Зарплата учителя в россии: как формируется и от чего зависит
Содержание:
- Повышение зарплат в 2018 году по регионам
- Заработные платы по регионам
- Профессия учитель
- Особенности профессии
- Особенности образовательной профессии
- Стараться ради надбавок
- Дополнительные возможности для Пользователей
- Сколько получают учителя сейчас?
- Зарплата учителя в сельской местности: льготы и доплаты
- Структура зарплаты учителей в Москве
- Карьера учителя
- Не только деньги
Повышение зарплат в 2018 году по регионам
В таблице представлены данные Росстата о повышении зарплат педагогам по различным регионам страны, а также средние данные по Российской Федерации.
Субъект | 2017 г | Январь 2018 г. | Рост на начало 2018 года | Июнь 2018 г | Рост за I полгода |
---|---|---|---|---|---|
г. Москва | 75783 руб | 80646 руб | 106,42% | 83679 руб | 103,76% |
Центральный федеральный округ | 46228 руб | 48285 руб | 104,45% | 53767 руб | 111,35% |
Северо-Западный федеральный округ | 40274 руб | 42033 руб | 104,37% | 46499 руб | 110,63% |
Южный федеральный округ | 26799 руб | 27039 руб | 100,90% | 33149 руб | 122,60% |
Северо-Кавказский федеральный округ | 21248 руб | 21595 руб | 101,63% | 24439 руб | 113,17% |
Приволжский федеральный округ | 26716 руб | 27812 руб | 104,10% | 31889 руб | 114,66% |
Уральский федеральный округ | 40076 руб | 40855 руб | 101,94% | 51695 руб | 126,53% |
Сибирский федеральный округ | 30304 руб | 31880 руб | 105,20% | 39050 руб | 122,49% |
Дальневосточный федеральный округ | 47198 руб | 49089 руб | 104,01% | 61759 руб | 125,81% |
В среднем по России | 34921 руб | 36265 руб | 103,85% | 42226 руб | 116,44% |
Однако, если смотреть в разрезе конкретных областей, республик и автономных округов, можно отметить, что в нескольких регионах уровень оплаты труда учителей снизился. В частности это случилось в Мордовии и Пензенской области. В Новгородской и Белгородской областях, а также на Чукотке, повышения зарплат, по данным Росстата, не было.
Сравнение средних зарплат по регионам и городам
Субъект РФ | Размер средней заработной платы по региону | Размер средней заработной платы учителя |
г. Москва | 58760 руб | 57780 руб |
Ямало-Ненецкий округ | 76500 руб | 83175 руб |
Чукотка | 75400 руб | 76715 руб |
Немецкий округ | 65370 руб | 75150 руб |
Ханты-Мансийский округ | 56925 руб | 73 190 руб |
Магадан | 58800 руб | 73175 руб |
Камчатка | 52280 руб | 69480 руб |
Саха | 49140 руб | 62780 руб |
Мурманск | 42686 руб | 57410 руб |
Сахалин | 53235 руб | 56734 руб |
Коми | 39465 руб | 54200 руб |
Московская область | 37600 руб | 48235 руб |
Хабаровск | 34 835 руб | 47830 руб |
Тюмень | 33715 руб | 42655 руб |
Красноярск | 33515 руб | 41725 руб |
Приморский край | 31694 руб | 41694 руб |
Санкт — Петербург | 38935 руб | 41725 руб |
Архангельск | 32585 руб | 40605 руб |
Хакасия | 28100 руб | 38630 руб |
Амур | 31500 руб | 38320 руб |
Екатеринбург | 29050 руб | 37050 руб |
Карелия | 28980 руб | 36310 руб |
Иркутск | 30695 руб | 34700 руб |
Татарстан | 27215 руб | 33670 руб |
Бурятия | 27060 руб | 33235 руб |
Ленинградская область | 31240 | 32 115 руб |
Ярославль | 24315 руб | 31765 руб |
Тыва | 23365 руб | 31515 руб |
Краснодар | 25440 руб | 31435 руб |
Вологда | 26020 руб | 31265 руб |
Омск | 25585 руб | 31200 руб |
Кемерово | 26135 руб | 31145 руб |
Пермь | 26230 руб | 31070 руб |
Томск | 31415 руб | 30500 руб |
Рязань | 23025 руб | 28620 руб |
Самара | 24925 руб | 28620 руб |
Новосибирс | 26120 руб | 28545 руб |
Ростов | 22625 руб | 28380 руб |
Челябинск | 27020 руб | 28260 руб |
Калининград | 26010 руб | 28110 руб |
Липецк | 22315 руб | 27887 руб |
Смоленск | 21550 руб | 27715 руб |
Калуга | 26950 руб | 27600 руб |
Ставрополь | 21485 руб | 26925 руб |
Владимир | 21875 руб | 26795 руб |
Чувашская республика | 20275 руб | 26390 руб |
Алтай | 22030 руб | 26200 руб |
Тула | 24665 руб | 26060 руб |
Оренбург | 22935 руб | 25930 руб |
Воронеж | 22930 руб | 25930 руб |
Волгоград | 22900 руб | 25800 руб |
Астрахань | 22565 руб | 25700 руб |
Тверь | 23825 руб | 25690 руб |
Ульяновск | 20365 руб | 25487 руб |
Ингушетия | 21170 руб | 25080 руб |
Новгород | 24285 руб | 24885 руб |
Адыгея | 20175 руб | 24820 руб |
Удмуртская республика | 22770 руб | 24434 руб |
Псков | 20343 руб | 24430 руб |
Башкортостан | 23 580 руб | 24260 руб |
Орлово | 20064 руб | 24155 руб |
Тамбов | 19675 руб | 23695 руб |
Брянск | 20240 руб | 23445 руб |
Белгород | 22920 руб | 23400 руб |
Иваново | 19750 руб | 23040 руб |
Калмыкия | 19020 руб | 22515 руб |
Чеченская республика | 21935 руб | 22080 руб |
Киров | 20265 руб | 22045 руб |
Курган | 20180 руб | 22030 руб |
Пенза | 21445 руб | 21770 руб |
Саратов | 21280 руб | 21525 руб |
Северная Осетия | 19845 руб | 21385 руб |
Марий Эл | 19555 | 20965 руб |
Алтайский край | 18725 руб | 20140 руб |
Мордовия | 18700 | 19940 руб |
Дагестан | 18500 | 17449 руб |
Заработные платы по регионам
Как известно, размер зарплаты в России напрямую зависит от региона, где осуществляется трудовая деятельность. Самые высокие заработные платы получают учителя, работающие в Магаданской области, Ненецком и Ханты–Мансийском округе.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики за 2020 год, средняя зарплата учителя превышает среднюю зарплату по региону, в котором работает педагог. Но это касается не всех областей. В Курске учитель зарабатывает меньше средней зарплаты по субъекту федерации.
Так как статистические данные относительно зарплат учителей в России в 2021 году еще не публиковались, в таблице указаны оклады педагогов за 2020 год.
Таблица: уровень средней заработной платы учителя в 2019 году
Название субъекта РФ | Средняя заработная плата по региону |
Белгородская область | 29 306 |
Брянская область | 25 332 |
Владимирская область | 30 319 |
Воронежская область | 28 643 |
Ивановская область | 23 090 |
Калужская область | 33 028 |
Костромская область | 24 631 |
Курская область | 27 426 |
Липецкая область | 28 718 |
Московская область | 54 958 |
Орловская область | 24 567 |
Рязанская область | 28 542 |
Смоленская область | 26 395 |
Тамбовская область | 25 022 |
Тверская область | 26 360 |
Тульская область | 31 418 |
Ярославская область | 29 845 |
г.Москва | 95 035 |
Республика Карелия | 36 578 |
Республика Коми | 45 630 |
Ненецкий авт. округ | 76 150 |
Архангельская область без авт. округа | 39 924 |
Вологодская область | 33 282 |
Калининградская область | 31 816 |
Ленинградская область | 44 475 |
Мурманская область | 50 995 |
Новгородская область | 28 681 |
Псковская область | 25 489 |
г.Санкт-Петербург | 54 841 |
Республика Адыгея | 24 967 |
Республика Калмыкия | 24 678 |
Республика Крым | 28 502 |
Краснодарский край | 31 209 |
Астраханская область | 28 562 |
Волгоградская область | 27 755 |
Ростовская область | 27 681 |
г. Севастополь | 30 904 |
Республика Дагестан | 22 410 |
Республика Ингушетия | 21 653 |
Кабардино-Балкарская Республика | 22 023 |
Карачаево-Черкесская Республика | 21 836 |
Республика Северная Осетия – Алания | 21 720 |
Чеченская Республика | 23 922 |
Ставропольский край | 25 272 |
Республика Башкортостан | 30 973 |
Республика Марий Эл | 24 832 |
Республика Мордовия | 23 554 |
Республика Татарстан (Татарстан) | 32 203 |
Удмуртская Республика | 30 805 |
Чувашская Республика – Чувашия | 25 710 |
Пермский край | 30 530 |
Кировская область | 25 456 |
Нижегородская область | 30 855 |
Оренбургская область | 29 118 |
Пензенская область | 26 709 |
Самарская область | 30 821 |
Саратовская область | 25 186 |
Ульяновская область | 26 426 |
Курганская область | 26 066 |
Свердловская область | 35 081 |
Ханты-Мансийский авт. округ-Югра | 63 817 |
Ямало-Ненецкий авт. округ | 91 305 |
Тюменская область без авт. округов | 45 463 |
Челябинская область | 31 967 |
Республика Алтай | 27 040 |
Республика Тыва | 31 850 |
Республика Хакасия | 32 521 |
Алтайский край | 23 812 |
Красноярский край | 39 342 |
Иркутская область | 37 482 |
Кемеровская область | 34 071 |
Новосибирская область | 33 282 |
Омская область | 29 515 |
Томская область | 36 253 |
Республика Бурятия | 34 088 |
Республика Саха (Якутия) | 58 261 |
Забайкальский край | 33 763 |
Камчатский край | 68 697 |
Приморский край | 44 129 |
Хабаровский край | 43 342 |
Амурская область | 39 629 |
Магаданская область | 77 229 |
Сахалинская область | 86 299 |
Еврейская автономная область | 36 606 |
Чукотский автономный округ | 96 598 |
Зарплата учителей в некоторых регионах РФ
Средняя зарплата педагога в 2019 году в Москве составляет около 90 тыс. рублей. Школьный учитель, работающий в Санкт–Петербурге, в нынешнем году получает не менее 54 тыс. рублей. В городах административного назначения в 2019 году средней заработной платой является сумма в 44 тыс. рублей.
Во многих городах и областях в 2019 году средняя заработная плата педагога не изменилась. В маленьких городах учителя получают примерно по 25 тыс. – 30 тыс. рублей. В областных центрах оклад учителя равен 20 тыс. рублей. А педагог, работающий в сельской местности, может рассчитывать на зарплату от 8 тыс. до 10 тыс. рублей.
На территории Крыма в 2021 году учитель зарабатывает не более 22 тыс. рублей.
Но стоит помнить, что величина оклада школьного учителя также напрямую зависит от таких факторов, как:
- Выслуга лет.
- Количество отработанных часов.
- Уровень квалификации.
- Наличие особых заслуг.
- Наличие дополнительных нагрузок (классное руководительство, дополнительная работа с детьми из малообеспеченных семей).
Согласно новой реформе, молодые специалисты будут получать одинаковую заработную плату с учителями, которые проработали в школе более 10-15 лет.
Завучи в школах Москвы зарабатывают от 50 тыс. рублей в месяц. А ежемесячный оклад директора школы просто поражает – 200 тыс. рублей. В прошлом году заработная плата руководителей школы согласно указу была поднята в 1,5 раза.
Профессия учитель
Учитель — это специалист в отрасли образования, который занимается воспитанием и обучением детей и подростков. По сути, педагог должен непросто донести до школьников знания в понятном и пригодном для практического применения виде, но и сформировать в них позитивные личностные качества, заложить основы культурного развития, привить им высокие духовные и нравственные принципы.
Поэтому к преподавателям предъявляются чрезвычайно высокие требования, ведь их отношение к тем или иным проблемам и событиям, взгляды на жизнь и методы решения различных задач осознанно или неосознанно копируются учениками. Можно сказать, что учителя в некоторой степени влияют на будущее общество, поскольку от их деятельности в настоящем зависят мировоззрение, убеждения и социальные паттерны молодёжи.
Как следствие, педагогической работе обязательно должно сопутствовать призвание. Нельзя поручать её субъектам, не испытывающим безусловной любви к детям и желания научить их чему-либо полезному, воспитать в них достойные человеческие качества. Если преподавателю безразличны внутренний мир ребёнка, его переживания и достижения, то в школе ему делать нечего даже при условии безупречного знания своего предмета.
Более того, в современном мире задачи педагога становятся ещё более сложными. Он должен постоянно пересматривать и корректировать свою стратегию, чтобы сохранять её актуальность с учётом чрезвычайно быстрых культурных, технологических, социальных и экономических изменений в обществе.
Говоря о том, чем именно занимаются и сколько зарабатывают учителя в России, граждане обычно подразумевают деятельность педагогов в начальной и средней школе. В действительности потребность в квалифицированных преподавателях значительно шире. Без них невозможно представить себе работу таких организаций, как:
- Общеобразовательные учреждения (детские сады, школы, техникумы и колледжи);
- Организации социальной помощи (детские дома, интернаты, центры досуга);
- Правоохранительная система (детские приёмники, колонии для малолетних);
- Центры подготовки выпускников детсадов к школе;
- Городские учебно-образовательные центры;
- Заведения дополнительного образования и переподготовки;
- Учебно-производственные комбинаты;
- Частные центры по подбору репетиторов.
Особенности профессии
Труд учителя иногда сопоставляют с диагнозом, так как просто работать в этой профессии мало, ею нужно всерьез заболеть. Образ жизни учителя обусловлен спецификой профессии. В труде педагога есть свои преимущества и недостатки.
Среди положительных аспектов можно отметить график работы, который зависит от количества уроков, а также продолжительный летний отпуск. Творчество – непременный атрибут профессии, поскольку возможностей для самовыражения школа предоставляет массу. Учитель, как артист, каждый день работает на публику – проводит увлекательные уроки, воспитывает не только детей, но и их родителей, участвует в работе педагогических советов, заседаний методических объединений. Педагог вместе с учениками принимает участие в творческих конкурсах, радуется новым достижениям своих воспитанников. Вместе с очередными победами растет самоуважение и авторитет в педагогической среде. Признание со стороны коллег, учеников и их родителей, регулярные поздравления с профессиональным праздником – несомненные плюсы работы учителя.
Очевидные плюсы профессии педагога
Однако, у медали всегда есть обратная сторона, и недостатков в педагогическом труде немало. Существенным изъяном профессии является низкая зарплата. В некоторых регионах, особенно в сельской местности, оклады педагогических работников не превышают 10 тысяч рублей. Учителя современных школ слишком перегружены бумажной работой и вынуждены бесконечно работать с документами, отчетностью, журналами. Подготовка к урокам также включает в себя работу за компьютером – разработку наглядных пособий, карточек, тестовых заданий, презентаций. Работа педагога связана с психологическими нагрузками и стрессом. Максимум обязанностей, минимум прав, нехватка поддержки со стороны администрации, низкая отдача со стороны учащихся. Нынешние школьники зачастую далеки от учебы, но их неудовлетворительные результаты – вина преподавателя.
Трудности учительских будней
Особенности образовательной профессии
Казалось бы, основной обязанностью педагога является проведение уроков. Но для того, чтобы донести до учащихся информацию, научить их мыслить, использовать полученные знания, сформировать требуемые навыки, учителю приходится большое количество времени тратить на подготовку к уроку, в процессе которой он должен:
- разработать план занятия;
- подобрать демонстрационный материал;
- подготовить наглядные пособия;
- отобрать упражнения для закрепления материала.
Все эти действия относятся к методической составляющей работы педагога.
После аудиторных занятий учитель проверяет рабочие тетради учащихся, выставляет оценки, заполняет журнал.
Если в обязанности педагога входит классное руководство, то ему необходимо готовить и проводить классные часы, выстраивать систему взаимоотношений в коллективе учащихся, организовывать внеклассную работу, взаимодействовать с родителями.
Выполнить качественно весь комплекс обязанностей может лишь тот, кто выбрал профессию учителя по призванию, понимая, что рабочий день никогда не будет ограничен определенным количеством рабочих часов, а некоторую работу придется выполнять дома.
К плюсам профессии можно отнести:
- продолжительный двухмесячный отпуск, только учителя имеют право отдыхать каждый год летом, в то время как работники других профессий не имеют такой возможности;
- постоянные коммуникации с детьми и взрослыми, дефицита общения не бывает никогда;
- творческие задачи, которые необходимо решать каждый день;
- отсутствие фиксированного рабочего дня, что, несмотря на высокий уровень занятости, позволяет иметь определенную свободу, которой нет у офисных сотрудников, работающих с 9 до 18 часов;
- в случае достижения учащимися успехов – почет и признание авторитета учителя.
В число минусов можно включить:
- невысокую заработную плату;
- интенсивность труда и загруженность;
- высокий уровень ответственности не только за качество знаний учащихся, но и за жизнь и здоровье учеников, находящихся в школьных классах;
- психологическое напряжение, возникающее при взаимодействии с трудными детьми и их родителями;
- большое количество документации, которую необходимо регулярно заполнять.
Дополнительные деньги учителя зарабатывают, проводя занятия в качестве репетиторов с теми, кто готовится к сдаче ЕГЭ. Учителя английского языка в школе получают такой же уровень дохода, как и остальные предметники, и часто подрабатывают в качестве преподавателей на языковых курсах и в частных центрах изучения иностранных языков.
В настоящее время перед правительством стоит задача повышения престижа профессии преподавателя, привлечения в образовательную сферу молодежи. На сегодняшний день в школах большое количество учителей находится в предпенсионном возрасте. Они выходят на пенсию и продолжают преподавать, несмотря на невысокий уровень оплаты труда. Привлечение в школы молодых специалистов должно позволить решить вопрос нехватки кадров и обеспечить преемственность поколений педагогов.
Стараться ради надбавок
В столичном регионе зарплата учителей действительно складывается из соотношения 70% — оклад и 30% — премия. Существует несколько способов получить надбавки, помимо руководства классом, рассказала «Известиям» учитель информатики школы № 1231 Анна Рудницкая.
— По большому счету у нас система 70% и 30% работает. Конечно, есть дополнительный функционал для тех, кто занимается чем-либо еще в школе. Я, например, руковожу школьной медиастудией и получаю за это доплату. Но у меня нет классного руководства, а в Москве это тоже неплохая надбавка. Плюс московские учителя получают ежемесячную городскую доплату за активное использование в своей работе МЭШ — Московской электронной школы, — отметила учитель информатики.
О4
Фото: ТАСС/Юрий Белинский
Такая система действует в Москве уже порядка 10 лет, и с принятием поправок никаких существенных изменений для столичных учителей не произойдет, считает соучредитель московского отделения Ассоциации географов-обществоведов, преподаватель географии, учитель высшей квалификационной категории Олег Сычев.
— Собственно, ничего нового и не произошло. В Москве, по крайней мере, такая система существует уже достаточно давно — около 10 лет. Ставка оклада составляет как раз около 70%, а всё остальное — всевозможные надбавки. Это в том числе дает возможность заработка педагогам, которые готовы брать на себя и какие-то дополнительные задачи. В регионах подход может быть разным, однако далеко не везде, насколько мне известно, сами учителя поддерживают идею уравнять систему на федеральном уровне. Всё зависит от уровня благосостояния региона, — отметил Сычев.
В первую очередь собеседник издания выделил решение снизить нагрузку на учителей за счет сокращения количества документов, которые им необходимо заполнять. Это позволит снизить количество рабочих часов у учителей, и в преподавательском сообществе такую инициативу полностью поддерживают.
— Этот момент, пожалуй, самый хороший из всего предложенного. Потому что сейчас бумажной работы очень много, загрузка у учителей очень большая, причем это касается как количества часов, так и чисто административной работы, всевозможных бумажек. Это, прямо скажем, не способствует педагогическому процессу, тем более что зарплаты все-таки не такие высокие — они ниже, чем говорит статистика. Поэтому учителя, конечно, вот этому нововведению будут очень рады, — добавил учитель географии.
О5
Фото: РИА Новости/Павел Лисицын
Повышение зарплаты учителей идет в основном за счет повышения надбавок, а не основной части, а это автоматически означает повышение нагрузки на учителей, считает директор Толвуйской школы в Заонежье, лауреат всероссийского конкурса «Учитель года – 2018» Виктория Стафейкова.
— Повышение надбавок означает, что и нагрузка у педагога увеличивается, потому что ему приходится выполнять дополнительные задачи для того, чтобы их получать. В результате нагрузка увеличивается, а качество теряется. Потом, стимулирующий фонд распределяется каждый раз по-разному, сегодня он есть, завтра его вовсе нет. Поэтому хочется, конечно, чтобы повышался именно оклад. То, о чем говорила Ольга Васильева, доведение фиксированной ставки до 70% для всех преподавателей, в том числе и в регионах, дает надежду на то, что в дальнейшем повышаться будет именно эта ставка. Если получится это сделать, это будет здорово, — рассказала «Известиям» Стафейкова.
Средний заработок дает упрощенную картину того, сколько зарабатывает школьный учитель, потому что один преподаватель может работать на полторы ставки, а другой — на две. Из-за этого получается, что заработок учителя высокий, но при этом статистика не учитывает, что он работает не положенные 18 часов, а 27 часов или более. С точки зрения бумажной работы нагрузка на учителя зависит в первую очередь от школы, считает Стафейкова. Учителя и сейчас заполняют четыре обязательных документа, однако директор может поручить им дополнительную работу.
— Часто бывает так, что директору поручают, например, административную работу, он спускает ее учителю — и у учителя нагрузка растет. Особенно это сказывается на классных руководителях, потому что у них такой работы больше. Возможно, новые стандарты помогут как раз защитить интересы учителей в тех школах, где таким злоупотребляют, — резюмировала директор школы.
Дополнительные возможности для Пользователей
После прохождения Дополнительной (расширенной) регистрации Пользователям также доступен сервис публикации Новостей и Событий.
Ко всем новостям и событиям, публикуемым посредством вышеуказанного сервиса, применяются правила, аналогичные Блогу, а также правила и требования, аналогичные Контенту на Портале.
Пользователь признает и соглашается с тем, что Администрация не обязана просматривать Новости и События, размещенные Пользователем на Портале, а также то, что Администрация имеет право (но не обязанность) по своему усмотрению отказать Пользователю в размещении Новости или События, или удалить указанный контент без указания причин.
Сколько получают учителя сейчас?
В России на государство работают около 10 миллионов человек – из них примерно 2 миллиона учителей и воспитателей (плюс 345 тысяч преподавателей вузов и средних учебных заведений), более 2 миллионов медиков, полмиллиона работников культуры, а больше всего силовиков. Для каждой из категорий зарплаты рассчитываются по отдельным системам – например, силовиков обеспечивают по единым правилам на федеральном уровне, а зарплаты работникам медицины, образования и культуры рассчитываются на уровне регионов или вообще в каждом отдельном учреждении.
Как все знают, «Майские указы» от 2012 года требуют платить учителям минимум 100% от средней зарплаты по региону – и большинство регионов даже выполняют эти требования. Средняя зарплата учителя за январь-сентябрь 2020 года составила 42 531 рубль – конечно, если верить данным Росстата. Правда, даже по разным регионам зарплаты учителей различаются более чем в 4 раза:
У этой статистики есть одна большая проблема – сами учителя с ней категорически не согласны. Фактически в большинстве регионов зарплаты учителей гораздо ниже.
Это не секрет – о низких зарплатах учителей говорил даже председатель Госдумы Вячеслав Володин – по его словам, педагоги в своих обращениях возмущаются тем, что статистика «рисует» им зарплаты по 40 тысяч – тогда как по факту они получают 28 тысяч рублей, а начинающие педагоги – 17 тысяч рублей.
Правда, и с этим цифрами могут поспорить учителя из некоторых регионов – они не видят и 28 тысяч рублей. А в самых «депрессивных» регионах даже официально средняя зарплата в 23 тысячи по факту включает в себя и высокие зарплаты руководителей – то есть действительно среднестатистический учитель получает чуть больше МРОТ.
При этом чиновники смело отчитываются о выполнении «Майских указов», ведь в расчет идет именно средняя зарплата, которая буквально чудесным образом оказывается практически ровно на уровне средней зарплаты по региону – даже в официальной статистике указано, что зарплаты учителей составляют 100,2%, 101,5%, 105% – то есть, лишь номинально чуть выше средней зарплаты.
Другая проблема – неравномерность зарплат педагогов. Зарплаты могут различаться не только по разным регионам, но и по разным городам одного субъекта РФ, и даже по разным школам одного города. Почему так происходит – разберем дальше.
Зарплата учителя в сельской местности: льготы и доплаты
✓ В России сегодня реализуется программа «Земский учитель». Ее цель – привлечь молодых специалистов к работе в селе. В федеральном бюджете на нее предусмотрено финансирование до конца 2023 года.
По условиям программы, учителя, переехавшие работать в поселки или города с населением до 50 тысяч человек, получают единовременную компенсационную выплату – 1 млн рублей. Если населённый пункт находится на территории Дальневосточного федерального округа, то компенсация составляет 2 млн рублей.
Чтобы принять участие в программе, нужно заключить трудовой договор с местной школой, обязуясь отработать в ней не менее пяти лет.
✓ Кроме того, надо напомнить о льготах, которые имеют женщины, работающие в сельской местности, согласно ТК РФ.
1 Во-первых, статья 263.1. Трудового кодекса устанавливает для них сокращенное рабочее время — 36 часов в неделю (если федеральным законодательством не установлена еще меньшая продолжительность рабочего времени). При этом заработную плату женщины, работающие в сельской местности, получают в полном объеме, как за 40-часовую рабочую неделю.
2 Во-вторых, они имеют право на предоставление по письменному заявлению одного дополнительного выходного дня в месяц без сохранения зарплаты. В случае подачи женщиной такого заявления, работодатель не имеет права ей отказать.
3 В-третьих, женщина, работающая в сельской местности, имеет право на повышенный размер заработной платы, если рабочий день у нее разделен на части.
Структура зарплаты учителей в Москве
Как и по всей стране, доход московского педагога складывается из ставки за отработанные часы, различных доплат, компенсаций и стимулирующей части. На базовую часть зарплаты влияние оказывает стаж работы и профессиональная категория учителя. В нее входит не только проведение уроков, но и проверка письменных работ, а также классное руководство.
Для молодых педагогов существует доплата в размере 8 -10 тыс. рублей. Если выпускник имеет диплом с отличием, то может рассчитывать на еще одну доплату.
Дополнительно компенсируют московские школы и работу классным руководителем. Помимо общепринятой расценки за количество учеников в классе, добавляют еще 10 — 15 тыс. рублей.
Повысит зарплату учителя и ведение некоторых предметов. В зависимости от сложности предмета и его обязательности базовый оклад повышается на 10 — 15 %. Кроме того компенсируют педагогам и работу в сложных и опасных условиях, например, при использовании химических реактивов.
Самой разнообразной частью учительской зарплаты являются стимулирующие выплаты. В зависимости от их количества стимулирующая часть дохода педагогов может составлять до 35 % от размера базовой части. Их многообразие связано с тем, что внеурочная работа учителя влияет на место, которое присваивается школе в рейтинге московских учебных заведений общего образования. Чем выше рейтинговый бал школы, тем больше финансирования она получит.
Учителя могут рассчитывать на стимулирующие доплаты за:
- ведение внеклассной работы;
- подготовку учеников к олимпиадам и конкурсам;
- высокие баллы выпускников на ЕГЭ по их предметам;
- участие в проведении выпускных испытаний за 9 и 11 классы;
- применение в работе материалов и методических пособий проекта «Московская электронная школа»;
- ведение или участие учителя в иных проектах и конкурсах.
Распределением средств на дополнительное стимулирование педагогов занимается руководство школ. Поэтому точный размер доплат может отличаться в разных учебных заведениях.
Многие из доплат носят краткосрочный характер.
Например, за олимпиадника учителю могут добавить зарплату на полгода — год, в зависимости от уровня олимпиады и призового места, которое занял ученик.
Высокий уровень зарплат московских педагогов диктует и повышенные требования к кандидатам на вакантные должности. Многие школы требуют от учителей периодической сдачи ЕГЭ совместно с учениками. Пороговым пределом для принятия на работу является результат в 85 баллов (не во всех школах). Приветствуется наличие ученой степени или высшей квалификации.
Московские власти также создали специальный электронный ресурс, куда свои резюме могут отправлять талантливые выпускники и студенты последних курсов педагогических ВУЗов. В столичных школах, которые входят в первую сотню рейтинга, конкурс на вакансии учителя достигает 20 — 25 человек на место.
Карьера учителя
Многие преподаватели трудятся на одном месте годами, обучая два, а порой даже три поколения школьников. Однако это не означает, что какие-либо перспективы карьерного роста в сфере образования отсутствуют. На самом деле здесь все зависит от человека: если его полностью устраивает, сколько зарабатывает учитель обществознания, химии или музыки, то он вряд ли захочет что-то менять, тогда как для специалистов, желающих развиваться в вертикальном направлении, возможности обязательно найдутся:
- В пределах учреждения педагог может получить назначение на должность одного из заместителей директора — например, по хозяйственной или учебной части. Позднее это позволит ему претендовать на должность руководителя и увеличить доход в разы;
- Если опыт работы в школьном заведении не принёс удовлетворения, преподаватель может пройти обучение в аспирантуре и заняться строительством карьеры в качестве сотрудника колледжа или института, защитить диссертацию и даже стать ректором;
- Опытных педагогов, владеющих современными методиками, охотно приглашают на работу в частные учебные организации. К сожалению, только здесь доходы учителя могут приблизиться к тому, сколько зарабатывает средний класс в России;
- При наличии управленческих способностей можно реализовать карьерные амбиции в роли чиновника — занять должность в городском управлении образования, перейти в региональное ведомство, а в перспективе получить назначение в Министерство.
Кроме вертикального, в сфере образования существуют пути горизонтального роста, которые предполагают повышение профессионального уровня педагога с закреплением его достижений путем прохождения аттестаций. Есть три ступени карьеры:
- Учитель второй категории. Занимается созданием методик преподавания и проверки знаний, добивается высоких результатов в учебно-методическом процессе, руководит творческими группами. Имеет высшее или среднее образование и стаж более 2 лет;
- Учитель первой категории. Владеет инструментами анализа эффективности учебной работы, создает на основе передового опыта индивидуальные программы, руководит творческими группами. Имеет высшее образование и стаж более 3 лет;
- Учитель высшей категории. Создает новые программы и педагогические инструменты обучения и воспитания детей, разрабатывает экспериментальные задачи по предмету, ведет творческую работу. Имеет высшее образование и стаж более 5 лет.
Не только деньги
В работе зарубежных учителей нас может удивить не только зарплата, но и особенности труда. Какие традиции непривычны для российских педагогов?
Узаконенное рукоприкладство в отношении школьников
Физические наказания нерадивых учеников официально разрешены во многих странах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки (Сингапуре, Малайзии, Египте, Судане и т. д.), частично в США (в 18 штатах из 50) и в Австралии (в частных школах на Западе и Юге). В Индии разрешено ударить ученика за проступок, если педагог сохраняет при этом спокойствие; если же учитель вне себя от гнева, то не имеет права бить ребенка.
Волонтерство
Бесплатное преподавание школьных дисциплин (особенно иностранных языков) учителями с других континентов принято в Африке. К сожалению, ситуация на этом материке такова, что без помощи волонтеров не обойтись. В то же время есть школы, где иностранным учителям готовы платить хорошие зарплаты – 3000 долларов в месяц (около 200 000 рублей). Это втрое больше, чем получают местные преподаватели (подробности есть в этой статье).
Судебная страховка «на всякий случай»
В США профсоюз страхует учителей на сумму 1 млн долларов на случай судебного иска. Нередко бывает, что невзлюбившие педагога ученики предъявляют ему ложные обвинения в расизме или харассменте. А это чревато повесткой в суд.
Плавучие школы
Из-за частых наводнений в Бангладеш учителям приходится работать в плавучих школах – лодках с непромокаемой крышей, оснащенных библиотекой и выходом во Всемирную паутину. Они забирают детей, учат, а после уроков развозят по домам. Функционируют такие «школы» от солнечных батарей. Чудо-лодки спроектировал по собственной инициативе местный архитектор Мухаммед Резван, которому в детстве было тяжело посещать школу во время наводнений.
Добровольно-принудительная ротация
В Японии и Сингапуре действует особая политика, согласно которой педагоги обязаны регулярно менять школу, чтобы разнообразить свой опыт – этому фактору придается большое значение. В Южной Корее ротация существует по другой причине: если самые лучшие учителя будут сконцентрированы в одной школе, то ее выпускники получат явное преимущество при поступлении в вуз. Избежать такой несправедливости помогает «круговорот» учителей в школах.
Народные учителя
В Китае, помимо дипломированных преподавателей, существуют и так называемые народные учителя. Это люди без педагогического образования, окончившие 12 классов (это максимум для Китая). Они преподают в сельских школах и не имеют права ни на пенсию, ни на льготы, положенные китайским учителям вообще. Зарплату народным педагогам выдают сразу за год вперед, и это очень скромная сумма: 200 юаней в месяц (чуть больше 2000 рублей). В Китае этих работников считают самыми несчастными людьми, тогда как дипломированные учителя пользуются уважением, социальными льготами и получают зарплату 10 000 юаней (около 100 000 рублей).