 году. На данный момент порядок выплат понес небольшие изменения, и теперь, в зависимости от ситуации в семье, финансовая помощь может составить 50, 75 или 100% от прожиточного минимума, который установлен в регионе.
Рособрнадзор об отмене ЕГЭ
Становление системы существующей ныне итоговой проверки школьных знаний проходило с «работой над ошибками», поскольку были явные неудачи, утечка информации. Ныне за тестированием следят камеры, данные анализируются с помощью специальных систем, а задания исключают случайное угадывание.
Ставки у нынешнего Единого экзамена высокие — платить за обучение, если не поступишь на бюджет, придется немало. С другой стороны, он дает ребятам из провинции шанс на поступление в крупнейшие вузы. Просто взять и отменить экзамен и вернуть прежнюю систему поступления, как считают эксперты от науки, уже не получится, поэтому в 2022-2023 учебном году ЕГЭ пройдет по плану.
Критики нынешней системы считают, что она не дает возможности в полной мере оценить способности ребенка, что она не совершенна. Представители службы по надзору за образованием в РФ полагают, что к 2030 году форма проведения Единого экзамена в связи с цифровизацией будет иной и позволит объективно оценить знания, креативность, способности каждого выпускника. Главное, чтобы в экзаменационном испытании все было комфортно и удобно для учащихся.
В 2022-2023 учебном году планируется начать передачу в школы контрольно-измерительных материалов посредством интернета. Переход будет постепенным и на первом этапе охватит примерно половину субъектов. Если рисков не будет, то новую технологию применят и в остальных регионах.
Великий и ужасный!
В 2001 году мир узнал ЕГЭ. В качестве эксперимента экзамен проводился в определенных регионах России. С 2009 года является обязательным испытанием для всех школ страны.
Споры о плюсах и недостатках ЕГЭ не утихают годами. Противники такой формы проверки знаний приводят несколько аргументов:
Тестирование не позволяет оценить глубину знаний и ширину кругозора, что, безусловно, важно для выпускника.
Чтобы сдать экзамен на проходной балл и даже выше, можно не знать, а просто угадать.
Учеников чуть ли не с начальной школы начинают «натаскивать» на ЕГЭ, что не способствует развитию аналитических и творческих способностей, а также оригинального мышления.
Однако есть и те, кто готов громко отстаивать преимущества экзамена:
- ЕГЭ — наименее коррумпированная форма проверки знаний.
- Из процесса оценки исключается субъективный фактор, когда экзаменатор может снизить балл из-за личной неприязни к ученику.
- Тестирование — стандартная форма проверки знаний в европейских и американских школах, что делает чуть более реальной перспективу признания наших аттестатов на Западе.
Самым очевидным плюсом введения ЕГЭ, на наш взгляд, является то, что выпускные испытания в школе одновременно являются вступительными в ВУЗ. Это как минимум вдвое меньше стресса.
4 подхода, как выбрать предметы ЕГЭ
1. Сдавать то, в чём лучше всего оценки
Первый способ — отталкиваться от успеваемости. Если по биологии сплошные пятёрки, а по физике результаты гораздо слабее, то есть смысл выбрать биологию. Другое дело, что оценки — это не всегда показатель реальных знаний.
2. Сдавать то, что лучше всего получается
Скорее всего, вы знаете свои сильные стороны. Если какой-то предмет даётся легче остальных — берите его
И неважно, какие оценки в школе. Имея определённую базу, будет проще набивать руку на формат единого государственного экзамена.
3. Сдавать то, что посоветовали родители или учителя
Подход, который школьники выбирают чаще, чем может показаться. Плюс такого способа заключается в том, что людям со стороны порой виднее, что у вас лучше получается или в чём есть потенциал. Самому себя оценить сложно — мешает множество факторов, например, неуверенность в себе и субъективность восприятия.
Но нужно помнить, что выбор предметов для сдачи ЕГЭ не должен опираться лишь на чужое мнение. Сдавать экзамены вам, поступать в вуз и учиться тоже вам — не перекладывайте ответственность полностью на родителей и учителей.
4. Сдавать то, что требуется в вузе
Исходите из требований конкретной специальности. Например, чтобы стать переводчиком, чаще всего требуется сдать ЕГЭ по иностранному языку и обществознанию.
Если вы метите на определённое направление, изучите требования к поступающим на сайте желаемых вузов. Там указаны необходимые дополнительные предметы ЕГЭ по выбору.
Кто организует ЕГЭ?
В России есть документ, регламентирующий процедуру аттестации школьников — «». Согласно нему, организатором ЕГЭ является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). В документе определены также функции этого института:
-
устанавливает порядок разработки, использования и хранения Контрольно-измерительных материалов (КИМ) — то есть, заданий ЕГЭ;
-
отвечает за методическое обеспечение проведения итогового сочинения;
-
обеспечивает проведение ГИА за пределами России;
-
организует разработку КИМ для проведения ЕГЭ, критериев оценивания экзаменационных работ, в том числе создаёт комиссии по разработке КИМ по каждому учебному предмету, а также обеспечивает указанными материалами государственную экзаменационную комиссию (ГЭК);
-
организует централизованную проверку экзаменационных работ обучающихся;
-
определяет минимальные баллы ЕГЭ;
-
организует формирование и ведение федеральной информационной системы обеспечения проведения ГИА обучающихся;
-
обеспечивает комплектами тем итогового сочинения (текстами изложений) и разрабатывает критерии оценивания итогового сочинения (изложения);
-
определяет дополнительный срок проведения итогового сочинения (изложения).
Если обобщить работу Рособрнадзора, то он отвечает за все организационные моменты: методическое обеспечение, разработку заданий и критериев их оценивания, проверку выполнения КИМ и так далее.
Как учатся в университете те, кто поступил по ЕГЭ
Попытки определить, предсказывают ли баллы ЕГЭ будущие успехи первокурсника в вузе, начались сразу после введения обязательного экзамена. Если по баллам ЕГЭ можно спрогнозировать будущую успеваемость в университете, это означает, что способность сдать ЕГЭ на высокий балл совпадает с умением учиться. Такие исследования отвечают на важный практический вопрос: можно ли использовать ЕГЭ как вступительный экзамен в вуз, отражает ли он академические способности выпускников?
Крупное исследование ВШЭ на выборке из 19 тысяч студентов, поступивших в российские вузы в 2009–2011 годах, дало положительный ответ. Оказалось, что по суммарному баллу ЕГЭ можно прогнозировать успеваемость на первом курсе университета, причём это работает для любых факультетов. Эта предсказательная способность оказалась не очень большой — авторы статьи называют её всего лишь «приемлемой», — но устойчивой.
И до этого масштабного исследования, и в последующие годы другие исследовательские коллективы искали связь между баллом ЕГЭ и учёбой в вузе по своим данным. Вот несколько примеров работ, в которых успехи первокурсников удалось предсказать по результатам единого госэкзамена:
- Для студентов, поступивших в Международный институт экономики и финансов ВШЭ в 2009–2011 годах, баллы ЕГЭ позволили прогнозировать рейтинги по успеваемости после первого, второго и отчасти (для экзаменов по английскому языку и математике, но не по русскому языку) третьего курсов. При этом учащиеся, поступившие в вуз по результатам олимпиад, а не только ЕГЭ, на всех трёх курсах показывали рейтинги выше.
- Похожая картина — по баллу ЕГЭ можно предсказать успехи студента, но олимпиадники учатся лучше — наблюдалась в те же годы на химическом факультете МГУ.
- В 2014–2016 годах в Ярославском государственном медицинском институте баллы ЕГЭ по химии, биологии и русскому языку вполне позволяли предсказать академический рейтинг студента по итогам первого курса.
- В 2015 году авторы из Петрозаводского госуниверситета на основе данных за четыре года не просто показали связь между баллами ЕГЭ и успеваемостью в вузе, но и предложили использовать эту находку на практике. По их мнению, стоит выделять первокурсников, поступивших с самыми низкими баллами ЕГЭ, в «группы риска» и проводить для них дополнительные занятия.
- Исследование в 2017 году в Саратовском техническом университете закончилось с тем же результатом: сумма баллов ЕГЭ предсказывала средний балл первого курса.
Но далеко не все исследования подтверждали, что выпускники с самыми высокими баллами ЕГЭ становятся лучшими студентами. Похоже, что результаты единого госэкзамена в принципе не обладают предсказательной силой для некоторых форм обучения:
- В Уральском медуниверситете баллы ЕГЭ сопоставлялись с оценками за курс анатомии в 2014–2015 годах. И не у всех студентов эти параметры были связаны. Для тех первокурсников, кто обучался по целевому набору за счёт местного бюджета, результаты ЕГЭ вообще не предсказали успеваемость в вузе.
- Не нашлось связи между баллами ЕГЭ и успеваемостью в Школе перспективных исследований Тюменского госуниверситета. Только у первокурсников с самыми низкими баллами ЕГЭ были проблемы в учёбе в вузе. У тех же, кто поступил с приличными баллами, нельзя было предсказать дальнейшие успехи по результатам ЕГЭ.
Возможная причина — необычные условия приёма или обучения в университете. Например, в Школе перспективных исследований практикуется модель свободного образования: студенты бакалавриата выбирают профиль только после второго курса, и в течение всего обучения выбирают сами около трети всех курсов. ЕГЭ не оценивает нужные для такой учёбы характеристики и поэтому не информативен. А в случае медицинского университета балл ЕГЭ не был показателен, вероятно, потому, что не он определял шансы на поступление при целевом приёме.
Но есть ещё один нюанс: ЕГЭ по математике из года в год даёт ничтожно мало информации о том, как выпускник будет обучаться на технической или другой профильной специальности.
- Попытка в 2014 году выяснить, будут ли оценки по математике в вузе выше у тех, кто получил высокий балл на ЕГЭ по этому предмету, результата не дала.
- Данные 2019 года из другого вуза подтверждают, что экзамен не даёт информации для прогнозов по предметам: балл ЕГЭ по математике и оценка за экзамен по той же дисциплине по итогам первого курса не связаны.
- В исследовании 2018 года авторы сделали вывод, что первокурсники и с 70-ю, и с 90 баллами ЕГЭ по математике демонстрируют примерно одинаковый уровень реальных математических компетенций — достойный только оценки «удовлетворительно».