Все о числе 44: новая жизнь, с качественным взглядом на мир

Содержание:

Основные документы закупочного процесса по 223-ФЗ

  1. Положение о закупках: публикуется на неопределенный срок, не может противоречить законодательству, обязательно соблюдаются принципы 223-ФЗ и 135-ФЗ. Содержит базовые нормы, регулирующие закупки организации на всех этапах этого процесса — от планирования, до заключения договора и приемки товаров, работ, услуг. Именно в положении о закупках определяются возможные способы закупки, как конкурентные, так и неконкурентные, а также случаи их использования, что находит свое отражение в плане закупок, закупочных процедурах.
  2. План закупок: по общему правилу публикуется на календарный год, содержит базовые параметры каждой будущей закупки, при этом закупочная документация противоречить им не может.

План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается на срок от 5-ти до 7-ми лет. План закупки у СМП размещается на срок не менее чем 3 года.

  1. Извещение о закупке: действует на время проведения конкретной закупки, не может противоречить ее параметрам, заданных планом, и содержит резюмированное описание условий, которые раскрываются в документации о закупке (при наличии).
  2. Документация о закупке (в т.ч. конкурсная документация, аукционная документация и т.п.). Действует на время проведения конкретной закупки. Комплект документов формируется в соответствии с Положением о закупке и содержит необходимую и достаточную информацию для участия в ней, а также об условиях договора, заключаемого по результатам закупки, в том числе:

    • требования к качеству, техническим характеристикам и функциональным характеристикам продукции, требования к условиям поставки и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемой продукции потребностям заказчика
    • требования к содержанию, форме, оформлению, составу, сроку действия заявки на участие в конкурентной закупке, инструкцию по ее подготовке
    • требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик
    • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги
    • сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора
    • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги
    • формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о конкурентной закупке
    • описание предмета конкурентной закупки в соответствии с ч.6.1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ и настоящим Положением
    • предмет закупки с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, когда невозможно определить количество товара, конкретный объем работ, услуг
    • и другие существенные условия, определенные Положением о закупке заказчика
  3. Закупочные протоколы (в т.ч. протокол подведения итогов закупки): фиксируют основные этапы и результат закупки. Не могут противоречить условиям закупочной документации. Итоговый протокол фиксирует также предложение победителя закупки, который становятся частью заключаемого договора.
  4. Договор по итогам проведения закупки: фиксирует соглашение сторон об объеме их взаимных обязанностей в рамках поставки товаров, работ или услуг. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее, чем через 10 дней и не позднее, чем через 20 дней с даты публикации итогового протокола. Договор не может противоречить условиям закупочной документации и предложению победителя закупки (если эти условия уточняются по итогам преддоговорных переговоров, то результаты таких переговоров также публикуются).
  5. Иные документы в ходе исполнения договора, в том числе дополнительные соглашения об изменениях условий, расторжении договора, др.

Шаг 5. Подготовка и подача заявки для участия

Заявка участника это комплект документов в электронной или бумажной форме,
составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы должны быть заверены уполномоченным лицом участника и содержать достоверную информацию. Тут не помешает
отдельная инструкция. Подготовленные материалы нужно сшить, пронумеровать, сложить в конверт, запечатать и передать заказчику по указанному в документации адресу. Заявка на участие в электронном аукционе подается в электронном виде посредством торговой
площадки

Важно успеть ее подать до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, к тендеру не допускаются

Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, участнику необходимо перед ее подачей перечислить указанную
сумму на расчетный счет заказчика или оператору торговой площадки.

Результаты тендера публикуются на сайте ЕИС. О том, как стать победителем, рассказали в статье «Как
выиграть тендер в 2019 году». Еще пригодится инструкция, как подать заявку.

