Обоснование цены договора стало обязательным для заказчиков, работающих по закону № 223-фз

По 223-ФЗ можно заключать только возмездные договоры

Наряду с возмездными договорами, Гражданским кодексом предусмотрено заключение и безвозмездных. Однако в рамках закона 223-ФЗ можно заключать только возмездные соглашения. Любой документ, который предусматривает безвозмездную передачу или обмен, не будет признан договором в рамках закупочной деятельности. Например, договор дарения, бартера или мены. Правило простое: раз нет расходования денежных средств, значит, процедура не может быть признана закупкой.

Специалисты не рекомендуют злоупотреблять бартерными сделкам заказчикам, которые должны закупаться по 223-ФЗ

Такое право у них есть, но стоит понимать, что каждый раз, когда оно реализуется, организация приковывает к себе пристальное внимание контролирующих органов. Также возникнут вопросы и к контрагентам, с которыми осуществляется бартер

Заказчика могут обвинить в том, что он нарушает антимонопольное законодательство, уходя от проведения торгов. А это может повлечь очень неприятные последствия.

Как отчитаться по квотированию в соответствии с ПП №2013?

В настоящее время требований о формировании отчетности о выполнении минимальной доли закупок российских товаров по ПП №2013 нет.

Однако с 01 октября 2021 года вступает в силу п.1 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением ПравительстваРФ от 27 мая 2021 г. №814. Он дополняет  Положение о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 908 новым приложением «Сведения о договорах, заключенных в 20__ г. по результатам закупок товаров, работ, услуг». Данное приложение является новым ежемесячным отчетом, который необходимо будет размещать заказчикам по Закону №223-ФЗ. Исходя из структуры отчета, в него включаются:  

– информация о заказчике;

– сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг

– сведения о закупках товаров российского происхождения, в том числе товаров, поставленных при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг

– сведения о закупках товаров российского происхождения, в том числе товаров, поставленных при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг за 20__ год.

Закон, регламентирующий рамочный договор

Основные положения о рамочном договоре прописаны в ст. 429.1 ГК РФ.

Как применяется в закупках по 44-ФЗ?

Согласно ч. 2 ст. 34 44-ФЗ цена контракта является твердой и неизменной величиной, и указывается на весь срок исполнения обязательств.

В ч. 18 ст. 34, пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ говорится, что количество и объем ТРУ (товаров, работ, услуг) являются существенными неизменными условиями.

Изменение этих условий допустимо в пределах 10 %, а также в пределах разницы между ценой исполнителя и НМЦК (начальной максимальной цены контракта) в случае, указанном в ч. 18 ст. 34 44-ФЗ.

В п. 2 ст. 42 44-ФЗ упоминается о специальном правиле, которое можно применять в некоторых контрактах, когда невозможно установить объем работ либо услуг. Это следующие категории:

  • работы по техническому обслуживанию и ремонту техники и оборудования;
  • услуг: связи, юридические, медицинские, образовательные, общественного питания, переводчика, грузоперевозок, гостиничных, по проведению оценки.

В таких договорах допускается указание в извещении цены запчастей, цены за единицу услуги или работы и условия об оплате за фактически выполненные обязательства. А также возможно включение в закупочную документацию графика выполнения работ.

Если срок договора закончился, а обязательства выполнены не в полной мере, стороны вправе расторгнуть контракт или засчитать фактически выполненные работы.

Заключается ли в рамках 223-ФЗ?

Вопрос неоднозначный, многие специалисты спорят на эту тему.

Одни придерживаются точки зрения, что заключать такое соглашение в рамках конкурентных процедур по 223-ФЗ невозможно. Они объясняют это тем, что в извещении по корпоративной процедуре обязательно нужно указывать предмет, цену, объемы поставки согласно ч. 9, 10 ст.4 223-ФЗ.

Если данные сведения не внести в документацию, то это будет нарушением законодательства и приведет к штрафам со стороны контролирующих ведомств.

Другие специалисты говорят, что законодательством не установлен запрет и рамочный договор по 223-ФЗ можно заключать при соблюдении определенных условий в отношении долгосрочного сотрудничества с исполнителями.

Если требуется осуществить ряд самостоятельных закупок товаров, работ и услуг, каждая из которых не будет выходить за пределы обозначенного лимита, заказчик может заключить “рамочник” с конкретным поставщиком.

Впоследствии каждая конкретная закупка подлежит конкретизации в рамках отдельных закупок, в процессе которых стороны могут изменять существенные условия сделки:

  • цены товаров, работ и услуг;
  • количество закупаемых единиц;
  • условия поставки или выполнения работ, а также иные положения.

Каких закупок касается квотирование?

Непосредственно ПП №2013 не содержит ссылок на Постановление Правительства РФ от  16  сентября 2016 г. N 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами”, которое применяется только в конкурентных закупках и, следовательно, никак не ограничивает способы  определения поставщика. Таким образом, ПП №2013 применяется при любых способах закупки: и при конкурентных закупках, и при закупках у единственного поставщика. Вывод о том, что заказчики выполняют минимальную долю закупок отечественной продукции, в том числе путем осуществления конкурентных и неконкурентных закупок подтвердил Минфин РФ в письме от 15 января 2021 г. N 24-03-07/1390.

Существенные условия

Именно такие условия делают договор юридически значимым. В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса, к таковым относятся условия, перечисленные в законах и иных нормативных актах для договоров данного типа. Кроме того, существенными являются те условия, достигнуть соглашения по которым считает нужным одна из сторон договора. Это означает, что любое условие, названное в договоре существенным, будет являться таковым.

Что касается мнения контролирующих органов в сфере закупок, то они склонны считать существенными любые условия, которые стороны включили в договор. Логика тут простая: если бы стороны не посчитали нужным прийти к соглашению относительно этого условия, то они бы включать его в текст не стали. А значит, это условие существенное.

Извещение о проведении запроса котировок

Состав извещения о проведении закупки путём запроса котировок в электронной форме:

  1. Адрес электронной площадки;
  2. Сведения о заказчике, специализированной организации;
  3. Краткое изложение условий контракта, содержащее:
    • Наименование и описание объекта закупки;
    • Информацию о количестве;
    • Информацию месте поставки;
    • Сроках доставки товара, выполнения работы или оказания услуги,
    • НМЦК;
    • Источнике финансирования;
    • В случаях, установленных Правительством по ч.2 ст.34, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта;
    • В случае ч.24 ст. 22 закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги и начальная сумма цен единиц и максимальное значение цены контракта.
  4. Идентификационный код закупки;
  5. Используемый способ определения поставщика;
  6. Размер обеспечения исполнения контракта, требования и порядок предоставления (при наличии).

В случае, если начальная цена указана в диапазоне от 500 тыс. до 3 млн. рублей, то обеспечение исполнения контракта должно быть установлено.

Ограничения в определении поставщика. В запросе котировок устанавливается информация о запретах и ограничениях допуска, об условиях допуска иностранных государств. Необходимо помнить о том, что часть номенклатуры товаров входит в нормативные акты по национальному режиму. Стоит отдельно отметить, что на закрытой площадке Гособоронзаказа АСТ ГОЗ запросы котировок по 44-ФЗ не проводятся.

Заказчик имеет право установить возможность одностороннего отказа от исполнения контракта.

Требования к участникам. Согласно ст.31 ч.1, заказчик с 1 апреля 2021 года вправе требовать в составе заявки от участника предоставления лицензии, подтверждающей возможность этого участника оказывать услуги, которые на территории Российской Федерации требуют лицензирования.

К извещению заказчиком прикладывается проект контракта и обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Есть ли штрафы за невыполнение квоты?

Прямой ответственности нет и, полагаем, что она не может быть установлена, так как причины не выполнения квоты не всегда зависят от заказчика. Например, заказчик в отчетном году не закупал квотируемые товары у единственного поставщика, а закупал исключительно через проведение  конкурентных закупок, которые выигрывали поставщики с иностранным товаром.

Но это не значит, что ПП №2013 не нужно применять. По имеющейся информации, крупным заказчикам, в первую очередь хозяйственным обществам с долей государственного участия более 50% уже направлены директивы с требованием исполнять ПП №2013. Возможно, такие указания будут направлены и в адрес государственных компаний и государственных корпораций.

Нюансы порядка заключения договора

Порядок заключения договора и его исполнения должен быть отражен в Положении о закупке. Заказчик не может осуществлять действия, которые не предусмотрены этим документом.

Целесообразно расписать порядок заключения договора как можно более подробно, включая действия каждой из сторон. Иначе у поставщика, выигравшего закупку, может появиться возможность безнаказанно уклониться от подписания договора. Специалисты рекомендуют прописывать в Положении права и обязанности сторон, возникающие в процессе заключения договора

Важно предусмотреть состав комплекта документов, который направляется в рамках заключения договора, а также правила и сроки направления. Эти параметры заказчик устанавливает сам

В плане способа доставки документов наиболее надежными традиционно считаются личное вручение или отправка почтой с уведомлением. Закачку важно удостовериться, что направленные им документы приняты уполномоченным лицом поставщика — только так он может подтвердить, что в полном объеме исполнил свои обязанности.

Ответ

В соответствии с изменениями в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», установленными Федеральным законом от 05.04.2021 N 86-ФЗ, в положение о закупках следует внести следующие изменения:

1) положение о закупке в числе прочего должно содержать порядок определения и обоснования:

  • начальной (максимальной) цены договора,
  • цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора.

   2) В документации о конкурентной закупке вместо порядка формирования цены договора (цены лота) теперь должно быть указано обоснование:

начальной (максимальной) цены договора (цены лота) либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Положения о закупках должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями, утверждены и размещены в ЕИС до 15 июля 2021 года. Положения о закупках, которые не соответствуют новым требованиям, с 15 июля 2021 года считаются не размещенными в ЕИС.

Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых были направлены до даты размещения скорректированного положения о закупке, но не позднее 14 июля 2021 года, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения либо направления такого приглашения.

Как рассчитать минимальную долю закупок российских товаров: в стоимостном или натуральном выражении?

В ПП №2013 ничего не сказано о порядке расчета минимальной доли российских товаров. Можно предположить, по аналогии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 №2014, регулирующим квотирование по Закону №44-ФЗ, что расчет должен производиться в стоимостном выражении, т.е. в рублях. Ясность в данный вопрос внес Минфин в вышеуказанном письме от 15 января 2021 г. N 24-03-07/1390. В нем указано: «…минимальной долей закупок товаров от годового объема закупок по соответствующему коду ОКПД-2 является минимальное допустимое отношение стоимости товаров, поставленных в отчетном году к общему стоимостному объему товаров, поставленных в отчетном году по данному коду ОКПД-2». Таким образом, расчет минимальной доли закупок в соответствии с ПП №2013 необходимо вести в рублях. 

Основные документы закупочного процесса по 223-ФЗ

  1. Положение о закупках: публикуется на неопределенный срок, не может противоречить законодательству, обязательно соблюдаются принципы 223-ФЗ и 135-ФЗ. Содержит базовые нормы, регулирующие закупки организации на всех этапах этого процесса — от планирования, до заключения договора и приемки товаров, работ, услуг. Именно в положении о закупках определяются возможные способы закупки, как конкурентные, так и неконкурентные, а также случаи их использования, что находит свое отражение в плане закупок, закупочных процедурах.
  2. План закупок: по общему правилу публикуется на календарный год, содержит базовые параметры каждой будущей закупки, при этом закупочная документация противоречить им не может.

План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается на срок от 5-ти до 7-ми лет. План закупки у СМП размещается на срок не менее чем 3 года.

  1. Извещение о закупке: действует на время проведения конкретной закупки, не может противоречить ее параметрам, заданных планом, и содержит резюмированное описание условий, которые раскрываются в документации о закупке (при наличии).
  2. Документация о закупке (в т.ч. конкурсная документация, аукционная документация и т.п.). Действует на время проведения конкретной закупки. Комплект документов формируется в соответствии с Положением о закупке и содержит необходимую и достаточную информацию для участия в ней, а также об условиях договора, заключаемого по результатам закупки, в том числе:

    • требования к качеству, техническим характеристикам и функциональным характеристикам продукции, требования к условиям поставки и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемой продукции потребностям заказчика
    • требования к содержанию, форме, оформлению, составу, сроку действия заявки на участие в конкурентной закупке, инструкцию по ее подготовке
    • требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик
    • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги
    • сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора
    • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги
    • формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о конкурентной закупке
    • описание предмета конкурентной закупки в соответствии с ч.6.1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ и настоящим Положением
    • предмет закупки с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, когда невозможно определить количество товара, конкретный объем работ, услуг
    • и другие существенные условия, определенные Положением о закупке заказчика
  3. Закупочные протоколы (в т.ч. протокол подведения итогов закупки): фиксируют основные этапы и результат закупки. Не могут противоречить условиям закупочной документации. Итоговый протокол фиксирует также предложение победителя закупки, который становятся частью заключаемого договора.
  4. Договор по итогам проведения закупки: фиксирует соглашение сторон об объеме их взаимных обязанностей в рамках поставки товаров, работ или услуг. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее, чем через 10 дней и не позднее, чем через 20 дней с даты публикации итогового протокола. Договор не может противоречить условиям закупочной документации и предложению победителя закупки (если эти условия уточняются по итогам преддоговорных переговоров, то результаты таких переговоров также публикуются).
  5. Иные документы в ходе исполнения договора, в том числе дополнительные соглашения об изменениях условий, расторжении договора, др.

Понятие и признаки рамочного договора поставки

В законодательстве даны следующие определения рамочного договора и договора поставки:

  • рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора (п. 1 ст. 429.1 ГК РФ);
  • по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).

Анализ приведенных норм ГК РФ позволяет выделить следующие черты рамочного договора поставки:

  • Рамочный договор представляет собой организационный договор и направлен на долгосрочное регулирование отношений сторон, в рамках которых планируется совершение ряда однотипных сделок по поставке товаров. Вследствие этого рамочный договор поставки, как правило, включает несвойственные обычному договору поставки организационные условия, которыми определяется порядок согласования конкретных договоров сторонами: порядок направления заказов и их акцепта, оформления соглашений о поставках, спецификаций и т.п.; описание способов коммуникаций сторон (по электронной почте, по факсу и т.д.); перечень уполномоченных на согласование договоров поставки лиц и/или порядок их авторизации.
  • Рамочный договор содержит описание лишь общих условий обязательственных взаимоотношений (требования к качеству и упаковке товаров, условия доставки, основания одностороннего расторжения, ответственность и т.д.). Конкретные условия определяются при заключении отдельных договоров (соглашений о поставках, согласовании заказов, иным образом).Рамочный договор, как правило, не содержит всех существенных условий договора поставки: наименование и количество товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ). Указанные условия конкретизируются в договорах, заключаемых в соответствии с рамочным договором.
  • Рамочный договор представляет собой часть договора поставки и не имеет самостоятельного значения (п. 9 Обзора). В противном случае следовало бы вести речь о заключении не рамочного договора поставки, а договора поставки, возлагающего на стороны конкретные обязательства по передаче и принятию товара.

Таким образом, под рамочным договором поставки понимается организационный договор, определяющий только общие условия обязательственных взаимоотношений осуществляющих предпринимательскую деятельность сторон, которые конкретизируются и уточняются сторонами путем заключения отдельных договоров поставки, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора.

При заключении рамочного договора поставки складывается двухступенчатая система регулирования отношений сторон

В такой ситуации важное значение имеет то, в каком порядке могут преодолеваться расхождения между текстами рамочного договора и заключенных в соответствии с ним отдельных договоров поставки. В законодательстве предлагается следующий механизм: к отношениям сторон, не урегулированным отдельными договорами, в том числе в случае незаключения сторонами отдельных договоров, подлежат применению общие условия, содержащиеся в рамочном договоре, если иное не указано в отдельных договорах или не вытекает из существа обязательства (п

2 ст. 429.1 ГК РФ).

Необходимо учитывать, что условия рамочного договора являются частью заключенного впоследствии отдельного договора, если такой договор в целом соответствует намерению сторон, выраженному в рамочном договоре, и иное не указано сторонами или не вытекает из существа обязательства (п. 2 ст. 429.1 ГК РФ). Отсутствие в документе, оформляющем отдельный договор, ссылки на рамочный договор само по себе не свидетельствует о неприменении условий рамочного договора.

Недопустимость одностороннего изменения условий договора

Правила о невозможности одностороннего изменения условий договора предусмотрены ст. 310 ГК РФ. В силу п. 1 указанной статьи недопустимо одностороннее изменений условий контракта, однако исключением могут быть случаи, прямо предусмотренные ГК и иным нормами законодательства (например, если стороны сделки согласовали в контракте такую возможность). Аналогичные правила установлены и для контрагентов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, с одним исключением: если договор заключен между субъектом предпринимательской деятельности и лицом, таковым не являющимся, нельзя установить в соглашении возможность одностороннего изменения условий сделки предпринимателем. Именно такие разъяснения даны в п. 10 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от 22.11.2016 № 54. При этом п. 14 данного постановления указывает, что при изменении условий договора в одностороннем порядке сторонам необходимо исходить из принципов добросовестности и разумности, учитывая права и интересы друг друга.

Важные условия

Условие Правило
1 Предмет контракта Любой: поставка товара, выполнение работ, оказание услуг
2 Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Любой способ: конкурентные способы, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
3 Какие условия контракта можно менять
  • Изменить можно только качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) товаров, работ, услуг.
  • Иные условия контракта (виды товаров, работ, услуг, объем, количество, цена контракта, сроки и т.п.), изменять нельзя.
  • Изменения возможны только в сторону улучшения, если хотя бы один параметр ухудшается, то такое изменение незаконно.
  • Критерии определения улучшенных характеристик не установлены, поэтому улучшение характеристик лучше подтвердить экспертным заключением «независимого» эксперта, экспертной организации.
  • При определении требований к исполнению контракта приоритет имеют потребности заказчика, поэтому заказчик в контракте на выполнение работ может заменить одни материалы на другие, имеющие улучшенные характеристики, если это не повлечет изменения вида работ.
  • Страна происхождения товара не является показателем его качества, технических и функциональных характеристик, т.е. страну происхождения нельзя менять, ссылаясь на ч.7 ст.95 Закона 44-ФЗ.
  • При исполнении контракта возможна замена товара одного производителя на товар другого производителя с соблюдением ограничений в соответствии с частью 6 статьи 14 закона (соблюдение правил «национального режима»).
  • Взаимозаменяемость лекарственных средств определяется на основании параметров, указанных в ч. 2 ст. 27.1 Закона N 61-ФЗ, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2020 г. N 1360 “О порядке определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения”
4 Порядок изменения условий контракта
  • Инициатор изменений – заказчик или поставщик (исполнитель, подрядчик).
  • Все изменения оформляются дополнительным соглашением, подписанным сторонами контракта. Однако в ряде случаев суды допускают поставку товара без оформления дополнительного соглашения. Если заказчик принял товар, подписал акт приемки-передачи и оплатил товар, это свидетельствует о достижении сторонами соглашения об изменении условий договора (пункт 3 статьи 438 ГК РФ).
  • Если контракт включен в реестр контрактов в ЕИС, то дополнительно соглашение тоже размещается в ЕИС в течение 5 рабочих дней после его подписания сторонами. В дополнительном соглашении рекомендуем указать ссылку на ч.7 ст.95 Закона 44-ФЗ.
5 Условия применения данного правила
  • Такое условие может быть не предусмотрено изначально в контракте.
  • Условие применяется только при исполнении контракта.

Соответствующие реестры размещены:

– Реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ (далее – РПП) – https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/;

–  Реестр промышленной продукции, произведенной на территории государства – члена ЕАЭС, за исключением РФ (далее – РПП ЕАЭС) – https://gisp.gov.ru/pp616/pub/app_eaeu/search/;

– Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее – ЕРРРП) – https://gisp.gov.ru/documents/10546664/.

Правила квотирования, установленные ПП №2013 не применяются к договорам, заключенным до 01.01.2021г. (п.4 ПП №2013) и к закупкам, которые объявлены до 01.01.2021г., но договоры по которым заключены после 01.01.2021г. (п.3 ПП №2013).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector