Статья 71. установление размера требований кредиторов

Этапы процедуры

Как правильно оформить банкротство физического лица по кредитам? Этот вопрос волнует многих граждан, имеющих долги перед банками. Процедура состоит нескольких этапов.

Первый этап – сбор документов и написание заявления

Как стать банкротом и где оформляется процедура? Приказ о признании физического лица банкротом выносится в Арбитражном суде по месту жительства. Заявление имеет право подать сам должник. Сделать это может и организация, которая предоставляла заем. В случае смерти заемщика объявить должника банкротом вправе его близкие родственники.

Прежде чем решать, как подать на банкротство, потребуется собрать перечень документов:

  • список кредиторов и организаций, которым человек должен вернуть деньги;
  • справки о выплатах в налоговую, список всех банковских счетов и вкладов за последние три года;
  • опись собственности, которая оформлена на должника с предоставлением документов, подтверждающих владение;
  • описание всех финансовых операций и сделок за три года, относящихся к имуществу, размер которых превышает 300 000 руб.;
  • штрафы за три года;
  • квитанции по коммунальным платежам;
  • документы о доходах;
  • паспорт;
  • свидетельство браке или разводе;
  • свидетельства о рождении детей, если они имеются;
  • справка из налоговой о том, что должник не осуществляет предпринимательскую деятельность.

Как объявить физическому лицу объявить себя банкротом и потребовать пересмотра банком условия кредитного договора? Для этого потребуется доказать суду возможность поэтапно возвращать долг.

Второй этап – обращение в суд

На втором этапе банкротства физического лица выносится вердикт судьи с учетом всех доказательств и обстоятельств. Признать банкротом физическое лицо может только Арбитражный суд. В результате рассмотрения дела он в праве вынести следующие решения:

  1. необходимость проведения реструктуризации долгов;
  2. реализация собственности на аукционе в счет погашения задолженности;
  3. решение конфликта мирным соглашением.

Третий этап – реструктуризация

Реструктуризация долга представляет собой внесение коррективов в график погашения займа. Иными словами, банк предлагает клиенту более выгодные для него условия по выплате, делая все возможное для восстановления его платежеспособности. При составлении новых условий возврата кредита суд должен учитывать следующие факторы:

  1. У заемщика и членов его семьи после внесения платежа должны оставаться деньги хотя бы в размере прожиточного минимума.
  2. Срок погашения задолженности может быть продлен до трех лет.
  3. Суммы ежемесячных платежей по решению суда могут быть снижены, чтобы физлицо могло погашать заем без ущерба для себя и своей семьи.
  4. В результате этой процедуры также возможна остановка начисления штрафов и пеней по кредиту.

Если должник сможет выплачивать сумму по новому плану, то его несостоятельность не признается судом, то есть банкротом он считаться не будет. Такое завершение процедуры самое выгодное для заемщика, так как в этом случае в дальнейшем у него будет возможность снова пользоваться услугами предоставления займов. Исходя из этого, становиться банкротом – значит признать свою неплатежеспособность и испортить репутацию надежного заемщика.

Четвертый этап – продажа имущества

Объявление себя банкротом может привести к конфискации собственности. Если Арбитражным судом было выявлено, что должник не в состоянии платить по счетам даже с учетом составления новых условий и отмены штрафов, то он подписывает приказ о конфискации имущества с целью продажи для возврата долга.

Судебные приставы конфискуют машины, недвижимость, драгоценности и вещи, стоимостью не менее ста тысяч рублей. Рассмотрим, что конкретно не могут забрать судебные приставы:

  • Единственная жилплощадь, где проживает заемщик.
  • Домашняя утварь, одежда и посуда.
  • Бытовая техника и мебель, рыночная стоимость которых меньше ста тысяч.
  • Животные.
  • Сумма в размере прожиточного минимума.
  • Еда.
  • Оборудование и ресурсы, необходимые для отопления дома или квартиры.
  • Награды, медали и ордена.

Таким образом, признаются банкротами только те лица, которые неспособны выплачивать долг, в результате чего их имущество распродается на торгах. Если после продажи имущества долг перед банком остался, то суд, как правило, закрывает дело. Оставшиеся долги прощаются заемщику.

Нововведения, обсуждаемые в 2020 году и которые с большой долей вероятности будут приняты в 2021 году

Попытки совершенствовать закон не прекратились и в период коронавируса. За разработку поправок в закон отвечает Министерство экономического развития РФ, которому, казалось бы, и кроме банкротства было чем заняться в минувшем году. Но предложения в закон МЭР представил в марте 2020 года, а в феврале 2021 года правительство и президент обсудили их в закрытом режиме.

После того, как документ о поправках будет утвержден правительством и его одобрит президент, его внесут в Госдуму. При базисном согласии Думы на изменения законопроекты проходят три необходимых чтения довольно быстро.

О том, что у обсуждаемых в феврале 2021 года изменений есть большие шансы быть прописанными в законе, свидетельствует тот факт, что в конце июня прошлого года правительство перестало настаивать на внесение в закон сразу 4 вариантов поправок, которые утратили свою актуальность.

Множество поправок в законе касается банкротства юридических лиц, мы рассмотрим только те, которые касаются признания несостоятельности рядовых граждан.

Должников разделят на категории в соответствии с их доходами

Потенциальные банкроты — граждане составят первую группу. В нее также отнесены компании и ИП, доход которых за год, предшествующий банкротству, не вышел за рамки 800 млн. руб. Стоимость активов у таких физ. лиц, организаций и предпринимателей не должна превышать 300 млн. руб.

Вторая категория — предприниматели. В нее могут попасть те, чей доход попал в «вилку» от 800 млн. руб. до 2 млрд. руб.

Третья группа включает компании и ИП, чьи доходы «перевалили» черту в 2 млрд. руб.

Пока не можете решиться на банкротство? Закажите звонок юриста

Поправки о финуправляющих и СРО АУ

Большое количество поправок вносится в процедуру выбора арбитражных управляющих (АУ). С принятием изменений их работу будут оценивать с применением системы баллов. Эти коэффициенты будут начисляться за эффективность принятых решений, которые управляющий предлагает в ходе банкротства.

Например, за каждый план реструктуризации, который будет доведен до логического завершения. За исполненные мировые соглашения, за удачную реализацию имущества.

СРО также будут получать рейтинг. Его будут считать, исходя из среднего арифметического значения баллов, полученными за проведение процедур по банкротству всех управляющих, входящих в конкретную организацию. А информация обо всех баллах, полученных управляющими, будет храниться в новом Государственном регистре арбитражных управляющих.

СРО управляющих тоже будут делиться на три группы. Физические лица смогут указать в заявлении только СРО первой группы. Одним из обязательных условий для саморегулируемых организаций первой группы является факт проведения 10 процедур списания долгов.

Управляющие будут назначаться на процесс, опираясь на показатели рейтинга. Каждое СРО будет обязано представить на процесс как минимум одного кандидата, после чего выбор из них проведет компьютерная система суда. Если СРО откажется представить кандидатуры управляющих для выбора, оно рискует перейти в более низкую группу, а потом и вообще потерять свой статус.

Изменения стоимости банкротства для физ. лиц

И самое главное изменение, которое предлагает Минэк, касается суммы выплат вознаграждения для финуправляющего.

Конечно, если эта инициатива будет одобрена Думой в общем пакете поправок, то списать долги в России гражданину станет существенно дороже и сложнее.

Определение размера требований кредиторов третьей очереди

По новым нормам законодательства о банкротстве выделяется три очереди кредиторов.

Первоначально, минуя очередность, подлежат удовлетворению требования в части текущих платежей, а также расходы по проведению определенных мероприятий для недопущения техногенных и экологических катастроф. Не погашенные должником обязательные платежи до поступления заявления о банкротстве в суд также погашаются вне очереди по п. 1 ст. 134 127-ФЗ.

В указанные в ст. 134 три очереди входят:

  1. Требования граждан, перед которыми у должника возникла материальная ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, компенсация морального вреда по решению суда.
  2. Выходные пособия и оплата труда лиц, трудоустроенных по трудовому договору, а также вознаграждения по авторским договорам.
  3. Требования прочих участников.

К числу кредиторов третьей очереди по п. 1 ст. 137 127-ФЗ относят конкурсных кредиторов и уполномоченные органы.

Стоит отметить, что предыдущая версия законодательства о банкротстве содержала указание на 5 очередей, и требования уполномоченных органов в части обязательных налоговых и прочих платежей удовлетворялись в приоритетном порядке перед требованиями конкурсных кредиторов.

Уполномоченные органы располагались на 4 ступени в очереди, а конкурсные кредиторы – на пятой. Новое законодательство уравняло две указанные группы в правах: требования государства и частных структур теперь удовлетворяются в рамках одной ступени.

Величина денежных требований

кредиторов

, налоговых и иных уполномоченных инстанций, перед которыми у должника образовалась задолженность, должны быть установленными. Это значит, что они должны иметь документальное подтверждение: необходимо наличие судебного решения, которое свидетельствует о признании задолженности или подтверждение данного факта самим должником. Требования, вытекающие из положений финансовых договоров, определяются ст. 4.1 127-ФЗ.

После того как арбитражным судом было принято заявление о признании должника банкротом, это влечет погашение долгов по обязательным платежам, которые образовались в ходе делопроизводства о банкротстве по ст. 63 127-ФЗ, но начало указанной процедуры не освобождает должника от выполнения обязанности по уплате обязательных платежей со сроками исполнения после поступления заявления в суд.

При определении величины требований конкурсных кредиторов в части задолженности по обязательным платежам учитывается задолженность, которая была образована у должника на момент принятия заявления о банкротстве.

Задолженность должника перед бюджетом, которая образовалась перед принятием судом заявления о банкротстве, подлежит учету в составе третьей очереди.

Что представляет собой закон?

ФЗ-137 был принят Государственной Думой в третьем чтении 28 сентября 2001 года и одобрен Советом Федерации 10 октября того же года. Закон был подписан президентом и вступил в силу 25 октября 2001 года. Также в это время вносились последние корректировки в ФЗ №326. Подробнее об этом читайте тут:

Закон о введении в действие Земельного кодекса устанавливает следующие правила продажи территориальных участков, которые находятся в собственности государства или муниципалитета:

  • коммерческие организации и индивидуальные предприниматели вправе приобретать их, если владеют зданиями, строениями и сооружениями, которые были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;
  • юридические лица, которые являются собственниками зданий, строения и сооружений, находящихся на территории государственных и муниципальных участках, могут покупать данные земельные участки посредством переоформления прав бессрочного пользования;
  • граждане и некоммерческие организации имеют право приобретать земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если владеют правами на расположенные на данных территориях здания, строения и сооружения, при условии, что данные права возникли до вступления в силу Земельного кодекса РФ.

При покупке перечисленными лицами данных территорий, их стоимость определяется субъектами Российской Федерации в следующих размерах:

  • 20% от кадастровой стоимости участков, при их расположении на территориях городов с населением более 3 миллионов человек;
  • 2.5% от кадастровой стоимости участков, если они располагаются в другой местности.

До того как субъект РФ установит стоимость участка, используется цена, которая больше всего соответствует местной цене для земельных объектов.

Лица, не указанные в предыдущем пункте, но обладающие правами собственности на строительные объекты, находящиеся на государственных территориях, могут приобретать земельные участки на следующих условиях:

  • для городов с населением более 3 миллионов человек стоимость участка составляет от 5 до 30 единиц от ставки налога за номинальную площадь земельной территории;
  • в городах с численностью населения от 500 тысяч до 3 миллионов цена участка составляет от 5 до 17 единиц земельного налога;
  • для населённых пунктов с численностью до 500 тысяч человек и за их границей стоимость участка устанавливается в размере от 3 до 10 ставок налога.

Цена земельного участка и единицы земельного налога устанавливается субъектом Российской Федерации.

В городах с численностью населения превышающей 3 миллиона человек при приобретении территориальных площадей власти могут устанавливать запрет на строительство или реконструкцию зданий, которые на них располагаются.

Частые вопросы

Можно ли подать заявление на банкротство онлайн?

Можно. Подача заявления осуществляется через официальный портал Арбитражных судов my.arbitr.ru. Для подачи заявления удаленно требуется получение электронной цифровой подписи. Сделать это можно в любом Удостоверяющем центре.

Может ли пенсионер стать банкротом?

Да, может. Выход на пенсию может даже стать своего рода смягчающим обстоятельством, объясняющим невозможность гражданина погашать свои задолженности в прежнем объеме. В отношении пенсионеров применяется аналогичная процедура, за небольшим исключением — им часто удовлетворяют ходатайства об отсрочке или рассрочке оплаты услуг финансового управляющего и оставляют всю пенсию в течение реализации.

Можно ли стать банкротом самостоятельно?

Да, можно. Но помните, что на стороне ваших кредиторов будут опытные юристы, соревноваться с ними будет затруднительно. Без юридической подготовки вы рискуете потратить на процедуру существенно больше времени и денег, чем при помощи юриста.

Банк подал иск на банкротство: что мне делать?

Главное, не паниковать и не совершать необдуманных действий. К примеру, вам не стоит спешно избавляться от своего имущества, продавая его по бросовым ценам или переписывая на родственников. Лучше сразу обратитесь к юристам за выбором оптимальной стратегии защиты.

Но лучше не доводить ситуацию до того момента, когда банк сам подаст на вас в суд. Если инициатор процесса — кредитор, то он позаботится о назначении лояльного к кредитной организации финуправляющего. Это осложнит прохождение банкротства для человека, который и без того уже запутался в долгах.

Узнайте, что из имущества продадут при банкротстве

Процедура банкротства физ лиц становится популярной
Если вы не в состоянии выплачивать свои долги, то пора задуматься о банкротстве. Это единственный легальный способ начать свою финансовую жизнь «с нуля».

Статья 71. Установление размера требований кредиторов

1. Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

2. Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение пятнадцати календарных дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов должником, временным управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника — унитарного предприятия.

Лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе заявлять о пропуске срока исковой давности по предъявленным к должнику требованиям кредиторов.

3. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.

4. Требования кредиторов, по которым поступили возражения, рассматриваются в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении требований в реестр требований кредиторов указываются размер и очередность удовлетворения таких требований.

В случае, если в деле о банкротстве должника интересы кредиторов — владельцев облигаций представляет определенный в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах представитель владельцев облигаций или депозитарий, осуществляющий централизованный учет прав на облигации, в определении арбитражного суда о включении требований в реестр требований кредиторов указываются общий размер требований указанных кредиторов и очередность удовлетворения таких требований в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также очередность удовлетворения требований в соответствии с решением о выпуске соответствующих облигаций.

По возражению временного управляющего требования кредитора — владельца облигаций определением арбитражного суда исключаются из реестра требований кредиторов в случае, если в деле о банкротстве должника интересы кредиторов — владельцев облигаций соответствующего выпуска представляет определенный в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах представитель владельцев облигаций или депозитарий, осуществляющий централизованный учет прав на облигации.

5. Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов. Указанные требования могут быть рассмотрены без привлечения лиц, участвующих в деле.

Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов вступает в силу немедленно и может быть обжаловано. Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов направляется арбитражным судом должнику, арбитражному управляющему, кредитору, предъявившему требования, и реестродержателю.

6. При необходимости завершения рассмотрения требований кредиторов, предъявленных в установленный срок, арбитражный суд выносит определение об отложении рассмотрения дела, обязывающее временного управляющего отложить проведение первого собрания кредиторов.

7. Требования кредиторов, предъявленные по истечении предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи срока для предъявления требований, подлежат рассмотрению арбитражным судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.

8. Требования кредиторов, предусмотренные пунктами 1 — 6 настоящей статьи, рассматриваются судьей арбитражного суда в течение месяца с даты истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока предъявления возражений относительно требований кредиторов.

О реструктуризации

Финансовый управляющий совместно с кредиторами предварительно составляет план реструктуризации. Это новый график выплаты долга, адаптированный под финансовые возможности гражданина.

Не позднее чем за пять дней до даты заседания суда по рассмотрению дела о банкротстве гражданина финансовый управляющий обязан представить в суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии гражданина, протокол собрания кредиторов, на котором рассматривался проект плана реструктуризации долгов гражданина, с приложением документов, определенных пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Но реструктуризация применяется только к тем гражданам, которые могут соблюдать назначенный план. Гражданин, которому назначается реструктуризация, должен соответствовать следующим требованиям:

  • у него есть источник дохода на данный момент;
  • у него нет неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления;
  • гражданин не признавался банкротом в течение прошедших пяти лет;
  • в течение восьми лет не было составления плана реструктуризации в отношении этой задолженности.

Закон не говорит о конкретных размерах дохода заявителя, который может обеспечить выплату кредитов по новому реструктурированному графику. Но стоит понимать, что если доход гражданина низкий, и будет понятно, что с выплатой он все равно не справится, реструктуризация не будет к нему применяться. Получаемый доход и ежемесячные платежи должны быть соразмерными, и у человек должны оставаться средства к существованию.

Составленный план реструктуризации финансовый управляющий подкрепляет пакетом документов, в который входят справки о доходах гражданина и сведения обо всех кредиторских задолженностях. По итогу рассмотрения суд может принять план, отложить дело при необходимости доработки плана или отказать в проведении реструктуризации и инициировать следующий этап на пути банкротства — реализацию имущества должника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector