Признание права собственности на земельный участок
Содержание:
- Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений
- Муниципальная собственность на землю
- Запрет на строительство и реконструкцию
- Аренда муниципальной земли
- Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений
- Отчуждение права собственности на земельный надел
- Госсобственность
- Процедура образования земельного участка из муниципальных земель
- Собственность
Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений
Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, установленные в Статье 11 ЗК РФ, включают:
- резервирование земель для муниципальных нужд, изъятие земли для муниципальных нужд в т. ч. выкуп муниципальной земли;
- установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований;
- разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Примерами оснований резервирования земель для муниципальных нужд являются размещение объектов инженерных сетей муниципального значения (электро-, газо-, тепло- и водоснабжение), строительство автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между ними (а кроме того, мостов и иных транспортных инженерных сооружений), размещение объектов социальной инфраструктуры, строительство искусственных водных объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности и т. д.
Органы местного самоуправления осуществляют распоряжение и управление муниципальными землями ─ земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Муниципальное управление использованием земли – исключительная компетенция представительного органа муниципального образования.
Так, например, органами местного самоуправления из одной категории в другую переводятся земли, находящиеся в муниципальной собственности (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).
На основании решений органов местного самоуправления осуществляется образование земельных участков из участков, находящихся в муниципальной собственности (исключения – раздел земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан или образование земельных участков из участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства).
Согласно Статье 72 «Муниципальный и общественный земельный контроль» ЗК РФ органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, осуществляется муниципальный контроль за использованием земель.
В соответствии с уставом муниципального образования субъекты муниципальной собственности на землю – городские, районные, поселковые и другие муниципальные образования в лице органов местного самоуправления наделяются собственной компетенцией в решении вопросов владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в муниципальной собственности.
Порядок и условия приватизации муниципального имущества (в т. ч. приватизация муниципальной земли) определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты. Следует отметить, что Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.
Муниципальная собственность на землю
В соответствии со Статьей 19 «Муниципальная собственность на землю» Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) к муниципальной собственности относятся следующие земельные участки:
- признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
- безвозмездно переданные в муниципальную собственность из федеральной собственности;
- если право муниципальной собственности на землю возникло при разграничении государственной собственности;
- приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Разграничение государственной и муниципальной собственности на землю осуществляется в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами.
Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, со дня государственной регистрации прекращения права собственности на него становится собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо муниципального района.
Муниципальные и государственные земли, подобно сообщающимся сосудам, позволяют земельным участкам «перетекать» из одной формы собственности в другую.
Возможна передача земли в муниципальную собственность из государственной. Например, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, могут безвозмездно передаваться в муниципальную собственность в целях их предоставления гражданам. В свою очередь, земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в целях бесплатного предоставления гражданам могут безвозмездно передаваться в собственность субъектов Российской Федерации ─ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. С этой же целью земли одного муниципального образования могут быть (и также безвозмездно) переданы в собственность другого.
В то же время в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в т. ч. за пределами их границ. (Территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры, могут не входить в состав земель муниципального образования).
Земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность или в аренду гражданам и юридическим лицам, а юридическим лицам еще и в постоянное (бессрочное) пользование.
Предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. В отдельных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации оно может осуществляться бесплатно.
Рынок земли развивается стремительно и рынок муниципальной земли тоже, поэтому наряду с административными существуют рыночные механизмы регулирования количественного состава муниципальных земель. Муниципальные образования получили возможность приобретать объекты муниципальной собственности разными способами ─ это и купля-продажа муниципальной земли, и иные сделки об ее отчуждении.
На стоимость муниципальной земли оказывает влияние целый комплекс факторов. Цена земли муниципальной зависит от месторасположения участка, его размера и формы, назначения, наличия и развитости транспортной и социальной инфраструктуры, уровня экологической нагрузки и иных факторов.
Продажа участка
1 133 000 руб.
Ломоносовский район
Площадь участка: 11.33 соток
Подробнее
Продажа участка
800 000 руб.
Ломоносовский район
Площадь участка: 8 соток
Подробнее
Продажа участка
500 000 руб.
Ломоносовский район
Площадь участка: 5 соток
Подробнее
Запрет на строительство и реконструкцию
Участки под огородничество, автосервис и другие объекты купить без торгов по данному основанию не получится.
Указанный запрет может быть установлен только в случае приватизации земельного участка, находящегося в государственной собственности, и не распространяется на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.
Этот запрет не применяется к случаям, когда государственные земельные участки приватизируются лицами, не указанными в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, в населенных пунктах, численность населения которых менее 3 млн. человек.
Запрет не распространяется на реконструкцию объектов, предельные размеры и параметры которых не соответствуют утвержденному градостроительному регламенту (см. п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ и ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).
Запрет также не может применяться при реконструкции объектов капитального строительства, реконструкция которых не приведет к изменению разрешенного использования земельного участка.
Напомним, что в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и его целевой категорией определяется правовой режим земельного участка (ст. 7 Земельного кодекса РФ). Информация о разрешенном использовании земельного участка содержится в градостроительном плане земельного участка (см. ст. 44 Градостроительного кодекса РФ).
До даты утверждения правил землепользования и застройки, но в пределах пяти лет, исчисляемых с момента введения в действие Градостроительного кодекса РФ, изменение вида разрешенного использования допускается на основании решения главы местной администрации (см. подп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 октября 2004 г. N 191-ФЗ).
Очевидно, что запрет является определенным ограничением права собственности, поскольку право застройки земельного участка принадлежит собственнику (см. ст. 40 Земельного кодекса РФ и ст. 263 Гражданского кодекса РФ).
Ограничение гражданского права допустимо только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (см. ст. 1 Гражданского кодекса РФ).
Теперь разберемся, какую из указанных целей преследует запрет, установленный в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ в новой редакции.
Вопрос об установлении запрета по смыслу нововведений относится законодателем на усмотрение органов государственной власти, т.е. в зависимости от решения органов государственной власти для некоторых покупателей запрет может и не устанавливаться.
Решение вопроса о запрете строительства и реконструкции на конкретном приватизируемом земельном участке законодатель, таким образом, передал на субъективное усмотрение конкретного чиновника со всеми вытекающими из этого последствиями.
Не исключены ситуации, когда после выкупа земельного участка его собственник обратится в суд для признания наложенного запрета на строительство и реконструкцию не соответствующим положениям Земельного и Гражданского кодексов РФ, а также Конституции РФ.
Как отмечалось, запрет является ограничением права собственности земельного участка. Из статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ следует, что ограничения прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора или акта органа государственной власти, подлежат государственной регистрации, если это прямо установлено законом.
Из нововведений следует, что государственная регистрация запрета на строительство и реконструкцию в ЕГРП не предусмотрена.
Аренда муниципальной земли
Развитие рынка муниципальных земель способно стать одним из путей увеличения доходов муниципальных образований. Аренда земли, как и иной муниципальной собственности, ─ важный источник пополнения местных бюджетов. Констатируя этот факт, нельзя не отметить определенный антагонизм между двумя подходами к решению задачи поиска наиболее рационального механизма вовлечения земель муниципальных образований в экономический оборот ─ частной собственности на землю и долгосрочной аренды земли. Очевидно, что ставка только на аренду муниципальной земли сужает круг поиска эффективных землепользователей, а продажа муниципальных земель в частную собственность стимулирует приход инвестиций. Но всегда ли для муниципального образования измеренный в денежном исчислении косвенный эффект инвестиционной привлекательности окажется весомее пусть не очень больших, но вполне конкретных платежей, которые приносит договор аренды муниципальной земли?
Максимально эффективное соотношение различных форм собственности на землю в муниципальных образованиях ─ задача со многими неизвестными.
Муниципальная собственность на землю является важным фактором возрождения и становления местного самоуправления в современной России. А муниципальные земли имеют значение, на порядок превышающее их долю в земельных ресурсах страны.
16 января 2015 г.
Перейти к предыдущей статье Перейти к следующей статье
Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений
Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, установленные в Статье 11 ЗК РФ, включают:
- резервирование земель для муниципальных нужд, изъятие земли для муниципальных нужд в т. ч. выкуп муниципальной земли;
- установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований;
- разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Примерами оснований резервирования земель для муниципальных нужд являются размещение объектов инженерных сетей муниципального значения (электро-, газо-, тепло- и водоснабжение), строительство автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между ними (а кроме того, мостов и иных транспортных инженерных сооружений), размещение объектов социальной инфраструктуры, строительство искусственных водных объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности и т. д.
Органы местного самоуправления осуществляют распоряжение и управление муниципальными землями ─ земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Муниципальное управление использованием земли – исключительная компетенция представительного органа муниципального образования.
Так, например, органами местного самоуправления из одной категории в другую переводятся земли, находящиеся в муниципальной собственности (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).
На основании решений органов местного самоуправления осуществляется образование земельных участков из участков, находящихся в муниципальной собственности (исключения – раздел земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан или образование земельных участков из участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства).
Согласно Статье 72 «Муниципальный и общественный земельный контроль» ЗК РФ органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, осуществляется муниципальный контроль за использованием земель.
В соответствии с уставом муниципального образования субъекты муниципальной собственности на землю – городские, районные, поселковые и другие муниципальные образования в лице органов местного самоуправления наделяются собственной компетенцией в решении вопросов владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в муниципальной собственности.
Порядок и условия приватизации муниципального имущества (в т. ч. приватизация муниципальной земли) определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты. Следует отметить, что Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.
Отчуждение права собственности на земельный надел
Процедура изъятия или отчуждения земельного надела регламентируется статьей 44 Земельного Кодекса РФ. Основанием для инициирования такой процедуры может быть следующее:
- Нецелевое использование участка.
- Наложение ареста, конфискации имущества.
- Нарушение законодательных норм в ходе эксплуатации участка.
- Нужды государственного значения. В этом случае государство обязано выплатить владельцу компенсацию.
Собственник должен заранее, не позже, чем за год, быть уведомлен о том, что земля будет выкуплена государством. Если собственник не согласен на такой поворот событий, он вправе обратиться в суд для урегулирования вопроса в судебном порядке. Иск нужно подавать в районный или городской суд.
В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Земельное право». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.
Рекомендуется всем изучающим и сдающим дисциплину «Земельное право»
Оглавление
- 1. Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования
- 2. Система земельного права. Земельное право как отрасль науки и учебная дисциплина
- 3. История земельного права
- 4. Принципы земельного законодательства. Разграничение норм земельного, гражданского и иных отраслей права
- 5. Земельная реформа и ее правовое обеспечение
- 6. Понятия и виды земельных правоотношений
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования
Земля
— это поверхностный слой земной коры, расположенный над недрами, покрытый почвенным слоем, называемый территорией, на которой осуществляется суверенитет РФ.
Земельное право
— это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта, так и недвижимого имущества.
Земельное право — это самостоятельная отрасль права.
Предмет правового регулирования —
это земельные отношения, которые регулируются нормами права, возникают при использовании земельных участков, управлении земельными ресурсами, регулируют в целях сохранения и восстановления земельных свойств, охраны прав и законных интересов землеобладателей.
Предмет земельного права
— это способ регулирования земельных отношений, которые возникают, изменяются, прекращаются по поводу земли и регулируются земельным законодательством.
Земельные отношения
— это особый вид имущественных отношений.
Особый вид имущественных отношений по поводу земли обусловлен особенностями земельных отношений. Природа земельных отношений определяет публично-правовой характер их регулирования.
Метод правового регулирования
— это способ воздействия правовых норм на участников (субъектов) общественных отношений. Сущность правового регулирования выражается в официальном издании правовой нормы (нормативного акта), закрепляющей модели поведения участников общественных отношений.
Метод земельного права
— способ регулирования общественных отношений, непосредственно связанных с землей.
В юридической литературе выделяют:
1) императивный метод,
заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и запретов (для ведения Государственного земельного кадастра собственники земли обязаны сообщать сведения об изменениях в составе находящихся у них земель в комитеты по земельным ресурсам и землеустройству).
При осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель должностные лица вправе беспрепятственно посещать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, давать предписания устранения нарушений земельного законодательства;
2) диспозитивный метод.
Это способ правового воздействия, при котором субъектам земельных отношений предоставляется свобода выбора своих действий. Собственник вправе распоряжаться своим земельным участком: продавать его, дарить, сдавать в аренду или закладывать.
Собственники земли имеют возможность сами в определенных пределах), регулировать взаимоотношения друг с другом (например, путем установления сервитутов, т. е.
применяя методы частноправового регулирования земельных отношений).
В статье рассматриваются основания возникновения права собственности на землю, субъекты и объекты права на землю, виды и формы земельной собственности
Госсобственность
Положения, регламентирующие ее, предусматриваются ГК. Существующее законодательство признает, что землей, а также прочими природными ресурсами, которые не находятся в собственности граждан, муниципалитетов, организаций, владеет, пользуется и распоряжается государство. Это положение закреплено в 214 статье ГК (п. 2). Сравнительно недавно на недра, водные объекты, землю, животный мир, лес распространялась исключительно государственная собственность. Считалось, что в стране никто, кроме власти, не может быть законным их обладателем. Исключительное право собственности государства означало также, что не могло существовать никому не принадлежащих объектов, то есть бесхозных. В настоящее время действуют иные правила и нормы.
Процедура образования земельного участка из муниципальных земель
Земельный участок может быть образован из земель, находящихся в муниципальной собственности, в следующих случаях:
- При предоставлении участка садоводческому иди дачному товариществу;
- Для предоставления частному физическому или юридическому лицу в пользование;
- При выделении участка организации, с которой заключен договор комплексного развития территории;
- При выделении участка строительной организации для возведения жилых домов;
- Для строительства линейных объектов;
- Для строительства объектов муниципальных предприятий.
Образование земельного надела из муниципальных земель возможно только посредством принятия соответствующего постановления субъекта муниципальной собственности.
Таким субъектом в большинстве случаев выступает земельный или архитектурно-градостроительный комитет местной администрации.
Процедура выделения земельного участка из муниципальных земель в отдельный надел для предоставления в аренду или собственность состоит из следующих шагов:
- Подача заявления в земельный комитет о предоставлении участка в пользовании;
- Получение положительного решения комитета;
- Заказ и проведение межевых работ по выделу земельного участка;
- Предоставление в кадастровую палату межевого плана;
- Выдача кадастрового паспорта на образуемый участок;
- Утверждение участка в определённых границах земельным комитетом.
Образование земельного участка подразумевает выделение его отдельных границ таким образом, чтобы площадь нового участка соответствовала указанной в разрешении земельного комитета.
Межевые работы осуществляются частными геодезическими компаниями или кадастровыми инженерами, с которыми заключен договор подряда.
Важно учесть, что геодезические работы по определению границ участка, образуемого из муниципальных земель, осуществляются за счёт организации или физического лица, подавшего заявление на получение участка в пользование. Как получить земельный участок от государства за третьего ребенка? Читайте в нашей статье! Вся нужная вам информация про коллективно-долевую собственность находится в нашем материале
Как получить земельный участок от государства за третьего ребенка? Читайте в нашей статье! Вся нужная вам информация про коллективно-долевую собственность находится в нашем материале.
Все вопросы связанные с разрешением на строительство вы можете найти тут.
Собственность
Теперь понятно, как купить землю в собственность у страны. При правильной подготовке данный процесс не доставит особых хлопот покупателю. После того как договор купли-продажи будет подписан, а также денежные средства поступят на счет получателя, следует завершить оформление собственности. Это обязательный шаг. Без него вся процедура покупки не имеет смысла. Как купить землю у государства?
Необходимо собрать определенный пакет документов, который предъявляется в регистрационную кадастровую палату или Росреестр. Также можно обратиться в МФЦ для оформления прав собственности на землю. От покупателя попросят:
- документы, подтверждающие право пользования участком;
- квитанцию об оплате сделки купли-продажи с администрацией;
- удостоверение личности заявителя;
- заявление с информацией об оформляемой недвижимости;
- кадастровый паспорт земли;
- решение администрации о продаже участка.
С вышеперечисленным перечнем документов происходит обращение за свидетельством о праве собственности на купленный у государства участок. После подачи заявления гражданин получает расписку, в которой указывается дата получения документов на приобретенную собственность. В среднем время ожидания свидетельства составляет 30 дней. Сейчас вместо данного документа выдается выписка из ЕГРП бессрочного действия. Она служит подтверждением прав собственности гражданина на тот или иной момент.
Вот и все. Теперь понятно, сколько стоит земля у государства, а также как можно выкупить участок у страны. Полноправным собственником гражданин считается только после получения соответствующей выписки, подтверждающей права на частную собственность в отношении земли. Правильная подготовка к процессу и заранее собранный пакет документов значительно облегчат течение сделки.
Зачастую администрации не отказывают населению в оформлении в качестве частных владений. После данной процедуры покупатель ежегодно должен будет платить в казну государства Это дополнительные денежные средства в бюджете страны. Как получить у государства землю и оформить ее в собственность посредством выкупа? Достаточно получить разрешение администрации на слелку. Главное — иметь средства для произведения соответствующих платежей.