Закупки по 223‑фз в 2021 году
Содержание:
- ЕИС и ЭТП
- Положение о закупке
- На кого распространяется закон 223-ФЗ
- Ответ
- Публикация сведений в ЕИС
- Порядок проведения закупки по 223-ФЗ
- Самое важное для заказчика
- Самое важное для заказчика- таблица сроков
- Защищены ли права участников закупок?
- Особенности применения 223-ФЗ
- Памятка: сводная таблица сроков по 223-ФЗ
- Сроки в законодательстве о закупках
- Какие заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ
- Документооборот в системе закупок
- Зачем нужны положения о закупке?
- О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 13 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ» И СТАТЬИ 59 И 78 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
- Открытые и закрытые торги — когда какие применяются
- Кто считается участником
- Кто может участвовать в закупках
- Конкурс
- Публикация сведений в ЕИС
- Как работать с шаблонами извещений
ЕИС и ЭТП
Все важнейшие сведения о закупках по 223-ФЗ заказчики должны публиковать в Единой информационной системе (ЕИС). Единая информационная система реализована для обеспечения принципа открытости закупочной отрасли. В ней представлена информация о проводимых торгах как по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ.
При проведении закупок в электронном виде заказчики должны выбрать одну из электронных торговых площадок (ЭТП). Операторы электронных площадок принимают заявки от участников, ставки участников торгов, определяют поставщиков, предложивших наилучшие условия.
Заказчики по 223-ФЗ не ограничены в выборе электронных площадок для проведения закупок, как заказчики по 44-ФЗ. Но при проведении закупок среди субъектов малого предпринимательства заказчики должны остановиться на одной из площадок, которая соответствует единым требованиям Правительства. Сегодня в перечне представлено 8 площадок:
- Сбербанк АСТ;
- Росэлторг;
- РТС-тендер;
- Национальная электронная площадка;
- ЭТП ГПБ;
- ТЭК-Торг;
- АО «РАД»;
- АГЗ РТ.
Для участия в закупках среди субъектов малого предпринимательства поставщик по новым правилам проходит регистрацию в ЕИС, а на ее основании ему предоставляют доступ к электронным площадкам. Ранее поставщику приходилось проходить регистрацию и получать аккредитацию на каждой из площадок.
Положение о закупке
Главным документом, на основании которого заказчики осуществляют закупочную деятельность по 223-ФЗ, является Положение о закупке. Его необходимо разработать и опубликовать на www.zakupki.gov.ru до начала года.
Положение является своеобразным «законом», по которому теперь придется осуществлять закупочную деятельность. В нем необходимо предусмотреть способы, которыми будут осуществляться закупки, порядок их подготовки и проведения, порядок заключения договоров, перечень товаров, работ и услуг, которые будут закупаться у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Заказчик в любое время может изменить что-либо в своем Положении о закупке — ограничений на это закон не устанавливает. Когда Положение будет изменено, необходимо опубликовать его новую редакцию и документ, в котором перечислены все изменения.
Помимо Положения о закупке, заказчик должен разработать План закупок на один год. Перед каждой конкретной процедурой публикуется извещение о закупке и закупочная документация.
На кого распространяется закон 223-ФЗ
Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:
- Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
- Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.
Ответ
В соответствии с изменениями в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», установленными Федеральным законом от 05.04.2021 N 86-ФЗ, в положение о закупках следует внести следующие изменения:
1) положение о закупке в числе прочего должно содержать порядок определения и обоснования:
- начальной (максимальной) цены договора,
- цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора.
2) В документации о конкурентной закупке вместо порядка формирования цены договора (цены лота) теперь должно быть указано обоснование:
начальной (максимальной) цены договора (цены лота) либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
Положения о закупках должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями, утверждены и размещены в ЕИС до 15 июля 2021 года. Положения о закупках, которые не соответствуют новым требованиям, с 15 июля 2021 года считаются не размещенными в ЕИС.
Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых были направлены до даты размещения скорректированного положения о закупке, но не позднее 14 июля 2021 года, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения либо направления такого приглашения.
Публикация сведений в ЕИС
В Единую Информационную Систему в обязательном порядке вносятся следующие данные:
- Способы осуществления закупок, необходимые для проведения мероприятий.
- Порядок проведения торгов, который предполагает заказчик.
- Отбор предположительных поставщиков, способы его проведения.
- Сроки выполнения проекта и период перечисления финансовых средств согласно расчетам.
- Порядок заключения договора между сторонами.
- Порядок и проведение оплаты за выполненные работы.
- Порядок наложения штрафов и их объем.
- Алгоритмы решения возможных конфликтных ситуаций.
Также в обязательном порядке загружаются остальные документы, связанные с закупочной деятельностью. К ним можно отнести планы и извещения по закупкам, непосредственно проект договора и протоколы, составленные в ходе закупок.
Нет нужды публиковать все данные о предстоящих закупках, если их сумма не превышает 100000 рублей. К запрету подлежит любая информация, касающаяся государственной тайны.
Порядок проведения закупки по 223-ФЗ
1. Подготовка извещения (ч.9 ст.4) и документации (ч.10 ст.4) о проведении закупки.
Содержат требования к заявке, которая должна состоять из одной/двух частей и ценового предложения.Заявка в конкурсе, аукционе, запросе предложений состоит из двух частей и ценового предложения.Первая часть заявки содержит описание товара, работы, услуги. Не допускается указание сведений об участнике. Вторая часть заявки содержит сведения об участнике, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям, об окончательном предложении и др.Заявка в запросе котировок состоит из одной части и ценового предложения.
1.1. Сроки размещения извещения и документации в ЕИС.
- Конкурс – не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.
- Аукцион — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.
- Запрос котировок — не менее чем за 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок.
- Запрос предложений — не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса.
1.2. Сроки размещения извещения и документации в ЕИС для МСП (ст.3.4)
- Конкурс – если НМЦК <= 30млн.руб. — не менее чем за 7 дней до даты окончания подачи заявок; если НМЦК > 30 млн.руб — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок;
- Аукцион – если НМЦК <= 30млн.руб. — не менее чем за 7 дней до даты окончания подачи заявок; если НМЦК > 30 млн.руб. — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок;
- Запрос предложений – НМЦК <= 15млн.руб. — не менее чем за 5 рабочих дней до даты окончания подачи заявок;
- Запрос котировок – НМЦК <= 7млн.руб. — не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания подачи заявок.
1.3. Обеспечение заявок
- Если НМЦК < 5млн.руб. – не требуется;
- Если НМЦК > 5млн.руб. – согласно положения о закупке.
Возврат обеспечения заявки на участие в закупке не производится в случаях: 1) уклонение или отказ от заключения договора; 2) непредоставление или предоставление с нарушением условий обеспечения исполнения договора.
2. Запрос о даче разъяснений извещения / документации о закупке.
Разъяснение дается в течение 3 рабочих дней, если поступил не позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок, размещение в ЕИС.
3. Отмена конкурентной закупки.
В любое время до окончания срока подачи заявок. Информации об отмене закупки размещается в ЕИС в день принятия решения.
4. Определение поставщика
Заказчик создает комиссию для определения поставщика.
Отмена определения поставщика после истечения времени отмены закупки до заключения договора возможна в случае обстоятельств непреодолимой силы.
По результатам определения поставщика составляются протоколы этапов закупки и итоговый протокол. Последний протокол этапа не составляется – размещается итоговый протокол.
Протокол этапа закупки содержит: 1) дата подписания протокола; 2)количество заявок; 3) результаты рассмотрения заявок – количество отклоненных заявок их основания отклонений; 4) результаты оценки заявок с указанием итогового решения комиссии и присвоении значения по каждому из критериев оценки; 5) причины несостоявшийся закупки; 6) иные сведения согласно положения.
Протокол итоговый содержит: 1) дата подписания протокола; 2) количество заявок;3) дата и время регистрации; 4) порядковые номера заявок в порядке уменьшения степени выгодности + ценовые предложения (при одинаковых- лучшее то, которое поступило ранее); 5) результаты рассмотрения заявок + количество отклоненных заявок с основаниями отклонения; 6) результаты оценки заявок; 7) причины несостоявшейся закупки; 8) иные сведения согласно положения.
5. Заключение договора.
Не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола. В случае необходимости одобрения органом управления или обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты одобрения или решения.
Информация о заключении договора должна быть внесена в реестр договора и информации в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня заключения (в т.ч. с ЕП, стоимость которого превышает размеры ч.15 ст.4).
Исполнение, Изменение, Расторжение договора подлежит размещению в ЕИС в течение 10 дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.
Обеспечение исполнения договора в новой редакции 223-ФЗ не предусмотрено. Этот вопрос решается на усмотрение заказчика и устанавливается положением о закупке. Как правило, размер обеспечения устанавливается в размере от 5 до 30% от начальной максимальной цены. В случае снижения начальной максимальной цены договора размер обеспечения увеличивается в 1,5 раза или требуется предоставление документов о добросовестности участника.
Самое важное для заказчика
Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.
Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:
- Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
- на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
- на размещение изменений в извещение — 3 дня;
- размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
- разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
- протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
- на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
- изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
- ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
- раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.
Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.
Самое важное для заказчика- таблица сроков
Согласно 223-ФЗ сроки, установленные законом нужно соблюсти в обязательном порядке. К ним относятся:
- Размещение в ЕИС Положения о закупках, а также всех связанных с ним изменений в течение 15 суток.
- Размещение извещения о закупках в течение 20 суток или изменений в нем в течение трех суток.
- Ответы на запросы участников до тех суток с момента их поступления.
- Протоколы по закупкам и публикация подписанного сторонами договора, на которые также дается 3 дня.
- Изменения по договору в течение 10 дней с момента их внесения.
- Ежемесячный отчет по закупкам, подаваемый 10 числа каждого месяца.
- Ежегодный отчет, подаваемый в течении января года, следующего за отчетным.
Помимо представленных выше существуют дополнительные сроки, касающиеся приема заявок участников. Они зависят от размера поставщика, порядка процедуры отбора и финансовых объемов проекта. В целом это диапазон в 5-7 дней.
Защищены ли права участников закупок?
Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и Корпорация развития малого и среднего предпринимательства могут обратиться в ФАС (ч. 10 ст. 3), чтобы подать жалобу в рамках 223-ФЗ на действия заказчика.
Жалоба подается в случаях, когда:
- нарушены правила размещения положения о закупке в ЕИС
- от поставщиков требуют документы, не предусмотренные закупочной документацией
- закупка осуществляется без действующего положения и без применения положений норм 44-ФЗ
- опубликована недостоверная или отсутствует информация в ЕИС о годовых объемах закупки у субъектов СМП
Жалоба в ФАС также целесообразна, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупке. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматриваются в течение 7-ми рабочих дней, в то время как жалобу на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение одного месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).Отдельного внимания заслуживает особенность подачи жалобы. Обжаловать действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупки, оператора электронной площадки, может в том числе и участник, не участвующий в закупке, но только до момента окончания срока подачи заявок. Такая жалоба может касаться нарушений установленного порядка размещения информации о закупке и порядка подачи заявок. После окончания срока подачи заявок обжаловать действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупки, оператора электронной площадки, может исключительно участник, подавший заявку на участие в закупке.
Подробнее о процессе обжалования действий заказчика, а также алгоритмах рассмотрения жалобы по 44-ФЗ и 223-ФЗ рассказывает эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.
Особенности применения 223-ФЗ
Федеральный закон 223-ФЗ регулирует проведение конкурентных закупок, заказчиками в которых выступают государственные корпорации, ГУПы, компании с долевым участием государства более 50 %, муниципальные автономные учреждения. Главное отличие таких тендеров – закупки проводятся за внебюджетные средства.
Сведения о закупках госкорпорации размещают на портале Единой информационной системы (ЕИС) zakupki.gov.ru, но торги проводят не только на бесплатных федеральных площадках, но и на платных коммерческих.
В отличие от жестко регламентированного 44-ФЗ, закон 223-ФЗ носит рамочный характер и предоставляет заказчикам больше «свободы творчества».
Они сами разрабатывают положение о закупках, куда имеют право внести дополнительные требования к поставщику.
Информацию о закупках менее 100 000 рублей (для крупных корпораций – менее 500 000 рублей) могут не публиковать в ЕИС, а сразу размещать на ЭТП.
Заказчик по 223-ФЗ имеет право отменить закупку на любом этапе, а также уменьшить объем поставок в процессе исполнения контракта.
Именно из-за этой свободы сложилось мнение «госкорпорации творят, что хотят, и с ними лучше не иметь дела». Давайте посмотрим, так ли это.
Памятка: сводная таблица сроков по 223-ФЗ
Документ | Сроки |
---|---|
Положение | Публикуется на протяжении 15 дней со дня утверждения |
Изменения в положении | На протяжении 15 дней со дня утверждения |
Извещение, документация (по общему правилу) |
За 15 дней до конца отведенного времени для направления заявок |
При участи представителей МСП: · конкурсы, аукционы | За 7 дней до конца отведенного времени для направления заявок, если НМЦД меньше или равна 30 млн. рублей
За 15 дней до конца отведенного времени для направления заявок, если НМЦД больше 30 млн. рублей |
· предложения | За 5 дней до его проведения, если НМЦД не больше 15 млн. рублей |
· котировки | За 4 дня до конца отведенного времени для направления заявок, если НМЦД не больше 7 млн. рублей |
Изменения в извещения и документацию | На протяжении 3-х дней с принятия изменений |
Разъяснения | 3 дня с момента получения запроса |
Итоговый протокол и другие протоколы | 3 дня |
Договор | Подписывается на протяжении 10-20 дней после публикации итогового протокола, размещается в ЕИС на протяжении 3-х дней |
Договор по результатам обжалования | 5 дней |
Сроки в законодательстве о закупках
В течение дополнительных нерабочих дней сроки, установленные Федеральным законом № 223-ФЗ исчисляются в календарных днях (не включая субботу и воскресенье).
В течение дополнительных нерабочих дней если последний день срока, установленного 223-ФЗ выпадает на нерабочий день (не включая субботу, воскресенье и нерабочие праздничные дни), срок заканчивается на следующий нерабочий день (не включая субботу, воскресенье и нерабочие праздничные дни).
В период нерабочих дней очень остро встал вопрос исчисления сроков. Большая часть сроков исчислялась в рабочих днях и у заказчиков выработалась определенная практика. Чтобы окончание срока подачи заявок приходилось на рабочий день.
Вопрос был урегулирован на законодательном уровне и сроки в этот период исчисляются в календарных днях.
По 44-ФЗ сроки, исчисляемые в рабочих днях, исчисляются в календарных (не включая субботу, воскресенье и нерабочие праздничные дни). В ситуации, когда последний день исчисляемого в рабочих днях срока выпадает на нерабочий день, в этом случае срок заканчивается в нерабочий день (не включая субботу, воскресенье и нерабочие праздничные дни).
Учитывая, что режим дистанционной работы не сегодняшний день не отменен полностью, есть вопросы, которые требуют дополнительного регламентирования.
Например, в 44-ФЗ указано, что у членов комиссии заказчика есть возможность не присутствовать на заседании лично, если они используют средства электронного взаимодействия. В 223-ФЗ этот вопрос не отражен и заказчик принимает решение сам.
Если договор подписан электронной подписью, то протокол заседания размещается без подписи. В противном случае размещается графический образ протокола.
В 223-ФЗ сроки заключения договора четко определены, а в 44-ФЗ есть возможность увеличения срока.
Право на участие в рассмотрении жалоб по 44-ФЗ, 223-ФЗ обеспечивается в дистанционном режиме без очного присутствия заявителя и представителя субъектов контроля.
Какие заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ
- Государственные корпорации, такие как
- Агенство страхования вкладов (АСВ)
- Внешэкономбанк (ВЭБ)
- Роснано
- Росатом
- Ростех
- Роскосмос
- Государственные компании, такие как
- Роснефть
- Транснефть
- Сбербанк
- ВТБ
- РусГидро
- Холдинг МРСК
- Ростелеком
- Алроса
- Аэрофлот
- Субъекты естественных монополий
- Газпром
- РЖД
- Почта России
- Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах
- Электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение
- Водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод,
- Обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП)
- Автономные учреждения, а также хозяйственные общества с долей государства более 50%
- Дочерние хозяйственные общества с долей юридических лиц (п. 1-6) более 50% (“дочки” госкомпаний)
- Дочерние хозяйственные общества с совокупной долей дочерних юридических лиц п. 7 более 50% (“внучки” госкомпаний)
- Бюджетные учреждения, как исключение из 44-ФЗ, в случае получения ими грантов, выполнения госконтрактов или собственных доходов
Документооборот в системе закупок
В обязанности заказчика в рамках 223-ФЗ входит размещение в открытом доступе документов по закупочной деятельности, включающие:
- Положение о закупках.
- Изменения, которые вносятся в Положение о закупках.
- План закупки товаров, работ и услуг на годовой период (требования к плану и форма его предоставления регламентирована Правительством).
- План закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарств на срок 5-7 лет. Критерии отнесения продукции к инновационной определяются Правительством.
Это общие документы, которые необходимо сформировать заказчикам. Также они размещают детальные сведения по определенным закупкам. В их числе следующие:
- Извещение о закупке. В извещение о закупке необходимо включить сведения о способе закупки: открытый конкурс, аукцион или иной способ; сведения о наименовании, месторасположении, почтовом адресе и номере телефона заказчика, предмете договора, месте поставки товаров, а также сроки предоставления документации по закупке, начальную максимальную цену договора, место и дату рассмотрения заявок. Заказчик может прописывать в извещении иные сведения по закупке.
- Закупочная документация. В документацию по закупке заказчик должен включить требования к форме и содержанию заявки на участие, к описанию поставляемого товара, к участникам закупки, критерии оценки заявки и пр. Заказчик также может указывать дополнительные сведения по своему усмотрению.
- Проект договора.
- Изменения, которые вносятся в извещение и документацию, разъяснения по документам.
- Протоколы по закупкам: протокол рассмотрения заявок, итоговый протокол, протокол признания закупки несостоявшейся и пр.
- Информация о внесении изменений в существенные условия договора.
Также заказчик по 223-ФЗ формирует отчетность и размещает ее в ЕИС: сведения по общей стоимости договоров, об объеме закупок у единственного поставщика, об общей стоимости закупок, которые составляют гостайну.
Доступ ко всей размещаемой документации предоставляется на бесплатной основе.
Некоторые документы по закупке товаров, работ и услуг по 223-ФЗ не размещаются в открытом доступе. Заказчик имеет право не размещать данные по договорам со стоимостью до 100 тыс. р.; при годовой выручке заказчика свыше 5 млрд р. не размещаются контракты на сумму в пределах 500 тыс. р.
На официальном сайте заказчика не публикуется информация, составляющая гостайну, а также сведения о закупках, которые не размещаются по решению Правительства. Если заказчик оценивает сведения о закупке, как коммерческую тайну, то это не дает ему оснований для отказа от размещения сведений на сайте.
Зачем нужны положения о закупке?
То, что они нужны, не подлежит обсуждению. Так зачем же они так необходимы?
Во-первых, благодаря данному документу происходит связь экономического поля, разработка условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах;
Во-вторых, для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности;
В-третьих, происходит правильная реализация денежных средств;
В-четвертых, возникает возможность участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия;
В-пятых, появляется добросовестная конкуренция, обеспечивается гласность и прозрачность торгов, исключается коррупция и другие зловредные явления.
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 13 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ» И СТАТЬИ 59 И 78 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Принят Государственной Думой 14 апреля 2017 года
Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2017 года
Статья 1
статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 18; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6601; 2011, N 27, ст. 3880; 2012, N 53, ст. 7601; 2013, N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4076; N 48, ст. 6165; 2016, N 11, ст. 1482) изложить в следующей редакции:
«5. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа. Для назначения и выплаты указанных пособий застрахованное лицо представляет справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика — справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, документы, подтверждающие страховой стаж. Форма, порядок выдачи и порядок оформления листков нетрудоспособности, а также порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и Фондом социального страхования Российской Федерации. Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа утверждается Правительством Российской Федерации.».
Статья 2
Внести в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165) следующие изменения:
1) дополнить частью 3.2 следующего содержания:
«3.2. Листок нетрудоспособности выдается в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия пациента) формируется в виде электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией.»;
2) в :
а) в слова «и листки нетрудоспособности» исключить;
б) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:
«3.1) выдавать листки нетрудоспособности в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;».
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2017 года.
Президент Российской Федерации В. ПУТИН
Москва, Кремль
1 мая 2017 года
N 86-ФЗ
Открытые и закрытые торги — когда какие применяются
В п.1 ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона № 223 (далее — Закона)
перечислены открытые и закрытые процедуры. Среди первых — аукцион и конкурс, среди вторых — аукцион, конкурс, запрос предложений и котировок.
Открытые закупки обязательно включают размещение документации и извещения для доступа всем желающим. Если последние удовлетворяют требованиям заказчика, они могут поучаствовать в торгах.
В закрытых закупках нет случайных лиц — допуск к ним лишь по приглашениям. Заказчик прикладывает к ним документацию и отправляют двум и более юридическим лицам.
Порядок проведения закрытых процедур соответствует описанному в ст. 3.2 Закона, но есть нюансы.
Закрытые торги проводят, когда:
- в документации есть информация, составляющая государственную тайну, или лица с допуском к ней (ч.1 ст. 3.5 и ч.15 ст. 4 223-ФЗ );
- так установило Правительство РФ на основании полномочий из п.2 ч.8.1 ст. 3.1 Закона или на основаниич. 16 ст. 4 , когда сведения о закупке не размещаются в ЕИС и/или являются государственной тайной.
Заказчик вправе избрать любой способ передачи информации — на бумажном носителе, в электронном виде или всё вместе. В первом случае заявку отправляют в запечатанном конверте.
Кто считается участником
Закон 223-ФЗ не разъясняет термин «участник закупки» и критериев отнесения лица к таковым. Однако заказчики должны сделать это в своих Положениях о закупке. Это необходимо для того, чтобы было понятно, какие лица имеют права участников, а какие — нет.
Упомянутые права, например, включают обжалование действий заказчика или его бездействия во внесудебном порядке или в суде. Кроме того, Положение о закупке заказчика может предоставлять участникам и иные права, в том числе в части обжалования.
Но поскольку четкого определения участника закупочное законодательство не содержит, то на практике порой случаются злоупотребления. В частности, жалобы подаются лицами, которые все равно не смогли бы стать исполнителями в силу отсутствия у них возможности поставить (осуществить/выполнить) объект закупки.
Кто может участвовать в закупках
По большому счету, участником закупок может стать практически любое лицо – организация, ИП, физлицо. Что касается компаний, то их организационно-правовая форма, местонахождение и происхождение капитала никакого значения не имеют.
Более того, на стороне одного участника могут выступать несколько лиц. В таком случае они обычно объединяются на основании договора о совместной деятельности (простого товарищества). Хотя закон никаких особых форм такого участия не предусматривает, а значит, они могут быть иными. Помимо упомянутых лиц и их объединений, Минфин признает правомерным, когда от имени одного участника выступают аффилированные с ним лица.
На стороне одного участника закупки по 223-ФЗ может выступать несколько организаций, ведущих совместную деятельность
Конкурс
Их можно найти в тендерной документации.
Критерии отбора:
- цена;
- срок выполнения заказа;
- срок гарантии;
- необходимый опыт работы;
- квалифицированные сотрудники.
Используется, когда важна не только цена, но и другие параметры.
Конкурс проводится в 1 этап и в несколько. В последнем случае к исполнителю предъявляются специальные требования, поэтому заявки оцениваются в несколько подходов.
- 1 Если конкурс многоэтапный, то последовательность его проведения такая:
- 2 Комиссия выбирает и приглашает во второй этап.
- 3 Участвующие организации подают ценовые предложения и условия выполнения заказа.
Публикация сведений в ЕИС
Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:
- планы закупки,
- извещения о закупке,
- документацию, в том числе проект договора,
- протоколы, которые составляются в ходе закупки.
Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:
- связанных с государственной тайной;
- включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.
Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей. А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей. С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.
Как работать с шаблонами извещений
Заказчик может воспользоваться уже сформированными шаблонами извещений. Для этого ему нужно войти в свой личный кабинет в ЕИС и выбрать в меню раздела «Справочник» параметр «Шаблоны извещений».
Откроется соответствующий справочник, в котором можно создать новый шаблон или найти в справочнике уже имеющийся образец для конкретного способа закупки с указанием даты последнего изменения.
Если специалист хочет воспользоваться ранее сформированным шаблоном, он должен ввести в поисковую строку определенные параметры и найти искомый регистр. Если заказчику нужно создать новый шаблон, то ему надлежит выбрать действие «Создать шаблон».
В форму вводится наименование и способ заказа. В строке можно указать только те способы закупки, которые доступны для 223-ФЗ. После определения первоначальных данных нужно нажать кнопку «Сохранить» и продолжить вводить необходимые сведения во все доступные вкладки.
После того как вся информация по шаблону будет введена, пользователь сохраняет и закрывает документ. Шаблон извещения готов.
Созданные ранее шаблоны можно редактировать, выбрав соответствующее действие в контекстном меню. Данные при редактировании вносятся во все вкладки так же, как и при создании формы, затем сохраняются и документ закрывается. При необходимости шаблон извещения можно скопировать (дублировать) или удалить. Эти действия также доступны в контекстном меню.