Какой сейчас госдолг россии
Содержание:
- История государственного долга РФ
- Что госдолг несет жителям страны?
- У нас-то ещё ладно…
- Прогноз
- Внешние кредитные обязательства России: кому и сколько должна страна?
- Другие бюджетные показатели в России
- Рост госдолга – хорошо или плохо?
- Санкции против госдолга
- 2019: Страны с крупнейшими долгами перед Россией
- Куда уходит больше всего?
- Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…
- Внешний долг России в 2021 году
- Любые санкции мы можем обойти
- внешний долг России | Россия-Онлайн
- Госдолг России в реальном времени
История государственного долга РФ
Государственный долг РФ фактически образовался в 1991 году — сразу же после прекращения существования СССР, когда Россия как его преемница полностью взяла на себя долги Советского Союза. Отвалившиеся от центра бывшие союзные республики рассчитались за это отказом от своей доли в советских зарубежных активах. Данные по истории долга ниже собраны из сообщений ЦБ и Минфина.
В 1990-е годы — период тяжелейшего экономического кризиса — Россия практически перестала погашать долг СССР и начала набирать новые долговые обязательства. Соответственно, их объем рос и после 1998 года достиг тогдашнего локального максимума в 188 млрд USD. Часть денег при этом была заимствована из МВФ:
После достигнутого в 1998 году пика кризиса и прохождения дефолта российский внешний долг начал уменьшаться — в начале 2000-х благодаря росту нефтяных цен Россия начала свое экономическое укрепление. К концу лета 2006 года после длительных переговоров Россия досрочно выплатила по кредитам Парижского клуба $22,5 млрд.
Следом началась новая фаза роста долга — выправление финансового положения в стране в 2000-е сделало доступными зарубежные кредиты. В результате, упав к 2002-му до 146 млрд. USD, внешний российский долг снова вырос к 2008 году почти до 0,5 трлн USD.
Объемы российских внешних займов затормозились в том же 2008-м из-за мирового кризиса. Но всего через год показатель внешнего государственного долга РФ опять продемонстрировал рост и продолжил свое восхождение.
В 2013 году были осуществлены выплаты по долгу СССР Чехии, Финляндии и Черногории общим объемом 3,65 млрд. USD. Однако на фоне общего внешнего долга эта сумма составила только 0.5%. года Россия завершила расчеты с кредиторами Союза, уплатив $125,2 млн. Боснии и Герцеговине.
Новый (пока не превзойденный) максимум внешнего российского долга — свыше 700 млрд. USD — был отмечен летом 2014 года. После этого он стал быстро падать по причине западных санкций, наложенных на российское государства из-за присоединения Крыма и конфликта с Украиной. Западные финансовые институты были лишены возможности продолжать кредитование резидентов РФ.
Зимой 2014—2015 были произведены пиковые выплаты по российскому внешнему долгу — более 100 миллиардов долларов за несколько месяцев. Это привело к валютному кризису в России и падению рубля, а также значительному сокращению золотовалютных резервов государства. За год действия моратория на кредитование объем внешнего долга РФ снизился почти на 200 миллиардов USD.
Может показаться удивительным, но актуальный государственный долг России к ВВП составляет лишь 12.6% — только у четырех стран мира этот показатель ниже. У ТОП-10 мировых должников отношение более 100%, а у Японии и вовсе около 250%. По абсолютному значению бесспорным лидером являются США с показателем более 20 трлн. $.
Что госдолг несет жителям страны?
Госдолг напрямую не влияет на жизнь в стране. Пенсионерам и получателям пособий безразлично, за чей счет они получают выплаты – из налогов или заемных денег. Конечно, слишком большой рост долга в итоге ведет страну к дефолту, обрушению экономики и национальной валюты, но России это пока не грозит. Госдолг косвенно влияет на курс рубля, но это разница в 1-2 рубля на курсе доллара.
При этом госдолг несет гражданам страны и весьма интересные бонусы – а именно, возможность подзаработать. Например, Владимир Красильников из консалтинговой компании Rights Business Standard говорит, что американские казначейские обязательства долгие годы считались хорошим вариантом вложения средств. Но сейчас в США госдолг доходит до предельной границы и по правительственным бумагам появляются риски дефолта. Правда, дефолт США – понятие все же гипотетическое.
А в России облигации федерального займа – один из самых интересных вариантов инвестирования. По ним можно получить доходность выше ставки по банковским вкладам, но и это не главное. Главное – то, что ОФЗ можно покупать на индивидуальные инвестиционные счета и потом получать вычет в размере 13% от стоимости купленных бумаг
Важно лишь, чтобы средства провели на ИИС как минимум 3 года
Купить обычные ОФЗ с постоянным доходом напрямую россияне не могут – это делают банки или инвестиционные компании. Но можно купить такие облигации на ИИС или на брокерский счет. Что с ними делать дальше – каждый решает сам. Например, ОФЗ можно продать через 3 года, или продержать их до погашения, получая купонный доход.
Средние ставки по ОФЗ-ПД сейчас примерно такие:
- со сроком обращения 3 года – 5,3% годовых;
- со сроком обращения 5 лет – 4,5% годовых;
- со сроком обращения 8 лет – 5,7% годовых;
- со сроком обращения 10 лет – 7,65% годовых;
- со сроком обращения 15 лет – 5,68% годовых;
- со сроком обращения 20 лет – 7,7% годовых.
Фактическая доходность по облигации будет чуть меньше: купить ее можно только с премией к номиналу (например, за 1075 рублей при номинале в 1000 рублей), а купонный доход рассчитывается от номинала. Но если с течением времени средние ставки по рынку снизятся, ОФЗ с более высокой доходностью вырастет в цене – тогда совсем необязательно ждать даты погашения облигации, ее можно продать через брокера по рыночной цене.
А не так давно Минфин запустил еще более простой инструмент – так называемые «народные» облигации, их так и назвали: ОФЗ-н. Такие облигации продаются только физлицам напрямую через банки. Номинал тот же (1000 рублей), срок – 3 года, выплата купонного дохода – раз в полгода. Ставка по ОФЗ-н в среднем выше, чем по ОФЗ-ПД. Например, если продержать такую облигацию все 3 года, среднегодовая доходность составит 6,41% – по трехлетней ОФЗ-ПД ставка на процентный пункт ниже.
Но главный минус в том, что «народные» облигации нельзя покупать на ИИС (нельзя получить вычет в 13%), а продавать их можно только обратно в банк, который их продал. Однако этот вид облигаций защищен государством, а выплаты гарантированы.
Так что «домашние» инвесторы могут выбирать между более сложным механизмом ОФЗ+ИИС (что даст более 10% годовых) и более простыми ОФЗ-н с более низким доходом.
У нас-то ещё ладно…
В 2020 году долг российского правительства превысил его ликвидные резервы и вернулся к положительным значениям. По итогам того пандемийного года он и вовсе вырос почти на 40 процентов, до 18,99 триллиона рублей, что составляет 17,8 процента от ВВП. Небезынтересно проследить градацию размеров государственного долга России за несколько последних лет (в миллиардах долларов):
Считается, что само по себе существование госдолга не повод для расстройства, это больше макроэкономический показатель. В 2020 году его изменения демонстрировали, сколько денег правительство занимает на борьбу с последствиями коронавирусной пандемии на фоне разбалансировки бюджета из-за падения цен на нефть.
По-настоящему ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП. Вот иллюстрация такой ситуации для разных стран мира:
Специалисты Всемирного банка в 2010 году подсчитали, что государственный долг становится проблемным для страны, когда достигает 77 процентов от ВВП. Как правило, власти устанавливают ограничение на его размер. Но они же могут и повышать этот лимит. Этим, например, регулярно занимаются США, чей госдолг в абсолютных величинах – самый большой в мире, $26,945 триллиона, а соотношение с ВВП ($21,48 триллиона по итогам 2020 года) превышает 100 процентов.
У нас ещё неплохо, и такая ситуация сравнительно стабильна, о чём – в таблице ниже:
При этом для развивающихся экономик отрицательный чистый госдолг – явление редкое. Россия к нему пришла в 2019 году, сознательно накапливая резервы и поддерживая долговую дисциплину из-за западных санкций. Но на фоне пандемии и падения цен на нефть госдолг начал расти и к лету 2020 года превысил ликвидные резервы государства.
На 1 февраля 2021 года внутренний российский госдолг составил примерно 14,795 триллиона рублей, внешний госдолг на ту же дату – $56,260 миллиарда (около 4,290 триллиона рублей по курсу ЦБ на начало февраля), а общий размер суверенного госдолга России – 19,085 триллиона рублей.
Прогноз
Учитывая прогнозные данные, стоит отметить, что в ближайшие несколько лет будет увеличиваться внутренний долг и постепенно снижаться внешний. Еще один интересный момент, который необходимо отметить это то, что к лету прошлого (2019 года) активы составили около 1,25% от прогнозного внутреннего валового продукта этого же периода на основе государственной оценки.
На 1 января 2019 года государственный долг с расширенным пониманием превысил государственные активы на 1,5% от ВВП. Тем самым, у России отсутствует на сегодняшний день чистый долг. Тем самым, экономика России является одной из наиболее интересных по мнению некоторых аналитиков. Определенные политические условия вынудили правительство увеличивать запасы и контролировать достаточно жестко долговую дисциплину. Правда, из-за такого жесткого подхода ухудшилась ситуация, связанная с развитием экономической ситуации в стране.
По мнению аналитиков на сегодняшний день Россия может позволить себе увеличить общий долг на 50% не подвергая угрозе свою финансовую стабильность. Это довольно хороший резерв для того, чтобы ускорить медленные темпы роста экономики.
Внешние кредитные обязательства России: кому и сколько должна страна?
Последние отчеты ЦБ свидетельствуют о быстрых темпах снижения госдолга РФ, так с января 2018 года, в процентном соотношении с ВВП задолженность сократилась до 33%, тогда как ранее, это значение превышало 40%. Такая динамика считается позитивной и ведет к умеренному росту экономики в перспективе.
Согласно прогнозам к концу года должно быть выплачено более $50 млрд. Из планируемой суммы уже выплачено $21,4 млрд (отчет за 1-й квартал). За оставшееся время планируется исполнить обязательства на $30 млрд, но данная цифра является приблизительной.
Несмотря на фактическое сокращение задолженности, относительно ВВП данный показатель будет расти. Если быть точнее, размер долга останется на прежнем уровне или будет расти медленно, тогда как ВВП, по расчетам экспертов будет сокращаться в течении нескольких лет, в виду санкций и снижения деловой активности. Ожидается значительное удешевление национальной валюты и снижение мировых цен на углеводороды.
Эксперты относят текущую динамику роста суммы долга некритичной и вполне приемлемой. В сравнении с экономиками прочих государств, заимствования РФ кране малы и в несколько раз перекрываются фондированными средствами и капитализацией работающих на территории страны компаний.
Аналитики уверены, что РФ не перестанет брать в долг и будет постепенно увеличивать общую задолженность, совершая периодические выплаты. Относительный показатель госдолга России составляет от 5 до 10%, что является практически минимальным значением (меньше только у четырех стран).
Другие бюджетные показатели в России
Индикатор | Период | Факт. значение | Пред. значение |
Бюджетные расходы |
авг. 2020 |
322.025 млрд. USD |
284.275 |
Государственный бюджет от ВВП |
2019 |
1.8 % |
2.9 |
Военные расходы |
2018 |
64.193 млрд. USD |
66.527 |
Страна | Период | Факт. значение | Пред. значение |
Австрия |
2019 |
70.4 % |
74 |
Ирландия |
2019 |
58.8 % |
63.6 |
Люксембург |
2019 |
22.1 % |
21 |
Испания |
2019 |
95.5 % |
97.6 |
Исландия |
2019 |
37 % |
37.4 |
Норвегия |
2019 |
40.6 % |
39.4 |
Беларусь |
1 кв./20 |
26.5 % |
27.1 |
Бельгия |
2019 |
98.6 % |
99.8 |
Болгария |
авг. 2020 |
20.7 % |
20.7 |
Хорватия |
2019 |
73.2 % |
74.7 |
Кипр |
2019 |
95.5 % |
101 |
Чехия |
2019 |
30.8 % |
32.6 |
Дания |
2019 |
33.2 % |
33.9 |
Эстония |
2019 |
8.4 % |
8.4 |
Еврозона |
2019 |
84.1 % |
85.8 |
Европейский Союз |
2019 |
79.3 % |
80.4 |
Финляндия |
2019 |
59.4 % |
59.6 |
Франция |
2019 |
98.1 % |
98.1 |
Германия |
2019 |
59.8 % |
61.9 |
Греция |
2019 |
177 % |
181 |
Венгрия |
2019 |
66.3 % |
70.2 |
Италия |
2019 |
135 % |
135 |
Латвия |
2019 |
36.9 % |
37.2 |
Литва |
2019 |
36.3 % |
33.8 |
Македония |
2018 |
40.7 % |
39.5 |
Мальта |
2019 |
43.1 % |
45.6 |
Молдова |
2018 |
27.4 % |
28.9 |
Черногория |
2018 |
62.27 % |
62.5 |
Нидерланды |
2019 |
48.6 % |
52.4 |
Польша |
2019 |
46 % |
48.8 |
Португалия |
2019 |
117 % |
122 |
Румыния |
2019 |
35.2 % |
34.7 |
Россия |
2018 |
12.2 % |
13.5 |
Сербия |
2019 |
52 % |
53.7 |
Словакия |
2019 |
48 % |
49.4 |
Словения |
2019 |
66.1 % |
70.4 |
Швеция |
2019 |
35.1 % |
38.8 |
Швейцария |
2019 |
41 % |
41 |
Турция |
2019 |
33.1 % |
30.4 |
Украина |
2019 |
50.3 % |
60.9 |
Великобритания |
2019 |
80.7 % |
82.4 |
Албания |
2019 |
65.9 % |
67.9 |
Босния и Герцеговина |
2018 |
24.8 % |
26 |
Республика Косово |
2018 |
17.12 % |
16.22 |
Рост госдолга – хорошо или плохо?
Наращивание госдолга в 2021 году – судя по всему, единственно возможный вариант. Государство должно преодолеть последствия кризиса, оплатить огромные расходы на здравоохранение, да и национальные проекты никто не отменял. К тому же ожидается, что вскоре власти введут новые меры социальной поддержки, которые потребуют дополнительных бюджетных расходов.
Поэтому министр финансов Антон Силуанов считает, что увеличение госдолга – мера вынужденная. Да и уровень в 20% от ВВП – совершенно не опасен, при этом дополнительные деньги пойдут на поддержку населения и экономики. Правда, такой уровень госдолга возвращает Россию к ситуации 2004 года – именно тогда долги государства находились на таком уровне.
Однако глава Центробанка Эльвира Набиуллина так не считает. По ее мнению, любое наращивание госдолга – явление нежелательное. Она напоминала Минфину что брать в долг на развитие можно только в ограниченном объеме. А все страны, которые переставали следить за госдолгом, в итоге получили огромные проблемы. Кстати, Центробанк не так давно выступал против продления программы льготной ипотеки, а еще раньше ограничивал потребительское кредитование и предупреждал о новом пузыре.
Но на чьей стороне правда? Независимые аналитики считают, что пока все же прав Минфин. Большинство стран в кризис наращивает госдолг, и делают они это в куда больших масштабах, чем Россия. Например, развивающиеся страны в течение 2021 года увеличат госдолг более чем на 10% в среднем, тогда как долги России вырастут всего на 6,4 процентных пункта к ВВП. А недавно Антон Силуанов рассказал, что госдолг может вырасти еще меньше – если государство использует остатки бюджетных средств с прошлого года.
То есть, российский госдолг растет медленнее, чем долги других стран, и при нынешнем своем значении не угрожает финансовой стабильности страны. Тем не менее, экономисты предупреждают – увеличивать госдолг и дальше может быть чревато проблемами:
- риск возможных санкций. Если западные страны введут ограничения касательно российского долга, инвесторы могут предъявить все скупленные облигации к оплате. И тогда оплачивать их придется за счет ФНБ, иначе котировки российских облигаций упадут так сильно, что потянут за собой рубль;
- государство вынуждено конкурировать с частным сектором за деньги инвесторов. Конкуренция на долговом рынке означает, что эмитенты ценных бумаг готовы давать более высокие проценты по ним – то есть, бюджет несет повышенные расходы по процентам. А еще все деньги концентрируются в руках государства, и частному сектору их остается недостаточно. В итоге деньги инвесторов «проедаются», а не работают в реальном секторе экономики;
- более серьезное наращивание госдолга грозит проблемами с долговой устойчивостью. Как отмечает Оксана Васильева, 20% от ВВП – это действительно невысокий долг, но уже при долге в сумме 40-50% ВВП начинается критический уровень долговой зависимости;
- наращивание долгов не снимает проблему бюджетного дефицита, а только усугубляет ее, считает публицист Андрей Паршев. По его словам, государству рано или поздно все равно придется прибегнуть к эмиссии денег, чтобы расплатиться по долгам – что отразится на ценах.
Таким образом, наращивать госдолг можно, но только не очень активно (не доводить его до 50% от ВВП и выше), не забывая при этом искать более адекватные способы покрыть бюджетный дефицит. Например, вместо роста долгов можно сократить некоторые бюджетные расходы, а еще более тщательно контролировать налогоплательщиков и таможенные операции – чтобы получить больше доходов.
Но все же в сложившейся ситуации рост госдолга никак не мешает России – привлеченные деньги все равно пойдут на выплаты бизнесу (льготные кредиты и субсидии) и населению (пособия и другие виды социальной помощи). При этом выплаченные населению деньги в конечном счете получит бизнес – ведь пособия получают в основном малообеспеченные семьи, которые вскоре тратят деньги на продукты и другие товары.
Санкции против госдолга
В последние годы регулярно поднимается тема санкций в отношении российского госдолга. Различные законопроекты в этом направлении уже существуют, но пока еще лежат без движения в Конгрессе США.
В 2019 году уже были введены частичные санкции против госдолга РФ. В частности, США запретили американским банкам принимать участие в первичном размещении валютного госдолга РФ. Но эксперты сразу же назвали такие ограничения символическими, поскольку в отношении покупок на вторичном рынке никаких блокировок не было. Таким образом, инвесторы могли пропустить первый этап размещения долговых бумаг, но без проблем купить их позже на вторичке.
Специалисты полагают, что серьезные санкции в отношении госдолга РФ невозможны, поскольку в мировой финансовой системе сегодня вся связаны и, например, полный запрет на владение российским госдолгом может отозваться неприятными последствиями для многих стран и инвесторов.
2019: Страны с крупнейшими долгами перед Россией
В марте 2021 года Всемирный банк (ВБ) опубликовал доклад, посвященный двусторонней задолженности развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Россией.
По данным ВБ, к концу 2019 года по двусторонним займам около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 млрд. Речь идет как о долгах государств, так и о долгах юрлиц, гарантированных государствами.
Самым крупным должником РФ на конец 2019 года оказалась Белоруссия ($8,1 млрд). Затем идут Бангладеш, Венесуэла, Вьетнам, Йемен и Индия. Каждая из этих стран должна России более $1 млрд. Часть из этих долгов остается еще с начала 1990-х годов.
Задолженность африканских стран (не считая Египта) перед Россией составила $973 млн на конец 2019 года. Это Сомали ($418 млн), а также Мозамбик, Эфиопия, Мадагаскар, Замбия, Судан и Танзания. В основном эти страны брали кредиты еще у СССР, но есть и новые российские кредиты — у Замбии и Мозамбика, сказано в статистике Всемирного банка.
В целом Россия занимает пятое место среди крупнейших стран — кредиторов развивающихся стран. Лидером здесь является Китай, предоставивший средства в размере $149 млрд. За ним следуют Япония, Германия и Франция.
Министерство финансов РФ, отвечающее за кредиты другим странам, не публикует информацию о должниках России: каждый год программу государственных кредитов описывают в секретных приложениях к федеральному бюджету, отмечает РБК.
Россия с 1990-х годов реструктурировала часть советских долгов таким странам, как Вьетнам, Йемен, Куба, Индия. После распада СССР Российская Федерация заключила соглашения с 11 бывшими советскими республиками о принятии на себя ответственности за погашение внешнего долга Советского Союза в обмен на все бывшие активы СССР за рубежом, в том числе права требования по внешним долгам.
Кому и какие долги простила Россия на август 2019 г.
Среди стран членов «большой восьмерки» к 2019 году Россия стала лидером по количеству списанных долгов.
Самые большие должники:
Куба ($31,7 млрд.). В 2014 года российское правительство списало 90% из суммы долга в 35,2 млрд. долларов.
Ирак ($21,5 млрд.) Россия списывала долги этой стране дважды – в 2004 году $9,5 млрд. из $10,5 млрд. и в 2008 $12 млрд. из $12,9 млрд. Второе списание произведено уже по новому долгу современной России, в надежде, что будут учтены интересы российских компаний в Ираке.
Куда уходит больше всего?
Прежде всего, необходимо отметить, что связан долг в основном с огромными военными расходами. Рост начался в 1971 году, когда тогдашний президент Никсон отвязал доллар от золотого стандарта (по сути появилась ничем необеспечнная бумага). Каждый из президентов во время своего правления так или иначе участвовал в увеличении долга. Среди них наибольших вклад в увеличение внесли:
- Р. Рейган, в период которого была развязана «Холодная война» с СССР и всячески сокращались налоговые поступления в бюджет;
- Буш младший, под руководством которого была начата война с терроризмом и также увеличен оборонные и военные ассигнования;
- Барак Обама, пр котором военные затраты, налоговые послабления, медицинское страхование малоимущих обходились казне в 800 млрд. долларов за каждый год его руководства. При нем был самый большой рост госдолга (примерно 19,5 трлн).
Весомую долю также съедают преференции для разного рода частных компаний, который просят поддержки государства в сложные времена. К примеру, во время банковского кризиса 2008 года, в результате которого многие банковские компании оказались на пороге дефолта, многие банки попросили материальной поддержки правительства. Оно выделило им на санацию и «латание своих дыр» весьма ощутимые деньги.
Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…
…Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.
А после наложенных в 2014 году на Россию санкции, в связи с чем страна была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике, правительственный долг к 2019 году снизился до $47,5 млрд.
Корпоративный внешний долг вырос и составляет почти $322,6 миллиарда. Это много. Но это не долг государства: сюда входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. И цифра в 322 с лишним миллиарда с течением времени может заметно изменяться – стороны решают свои финансовые вопросы.
А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.
Внешний долг России в 2021 году
Россия сократила объем внешнего долга. Как заявил ЦБ России, внешний долг РФ, по состоянию на первое января 2021 года, составляет 470,1 миллиарда долларов, что по сравнению с показателем годовой давности меньше на 21,3 миллиарда долларов.
Отмечается, что снижение долговых обязательств перед нерезидентами было зафиксировано во всех секторах экономики. Наиболее заметным, как отметили представители регулятора, стало сокращение иностранной задолженности прочих секторов, касающейся привлеченных кредитов.
Напомним, что в период с февраля по март 2020 года экономика РФ оказалась одновременно под воздействием пандемии COVID-19, оказавшей пагубное влияние на мировую экономику в целом, а также обвала цен на нефть.
В связи с этим, по отношению к доллару и евро рубль существенно обесценился. С целью поддержания экономики и населения, российские власти последовательно ввели несколько пакетов соответствующих мер.
Так, объем антикризисной поддержки в период пандемии COVID-19 составил 4,5% ВВП, что позволило преодолеть особо тяжелый пери од без серьезных потерь, имеющих необратимый характер. По данным на 15 января, снижение международных резервов РФ составило 1,2%, по сравнению с показателями на восьмое января, зафиксировавшись на отметке 590,4 миллиарда долларов.
В качестве основной причины сокращения резервов эксперты называют отрицательную курсовую переоценку и снижение цен на золото. Напомним, что международные резервы, представляющие собой иностранные активы, отличающиеся высокой ликвидностью и имеющиеся в распоряжении правительства РФ и банка России, состоят из специальных прав заимствования, средств в иностранной валюте, монетарного золота, а также резервной позиции в МВФ.
Любые санкции мы можем обойти
Салтыкову-Щедрину приписывают ставшую крылатой фразу: «Суровость законов Российской Империи компенсируется необязательностью их исполнения». Сейчас впору распространить смысл этого чудесного изречения на всю санкционную политику в коллективного Запада отношении России.
И наши деловые партнёры из Западных стран (без кавычек) похоже, научились у нас такому отношению к вредоносной политике своих правительств.
Заинтересованные в использовании те же российских облигаций федерального займа (ОФЗ) западные инвесторы давно используют схему, позволяющую обойти возможные ограничения.
РИА Новости цитируют мнение генерального директора УК «Спутник – Управление Капиталом» Александра Лосева:
«Санкции действенны только для евробондов с расчётами в долларах и депозитарным учетом в Euroclear и Clearstream, потому что лишь в этом случае OFAC Минфина США способно контролировать их выполнение. Запрет на ОФЗ бесполезен, потому что инвесторы, которых интересуют эти бумаги, приобретают не сами ОФЗ, а процентные и валютные свопы (обмены платежами или активами. – Прим. ред.), привязанные к доходности ОФЗ и форвардным курсам «доллар-рубль».
Если же западным инвесторам запретят покупать ОФЗ напрямую, средства направят через посредников, в том числе российских.
Один из возможных механизмов противодействия санкциям – использование компаний с особым статусом, не раскрывающих конечных бенефициаров. Кроме того, нерезидентам ничто не мешает задействовать криптовалюты или иные цифровые активы, источник и направление которых отследить невозможно.
внешний долг России | Россия-Онлайн
Новости Россииновости России и мира
Новости России сегодня— очень пестрая картина локального мира, страны, общества требующая всестороннего рассмотрения, анализа новостей России и его обсуждения в обществе. На новости России смотрят зарубежные издатели, обсуждают новости из России видные политические деятели и люди бизнеса и искусства. В России сегодня новости рождаются каждый час, минуту и миг- без этих новостей невозможно прожить. Новости России сегодня транслируются на главных каналах ТВ страны и мира, они успокаивают общество, или дают преимущество в политической игре элиты и политиков. Без новостей России- никуда не годятся аналитики и стратеги внешней политики, торговли, сотрудничества. Надеюсь наш новостной сайт, посвященный новостям из России поможет Вам- нашим читателям новостей быть в курсе событий новостей России сегодня и получать быстрые и оперативные новости из России постоянно и качественно. Услуги с выездной фотосессией для любого бизнеса от Сергея Сморовоза — выездная фотостудия по Москве и МО, моментальная фотопечать, студийное оборудование. Партнеры по строительству беседки и дачные дома
Наши журналисты и писатели делают для Вас Новости России и российские новости сегодня качественно, оперативно и актуально. Мы всегда рады видеть Вас на нашем сайте- Россия- Онлайн – Новости России сегодня.
Госдолг России в реальном времени
Одним из важнейших экономических показателей для государства представляется госдолг России. В реальном времени подобного рода параметр можно отследить с помощью специального счетчика. Статистические данные по госдолгу публикуются правительством ежегодно. Изучив их, можно определить динамику изменения внутренних и внешних долгов РФ.
История государственного долга
Прежде чем ознакомиться с показателями, которые демонстрирует счетчик внешнего долга России онлайн, целесообразно более подробно изучить историю подобных задолженностей, их происхождение и динамику их погашения. Впервые обязательства по выплате внешних задолженностей возникли у РФ после распада СССР, в 1991 году.
Государство приняло их на себя добровольно. В обмен на отказ бывших стран-участников СССР от долей в зарубежных активах страны. Задолженности времен Советского Союза составляли большую часть долгов РФ, однако в период экономической неустойчивости в 90-ые годы правительство начало увеличивать объем долгов, принимая ссуды от других государств.
Правительство регулярно обновляет данные по госсдолгу
Ускоренное погашение задолженностей началось с 1998 года, продолжается по сей день. Благодаря стабилизации экономических показателей, России удалось к 2017 году полностью погасить финансовые обязательства СССР, осуществив выплату в размере 125,2 млн долларов в пользу Боснии и Герцеговине.
В 2013 году Россия также исполнила взятые на себя обязательства перед такими государствами, как Финляндия, Чехия, а также Черногория. При этом общая сумма выплат превысила 3,6 млрд долларов.
Размер долга на 2018
На сегодняшний день объем задолженности существенно уменьшился, что обусловлено исполнением РФ обязательств времен СССР. Тем не менее статистика демонстрирует ситуацию, что с резким уменьшением внешнего долга существенно возросли внутренние задолженности.
Среди стран, которым РФ должна выплачивать денежные средства, на 2018 год единственным кредитором является Южная Корея. Внешний долг России на сегодняшний день составляет 81 млрд долларов, из которых 594 млн составляют обязательства перед Южной Кореей.
Подобная ссуда должна быть полностью погашена к 2025 году. В то время как для остальной части долга предусмотрен отдельный график погашения.
График погашения
Выяснив, сколько составляет мировой долг России, необходимо отметить, что график платежей и общая сумма задолженности отчасти сформировалась из-за сложной экономической ситуацией. Также следует учитывать негативное влияние санкций, а также падение курса национальной валюты.
Подтверждением представляется резкое сокращение внешнего госдолга после того, как иностранным финансовым организациям запретили осуществлять кредитование различных структур РФ. Это сделало получение заемных денег крайне затруднительным. Согласно официальным данным правительство планирует придерживаться следующего графика выплат:
Расходы на обслуживание госдолга
Структура внешнего долга
Внешний долг РФ отличается сложной структурой, различные части которой погашаются неравномерно. Наиболее значимую долю среди внешних финансовых обязательств РФ составляют следующие пункты:
- задолженность перед внешними кредиторами;
- долги перед многосторонними кредиторами;
- внешние облигации;
- ОВГВЗ;
- гарантии РФ в иностранной валюте;
- прочие долги.
Разобравшись со структурой подобной задолженности, целесообразно отметить, что несмотря на существенное снижение объемов внешних долгов в абсолютном выражении, наблюдается ухудшение показателей в процентном. Это вызвано сразу несколькими факторами, оказывающими существенное влияние на экономические показатели государства.
Прежде всего целесообразно упомянуть обесценивание национальной валюты, а также снижение стоимости энергоносителей. Также наблюдается снижение объемов ВВП. Это привело к ухудшению устойчивости экономических показателей РФ к бремени внешних займов, согласно сообщению ЦБРФ от 2016 года. Всё это вместе с увеличением внутреннего долга привело к снижению объемов золотовалютных запасов России.
Заключение
Государственный долг РФ имеет сложную структуру. Ее внушительную часть ранее составляли обязательства СССР перед другими государствами. Благодаря активным действиям по погашению подобных задолженностей, РФ может похвастаться одним из самых низких показателей внешнего долга среди европейских стран. При этом на размер внешних долгов существенно повлияли санкции и другие факторы.
https://youtube.com/watch?v=V4kLsj8d0VY