Гражданский кодекс российской федерации (часть первая) от 30.11.1994 n 51-фз ст 274 (ред. от 28.06.2021)

Содержание:

Обязанности собственника сервитута

Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, наделен не только правами, но обязанностями. Обычно они прописываются в соглашении сторон.

Это выражается в оказании помощи при регистрационных действиях, проведении кадастровых работ по разграничению сервитута, подготовке и предъявлении необходимых документов. Что касается оплаты введения обременения, то ее обычно берет на себя пользователь.

Собственник земли должен активно помогать в исполнении сервитута (или по крайней мере не устраивать препятствия для этого). В числе таких обязанностей в договоре может быть предусмотрен запрет на перегораживание проезда, перемещение установленных знаков или рекламы, указателей, препятствие доступа персонала к месту проведения работ, обследования местности, организацию свалок и складов в местах прохода, водозабора и пр.

Обычно соглашения не накладывают на собственника обязанности по совершению каких-либо положительных действий по отношению к сервитуарию.

Но договором может быть предусмотрено иное. Например, собственника могут обязать создать благоприятный режим пользования участком, обремененным сервитутом. В частности, поддерживать подъезд к земле в надлежащем состоянии, своевременно ремонтировать его.

Алгоритм заключения сделки

Конкретные действия зависят от типа сервитута, частные более простые, публичные требуют больше времени.

Заключение частного сервитута

При первой встрече сторон инициатор рассказывает владельцу земли о причинах сервитута. Они пытаются совместно решить проблемы иными путями, при невозможности заключения устной сделки принимается решение об оформлении сервитута. Предложения оформляются в письменном виде.

Если стороны сумели достичь согласия по всем вопросам, то заключается договор установленного образца, прописываются права и обязанности каждого. Договор регистрируется в государственных органах по заявлению владельца земельного участка, сторон соглашения или на основании решения суда по требованию пристава-исполнителя. Физические лица уплачивают пошлину в размере 1500 руб., физические в размере 6000 руб.

Публичный сервитут

Устанавливается с целью обеспечения интересов государства, органа местного управления или группы лиц. До начала заключения договора проводятся слушания по данному вопросу и простым большинством принимается решение. Собственник может требовать возмещения ущерба за понесенные убытки или недополученную выгоду у государственных органов.

Прекращение действия сервитута

Существует несколько ситуаций, при которых действие документа можно прекратить до окончания ранее подписанного срока. В каждом случае надо принимать взвешенные решения и учитывать, что такие действие чаще всего оспариваются в судебном порядке. Для удовлетворительного решения следует во время заседания суда представлять убедительные факты.

1.    Субъект договора не соблюдает ранее установленные ограничения по целевому использованию земель. Начинает строительные работы, использует их для сельхозпроизводства и т. д.
2.    Объект, который был причиной сервитута, перестал существовать. Здание снесено, дороги списаны с баланса, водные объекты пересохли.
3.    Объект по тем или иным причинам переведен в пользование государства или муниципалитетов. Должно быть специальное решение с обоснованием таких действий, если они не имеют ограниченного доступа по причинам госбезопасности.
4.    Инициатор сервитута смог купить данный участок земли. Оформление и регистрация должны делаться только с соблюдением существующего законодательства.
5.    Уполномоченные органы в установленном порядке отменили ранее принятое решение.
6.    Владелец земли или субъект сервитута умерли или срок действия документа исчерпан.

Практические советы

Для минимизации рисков появления неприятных ситуаций во время заключения договора следует иметь в виду следующие нюансы.

1.    Если обременяемый земельный участок находится в собственности у нескольких лиц, то давать соглашение и подписывать договор должно каждое.
2.    Если ограничение касаются значительной части земли, то регистрация договора делается одновременно с регистрацией в государственном кадастровом учете на основании представленного межевого плана на новообразованный участок. Исключение – период действия сервитута не превышает трех лет.
3.    Требования сервитута удастся отклонить, если существуют сомнения в его разумности и целесообразности.
4.    Сервитут должен быть минимально обременительным для владельца земельного участка. В противном случае решение суда обяжет пересмотреть условия или полностью отменит заключенный договор.
5.    При решении спорных вопросов рекомендуется на добровольной основе привлекать владельцев соседних земельных участков. Часто удается по согласию решать проблемы с тремя участниками, при этом каждый получает свою выгоду.

Чем точнее соблюдаются существующие нормативные требования, тем меньше времени и усилий приходится терять для устранения серьезных проблем в дальнейшем.

Дополнительная информация по теме:

Кто является собственником сервитута

Собственник сервитута – это владелец земельного участка, в отношении которого установлены обременения. Обычно сервитут предполагает ограниченное пользование только частью земли, а не всего принадлежащего собственнику участка.

Земля должна находиться в собственности владельца или принадлежать ему на правах бессрочного владения.

Арендатор земли не может принимать решения об установке сервитута.

Собственник может добровольно согласиться на установку сервитута и подписать с другим лицом письменное соглашение. Но возможно, что обременения будут введены в принудительном порядке: путем принятия резолюции местной администрацией или по решению суда.

Если право на ограниченное пользование участком хотело бы получить частное лицо, то ему нужно договориться об условиях установки сервитута с собственником.

Собственник может согласиться на установку обременения в следующих случаях:

  • другое лицо (группа лиц) вынуждены пользоваться участком земли;
  • собственнику логичнее оформить пользование землей в правовом русле, чем позволить развиваться этому процессу бесконтрольно;
  • чтобы избавиться от судебных тяжб;
  • он получает вознаграждение за установку сервитута.

Если сторонам прийти к взаимовыгодному решению не удалось, то лицо может обратиться в суд для принудительного наложения обременений.

Здесь ему необходимо доказать, что без установки сервитута невозможно выполнять поставленные задачи. Суд будет учитывать законные интересы собственника и рассматривать альтернативные пути решения задач истца. Для защиты своих законных прав собственник участка может привлекать независимых экспертов, которые смогут доказать, что установка сервитута не обязательна или сделает невозможной дальнейшую эксплуатацию земель.

Если же речь идет об установке публичного сервитута, который имеет целью удовлетворение общественных интересов, то согласие собственника не требуется. Публичные сервитуты могут устанавливаться для обеспечения водоотведения, с/х задач, прохода и проезда. Решение о необходимости установки ограничений принимается в ходе публичных слушаний и затем оформляется в виде административной резолюции.

Практика судебных разбирательств, касающихся статьи 274 ГК РФ

Основываясь на современном существующем законодательстве, в частности, на статье 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, при формировании возможного права на эксплуатацию чужого земельного надела с оговоренными ограничениями возможно при правомерном и обоюдном согласии обеих сторон: лица, инициирующего установление сервитута и гражданина, предоставляющего ему такое право. Случается, что достичь путем переговоров спокойного решения бывает невозможно. Обычно это происходит из-за нежелания платить владельцу обремененной земли за пользование его земельным участком, хотя, сервитут (ГК РФ 274) — это серьезная процедура и доставляет значительный уровень дискомфорта собственнику недвижимого владения.

На практике судебных разбирательств, посвященных статье 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассмотрено многочисленное количество случаев. Рассмотрим пример.

Земельный юрист и адвокат

Юрист по земельным вопросам в Москве и Московской области необходим в различных ситуациях, с которыми может столкнуться каждый человек. Имущественные вопросы затрагивают различные аспекты нашей жизнедеятельности и отношения, связанные с обращением и использованием земельных участков, не исключение.

К земельному юристу можно обратиться при оформлении сделки, передаче по наследству или в залог, установлении сервитута, возникновении споров с соседями, обращении в суд, трениях с органами государственной и муниципальной власти. На первой консультации земельный юрист выявит проблему, изучит документы, проанализирует обстоятельства дела и предложит оптимальный порядок действий в конкретной ситуации.

Если дело дошло до судебного разбирательства, необходимо обращаться к земельному адвокату. Этот специалист имеет богатый практический опыт решения имущественных вопросов в судебном порядке.

Какой бы ни была ваша проблема в отношении земельного участка, чем скорее вы приступите к ее решению, тем лучше. Обеспечить качественное движение к намеченной цели сможет профессионал – земельный юрист в Москве.

Как установить частный сервитут

право собственности на участок

Данный тип обременения устанавливается через заключение между лицами соглашения либо при наличии спора – через суд. Цели соглашения могут быть следующие:

  • обеспечение возможности проезда и передвижения по участку. Например, соседний участок не имеет подъезда, так как окружён водоёмом или непроходимой местностью, но используется для ведения сельского хозяйства. Сосед должен обеспечить не только проход, но и проезд сельскохозяйственной техники;
  • установление доступа к земле для прокладки и последующего обслуживания коммуникаций. Это могут быть трубы для водоснабжения, электрические кабели и так далее;
  • удовлетворение иных потребностей, так или иначе связанных с осуществлением права собственности.

Требовать установления сервитута может лицо с любыми правами на участок, в том числе арендатор, а вот обращаться он должен только к собственнику участка, касательно которого обременение будет устанавливаться.

Чаще всего обременение устанавливается на соседний участок, но в исключительных случаях может касаться и земли, располагающейся рядом с соседними.

Порядок установления обременения следующий:

  1. Заинтересованное лицо обращается к собственнику для переговоров об установлении сервитута. Переговоры могут носить как устный, так и письменный характер.
  2. Стороны заключают соглашение. Документ должен отражать все необходимые данные, начиная от реквизитов сторон и заканчивая размером компенсационных выплат.
  3. Соглашение регистрируется в Росреестре.

Скачать соглашение об установлении сервитута на земельный участок (образец)

Независимо от вида сервитута, без государственной регистрации ограничение не будет считаться установленным, так как любая сделка с недвижимостью регистрируется именно в таком порядке. Однако, нотариальное удостоверение не обязательно.

Если договориться не удалось

Заявление подаётся по месту нахождения земельного участка. Иск обязательно должен содержать следующую информацию:

  • реквизиты всех сторон, включая суд;
  • наименование заявления;
  • подтверждение наличие прав заявителя на участок;
  • подтверждение необходимости установления ограничения (наличие препятствий для пользования участком и доказательства этого) и возможные условия ограничения;
  • просьба к суду об установлении ограничения;
  • список приложений.

Скачать исковое заявление об установлении сервитута на земельный участок (образец)

Чаще всего сервитут устанавливается с определением компенсационной выплаты. Её размер рассчитывается в каждом случае индивидуально, в зависимости от обстоятельств.

К исковому заявлению нужно приложить:

  • документ, подтверждающий личность заявителя, например, паспорт;
  • документы, подтверждающие право на землю, например, выписка из ЕГРН, договор аренды и так далее;
  • кадастровый план;
  • выписка из ЕГРН, содержащая сведения о владельце соседнего участка;
  • расчёт предлагаемой компенсации, если он указывается;
  • доверенность, если от заявителя выступает иное лицо;
  • другие документы, подтверждающие правовую позицию заявителя.

Суд в ходе рассмотрения иска определит возможность и необходимость установления обременения. Для этого заявителю придется доказать, что иначе воспользоваться своим правом он не сможет или иной порядок существенно это усложнит.

После получения на руки судебного решения об установлении сервитута, нужно будет получить его заверенную копию и обратиться с ней в отделение Росреестра для проведения государственной регистрации обременения.

Различия установления платы за публичный и «частный» сервитут

При определении размера платы за сервитут имеет значение то, является ли сервитут публичным или «частным».

Установление размера платы при «частном» сервитуте

П. 5 ст. 274 ГК РФ установлено, что собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Земельное законодательство также устанавливает, что собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату (п. 6–7 ст. 23 ЗК РФ).

Таким образом законодатель наделяет правом при установлении сервитута устанавливать плату за пользование части земельного участка. При этом споры зачастую касаются не столько установления платы за сервитут, а сколько ее размера.

Вопрос алгоритма или методики определения размера платы, особенно в отношении срочных сервитутов, остается открытым. Законодательно не закреплено, как именно должен определятся размер платы, за исключением требования соразмерности интересам лиц, чьи права ограничиваются. Размер платы должен устанавливаться адекватно, а не из принципиальности или вредности собственника земельного участка, обремененного сервитутом. Он должен реально зависеть от ограничений и неудобств, которые претерпевают собственники земельного участка в случае установления сервитута. При несогласии размера платы вопрос необходимо будет решать в суде, которым будет принято решение о соотнесении соразмерности платы за сервитут и возможности наименьшего обременения собственника земельного участка.

П. 12 Обзора ВС РФ указывается, что плата за сервитут определяется исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей. Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом. В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами. При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком. Принимая решение об определении характера платы за сервитут (единовременной выплате в полном объеме или периодических платежах в течение всего срока действия сервитута), в целях наибольшего соблюдения баланса интересов сторон необходимо учитывать конкретные условия пользования и объем сервитута.

В случае, если, например, произошло увеличение объема ограничения его прав, увеличилось количество использования земельного участка (стало в несколько раз больше проходить единиц техники и пр.), условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы. Каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом (п. 13 Обзора ВС РФ).

Земельный юрист и адвокат

Юрист по земельным вопросам в Москве и Московской области необходим в различных ситуациях, с которыми может столкнуться каждый человек. Имущественные вопросы затрагивают различные аспекты нашей жизнедеятельности и отношения, связанные с обращением и использованием земельных участков, не исключение.

К земельному юристу можно обратиться при оформлении сделки, передаче по наследству или в залог, установлении сервитута, возникновении споров с соседями, обращении в суд, трениях с органами государственной и муниципальной власти. На первой консультации земельный юрист выявит проблему, изучит документы, проанализирует обстоятельства дела и предложит оптимальный порядок действий в конкретной ситуации.

Если дело дошло до судебного разбирательства, необходимо обращаться к земельному адвокату. Этот специалист имеет богатый практический опыт решения имущественных вопросов в судебном порядке.

Какой бы ни была ваша проблема в отношении земельного участка, чем скорее вы приступите к ее решению, тем лучше. Обеспечить качественное движение к намеченной цели сможет профессионал – земельный юрист в Москве.

Виды разрешенного использования земельных участков

Вид разрешенного использования земельного участка это указание правительства о том, что разрешено делать на каждом конкретном земельном участке, закрепленное в документе.

Например, на одном участке можно строить дом, но не выше 3 этажей в высоту. 

А на другом земельном участке разрешена постройка дома высотой в 17 этажей, но запрещена постройка низкого трехэтажного дома. 

На третьем земельном участке разрешено огородничество, а это значит, что на нем запрещено строительство любых капитальных построек.

То есть от вида разрешенного использования земельного участка, напрямую зависит его дальнейшее использование. 

И чем вид разрешенного использования больше позволяет проводить на участке работ, тем выше ценность самого участка. И выше его ликвидность на рынке недвижимости при продаже.

Бывает, что на вид разрешенного участка давит сверху закон, который не позволяет использовать земельный участок по его прямому назначению. 

Тому назначению, которое прописано в строке «вид разрешенного использования земельного участка».

То есть не всегда на участке с разрешенным видом использования земли «для строительства жилого дома» можно действительно строить дом. 

Например, это может случиться если земельный надел был нарезан в зоне действия запрета очистных сооружений (это по 300 метров от очистных сооружений во все четыре стороны). 

Или в зоне действия линии электропередач (сокращенно ЛЭП). 

Ведь при покупке земельного участка вам никто не будет говорить, что на участке имеется запрет на строительство. 

А по выписке из Единого государственного реестра недвижимости (сокращенно «выписка из ЕГРН»), участок будет иметь подходящий метраж для строительства жилого дома. 

И отступы до соседних построек будут соответствовать строительным нормам и правилам (сокращенно СНиП).

Чтобы продать землю подороже, вам будут показывать красующийся в выписке вид разрешенного использования земли «Для личного подсобного хозяйства» (сокращенно ЛПХ). 

Который предполагает строительство жилого дома на данном участке с правом регистрации в нем.

А по факту вы и сарай там построить не сможете. 

Вас попросту заставят его снести или судебные приставы снесут незаконную постройку сами. 

Воспользовавшись силами нанятой строительной фирмы, а вам выставят счет за услуги по сносу строения и вывозу строительного мусора.

Для того чтобы этого не случилось, перед покупкой нужно посетить районную администрацию. 

И узнать в администрации о том, нет ли каких-то ограничений на данном земельном участке. 

А перед самим строительством, заказать генеральный план земельного участка (сокращенно ГПЗУ), на котором будет с точностью до сантиметров, обозначено пятно застройки, разрешенное на вашем участке. 

Пятно застройки — это то место в котором можно строить дом со всеми отступами и запретами. Которые тоже будут указаны в этом документе. 

Получив ГПЗУ, может выясниться, что на участке в 1500 м2, или 15 соток, построить можно только дом с размерами 6 на 6 метров. 

А остальную часть участка съедает охранная зона ЛЭП и кабель связи, идущий под землей по участку на глубине 2,5 метра. Который тоже имеет свою охранную зону, где запрещено строительство.

Вот такие встречаются участки и хитрые продавцы, которые скрывают от покупателя все эти нюансы.

Взаимодействие с другими нормами

В соответствии с законодательством, сервитут заключается исключительно на основе договора обеих сторон: лицо, нуждающееся в данных полномочиях, а также гражданин, предоставляющий соответствующее право на основе владения земельным участком. Тот, кто получает права пользования участком, обусловленные ограничениями, обязан придерживаться правил, содержащихся в статьях 275 и 276 Гражданского кодекса РФ.

Статья 275 Статья 276
1. При изменении и переходе правовладения земельным наделом, обременённого сервитутом, к другой владеющей стороне данное ограниченное право остается за предыдущим владельцем (при отсутствии в ГК РФ других соответствующих замечаний). 2. Сервитут не вправе передавать, продавать и закладывать лица, отличные от владельцев земельного имущества, в отношении которых было установлено данное обременение 1. При отсутствии необходимости в наличии сервитута владелец земли, обремененной данным ограниченным правом, может требовать прекращения действия обременения. 2. Если физическое или юридическое лицо, владеющее землей, обремененной сервитутом, не способно эксплуатировать свое имущество по назначению по причине наложенного обременения, то данная сторона имеет право на требование об окончании действующего договора об использования его имущества, обусловленное некими ограничениями

Paзнoвиднocти зeмeльныx cepвитyтoв

Cepвитyты нa зeмeльныe yчacтки клaccифициpyютcя нecкoлькими cпocoбaми в зaвиcимocти oт вpeмeннoгo фaктopa иcпoльзoвaния нaдeлoв:

  • cpoчный — тpeбyeтcя для peгиcтpaции oпpeдeлить тoчный cpoк дeйcтвия oбpeмeнeния. Нeoбxoдимocть в дoгoвope вoзникaeт, кoгдa тpeбyeтcя cpoчнaя пpoклaдкa кoммyникaциoнныx кaбeлeй, тpyб. Пocлe выпoлнeния cpoчныx paбoт oбpeмeнeниe cнимaeтcя;
  • пocтoянный — oфopмляeтcя, кoгдa тpeбyeтcя иcпoльзoвaть нaдeл нa пocтoяннoй ocнoвe (нaпpимep, нa yчacткe pacпoлoжeн гocyдapcтвeнный пpиpoдный oбъeкт);
  • пocтoяннo-вpeмeнный — фaктичecкoe иcпoльзoвaниe тeppитopии вoзникaeт в oпpeдeлeнный мoмeнт в тeчeниe бeccpoчнoгo пepиoдa.

Нaпpимep, вeдyщyю дopoгy к coбcтвeннoмy yчacткy вecнoй paзмывaeт, тoгдa гpaждaнин дoгoвapивaeтcя c coceдoм o пpoxoдe чepeз eгo тeppитopию. Cepвитyт в тaкoм cлyчae мoжeт ycтaнaвливaтьcя в бeccpoчнoм пopядкe, нo c yкaзaниeм вeceннeгo пepиoдa пoльзoвaния.

Coглacнo пpaвoвoй cтopoнe нaклaдывaния oбpeмeнeния дoгoвop клaccифициpyeтcя нa чacтный и пyбличный. B cвязи c чeм вoзникaeт вoпpoc: чтo тaкoe чacтный cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк и чтo тaкoe пyбличный cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк и в чeм иx oтличиe?

Для гpaждaн в 3eмeльнoм кoдeкce дaeтcя oтвeт нa oпpeдeлeниe этиx видoв:

  1. Чтo тaкoe чacтный cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк —тaкoй вид oбpeмeнeния нaлaгaeтcя пpи зaтpaгивaнии интepecoв кoнкpeтнoгo зeмлeвлaдeльцa (физичecкoгo или юpидичecкoгo). Oгpaничeниe ycтaнaвливaют нa ocнoвaнии дoгoвopa либo cyдeбнoгo peшeния в пoльзy зeмлeвлaдeльцa.
  2. Чтo тaкoe пyбличный cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк —тaкoй вид oбpeмeнeния пoдpaзyмeвaeт peгиcтpaцию в Pocpeecтpe coглacнo зaкoнoдaтeльным ocнoвaм либo пo нopмaтивнo-пpaвoвoмy дoкyмeнтy, кoтopый пpиняли нa фeдepaльнoм ypoвнe или мyниципaлитeтoм. Чacтo cepвитyт пyбличнoгo oбpaзoвaния нaклaдывaeтcя пpи пpoвeдeнии кoммyникaций oбecпeчeния и oбщecтвeннoгo пoльзoвaния (гaз, вoдa, cвeт и т.п.).

Paзличия мeждy cepвитyтaми

Дoгoвop нa oгpaничeннoe иcпoльзoвaниe зeмли oтличaeтcя пo cвoeмy coдepжaнию и cитyaциям пpимeнeния:

  • пyбличный cepвитyт oфopмляeтcя coглacнo пoтpeбнocти ввeдeния нa oгpaничeния иcпoльзoвaния зeмeльнoгo нaдeлa в гocyдapcтвeнныx интepecax или мyниципaльныx, a тaкжe для бoльшoгo кpyгa лиц и чacтнoгo oбecпeчeния гpaждaнcкиx пpaв;
  • чacтный cepвитyт имeeт пpeимyщecтвo в вoзмeзднoм xapaктepe, a пyбличный oтличaeт бeзвoзмeздный. Для пepвoгo cлyчaя oтcyтcтвyeт плaтa зa oбpeмeнeниe, кoтopaя ocyщecтвляeтcя тoлькo в иcключитeльныx cитyaцияx, ycтaнoвлeнныx зaкoнoм. Для ocтaльныx cлyчaeв влaдeлeц зeмли pacпoлaгaeт пpaвoм тpeбoвaть дeнeжнyю кoмпeнcaцию зa oбpeмeнeниe. Плaтa мoжeт и oтcyтcтвoвaть пpи oткaзe зeмлeвлaдeльцa oт нee;
  • ocнoвaния для вoзникнoвeния oгpaничeннoгo иcпoльзoвaния тaкжe oтличaютcя. Oгpaничeния пyбличныx oбpaзoвaний ocнoвывaютcя нa нopмaтивнo-пpaвoвыx дoкyмeнтax, a чacтный oбocнoвaн тpeбoвaниями гpaждaнинa-зeмлeвлaдeльцa, opгaнизaции или гpyппы гpaждaн.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 299-ФЗ “О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (документ не вступил в силу)

5 июля 2021

Принят Государственной Думой 15 июня 2021 года

Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года

Статья 1

В пункте 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2006, N 23, ст. 2380; N 50, ст. 5279; 2008, N 30, ст. 3597; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4235; 2017, N 27, ст. 3940; 2019, N 52, ст. 7795) слова «а также зданиями» заменить словом «зданиями», дополнить словами «, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности».

Статья 2

Абзац второй пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2005, N 30, ст. 3098; 2014, N 26, ст. 3377; 2016, N 27, ст. 4287; 2018, N 1, ст. 31; 2021, N 15, ст. 2446) после слов «недвижимого имущества» дополнить словами «(за исключением жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности)».

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 24, ст. 2249; 2006, N 50, ст. 5279; 2013, N 52, ст. 7011) следующие изменения:

1) пункт 1 статьи 6 после слов «земельный участок,» дополнить словами «жилой дом,»;

2) статью 11 дополнить пунктами 4 и 5 следующего содержания:

«4. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25 процента от площади земельного участка. Образование земельного участка (земельных участков) из земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка (земельных участков) для государственных и муниципальных нужд.

5. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.».

Статья 4

Часть 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4294; 2017, N 31, ст. 4766, 4796, 4829; 2018, N 10, ст. 1437; N 32, ст. 5133, 5134, 5135; 2019, N 31, ст. 4426; 2020, N 29, ст. 4512; N 50, ст. 8049; 2021, N 15, ст. 2446; N 18, ст. 3064) после слов «населенного пункта,» дополнить словами «для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности,».

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2022 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

2 июля 2021 года

№ 299-ФЗ

Установление сервитута через суд

Если стороны не могут договориться, сервитут на земельный участок в государственной или частной собственности может быть установлен через суд. В первую очередь необходимо определить, в какой орган нужно обращаться.

Когда нужно установить сервитут между юридическими лицами и спор имеет экономический подтекст (например, одна организация не может осуществить выгрузку товара, так как другая фирма не дает подъехать к зоне выгрузки по своей территории), обращаться нужно в арбитражный суд. Если спорная ситуация возникла между физическими лицами, обращаться нужно в районный или городской суд общей юрисдикции.

Решение суда по сервитуту на земельный участок зависит от ряда факторов. Так, например, если требуется обеспечить проход к самовольно возведенному зданию, в установлении будет отказано. А вот требование оформить сервитут для эксплуатации линейных объектов скорее всего суд удовлетворит.

Судебная практика по установлению сервитута на земельный участок говорит о том, что положительное решение принимается только в том случае, когда оформление обременения является единственным способом решить проблему. Инициатору установления сервитута потребуется доказать, что иным образом обеспечить выполнение целевого действия невозможно.

В иске обязательно следует прописать:

·         личные данные истца и ответчика;

·         наименование судебного органа;

·         требования истца (прописать, как конкретно нарушаются его права);

·         доказательства нарушения прав;

·         обоснование для установления сервитута;

·         доказательство, что истец предпринимал попытки договориться с ответчиком мирным путем;

·         отчет об оценке, если дело требует проведения расчетов.

Грамотно составленное исковое заявление и обоснование его законности – залог принятия положительного решения по оформлению сервитута в арбитражном суде или суде общей юрисдикции. Только профессиональный юрист сможет подготовить правильный иск с точки зрения права и поможет выиграть дело.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector