Что такое земли водного фонда?
Содержание:
- Что разрешено и что запрещено?
- Безопасность
- Какой установлен правовой режим?
- Как перевести в другую категорию
- Собственность объектов водного фонда
- Виды территорий
- Что представляет собой договор о временной передаче права собственности на водный объект
- Общая характеристика правового режима земель водного фонда
- Организации и граждане как субъекты прав водопользования
- Субъекты и объекты земельных правоотношений
- Особенности и классификация
- Что можно и нельзя делать на водных территориях
Что разрешено и что запрещено?
В статьях Водного кодекса определены основные понятия охраняемых водных зон, характерных объектов и хозяйств с установлением особого правового режима. В пределах каждой такой территории осуществляется соответствующая деятельность по фактическому сохранению и проведению необходимой очистки учётного ресурса, включая в себя совершенствование технологий, чистку поверхностей, контроль эксплуатации и многое другое. Ссылаясь на это, можно назвать деятельность, которая в охраняемых зонах категорически запрещена. Запрещено:
- Использовать стоки для водного снабжения почвы;
- Размещать отходники, отстойники, кладбища, скотомогильники;
- Осуществлять авиационно-химические опыления;
-
Организовывать нерегулируемое движение транспорта, стоянки, если для этого нет специально оборудованных мест;
- Размещать горючие, смазочные вещества, ремонтировать и мыть транспортные средства;
- Нелегально устанавливать и эксплуатировать судостроительные организации, неутверждённые верфи, сооружения внутреннего водного пути;
- Хранить и использовать полезные ископаемые;
- Незаконно добывать полезные ископаемые;
- Организовывать свалки;
- Вести некоторые виды хозяйственной деятельности.
В свою очередность, земли, относящиеся к земельному водному фонду, разрешено использовать для проектирования, последующего ведения строительства, эксплуатации разрешённого хозяйственного и иного сооружения, если оно оснащено специальным оборудованием, а именно:
- Центральной канализацией;
- Системой водоотвода;
- Техникой для сбора отхода и фильтрования сточной воды.
Безопасность
Безопасность на водных объектах в зимний период обеспечивает полное соблюдение соответствующих правил. Осенний лёд крайне непрочен до тех пор, пока не наступят устойчивые морозы. Вечером и ночью он может выдержать некоторую нагрузку, а днём быстро нагревается от талой воды, которая просачивается вглубь, делая лёд пористым и слабым, несмотря на толщину. В этот период он бывает причиной травматизма и даже гибели людей.
Водоёмы замерзают весьма неравномерно, сначала у берегов, на мелководье, затем на середине. Озёра, пруды, где вода стоячая, и особенно если в водоём не впадают ручьи, в нём нет русла реки или подводных ключей, замерзают быстрее. Течение всегда сдерживает образование льда. Безопасная толщина для одинокого человека – семь сантиметров, для катка – не менее двенадцати сантиметров, для пешей переправы – от пятнадцати сантиметров, для автомобилей – не менее тридцати. Если человек всё-таки провалился сквозь лёд, то при температуре 24 градуса по Цельсию он может находиться в воде до девяти часов без вреда для здоровья, но лёд при такой температуре – это большая редкость. Обычно она от пяти до пятнадцати градусов. В такой ситуации человек может выжить четыре часа. Если температура до трёх градусов, смерть наступает через пятнадцать минут.
Какой установлен правовой режим?
Правовой режим земель водного фонда устанавливается Земельным и Водным Кодексами, ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне РФ», водной стратегий РФ на период до 2021 года.
Правовой режим больше связан с охраной таких объектов, чем с их использованием.
Порядок использования и охраны земель водного фонда строго регламентирован. Нецелевое использование объектов влечёт привлечение виновного лица к административной ответственности, о чем расскажем далее.
Право собственности
Особо остро стоит вопрос о том, кому принадлежат земли водного фонда. Являясь достоянием всей страны, логично было бы, если бы эти земли принадлежали всем гражданам. Но по факту это не так, у земель водного фонда особый правовой режим владения.
Субъекты РФ, отдельные города, юридические лица и граждане могут иметь в собственности только обособленные водные объекты. Это искусственные непроточные водоемы, имеющие небольшую площадь, но не имеющие связи с другими поверхностными водными объектами. Проще говоря – это пруды и обводнённые карьеры.
По ГОСТу 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» пруд – это мелководное водохранилище с площадью менее 1 квадратного километра.
Если земля, на которой расположен пруд или обводнённый карьер, находится на территории двух или более субъектов РФ, она является федеральной собственностью РФ.
То сути право частной собственности на водный объект возникает и исчезает одновременно с правом собственности на землю, они друг от друга не отчуждаемы.
Приватизация земель водного фонда запрещена в пределах береговой полосы, установленной Водным Кодексом страны. Это положение указано в п. 8 ст. 27 Земельного Кодекса.
Разрешённое и запрещённое использование
Поверхностные водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, могут использоваться всеми гражданами, но только по назначению. По договору частным лицам они могут передаваться в долгосрочное или краткосрочное пользование. При этом права их ограничены водными сервитутами. То есть объекты используются для прохождения судов или прогона скота.
В водоохранных зонах допускается проектирование, строительство и использование специальных сооружений, если они оснащены центральной канализацией, системой отвода сточных вод и сооружением для сбора отходов.
Отчуждать водные объекты без земельных участков законодательство запрещает. Кроме того запрещено на особо охраняемых землях водного фонда:
- Пахать землю.
- Производить вырубку деревьев сверх установленных норм санитарных нужд.
- Организовывать животноводческие фермы.
- Размещать кладбища или скотомогильники.
- Использовать ядохимикаты и удобрения.
- Устраивать автостоянки, заправки и мойки автомобилей.
- Организовывать сбор и хранение мусора.
Нельзя разделить земельный участок, на котором располагается водный объект, если для этого придётся делить пруд или обводнённый карьер.
Такие водные объекты имеют и особое налогообложение. На 2021 год не являются объектом налогообложения только участки в землях водного фонда, которые ограничены в обороте и заняты водными объектами, находящимися в государственной собственности. Те же объекты, которые принадлежат юридическим или физическим лицам, подлежат налогообложению в установленном законом порядке.
Как перевести в другую категорию
Для водного, лесного фонда и земель запаса установлены в законодательстве отдельные правила, применяемые в случае перевода указанных категорий в другие. Говоря о правовом режиме таких участков, нужно отметить, что он определяется в зависимости от того, каково максимальное количество объектов находится на указанной территории. При этом на эти строения устанавливается правомочие собственности органов государственной власти. Это предусматривает то, что частные лица и предприятия, муниципальные органы могут владеть небольшими участками водоемов и наделами, которые прилегают к нему
Важно обратить внимание на то, что данный факт должен подтверждаться при помощи официальной документации
В законодательстве отражена возможность относительно того, что водные объекты могут быть отчуждены. В данной ситуации предусматривается действие принудительного порядка. К примеру, это происходит, когда участки прибрежного типа находятся в собственности разных субъектов. Эти объекты имеют особенность, которая заключается в том, что отдельно друг от друга они не могут существовать.
ВАЖНО !!! Положения закона, разработанного на федеральном уровне, под № 172, указывают, что надел, который по документам принадлежит негосударственной организации, может на законных основаниях изыматься. В данной ситуации реализуется перевод одной категории использования в другую
К примеру, можно сказать, что это происходит, если на официальном уровне земельный надел не имеет отношения к водному фонду. Это указывает на то, что государство может отнести надел к таким объектам, если возникает необходимость. Важно понимать, что в законах отражены правила о выплате гражданину компенсации, если произошло принудительное изъятие собственности
В данной ситуации реализуется перевод одной категории использования в другую. К примеру, можно сказать, что это происходит, если на официальном уровне земельный надел не имеет отношения к водному фонду. Это указывает на то, что государство может отнести надел к таким объектам, если возникает необходимость
Важно понимать, что в законах отражены правила о выплате гражданину компенсации, если произошло принудительное изъятие собственности
Прежде чем принять такое решение, обязательно собственнику направляется уведомление.
Собственность объектов водного фонда
Субъектами в данном случае могут выступать:
- Российская Федерация,
- Отдельные ее субъекты,
- Муниципальные образования,
- Физические лица, использующие землю и водные поверхности для собственных нужд,
- Юридические лица, использующие землю и водный фон для предпринимательской деятельности, при наличии специальной лицензии.
Все водные объекты, а также земли из водного фонда относятся к федеральной собственности.
Административные образования, физические и юридические лица имеют отдельные права на обособленные водные объекты. К водному фонду субъектов Российской Федерации относят только те водные территории, которые полностью располагаются в рамках данного субъекта и не принадлежат собственности федеральной.
К частной собственности относят объекты, которые располагаются на небольшой площади, не примыкают к другим водным объектам, не имеют протоков, являются замкнутыми и обособленными.
Виды территорий
Важным моментом является разделение земель фонда на две значительные группы.
- К первой относятся земельные площади общего пользования. Субъекты прав на них – это и государство, и местные органы управления. Например, участок может находиться в собственности муниципальной или федеральной власти.
- Вторая группа – участки, которые государство взяло под свою охрану. Это площади, где всегда работают объекты технического типа, объекты культурного или эстетического вида, научного, рекреационного. Технические сооружения на охраняемых территориях водного фонда осуществляют работы по изучению воды, ее водозабору для различных целей.
На территориях общего пользования можно осуществлять разные виды деятельности, использовать для бытовых нужд многих людей. Но на такой земле юридическое лицо не может использовать водный объект в своих коммерческих целях.
В противоположность этому физические лица согласно ВК должны иметь и беспрепятственный и постоянный доступ к землям фонда.
Также существует разделение земель с учетом того, находятся на них водные объекты или нет. Категория площадей без объектов также достаточно обширная, она включает угодья сельскохозяйственного назначения, площади с древеснокустарниковой растительностью, с дорожными полотнами, территории для застроек.
Различаются земли фонда еще по нескольким признакам. Так, включаются в эту категорию и те площади, которые заняты территориальными водами страны или морскими внутренними водами.
Что представляет собой договор о временной передаче права собственности на водный объект
Договор, заключаемый ради дальнейшего использования акваторий, с точки зрения гражданско-правового законодательства очень напоминает сделку, которая применима в случаях, связанных с взятием в аренду участков земли.
Правом собственности по отношению ко всем водным площадям страны наделена Российская Федерация. Лишь с позволения государства может быть произведена передача данного права другому лицу
Конечно же, земля – иная правовая субстанция, и она может принадлежать как государству, так и физическому, юридическому и прочим лицам. Поэтому, следует ожидать, что должны существовать особые правила для водных объектов, передающихся в использование, отличающиеся от перечня правил, актуальных для земельных наделов.
Если вы временно обрели статус владельца водоема, то не имеете право препятствовать в дальнейшем передвижению по нему только исходя из того, что владеете данной собственностью
Общая характеристика правового режима земель водного фонда
Как и в случае с лесным фондом, правовой режим земель водного фонда определяется интересами охраны и рационального использования вод. Земли юридическиЛсоставляют единство с покрывающими их водами, и соответственно земельные отношения неразрывны с водными. Правовой режим земель водного фонда определяется как земельным, так и водным законодательством. Основное место в системе этого законодательства занимает принятый в 1995 г. Водный кодекс РФ.
Водные объекты могут находиться только в государственной собственности. Передача водных объектов, относящихся к государственной собственности, в собственность муниципальных образований, граждан и юридических лиц не допускается. Невозможны приватизация водных объектов, в том числе земель водного фонда, а также совершение других сделок, влекущих их отчуждение.
Отношения государственной собственности на водные объекты — пример наиболее противоречивого подхода к регулированию этих отношений. Водные объекты делятся на принадлежащие на праве собственности РФ (федеральная собственность) и принадлежащие на праве собственности субъектам РФ (собственность субъектов РФ). В соответствии со ст. 36 Водного кодекса к федеральной собственности могут быть отнесены поверхностные водные объекты федерального значения, включая те, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов РФ; водные объекты, предназначенные для удовлетворения общегосударственных нужд, и некоторые другие. В собственности субъектов РФ находятся водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности. Для признания водного объекта федеральной собственностью требуется вынесение по каждому водному объекту либо перечню водных объектов решения Правительства РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ. Право государственной собственности субъекта РФ устанавливается решением органов исполнительной власти такого субъекта по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Решением Правительства РФ утвержден перечень судоходных водных путей, отнесенных к федеральной собственности.
Одновременно ст. 67 Конституции РФ предусмотрено, что территорию РФ составляют территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Из смысла статьи ясно, что как внутренние воды, так и территориальное море не являются территорией субъектов и соответственно не являются субъектной собственностью. Таким образом, можно поставить под сомнение вообще конституционность статей Водного кодекса о собственности субъектов РФ и признать нецелесообразными все попытки разграничить государственную собственность на воды. По Конституции РФ, внутренние воды и территориальное море — федеральная собственность. Кроме того, смысл разграничения вообще непонятен, если учитывать, что, независимо от права собственности на тот или иной водный объект, функции управления осуществляются взаимосвязанно органами РФ и органами субъектов РФ.
Пользование землями водного фонда является платным. Форма платежа — земельный налог.
Государственное управление в области использования и охраны вод, включая земли водного фонда, возложено на МПР России, которое выполняет свои функции непосредственно и через территориальные органы — бассейновые водохозяйственные управления и территориальные комитеты. В функции МПР России входят выдача лицензий на водопользование, принятие схем комплексного использования и охраны водных объектов, разработка совместно с другими ведомствами нормативов предельно допустимых вредных воздействий, ведение мониторинга, государственного водного кадастра, осуществление государственного контроля. Для выполнения возложенных контрольных функций государственные инспектора по контролю за использованием и охраной вод наделены необходимыми полномочиями. Контроль за водопользованием во внутренних морских водах и территориальном море осуществляется специализированной морской инспекцией.
Организации и граждане как субъекты прав водопользования
Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.
Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок до 3 лет, право долгосрочного пользования — от 3 до 25 лет. Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке.
Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного сервитутов. Каждый может пользоваться водным объектом общего пользования и иным водным объектом, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервиту- ты могут устанавливаться и на основании судебного решения.
Водопользователи при использовании водных объектов имеют право:
- осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством Российской Федерации;
- получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;
- осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством Российской Федерации. Водопользователи обязаны:
- рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;
- не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружаю — щей природной среде;
- не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;
- содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;
- информировать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях;
- своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов;
- выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;
- вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняю — щих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами и представлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки специально уполномоченному государственному органу управления использованием и охраной водного фонда, а по подземным водам — также в орган управления использованием и охраной недр;
- своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами. В настоящее время действует ФЗ от 6 мая 1998 г. «О плате за пользование водными объектами».
Плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или. устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Плата за пользование водными объектами в целях осуществления забора (добычи) воды из подземных источников производится по законодательству о недрах.
Объектом платы признается пользование водными объектами в целях:
- осуществления забора воды из водных источников; удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде; использования акватории водных объектов для лесосплава без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организации рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;
- осуществления сброса сточных вод в водные объекты. Не взимается плата за пользование водными объектами в целях:
- забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварии;
- забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, центрального водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан. Льгота действует до 1 января 2003 г.
Закон предусматривает еще десять случаев, когда не взимается плата за пользование водными объектами.
Субъекты и объекты земельных правоотношений
26.04.2016 16:40
Кропоткинский отдел
Субъекты земельных правоотношений. Субъекты земельных правоотношений, т.е. носители прав и обязанностей в этих отношениях, согласно законодательству: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные компетенцией по регулированию земельных отношений, физические и юридические лица, а также иные субъекты права.
Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут выступать участниками земельных правоотношений, прежде всего, в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и в собственности субъектов РФ.
Земли могут находиться в собственности муниципальных образований, т.е. быть объектами муниципальной собственности. Поэтому органы местного самоуправления также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Эти органы наделены довольно широкими полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому могут быть субъектами земельных отношений в сфере управления использованием и охраной земель, а также иных.
Что касается органов государственной власти, то они являются субъектами правоотношений обычно в сфере управления рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной (государственной и муниципальной), так и в частной собственности, а также в сфере охранительных земельных правоотношений.
Юридические лица могут обладать земельной правоспособностью, т.е. правом на получение земельного участка для использования его в целях, предусмотренных законом. Правоспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. По общему правилу, юридические лица становятся участниками земельных правоотношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них конкретных прав на землю.
Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридических лиц на земельные участки в зависимости от вида его организационно-правовой формы.
Субъекты земельных отношений — граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданами РФ являются лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с Законом РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 6 февраля 1995 г.). Иностранным гражданином считается лицо, которое обладает гражданством иностранного государства и не имеет гражданства РФ, а лицом без гражданства — тот, кто не принадлежит к гражданству РФ и не имеет доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Иностранным считается юридическое лицо, учрежденное за пределами России.
Объекты земельных правоотношений. Общим объектом земельных правоотношений является земля как определенная часть земной поверхности. Это определенная территория — пространственная сфера деятельности использующего ее лица. На ней могут возводиться здания, строения и сооружения. Земля может также использоваться как средство производства для выращивания плодовых деревьев, кустарников, леса и других растений.
В зависимости от вида земельных правоотношений их объектом могут быть определенная категория земель, их часть. Например, объектами земельных правоотношений могут быть земли лесного фонда и земли водного фонда. Лесное и водное законодательство предусматривает право общего лесопользования и право общего водопользования, т.е. право граждан свободно пребывать в лесах и общедоступно, открыто пользоваться водными объектами для купания, рыбной ловли и т.п. целей. Таким образом, земли этих категорий могут использоваться физическими лицами в любое время и без каких-либо разрешений.
Непосредственным объектом земельных правоотношений является земельный участок. Для того чтобы земельный участок был признан объектом земельных правоотношений, он должен быть индивидуализирован, т.е. должны быть определены его размер, границы и местоположение.
Особенности и классификация
Правила использования, воспроизводства и охранения земель, относящихся к лесному и водному фондам, регулируется Лесным и Водным кодексами РФ, иными нормативными законодательными актами лесного и водного законодательства, а также локальными актами местного самоуправления.
Земли лесного фонда
К землям лесного фонда принято относить территории, покрытые лесной растительностью и не относящиеся при этом к землям других категорий.
Все земли лесного фонда в РФ принадлежат государственным, региональным или муниципальным исполнительным органам власти и могут выдаваться юридическим или физическим лицам только в пользование без права продажи или покупки участков, относящихся к лесному фонду.
В лесной фонд входят:
- Наделы, покрытые лесной растительностью;
- Наделы, предназначенные для восстановления лесной растительности после вырубки или пожара;
- Наделы, предназначенные для покрытия лесной растительностью в связи с государственными планами такого покрытия.
При этом вышеперечисленные наделы должны обязательно находиться на территории лесного фонда, то есть в такой фонд не входят:
- Лесные насаждения на землях для обороны;
- Леса в черте городских поселений;
- Древесная растительность на сельскохозяйственных и других землях.
Граждане имеют право находиться в лесах свободно и бесплатно, а также осуществлять сбор и употребление в пищу дикорастущих ягод, грибов и других лесных ресурсов, согласно п. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ.
По целевому назначению земли лесного фонда подразделяются, в соответствии со ст. 10 ЛК РФ, на три категории:
- Защитные леса;
- Эксплуатационные леса;
- Резервные леса.
Эксплуатационные леса используются как источник древесины различных пород как государственными, так и частными предприятиями.
Резервные леса не подлежат подобному использованию и включают в себя особо ценные насаждения или заповедные территории. Защитные леса призваны защищать от выветривания и расползания плодородные слои почвы.
Земли водного фонда
К землям водного фонда относят территории рек, озёр, прудов, и прочих водоёмов, расположенных на территории РФ с прилегающими к ним территориями.
Водные территории не делят на участки, такие территории создаются в своих естественных или искусственно созданных границах (берегов), заключающих в себе акваторию — единицу водного пространства, согласно ст. 1 Водного кодекса РФ.
В земли водного фонда входят территории:
- Покрытые поверхностными водами;
- Занятые гидротехническими сооружениями различного назначения;
- Граничащие с водными объектами.
Важно знать, что земли, граничащие с водными объектами, подлежат охране как земли водного фонда, поэтому земельные наделы для дачного или индивидуального строительства, расположенные достаточно близко к берегам рек и озёр (ближе 50 метров), невозможно приобрести в собственность, разрешена только долгосрочная аренда. Основным целевым назначением земель водного фонда является обеспечение за счёт ресурсов водоёмов следующих нужд:
Основным целевым назначением земель водного фонда является обеспечение за счёт ресурсов водоёмов следующих нужд:
- Бытовых;
- Пищевых;
- Промышленных;
- Рыбохозяйственных;
- Энергетических;
- Транспортных.
К вышеперечисленным нуждам относятся разведение и охрана различных пород рыб, забор воды для пожарно-питьевого запаса, а также использования водных территорий для водного транспорта.
Важнейшей областью использования водных ресурсов является эксплуатация гидроэлектростанций.
Все граждане РФ, согласно п. 2 ст. 6 Водного кодекса РФ, вправе иметь свободный доступ к водным объектам и использовать их для своих нужд, не противоречащих принципам охраны природы.
Что можно и нельзя делать на водных территориях
Пользоваться водными объектами можно только в соответствии с законом. Каждый тип объекта имеет список разрешённых типов использования, характерных для конкретной территории.
Есть три пояса территории по возможностям её использования:
строгий режим – земля вокруг гидротехнических сооружений и источников обеспечения водой. Находиться на этой территории может только собственник (обычно – представитель муниципалитета, осуществляющий контроль над объектом);
зона ограничения – территория прибрежной полосы. Строительство объектов возможно лишь после получения санитарного разрешения;
зона наблюдения – близкая к воде территория
Здесь повышенное внимание уделяется контролю за санитарно-эпидемиологическим и экологическим состоянием: чтобы в воду не попали источники заражения или загрязнения, которые скажутся на благосостоянии граждан.
Административная и даже в некоторых случаях уголовная ответственность предусмотрена за следующие виды запрещённого использования водных ресурсов:
- проникновение на запрещённую зону (особо охраняемая);
- пахота в водоохранной зоне;
- несанкционированная вырубка леса;
- устройство скотомогильников, кладбищ и иных объектов, создающих эпидемиологическую угрозу;
- ведение фермерского хозяйства;
- загрязнение территории ядовитыми химическими соединениями, в том числе, удобрениями;
- загрязнение или нарушение функционирования подземных вод;
- организация сброса ядов в воду.
Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических правил использования водоохранной территории возлагается на:
- самих граждан-водопользователей;
- муниципалитеты;
- региональные и федеральные службы мониторинга.
Содержание водных ресурсов в чистоте и экобезопасности – первостепенная задача для государства, так как чистая вода относится к жизненно-важным ресурсам. Потеря источника пресной воды зачастую оказывается невосполнимой, а внедрение в морские экосистемы может обернуться экологической катастрофой региона.