Какие закупки регулирует 44-ФЗ

Данный закон регулирует все вопросы, касающиеся отношений сторон, осуществляющих госзакупки. Те в свою очередь обеспечивают нужды государства в целом, либо частного муниципалитета. Помимо этого акт преследует цели роста эффективности госзакупок и их результативности в целом. Путем мер, прописанных в 44 ФЗ о закупках, удается достичь прозрачности, а также гласности, в процессе государственных закупок, что предотвращает рост коррупции и иных злоупотреблений.

Проще сказать, что закон может контролировать все процессы, касающиеся государственных закупок. Однако имеются исключения:

Финансовые международные организации занимаются оказанием услуг на территории государства, при этом являясь результатом заключения международных договоров

Важно, чтобы в данном договоре участвовала Российская Федерация.
Материалы и средства, закупаемые государством для защиты определенных лиц. Сюда можно отнести защиту свидетелей, а также потерпевших

Сюда же относятся судьи и иные субъекты, участвующие в уголовном судопроизводстве.
Вопросы, касающиеся найма государством защитника в гражданском, административном, либо уголовном делопроизводстве.
Пополнение из бюджета фондов драгоценных металлов и драгоценных камней, принадлежащих государству. Сюда же относится закупка драгоценного сырья субъектами Российской Федерации, на территории которых оно и было добыто, с целью пополнения регионального фонда.
Найм государством адвоката или коллегии адвокатов для дальнейшего осуществления бесплатных юридических услуг гражданам Российской Федерации.
Закупка услуг, работ и тд для обеспечения функционирования избирательных комиссий всех уровней в период исполнения их полномочий.
Привлечение дополнительных работ и услуг, оказываемых гражданами РФ, для функционирования избирательных комиссий. Важно, чтобы данные услуги оказывались для обеспечения корректной работы выборов или референдумов.
Операторы взимают средства за пользование государством специализированными электронными площадками.

ФЗ для чайников: основные понятия и действующие лица

В закупках принимают участие несколько сторон. Чайнику достаточно запомнить, основных. Заказчик — госучреждение или муниципальное предприятие, которое пользуется бюджетными средствами. Поставщик по ФЗ — это любое, желающее предоставить свои товары, а также услуги, юрлицо или физлицо, соответствующее немногочисленным критериям:

  • никак не связано с заказчиками, всегда исправно платило налоги, а также никогда не имевшее судимостей;
  • без оффшорных покровителей;
  • не замечено в списках РНП, иначе Реестра с перечнем недобросовестных поставщиков.

В ФЗ 44 указано, что 15% объёма закупок должны проводиться у соцориентированных некоммерческих фирм и субъектов бизнеса малого формата. Немаловажным участником закупок являются ЭТП. Для информации чайникам — официально их сейчас 8.

Ну и, пожалуй, основная сторона, о которой нужно знать чайникам — органы, представляющие власти:

Закон 44 ФЗ определяет порядок разработки планов, мониторинга и проверки госзакупок, а также регулирует очерёдность поставщиков, оформление контрактов. Ну и, конечно, регламентирует действия госорганов по контролю закупок. Однако, для чайников напомним, этот нормативно-правовой акт не распространяет своё влияние на следующие предполагаемые лоты:

  • покупка услуг у иностранных финорганизаций;
  • госзащита лиц должностного статуса, судебных чиновников, прочих граждан;
  • обеспечение Госфонда ресурсами путём закупа драгметаллов и драгкамней;
  • покупка защитников, работающих для клиентов на бесплатной основе;
  • стоимость участия закупочной процедуры;
  • приобретение услуг избирательных комиссий.

Понятие и правила описания объекта

Описать объект закупки означает зафиксировать качественные и количественные его характеристики (стандарт), позволяющие идентифицировать объект. В статье 33 прописаны такие правила описания объекта закупки по 44-ФЗ:

1. Запрещено указывать показатели, которых нет у подобных товаров.

При описании нельзя указывать показатели, которых нет у аналогичных товаров. Требования к предмету закупки соответствуют реальной потребности заказчика. Характеристики прописывают одинаково для участников, без излишеств и противоречий.

К примеру, необоснованное требование к наградной продукции: ширина ленты для медали — 22 см. Это не позволило предложить к поставке товары, которые отвечали бы запросам заказчика (дело об административном правонарушении Новгородского УФАС России № 1037/03 от 04.03.2015).

2. Требуется указывать функциональные, качественные и эксплуатационные характеристики.

Это означает, что описание объекта закупки должно содержать максимальные или минимальные показатели и значения, которые не изменяются. К примеру: «Бумага для офисной техники. Формат А4. Плотность: не менее 80 г/м². Белизна: не менее 146%. Листов в пачке: 500».

Не допускается устанавливать требования:

  • к производителю;
  • к участнику;
  • к его деловой репутации;
  • к наличию у него производственных мощностей, трудовых, финансовых и других ресурсов, за исключением случаев, если возможность их установления предусмотрена 44-ФЗ, к примеру, при проведении конкурса или аукциона, который подпадает под нормы Постановления от 04.02.2015 № 99.

Вот пример качественных функциональных и экологических характеристик объекта закупки.

3. Нельзя указывать в описании товарные знаки и иные уникальные признаки (п. 1.1 ст. 33), требования, которые влекут за собой ограничение количества участников.

Делать это не обязательно, если:

  • товары, которые выпускаются под другими товарными знаками, несовместимы с товарами, которыми пользуется госзаказчик;
  • закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, которыми пользуется заказчик, в соответствии с техдокументацией.

4. Необходимо использовать в описании показатели и термины, предусмотренные техническими регламентами и документами национальной системы РФ.

Иные показатели, требования, обозначения и термины используют, обосновав необходимость их применения в документации (п. 2 ч. 1 ст. 33 закона № 44-ФЗ).

Вот пример, что такое объект закупки по 44-ФЗ: «Хлебобулочные изделия из пшеничной муки вырабатывать в соответствии с ГОСТ 31805-2012, по рецептуре и технологической инструкции, которые согласованы и утверждены в установленном порядке, с соблюдением санитарных норм и правил».

5. При необходимости включать в описание спецификации, планы, чертежи, эскизы, гарантийный срок и обслуживание, необходимость монтажа, наладки и обучения лиц, которые используют и обслуживают оборудование.

К примеру: «Гарантийный срок асфальта: по земляному полотну — 8 лет; по основанию дорожной одежды — 6 лет; по верхнему слою покрытия — 4 года».

6. При покупке лекарственных средств обязательно указывать в описании их международное непатентованное наименование. А если оно отсутствует — химические, группировочные наименования, список которых доступен на сайте государственного реестра.

К примеру: «Лекарственное средство, группировочное название: Цефоперазон + , лекарственная форма — порошок для приготовления раствора для внутривенного введения».

7. Допустимо заказывать новый товар, не бывший в употреблении или в ремонте.

Как выиграть в госзакупках?

Единой инструкции, как победить в аукционе по государственным заказам, не существует. Но соблюдение следующих правил увеличивает шансы на выигрыш в конкурсе:

  • при первоначальном участии воспользуйтесь помощью специалистов по заполнению документов;
  • предлагайте низкую цену, но не в убыток себе;
  • старайтесь выполнять контракты в срок и в полном объеме.

Соглашение сторон при госзакупках подписывается закону №44-ФЗ. В контракте указывается стоимость услуг или товара, прописываются сроки выполнения заказа и его приемки, условия возврата, выплаты штрафа, возможности одностороннего отказа от исполнения.

Поправки в закон 44-ФЗ, действующие с начала апреля 2021 года

  • увеличение максимальной цены закупок до 3 млн ₽;
  • сокращение времени подачи заявок до четырех дней;
  • разрешение на заключение договора с едпоставщиком при подаче только одной заявки.

Увеличение суммы контракта при электронных закупках.

При закупках с оформлением «на бумаге» у единственного поставщика, в соответствие с п.п. 4 и 5 ст. 93 закона 44-ФЗ сумма сделки не должна превышать 600 000 ₽, а по правилам малых электронных закупок – 3 млн ₽. При запросе заказчиком товаров на электронных торгах ему подбирают несколько предложений, из которых он выбирает наилучший для себя, и заключает договор.

Определение начальной цены контракта по 44-ФЗ

  • сопоставления рыночных цен;
  • нормативный метод, регулируемый 19 ст. 44-ФЗ, основанный на нормах затрат, согласно настоящего закона;
  • тарифный метод, применяющийся к услугам по водоснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, а также электроэнергетики, электросвязям и установке инженерных сетей (интернет);
  • проектно-сметная методика, применяющаяся в основном при капитальном строительстве, реконструкциях, капремонтах и других отраслях;
  • затратный метод, применяющийся в случае невозможности использования других методов.

К поставщикам по 44-ФЗ применяются антидемпинговые меры в процессе работы по закупкам. Их суть в том, что при выявлении снижения итоговой цены на закупку в 25%, победитель тендера будет обязан предоставить гарантии или подтвердить информацией из реестра госзакупок

Заказчики принимают во внимание следующие документальные подтверждения от поставщиков:

  • отсутствие штрафов и пеней по трем и более контрактам;
  • при отсутствии госконтрактов за последний год, следует предоставить информацию не менее чем за 4 договора за 2 года. Исполнение по 44-ФЗ 3 из 4 контрактов должно быть без штрафных санкций и начисления пени.

Поправки к закону № 44-ФЗ, которые начнут действовать с 1.07.2020 года

Часть поправок к Федеральному Закону начнет действовать с
начала второго полугодия. Ожидаются следующие изменения:

  • электронные запросы котировок будут требоваться в том случае, если
    НМЦК менее 3 млн рублей;
  • исключается ограничение в 100 млн рублей для проведения процедуры;
  • время подготовки заявки будет сокращено, крайний срок подачи – 4
    рабочих дня, начиная со следующих суток с даты подачи заявки;
  • изменения в извещения вносить не разрешается, но появится
    возможность изменять запрос котировок, сделать это можно в любой момент,
    крайний срок – 1 час до времени окончания подачи заявки;
  • необходимо запрашивать документы, подтверждающие соответствие
    требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, одной декларации будет недостаточно.

Сортировать допущенные к конкурсу заявки и присваивать им
порядковые номера по мере возрастания предложенной цены будет закупочная
комиссия. Сейчас эту операцию выполняет электронная площадка. Номера необходимо
будет включать в протокол подведения итогов конкурса.

Если на конкурс подана или допущена только одна заявка от
подрядчика, то можно будет заключить с контракт с единственным поставщиком, не
продляя сроки подачи заявлений на конкурс.

Отправить на электронную площадку и в ЕИС проект контракта
необходимо будет в течение трех часов с момента публикации итогового протокола
в ЕИС. Победитель конкурса поставщиков и заказчик будут иметь в распоряжении 1
рабочий день, в течение которого они обязаны подписать и разместить контракт.
Протоколы разногласий оформлять не нужно, этот документ полностью исключен из
перечня.

Открытие спецсчета в банке

Если в документации на участие в госзакупке указано, что необходимо предоставить обеспечение заявки, то предпринимателю потребуется открыть специальный счет согласно Федеральному закону №44-ФЗ. На нем деньги будут храниться до выполнения условий соглашения. К банкам, которые предоставляют услугу открытия спецсчета, относятся крупные коммерческие финансово-кредитные учреждения. Например, Локо-Банк предлагает комплексное обеспечение и поддержку бизнеса в соответствии со спецификой работы. Открытие спецсчета на выполнение государственного заказа гарантирует:

  • получение комплекса услуг при участии в торгах;
  • минимальный пакет документов для оформления банковской гарантии и кредитов;
  • организацию электронного документооборота;
  • предоставление займов без залога и поручительства;
  • бесплатное открытие расчетного счета.

Для того чтобы заключить договор партнерства с Локо-Банком для выполнения государственного заказа обратитесь к оператору call-центра по контактному телефону: 8 (800) 250-50-50.

Банковская гарантия на исполнение госконтракта

Подробнее

Поправки в Закон № 44-ФЗ, которые вступают в силу с 1 апреля 2020

Часть поправок вступает в силу с 1 апреля 2020 года. Из ФЗ
№44 с комментариями и дополнениями 2020 года полностью исключено понятие «план
закупок». Будет устранен ступенчатый контроль из ЕИС. Планы-графики с апреля
будут проверять по двум параметрам:

  • соответствие данных об идентификационных кодах закупок (ИКЗ);
  • непревышение объемов финансового обеспечения для проведения
    закупок.

Будут внесены изменения в порядок проведения проверок
Казначейства, финансовых органов в регионах государственными внебюджетными фондами.
Органы будут контролировать:

  • не превышение объема утвержденных лимитов финансового обеспечения
    из плана-графика;
  • соответствие данных об ИКЗ.

Эти изменения зафиксированы в № 71-ФЗ от 01.05.2019. Кроме того, 17.02.2020 года было анонсирована подготовка нормативного акта, в котором будут прописаны особенные условия проведения государственных закупок в республике Крым и городе Севастополь. Подробности об изменениях пока не озвучены, но вступить в силу они должны с 1 апреля 2020 года.

Заявка на участие в электронном аукционе

Заявка на участие в ЭА состоит из 2-х частей (ч. 2 ст. 66 44-ФЗ). Первую часть принято называть «Форма 2», на ее оформление влияет предмет контракта, а также тот факт, включена ли в аукционную документацию проектная документация, указан ли товарный знак или иные персональные критерии.

К структуре первой части заявки установлены требования в соответствии с положениями ч. 3, 3.1, 4 ст. 66 44-ФЗ.

Содержание первой части заявки (ч. 3 ст. 66 44-ФЗ):

1) согласие участника на исполнение обязательств на утвержденных условиях и не подлежащих изменению после проведения электронного аукциона. Данное согласие дается на ЭТП путем выставления «галочки» в соответствующем окне, поэтому отдельно готовить документ с согласием не нужно;

2) при закупке товара, а также товара, в том числе поставляемого при выполнении работ (оказании услуг):

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные характеристики товара, и указание на товарный знак (при наличии). Данная информация вносится в заявку, если в аукционной документации отсутствует указание на ТЗн или ТЗн отличается от указанного заказчиком.

Важно самым внимательным образом оформлять первую часть заявки. Она является своеобразным инструментом, которым пользуются недобросовестные заказчики, чтобы продвинуть на исполнение контракта «своего» исполнителя

Отнеситесь серьезно к этому моменту, не допускайте ошибок и не давайте таким заказчикам оснований для отклонения вашей заявки.

В ч. 3.1 ст. 66 44-ФЗ говорится, что первая часть заявки должна содержать только согласие на выполнение контракта, если в закупочную документацию включена проектная документация в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ.  Такое согласие дается с помощью функционала электронной площадки.

Содержание второй части заявки:

1) ФИО, адрес, контакты, ИНН (для иностранного лица – аналог ИНН) участника, учредителей, членов исполнительного органа;

2) соответствие участника требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника требованиям, указанным в п. 3 — 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Декларация подается на ЭТП, однако лучше подготовить отдельный файл с декларацией и включить его во вторую часть заявки;

3) копии документов о соответствии ТРУ требованиям законодательства РФ (если эти требования прописаны в аукционной документации).

Не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром;

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки (либо копия);

5) документы, подтверждающие право участника ЭА на получение преимуществ согласно ст. 28 и 29 44-ФЗ (если участник заявляет о получении таких преимуществ), или копии данных документов (Примечание: преимущества для учреждений и организаций уголовно-исполнительной сферы, а также организаций инвалидов);

6) документы, предусмотренные нормами закона, принятыми согласно ст. 14 44-ФЗ, в случае закупки ТРУ, на которые действуют данные нормативы, или копии таких документов.  (Примечание: если участник не подает эти документы, то заявка считается заявкой, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными поставщиками);

7) декларация о принадлежности участника к СМП или СОНКО, если заказчик установил ограничения согласно ч. 3 ст. 30 44-ФЗ (Примечание: декларация подается на ЭТП. Однако, лучше подготовить отдельный файл с ней и подать его вместе со второй частью заявки).

Когда оператор ЭТП может вернуть заявку:

1) заявка нарушает требования ч. 6 ст. 24.1 44-ФЗ (документы не подписаны электронной подписью);

2) один кандидат направил более одной заявки на участие, не отозвав предыдущие заявки;

3) заявка от участника поступила после истечения срока подачи заявок;

4) заявка нарушает нормы ч. 9 ст. 24.2 44-ФЗ (до конца регистрации участника в ЕИС остается менее 3-х месяцев);

5) участник, ответственные или уполномоченные лица числятся в РНП;

6) в реестре участников закупок отсутствуют электронные документы (или их копии), утвержденные Постановлением Правительства РФ № 99 от 04.02.2015 г. согласно ч. 3 ст. 31 44-ФЗ, либо несоответствие таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении ЭА в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 44-ФЗ.

Инструкция по заполнению заявки. Государственные закупки

Практика «применения» этого пункта — ещё одна иллюстрация тяжелейшего провала в (анти-)юридическом сознании целой отрасли. Вместо осознанных инструкций: «… в таких-то параметрах выбирать участнику», в 99% госзаказов мы найдём абсурдное : «Не знаю что писать, поэтому скопирую в инструкцию статьи закона, ведь все так делают». Узнаёте? Привет, ленивый мозг. Я даже как-то видел закупку куда приложили 44-фз целиком.

Точно так же как и с «гостами»: 

Закон уже опубликован и должен быть соблюден без его копирования куда-то ещё.И точно так же как и с «гостами»: Если закон предусматривает выбор из нескольких пунктов (опций), то этот выбор должен быть сделан и прямо указан. Это работа закупщика и важнейший юридический принцип: не копипастить то, что уже определено за вас, создавая видимость большой, важной и очень государственной работы, а принимать осознанные решения в отведённых рамках и транслировать эти решения. В большинстве простых случаев инструкция может и должна состоять из одной фразы: «Предложенный участником товар должен быть указан однозначно и являться равным или лучшим по всем требуемым показателям.»В особых ситуациях в инструкции может быть предложен выбор нескольких значений из заданных диапазонов или перечней: «Перечисление показателей через запятую означает, что участник может выбрать один или несколько показателей из списка.
Перечисление показателей через знак «/» означает, что участник может выбрать только один показатель из списка.»- это только примеры, реальная инструкция зависит от конкретных задач, осознанно определяемых заказчиком

Затребовать конкретизацию показателей заказчик имеет право в любой закупке, но только в аукционе он будет проверять предложение по ним до самих торгов: В течении трёх дней после ОПЗ заказчик рассматривает первые части, и в случае несоответствия требованиям закона и заказчика такие заявки не допускаются к участию в аукционе ( обеспечение заявки разблокируется).

Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ

Прежде чем мы перейдем к сути вопроса, давайте поймем, кто такие представители СМП и СОНКО, и какие требования к ним установлены.

Требования к представителям малого бизнеса прописаны в ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»:

  • В уставном капитале СМП доля РФ не должна превышать 25%, а доля иностранных юр. лиц и юр. лиц (не относящимся к малому и среднему предпринимательству) в уставном капитале – не превышать 49%.
  • Среднее число рабочих кадров не должно быть больше 100 человек.
  • Выручка без НДС или балансовая стоимость активов — не более 800 млн. рублей. Такие критерии утверждены Постановлением Правительства РФ № 265 от 4 апреля 2016 г.

Требования к социальным НКО изложены в гл.II 7-ФЗ «О некоммерческих организациях. Согласно ст.31.1 7-ФЗ такие организации должны вести следующую деятельность:

  • предоставлять социальные услуги, помощь и защиту гражданам;
  • оказывать бесплатную или льготную юридическую поддержку гражданам и некоммерческим организациям и повышать правовую грамотность среди населения; отстаивать права и свободу человека и гражданина;
  • проводить медицинскую и социальную реабилитацию, социальную и трудовую реинтеграцию лиц, незаконно принимающих наркотические и психотропные препараты;
  • и т.д. (в нормативе перечислено 18 видов деятельности).

Перейдем непосредственно к преференциям для СМП и СОНКО по 44-ФЗ.

Объем закупок

Из совокупного годового объема закупок (СГОЗ), которые проводят заказчики, для СМП и СОНКО должно проводиться не менее 15% закупок, а начальная максимальная цена контракта (НМЦК) при этом должна быть не более 20 млн. руб. (ч.1 ст.30 44-ФЗ).

Важный момент! Участник, не являющийся представителем СМП или СОНКО, в таких торгах принимать участие не может.

В ст.7.30 КоАП РФ говорится об ответственности для заказчиков, которые нарушают порядок проведения процедур для этой категории участников. Несоблюдение норм законодательства грозит заказчикам штрафом – до 50 тыс. руб. (ч.11 ст.7.30 КоАП РФ).

СМП и СОНКО на субподряде

Согласно ч.5 ст.30 44-ФЗ поставщик, не являющийся представителем СМП или СОНКО, может участвовать в закупках, проводимых для этой категории участников:

  • если отдаст контракт на субподряд представителям СМП или СОНКО;
  • если возможность передачи контракта на субподряд заказчик указал в извещении.

Сокращенные сроки оплаты за выполненные обязательства

Если закупка ориентирована на СМП и СОНКО, то заказчик обязан прописать в контракте срок оплаты за исполненные обязательства – не более 15 рабочих дней с даты приемки (ч.8 ст.30 44-ФЗ). В закупках не для СМП и СОНКО сроки другие — 30 календарных дней.

Размер ОИК исчисляется из ценового предложения

Если в торгах победил представитель СМП или СОНКО, то сумма обеспечения исполнения контракта (ОИК), как простого, так и с учетом антидемпинговых мер, рассчитывается от суммы контракта, но не должна быть меньше размера аванса (ч.6 ст.96 44-ФЗ). В остальных закупках размер ОИК зависит от НМЦ контракта, а не от ценового предложения выигравшего участника.

Когда ОИК не предоставляется?

Победитель торгов, являющийся представителем СМП или СОНКО, не вносит ОИК (включая и антидемпинговые меры), если предоставит сведения о 3-х исполненных контрактах без штрафов и пеней за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом НМЦК проводимой закупки, указанная в извещении и закупочной документации, должна быть не ниже суммы этих 3-х контрактов (ч.8.1 ст.96 44-ФЗ).

Как понять, нужно ли Вам предоставлять ОИК заказчику? Для этого можно воспользоваться удобным онлайн калькулятором, который ускорит процесс подсчетов.

Выполните следующие действия:

  1. Перейдите по ссылке;
  2. В соответствующих разделах укажите ИНН и реестровый номер закупки, которую вы выиграли;
  3. Нажмите кнопку «Проверить»;
  4. Дождитесь, когда придет информация по исполненным контрактам;
  5. Вставьте полученную информацию на ЭТП при подписании контракта или отправьте заказчику произвольное письмо с указанием исполненных контрактов.

Уменьшенные размеры штрафов

Согласно п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 от 30 августа 2017 г., если поставщик-представитель СМП или СОНКО некачественно выполнил работы по контракту, то ему грозит штраф от 1 до 5 тыс. руб. от цены контракта (этапа).

Для остальных закупок штрафы значительно суровее (см. п.3 ПП РФ № 1042):

  • 10% для контрактов до 3 млн. руб.;
  • 5% — 3-50 млн. руб.;
  • 1% — 50-100 млн. руб.;
  • и т.д.

Заключение контракта

Итак, итоговый протокол опубликован в ЕИС. Через 10 дней (не ранее) контракт может быть заключен (ч. 9 ст. 83.2).

В течение 5 дней после публикации итогового протокола в ЕИС заказчик направляет в ЕИС и на ЭТП неподписанный проект договора.

После этого в течение 5 дней исполнитель подписывает проект контракта электронной подписью и размещает его в ЕИС вместе с подтверждением оплаты ОИК.

Однако при возникновении разногласий по проекту договора, победитель размещает в ЕИС подписанный электронной подписью протокол разногласий. В протоколе разногласий он отражает свои замечания по положениям контракта, ссылаясь на соответствующие пункты.

У заказчика есть 3 рабочих дня, чтобы учесть замечания и доработать проект контракта, либо повторно опубликовать его в ЕИС. При этом заказчик готовит отдельный документ с указанием причин отказа.

После размещения в ЕИС доработанного проекта контракта или исходного проекта с отдельным документом о причинах отказа, победитель в течение 3 рабочих дней размещает в ЕИС подписанный проект контракта и подтверждение перечисления ОИК.

В течение 3 рабочих дней заказчик подписывает электронной подписью контракт и размещает его в ЕИС. После этого контракт будет заключен.

Когда победитель ЭА считается уклонившимся от заключения контракта:

  1. В назначенные сроки победитель не подписал проект контракта (ст. 83.2 44-ФЗ);
  2. Победитель не направил заказчику протокол разногласий в течение 5 дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта;
  3. Победитель не выполнил антидемпинговые требования согласно ст. 37 44-ФЗ (в случае снижения цены контракта на 25% и более от НМЦК).

Антидемпинговые требования

Если участник победил в электронном аукционе, предложив цену сниженную на 25% и более от НМЦК, то он должен предоставить:

  • ОИК в соответствии с ч. 1 ст. 37 44-ФЗ (если НМЦК более 15 млн. руб.); ОИК в соответствии с ч. 1 ст. 37 44ФЗ или информацию, указанную в ч. 2 ст. 37 44-ФЗ, с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в закупочной документации (если НМЦК не превышает 15 млн. руб.);
  • обоснование цены контракта согласно ч. 9 ст. 37 44-ФЗ при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения.

Таким образом, участие в электронном аукционе имеет свои особенности. В сложностях и нюансах следует тщательно разобраться, еще раз внимательно полистать 44-ФЗ. Надеемся, что статья была полезной не только для новичков, но и для опытных поставщиков, а наши советы помогут избежать ошибок и уменьшат риски вашего участия.

Промежуточный итог

И эта победа должна лишь только укрепить вас в уверенности в своих силах и дать мощный толчок для продвижения вперед. Конечно, кризисные явления влияют на контрактную систему, заставляя идти в государственный заказ все новых и новых участников. Это рождает переизбыток спроса на фоне предложенных заказов. Участники неистово борются за каждую закупку, каждый контракт, демпингуют на аукционах и конкурсах, вступают в сговоры. Заказчики все больше и больше отклоняют, отсеивают нечистых на руку поставщиков, часто перестраховываются излишними требованиями, что порой работает против них. Почти в каждой закупке идет ожесточенное противостояние участников между собой за «место под солнцем» государственного заказа.

Но, как и всегда это бывает, на смену кризису и регрессу идут неизбежные подъем и прогресс, и будем надеяться, что этот подъем не за горами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector